Любимый букет императрицы. Жаль, что больше таких не делают! Изначально аромат «Букет императрицы» создавался для царского двора. Парфюмерное прошлое наших бабушек

Когда Ольга Михайловна приходит к нам в издательство, даже в другую комнату, я всегда знаю: она здесь. Потому что везде - ее духи. «Красная Москва», запах очень узнаваемый, очень красивый, чуть приторный, чувственный. Ольга Михайловна - вдова одного очень известного писателя. Красавица в возрасте - из тех, над кем время не властно. Так же, как не властно оно над «Красной Москвой».

Княжна Мария Александровна, 1865 г

■ В 1913 году широко праздновалось 300-летие дома Романовых. К славной дате Брокар, придворный поставщик парфюма великой княгини Марии Александровны, решил сделать ей уникальный подарок. О, как давно он шел к этому дню! Сын мыловара, Анри Брокар, выходец из Франции, начинал с производства мыла. Это было в далеком 1864 году. Шаг за шагом - бизнес рос, и вот уже талантливый парфюмер переходит к производству одеколона и даже духов; а вот и следующий этап - в 1889 году духи Брокара «Персидская сирень» получают Гран-при на выставке в Париже.


Экспонаты Музея парфюмерного искусства в магазине «Новая заря»

Это уже всемирное признание… В 1873 году великая княгиня Мария Александровна нанесла визит в Москву. Чем удивить царственную особу? Брокар, изысканный француз, придумал необычный букет из восковых цветов. Розы, ландыши, фиалки, нарциссы… А отдушены цветы были натуральными ароматами. Императрица была в восторге! У нее появился неувядающий букет… Любимый букет императрицы. А товарищество «Брокар и Ко» в 1874 году удостоилось звания придворного поставщика царского двора.

К началу ХХ века производство предприимчивого француза называлось уже «Империей Брокара».

К 1913 году у «Брокар и Ко» было два государственных герба: полученный на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год) и Малый государственный герб, данный вместе со званием поставщика Его Императорского Величества.


Ворота фабрики «Брокар и Ко», середина XIX века

И вот 1913 год, и Брокар специально к славной дате 300-летия дома Романовых презентует духи «Любимый букет императрицы». В изысканном запахе слились ароматы цветов и воспоминание о том дне, когда скромный парфюмер преподнес Марии Александровне букет восковых цветов, и еще - совсем чуть-чуть, капелька, - тщеславия… А как ему не быть - и тщеславию, и самодовольству? Анри Брокар «сделал себя сам». Его имя стало известно во всем мире.

Основатель фабрики Герман Брокар

В 1914 году в Москве открылись четыре магазина империи «Брокар и Ко». Обороты росли, ароматы «Брокара» имели восемь золотых медалей, полученных на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне… Но - наступали совсем другие времена. В 1917 году пришел конец империи - и Российской, и парфюмерной.

■ Большевики национализировали «Брокар и Ко». Название дали незамысловатое: «Государственный мыловаренный завод № 5». Стране нужно было мыло, а не изысканный парфюм… Но потом директором туда направили молодого энергичного коммуниста по фамилии Звездов. И в 1922 году под его руководством был осуществлен «перезапуск» фабрики под названием «Новая заря». Сам «сельский староста» Михаил Калинин одобрил это название: в нем была и вера в завтрашний день, и обозначение новой эпохи, и даже, кажется, красный, пролетарский цвет… С деятельным Звездовым стали сотрудничать специалисты «из бывших»: инженер Бенгсен и химик-парфюмер Август Мишель. Восстановить фабрику стало для этой тройки энтузиастов вопросом личного престижа. И - получилось!

Плакат компании «Брокар и Ко», 1900-е гг

Фирменные красные коробочки-скляночки, сырье, оставшееся еще с брокаровских времен. «Новая заря» громко заявила о себе новыми духами и одеколонами: «Тройной», «Шипр», «Северный», «Любит, не любит», бесподобные «Ландыш» и «Дивная сирень»… А в 1925 году на Всероссийской хозяйственной выставке «Новая заря» представила «Любимый букет императрицы» - только с другим названием. «Красная Москва». Возвращение аромата оказалось поистине триумфальным.


Инженер-парфюмер Геннадий Арлюх, февраль 1979 г.

Духи стали визитной карточкой всего Советского Союза. Любимые духи Валентины Серовой и Любови Орловой, да и вообще - всех женщин страны. Аромат чувственный, тонкий и сильный одновременно. В нем было главное - вера в будущее. А сейчас для нас «Красная Москва» - это запах ностальгии.

В 1958 году «Красная Москва» была отмечена призом на всемирной выставке в Брюсселе. Это был уже немного другой запах, не тот, каким пользовалась сама императрица, - упрощенный. Ведь технология парфюма год от года меняется, в соответствии с модными тенденциями.

Злопыхатели говорили, что «Красная Москва» подозрительно напоминает легендарные «Шанель № 5», но речь не идет о парфюмерном плагиате. Просто - мода носится в воздухе.

Покупательница у прилавка с духами, 1958 г.

■ «Красная Москва» выпускается и сегодня. Фабрика «Новая заря» пережила обновление и теперь называется Nouvelle Etoile. Как когда-то давно, во времена империи Брокара, это производство «с французским прононсом».

Рецепт «Красной Москвы» по-прежнему сложен. Описание похоже на высокую поэзию.

Продукция фабрики "Новая Заря" - духи «Шипр»

«Верхние ноты аромата - бергамот и нероли, дополненные грейпфрутом и кориандром, - мгновенно привлекают внимание. Затем резкость этих нот сменяется бархатистыми тонами жасмина, розы, иланг-иланга с легкой примесью мускатного ореха. И наконец, шлейф аромата - роскошное сочетание ирисов, ванили, амбры и бобов тонка».

Парфюмеры всегда удивляют и побеждают женское сердце. Как когда-то, более ста лет назад, сразил императрицу сын мыловара Анри Брокар… Сегодня «Красная Москва», скорее, винтаж. Но ведь винтаж снова в моде…

Репродукция этикетки «народное мыло»

КСТАТИ

Разработка дизайна флаконов и упаковки - дорогое удовольствие. Одна только форма для штамповки флаконов может стоить до $100 000. Именно поэтому многие парфюмерные компании используют готовые флаконы, в которые вносят небольшие изменения, например, играют на цвете стекла.

ИНТЕРЕСНО

Цена парфюмерии складывается из затрат на разработку аромата, стоимости композиции, затрат на производство, упаковку, транспортных, маркетинговых расходов плюс маржа. Стоимость же самого аромата составляет не более 25% конечной цены.

В далеком 1913 году к 300 — летию дома Романовых был выпущен подарочный набор, состоявший из духов, пудры и мыла. Духи из набора были названы “Любимый букет императрицы”. Роскошный парфюм очень быстро завоевал сердца тогдашних модниц не только России, но и Европы. Это был ошеломляющий успех, сравнимый только с популярностью легендарных Шанель № 5 .

Автором шедевра был парфюмер Август Мишель, молодой, но безмерно талантливый. Его жизнь была короткой и яркой, наполненной минутами триумфа и забвения. Он создал гениальное произведение парфюмерного искусства, которое олицетворяло женственность, элегантность и в то же время царственное величие обладательницы парфюма. Но век “Любимого букета императрицы” был не долог — всего четыре года.

Хотя этот парфюм ждало второе рождение. “Любимый букет императрицы” после Революции перевоплотился в духи “Красная Москва”. Для новых духов нужен был новый флакон, который отражал бы дух того неспокойного и полного надежд времени.

“Любимый букет императрицы” был одет во флакон с изображением Екатерины II. Коробочка была парадной и вычурной и украшена красным шелком. Художник Андрей Евсеев, друг Августа Мишеля, облачил духи “Красная Москва” во флакон, напоминающий строения старорусской архитектуры и коробочку неизменного красного цвета, расчерченную молниями.

Парфюмер решил усовершенствовать формулу аромата, добавив к нотам бергамота, цветущего жасмина, нероли и мускуса несколько синтетических акцентов, сделав духи “Красная Москва” более легкими, немного спонтанными, но по — прежнему обворожительными.

И не прогадал — вскоре его обновленное творение покорило всех теперь уже советских модниц, а автор стал главным парфюмером фабрики “Новая Заря”, в которую переименовали главную парфюмерную фирму царской России “Брокаръ и Ко”.

“Красной Москвой” душились, кажется, все женщины того времени, аромат был признаком хорошего вкуса и предметом великой роскоши. Эти духи стали эпохальными, именно они были самым желанным подарком женщин на любой праздник.

О значимости духов “ Красная Москва” говорит тот факт, что во время Великой Отечественной Войны после победы под Сталинградом посреди разрухи и голода “Новая Заря” возобновляет производство этого аромата. И несмотря на отсутствие фирменной тары, покупательницы приходили со своими пузырьками и бутылочками за духами, выстаивая огромные очереди. Но уходили довольные и безгранично счастливые!

Духи “Красная Москва”, словно первая любовь, остались в сердцах наших бабушек и прабабушек. Они пронесли это чувство через все невзгоды и трудности. Я никогда не видела более трепетного отношения к духам, какое они проявляли к этому аромату. Так бережно хранили уже пустой флакончик — под стеклом, но на самом видном месте!

Духи “Красная Москва” — забытая легенда, олицетворение целой эпохи. Предмет восхищения наших бабушек и средство для заправки фломастеров для современного поколения. Как бы не менялась мода, что бы не происходило в мировой политике, именно эти духи всегда будут вызывать эмоции.

И не важно, что вы думаете и чувствуете — любовь или отвращение, восхищение или непонимание, духи “Красная Москва” — это произведение искусства, вечная классика которая всегда будет вне моды, вне времени, вне нравов...но никого не оставит равнодушным.

Осталась в памяти несомненным символом советской эпохи. Ноты этого аромата — узнаваемые и интенсивные, а его история — драматична и запутана. Аромат был создан в период самого раннего строительства коммунизма, в эпоху светлого патриотизма и — в результате национализации частных парфюмерных фабрик.

Культовый аромат "Красная Москва"

Иностранцы отмечают, что мало есть ароматов в истории парфюмерии, восприятие которых было бы так тесно связано с политической ситуацией. О славном советском строительстве светлого будущего в аромате говорило все — и его название, и форма флакона, созданного художником Андреем Евсеевым по мотивам кремлевских башен. И только ноты аромата были не совсем советскими, потому что составил их французский парфюмер Август Мишель .

Чем же пахло огромное большинство советских женщин? Аромат, звучавший отовсюду, открывают ноты бергамота, апельсинового цвета, кориандра. В сердце благоухают нежные цветы — роза, жасмин, иланг-иланг, цветок гвоздики. Именно этот гвоздичный акцент стал со временем знаком винтажного советского аромата. Основание пирамиды составляют ваниль и бобы тонка.

Постер аромата "Красная Москва"

Август Мишель вывел эту драгоценную формулу предположительно в 1913 или в 1922 году. Почему-то история отказывает парфюмеру в простом и ясном праве авторства на формулу «Красной Москвы»: существует несколько версий действительного происхождения аромата.

Любимый букет императрицы

Самая известная версия происхождения аромата — он был создан еще до революции для императрицы Марии Федоровны. Как же так: самый советский из всех ароматов, и вдруг — императрица? Дело в том, что фабрика «Новая заря», выпустившая в свет эту композицию, до революции носила негласное название «Империи Брокар». Ее хозяин, талантливый парфюмер Генрих Брокар, развернул в России масштабное производство ароматов. Приехав в Москву, Брокар начал с производства мыла и сумел так угодить российским барышням периода заката империи, что вскоре его аудиторией стали самые знатные особы. Только одна вершина оставалась непокоренной: императорский дворец. По легенде, ко дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны Брокар преподнес ей букет из небывалой красоты восковых цветов. Каждый из них благоухал изысканным ароматом, и все вместе составляло пышную парфюмерную композицию. По преданию, именно на ее основе и была составлена формула аромата «Любимый букет императрицы». Брокар стал поставщиком императорского дворца, а композиция появилась в широкой продаже.

Существует версия, что аромат, получивший название "Красная Москва, был составлен на фабрике Брокара для императрицы Марии Федоровны

После революции завод был национализирован, и первое время он работал под невыразительным названием «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Говорят, что название «Новая заря», балансировавшее на грани поэзии и политики, предложил для фабрики Август Мишель. Он же поставил перед собой и честолюбивую задачу — запустить в советский быт царскую парфюмерную композицию. Конечно, выпускать «Любимый букет императрицы» под старым названием было невозможно, и аромат стал «Красной Москвой».

Эта версия происхождения аромата весьма правдоподобна, потому что «Новая заря» получила доступ к архивам Брокара, и первое время пользовалась брокаровским сырьем и запасами изготовленных флаконов. Но прямое родство между «Красной Москвой» и «Любимым букетом императрицы» вряд ли сегодня можно доказать.

Москва и Париж

Есть и менее правдоподобные версии происхождения аромата. Например, злые языки говорят, что «Красная Москва» не оригинальна, и что ее формула списана с Chanel № 5.

Действительно, многие ноты ароматов совпадают. И в том, и в другом есть бергамот, иланг-иланг, жасмин, роза, ваниль. Но в «Красной Москве» нет характерных для Chanel № 5 альдегидных акцентов, ириса и древесно-мшистых нот. А сам французский аромат лишен яркого гвоздичного оттенка «Красной Москвы». Все же сходство между ароматами очевидно. Это вовсе не значит, что советские парфюмеры скопировали формулу Chanel № 5, считают патриоты. И даже, может быть, наоборот… Ведь автор культового французского аромата Эрнест Бо начинал свою карьеру парфюмера в Москве. Обе версии невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Мы даже не можем понять, какой из ароматов появился раньше: Chanel № 5 вышел в 1921 году, а точная дата создания «Красной Москвы» не известна.

И наконец, самая прозаическая версия состоит в том, что аромат был создан гораздо позже советскими парфюмерами под руководством Полины Жемчужиной. Эта незаурядная женщина, супруга Молотова и подруга Надежды Аллилуевой, немало сделала для популяризации парфюмерии и косметических средств в Советской России.

Полина Жемчужина, директор фабрики "Новая Заря" 1930-1932 гг.

Полина Жемчужина руководила «Новой зарей» с 1930 по 1932 год. Эта версия, которая бы делала честь советскому парфюмерному искусству, выглядит не правдоподобней, чем легенды императорского дома, поскольку в ней отсутствуют и конкретные даты, и имена парфюмеров.

Сто лет славы

Пока Франция упивалась сладкими и дорогими нотами Chanel № 5, в советской России стремительно набирала популярность «Красная Москва». Престижный и в то же время доступный аромат звучал повсюду. Известно, что «Красная Москва» была любимыми духами Любови Орловой и Валентины Серовой. Их носила первая в мире женщина-космонавт — Валентина Терешкова. На время Второй мировой войны фабрика «Новая заря» была перенесена в Свердловск, где на ее основе был организован комбинат «Калина». Когда был близок победоносный финал войны, фабрика первым делом возобновила выпуск «Красной Москвы», и вслед за торжествующей Красной армией аромат вошел в Восточную Европу. В послевоенные годы аромат становится известен во всей Европе под французским названием Moscou Rouge. В 1958 году советская композиция получает золотую медаль на выставке в Брюсселе. В 1995 году «Красная Москва», признанная классикой парфюмерного искусства, заняла место в знаменитом музее ароматов «Осмотека» в Версале.

В «Красную Москву» одевались так повсеместно и так долго, что пресыщение было неизбежным. С приходом перестройки, когда все советские ценности стали одиозными, тень легла и на политически окрашенный аромат. О «Красной Москве» уже не говорили без презрительной усмешки. Отказу от некогда любимых духов послужило и падение железного занавеса, через первые прорехи которого в Россию проникли настоящие французские ароматы.

«Красная Москва» сегодня

Прошло совсем немного времени, и маятник истории снова качнулся. Постсоветская Россия погрузилась в ностальгию, и вместе с советскими ценностями вернулся главный аромат СССР. Немало способствовала новой популярности винтажной композиции актриса и драматург Рената Литвинова, которая назвала «Красную Москву» своим любимым ароматом. «Мне ужасно нравятся духи «Красная Москва». Это наше, родное, ни с чем не спутаешь. Они рождают чувство нормальной здоровой ностальгии. У меня еще бабушка ими пользовалась. Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут», — рассказала современная российская икона стиля.

Рената Литвинова выбирает духи "Красная Москва" Фото: http://www.novzar.ru/

Отвечая потребностям времени, «Новая заря» после долгого перерыва запустила производство исторического аромата. Сегодня «Красная Москва» издается под девизом «Купите себе немного истории». Те, кто еще помнит старую «Красную Москву» утверждают, что новый аромат звучит беднее. Старинные экземпляры все еще можно приобрести на аукционах. К счастью, «Новая заря» выпускала самый популярный аромат страны огромными тиражами.

Статью подготовила Елена Кукина


В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Детство Брокара

Еще в детстве у Генриха Брокара обнаружился невероятный дар , однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил:
— Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?
— Нежным ароматом духов твоей матушки, — отвечал отец. — Милая, — обратился он к жене, — посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно он станет парфюмером!
— Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? — заметила тетка Брокара, до того тихонько сидевшая в уголке в кресле.
— Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы и хорошим доходам во Франции, где парфюмеров не меньше, чем ёлок в лесу?
Старший Брокар поставил сына на пол, и лицо его помрачнело. Конечно, у мальчика, несомненно, есть талант, да и отец непременно передаст ему некоторые секреты их тонкого, изящного искусства составления изысканных ароматов. Но тётя Жанель, как ни крути, права: парфюмеру пробиться во Франции, считающейся ведущей парфюмерной державой, не так-то просто, даже при солидной поддержке славного имени предков.
Тетя Жанель подала маленькому Генриху идею, каждый может загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник, если Господь ниспошлёт ему благословение, а как раз и был Сочельник. Она предложила ему пораньше лечь спать и хорошенько помолись перед сном.

Утро пришло солнечное, с ясным голубым небом и бодрящей прохладой. Все в семье получили подарки и собрались за праздничным завтраком. Подкладывая на тарелку маленького Генриха гусиного паштета, старая Жанель, словно невзначай, поинтересовалась, что он увидел во сне? Малыш ответил, что видел незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шёл неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова. Отец поинтересовался, запомнил ли он этот запах, но мать попросила не лишать мальчика сказки.
Генрих рос смышленым и предприимчивым молодым человеком . Он получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции, но, как и говорила Жанель, во Франции пробиться на вершину оказалось невероятно трудно. Тогда молодой Генрих Брокар решил рискнуть : он попросил денег у отца и сообщил, что уезжает. Отец поинтересовался куда?
И Генрих поведал отцу, что его друг Жорж Николь едет в Россию: он намеревается основать в Санкт-Петербурге магазины модного платья. И он решил составить ему компанию в дороге и открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей .
Отец подумав, согласился с поездкой, надеясь, что сын не посрамит славного имени Брокаров.

Империя Брокара

Россия встретила Генриха очень радушно, и скоро он убедился, что не зря выбрал именно Москву — хлебосольную и широкую, а не холодный чиновный Петербург . Работящий и оборотистый, умевший быстро решать нужные дела, Генрих Брокар 15 мая 1864 года основал в Москве предприятия по производству парфюмированного мыла.
— Лиха беда начало! — подмигивая своим помощникам, повторял он понравившуюся ему русскую поговорку.
Сначала Генрих выпускал всего три сорта мыла : знаменитое “Детское” с выдавленным на нём русским алфавитом — на каждом кусочке по буковке! — “Янтарное” и “Медовое”. Продукция быстро начала пользоваться повышенным спросом, и от выпуска ста кусков в день Брокар перешел к расширению производства и разработке новых сортов, из которых русским красавицам особенно понравилось “Греческое”.
Обладая тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии, Генрих Брокар решил вырабатывать его из лучших сортов орехового масла. И не ошибся — мыло получило головокружительный успех у интеллигентной публики, а вскоре им начали пользоваться даже при дворе. Тем временем Брокар уже смело выбросил на рынок новинки: “Шаром” и “Народное”, всего за копеечку!
К началу XX века фабрику француза стали уважительно именовать “Империя Брокара” . Её владелец имел весьма разносторонние таланты и неизменно угождал русским женщинам всех возрастов и сословий.
Русские красавицы искренне благодарили своих любимых за духи, производства фабрики Брокар, духи Генриха всегда вызывали восхищение .
Уже пожилой Брокар не посрамил славы своих предков. В 1913 году его “империя” обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер — в коллекции высоких наград его “империи”, которую теперь отлично знали не только в России, но и за её пределами, не хватало звания “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. Даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. Однажды в конце 1890-х годов Генриху вспомнилось детство: уютный дом во Франции, весёлый, усатый, ещё совсем молодой отец и старая тётка Жанель, утонувшая в глубоком кресле, стоявшем в полутёмном углу гостиной. Да, хорошие были времена.
Но однажды среди ночи, он переполошил весь дом своими криками “Нашел!” . Он рассказал перепуганной жене, что Бог дал ему тот же сон, как в детстве и он понял, что нужно делать. Надо создать букет! Какой букет, недоумённо спрашивала его жена. Букет для императрицы! — торжествующе закричал парфюмер и, накинув халат, побежал в кабинет: немедленно звонить главному художнику своей “империи”.
На следующий день они уже спорили до хрипоты: выйдет или нет. Он просил его сделать так, как он просит, а запах — это уж его дело. Он уверял, что императрица не устоит!
Спустя неделю в кабинет главы парфюмерной фирмы доставили совершенно необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную цветов: алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. И все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.
В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок : эту самую вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Императрица повелела назвать новые духи “Любимый букет императрицы”, а Брокар получил наконец вожделенный высочайший указ, которым ему жаловали звание “Поставщика Двора Его Императорского Величества” .
Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами.

Новые веянья

Говорят, Генрих Брокар увидел во сне не только удивительный восковой букет, благоухающий духами, но и нечто более страшное, однако не стал об этом никому говорить. Наверное, правильно сделал. В 1917 году фабрику национализировали: легендарная “Империя Брокара” превратилась в “Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5” . Хорошо, у людей в кожанках и с наганами хватило ума не поставить к стенке главного парфюмера Августа Мишеля, работавшего ещё с самим легендарным Брокаром, создавшим множество новых неповторимых ароматов. Как ни странно, именно француз Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело, так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так охота новых традиций и решений, пусть назовут фабрику “Новая заря”.
Большевики подумали и согласились: вроде звучало вполне подходяще и в духе времени. Так с лёгкой руки другого старого французского парфюмера “Империя Брокара” стала “Новой зарёй” . Но Мишелю не давали покоя легендарные духи, созданные самим Брокаром. Конечно, он прекрасно понимал: новые “командиры производства” не только не согласятся сохранить их прежнее название, но даже не смогут точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем при Генрихе Брокаре, но Август мечтал оживить легенду. Поэтому внёс новое предложение: “Духи можно переименовать в “Красную Москву”” . И люди в кожанках вновь согласились.
Вот такая необычная история у всем известных духов “Красная Москва” . Покупая их, знайте: в фигурном флаконе в форме Кремлёвской башни заключены мечты Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и грёзы множества давно ушедших от нас русских красавиц. Возможно, именно поэтому бывшие духи “Любимый букет императрицы” теперь имеют чуть горьковатый запах .

Появление моды на ароматические средства вполне можно отнести к заслугам разнообразных монархов. Их пристрастия дали жизнь многим известным ароматам и даже парфюмерным домам, и давние времена, и сейчас. Все знают, что Людовик IV цитрусовые и травяные запахи, Наполеон - "кёльнскую воду", названную после одеколоном, и представлявшую тогда смесь из бергамота, лимона и розмарина. А что же их женщины, королевы и императрицы?


Старинные флаконы для духов

Кстати, именно во времена Наполеона произошло разделение ароматов на женские и мужские.
Несмотря на «аскетизм» самого императора, во времена Директории в моде оставались утончённые вкусы. В то время как Жозефина питала пристрастие к ванили, корице и гвоздике, мадам Тальен (одна из самых выдающихся женщин того времени) проявляла любовь к ваннам, ароматизированным фруктами и цветами.


Старинные флаконы для духов

Цивилизованность приносила свои плоды. В парфюмерии возникли романтические настроения. Появился вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Политические интересы на Востоке напомнили о себе ароматами амбра, сандала, мускуса, пачули, цивета и гелиотропа. Одновременно парфюмерное производство превратилось в искусство: Виолле, Легран, Любин, Герлен составили свои первые собственные композиции ароматов.



Духи Герлен и духи Любин

В конце XVIII века специально для Марии Антуанетты был создан легендарный аромат, впитавший в себя роскошь версальского сада. Со временем парфюм во флаконе из чёрного нефрита стал настоящей семейной реликвией. Его формула была сохранена Пьером-Франсуа Любином, находчивым учеником Жана-Луи Фажона. Благодаря сообразительности помощника парфюмера этот образец роскоши и изысканного вкуса в наше время смог возродиться под названием Black Jade , принеся славу бренду Lubin .


Восстановленный аромат Black Jade и его обожательница

В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы - нарциссами, фиалки - фиалками, а ландыши - ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны.


Великая княжна Мария Александровна



Старинные флаконы для духов

В 1882 году духи «Букет императрикс» были одними из лучших творений Генриха Брокара - так Брокар решил воссоздать аромат букета, преподнесённого княгине. Был ещё один букет, но о нем - позже...

К концу XIX века популярность вновь завоевали цветочные ноты. Любила их и последняя российская императрица Александра Фёдоровна. Воздух в её комнате всегда был наполнен ароматом ландышей и сирени, которые целыми корзинами поступали во дворец с Ривьеры. Из духов же предпочтение Александры Фёдоровны было отдано «Белой Розе» фабрики «Аткинсон» . Хотя злые языки, не очень любившего императрицу, двора утверждали, что она обожает трехрублевую "Вербену" .


Духи "Белая роза"

О "Любимой букете императрицы" любимых духах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, созданных для неё Августом Мишелем в 1912 году, и трансформированных позже, после революции, в "Красную Москву" , вы конечно же знаете. Букет этих духов представляет из себя смесь основ ириса, фиалки, гвоздики, со значительной долей жасминной эссенции.


Стенд духов "Красная Москва"

Сохранила история сведения и о пристрастиях других известных особ. Например, особого внимания австрийской императрицы Елизаветы Баварской удостоился аромат Fantasia De Fleurs , а Елизавета II с любовью отзывалась о Chloe Narcisse и Fleurissimo .


Fantasia De Fleurs и императрица Елизавета Баварская

Современные королевы и принцессы любят духи не меньше своих предшественниц. Их вкусы, ставшие достоянием общественности, приоткрывают перед нами тайны утончённости и стиля, перед которыми не могут устоять даже короли.
Так, в парфюмерном арсенале Уоллис Симпсон, ради которой отрёкся от престола Эдуард VIII, особое место занимали ароматные композиции от Guerlain . Сердце супруги герцога Виндзорского навсегда было отдано не только возлюбленному, но и шипрово-фруктовому запаху Mitsouko с нотами персика, специй и дубового мха.