Наделены ли животные интеллектом. Есть ли разум у животных

В качестве критерия выступает коэффициент энцефализации (стоит рядом в скобках рядом с каждым названием животного).

Этот зубодробильный научный термин призван приблизительно характеризовать развитость интеллекта животного.

Индекс энцефализации используют для выявления тенденций развития, а также потенциальных возможностей различных видов.

Овца (0,7)

На 10 месте - овца! Животное было одомашнено около 8000 лет назад на Ближнем Востоке. Высокого интеллекта овца не показывает и объясниться с ней языком жестов не получится. Явный аутсайдер.

Лошадь (0,8)

У лошадей отлично развита память. Также у этих животных превосходно вырабатываются и закрепляются условные рефлексы. На этом и основано практическое использование лошадей.

Кошка (0,9)

Часть исследователей полагает, что интеллект кошек близок к интеллекту двухлетних детей. Кошки умеют перенимать некоторое поведение хозяев и подстраиваться под него.


Белка (1,0)

Белки уютно расположились между кошками и собаками. Благодаря своему интеллекту они научились хорошо выживать в дикой среде. Исследователи обнаружили, что отважные ушастики на зиму даже сушат грибы.

Белки являются настоящими гуру в области сохранения запасов на зиму. Не знаете как сохранить орехи? Поделитесь ими с белками. Не факт, что вернут, но сохранят точно.


Собака (1,2)

Исследователи-психологи Эллистон Рейд и Джон Пиллей из колледжа Воффорд в городе Спартанбург смогли обучить бордер-колли по кличке Чейсер к вербальному восприятию свыше 1000 объектов.

Собака также умеет классифицировать функции и формы объектов, что сопоставимо с интеллектуальными способностями трёхлетнего ребёнка.


Африканский слон (1,4)

Мозг африканского слона весит около 5 кг. Это рекорд. Мозг у кита меньше, чем у слона! Учёные полагают, что слоны могут испытывать горе, радость, сострадание; развито сотрудничество, самосознание, а также игривость.

Исследования показали, что слоны превосходят людей в отслеживании нескольких объектов в пространстве. Уже собрано достаточно данных, демонстрирующих альтруизм слонов в отношении других видов, к примеру, спасение собак.

Эти массивные гиганты соблюдают похоронные ритуалы, почитая умерших сородичей.


Горилла (1,6)

Интеллект горилл на порядок ниже, чем у шимпанзе. Но у горилл развито примитивное общение, которое базируется на 16 звуковых комбинациях. Некоторые гориллы научились языку жестов.


Игрунка (1,8)

Это животное обитает в лесах Амазонии. Игрунки довольно часто встречаются и не находятся под угрозой исчезновения. Соотношение объёма головного мозга к телу примата одно из самых больших.


Шимпанзе (2,2)

Шимпанзе научились общаться на языке жестов. Они способны употреблять слова в переносном смысле, могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» = «бутылка» + «спичка».

Отличительной особенностью шимпанзе является наличие чувства юмора. Эти обезьяны активно используют орудия труда, а также узнают себя в зеркале. Кроме использования орудий труда, шимпанзе научились создавать примитивные орудия.

Например они мастерят специальные палочки для ловли муравьёв.


Большой дельфин (5,2)

А теперь сюрприз: оказывается, чтоу человека коэффициент энцефализации равен 7,6. Не так уж далеко люди ушли от дельфинов. Что умеет делать дельфин? Многое.

Дельфин научился соотносить образ своего тела со строением тела человека, используя аналогии. Умеет понимать новые последовательности в искусственном языке.

Способен обобщать правила и строить абстрактные понятия. Разбирает символы для различных частей тела. Понимает указательные жесты. Узнаёт себя в зеркале.


Недвижно, словно окаменев, лежит это восьмирукое существо в каменном гнезде морского дна. Лишь изредка одна из рук, извиваясь, словно в нетерпении, как бы ощупывает пространство над пристанищем осьминога. Вдруг его тело стремительно, взметнув песок и мелкие камешки, срывается с места. Несколько щупалец намертво захватили жертву. Но держит осьминог в своих объятиях не то, что можно с аппетитом съесть, - не краба и не рыбу. Он завладел белым пластмассовым шаром.

Спрут научился хватать этот предмет, лишь наблюдая за действиями своих соплеменников, сидящих в соседних гнездах, а их тренировали биологи захватывать шарик. И наш герой стал точно копировать их поведение. Будь он в океане, осьминог и внимания бы не обратил на несъедобную пластмассу. Доктор Г. Фиорито, руководитель группы на Зоологической станции Неаполя, где ставился эксперимент, был крайне удивлен способности своего подопытного в "познании науки".

У животных с развитым интеллектом способность к наглядному обучению подмечена давно. Голуби одного из видов (Ringeltauben) в молодости только тогда начинают питаться желудями, если увидят, как это делают старшие, проглатывая крупные плоды дуба. Группа японских бесхвостых молодых макак внимательно наблюдает за старой самкой, когда та отмывает в ручье от земли клубни сладкого картофеля. И потом они будут делать так же. Есть и другие примеры такого рода.

Однако прежде ученые считали, что преимуществом обучения младших от старших пользуются те животные, которые проводят свою жизнь в семьях и сообществах. У других способность к наглядному обучению в ходе эволюции была потеряна. Так думали и о спрутах, не знающих своих родителей и проводящих жизнь в одиночестве. И вот недавние опыты в Неаполе опрокинули эти представления.

Учеба в данном случае означает для животного попробовать сделать что-то новое и затем повторить ситуацию. Некоторые исследователи оценивают эту способность как указание на интеллект, присущий животным. Но что такое интеллект? Ученые начинают спорить, как только речь заходит об интеллекте человека, оценка же этого понятия применительно к животным еще более осложняет дело. Доктор Л. фон Ферзен из Нюрнберга предлагает такую формулировку: "Интеллект - это результат более высокой, чем обычно, обработки информации и конструирование из ряда феноменов". Кроме наглядного обучения в оценку интеллекта входит также умение употреблять инструменты и изъясняться.

Не только далекие от науки люди, но и специалисты с изумлением узнали, что шимпанзе по имени Канци, воспитанница С. Саваж-Румбауг, посвятившей себя изучению приматов, без помощи людей освоила язык символов. Налицо проявление интеллекта! Но когда кречет берет в клюв камень, чтобы бросить его с большой высоты в гнездо страуса и разбить лежащие там яйца, никто из специалистов по поведению животных не говорит об интеллекте птицы, хотя ведь она много раз упражнялась, прежде чем научилась с высоты попадать камнем в гнездо.

А между тем, чтобы оценить многое из того, что умеют делать "братья наши меньшие", нередко надо было бы употреблять такие применяемые лишь к людям термины, как "раздумье" или "делать вывод". Однако боязнь встретить в ответ иронические взгляды мешает ученым произносить эти слова вслух.

А вот пример, как раз говорящий о правомерности таких терминов. В огороженном пространстве большого загона кобыла-вожак конского стада учила своих подопечных противостоять врагу, хотя никакого предварительного опыта борьбы с хищником у нее не было. Просто была от природы умна - ведь стала же лидером стада. Ученые из Берлинского института зоологии содержали в окрестностях Бранденбурга стадо лошадей Пржевальского - единственного в мире вида диких лошадей. Задача опытов - узнать, как после столетнего пребывания в зоологическом саду эти лошади будут вести себя на воле.

Замысел состоял в том, чтобы крупная собака, которой придали облик волка, атаковала лошадей, находящихся в вольере. Как только замаскированную под степного хищника собаку колли выпустили внутрь загона, к стаду, лошади, почувствовав опасность, заволновались, а когда "волк" приблизился примерно на десять метров, стадо бросилось врассыпную. "Лошади испугались, и их поведение было соответствующим - хаотичным и нескоординированным", - говорит доктор К. Шайбе, руководитель эксперимента.

Опыты повторялись, и исследователи увидели, что вожак стада стал собирать животных и на виду у "волка" готовить их к защите. И теперь, как только "волка" запускали в загон, лошади собирались в табун и вставали в оборонительную позицию: образовывали кольцо, головами внутрь, а мощными задними ногами наружу, так, что приблизившегося врага ждал смертельный удар. Вожак пробудил в стаде заснувший в неволе инстинкт. Так обычно поступают лошади, когда в табуне есть жеребята - их прячут внутрь кольца. Когда же в табуне одни взрослые животные, то они, сплачиваясь по двое-трое, идут в наступление на хищника. На этот раз ученым пришлось вызволять "хищника" из опасной для него ситуации.

Обучение и наследственность - две составляющие, лежащие в основе развития человека. Но то же можно сказать и об обучении в мире животных. "Индивидуальное обучение и генетические задатки действуют вместе, и их нельзя разделять", - таков вывод этологов. Ученые пользуются в своих экспериментах стремлением животных научиться. В соответствующих опытах они нащупывают загадочное присутствие у "братьев наших меньших" интеллекта. Действуя под лозунгом: "Вначале научи животное, затем оно покажет, что оно может", - пытаются найти механизм восприятий и памяти.

Морской лев Томми из дельфинария в Мюнстере (Германия), например, учится под руководством доктора К. Денхарда отличать нарисованные фигуры от таких же, но показанных в зеркальном отображении. Фигуры напоминают буквы Т и латинское L, к которым пририсованы прямоугольники. Для эксперимента на краю бассейна укреплены щиты с этими знаками и три монитора с кнопками, на которые Томми может нажимать своим носом. В начале опыта ученые показывают Томми на центральном мониторе фигуру в прямом изображении - в течение пяти секунд. Затем включаются оба боковых монитора. На одном возникает зеркальное изображение той же фигуры, на другом - первая фигура, но несколько повернутая. Если Томми правильно указывает на повернутое изображение - он получает в награду рыбу.

Морской лев справился с этим заданием блестяще. Он доказал, что животные-приматы способны распознавать не только абстрактные знаки в перевернутом положении, но и их зеркальное отражение.

Время, потребное морскому льву для запоминания первого, оригинального, рисунка, растет в зависимости от того, под каким углом показывают ему этот рисунок. Точно такое же замедление происходит и у человека. Доктор К. Денхард сделал заключение, что морские львы могут вызывать из памяти изображения увиденного. До сих пор этой способностью наделялся лишь человек. Более того, голуби могут узнавать известного им человека на фотографии, даже если черты его лица будут изменены косметикой.

Большинство ученых, изучающих умственные способности животных, сегодня едины в том, что человека и животное можно сравнивать, если иметь в виду строго определенные интеллектуальные способности. Эти биологи отклоняют попытки выстроить всех по рангу "общего интеллекта" - с человеком на первом месте. Еще недавно о таком нельзя было и помыслить. Предыдущие поколения естествоиспытателей расставляли животных по ступеням, исходя исключительно из истории развития рода, и лишь искали параллели с человеком. "Самая большая ошибка прошлых исследователей - поголовное закрепление видов на этой "лестнице" интеллектов. Не было даже попыток абстрагироваться от сравнений с человеком и искать общее определение интеллекта", - считает профессор О. Брайдбах из Йены.

Понятие эволюции подсказывало прежде ученым веру в этот целенаправленный процесс, будто бы способный превращать низкоорганизованных животных с несложным мозгом в других животных с более развитым мозгом. Выходило, что на самой нижней ступени в иерархии жизни находятся глупцы, на верхних ступенях - умники. Поскольку человек считает себя вершиной творения, он невольно сравнивает поведение других индивидуальностей со своими представлениями и своими возможностями. "До сегодняшнего дня в головах господствует антропоцентрическое мышление, - констатирует профессор И. Хустон из Дюссельдорфа. - Но это легко опровергается".

Эволюция развивалась не по прямой линии, как считалось раньше. Она шла множеством путей, причем каждый такой путь означает сочетание различных комбинаций условий внешней среды с интересами того или иного вида. Неважно кто это будет - муравей, гиена или треска, каждое животное отвечает условиям, которые предоставляет ему его жизненное пространство. И не только в физическом смысле, но также в интеллектуальном отношении они должны в оптимальной степени отвечать потребностям выживания вида в данной экологической нише.

Несколько месяцев назад сторонники существования так называемого супермозга у некоторых высокораз витых млекопитающих получили жестокий удар. Профессор О. Гуртюркюн из Бохумского университета, исследуя мозг дельфина - этого признанного интеллектуала, обнаружил: его мозг содержит меньше нервных клеток (по отношению к своим размерам), чем мозг обыкновенной крысы. Это открытие, возможно, станет базой для осмысления результатов другого исследования, которое установило, что дельфину понадобилось несколько месяцев тренировки для усвоения разницы между простыми графическими символами - эллипсом, треугольником и квадратом. Эти животные - мастера в акробатике, гении в определении источников звуков. Но в области геометрической ориентации, - а до сих пор она служила критерием высокого интеллекта для животных, - дельфинов можно считать недоразвитыми.

С другой стороны, даже очень примитивно устроенные существа, имеющие мозг размером с булавочную головку, способны на поразительные действия. Кстати, мозг насекомых легче исследовать, поскольку он не так сложно устроен, как мозг млекопитающих. Поэтому и проще открыть способы, какими пользуются насекомые для переработки информации.

Как установили исследователи доктор Л. Читтка из Вюрцбургского университета и доктор К. Гайгор из Берлинского свободного университета, пчелы умеют считать. В первом опыте биологи поставили перед пчелами четыре объекта на равном расстоянии друг от друга, а между третьим и четвертым поместили кормушку. Полетав, пчелы узнали, что после третьего объекта их ждет сладкий сироп. Затем ученые изменили эксперимент: иногда они удаляли друг от друга некоторые объекты, иногда размещали между ними дополнительные предметы. Но вместо того, чтобы в дезориентации хаотически летать, пчелы регулярно за третьим объектом начинали искать кормушку. То есть они отсчитывали три объекта, чтобы получить долгожданный сироп. "Поведение пчел указывает на известный интеллект", - сделали вывод исследователи.

Одна из важных загадок природы - разная скорость изменчивости видов в процессе эволюции. Например, крысы, пчелы, фруктовые мушки и шмели всего за несколько поколений могут приобрести новые свойства, отвечающие изменившимся условиям внешней среды. Классическим примером служат вирусы так называемого гонконгского гриппа. Ежегодно он распространяется чуть ли не по всему земному шару, и каждый год в измененном виде. Эти примеры неоспоримо указывают на то, что в ходе изменения не все генетические возможности, которыми располагает данный вид, полностью исчерпаны.

В эволюционном процессе, следовательно, невыгодно быть слишком толковым, то есть исчерпать весь запас генетических задатков, не оставив какого-либо резерва, - к такому мнению приходит доктор Читтка. "Но мы хотим знать, почему это так", - заключает ученый. Ради ответа на поставленный вопрос он планирует вывести подвиды "сверхглупых" и "сверхумных" шмелей и выработать для них специальный тест для определения интеллекта. Тест должен показать, какие недостатки выявятся у "сверхумных" шмелей, перерабатывающих очень много информации.

Итак, попытки выяснить смысл интеллекта у животных до сих пор принесли не так уж много. Однако детали этих попыток оказались удивительными. Может быть, в один прекрасный день исследователи придут к выводу, что человек как венец творения по каким-то параметрам должен получить отставку.

Г. Александровский
«Наука и жизнь» №6, 1999

Люди привыкли считать себя венцом эволюции на Земле и хозяевами природы, а к соседям по планете относятся в лучшем случае как к безропотным слугам и неразумным игрушкам. Но исследования показывают, что животные гораздо умнее, чем казалось. Они обладают поразительной памятью, они способны учиться у нас и даже понимать наш язык. Вот только делает ли это их разумными?

Мы называем порой зверей друзьями - это уступка любви. Дружить можно только с себе подобными.
Кир Булычёв «Разум для кота»

Ещё древнегреческие философы полагали, что у животных есть умственные способности - например, к обучению. В III веке до нашей эры в научных трудах появилось понятие инстинкта - способности совершать действия, спровоцированные неким внутренним убеждением. Средневековые философы, напротив, не могли даже помыслить, чтобы кто-то, кроме человека, обладал разумом и свободой воли. По их мнению, за инстинктом стояла божья воля, которая вынуждала животное вести себя тем или иным образом.

С возникновением в XVIII веке естествознания исследователи стали применять по отношению к животным оба понятия: и инстинкт, и разум. Тогда же немецкий учёный Герман Реймарус впервые ввёл научное определение инстинкта - «способность производить одинаковым образом ряд действий независимо от опыта, размышления и намерения». Что в целом не сильно отличается от современных представлений.

А вот под термином «разум» в отношении животных понималось не совсем то, что сейчас. К проявлениям разумности относили любую деятельность, с помощью которой животные приспосабливались к тем или иным изменениям, что, пожалуй, не совсем верно.

«Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живёт без законов и без справедливости» - Аристотель

Научное сообщество надолго разделилось по этому вопросу на два лагеря. Одни считали братьев наших меньших глупыми и примитивными созданиями, не способными к умственной деятельности. Другие, наоборот, превозносили разум животных, приписывая им человеческие свойства, вроде сознания и сложных эмоций. Последний подход получил название антропоморфического.


Первым критиком антропоморфизма стал французский натуралист Жорж-Луи Бюффон. В книге «Всеобщая и частная естественная история» он приводил примеры сложных ритуалов насекомых, подчёркивая, что они несут не интеллектуальный, а инстинктивный характер. Да и элементарные действия животных, не относящиеся к инстинктивным, он не считал проявлением разума. При этом Бюффон утверждал, что одни виды сообразительнее других.

В середине XIX века учёные впервые применили к психике животных метод сравнительной оценки. Пионером в этом направлении стал Фредерик Кювье, брат знаменитого натуралиста Жоржа Кювье. Наблюдая за животными в той или иной ситуации, он пытался провести грань между разумным и инстинктивным поведением. В своих исследованиях Кювье пришёл к выводу, что инстинктивные действия совершаются «слепо, необходимо и неизменно», тогда как разумные действия обусловлены выбором и обстоятельствами. Кроме того, Кювье сравнивал интеллектуальные способности разных животных и фиксировал проявление инстинктивных действий в непривычных для животного условиях.

Немалый вклад в исследование поведения и психики животных внёс Чарльз Дарвин . Он одним из первых попытался объективно оценить психические явления, которые считались субъективными, - например, эмоции. Он разделил поведение животных на три категории: инстинкт, обучение и способность к «рассуждению».

Также Дарвин утверждал, что разница между психикой людей и высших животных заключается в степени, а не в качестве, поскольку и у человека, и у животных психическая деятельность - результат эволюции. Его соратник Джордж Роменс развил идею, утверждая, что животные совершают разумные действия, приспосабливаясь к меняющимся условиям внешней среды (кто лучше приспособится, тот и выживает).

Проблемой соотношения инстинктивного и приобретённого при обучении занимался английский психолог Конвей Ллойд Морган , выдвинувший гипотезу что личный опыт животного может вызывать изменения его инстинктов. Он вывел собственный критерий для определения разумности (ныне известный как «канон Ллойда Моргана»):

Нельзя интерпретировать действие как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить наличием у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале.

Кроме того, Моргана интересовало, как протекает процесс обучения у животных. Его ученик Эдвард Торндайк продолжил работу в этом направлении. Он пришёл к выводу, что животные для решения тех или иных задач совершают интеллектуальные акты методом «проб и ошибок». Торндайк утверждал, что «законы научения» для всех животных одинаковы, разве что некоторые животные (в первую очередь обезьяны) усваивают всё быстрее других; к тому же выяснилось, что приматам свойственны некоторые поведенческие реакции, которые прежде считались присущими только человеку.

Обнаружив сходные элементы в психологии человека и животных, учёные начали искать у братьев наших меньших «человеческие» признаки поведения или хотя бы нечто похожее. И поиски дали немало интересных результатов.

Мы вам всё припомним

Часто инстинкту противопоставляется мышление - способность решать неординарные поведенческие задачи. Трудность задачи значения не имеет - инстинкт тоже способен управлять сложными поведенческими актами. К примеру, свои огромные, оснащённые сложными коммуникациями жилища маленькие слепые термиты строят в силу инстинкта, и им не нужно получать высшее инженерное образование, чтобы безошибочно сконструировать превосходную вентиляционную систему.

Истинно интеллектуальную деятельность отличает гибкость мышления, с которой животное может приспособиться к внезапным изменениям условий. А приспособление к изменению условий немыслимо без памяти и обучения. В принципе, в той или иной степени обучаемы практически все животные, за исключением самых примитивных. Чем дольше в их памяти хранится полезная информация, тем чаще она может использоваться.

В отличие от людей, у которых есть Google и «Википедия», животные в трудной или неожиданной ситуации могут рассчитывать только на себя. К счастью, помимо «вшитой» генетической памяти, у них есть ещё и механическая - способность к приобретению опыта, а значит, к обучению. В этом отношении некоторые животные - рекордсмены даже по сравнению с человеком.

Не вздумайте обижать кедровку. Она никогда ничего не забывает

Попробуйте попрятать по разным углам полсотни конфет или монеток, а через неделю вспомнить, где они лежат. Если большую часть удастся найти - поздравляем: либо у вас феноменальная память, либо вы кедровка! Эти птицы вынуждены делать обширные запасы и помнить, где расположены все тайники, иначе им грозит голодная смерть.

Отличной памятью обладают австралийские пресноводные радужные рыбки. В ходе экспериментов удалось установить, что они могут вспомнить правильный путь через лабиринт спустя 11 месяцев после того, как впервые его прошли. А это почти треть их жизни.

Внимание, усидчивость и натренированная память - залог успешного образовательного процесса. Это всегда будет актуально не только для учеников и студентов, но и для диких детей природы. Мохнатые и пернатые вполне способны научиться чему-то новенькому и друг у друга. Например, однажды в Англии одна смышлёная синичка научилась вскрывать бутылки молока с крышечками из фольги. Через некоторое время этот трюк освоили и её соплеменницы.

Советские натуралисты описывали такой случай: дикая крыса приспособилась доставать лакомство из сосуда с узким горлышком, окуная внутрь хвост и облизывая его. Человек, заметивший это, специально не стал убирать посуду, и через некоторое время крыса привела с собой отпрысков. Понаблюдав за матерью, те вскоре научились делать то же самое.

Однако иногда бывают ситуации, когда для решения той или иной задачи не помогают ни когти, ни зубы, и даже хвост становится бессилен. Тогда нужные инструменты приходится изготавливать самим. И это не исключительное умение человека.

Дятловые вьюрки с Галапагосских островов часто вынуждены добывать себе пищу в труднодоступных местах - под камнями, корой и в стволах деревьев. Однако эти птицы лишены такого полезного предмета, как длинный язык, поэтому, чтобы достать пропитание, они пользуются вспомогательными предметами - например, иголкой кактуса или тонкой веточкой. Вьюрки «обрабатывают» свои инструменты, отламывая лишнее, носят их с собой и даже заготавливают про запас.

Галапагосский вьюрок и его технически продвинутый гаджет

Многие представители семейства врановых тоже неравнодушны ко всевозможному инструментарию: они используют не только веточки, но и камешки, а также проезжающие мимо автомобили - кидают орехи прямо под колёса, чтобы избавиться от скорлупы!

Морским выдрам приходится ещё труднее: бросать моллюсков под проплывающие суда бесполезно, поэтому они всё время таскают с собой камень - «открывашку». Уверенно и непринуждённо орудуют всевозможными приспособлениями слоны, осьминоги строят башни, делают себе доспехи из раковин и вооружаются щупальцами медуз, а дельфины используют некое подобие защитной экипировки из губок.

Ну а на что способны муравьи, знают практически все. К слову, маленькие насекомые ещё и вовсю практикуют растениеводство и животноводство, а также использовали рабский труд задолго до того, как до этого додумались люди. Но применение подручных средств ещё не гарантирует наличия высшей нервной деятельности. Однако и без этого природе есть чем нас удивить.

Коллективный разум

Некоторые учёные осторожно говорят о том, что разум в животном мире свойственен не только отдельным обладателям больших черепов, но и сложным саморегулирующимся коллективным системам. То есть сама по себе букашка - существо безмозглое, а вот с группой товарищей, объединённых общей целью, - уже супермозг!


Термин «коллективный разум» возник в 1980-х годах в социологии и поначалу применялся по отношению к людям. Имелась в виду способность группы находить более эффективное решение задачи, чем это сделал бы индивид. Как в человеческом, так и в животном социуме решающее значение для коллективного разума имеют численность группы и прочность социальных связей внутри неё.

У животных проявления коллективного интеллекта, как правило, выражаются в повторении всеми членами группы одного и того же действия - как, например, это делают рыбы, уклоняясь от хищника. Учёных всегда зачаровывала удивительная синхронность и идентичность реакций животных в большой группе, но, какова «техническая начинка» этого феномена и какие дополнительные факторы оказывают на него влияние, ещё предстоит выяснить.

Полли хочет крекер!

Ещё один признак разумности - язык и речь. И человек далеко не единственный их обладатель. Строго говоря, средства внутривидовой коммуникации есть у всех животных, однако «разумным» считается тот язык, который развивается и применим для межвидового общения. Животные, «говорящие» на человеческом языке, на самом деле не такое уж редкое явление. Зафиксировано немало случаев, когда четвероногие питомцы имитируют отдельные слова, приводя в восторг окружающих. В интернете можно найти множество роликов с говорящими собаками и кошками, владельцы которых нередко уверены в том, что их любимец - самый разумный зверь на свете. Но это не речь, а лишь подражание.

Обычно к животным более применима фраза «всё понимает, только не говорит». Например, пёс по кличке Чейсер способен понимать значение более чем тысячи слов (тогда как среднестатистическим подросткам вполне хватает для жизни примерно восьмисот). В основном это названия предметов, так как исследователи прежде всего желали выяснить, может ли животное распознавать не только команды, но и названия вещей и каков лимит на количество запоминаемых слов.

Сцена межвидового общения перестаёт быть такой идиллической, если знать, что на фото старшина ВМФ США, тренирующий боевых дельфинов

В общении между собой большинство животных используют различные звуковые сигналы и безмолвный «язык тела», а также запахи и цвета. Довольно богатым с фонетической точки зрения языком пользуются, как ни странно, суслики, но гораздо сильнее впечатляет язык дельфинов. Помимо развитой жестовой коммуникации, у них есть множество различных средств звукового общения: щелчки, хлопки, чмоканье, свист, писк, рёв.

Что интересно, дельфины, как и люди, по-видимому, делят произносимое ими на звуки, слоги, слова и фразы, а также дают сородичам имена. Сейчас учёные пытаются расшифровать язык дельфинов, поскольку считают, что свист, насчитывающий более тридцати разновидностей, значительно информативнее, чем кажется на первый взгляд, - исследователи насчитали в нём уже около 180 коммуникационных знаков.

Пока одни учёные пытаются понять язык дельфинов, другие учат животных человеческому языку. Например, американский профессор психологии Ирен Пепперберг известна экспериментами по обучению попугаев. Её первый подопечный - серый попугай Алекс - не только знал и отчётливо произносил 150 слов, но и понимал, о чём он говорит. Алекс мог определить до пятидесяти различных объектов и опознать одновременно до шести предметов, различал цвета и геометрические формы, имел представление о таких понятиях, как «больше», «меньше», «одинаковые», «разные», «над», «под», «ноль».

К сожалению, эта умнейшая птица скончалась в самом расцвете сил в 2007 году, прожив всего тридцать лет из возможных пятидесяти. По словам учёной, на момент смерти Алекс сравнялся по уровню развития с двухлетним ребёнком. Кто знает, каких успехов ему удалось бы достичь, проживи он ещё хотя бы лет десять?

Ирен Пепперберг всегда есть с кем поговорить

Однако старательнее всего учёные всегда стремились вступить в контакт с ближайшими родственниками человека. Собственно «говорить» приматам тяжеловато, так как они обычно произносят звуки на вдохе, а не на выдохе, как мы, и практически не используют речевой аппарат - губы, язык и тому подобное. Но тем не менее лингвистические способности у них вполне приличные, особенно у шимпанзе.

В шестидесятых годах супруги Гарднер научили самку шимпанзе по кличке Уошо говорить на языке глухонемых. Обезьяна за пять лет освоила 160 слов, и её речь вполне можно было назвать осмысленной. Она свободно составляла фразы и даже сознательно употребляла некоторые слова в переносном значении - чтобы ругаться.

Учёные, воодушевившись успехом, начали активно работать с другими шимпанзе. Более того, в одном из экспериментов Уошо успешно обучила языку своего приёмного сына по кличке Луллис без какого бы то ни было вмешательства учёных.

Уошо общается со своим лучшим другом, исследователем Роджером Фоутсом

Гориллы тоже оказались прекрасными учениками; разучивая язык жестов одновременно с детьми, обезьяны Коко и Майкл оказались усидчивее. Что самое интересное, общаясь с обезьянами, выучившими язык-посредник, учёные столкнулись с таким неожиданным явлением, как чувство юмора. Коко однажды подшутила над воспитательницей, утверждая, что она «птичка», а не горилла, но затем сама призналась в розыгрыше.

Также предпринимались попытки обучить приматов искусственному языку. Супруги Премак разработали специальный язык символов для нескольких подопытных шимпанзе. Наибольших успехов в его освоении добилась самка по кличке Сара: она знала 120 слов и владела некоторыми основами грамматики.

Коко, умная и музыкальная горилла, к сожалению, умерла в июне 2018-го

Ещё один способ межвидовой коммуникации - использование лексиграмм (геометрических фигур, передающих значение слова). Первой обезьяной, выучившей этот язык, стала шимпанзе Лана, но признанный рекордсмен в этом отношении - бонобо Канзи. Он освоил почти 350 лексиграмм и достиг по умственному развитию уровня трёхлетнего ребёнка.

Впечатляющих успехов достигла шимпанзе Панбаниша. Она понимает около трёх тысяч слов, свободно пользуется лексиграммами и даже стала педагогом для собственного сына по кличке Ньют и переводчиком «с обезьяньего на человечий» для своей матери Мататы. Таким образом, серия экспериментов доказала, что приматы обладают выраженной способностью к символическому мышлению.

Канзи и Панбаниша на занятиях

Но в животном мире есть не только «лингвисты». Те же обезьяны имеют некоторые математические способности, что доказали в своих исследованиях учёные из Гарвардского и Йельского университетов, работавшие с макаками-резусами. Правда, вершиной математических способностей макак оказалось решение простейших примеров, но, наблюдая, как подопечные осваивают азы арифметики, учёные увидели сходство с тем, как изучают математику дети, и поняли, почему те иногда допускают ошибки.

Считается, что в таком случае животное узнает себя в зеркале. Науке известно несколько видов, наделённых этой способностью. Среди них шимпанзе, орангутанги, гориллы, слоны, дельфины и сороки. Остальные животные, как правило, воспринимают собственное отражение как другую особь; впрочем, только на этом основании ещё рано делать вывод об отсутствии у них самосознания.

Умный Ганс


Живший в Германии начала XX века орловский рысак по кличке Умный Ганс прославился тем, что мог складывать, вычитать, умножать и делить, производить вычисления с дробями, указывать точное время, конкретные даты в календаре и даже читать. Только говорить не мог - на вопросы Ганс отвечал, ударяя копытом по земле.

Довольно долго феноменальные способности коня считались практически чудом, пока однажды не выяснилось, что единственная заслуга Ганса - в его фантастической натренированности. Лошадь улавливала малейшую реакцию того, кто задавал ей очередной каверзный вопрос, и таким образом «вычисляла» правильный ответ. Осознав, как сильно зритель удивлён тем, что животное правильно сложило 12 и 12, Ганс понимал, что дальше стучать не нужно. Хотя это тоже надо уметь!

В честь рысака получил своё название психологический феномен «эффект Умного Ганса», связанный с невольным влиянием хозяина на поведение животного.

Обезьяны грабят банк

Начиная с 1960-х годов специалисты сосредоточили своё внимание на изучении коммуникации у животных и социальной структуры популяций, а также влияния социальных аспектов на развитие интеллекта. Здесь тоже не обошлось без разногласий и ожесточённых диспутов. Одни учёные заявляли, что социологические термины неприменимы по отношению к животным, поскольку социальность - явление, свойственное только человеческому сообществу. Их оппоненты, напротив, видели в зачатках звериной социальности предпосылки социальных процессов у человека, причём некоторые до того увлеклись этой идеей, что вновь неосторожно ступили на тропу антропоморфизма.

Современные исследования подтвердили связь между социальными условиями и интеллектом. Наиболее развитыми, как правило, оказываются те животные, которые склонны к существованию в сообществах, и чем более сложна и активна их социальная жизнь, тем более мощным интеллектуальным потенциалом они обладают.

К тому же, как оказалось, животным можно привить некоторые сугубо человеческие социальные навыки. Интересный эксперимент недавно провели учёные из Йельского университета. Они решили научить обезьян пользоваться деньгами, причём в качестве объектов для опыта выбрали не прогрессивных шимпанзе, а более примитивных капуцинов, потребности которых ограничиваются едой, сном и размножением.

У капуцинов настоящий мужчина - тот, у кого много бананов

Сперва учёные заставили обезьянок усердно трудиться, давая им в качестве вознаграждения лакомство, а затем, когда капуцины усвоили связь, заменили еду на разноцветные пластмассовые жетоны с определённым «номиналом». И вскоре с удивлением наблюдали образовавшуюся в вольере миниатюрную модель человеческого общества со всеми её недостатками и пороками, трудоголиками, лодырями, теми, кто предпочитал копить жетоны, и теми, кому проще было отнять. Обезьянки перестали друг другу доверять, стали подозрительными и агрессивными. Кроме того, они довольно быстро усвоили понятия «дорогой» и «дешёвый», предприняли попытку ограбить импровизированный «банк» и даже не чурались «любви за деньги».

В принципе, вполне объяснимая картина, только вот теперь встаёт большой вопрос: считать ли разумными тех людей, которые ведут подобный образ жизни? Кто знает, не станут ли наши потомки домашними питомцами или подопытными образцами для кого-то, кто выучится на наших ошибках? Несколько десятилетий назад человечество с воодушевлением представляло себе, как оно вступит в контакт с меньшими братьями по разуму, научится у них чему-то новому и правильному и будет бок о бок с ними покорять просторы Вселенной.

Обезьяний Маугли

Рик Джаффа, сценарист фильмов «Восстание планеты обезьян» и « », рассказывал, что на создание образа главного героя, шимпанзе Цезаря, его вдохновила статья про детёныша обезьяны, выращенного людьми. По сюжету Цезарь, стремительно поумневший под действием экспериментального препарата, живёт с людьми и осваивает язык жестов. До поры он даже считает себя человеком. Когда Цезаря отлучают от семьи и отправляют в звериный приют, он переживает страшный удар, который в итоге толкает его устроить революцию против людей.

Цезарь из «Восстания планеты обезьян»

Скорее всего, Джаффа прочитал о шимпанзе по кличке Ним Шимпски, судьба которого удивительно похожа на судьбу Цезаря. В 1970-х эта обезьяна стала участником амбициозного эксперимента по воспитанию примата в человеческой семье. К несчастью, несмотря на успехи, эксперимент был свёрнут, а самого Нима отвезли в питомник. «Возвращение к корням» стало для бедняги настоящим шоком: полуторагодовалый шимпанзе, с младенчества росший среди людей, невероятно по ним тосковал. В отличие от Цезаря, Ним не сумел найти общий язык с другими обезьянами. Этому случаю посвящён документальный фильм «Проект «Ним»», снятый в 2011 году.

…и Ним, его прототип

Разумные животные в фантастике

В книге Ариадны Громовой «Мы одной крови - ты и я!» (1967) перед людьми, научившимися понимать животных, встают серьёзные моральные и этические проблемы, связанные с взаимоотношением двух миров. Этими же вопросами задаётся в своём рассказе «Юбилей-200» (1985). Не аморально ли проводить эксперименты над живым существом? А над разумным? Когда «меньший брат» становится равным?

В романе Дина Кунца «Ангелы-хранители» (1987) лабрадор Эйнштейн, получивший свои невероятные способности как раз в результате генетических экспериментов, - невероятно обаятельный персонаж. По-настоящему трогательной выглядит и история говорящих дельфинов из романа «Разумное животное» (1967) Робера Мерля, где они оказываются единственными выжившими свидетелями военных преступлений, совершённых людьми.

Если говорить не о научной фантастике, а о фэнтези, то там разумные животные часты и привычны. Их настолько много, что такой вид литературы можно вывести в рамки отдельного поджанра: тут вам и коты-воины, и разумные грызуны, и даже героические летучие мыши. Правда, обычно авторы не задумываются о разработке принципиально иной, «звериной» психологии. В итоге мы получаем животных, которые думают как люди и ведут себя как люди.

Акулы - это и так страшно, а уж разумные акулы…

В кино разумные животные весьма широко представлены, как ни странно, в фильмах ужасов. Как правило, хищника прокачанные мозги делают ещё опаснее, а сравнительно безобидное существо превращают в свирепого убийцу. Но если от поумневших акул из фильма 1999 года «Глубокое синее море» ничего хорошего не ждёшь по умолчанию, то хладнокровие и жестокость, с которыми мутировавшие «друзья человека» из «Своры» (2006) расправляются с людьми, весьма пугают.

На этом фоне выгодно выделяются немногие истории, где люди и животные не стремятся друг друга уничтожить. К примеру, комедия «Квартирка Джо» (1996), герои которой - тараканы, причём не просто говорящие, но и наделённые изрядным музыкальным талантом.

* * *

Остаётся надеяться, что те, кто придёт нам на смену, будут лучше относиться к тем, кто обитает с ними рядом. Ведь способность жить, стараясь не приносить никому вреда, - это, пожалуй, высшее проявление разума.

«…чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких – нет. Очевидно, речь может идти лишь о высших позвоночных, но явно не только о приматах, как это до недавнего времени принималось» - отмечал К.Э. Фабри.

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Большую популярность приобрели тесты на интеллект для приматов, аналогичные тем, что используются в широко распространённых тестах на интеллект для человека.

Интеллект является вершиной развития психики животных . В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем .

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых.Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления.

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину ее эволюционного развития. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов. Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:

    "экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);

    "познавательное выделение объективных условий, существенных для действия" (Рубинштейн);

    "обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового" (Брушлинский);

    "наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).

Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: "разум", "интеллект", "рассудок" и т.п. Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельност ь . Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации . Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой. Зачатки мышления имеются у довольно широкого спектра видов позвоночных - рептилий, птиц, млекопитающих. У наиболее высокоразвитых млекопитающих - человекообразных обезьян - способность к обобщению позволяет усваивать и использовать языки-посредники на уровне 2-летних детей.

В процессе анализа поведения животных при решении логических задач необходимо придерживаться "канона Ллойда-Моргана"("то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале" ). Термин "когнитивные" , или "познавательные" , процессы употребляют для обозначения тех видов поведения животных и человека, в основе которых лежит не условно-рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними. Многочисленные наблюдения за животными в среде их естественного обитания показывают, что они прекрасно ориентируются на местности, используя те же способы. Каждое животное хранит в своей памяти мысленный план своего участка обитания. Так, эксперименты, проведенные на мышах, показали, что грызуны, обитавшие в большом вольере, представившем собой участок леса, прекрасно знали расположение всех возможных убежищ, источников корма, воды и т.д. Сова, выпущенная в этот вольер, оказывалась способной поймать лишь отдельных молодых зверьков. В то же время, когда мышей и сов в вольер выпускали одновременно и впервые, совы вылавливали практически всех грызунов в течение первой же ночи. Мыши, не успевшие сформировать когнитивный план местности, не способны были найти нужных укрытий. Огромное значение имеют мысленные карты у высокоорганизованных животных. Так, по утверждениям Дж. Гудолл (1992), "мыслительная карта", хранящаяся в памяти шимпанзе, позволяет им легко находить пищевые ресурсы, разбросанные на площади 24 кв. км в пределах заповедника Гомбе. Пространственная память обезьян хранит не только расположение крупных источников пищи, например больших групп обильно плодоносящих деревьев, но и местонахождение отдельных таких деревьев и даже одиночных термитников. В течение, по крайней мере нескольких недель, они помнят о том, где происходили те или иные важные события, например конфликты между сообществами.

Многолетние наблюдения В. С. Пажетнова (1991) за бурыми медведями в Тверской области позволили объективно охарактеризовать, какую роль играет мысленный план местности в организации их поведения. Оказалось, что медведи часто используют такие приемы, как "срезание пути" при одиночной охоте, обход жертвы за многие сотни метров и др. Это возможно лишь при наличии у взрослого медведя четкой мысленной карты района своего обитания. Латентное обучение животных. По определению У. Торпа, латентное обучение - это "...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления" . В естественных условиях латентное обучение возможно благодаря исследовательской активности животного в новой ситуации. Оно обнаружено не только у позвоночных. Эту или сходную способность для ориентации на местности используют, например, многие насекомые. Так, пчела или оса, прежде чем улететь от гнезда, совершает "рекогносцировочный" полет над ним, что позволяет ей фиксировать в памяти "мысленный план" данного участка местности. Наличие такого "латентного знания" выражается в том, что животное, которому предварительно дали ознакомиться с обстановкой опыта, обучается быстрее, чем контрольное, не имевшее такой возможности. Под экстраполяцией понимают способность животного выполнятьизвестную функцию за ее пределы . Экстраполяцию направления движения животными в природных условиях удается наблюдать достаточно часто. Один из типичных примеров описан известнейшим американским зоологом и писателем Э.Сетон-Томпсоном в рассказе "Серебряное Пятнышко". Однажды самец вороны Серебряное Пятнышко уронил добытую им корку хлеба в ручей. Ее подхватило течение и унесло в кирпичную трубу. Сначала птица долго всматривалась вглубь трубы, куда исчезла корка, а затем уверенно полетела к ее противоположному концу и дождалась, пока корка не выплыла оттуда наружу. С аналогичными ситуациям в природе неоднократно сталкивался и Л.В. Крушинский. Так, на мысль о возможности экспериментального воспроизводства ситуации его навело наблюдение за поведением его охотничьей собаки. Во время охоты в поле пойнтер обнаружил молодого тетерева и стал его преследовать. Птица быстро скрылась в густых кустах. Собака же обежала кусты и встала в "стойку" точно напротив того места, откуда выскочил двигавшийся прямолинейно тетерев. Поведение собаки в данной ситуации оказалось наиболее целесообразным - преследование тетерева в чаще кустов было совершенно бессмысленно. Вместо этого, уловив направление движения птицы, собака перехватила ее там, где она меньше всего ожидала. Крушинский прокомментировал поведение собаки следующим образом: " это был случай, который вполне подходил под определение разумного акта поведения". Наблюдения за поведением животных в естественных условиях привели Л.В. Крушинского к заключению, что способность к экстраполяции направления движения раздражителя может рассматриваться как одно из довольно элементарных проявлений рассудочной деятельности животных.

Различия между животными по уровню развития их рассудочной деятельности чрезвычайно большие. Особенно велики они в пределах класса млекопитающих. Столь большое различие в уровне рассудочной деятельности животных, очевидно, определяется теми путями, по которым происходило развитие адаптационных механизмов каждой ветви филогенетического древа животных. Обобщение и абстрагирование являются важными составляющими мыслительного процесса, благодаря которым мышление выступает как "обобщенное и опосредованное отражение действительности". Эти процессы обеспечивают ту сторону мышления животных, которая не связана с экстренным решением новых задач, а основана на способности в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений. Обобщение - акцентирует внимание на мысленном выделении наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий, на переходе от единичного к общему. Благодаря операции сравнения поступающей информации с хранящейся в памяти (в данном случае с понятиями и обобщенными образами) животные могут совершать адекватные реакции в новых ситуациях. Абстрагирование отражает другое свойство мыслительного процесса - независимость сформированного обобщения от второстепенных, несущественных признаков. И.М. Сеченов (1935) образно определял эту операцию как "удаление от чувственных корней, от конкретного образа предмета, от комплекса вызываемых им непосредственных ощущений". Операция обобщения тесно связана с функциями памяти. Анализ познавательных способностей животных подтверждает гипотезу Л.А. Орбели о наличии переходного этапа между первой и второй сигнальными системами и позволяет уточнить грань между психикой человека и животных. Оно свидетельствует о том, что высшая когнитивная (познавательная) функция человека имеет биологические предпосылки. Тем не менее даже у таких высоко организованных животных как шимпанзе, уровень овладения простейшим вариантом языка человека не превышает способностей 2-2,5-летнего ребенка. Рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума. Из этого положения с неизбежностью вытекает, что изучение рассудочной деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования.

Очень глубокая и любопытная тема и в тоже время многим людям не понятная, так как большинство людей не задумывалось, что такое существует. И так - ЖИВОТНЫЙ РАЗУМ. Разумом врятли это назовешь, скорее это термин, и я его называю СИСТЕМА. Почему Система? Потому что это программа, она запрограммирована так, и это нормально в условиях жизни человека на Земле. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды прописанные в астрале (моё мнение) через которые идет влияние на человека. Почему ЖИВОТНЫЙ разум. Потому что замыкает сознание человека на стадное мышление, на стадный образ жизни и на Инстинкты. Вся Свобода выбора в Системе сводится в выборе между овцой или волком (или другие животные). Всё, это весь выбор и вся свобода. Но человек это Духовное существо и никто не запрещает, будь Духовным и свободным, но сначала выйди из Стада.

Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой человек сосредоточен на условиях своего быта. И так, Система замыкает человека на трёх животных инстинктах: выживание , размножение , питание (условия жизни, я еще называю наличие берлоги). На этих принципах строились взаимоотношения при Сталине в Союзе. Человеку давали жилье, секса не было но люди размножались, и давалась какая-то гарантия защиты жизни в Системе (Стране).

Даже если у человека все это есть то Система с помощью подменны ценностей заставляет человека улучшать внешний вид этих желаний и ценностей: тело одето в брендовые шмотки, какой то, типа лучший, секс (с моделью), и двухэтажная берлога. Как мы видим в нашей стране и по политиках предела удовлетворения этих желаний или «смысла жизни» нет. Вот вам краткое описание Системы - Животного разума в обществе. Вы скажете, а где тут Духовность? А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на четвертую чакру - Анатату. Но сначала человеку нужно увидеть, что все его сознание, весь его смысл, трётся или крутится на этих трёх Животных инстинктах, и только тогда начинается выход из Системы. Анахата - чакра любви или сердечная чакра. Что такое Любовь? При выходе из Системы человек учится Любить энергией, без смысла, без условий, без материальных благ. Помните Иисус говорил: «возлюби ближнего своего как самого себя…», на мой взгляд, он программировал Сознания людей на выход из системы Животного начала, разума. Только научившись Любить, относиться ко всем и всему с Любовью человек переоценивает свои ценности в жизни. Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви. И проблемы у многих начинающих медитаторов как раз с Любовью, потому как в комплексе Животной Системы любовь примитивная: поесть сытно, поспать мягко и вовремя спариваться.

Любя, человек преображает этот мир, он уже выходит из-под влияния Системы и Система начинает паниковать и всячески стягивать такого Индивида назад. Если эти уроки пройдены и Человеком отработана безусловная Любовь, и работа на Анахате активирована, то он движется выше, к пятой чакре – Вишудхе. Вишудха отвечает за чувства. На этом уровне Человек учится познавать внешний Мир через чувства. При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами. На этом уровне человек уже чувствует, что он не только материальное тело. И когда этот этап мировосприятия пройден, идет переход на Аджну (третий глаз, глаз Буды). На этом уровне человек начинает видеть мир энергий, ему открывается занавеса реальности, он видит энергетические потоки и кратко говоря то, из чего соткана трёхмерность. На этом уровне систему животного разума видно изнутри, как она выглядит и как работает. На этом уровне человек способен влиять осознано на Мир и изменять его. Такой себе часовой мастер. Уровень сахасрары это уже полностью уровень духовного существа. Я этот уровень даже описать не смогу, потому что это уже человек-ангел.

Хочется ещё поставить акцент, что у человека всё нужное и всё работает как необходимо, и все чакры необходимы для здоровой нормальной жизни в теле. Просто живя в Системе, в которой главенствует Животный разум, сознание Индивида будет замыкаться на Инстинктах, и вся жизненная энергия будет тратиться только на удовлетворение потребностей тела. И тут мы подошли к тому, как же начинать выходить и изменять Систему? Ну, во-первых, начинать из себя. Выслеживать в себе проявления инстинктов, относиться к этому как к животному проявлению и всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное. Понятно, что в начале, это будет трудно, некоторым людям будет казаться, что это шизофрения и бред, что именно так и нужно жить. Это всё в начале, когда нет никакого духовного опыта. Потому что, по сути, это всё слова и чей то опыт записанный на бумаге. Так и работает Система Животного начала, потому как сознание не имеет опыта чувств, любви и ощущения мира энергий. Работа над собой – это всегда работа на Вере, на Доверии к источнику, а потом уже практический опыт.

Еще важно напомнить или упомянуть об ЭГО. Для меня эго – это сознание человека в теле, это и есть животная личность, одна из сторон сути человеческой натуры. Именно мое эго сейчас пишет и ваше читает, вся информация и фильтры миропонимания проходит через Эго. В самом начале опыта человек не различает кто он, кто в нем говорит и думает, всё это одно «я». При наблюдении за собой идет фиксация внимания или алгоритм поведения где явно отличатся Эго животное, и слабые проявления Духовного начала. Далее при внимательном наблюдении будет и третья сущность человека – сам Наблюдатель. Наблюдатель и есть по сути Человек, в том примитивном проявлении, и именно наблюдатель уделяете своё внимание или проявлению тупого Животного начала или мудрого Духовного. И если человек уделяет всё своё внимание проявлению животного начала, и полностью концентрируется на своём Эго (теле), то потому мы и наблюдаем бесконечное соревнование людей кто лучше, кто умнее и т. д. Люди Эго начинают делить имущество, земельные участки, и если что то не по их желанию, начинают воевать. Системе это выгодно, ведь пока человек полностью занят своим Эго то вообще не замечает, и не чувствует, что делается в тонком энергетическом мире, как осуществляются подмены и как Человек обеспечивает существование самой Системы. Являясь маленьким винтиком, каждый ещё и служит батарейкой. Все воплощенные Души неся в материальный мир жизненную энергию на пробуждение тратят её на существование Системы Животного разума. И эта система становится разумной только благодаря массе индивидов служащих полноценно на неё. И если кто то выпадает на его место приходит другой. Но если в Системе появляются вспышки Духовного, когда энергия перестает работать на Систему, то она ослабевает и начинает всячески реагировать на это. Начало выхода из Системы очень сложное и сложность заключается в том, что не имея опыта человек что то делает, а противостоит ему в самом начале его же тело. Трудно медитировать когда тело хочет есть, или ему не комфортно, или что то болит, или накатывает инстинкт размножения. Многие впадают назад к истокам и проявлениям животного, так как не могут устоять этой панике Системы. На этом этапе очень важно выходить не по одиночке, а группой, когда каждый делится опытом и поддерживает тех, кто засомневался. Только уже когда есть опыт практик, когда есть не вера, а Знание, что это не шизофрения трех идиотов, а реальные ощущения. Только тогда можно оценить принцип системы. По этому поводу можно очень долго писать, ведь в разных источниках собран опыт тысяч людей разными словами, образами и примерами. Мир духовный открыт, он свободен, но для приближения к нему нужен выбор наблюдателя, нужна его внутриняя работа над собой, нужна вера что бы выбраться из этих шаблонных алгоритмов поведения.

Напоследок хочется ещё расставить акценты. Восприятие мира возможно и через Анахату и выше даже у людей с эго. Это мы видим по экстрасенсам, по магам и т. д. Подмена стоит только в том, что эти люди учатся работать с энергиями высших уровней, учатся воспринимать мир как он есть, но при этом они полностью остаются в Системе. Такие люди как программисты, они вносят новые коды и алгоритмы в систему, но при этом, думая что они вне Системы, находятся в самом её центре. Ведь Животный разум полностью порабощает Наблюдателя и так грамотно обводя внимание, что кажется, человек выбрал себе свободу, а на самом деле получил красивую Иллюзию. Результат одинаковый – субличность.

Подведя итог, напомню: при выходе из Системы Животного разума нужно чётко осознавать, что это есть и это не бред. Далее нужно всячески фиксировать проявления в себе животного, учиться договариваться с собой, переигрывать внимание в пользу Духовных практик. При должном опыте и перевесе между Духовным и Животным проявлениями начинать ограничивать жизнь Человека Животного. Ясное дело, что это контроль каждую секунду, но важно отметить, не ограничивать всё и сразу. Нужно постепенно, для примера: если вы решили подчинить воле наблюдателя ваше животное в отношении еды и отказаться от мяса и многих видов продуктов, не переходите на отказ всего, делайте постепенность. Один месяц не ешьте вообще мяса, вы не отказались, вы просто его не ешьте и все, без исключений, потом не ежьте жаренное или что-то другое, что на ваш взгляд любит ваш животный организм. При таких паузах фиксируйте ваше состояние. Если вы практикуете разгрузочные дни (голод) фиксируйте, как проявляется ваше животное. Получив такой опыт, вы заметите, что организму намного легче работать и существовать без тех продуктов, просто в вашем сознании прописаны чувственные отношения (программки) к тем или другим продуктам. Таким образом, вы получите свой личный опыт, а не прочитанный где то. При таком опыте легче делать выбор в сторону Духовного приручая своё Животное. Ваша жизнь должна быть в удовольствие и в хорошем настроении, а не в пытках и постоянном ограничении. Вера она сильная, но до определенного времени. Максимально приобретайте практический опыт. Точно так же и с инстинктом размножения. Уделите время, например месяц. В этот месяц не только нет секса, но нет и мыслей, нет мастурбации, нет вожделения к кому-либо. Вылавливайте эти мысли, и попытки пробудить в себе желание, уводите внимание наблюдателя в что то другое, даже если вокруг все хотя вас сейчас и другого такого шанса не будет. По-моему, Р. Монро в своей книге об астральных путешествиях писал, что сексуальное желание победить невозможно, его можно только отсрочить. Вот так и приобретается опыт отсутствия привязок. Когда вы приобретаете такой опыт вы уже не слепо верите, вы Знаете что можно без этого обойтись, это первый шаг к перепрограммированию себя. Если это делает группа, то еще лучше, когда вместе идет наработка опыта. Обо всём можно писать долго, так и до книги близко. Хочется уже поставить маленькую точку. Систему Животного разума можно изменить только изменившись самому, и когда изменятся многие люди, изменится их астральное тело, а через него и перепрограммируется вся Система. Не забывайте, Ариман очень умелый и опытный программист, он всегда что-то придумает, но он ничего не сможет сделать, когда миллионы людей изменят свою Сущность в сторону Духовного проявления. Вот только тогда возможен «Золотой век», когда астрал системы будет полностью перепрограммирован.

Прислал: Сергей (Украина)


Статьи из раздела:

Комментарии

Выдержка из разговора Павитры и Шри Ауробиндо:
«П.: Имеется ли около сердца какой-нибудь центр?

Ш.А.: Нет. Все центры расположены на прямой линии. То, что называют “сердечным центром”, находится в области солнечного сплетения. Манипура находится в области пупка. Все центры связаны с позвоночником.

П.: Но Штейнер говорит не только о центре солнечного сплетения, но и о сердечном центре.

Ш.А.: Это ошибка.»

rusal 23.03.2016 15:28

Вы преувеличиваете силу Системы. Она никого не заставляет и не замыкает на инстинктах. Всё это делает сам человек по собственному выбору. Потому что ему это интересно . Система лишь предлагает, но не в чем не ограничивает.

Система всего лишь расставляет капканы в слабых местах человека. Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами. Если не будет слабых мест, то Система ничего не сможет сделать.

Сергей ✎ rusal 23.03.2016 17:57

Вы преувеличиваете силу Системы.

У Системы нет Силы, я её понимаю как программу. Силу ей дает человек. Вы верно пишите что нужно не обращать внимания на слабые места, но что мешает тысячам и миллионам это сделать? Вот то и мешает что в этой программе Суть развития человека, она его замыкает на животных инстинктах украшенных “жизненной необходимостью” и пока человек занят этим он про духовное только читает и говорит, что то делает, но не выходит из-под влияния Системы.

Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы, и Система так или иначе выигрывает. Так я думал ранее и писал статью “борьба с тенью”, но позже понял, как никак это выгодно Системе. тут идет не борьба, что бы выйти, а понимание или осознание Сути. И сам выход.

rusal ✎ Сергей 23.03.2016 18:36

но что мешает тысячам и миллионам это сделать?

А то что человеку материальное интереснее духовного. Что интересно, то и привлекает. А куда человек вкладывает внимание, то и выбирает.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы

Здесь слово “борьба” в контексте побороть свой(Личности) интерес к материальному. Здесь не тратятся никакие силы. Это просто выбор цели и переключение на неё внимания.

Саша 23.03.2016 14:47

Уважаемый, Сергей!

Первым делом попрошу не обижаться.

Понимаю, что был порыв написать, но в таких случаях нужно хоть как-то знать и понимать предмет описания. Ведь это статья, а не дневник. Перечитал 3 раза, чтоб убедиться не ошибся ли в своих ощущениях. Нет, не ошибся.

Первое. Так и хочется сказать: «СТОП!!! А кто это там в тебе говорит».

Второе. Видно, что даже не перечитывали.

Приведу только несколько цитат. Некоторые моменты только выделю, а на некоторые дам реплики. Думаю, что сейчас Вы сами все поймете.

Человеком отработана безусловная Любовь , и работа на Анахате активирована…

При выходе из Системы человек учится Любить энергией…

Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви…

Анахата - чакра любви или сердечная чакра. (чакра, которая на этом сайте называется «лотос» и сердечная чакра – вещи разные).

…всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное…

При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами (разве глубинные чувства – это тонкие тела?).

Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний)

…учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.)

Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему)

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

С уважением, Саша

Сергей ✎ Саша 23.03.2016 15:31

Уважаемый Саша,

да что вы, какие обиды, это как раз проявление Эго, с чем и боремся. Читал не один раз перед тем как предложить материал.

Материал проработан не за 5 минут, это так сказать, сегодняшнее мое мировосприятие, так что я не против если кто укажет на ошибки того же восприятия. Это нормально и принимается, если по существу))).

1. Анахата - это не Лотос, это и есть сердечная чакра, может в других традициях она называется по другому, не спорю, но что есть то есть. Это мы можем разобрать в отдельности при другой переписке.

2. Глубинные чувства это не тонкие тела. В грубом материальном пространстве мы воспринимаем телом, на ощупь и т. д., в тонком мире мы воспринимаем тонкими телами. Глубинное чувство - это датчик результата восприятия на всех уровнях но он не тонкое тело, это только датчик, как правило не все им пользуются.

3. Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний) Согласен. Но нужно уточнить, по-моему я это написал, это на первом этапе когда нет опыта. Это не всех касается, есть люди которые отлично используют опыт суб-личностей, но большинство же на ощупь. Первый толчок наработки это Вера. Я так понял вы только дополнили?...

4. …учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.) Возможно. Я написал свой опыт, я не претендую что именно так у всех. Напишите свой, с радостью прочту.

5. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему )

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

)) Ну, скажем так, мы по разному считываем информацию, опять же это мой опыт я им поделился, но не выставляю как пособие для всех. Сколько людей столько и опыта и мнений. И о септонном поле. Бог, который Творец, создал мир таким как он есть, создал законы взаимодействия в этом мире. Именно для эффективного развития тут Ариман, который перепрограммировал Систему (опять же не для препятсвия Творцу) что бы человек оставался двуногим Животным. И опять же, эта Система не препятствует развитию, она способствует показывая как не нужно делать. Но почему то мы делаем так как не нужно. Почему? Вот потому что она сейчас замкнута на себе или на материальном. Если люди внутри изменят её (изменившись), перепрограммируя или взяв вектор на Духовное, то Система как септонное поле будет отлично этому помогать. Опять же, этот вопрос спорный, потому как оперируя одними теми же словами мы будем вкладывать свой смысл. По этой причине многие Духовно развитые цивилизации не оставляли письменности, так как понимали что через время так перекрутят смысл что сами же крайними и останутся.

6. А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

))) А где грубость то?))) Или вы думали что я шаблонно восприму ваш диалог как грубость. Я написал в тексте, про Эго. Когда одно Эго не согласно с другим - они сражаются и всячески отстаивают в свою пользу. Мы же с вами ведем Диалог, где Истина должна восторжествовать, а на чьей стороне она будет... это уже не важно. Кстати, есть, как вы говорите с кондачка, материал о ШАБЛОНАХ, но нет времени его записать что бы не выглядело как с кондачка))).

Благодарю за диалог, надеюсь не последний.

Олег 23.03.2016 11:59

Здорово!То что нужно,а главное доступно к пониманию через собственный опыт!Дело за малым,хотя бы начать.Маленькими шажочками,с простых вещей...Эх,как же всё это тяжело)))Немного про меня:”А что мне даст если я мясо есть то перестану?Это же вкусно!Это ж шашлычек,стэйк,колбасочка,сосисечки!Да это же белочек мой,да я с голодухи покусаю всех...Чем плохо выпивать для расслабления с друзьями!Это же общение,веселье...Пивка с тарашкой под футбол,вискарика задегустировать,коньячку с конфетками,а хлопнуть водочки под килечку балтийскую на бородинском хлебушке...А с женщинами что не так?Не изменяю ж даже!А то что посматриваю,так это ж так,из любопытства,вон сколько их разных,красивых.Все смотрят!Что мне в монастырь может уйти?В лифте с красивой, незнакомой проехал,так уже считай в мыслях согрешил...Но такое редко!Да и это ж всё фантазия!Это нормально!Даже до мастурбации моей добрались...Чего вы вообще пристали,она то кому мешает?И чем?И вообще об этом никто не знает...Изверги!Всего лешить меня вздумали!!За что?Зачем?”

niva 23.03.2016 08:20

Хотелось бы все-таки предостеречь людей от резко выраженного дуального восприятия мира и деления Единой системы чакр организма на высшие (духовные) и низшие (животные) центры.

“Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной
системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все
знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает
сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о
заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая
чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это
важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и
отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на
сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в
жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек
становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она
отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет
на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой
человек сосредоточен на условиях своего быта”.

“А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на
четвертую чакру - Анатату”.

Конечно, мне есть над чем работать в духовном плане, но вот даже сейчас на основании того опыта и чувственно восприятия, что у меня есть я бы сказала следующее, нет нижних (животных) чакр и нет высших (духовных) чакр. Есть Единая чакровая Система организма, которая при духовном развитии человека, при соответствующих условиях пробуждается, у обычных же людей она - спит непробудным сном.
Если человек находится под влиянием животного начала, то все чакры его находятся под этим влиянием и три нижние чакры и четыре верхние чакры. И эти чакры для него по большому счету закрыты, ну или скажем они работают в “спящем” режиме: И анахата,и аджна, и сахасрара, и муладхара.
У человека конечно и при “спящем” режиме его энергетических центров есть небольшой запас этой начальной энергии жизни - сексуальной энергии, праны, но поскольку он её тратит нерационально, на внешнее и находится в основном под влиянием какодемона, настоящей активации энергетических центров не происходит и постепенно запас жизненных сил тратится всуе, пока не наступает полный гейм овер.
Я ставлю акцент и прошу все-же обратить внимание, что не сексуальная энергия плоха и “греховна”, а греховно, если уж об этом говорить глупое разбазаривание жизненных энергетических запасов человека, которые ему даны, для духовного пробуждения, на внешнее, на материальное.
А духовное пробуждение - это в том числе пробуждение энергетических чакранов человека, которое начинается снизу от очень жизненно важной чакры - Муладхары и заканчивается конечной стадией процесса - активизацией Сахасрары, то есть активизацией эпифиза человека.
Но эпифиз может быть активирован, только тем что называют “Силой и Жизнью” и никакой активации Сахасрары без предварительной активизации и накопления жизненных сил организма - сил Аллата, не может быть в принципе... Этак вместе с “живой водой” и младенца слить можно ...
Мое мнение - отношение Муладхары, как чакры ответственной за проявления животных инстинктов в корне неверно. Разбуженная Муладхара - это источник огромной жизненной силы, которую знающие люди сравнивают с прекрасной Змеёй Кундалини, именно энергия Кундалини имеет огромный потенциал Жизни, способный оживить все остальные вышележащие чакраны и именно эта мощная энергия разбуженной Шакти по представлениям индусов, в конечном итоге сливается в верхней чакре со своим супругой Шивой и только тогда и при этих условиях происходит духовная реализация человека и пробуждение в нем мощных духовных сил. Но просто так энергию Кундалини не разбудить и вот здесь уже для человека идущего по духовному пути и становится важным и контроль мыслей, и пребывание на волне агатодемона - в любви, и постоянное устойчивое направление внимание на духовную часть человека - на лотос, поскольку именно он является пусковым фактором для пробуждения огромных сил Прекрасной Змеи Кундалини.

И совсем не зря первая чакра - Муладхара изображается в виде женского знака - треугольника, направленного вершиной вниз, а вы говорите животные инстинкты... Животные инстинкты - это всего лишь выбор вектора нашего внимания в пользу материального вместо духовного,в пользу внешнего вместо внутреннего.