Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, являющейся основой существования человека. И поэтому неслучайно главное качество всех народных героев - трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с добрыми и злыми силами, которые сосуществуют с ним. Поэтому он обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них нам предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм общения, правила взаимоотношений а группах, семьях. Здесь на первое место выдвигается любовь.

"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние слова евангелиста, любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, произнесенные им в проповеди-завещании.

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных, так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга.

Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца, дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале человека, о носителе всех лучших качеств, присущих национальному характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство мыслей…; успехи наук свидетельствуют о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному".

Итак, человек, любящий трудиться, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал, который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую духовность, нравственность и гуманность. Эти черты наиболее полно раскрываются в русском народном творчестве, часто подвергаясь гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь народ и т.п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают. И хотя русские народные сказки кажутся бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям воистину неоценимы.

Процесс воспитания в России начинался с наставников. Существовали специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, назидания и т.д. В них сосредоточены основные заповеди воспитания человека: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай,

не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй

Сравнивая народные заповеди с заповедями религиозными, видно их сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные заповеди имеют общечеловеческую направленность и определяют совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорят от прошлом, оно оценивается точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам, чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Например, "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

Наиболее распространенными формами пословиц являются наставления, поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном идеале легли в основу всех компонентов народной культуры, всех произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы, героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами обучения и воспитания.

Что же составляет содержание народной культуры., имеющей огромной воспитательное значение. Это прежде всего фольклор - русское народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки и т.д.; музыкальное песенное искусство; народная игрушка, народные промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

"Русские песни, предания, пословицы… и, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания, они - хранилище русской народности" (Н.А. Некрасов).

В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В ней предельно ярко выражены нравственные законы и принципы, эстетические идеалы. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок".

Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее появляются в русском эпосе богатыри, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего воспитательного значения и по сей день.

Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры - это творческий процесс. Народная игра с течением времени видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая роль здесь принадлежит народной игре.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему согласию участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определились их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, возникавшими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и другие, выделялись, так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.

Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в воспитании нравственных качеств, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания, духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» .

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, вызываем интерес к народным обычаям, воспитываем художественный вкус и при этом развиваем речь.

Яркие, доступные по форме потешки, пальчиковые игры, приговорки легко запоминаются и могут использоваться детьми в разных видах деятельности. Они забавляют ребенка и вместе тем, обучают навыкам поведения. Работая с детьми второй младшей группы, я пришла к выводу, что дети легко отзываются на произведения устного народного творчества. Их опыт еще мал, разговорная активная речь мало развита, но им понятны и доступны малые жанры.

Благодаря устному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть» , «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь как раз и реализуется через разные малые фольклорные жанры. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты этих жанров произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Народное творчество своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего

народа изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому глубже изучила различные виды народого творчества. В работе использую:

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) , собрала книжки для детей. При планировании стараюсь продумывать и использовать разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами бибабо. Ведь развивая, образное мышление можно помощь ребенку выполнять уже задания, относящихся к продуктивным видам деятельности - заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

Словесный метод (коллективное чтение, заучивание) В своей работе с детьми использую: колыбельные песни которые, своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, потешки которые, вводят ребенка мир, учат его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешки можно использовать во всех режимных

процессах и во всех возрастных группах.

Игровой метод (игры-драматизации, игры- инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) . Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания, а еще потешки, ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же выполняют все с интересом.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки» , «Сорока –белобока» , «Коза Рогатая» и другие. Пальчиковые игры: исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказали что, влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения не только рук но и губ - снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Обогащая словарь дошкольников в группах постарше, можно учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, запоминать пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Народное творчество можно использовать во всех возрастных группах. Особое внимание уделять проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Привлекая их пополнению уголка ряженья, при проведении утренников, да и просто в воспитании своего ребенка.

Истинное народное творчество всегда направлено на пропаганду добра, красоты, ориентировано на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в народном творчестве, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ д/с №8

Населенный пункт: Пермская область, г. Кунгур

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом. Е.Н. Водовозова квалифицировала использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности .

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе. Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций.

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи».

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание , воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей , но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки».

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Список литературы.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
  2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
  3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
  4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.
  5. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
  6. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.
  7. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.
  8. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
  9. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.
  10. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

Татьяна Сидорова
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста »

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей .

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста , а именно : он должен хорошо знать возрастные особенности детей , видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) . Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией .

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова , а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» .

В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей . Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности . Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству . Обогатить речь, воображение, чувства детей . Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами .

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей .

№ Фамилия, имя

ребенка Узнает потешки, загадки по первой фразе Знает содержание сказок Знает героев сакзок Умеет различать добрые и плохие поступки героев сказок Знает и играет в русские хороводные игры Использует в своей речи вежливые слова

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 4 ребенка (15%)

(добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 14 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 8 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования.

В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «». Поставила цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества . Поставила задачи : воспитать чуткое отношение к народному творчеству ; обогатить речь, воображение, чувства детей ; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами ; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей . И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание » , «Ребенок в детском саду» , ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы : «Роль потешек в развитии ребенка» , «Использование фольклора в работе с детьми » , «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей » , «Влияние сказки на психику ребенка» , «Театрализованные игры как средство развития речи детей ».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь , стихотворный ритм , богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми . Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей . В декабре для родителей показали ролик «Потешки в жизни нашей группы» . Родители с удовольствием смотрели на все режимные моменты под сопровождение детьми потешками.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) .

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками . Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами для кукол. Русские народные сказки и читались , и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам , собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры : «Угадай сказку» , «Из какой сказки герой» . К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки и даже некоторые из них показали малышам. А родители нам помогли в группе оформить театральный уголок. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам . Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы : «Роль фольклора в развитии детей » , Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам », «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» .

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста ».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества . Моя работа состояла в том , что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, показывала, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки) ; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро , заботу и любовь к живому (игрушке) . С помощью потешек я научила детей видеть , что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее , самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение) . Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам . Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными , трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей , которые старались быть в тени других детей , получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей .

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования) .

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 17 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%) .

Большинство детей стали проявлять интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

В процессе работы с детьми я рассмотрела роль устного народного творчества в развитие речи дошкольников , в деле воспитания человека , его личности. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества , мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании , в воспитании любви к Родине , к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка : выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных , насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок . Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на :

Речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;

Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей .

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей , и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста .

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения . – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание . – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост . А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования . Обруч. Москва, 2010год- С. 119-127.

7. Зимина И. . – 2005. - №1. – С. 18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №5. – С. 28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №8. – С. 26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт . -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб : Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание . – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание . – 2009. - №4. – С. 42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание . – 1993. - №9. – С. 11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание . – 2008. - №2. – С. 124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание . – 2009. - №5. – С. 24-28.

16. Ребенок и книга : Пособие для воспитателя детского сада / Л . М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000. – 128с.

17. Родной край : Пособие для воспитателей дет . сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка ». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298

21. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание . – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К. И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.

План самообразования

Воспитателя второй группы раннего возраста

Сергеевой Марии Викторовны.

Тема: « Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Цель проекта : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи : Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

    Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

    Постановка целей и задач по данной теме.

    Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка »

    Разучивание и проговаривание потешек.

    Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

    Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактические игры «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Январь

Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

    Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

    Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам

(пазлы по сказкам и потешкам)

Март

1.Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2.Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

    Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

    Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка»

3 этап. Заключительный (май)

Май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»