Что такое воспитание на примере чичикова. Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»). Годы в училище

Композитор Альфред Шнитке написал сюиту «Детство Чичикова». «Мертвые души», поэма Гоголя, из которой был взят этот отрывок, является украшением не только лишь российскей, да и мировой литературы.

Маленький очерк о детстве героя

Маленький отрывок из одиннадцатой, последней главы книжки, написанный создателем так живо и образно, вдохновил композитора на то, чтоб выразить средствами музыки серенькое, безотрадное детство. Чичиков, главный герой поэмы, помня о собственных детских годах, всю следующую жизнь всеми правдами и неправдами пробовал достигнуть в обществе определенного положения. Н. В. Гоголь блестящим языком двумя-тремя фразами профессионально обрисовал убогость существования малеханького Павла в родном доме. Что может сравниться с фразой о том, как «жизнь посмотрела» на малыша! Кисло-неприютный взор, ну и еще через занесенное снегом мерклое оконце. Сходу становится ясно, что рос мальчишка без родительской ласки (отец болел, а мама ухаживала за ним), одиноким, без гулких друзей-товарищей, заброшенным. А ведь самая веселая и беспечная пора жизни - это детство! Чичиков, можно сказать, был лишен его.

Причины, формирующие нрав

В предстоящей жизни отсутствие друзей не тяготило Павлушу. Этому содействовали, с одной стороны, привычка всегда быть в одиночестве, с другой - науськивания отца, решившего, может быть, единственный раз в жизни побеседовать с отпрыском по душам. Малеханького Чичикова повезли в примыкающий город определять в училище. Лошаденка Сорока лишь на 3-ий денек с утра доставила путников к месту предназначения – к далекой родственнице. И снова вокруг плохо скрываемая бедность, серость и убогость. Начинаются годы обучения, длится детство. Чичиков прекрасно усвоил советы отца, главный из которых был об умении угождать полностью всем, в особенности начальникам и учителям, соученикам богатым и полезным. Умение тонко льстить он отрабатывал в течение всей предстоящей жизни. И, как свидетельствует создатель, Чичиков умел произвести на общество самое подходящее воспоминание.

Типичные таланты Чичикова

Изворотливость головного героя – движущая сила сюжета произведения. Предприимчивый, инициативный, угодливый и беспринципиальный - перед ним могло открыться красивое будущее, другими словами он сумел бы достигнуть того, к чему так стремился. Не имея особенных талантов, он с различием кончает училище. За примерное и благонадежное поведение ему вручают отличительный подарок - книжку с золотыми знаками. Но, невзирая на похвалы учителей, спекулировать Павлуша научился еще в стенках училища. Герой произведения не был каким-то исключением, он был продуктом системы и общества.

Детство Чичиков не вспоминал с тягостным чувством - он не голодовал, был упитанным мальчуганом, ему просто не необходимы были обыденные детские забавы. Вся энергия, все его таланты были ориентированы, согласно отцовским советам, на накопительство. Гоголь обрисовывает то, как герой боготворил средства: когда мальчишка скопил 5 рублей, он сложил их в мешочек, который зашил и упрятал в матрас, потом стал накапливать далее. Еще одним его талантом было умение посиживать бездвижно в течение всего урока и, не мигая, глядеть в рот учителю, вроде бы саркастические соученики ни пробовали его расшевелить толканием и щипками.

Божество, которому молится герой

Прощальная речь отца была посвящена силе копейки. Она, и только она, – и самый верный друг, и самый надежный товарищ, – никогда не кинет и вынет из хоть какой неудачи. И все годы учебы Павлуша без утомились добывал копеечку. Он и мышку выдрессировал, а позже прибыльно продал, и птицу смастерил с этой же целью. Пользуясь безалаберностью соучеников, Чичиков заблаговременно брал пирожки и бублики, а дождавшись, когда они проголодаются, продавал еду по стоимости, зависящей от аппетита покупателя. На самом деле собственной, он был инициативный и профессиональный бизнесмен. Такой образ Чичикова. Детство наложило, непременно, собственный отпечаток на его нрав, но совсем сформировало его характеры общество.

Детство и семья Чичикова в поэме "Мертвые души"

Чичиков по происхождению - бедный дворянин:

«... Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает...»

Известно, что отец Чичикова владел всего одной семьей крепостных крестьян:

«... кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме...»

Чичиков почти ничего не получил в наследство от бедного отца:

«... В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой...»

В детстве у Павла Чичикова не было ни друзей, ни товарищей:

«... Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!...»

Семья Чичикова жила в крестьянском доме, в маленькой горнице. Этот дом не похож на традиционное жилье дворян:

«... Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето...»

Отец Чичикова все время болел:

«... отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу...»

Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:

«... При расставании слез не было пролито из родительских глаз...»

«... знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост...»

Когда маленький Павлуша Чичиков делал что-то не так, отец драл ему уши:

«... вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев...»

Чичиков помнит мало деталей из своего детства:

«... вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память...»

Образование Чичикова Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына. Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:

«... на третий день утром добрались до города [...] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [...] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища...»

В училище Павлуша не отличался особенным умом. Зато он был очень прилежным и опрятным учеником:

«...Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [...] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем...»

Еще в училище Чичиков научился угождать начальству:

«... В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно...»

После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения - в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

<…>В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

Мухо́ртая – с желтыми подпалинами (масть лошади).

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

  • Смирно сидит на лавке.
  • Не выказывает остроумия.
  • Умело соблюдает тишину.
  • Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.
  • Подает треух учителю.
  • Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

«Надул, сильно надул…».

Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Надул, надул, чертов сын!».

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.



После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

«Темно и скромно происхождение…»

Героя поэмы «Мертвые души». Стремление угождать он сделал основой отношений с людьми. «Беречь копейку» - правилом жизни. Павел идет к поставленной цели, но судьба испытывает юношу. Недальновидность и желание быстро разбогатеть приводят к потерям. Нечестные дела и авантюры рождаются в голове после каждого падения. Классик показывает, как появился делец со страшной и подлой душой, способной на покупку людей, покинувших мир живых. Предприимчивые Чичиковы приходят на смену помещикам, представленным писателем в поэме.