Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста. Семинар-практикум для педагогов «Музейная педагогика в ДОУ
Музейная педагогика в ДОУ
В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.
И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется дошкольников. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам
Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, количество никак не переходит в качество.
Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.
Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.
На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
«Бабушкины чердаки и сундуки», семейные альбомы и реликвии - незаменимые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педагога имеется большой выбор видеоматериалов и других иллюстративных материалов, открывающих богатейший мир коллекций российских и зарубежных музеев.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправленным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поколениями и экспертами произведения искусства и артефакты истории, формировать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, участниками «диалога» могут быть старинные предметы, отличающиеся изысканным вкусом: неброским рисунком, изящными линиями, совершенной формой, например старинная амфора, изящная чашечка и др. В диалог с ними вступают вещи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, утрированными формами.
Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка личностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способствовать музейное образование.
Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами
Я слышу - и забываю.
Я вижу - и вспоминаю.
Я делаю - и постигаю.
Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:
То, что слышим, - 10%.
То, что видим, - 50%.
То, что делаем, - 90%.
В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.
Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры... Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности : «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».
На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand"s on - «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка. Изучение и анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности .
Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ - работники Русского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.
Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.
Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.
Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.
С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.
Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.
При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.
Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.
Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.
Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.
на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ |
Сентябрь | “Знакомство с музеем” | |
Октябрь | “Тульский самовар” | Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар” |
Ноябрь | “Русская изба” | |
Декабрь | “Народный костюм” | |
Февраль | “Домашние духи и обереги” | Знакомство с фольклором |
Март | “Русские музыкальные инструменты” | Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами |
Апрель | “Филимоновская игрушка” | Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства |
Май | “В последний час!” В.О.В. | |
Июнь | “Игры наших предков” | Приобщение к истории народной игры |
Июль | “Отчетная выставка в музее” | Создание представления о работе нашего ДОУ |
Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.
Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.
Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.
На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.
Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.
Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ |
Сентябрь | “Знакомство с музеем” | Дать детям представление о том, что такое музей |
Октябрь | “Прялка и веретено” | Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями |
Ноябрь | “Алексин – страж московских рубежей” | Приобщение к истории родного города |
Декабрь | “Игрушки-небалушки” | |
Январь | “Храмы и церкви города” | |
Февраль | “Интерьер “Русская изба” | Знакомство с традициями народного быта |
Март | “Филимоновская игрушка” | |
Апрель | “Природа нашего края” | Знакомство с природным отделом музея |
Май | “В последний час!” В.О.В. | Приобщение к истории родного города |
Июнь | “Игры наших предков” |
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)
ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ | |
Сентябрь | “Знакомство с музеем” | Дать представление о том, что такое музей |
Октябрь | “Обрядовая кукла” | Знакомство с обрядовыми куклами |
Ноябрь | “Кузнечное дело” | Знакомство с традиционными ремеслами |
Декабрь | “Храмы и церкви города” | Знакомство с понятием “архитектура” |
Январь | “Народный костюм” | Знакомство с народным костюмом |
Февраль | Юбилейная отчетная выставка в музее | |
Февраль | “Интерьер “Русская изба” | Знакомство с традициями народного быта |
Март | “Филимоновская игрушка” | Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства |
Апрель | “Сила леса” | Знакомство с природой родного края |
Май | “В последний час!” В.О. в. | Приобщение к истории родного города |
Июнь | “Игры наших предков” | Знакомство с народными играми |
Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.
Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.
Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.
Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.
На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.
К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.
Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).
В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.
Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.
Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.
А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.
г. Покачи 2014 г.
«Музейная педагогика в ДОУ»
(консультация для воспитателей)
План консультации
I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность
1.2. Результативность музейной педагогики.
1.3. Организация мини-музея в ДОУ
1.4. Особенности месторасположения мини-музеев
1.5. Оформление мини-музеев
1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.
1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.
2. Помочь в определении тематики мини-музеев.
Предварительная работа: разработка лекции.
Методы: лекция, обсуждение.
I . Теоретическая часть
1.1 . Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности . Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
1.3. Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
Родительские собрания;
Консультации
Индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
1.4. Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.
Помещения |
Положительные стороны расположения мини-музея |
Отрицательные стороны расположения мини-музея |
Групповое помещение |
Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. |
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Родители не имеют полного представления о работе детского сада. |
Раздевальная комната |
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате. Общение детей с родителями по темам музея |
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы |
Помещения для дополнительных занятий |
Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д. |
Музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей. |
Возможность посещать мини-музей в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. |
Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов. |
1.5. Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Использование мобиле;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
1.6. Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
- Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
- Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Схема описания экспонатов в каталоге .
Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Конкурс «Методическая копилка педагога»
Консультация для педагогов ДОУ поможет им организовать в группах мини-музеи и проводить с детьми работу в направлении музейной педагогики.
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде - участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы , как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем - организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Принципы создания мини-музея
- Принцип интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности - мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности - мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства - мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности - мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности - экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Использование мобиле;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
- «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
- «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
- «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
- Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
- «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
- «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
- «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
- «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
- Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
- Картинная галерея;
- Мини-музей природы - здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
- «Воинской доблести и славы» и др.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала - ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Приложение 1
Схема описания экспонатов в каталоге .
- Рисунок (фотография) экспоната
- Название: Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.
- Где собран: Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.
- Кем собран: Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.
- Краткая информация об экспонате: Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.
- Как использовать в работе с детьми: При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
- Дополнительная литература: Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.
Список литературы:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Музейная педагогика в ДОУ
Материал будет интересен педагогам, работающим в ДОУ.
Цель музейной педагогики
– создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Первый созданный нами мини-музей «Игрушки наших бабушек», посвящен старым новогодним игрушкам. Цель музея: изучить историю ёлочной игрушки. Новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево. Мы с детьми искали ответы на вопросы: кто придумывает ёлочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать ёлку, какими игрушками? Елку в нашем мини-музее украшали старинные, интересные и необычные елочные игрушки.
Дети из нашей и других групп услышали интересный, познавательный рассказ о первых елочных игрушках от экскурсовода Марьям Н.
Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Русская изба».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе: ухват, чугунок, коромысло, изделия из лыка, глиняные изделия.
Организована экскурсия по экспозиции мини - музея для детей детского сада в лице экскурсовода Софьи У. Очень понравилась детям-экскурсоводам и детям-посетителям такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала баранками и кусковым сахаром.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка». Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.