Требования к внешнему виду. Красота как основа успеха, или какие профессии выдвигают особые требования к внешности

Многие девочки в детстве мечтают стать профессиональными моделями, носить шикарные наряды, участвовать в показах, работать с известными дизайнерами. Вся эта красочная и насыщенная жизнь никого не оставит равнодушным, кто мечтает быть в курсе модных тенденций и непосредственно участвовать в их создании. Но, несмотря на красивую привлекательную внешность, не каждая девушка соответствует всем необходимым модельным параметрам. Коммерческая внешность - главное требование к моделям. Чтобы стать моделью, необходимо понимать какими параметрами должна обладать профессиональная модель.

Фотогеничная внешность

Прежде всего, лицо модели должно подходить под любой макияж, потому что данная профессия предполагает частое перевоплощение. Очень ярким примером является внешность Натальи Водяновой. Сама по себе она не обладает достаточной красотой, но независимо от вида нанесенного макияжа, она смотрится великолепно. Модель обязательно должна обладать отличной фотогеничностью и превосходно смотреться в кадре, быть раскованной и вести себя естественно.

Модельная фигура

Всем известно о знаменитых модельных параметрах. Но специализаций моделей существует несколько, каждая из которых выдвигает свои конкретные требования к фигуре. Например, некоторые модели посвятили свою жизнь подиуму, другие же обожают сверкать на обложках журналов. В первом случае, рост и походка имеют весомое значение в модельном бизнесе, а во втором они практически не берутся во внимание.

Мечта любой девушки - достичь заветных 90х60х90. Но если вашу фигуру все-таки портят парочка лишних сантиметров в области бедер и талии, это не является весомым аргументом, чтоб двери модельного бизнеса перед вами плотно закрылись. Рост, конечно, не играет большой роли, но должен быть не менее 175 сантиметров. Это требование к моделям выдвигается на основании того, что вся линейка дизайнерской одежды имеет стандартные размеры, и каждый раз подгонять наряды под рост моделей не является целесообразным.

А если конкретно, то профессиональная топ-модель должна быть достаточно стройной, с привлекательной внешностью, фотогеничной. Модель должна быть не моложе 17 лет и не старше 25. Очень часто случается, что многие модельные агентства отказывают в сотрудничестве девушкам, которые многократно окрашивали свои волосы. Рост топ-модели не должен быть ниже 174 сантиметров.

Текст: Алёна Белая

В современном институте селебрити модели занимают верхние строчки, олицетворяя образ роскошной и легкой жизни: кажется, достаточно родиться красивой и попасть в нужное место - и вот уже на твой счет начинают литься шестизначные суммы, а ты только ходи по подиуму в дорогой одежде и фотографируйся. Во-первых, это не так (см. «пищевые расстройства», «страшная конкуренция», «изматывающие недели моды», «нищета»), во-вторых, положение моделей в иерархии модной индустрии не всегда было безупречным. В начале XX века девушек, демонстрировавших модные коллекции, приравнивали к маргинальному классу: эта профессия считалась неподобающей для «приличных» женщин, поэтому в манекенщицы шли девушки из бедных неблагополучных семей. Их называли «манекен» («моделью» были выставочные образцы коллекции), что очевидно дегуманизировало женщину и сводило ее восприятие и роль к подставке для одежды. Именно эта коннотация «пустая кукла с идеальными пропорциями лица и тела» сохранится в индустрии вплоть до 1970-х, а в обществе - гораздо дольше: именно отсюда берется привычка пренебрежительно называть моделей «вешалками».

Первым дизайнером, решившим использовать вместо статичных презентаций подиумные показы, считается лондонский модельер Люси Дафф Гордон. Она сама воспитывала манекенщиц для своего модного дома, давая им сценические псевдонимы, что тоже навевало ассоциации со жрицами любви. К 1910 году почти все парижские кутюрье держали в штате собственных манекенщиц, причем двух категорий: одни демонстрировали коллекции на показе, другие - частным клиентам в ателье. На этом их различия заканчивались. У всех были правильные черты лица и гармоничное телосложение, проще говоря, они были красотками по меркам времени - в манекенщицы нередко шли девушки, мечтавшие о карьере актрис, но отсеянные Голливудом.

Такого понятия, как жесткие модельные параметры, выраженные в сантиметрах, не существовало вовсе. Напротив, дизайнеры использовали манекенщиц разной комплекции, чтобы показать вариативность своих моделей. В то время манекенщицы не служили олицетворением недостижимого идеала красоты - наоборот, они должны были имитировать пропорции среднестатистических клиенток кутюра, будь то парижские аристократки или жены американских нуворишей. Некоторые кутюрье, включая Жана Пату, даже выписывали манекенщиц из Америки, так как считалось, что француженки с их типом фигуры не смогут «продать» наряды американским клиенткам.

20-е

В 1920-е на смену концепции одежды, призванной скульптурировать тело и подчеркивать его изгибы, загоняя женщину в жесткие оковы корсета, приходит идея освобождения и расслабленности. Благодаря массовому увлечению спортом в моду входит стройная подтянутая фигура, а прямой силуэт платьев намекает на то, что красивая женщина - женщина без округлостей. Более того, Мадлен Вионне в этом время говорит, что новый корсет для женщины - ее собственное тело. Модельеры понимают, что новые фасоны платьев лучше всего смотрятся на совсем молоденьких, не всегда сформировавшихся девушках, и так профессия манекенщиц заметно молодеет. Впрочем, женственность была важна. Во второй половине 20-х лицами эмансипированного поколения становятся девушки с решительной внешностью Марион Морхаус и Ли Миллер - будущая муза Мана Рэя и военный спецкор. Они отличались от популярного в 20-е типажа легкомысленной и раскрепощенной flapper girl своей благородно-зрелой внешностью и манерами.

30-е

Золотую эру Голливуда 1930-х мы знаем как эпоху, породившую концепцию гламура с культом женщин, роскошных от белоснежного мехового манто до кончиков ногтей. Голливуд предложил новый, очень живучий идеал красоты - недосягаемых див, будто бы без изменений сходящих с экрана в реальность и обратно. В это время в моду входит классическая красота, подчеркнутая драматическим макияжем: высокие скулы, изогнутые выразительной дугой брови и глубоко посаженные глаза. Впрочем, для моделей это десятилетие было не самым доходным временем - для съемок в журналах им всё чаще предпочитали голливудских звезд. В фаворе оказались модели, которые транслировали тот самый голливудский шик: Хелен Беннетт, русская красавица Людмила Федосеева и шведка Лиза Фонсагривс, которую называют первой в истории супермоделью.

40–50-е

Мир гламура разбился о Вторую мировую, как хрустальная ваза, а на смену шелкам и бриллиантам пришли сдержанные наряды словно с плеча Ингрид Бергман из «Касабланки». Послевоенная эпоха неизбежно диктовала другой курс: модные фотографы избавляются в своих работах от голливудского апломба, а доминирующим трендом становится не роскошный, а здоровый и спортивный образ жизни. Модели всё еще воплощают элегантность и безукоризненную женственность, но выглядят куда более земными существами по сравнению с эталонами предыдущего десятилетия. Образцовыми красавицами второй половины 1940-х и воплощением идеала естественной красоты были Бетти Трет и Лиз Бенн.

Именно в это время происходит один из ключевых моментов в модельной индустрии: разделение на подиумных, то есть high fashion, и коммерческих моделей - тех, кто даже при большой востребованности и гонорарах не мог рассчитывать на обложку Vogue или Harper’s Bazaar. После 1947 года стандарты женской красоты сформируются во вполне определенный канон: высокая грудь, тончайшая талия, выдающиеся бедра. И тут, конечно, не обошлось без Кристиана Диора и его концепции New Look. Силуэт, предложенный Диором, вывел в лидеры модельной индустрии девушек с параметрами 96–63–94 см, что по нынешним меркам находится на пороге профпригодности - сегодня с такими объемами девушек ждут разве что на кастнге Victoria’s Secret. Но в 50-х модели Дориан Лей, Довима, Сьюзи Паркер, Джин Пэтчетт, Санни Харнетт стали олицетворением рафинированной женственности Диора и новыми идеалами благородной красоты.

60-е


Впрочем, эталон красоты «по Диору» закрепился ненадолго - ровно до начала нового десятилетия. Шестидесятые стали поворотной точкой, навсегда изменившей восприятие моды. Если до этого основными клиентами модных кутюрье были взрослые женщины высокого происхождения и дохода, то 1960-е с их повальным увлечением молодежными субкультурами поставили дизайнеров перед фактом: отныне музыку заказывают молодые. Все эти принципиально новые А-силуэты и экстремально короткая длина юбок вкупе с общей инфантильностью моды требовали новых лиц и тел. Ими становятся худенькие девушки с кукольными лицами: Твигги, Джин Шримптон, Пенелопа Три, Патти Бойд и Линда Кит. Их пубертатный образ и мальчишеская фигура были свежим глотком после абсолютного доминирования зрелой женской красоты в духе femme fatale. Модная индустрия 60-х провернула и еще одну небольшую революцию, отменив границу между манекенщицами и фотомоделями.

70-е

Пройдет еще десяток лет, прежде чем профессия модели станет считаться по-настоящему престижным делом. Именно 1970-м мы обязаны феноменом супермоделей, с появлением которых модная индустрия уже никогда не станет прежней. С приходом 70-х модели становятся одними из символов поп-культуры, оказавшись на одной доске почета со знаменитыми актрисами и певицами. В девушках, ставших главными лицами модной индустрии 70-х и последовавших 80-х, не было и следа тинейджерской инфантильности их предшественниц. Это были сильные, эффектные женщины с ярко выраженной сексуальностью и не менее выраженными половыми признаками. Эпоха гламура вернулась. Его посланницами стали любимица Vogue и первая модель, подписавшая контракт с косметическим гигантом Revlon, Лорен Хаттон, а также Джерри Холл, темнокожая муза Ива Сен-Лорана и будущая жена Дэвида Боуи Иман, Мариса Беренсон, внучка Эльзы Скиапарелли, которую Сен-Лоран называл «девушкой 70-х», звезда Sports Illustrated Кристи Бринкли, а также Дейл Хэддон и Дженис Дикинсон.

80-е

Десятилетие аэробики, химзавивки и лосин возглавили спортивные американки Джейн Фонда и Синди Кроуфорд. По видеоурокам Фонды (а позже и Кроуфорд) занимались все женщины планеты, и даже некоторые мужчины. Культ тела определил новые идеалы, а значит, и стандарты модельной внешности. Главным были женственные формы, отточенные занятиями в фитнес-зале. Модели окончательно сформировали подразделение героинь современной культуры, а делать бренд из собственного имени стало новой традицией. Отныне модели стали не приложением к роскошным дизайнерским коллекциям, а лидерами общественного мнения, которым модельеры были готовы платить немыслимые деньги за работу: именно их лица и фигуры запускали механизм массовых продаж чего угодно.

90-е

Сформировавшиеся правила закономерно породили золотую эпоху супермоделей, имена которых были не просто говорящими и самодостаточными, но почти нарицательными: Наоми, Линда, Кристи, Синди. Считается, что за их славой стояли не столько неземная красота или умение позировать перед камерой (хотя и это, безусловно, тоже), сколько сила личности и харизматичность - сочетание обаяния, достоинства, самоуверенности и каких-то неуловимых качеств, которое не оставляет окружающим шанса усомниться в вашей исключительности.

Культ личности в индустрии, где 90 % участниц оставались безвестными, сопровождался многомиллионными гонорарами (в историю вошло знаменитое «Мы не встаем с кровати меньше чем за 10 000 долларов в день» Линды Евангелисты) и славой, шлейф от которой тянется до сих пор. Вскоре к ним присоединилась Кейт Мосс, на первый взгляд абсолютно выпадавшая из стандарта и вроде бы сильно уступавшая коллегам со своими 170 см роста и андрогинной внешностью. Столь резкий контраст (хотя, конечно, не только он) «выстрелил», и Кейт с ноги распахнула дверь «героиновому шику» - новому гламуру эпохи гранжа и брит-попа, когда роскошью стала бледная кожа, невыспавшийся вид и трогательно торчащие ключицы.

00-е

Считается, что закат эпохи супермоделей был вызван, во-первых, нежеланием дизайнеров платить те самые условные 10 000 долларов за съемку или выход на показе. Поэтому модельные агентства всё чаще стали предлагать брендам новые лица из Южной Америки и Восточной Европы - эти девушки просили куда меньше, а на фоне примелькавшихся фигур выглядели свежо и ново. Во-вторых, к началу 2000-х мода качнулась в сторону интеллектуальной, без фейерверков в духе Версаче, и она требовала новых лиц, которые не затмевали бы коллекцию.

Поэтому, с одной стороны, на подиумах набрал обороты тренд на болезненно худых, анорексичного вида девушек со странными инопланетными лицами - отчасти мы обязаны этим одному из ключевых дизайнеров начала 2000-х Александру Маккуину, с чьей подачи всё странное стало ультрамодным. С другой - начинает развиваться тренд на новую сексуальность, во главе которого встали «ангелы» Victoria’s Secret. Жизель Бундхен, Адриана Лима, Алессандра Амбросио постепенно возвращали на подиумы классическую женственность, правда, всё же наиболее востребованную в «бельевом» сегменте, где сексуальность вещей традиционно подавалась через сексуальность их носительницы.

В целом 2000-е оказались десятилетием, крайне плодовитым на самые разные типы модельной внешности (а значит, и женской красоты в целом). Тренды некоммерческих моделей вроде «ангелов» сосуществовали с нетипичной красотой в лице Дарьи Вербовой и Коко Роши, а «куклы наследника Тутти» Джемма Уорд и Лили Коллинз отлично уживались с андрогинными Агнеcс Дейн и Фреей Бехой Эриксен. Именно бум на моделей-андрогинов конца 2000-х можно назвать предвестником того, что сегодня мы видим на подиумах: размывания гендерной дифференциации, неофеминизма и возрождения популярной девяностнической идеи унисекс - на этот раз , нового креативного директора Gucci.

Что происходит сейчас


Поэтому, выбирая одну из таких профессий, девушка, прежде всего, должна понимать, к каким условиям работы нужно приспосабливаться и решить для себя, готова ли она к таким кардинальным изменениям.

О каких именно изменениях идёт речь? Дело в том, что каждая профессия определённым образом влияет на характер. И если говорить о представленных ниже профессиях, здесь внешний вид является основой на пути к достижению успеха, поэтом во многих случаях красота становится стилем жизни.

1) Актриса (или артистка театра). Девушка актриса должна быть совершенна всегда и во всём. Ведь от объективов кинокамер нельзя скрыть даже мелкие недостатки. В то же время, и актрисы кино, и артистки театра понимают, что их профессия – это постоянные перевоплощения. Грим, макияж, причёска, взгляд – всё должно соответствовать образу героини. Поэтому над внешностью актрисы перед съёмками долго работает гример, парикмахер, а в некоторых случаях – и другие специалисты.

Каждая актриса должна понимать, что в преимущественном большинстве случаев не она решает, как она будет выглядеть, и быть готова к тому, что, возможно, сегодня ей придётся быть в образе скромной девы, а завтра – властной королевы и т. д. Но главное при этом – в обычной жизни оставаться собой – индивидуальной и неповторимой.

2) Модель. Для моделей красота – визитная карточка в карьере. Но тут важно быть не только красивой, но и уверенной в себе и, к тому же, надо соответствовать определённым параметрам.

Например, для подиумной модели важен высокий рост и соответствующая фигура. Кроме этого, у такой модели должна быть выработана особая изящная походка. И только долгая и самоотверженная работа над собой поможет чувствовать себя вполне уверенно на сцене, перед многочисленными зрителями.

Когда выбирают фотомоделей для съёмок, естественно, также смотрят, прежде всего, на внешние данные. Кроме этого, здесь больше обращают внимание на детали – лицо, фигуру, изящество в движениях.

Поэтому начинающим моделям зачастую приходится преодолевать сложный путь, начиная с обучения в модельном агентстве, где они проходят, так сказать, «школу красоты», осваивают необходимые знания и умения для достижения успеха. Но даже если девушка усваивает всё необходимое и постоянно работает над самоусовершенствованием, успех и признание могут придти не сразу.

Кроме этого, даже если удаётся добиться успеха, девушка-модель должна быть готова к тому, что над её внешностью, как и в случае с актрисой, будут работать разные специалисты, чтобы добиться определённого эффекта. Ведь перед моделями ставятся разные задачи. Например, подиумные модели должны демонстрировать одежду, а фото-модели снимаются для глянцевых журналов, рекламных постеров и т. д.

3) Участница конкурсов красоты. Конечно, это не профессия, а скорее подработка, которая даёт красавицам шанс самореализоваться и добиться успеха (ведь участие и тем более победа в подобном конкурсе – это возможность подъёма в карьере, к примеру, для моделей, о которых шла речь ранее). К тому же, на таких конкурсах как раз пригождаются навыки моделей – ведь нужно уметь красиво пройти по сцене и очаровать публику. Такие конкурсы, конечно, также выдвигают определённые требования к внешности, поэтому конкурсанткам приходится долго и упорно работать над собой.

Кроме этого, конкурсы красоты – это ещё и конкуренция. И, естественно, пытаясь выглядеть лучше других, девушка-конкурсантка уделяет много времени и сил заботе о внешности. Таким образом, здесь, наверное, более чем в любой другой профессии возникает вероятность того, что красота может стать на определённое время смыслом жизни.

Стоит также добавить, что красивые внешние данные могут помочь в работе девушкам других специальностей, например:

Менеджерам любого профиля (по продажам, по работе с клиентами, по работе с персоналом);

Продавцам-консультантам;

Журналистам.

Представители некоторых организаций часто обращают внимание на внешность и выдвигают определённые требования к внешнему виду, когда берут на работу секретарей и промоутеров. Ведь секретарь, как и промоутер – это, своего рода, лицо компании или организации.

Фото: thenatalieportman.tumblr.com, souvenirstogo.tumblr.com, marylee31.blogspot.com, www.imonline.nl

Что самое главное в облике деловой женщины, что является основой всего ее имиджа? Осанка. Вообще, осанка является основой облика не только деловой женщины, но и любого человека. Ведь как бы прекрасно ни была одета женщина, какой бы комплекции она ни была – худая или полная, обладай она хоть фигурой мисс Мира, если она сутулая, то никогда она не будет выглядеть уверенно в себе и красиво.

Ну конечно же, внешний облик в целом, т.е. одежда, тоже имеет огромное значение для имиджа деловой женщины. На самом деле, неаккуратная, неопрятная одежда может погубить карьеру любого человека. А для деловой женщины особенно важен внешний вид, ведь по состоянию ее костюма можно судить, насколько она собранна, инициативна, аккуратна. Ведь внешний облик является отражением внутреннего мира. И вряд ли партнеры захотят иметь какие-то общие дела с женщиной, которая не может даже следить за своей одеждой. Напрашивается естественный вопрос, а что же тогда твориться с ее бизнесом? На вооружении любой деловой женщины всегда должен быть эффектный «первый выход», когда очень важно произвести правильное, ПЕРВОЕ впечатление. А как бы горько не было это сознавать, от первого произведенного впечатления зависят ваши отношения в дальнейшем.

Не меньшее значение имеет и обувь деловой женщины. Дорогие стильные туфли или изящные сапожки на не слишком высоком каблуке выдадут в вас целеустремленного и хваткого человека. Кроме того, обувь всегда должна быть чистой. Ваш костюм может быть простым, но если у вас на ногах будут красоваться начищенные до зеркального блеска туфли в тон вашей сумке, то вы произведете правильное впечатление.

Конечно, у деловой женщины не так уж много времени на посещение различных бутиков, торговых центров и магазинов, чтобы купить себе правильную одежду и обувь. Но теперь на помощь всегда придет интернет. Какая обувь по праву считается лучшей? Конечно же итальянская. Итальянская обувь в интернет магазинах представлена в широком ассортименте. Вам не придется тратить несколько часов на выбор пары туфель или сапог, выискивая подходящую вам обувь в бутиках и магазинах города. На то, чтобы купить обувь в интернет магазине достаточно несколько минут. Кроме того, для своей новой обуви вы там сможете подобрать и аксессуары – сумочки, ремни, перчатки.

Ну а теперь можно поговорить и о прическе . Ухоженные волосы – вот что отличает успешную женщину от всех прочих. Уход за волосами требует времени, но это время стоит потратить. Красивые, здоровые и блестящие волосы вызовут зависть у кого угодно. И пусть сегодня вас, например, обрызгал проезжающий автомобиль, или вы попали под дождь (а значит, об аккуратности костюма можно забыть), но стильная прическа всегда выдаст в вас настоящую хваткую женщину. Правда, длинные волосы для деловой женщины – это практически непозволительная роскошь, но если вы хотите производить неизгладимое впечатление, то стоит потратить время на уход за ними.

Ну и последний штрих – это макияж . Макияж деловой женщины не должен быть броским и ярким. Здесь важно как можно более естественные краски, которые призваны лишь подчеркивать вашу естественную красоту и скрывать недостатки. А раскрашенная, как индеец на тропе войны, деловая женщина вызывает лишь жалость.

Умение одеваться — это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. Для деловой женщины это умение наиболее важно, ведь от того, какое впечатление производит деловая женщина, в немалой степени зависит отношение посетителей, клиентов, сотрудников и партнеров к ней самой и к учреждению в целом.

Выбор дневной деловой одежды зависит напрямую от того, где работает деловая женщина. Ряд профессий требует униформы — женщины, служащие в армии или милиции, медицинские работники, стюардессы носят строго определенную форму, и для них вопрос дневной одежды не стоит. Женщинам, работающим «на виду», — преподавателям вузов, журналисткам, сотрудницам государственных учреждений и офисов — вопрос «что надеть» приходится решать каждый день.

В современном деловом мире женщина играет все более значительную роль. Всё больше женщин проникает в деловые круги, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам.

Женская деловая одежда является одним из важнейших аспектов современного делового этикета.

Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков в деловой одежде, а также резких, контрастных сочетаний. Умеренность нельзя нарушать в расцветках женского делового костюма.

Более подробно эту тему я бы хотела рассмотреть на примере управляющей и администратора ООО «Лика»:

1. Основные требования к внешнему облику деловой женщины.

Главное требование к внешнему облику деловой женщины — это элегантная одежда, привлекательная прическа, сдержанный макияж и впечатляющие аксессуары.

На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза так называемая экстрамодная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Также неуважением к коллегам и посетителям была бы небрежность в одежде, неряшливость, провокация.

Управляющая ООО «Лика» наоборот соответствует всем требованиям внешнего облика деловой женщины.

Можно предположить, что у деловой женщины намечается неожиданный бизнес — ланч с партнерами, а она — в джинсах. Скорее всего, она была бы более увереннее в себе, если бы ее одежда была пригодна для подобных неожиданностей. Костюм, юбка, блузка. Только хорошо одетая женщина чувствует себя уверенно и комфортно. Одежда не обязательно должна быть дорогой, но, безусловно, опрятной, солидной и хорошо сшитой.

В настоящее время в связи с демократизацией служебного этикета цветовая гамма одежды деловых женщин значительно расширяется (это уже не только синий, черный, серый), разрешаются практически все цвета, за исключением кричащих, или, как говорит молодежь, «кислотных» цветов.

В одежде делового стиля отдается предпочтение не только гладкокрашеным тканям, но и различным вариантам полосок и клеток в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, растительные или абстрактные рисунки.

Существует ряд ошибок, которые женщины допускают в одежде, предназначенной для работы:

· позволяют индустрии моды целиком определять выбор своего костюма;

· склонны преувеличивать значение собственной привлекательности (носят открытые и обтягивающие вещи);

· допускают чрезмерную парадность в обыденной обстановке;

· надевают одежду из прозрачных тканей;

· злоупотребляют атрибутами мужской одежды (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука, мужская стрижка)

· чрезмерно верны указаниям сезонной моды (летом позволяют себе носить топики, бриджи, босоножки на босу ногу).

Также необходимо помнить, что деловой этикет не рекомендует приходить на работу в одном и том же костюме два дня подряд. Пожалуй это позволяет себе администратор ООО «Лика».

2. Деловой костюм.

У управляющей ООО «Лика» классический английский костюм положен в основу делового. Это — приталенный пиджак и прямая юбка чуть ниже колена.

По требованиям исключаются: мини-юбки, юбки с разрезами сбоку или спереди, юбка — макси. А администратор позволяет себе надевать юбку с разрезом сбоку.

Следует носить только то, что лично идет женщине, но сообразуясь с принципами формирования делового костюма.

Приемлемая длина юбки — чуть выше колена. Если женщина не хочет что-либо подчеркивать, то она может надеть несколько удлиненную юбку, брючный костюм (если последнее не противоречит корпоративным правилам). Это может быть и деловое спокойного тона платье. Оно уместно практически во всех ситуациях.

Костюм нейтрального делового стиля из высококачественной ткани долен быть в гардеробе каждой женщины. Зимой цвета костюма выбирают: темные: черный, серый, синий, вишневый, бордо. Весной и летом — светлые: цвет слоновой кости, серый беж, серовато-бежевый и т.д. Нужно иметь в виду: чем костюм светлее, тем он должен быть качественнее; яркий костюм красного цвета скажет окружающим об уверенности; костюм фиолетового цвета придает таинственность. Ткань должна быть хорошего качества, мягкой, с матовой поверхностью, прочная, костюм должен выдерживать частые чистки и прекрасно при этом выглядеть. Меняя блузки, туфли, аксессуары, можно существенно изменить восприятие одного и того же костюма. Блузки нужно подбирать разные по стилю и цветовой гамме, тогда есть возможность создавать множество комбинаций. Для работы «на виду» блузки из дешевой ткани непригодны.

Известно, что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджака, чаще предназначается для мероприятий первой половины дня. Брюки и пиджак хороши вечером. Кстати, я часто замечала, что управляющая ООО «Лика» в вечернее время работы одета в брюки.

Исключаются их делового гардероба трикотажные облегающие изделия, изделия из ткани с блеском, из прозрачных материалов. Не допускаются никакие оголения: декольте, мини — юбка, смелый вырез, разрез на юбке, оголенный плечи, живот.

Частой ошибкой является то, что администратор ООО «Лика» одевала летом одежду (блузку, топ, платье) вовсе без рукавов. Рукава должны прикрывать плечи всегда! При этом рукава не должны быть фонариком или слишком короткими.

Если женщина выбрала юбку или платье, то непременным правилом делового этикета является наличие колгот (5-12 DEN) телесного цвета в любую погоду. Грубейшей и частой ошибкой является летом их отсутствие.

Туфли могут быть классических цветов, т.е. черного или темно-коричневого, но если костюм светлый, то можно надеть светлую (не белую) обувь, гармонирующую с цветом костюма и такого же цвета и фактуры, как и сумочка. В последние несколько лет любимой обувью наших женщин и девушек являются сабо. Но вот только сабо совсем не сочетаются с деловым костюмом. Ведь по большому счету — это шлепанцы, хоть и на каблуках, а можно ли надевать шлепанцы с деловым костюмом?! По правилам этикета допускаются летние туфли с открытой пяткой, но не с открытыми пальцами, каким бы безупречным не был педикюр. Не стоит увлекаться обувью с вычурными, блестящими украшениями. Такая обувь редко подходит к деловому костюму. Для работы лучше использовать туфли на среднем каблуке (около 5 см).

Исключается джинсовая и кожаная одежда. Первая считается скорее рабочей (для рабочих и студентов), вторая — слишком провоцирующая.

Для деловой одежды не используют некоторые виды тканей, например бархат, тафту, шифон, кружево, блестящие ткани — атлас, парчу, и не украшают блестящими броскими вышивками бисером или искусственным жемчугом. Деловая одежда должна быть удобной и функциональной. Комфортная одежда позволяет не думать о ней, а значит, чувствовать себя уверенно.

Основной вид повседневной деловой одежды женщины – костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской юбкой – также на подкладке. Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине. Костюм может быть из гладкокрашеной ткани, в полоску (неяркую и неширокую), из ткани с фактурным рисунком. Женский деловой костюм может быть и классической тройкой, но не обязательно; кроме того, он может быть как однобортным, так и двубортным. Женщина может быть одета в платье-костюм, а не в пиджак и юбку. И костюм, и платье-костюм могут быть дополнены блузкой, если блузки нет, фасон костюма – обязательно с высокой застёжкой.

Блузка к женскому костюму рекомендуется светлая, по цвету гармонирующая с костюмом. Допустима для блузки ткань в полоску (тогда костюм должен быть из гладкокрашеной ткани), горошек, клетку. Требования при этом — рисунок на ткани должен быть мягким, неярким. Фасон блузки лучше всего выбрать классический – с английским воротником, сорочечным или воротником-стойкой, заканчивающейся небольшим бантом.

Длина пиджака или жакета женского делового костюма должна быть в разумных пределах.

Кроме строгого делового костюма деловая женщина может позволить себе и другие фасоны – в соответствии с модой, но эти фасоны тоже не должны выходить за рамки официальности.

Отдельно следует сказать о чёрном цвете для делового костюма женщины. Чёрный цвет для женских деловых повседневных костюмов был вполне приемлемым буквально до последнего времени. Сейчас можно наблюдать, как чёрный деловой женский костюм тоже постепенно вытесняется из числа вполне допустимых как деловая одежда на каждый день, оставаясь только одеждой для вечера, с той лишь разницей, что современная деловая женщина оденет чёрный костюм на деловую конференцию, на совещание, где она собирается выступить с важным предложением, на заседание совета директоров или учёного совета, на защиту диссертации и на другие аналогичные мероприятия, которые хотя и проходят днём, но носят более торжественный характер, чем обычная трудовая деятельность.

Костюм дополняется обувью, соответствующей моде. Поэтому самая рекомендуемая обувь для деловой женщины – классическая «лодочка» чёрного цвета, высота каблука – по желанию носительницы.

Обувь деловой женщины – из кожи, но не из кожи крокодила, змеи и не из замши или велюра.

Чулки (колготы) – только телесного цвета. Никакого рисунка на чулках — никаких розочек, горошинок, полосок, тем более недопустим рисунок «сеточка». Чулки (колготы) носятся всегда – независимо от времени года. Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются.

В фасоне женского делового костюма, блузки, в фасоне обуви не рекомендуется использование элементов спортивной, военной и прочей одежды – погончики, хлястики, накладные карманы и т.п.

Исключаются в женской деловой одежде предметы из трикотажа: жилеты, джемперы, шарфы. Администратор ООО «Лика» часто появляется на работе в жилете.

Что касается деловых приёмов, то на дневные приёмы деловая женщина явится в обычном повседневном костюме, на приёмах типа «коктейль», «бокал шампанского» допускается использование более нарядных костюмов, более дорогие и яркие украшения. Что касается вечерних приёмов, надо руководствоваться тем, что указано в приглашении на банкет и другие виды вечерних приёмов; если есть упоминание о вечернем платье – следует выполнить это указание. В подобных случаях деловой женщине лучше всего остановиться опять же на классическом из «парадных» тканей – атласа, кружева на чехле, шёлкового бархата, парчи; весьма уместна ткань с добавлением блестящей нити, которая даёт эффект мерцания, поддерживающий общую праздничную направленность костюма. Строгость классического фасона костюма покажет, что носительница его помнит, что она находится на деловом приёме, а мерцание и свечение нестандартной ткани, из которой костюм изготовлен, укажет на то, что обладательница полна должного уважения к празднованию фирмой знаменательного события.

3. Деловая прическа и украшения.

Для работы в офисе подходя недлинные стрижки (но и не вызывающе короткие), каре. Если волосы немного длиннее плеч, то их лучше собирать, используя для этого шпильки и хорошие дорогие заколки.

Главное, что прическа у управляющей строгая и элегантная. Не приветствуются длинные распущенные волосы. Важна «ширина» прически. Если у женщины огромная копна волос, их также нужно аккуратно укладывать.

Не стоит проводить эксперименты с покраской волос — ярко окрашенные волосы снижают авторитет деловой женщины. У администратора волосы выкрашены в черный цвет.

В наших офисах принято носить в ушах небольшие сережки, пуссеты или клипсы.

Если в Европе существует правило: «до 6 часов вечера — бижутерия», то у нас вполне допустимо натуральное золото и камни, но ношение бриллиантов даже в нашем деловом этикете остается под вопросом.

Можно носить и серебряные украшения, если они подходят к костюму, однако нельзя одевать серебро и золото одновременно. На каждую руку принято надевать по одному кольцу. На шею цепочку с кулоном (или без) или скромные бусы, также сочетающиеся с костюмом.

В бизнес-этикете существует правило:»Надеть немного украшений лучше, чем перегрузиться ими».

Исключается пирсинг (несколько сережек в одном ухе), цепочка на ноге, татуировка в качестве украшения, висячие сережки, звенящие браслеты и вообще браслеты. Допустима лишь тонкая цепочка на руке.

Маникюр желателен французский, т.е. отросшая часть ногтей выбелена, а сами ногти покрыты бесцветным лаком. Допустимы неяркие цвета лака. Совершенно исключаются сизые, кроваво-красные или черные ногти.

Сумка деловой женщины, согласно каноном светского этикета, служащим основой делового, составляет элемент комплекта «сумка-туфли-перчатки», т.е. сумка из кожи (гладкой, не змеи и не крокодила), того же цвета, что и туфли, — предпочтительно чёрного. Современный деловой этикет предъявляет своеобразное требование к женской деловой сумке: сумка должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Сумку меньшего размера целесообразно заменить кейсом или папкой.

Элементы деловой экипировки – записная книжка, папка для визиток и прочие подобные мелочи – должны быть недешёвыми, отличаться вкусом, т.е. не должны содержать избыточное число «украшательских» элементов.

Головной убор – по погоде и в соответствии с модой и желанием женщины. Деловой этикет рекомендует отказаться от вычурных фасонов головных уборов – шля с большими полями, обилием украшений, яркой расцветки.

Перчатки – кожаные, возможно, в силу всё тех же особенностей климата, на утолщённой или меховой подкладке, цвет – чёрный, может быть коричневый, допустим серый. Под запретом – варежки, рукавички, вывязанные вручную.

Итак, облик управляющей ООО «Лика» в деловом мире характерен умеренностью во всём, классическими фасонами одежды и обуви, трикотажа, отсутствием ярких, привлекающих изумлённое внимание коллег и клиентов, расцветок, умеренным макияжем и разумным количеством украшений.

4. Деловой макияж и парфюмерия.

По деловому этикету слишком вызывающий макияж недопустим. Но и полное отсутствие косметики на лице тоже не желательно. Редко все-таки природа столь благосклонна, что позволяет женщинам обходиться совсем без косметики. Краски для макияжа лучше использовать близкие к натуральным. Макияж, особенно днем, не должен бросаться в глаза.

В России исторически упор делался на глаза, и глаза украшали (и украшают) тенями, подводят, красят тушью. Губам, к сожалению, у нас не всегда уделяется должное внимание. В Европе делается упор на тон лица, брови и губы. Тон лица должен быть свежим, брови — ухожены (оформлены, т.е. выщипаны, и подкрашены), губы — подкрашены, причем непременно перед этим обведены карандашом. Главное в макияже чувство меры и выбор своего стиля. Дневной макияж должен быть умеренным, особенно в жаркие летние дни — слой теней для век, тонального крема и пудры должен быть предельно тонким, а тушь влагостойкой, чтобы не появлялись под нижними веками «предательски» черные полосы. Умению накладывать макияж лучше специально научиться.

Духи принадлежат к наиболее интимному виду парфюмерии, поэтому лучше, если их выберет сама женщина. Нужно помнить, что мода на духи часто меняется, но это не значит, что нужно сразу покупать новый аромат, он может совершенно не подойти.

Важно подобрать «свой» аромат, причем не обязательно он должен быть единственным, поскольку разные запахи соответствуют разному душевному состоянию и разным туалетам, и соблюдать при применении духов простые правила: духи наносятся на кожу, а не на меха и ткани.

Золотое правило при использовании духов — умеренность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, чтобы иметь успех и профессионально выполнять свою роль, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, думаю управляющая ООО «Лика» понимает, что это достигается соответствующим поведением и внешним видом.

Многие думают, что женщине, чтобы добиться успеха на службе, нужно подражать в одежде мужчин. Это неверно. Мужская и женская одежда не могут не отличаться. Как только женщина попытается уподобиться мужчине, она тут же проиграет.

Партнер по общению должен видеть в вас одновременно и делового человека, и женщину. Мужчины ценят в женщине кроме деловых качеств внешнюю привлекательность и женственность. Поэтому производить впечатление «серой мышки» не стоит. Однако не должна возобладать и противоположная тенденция — превалирование женственности над деловитостью.

Необходимо запомнить одно правило: необходимо одеваться для работы, которую хотите получить, а не для работы, которая есть.

Если женщина хочет оставаться всю жизнь на вторых ролях, то она может носить на работу джинсы, трикотажные кофточки, мини-юбки и т.п. неделовую одежду.

Манера одеваться также зависит от должности и функций, которые выполняет деловая женщина, то есть администраторы и управляющие должны выглядеть по-разному.

Внешний вид – это визитная карточка любого индивида, согласно которой можно судить о нем, его увлечениях и уровне жизни. Один человек может охарактеризовать другого, только взглянув на него, поэтому люди даже не подозревают, что о них думают окружающие.

Но стоит отметить, что по внешности судить о человеке — это неправильно, быть может, он в силу определенных обстоятельств вынужден так выглядеть. Ведь жизнь – это сложная штука, и в ней бывают разные ситуации.

Этикет в культуре внешности

Первое, что замечают люди при встрече с человеком, — это то, во что он одет. Одежда составляет 90 % от всего облика, именно поэтому ее выбору нужно уделять должное внимание. Поэтому и актуальна пословица о том, что встречают по одежке.

Внешний вид может рассказать о внутреннем мире человека и его нравственных точках зрения. Одежда говорит о вкусах и предпочтениях личности.

Если человек одет «с иголочки», то можно говорить о его утонченном вкусе и статусе. В выборе наряда большое значение играет его цвет. Как утверждают психологи, одежду стоит подбирать согласно месту, характеру и времени того или иного события.

Что называется внешним видом?

Внешний вид – это такое понятие, которое важно для каждого Именно от него зависит настоящее и будущее индивида. Например, чтобы познакомиться с парнем, девушка должна иметь красивый внешний вид, который привлечет внимание к своей персоне. Но не только в личной жизни играет роль внешность человека, также она сказывается и на карьере. На собеседование стоит выбрать официальный стиль, если вы хотите, чтобы оно закончилось хорошо и вас приняли на работу.

Но не только одежда способна вызывать первое впечатление. Чтобы сразить человека на повал, необходимо подобрать хороший наряд и проявить свои лучшие эмоции и качества. Самое главное – нужно не казаться дурочкой, и лучше брать пример с бизнес-леди, которые достигли успеха в своей жизни.

Каждая из девушек уникальна, и, чтобы понравиться парню, нужно проявлять свою исключительность. Необходимо демонстрировать свои таланты, если они у вас имеются. Чтобы создать привлекательный внешний вид, рекомендуется пользоваться косметикой, надевать красивую одежду, проявлять свой ум и правильно смотреть на мир.

Деловой человек

Внешний вид может говорить о статусе человека. Если речь идет о деловой персоне, то компаньоны и сотрудники по костюму могут определить его профессиональный статус, уровень дохода, надежность и успех.

Если человек приходит на встречу в дорогом наряде, он должен быть причесанным и хорошо пахнущим. Сначала любого оценивают по тому, как он одет, и только потом замечают остальные его качества.

Но чтобы показаться партнеру достойным человеком, не стоит при нем хвастаться своими богатствами, нужно вести себя как обычно, не показывая того, как вы готовились и наряжались к этому приему. Также на встречу с деловым партнером не следует надевать украшения, таким образом вы можете проявить свою несерьезность.

Внешний вид расскажет о профессии и увлечениях человека

Каждый индивид в своей душе психолог, и, видя перед собой незнакомца, он мысленно начинает представлять, чем тот занимается в жизни, как живет и чем увлекается. Есть такие люди, которые всем своим внешним видом выдают свою жизнь. Например, очень просто среди толпы заметить учителя или работника культуры. Как показывает практика, большинство людей выбирает для себя одежду согласно тому, чем они увлекаются и занимаются.

Профессия накладывает немалый отпечаток на внешний вид человека. Ведь если люди трудятся в офисе, то, скорее всего, на них будет строгий костюм.

Если речь идет о творческих личностях, то они чаще других людей используют в своем гардеробе неординарную одежду и, казалось бы, несовместимые между собой стили. Для того чтобы выглядеть необычно, достаточно дополнить свой образ аксессуарами.

Люди, которые относятся к популярным течениям — готам или эмо — выделяются из толпы сразу же, так как у них свой гардероб. У готов — все черное, подчеркивающее их замкнутость и уединение.

Дополнение к облику

Дополняет внешний вид природная красота, например, выразительные глаза или красивая осанка, которые говорят о многом. Кроме того, жесты и черты лица могут сообщить о человеке намного больше, нежели его одежда.

Если речь идет об открытых людях, то они практически всегда в движении, их редко можно заметить сидящими на стуле со скрещенными ногами или руками. Они открыты не только душой, но и всем своим телом.

Если речь идет о замкнутом человеке, то он одевается строго, практически не пользуется косметикой, а застенчивость можно заметить в его манере общения и походке.

На подсознательном уровне индивид способен чувствовать энергетику другого человека. Если она теплая, то это под силу понять каждому, с такой личностью хотят общаться все люди, ею восторгаются и уважают.

Одежда и внешний вид человека оцениваются лишь при первичном знакомстве. Ведь очень часто внешность обманчива, а человек начинает раскрываться спустя некоторое время после знакомства.

Аксессуары

Если речь идет о деловом человеке, то он обязательно должен носить аксессуары и украшения. Описание внешнего вида базируется в первую очередь на одежде и аксессуарах.

Если женщина берет с собой на встречи сумочку, то последняя обязательно из натуральной кожи. Все предметы, где хранятся документы, должны быть выполнены из лучших материалов.

Незаменимым атрибутом любого делового человека являются часы, которые указывают на то, что индивид ценит время. Отдавать предпочтение стоит только дорогим моделям, чтобы подчеркнуть свой статус.

Слишком увлекаться украшениями не стоит, лучше надеть неприметный браслет и кольцо на Ели вы хотите похвастаться своим арсеналом украшений, то надевать их стоит только на вечера или праздники.

Мужчины должны носить на встречи запонки, лучше, если они будут выполнены из золота или серебра. Как правило, запонки должны сочетаться с зажимом для галстука и могут быть декорированы небольшими камнями.

Также у любого делового человека должна быть авторучка и блокнот для записей.

Требования к образу человека

Когда речь идет о предпринимательской деятельности и работе в серьезной фирме, то там существуют специальные требования к внешнему виду сотрудников. Если человек будет придерживаться делового облика, то это можно назвать первым шагом на пути к успеху и карьере.

Требования к облику человека, трудящегося в престижной компании, можно предъявить следующие:

  • Совместимость фактуры материалов.
  • Единство стиля.
  • Соответствие стиля и ситуации, с которой сталкивается работник (работа в офисе, переговоры, командировка, личная встреча).
  • При выборе наряда нужно придерживаться правила трех цветов.
  • Сочетать качество одежды и обуви с аксессуарами. Например, папка для документов должна по фактуре напоминать обувь человека.
  • Умение сопоставлять цвета в выборе костюма.
  • Совместимость рисунков.

Обязательно, помимо аккуратного костюма, у человека должны быть аксессуары, которые подчеркнут его индивидуальность и деловой стиль.

Как вести себя на приеме

Запомните: от того, какой внешний вид человека и как он ведет себя на переговорах, напрямую зависит успех его дел. Необходимо сидеть ровно и открыто, не закрывая руками себя, — это говорит об открытости человека. Если мужчина закинул ногу на ногу, то он должен следить за тем, чтобы брюки не поднимались выше носка. Обнимать колени руками в этом случае не стоит, а также не рекомендуется качать ногой. Помните, что вы на деловой встрече. Лучше всего разместиться посередине своего кресла, дивана или стула.

Когда женщина сидит на стуле, она может закинуть ногу на ногу, но этого не разрешается делать, если она садится на кресло или диван.

Если вам вдруг захотелось кашлять на встрече, то нужно повернуть голову в сторону и сделать это, прикрыв рот рукой. Когда вы болеете, а на прием нужно идти, не забудьте взять носовой платок. Если вы захотели чихнуть, то нужно постараться сделать это тихо.

Также для любого бизнесмена важно, как он будет выглядеть, — важен его костюм и парфюм, которым он будет пользоваться.

В статье было рассмотрено, как выглядит деловой человек и как он должен себя вести. Если вы никогда не встречались с подобными людьми и у вас в голове не сложился их облик, то можно найти информацию о том, каким должен быть внешний вид. Фото любого успешного человека помогут вам в этом.

Ниже будет описано несколько советов относительно того, как стоит вести себя на деловых встречах. В первую очередь, нужно запомнить, что мелочей в этом деле нет.

Необязательно покупать дорогой костюм, самое важное, чтобы наряд находился в приличном состоянии, был по размеру, чистый и поглаженный. Ботинки бизнесмена должны быть вычищенными.

Если речь идет о женском образе, то ее одежду должны дополнять аксессуары, прическа и макияж. Самое главное — это подчеркнуть индивидуальность.