Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Ладушки - игры для старших детей

Инструкция

А вот играют дети с большим удовольствием. В то же время даже простая на взгляд игра «Ладушки » может превратиться в долгий учебный процесс. Все это индивидуально и зависит от уровня развития малыша, его характера и .

Для того чтобы объяснить правила игры в «ладушки» вашему , задействовать всех родственников и друзей, находящихся в квартире. Когда малыш увидит, что все любящие его люди повторяют одинаковые движения и радуются этому, он непроизвольно начнет повторять. Это позволит развивать моторику вашего . Одновременно с движениями, необходимо произносить известно приговорки. В скором времени малыш будет ориентироваться именно на произносимые фразы.

Запомните, что дети в первый раз могут не учувствовать в вашей игре в «Ладушки ». Это может быть связано с тем, что малышу еще непривычны те или иные движения. Повторите попытку чуть позже, замедлив темп. Если вы хотите помочь ребенку в освоении этой игры, можно взять его ручки в свои.

Тем самым вы заставите его повторять движения. Очень скоро вы заметите, что ваш малыш запомнил очередность действий, и это доставляет ему неподдельное удовольствие.

Детский врач может подтвердить, что даже простая игра «Ладушки » позволяет вашему ребенку самосовершенствоваться. Дело в том, что в процессе развивается моторика, улучшается координация, нормализуется работа органов чувств и т.д. В конечном итоге, малыш .

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит заставлять ребенка играть в «Ладушки» в тот момент, когда он в плохом настроении. Будет гораздо лучше, если вы просто пообщаетесь со своим малышом, расскажите ему сказку, прогуляетесь на свежем воздухе и т.д.

Связанная статья

Источники:

  • как научить ребенка ладушкам видео

В мире детей нет места унынию, ничего неделанию или апатии. Малыши вечно куда-то бегут, ползут и т.д. Им все интересно. Более того – они заражают своим оптимизмом взрослых, которые тоже не прочь поиграть с детьми. Как только малыш подрастает, родители показывают ему множество игр. Но одной из любимейших становится «Ладушки », которая приносит столько радости вашему чаду.

Инструкция

Если вы хотите научить своего игре в «Ладушки», возможно, придется набраться терпения. В зависимости от характера малыша, его развития и восприимчивости, это может занять разное количество времени. Во-первых, необходимо чтобы в «Ладушки» играли все, кто присутствует в комнате. Один из взрослых начинает рассказывать русскую приговорку, а остальные показывают движения. Посмотрев по сторонам, малыш тоже начнет повторять за родственниками. Возможно, первые разы он будет сбиваться, но вскоре запомнит порядок.

Стоит подчеркнуть, что не следует играть с малышом в «Ладушки», когда у него плохое настроение. Даже если он по инерции будет повторять движения, удовольствия или счастья это ему не принесет. Лучше расскажите ему интересную сказку, историю, постарайтесь заинтересовать яркой игрушкой или книжкой.

Для того, чтобы ускорить процесс разучивания правил игры «Ладушки», можно взять руки ребенка в свои и вместе с ним проделать все движения от начала до конца. Подобное упражнение позволит ему запомнить расположение рук, ведь самостоятельно скоординировать свои действия малышу бывает довольно сложно.

Источники:

  • как научить ребенка ладушкам в 2019

Дети от природы полны энергии и положительных эмоций. Они наделяют светом и теплом своих улыбок всех окружающих людей, а если еще и поиграют со взрослыми, то восторгу нет предела, как у малыша, так и у большого человека. Самая первая детская игра, уходящая своими корнями далеко в русскую историю - "Ладушки ". Ну кто в детстве не играл в эту развеселую "хлопушку"? А, будучи родителем, не радовался восторженным шлепаньям в ладоши малыша?

Инструкция

Играть в "Ладушки " следует всем присутствующим в комнате: , папе, маме, дедушке и т.д. Заключается эта игра в том, что один взрослый произносит русскую народную поговорку, приговорки все должны показывать движения:
"Ладушки -ладушки! Где были? У !(Хлопают в ладоши).
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка масляна, бражка сладенька. Попили-поели(показывают, как ели и пили соответственно словам).
Кши! Полетели! (Имитируют движения взмахов крыльев).
На головку сели!(Прикладывают руки на голову)".
Ладушки запели! (Повторяют снова).
Малыш делает движения вровень словам и показанным примерам.

Если с первого раза не играет - это не , что ему не понравилось. Следует повторить ее несколько раз, обращая внимание на соотношение движения рук и произносимых фраз. В эту игру нужно играть везде и всегда, она развивает координацию рук и моторику. После усвоенных правил с удовольствием шлепает в , при этом порождая бурю эмоций. Полезна эта игра еще и тем, что помогает пронаблюдать за работой органов слуха, зрения и координацией , позволяя уровень развитости данных функций.

Обратите внимание

Не стоит играть с малышом в плохом настроении, это не принесет ему положительной энергии. Дети очень чувствительны, поэтому могут не получить заряд от игры.

Полезный совет

Первые игры можно провести, взяв в свои руки ручки малыша, и показать все движения вместе, так ребенок быстрее нарисует картину движений.

Совет 4: Как нравиться людям, или Все вокруг ваши друзья в 2019 году

Почему люди друг другу нравятся? Одно из самых главных жизненных правил гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Оно называется золотым. Чтобы ваши друзья и просто знакомые относились к вам хорошо, стоит поучиться тому, как нравиться людям.

Инструкция

Не осуждайте других людей. Даже если критика заслужена, она опасна, так как задевает чувство собственного достоинства личности. С целью вызвать у людей энтузиазм и подъем трудоспособности, нужно быть щедрым на похвалу. Ведь каждый человек в душе мечтает быть значительным.

Чтобы люди получали радость от общения с вами, нужно испытывать радость от беседы с другими людьми. Проявляйте к другим людям искреннюю заинтересованность. Всегда старайтесь понять круг интересов другой личности, его заботы и увлечения. В разговоре с человеком обсуждайте его пристрастия, а не свои.

Замечено, что в повседневном общении лучшим собеседником является не хороший оратор, а хороший слушатель. Поэтому больше слушайте и проявляйте искреннее внимание к собеседнику.

Будьте предельно вежливы и доброжелательны. Помните, что общаться с веселым и дружелюбным человеком гораздо приятней, чем с надутым и неуживчивым. С таким персонажем просто не захочется разговаривать.

Утверждение «в споре рождается истина» - очень часто не актуально. Если вы правы - не спорьте. Ведь даже если вы выиграете спор, ваш оппонент не признает это в глубине души и будет испытывать обиду. Какое после этого будет к вам отношение? Ответ однозначен.

Давая советы, делайте это дипломатично, проявляйте такт. Лучше всего начать с фразы: «А как вы думаете...?» Ведь никто не хочет чувствовать чье-то превосходство над собой.

Умейте признать свои ошибки. Лучше пусть пострадает ваше самолюбие, чем в глазах людей вы будете выглядеть как высокомерный человек, не замечающий своих промахов.

К окружающим относитесь терпимо. Ведь люди не идеальны и имеют свои недостатки, в том числе и вы. Старайтесь смотреть на события с точки зрения вашего собеседника, чаще ставьте себя на его место.

Проявляйте искреннее соучастие к проблемам других людей. Если у вас есть возможность - помогите решить эту проблему. Ведь может быть кто-нибудь когда-нибудь решит вашу.

Видео по теме

Обратите внимание

Обычно людям нравятся те, которые чем-то похожи на них самих: прической, фигурой, стилем одежды, общими интересами.

Полезный совет

Чтобы расположить к себе собеседника, при разговоре с ним начните незаметно копировать его позы и жесты, но не переусердствуйте.

Старайтесь регулярно расширять свой кругозор, быть в курсе последних событий, чтобы быть интересным собеседником.

Правило «По одежке встречают, по уму провожают» отражает один из главных постулатов появления симпатии к человеку.

Игра в слова – прекрасная идея, когда нужно чем-то заняться в дороге, в очереди или в других ситуациях, когда требуется посидеть спокойно довольно длительное время. Она не требует никакого «оборудования» - даже листок бумаги и ручка не понадобятся.

Инструкция

При всей своей простоте, игра в слова развивает эрудицию и память, способствует пополнению словарного запаса и расширению кругозора. Играть в слова могут 2 человека и более.

Правила просты: один из игроков называет слово, а следующий за ним по очереди должен придумать слово, которое начинается на конечную букву названного слова, например: «леС – Скакалка». Следующий игрок придумывает слово на последнюю букву ууже этого слова: «скакалкА – Апельсин» и т.д. Если слово заканчивается на Ь или Ы, то следующий игрок должен придумать слово на букву, предшествующую Ь или Ы: «стаЛЬ – ЛопасТЬ – Торпеда». Выбывает из игры тот, кто не сможет придумать слово на нужную букву.

Помимо соновных правил, игра в слова может иметь ряд дополнительных запретов, которые оговариваются игроками заранее. Например, можно называть только нарицательные существительные в именительном падеже единственного числа (кроме слов, не употребляемых в единственном числе («санки», «манты»). Или нельзя использовать другие части речи (глаголы, прилагательные, наречия и пр.). В то же время существительные, образованные от других частей речи, использовать не возбраняется. Также нельзя или можно называть абстрактные существительные («единство», « ») – об этом игроки договариваются отдельно. Нельзя использовать имена собственные: личные имена людей, животных, топографические названия и пр.

При желании перечень запретов можно сократить или расширить. Понятно, что список правил и запретов во многом зависит от общей эрудиции и уровня знаний игроков. Играя с детьми младшего возраста, взрослым не стоит слишком часто использовать сложные для ребенка, непонятные для него слова вроде «инвентаризация», «Армагеддон» и т.п., хотя вовсе отказываться от таких слов тоже не стоит, особенно если взрослый может понятно объяснить ребенку их значение – так, играя, малыш будет пополнять свой словарный запас.

Чтобы разнообразить и усложнить игру, можно придумывать различные варианты. Так, одним из вариантов игры в слова является игра в города, когда по тому же принципу играющие называют только топографические названия, преимущественно населенных пунктов. Такая игра помогает расширить кругозор и стимулирует познавательную активность в изучении географии. Аналогично можно называть только реки, только озера, только горные цепи и т.п. Можно усложнить условия, ограничив употребление слов и другими тематиками, например «животные», «растения», «съедобное» и другими.

Первое гуление ребенка умиляет взрослых, им хочется его слушать снова и снова. Первые звуки - важный этап в развитии малыша и в речевом, и в психоэмоциональном плане. Однако не каждая мама знает, когда ее малыш должен начать гулить и нужно ли беспокоиться, если этого не происходит.

Что такое гуление ребенка

Прежде всего стоит определить, что такое гуление малыша, как его отличить от прочих видов звукоподражания. Любопытен тот факт, что дети, которые принадлежат к различным языковым группам, начинают говорить с одинаковых звуков. Разновидность речевой деятельности - гуление - названа так благодаря своему сходству с голубиным воркотанием.

Ребенок начинает произносить гласные звуки, после этого возникает гортанная речь. Когда малыш станет отчетливо произносить «о», «а», «э», «у», «ы», «и», он начнет соединять звуки в «гуу», «ага-га», «агугу» и др. Такое действие доставляет ему большое удовольствие, ведь он «играет» со своими губами, языком и горлом.

Во сколько месяцев ребенок начинает гулить

К моменту появления первых речевых навыков младенец уже адаптировался к внешнему миру, он узнает окружающих людей и отвечает им при общении улыбкой. Малышу нужно уделять больше внимания и чаще разговаривать, а не просто ухаживать за ним. Ему необходима положительная реакция родителей на произносимые им звуки, в таком случае гуление станет повторяться чаще.

Взрослые могут устраивать с ребенком настоящие разговоры, утрируя звуки и обращая его внимание на постановку губ, а также высовывать язык. При этом малыш наблюдает за родителями, а затем копирует их произношение.

Узкопрофильные специалисты и педиатры установили период, к которому созревают ответственные за начало разговорной речи функции головного мозга. Гуление у малыша возникает к 2-3- возрасту, когда и уверенно держит голову. Этот важный этап формирования речи длится до 5-7- возраста.

Почему ребенок не гулит

Родителям ребенка, развитие которого не соответствует вышеуказанным временным нормам, паниковать не стоит. Каждый малыш развивается уникально и индивидуально, поэтому опережение/отставание - нормальное явление. Это верно в том случае, если отсутствуют отягощающие факторы, когда ребенок вовсе не гулит, неожиданно перестал это делать, или начал гулить после 7-месячного возраста.

То есть, если ваш младенец реагирует на окружающую среду, жизнерадостен, здоров, хорошо прибавляет в весе, но при этом мало гулит, значит, он в порядке, это просто его индивидуальная норма, которая никак не отражается на общем развитии.

Чтобы вовремя выявить серьезные нарушения в речевом развитии, необходимо обязательное плановое обследование малыша у отоларинголога. Доктор сможет выявить объективную причину нарушения речевого или слухового аппарата и ответить на вопросы родителей, почему их ребенок не гулит.

Как научить ребенка гулить

Если ребенок не гулит, родителям необходимо предпринять следующие действия:
- часто и эмоционально общаться с малышом;
- развивать его мелкую и крупную моторику, давая младенцу трогать разные по фактуре и форме предметы (при этом нужно быть рядом и контролировать его действия);
- читать детские книги, веселые стишки, прибаутки, напевать малышу «пестушки»;
- играть в игры, где нужна жестикуляция, к примеру, «ладушки», «сорока-ворона», пальчиковые игры;
- говорить правильно, не искажая слова, и не сюсюкать с малышом.

Совет 7: В какие игры можно играть с 8 месячным ребенком

В возрасте восьми месяцев ребенок может различать многие из предметов, окружающих его. Он умеет играть с разными вещами, игрушками, оценивая их, сравнивая качество. По мере знакомства с окружающим миром развиваются и умственные способности малыша.

Где бы ни оказался восьмимесячный ребенок, он пытается обследовать как можно более обширную территорию. С любым предметом он способен заниматься подолгу, старается исследовать его с самых разных ракурсов, помахать им в воздухе, попробовать на вкус. Задача взрослого – в игровой форме попытаться ознакомить ребенка со свойствами предметов, научить концентрировать внимание, выполнять небольшие задания.

Какие игры можно предложить восьмимесячному ребенку

«Позвони в колокольчик» - ребенку дают колокольчик и показывают, как именно надо звонить в него. К язычку колокольчика можно привязать разноцветные ленточки, за которые удобно дергать.

Осязательная игра – в небольшую коробочку кладут кусочки разной ткани, которую интересно будет потрогать. Можно подобрать кусочки жесткой материи, мягкой, шелковистой, гладкой, мех и так далее. Включите в набор кусочек линолеума, плотной бумаги, большую пробку – вынимая предметы из коробки, ощупывая их, малыш учится различать их осязательно. Во время игры разговаривайте с малышом, называйте предметы, чтобы ребенок мог познакомиться с понятиями «гладкий», «шершавый», «мягкий» и другими.

«Переверни игрушку» - перед ребенком раскладывают игрушки в непривычном положении, например, куклу – вниз лицом. Если ребенок сам не постарается исправить положение, ему надо подсказать это.

К ладони малыша можно приклеить кусочек липкой ленты. Дети с большим интересом отрывают ее и стараются приладить обратно.

Игры для улучшения координации

Самая известная из малышовых игр – «ладушки». Ее можно разнообразить: похлопав в ладоши, ручки ребенка накрывают одеялом. Дети с интересом наблюдают, как руки исчезают и появляются заново.

Покатать мячик – по направлению к ребенку взрослый подталкивает мяч, побуждает ребенка вернуть его назад тем же способом.

Пирамидка – если ребенку показать один раз, как на стержень надевать колечки, он будет стараться делать это снова и снова. Задачу можно усложнить, раскачивая стержень из стороны в сторону – для этого выбирают пирамидку с полукруглым основанием.

В игровой форме ребенку можно объяснить выполнение многих повседневных дел. Например, чтобы научить малыша пользоваться чашкой, покажите, как напоить из нее мишку, куклу, собачку. Малыши, как правило, стараются повторить действия взрослого. Такие игры – хорошая ступенька перед более развернутыми играми с воображаемыми действиями, распространенными среди детей постарше.

Детям любого возраста интересен процесс приготовления пищи. Даже очень маленького ребенка можно вовлечь в него. Крохотному повару вручается кастрюля, ложка, пакеты и баночки из-под продуктов. Копируя мамины действия, он будет «вытряхивать» рис из пакетика в кастрюлю, размешивать ложкой «кашу».

Детский лепет всегда вызывает умиление у взрослых. А стоит малышу произнести первые осознанные «мама», «папа» и остальные слова, фразы и предложения – счастью и гордости родителей нет предела. Но чтобы ребенок заговорил в положенный срок, нужно приложить немало усилий.

С пеленок

Начинать учить лучше с самого рождения. Он должен постоянно слышать ваш голос. Повторяйте имя крохи, показывайте, где мама, где папа, называйте предметы, окружающие вас, комментируйте свои действия. Важно общаться с ребенком и отвечать на его гуленье. Играйте в своеобразную игру, карапуз своими «агу» делится с вами пережитыми за день впечатлениями, а вы делайте вид, что понимаете, о чем он рассказывает, и переспрашивайте: «Правда? Да что ты говоришь? А что потом было?»

Кривляйтесь

Ближе к годовалому возрасту, как правило, в словарном запасе ребенка уже есть несколько несложных слов. Обычно это «мама», «папа» «баба», «кака», «ляля», «але». Сейчас малыш активно старается подражать взрослым. Любое действие он будет повторять за близкими, и это также можно использовать. Кривляйтесь: показывайте язык, перекатывайте им по щекам, изображайте индейцев, цокот копыт, складывайте губы трубочкой. В общем задействуйте в этой игре и язык, и губы, и зубы. Важно, чтобы ребенок видел, как вы это делаете, и повторял за вами. Так будет развиваться артикуляционный аппарат у вашего крохи, и ему в будущем будет гораздо проще научиться произносить слова правильно.

Учите стихи и песни

Выучите несколько небольших детских стишков и песенок. Регулярно читайте и пойте их вместе с малышом. Дайте возможность ребенку проговаривать хотя бы некоторые слова в уже знакомых стихах самому. Например, вы начинаете: «Гуси-гуси…» Ребенок вам отвечает: «Га-га-га». Вы: «Есть хотите?» Ребенок: «Да-да-да». И так далее.

Игра в вопрос-ответ

Постепенно изучайте с ребенком разные предметы и их функции. Начать можно с игрушек крохи. Например, машинка. Возьмите ее в руки, покажите малышу и спросите: что это? Машинка. Машинка какая? Красная. А еще какая? Маленькая. Машинка что делает? Едет. И дальше в том же духе. Сначала отвечайте за малыша сами, а потом дайте возможность ему самому называть предметы. С первого раза малыш вряд ли начнет повторять за вами слова. Поэтому запаситесь терпением. Проговаривать одно и то же придется ни один десяток раз. Освоив машинку, смело беритесь за следующий предмет – мяч, кукла, медведь. При этом лучше использовать полную форму слов. Не стоит сокращать собаку до «ав-ав», а машину до «би-би». Учите детей сразу произносить слова правильно.

Когда ребенок начнет сам называть предметы, усложните задачу. Просите теперь не просто говорить слова, а принести или дать вам тот или иной предмет. Больше читайте со своим чадом детские книжки. Пусть в них будет много красочных картинок. Рассматривайте их, спрашивайте малыша, кто изображен на рисунке.

Развитие мелкой моторики

Помимо всего прочего, развитие мелкой моторики также влияет на речевые навыки. Поэтому тренируйте пальчики крохи, делайте массаж. Дайте ребенку поиграть на кухне с рисом, гречкой, пшеном, горохом, фасолью. Нанизывайте вместе бусины на нитку, лепите фигурки из пластилина, полимерной глины или соленого теста. Играйте в развивающие игры-потешки, такие как «ладушки», «сорока-ворона», «гуси-гуси» и им подобные.

А еще ребенку нужно живое общение со сверстниками. Дайте возможность вашему сыну или дочке поиграть с другими карапузами на детской площадке, в песочнице во дворе или на каруселях в парке. Чаще собирайтесь с подругами, у которых есть дети примерно вашего возраста. Кстати, это пойдет на пользу не только малышам, но и молодой маме.

Игры всегда были увлекательным и интересным способом познания окружающего мира. Для маленького ребенка, особенно в первый год жизни, определяющее значение оказывают пальчиковые игры. Они развивают мимику и моторику рук, ускоряют освоение речи и учат новым словам, формируют правильное произношение звуков и чувство ритма. Положительно влияют на психологическое и эмоциональное развитие малыша в целом.

Пальчиковые игры прекрасно помогают малышам с проблемами в развитии речи. Кроме того, они стимулируют воображение, тренируют слух и зрение, учат внимательности, развивают память и концентрацию. Во время игры малышу рассказывают стишок или поют песенку. Он узнает новые слова, названия предметов и частей тел.

Самой первой игрой, которая подойдет и для грудничка, считаются ладушки. Здесь под чтение веселых стишков малыша учат хлопать в ладошки. Эта незамысловатая игра – не пустая трата времени. Она станет важной частью в психо-эмоциональном развитии крохи, поможет наладить контакт и провести весело время с детьми. Давайте рассмотрим, как научить ребенка играть в ладушки.

Как обучить ребенка игре в ладушке

Для обучения задействуйте несколько взрослых, которые будут хлопать в ладоши и радоваться. Когда кроха заметит, что люди вокруг хлопают и радуются, он непроизвольно захочет повторять эти действия. Если привлечь родственников возможности нет и вы занимаетесь с ребенком один на один, возьмите его ручки в свои и хлопайте вместе. Так кроха быстрее запомнит движения.

Во время хлопанья и других движений проговаривайте считалку или стихотворение. Наиболее классический вариант приговорки следующий:

Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! (хлопают в ладоши);

Что ели? – Кашку, Что пили? – Бражку.

Кашка масляна, бражка сладенька. Поели-попили (изображают, как ели и пили, соответствующими движениями);

Кши! Полетелели! (изображают движение взмаха крыльев);

На головку сели – (кладут руки на голову);

Ладушки запели (повторяют потешку снова).

Ребенок повторяет движения за взрослым вместе со словами. Кстати, первый раз он может и не участвовать в игре, так как слова и некоторые движения будут для него совершенно новыми и незнакомыми. Проговорите стишок еще раз в более медленном темпе. Регулярно повторяйте потешку и движения. Тщательно соотнесите жесты и слова, делайте паузы между фразами.

Вскоре, кроха, услышав знакомые слова, сам начнет хлопать в ладоши, а чуть позднее и показывать движения. Ничего страшного, если он будет сбиваться в первое время. Частое повторение игры и фраз позволит быстро запомнить порядок. Когда ребенок привыкнет к этой потешке, расширяйте стихотворение, прибавлять новые фразы и движения.

Например:

Мыли мылом ушки (изображают, как моют и мылят уши);

Мыли мылом ножки (изображают, как мылят моют ноги);

Ах, какие ладушки (поднять ладони над головой);

Ладушки-ладошки (покрутить ладонями);

Наварили кашки,

Помешали ложкой (поводить пальцем по ладошке);

Строили ладошки

Домик для матрешки (показать домик из ладоней над головой);

Устали ладушки,

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко (сложить ладони под щеку).

Для обозначения и изучения частей тела можно использовать следующую потешку:

Маленькая детка

Головушка – репка (потрогать за голову);

Носик – вопросик (нажать на носик);

Щечки – колобочки (потрепать щеки);

Роток – говорок (дотронуться до губ);

Зубок да зубок.

Глазик с глазком (дотронуться до каждого глазика);

Бровки домиком (провести по бровям);

Ушко да ушко (дотронуться до ушей);

Выше всех – макушка! (потрогать за макушку).

  • Наберитесь терпения. Малыш не сразу запомнит движения. Возможно, сначала он даже не будет играть. Постоянно повторяйте фразы и движения, следите за соотношением жестов и слов;
  • Детям до года еще трудно координировать движения. Поэтому первые упражнения лучше проводить вместе, взяв руки крохи в свои. Так, он за короткий срок запомнит расположения и движения рук;
  • Играйте всегда с хорошим настроением, задействуйте различные интонации в голосе и мимику. Дети в возрасте 5-6 месяцев уже без труда распознают звуки и тон, краски и чувства в голосе;
  • Не кричите и не злитесь на малыша, если у того что-то не получается! В первое время он может допускать ошибки и сбиваться. Игра у ребенка должна ассоциироваться только с приятными положительными эмоциями;
  • Не затевайте игры с крохой, если он плохо себя чувствует, болеет, голоден или не выспался. Иначе он будет ассоциировать игру с чувством усталости или недовольства;
  • Если малыш устал или уже не заинтересован в игре, не заставляйте играть и не настаивайте на продолжении. Переключите внимание на другую игрушку или занятие;
  • Каждый стишок обязательно сопровождайте жестами и движениями, мимикой.

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! – ещё раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

Иногда наступают такие моменты, когда хочется заняться чем-то новым и интересным . Или же просто возникает желание хоть на некоторое время побыть ребенком и отвлечься от ежедневных забот.

И тут на ум приходят игры, в которые мы играли будучи детьми, когда в домах еще не было современных компьютеров и прочих гаджетов. Всегда и во все времена нас спасали обычные листки бумаги и ручки, с помощью которых можно было затеять множество интересных игр.

Ладошки " . Если такая игра имела место быть в вашем детстве, то эта статья напомнит вам о правилах этого развлекательного процесса, если же вы не знакомы с "Ладошками", то я с большим удовольствием познакомлю вас с этой увлекательной игрой. В нее можно играть как вдвоем, так и в компании.

Что нам понадобится?

Игра не требует множества предметов, нужны будут только:

  • бумажные двойные листы в клетку,
  • ручки или карандаши,
  • участники
  • и ладони!

Подготовка

Перед началом игры нужно обвести на листке ладонь (правую или левую не имеет значения) одного из участников.

Затем каждый из участников должен вписать в нарисованную ладонь цифры от 1 до... (конечное число должно быть обговорено). Потом свой листок нужно отдать сопернику, чтобы цифры сложнее было найти во время игры.

И наконец сам процесс игры!

После того, как вы подготовите листки с "ладошками", можно приступать к игре! Она заключается в следующем: один из участников выбирает число, обводит его в кружочек и говорит своему сопернику (-ам) какую цифру он загадал. В то время, как другие участники ищут это число у себя в "ладошке", первый заполняет крестиками клетки на всем пространстве вокруг прорисованной руки.

ВАЖНО , чтобы один крестик вмещался в одну клетку, таким образом игра будет проходить честнее. После того, как число будет найдено, его также нужно взять в кружочек, чтобы в будущем не запутаться. Теперь очередь загадывать число переходит к участнику, который первым нашел цифорку на своем листке. Эстафету нужно передавать до тех пор, пока у одного из игроков не заполнится крестиками все пространство вокруг "ладони".

Кто первым заполнит все клеточки на листе, тот и будет Побелителем!

Кстати, если играть нескольким участникам, то ненароком просыпается соревновательный дух. Ведь каждому из игроков захочется самому называть цифру и рисовать крестики. Игра весьма завлекающая и интересная.

А если играть с детьми, которые уже знакомы с цифрами, то еще и развивающая. К тому же, если организовать "Ладошки" в поезде, самолете или же в любой другой ситуации, где время долго тянется, так вот с этой игрой оно пролетит незаметно.

Видеосюжет - Игра на бумаге Рука (Ладошки)

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ.

ИГРЫ В ЛАДОШКИ СО СЛОВАМИ.

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

ДОЛГИХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Игры-«Цапки», Игры-«Хваталки» - называются так потому, что основным элементом этих игр является момент, когда один из играющих – водящий – пытается схватить, поймать, «сцапать» пальцы или руки своего партнера (партнеров) по игре.

Играть в «Цапки» могут двое, трое и даже большее количество игроков, один из которых - водящий.

«Цапки» способствуют укреплению мышц пальцев и кисти рук, развитию мышечного чувства, координации движений, быстроте реакции, а так же развитию внимания, памяти, речи и воображения ребенка.

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов. Доказано, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы, а особенно, пальцев рук подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученый, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи . Развивать речь, общую и тонкую моторику ребенка следует параллельно, предлагая упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, гораздо лучше своих сверстников умеет логически рассуждать, у него лучше развиты речь, память, внимание.

Упражнения с хватательными движениями не только тренируют сами хватательные движения, укрепляют мышцы пальцев, но и способствуют развитию быстроты реакции . На примере простых упражнений на развитие общей и мелкой моторики можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом их выполнять. Это дисциплинирует. Наряду с развитием движений будут развиваться внимание и память . Кроме того, упражнения, направленные на развитие умения управлять пальцами рук, подготавливают руку к письму.

Техника письма – это сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. В свою очередь, развитие мелкой моторики является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому работа по развитию мелких мышц рук и ног должна начинаться как можно раньше.

Тренировка пальцев рук у детей, стимулируя умственное развитие, способствует выработке элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, бантов при этом, манипулирование столовыми приборами.

Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, неподготовленность к письму может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в детском саду, а затем в школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям рукоделием, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

Во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Колобок

На пеньке пел Колобок,

А его хотел съесть Волк.

(Громова О.Н.)

/Прямая кисть руки мамы, повернутая ладошкой вверх, изображает пенек, на котором «сидит и поет Колобок» – пальчики ребенка. Вторая мамина ладошка – «Волк» - наготове накрыть свою развернутую ладонь вместе с «Колобком» на последнее слово. – «Волк пытается съесть Колобка». Играть в эту игру можно, постоянно меняясь ролями. Игра будет веселее, если «Колобок» действительно споет какую-либо песенку./

Беспечная мышка

Распевала Мышка песни,

Сидя на пригорке,

И не слышала, как кошка

Подкралась к ее норке.

Мяу!

(Громова О.Н.)

**************************************************************

Хвастунишка

Хвастался Мышонок Мышке:

Съесть могу я хоть три пышки,

Две сосиски, кусок сала,

Горшка каши будет мало…

Аппетит, как у слона,

Ну а зубы – как у льва.

Ам!

(Громова О.Н.)

/На развернутой маминой ладошке «стоит» один пальчик ребенка, чаще всего указательный. Играющие вместе произносят текст, а на последнее слово - «Ам!» - мама старается поймать пальчик ребенка, быстро и крепко сжав ладошку в кулак, а ребенок, в свою очередь, стараясь быть не пойманным, быстро отдергивает руку от маминой ладошки. Затем играющие меняются ролями./

**************************************************************

Хитрый кот

/Игра проводится аналогично предыдущей./

Кот с Мышонком очень дружен -

Хочет съесть его на ужин.

Ам!

(Громова О.Н.)

Бутерброд

/По ладошке малыша мама «шагает» своими пальцами – это «идет вкусный бутерброд». Текст можно произносить вместе. На последнее слово «Ам!» ребенок старается быстро и сильно сжать свои пальцы, поймав мамины пальцы – «съесть бутерброд». В случае неудачи, мама рассказывает, что это был за бутерброд, из чего он был сделан, а в случае удачи, малыш, облизываясь, фантазирует, какой бутерброд он съел./

По руке шел Бутерброд

И просился прямо в рот.

Ам!

(Громова О.Н.)

**************************************************************

Кот и мыши

В старом доме с красной крышей

Жили-были кот и мыши.

Только мыши зашуршат –

Васька кот их сразу –

ЦАП!

(Громова О.Н.)

**************************************************************

Волк

/Мама изображает пасть Волка кистями рук, соединенных запястьями./

Очень страшен серый Волк.

/Волк «щелкает зубами», то, соединяя, то, разъединяя пальцы рук./

Он зубами щелк да щелк.

/В «раскрытую пасть Волка» ребенок кладет свои пальчики./

Как увидит петушка,

/Мама «захлопывает пасть», а ребенок должен успеть убрать свои пальцы – «спасти петушка»./

Не оставит гребешка.

Ам!

/Игру можно повторять несколько раз, меняясь ролями./

(Громова О.Н.)

**************************************************************

Игра с котом

/Ребенок сжимает все пальцы в кулак, оставляя выпрямленными лишь один. Мама играет роль разыгравшегося кота. Она своими пальцами ритмично в соответствии со стихотворным текстом «кусает» (хватает пальцами – указательным, большим и средним - пожимает и отпускает) выставленный палец малыша. На последнее слово «руку» ребенок должен успеть отдернуть руку, чтобы мама «не укусила» его.

Поиграв с одним пальцем руки, поиграйте так же с каждым другим, а затем с каждым на другой руке. Потом мама и ребенок меняются ролями./

Цап – когтями!

Кусь да кусь! –

Я с котом своим «дерусь».

На меня он нападает,

Врагом опасным представляет.

Он в фантазиях своих

Заходит слишком далеко,

Так что справиться мне с ним,

Конечно, будет не легко.

Пока мы разгоняем скуку,

А потом – я спрячу руку…

(Громова О.Н.)

Игры - «В ладошки» - это игровые упражнения , которые, развивая мелкие мышцы рук, способствуют развитию чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, правильного темпа и ритма речи. Как правило, «В ладошки» играют двое, стоя или сидя друг напротив друга. Но возможны варианты, когда, играют одновременно несколько пар (чаще всего стоя по кругу). Тогда играющие во время игры могут менять своих партнеров, или игра может закончиться сменой партнера. Также игры могут заканчиваться «догонялками» или плавно переходить в подвижную игру. Что же представляют собой игры «В ладошки»? Это хлопки в свои ладоши или ладоши партнера, шлепки по своему телу или телу партнера с одновременным произнесением стихотворного текста, именно стихотворного , чтобы чувствовался темп и ритм.

Движения - хлопки и шлепки - производятся строго в соответствии с темпом и ритмом речи. Тексты игр «В ладошки» нужно произносить ритмично или даже нараспев. Игры «В ладошки» можно проводить и под музыкальное сопровождение, тогда тексты нужно не проговаривать, а петь. Если к игре нет специального музыкального сопровождения, то слова можно напевать на любой знакомый вам и подходящий к тексту мотив. Например, игра «Огород». Слова к ней отлично ложатся на русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени».

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью и эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Музыка усиливает эмоциональные впечатления.

В зависимости от варианта игры, в игры «В ладошки» можно играть дома, уединившись с ребенком в комнате, на улице во время прогулки, в транспорте, когда дети устали от езды, и даже во время детского праздника можно организовать общую игру «В ладошки».

**************************************************************************************************************

Огород

/Ритмично хлопать в ладоши: сначала хлопнуть в свои ладоши прямо перед собой, согнув руки в локтях, далее хлопнуть своей правой ладошкой в правую ладошку партнера, вытянув руку вперед, во время хлопка пальцы должны быть направлены вверх, затем опять хлопнуть в свои ладоши, а потом хлопнуть своей левой ладошкой в левую ладошку партнера, вытянув руку вперед. И так далее./

Мы имеем огород

И растим на нем укроп,

Помидоры и салат…

Огород наш – просто клад! –

Есть петрушка и фасоль,

Огурцы, редис, морковь,

Кабачки и патиссоны,

Свекла, редька, лук зеленый,

И, конечно же, цуккини,

И арбуз, и даже дыни…

Все, что можно, посадили?

/ развести руками в стороны/

Ничего не пропустили?

(Громова О.Н.)

/Назвать любое огородное растение, которое не было перечислено, например, горох, сладкий перец, горький перец, тыква, чеснок, капуста, репа или др. Игра может быть поводом для беседы об овощах и фруктах, съедобных и несъедобных растениях./

**************************************************************************************************************

Танец с кошкой

Кошка замуж выходила,

Нас на свадьбу пригласила.

Мы станцуем танец с ней,

Чтоб порадовать гостей.

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Улитка

/Ритмично хлопать в ладоши, как описано в предыдущем упражнении./

Улитка – раз, улитка – два…

Ползет по стебельку она.

Улитка – раз, улитка – два…

Ползет так медленно она.

/ развести руками, удивляясь/

А почему?

/погрозить указательным пальцем/

Да потому…

/опять ритмично хлопать в ладоши /

С собою носит все она:

И шкаф, и стулья,

и кровать,

Чтобы в пути прилечь поспать,

И стол, -

Чтобы накрыть его,

Чтоб причесаться -

Зеркало,

Для красоты –

Горшок с цветком,

Ну, во общем, -

На спине весь дом!

(Громова О.Н.)

/Поучитесь рисовать улитку. Нарисуйте иллюстрации к тексту игры. /

**************************************************************************************************************

Птичья столовая

Птичий домик, птичий домик

Нам сосед вчера принес!

Мы повесим этот домик

Между двух сестер-берез.

В этой маленькой столовой

Будет полочка полна.

Здесь воды прозрачной вдоволь,

Вдоволь крошек и зерна.

Птичьи вкусы и привычки

Хорошо знакомы нам.

Прилетайте в гости, птички,

Рады будем мы друзьям.

(Сайма Соопарт.

Перевод с эстонского)

/Особенность этой игры «В ладошки» в том, что она является игрой по кругу. Играют двое, но пары играющих строятся в круг. Ритмично проговаривая стихотворение, дети ритмично выполняют хлопки в ладоши друг друга: на «1» - хлопок в свои ладоши прямо перед собой, «2» - хлопок в правую ладошку партнера своей правой ладошкой, вытянув руку вперед, «3» - опять хлопок в свои ладоши, «4» - хлопок левой ладошкой по левой ладошке партнера, вытянув руку вперед и так далее. С окончанием стихотворного текста дети, помахав руками, как крыльями меняются парами по кругу. Для этого дети, составляющие внешний круг перебегают на место соседа справа. Меняться местами можно и по-другому. Например, переход выполняют дети, составляющие внутренний круг, или дети меняются местами, «разлетевшись врассыпную», а затем опять собравшись в два концентрических круга, но, образовав пару с новым партнером, или как еще вы придумаете. Поменявшись парами, дети начинают игру сначала с новым партнером./

**************************************************************************************************************

Голубки

/Игра, как и предыдущая, проводится по кругу. На первые две строчки стихотворного текста русской народной потешки дети машут руками, как крыльями, согнув руки в локтях./

Прилетели голубки

На зеленые лужки,

/Играют « В ладошки»/

Они пили, они ели,

Возле берега сидели,

/Машут руками, как крыльями, и все делают шаг вправо, меняясь партнерами. Далее играют «В ладошки» уже с новым партнером, произнося слова/

Напились в холодке,

Унеслись

По реке.

Шу!

/На «Шу!» дети машут руками, как крыльями, и опять перемещаются вправо, но теперь на три шага, меняя партнера. Игра повторяется с самого начала./

**************************************************************************************************************

Ничевоки

/ На первую и вторую строчку стихотворения дети играют в ладошки, хлопая один раз в свои ладоши перед собой, затем ладошкой правой руки по правой ладошке партнера, опять в свои ладоши и левой ладошкой о левую ладошку партнера; повторяют хлопки с начала. На остальные строчки первого куплета бьют два раза в свои ладошки, а затем два раза в ладошки партнера, вытянув вперед руки, опять в свои ладошки два раза и так далее. В конце куплета надувают свои щеки воздухом и хлопают своими ладошками по своим щекам, чтобы воздух изо рта вышел со звуком.

Затем дети произносят строки второго куплета и повторяют движения, которые делали ранее. В конце второго куплета складывают обе руки ладошками и подкладывают под голову с правой стороны, наклонив голову вправо, как будто засыпают.

Затем дети произносят слова третьего куплета, выполняя все те же движения. В конце стихотворения прижимают указательный палец к губам и произносят «Тс-с-с..»/

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

***

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

(Нина Пикулева)

/Когда игра будет освоена, усложните ее другими вариантами хлопков. Например, делайте хлопки не прямо двумя руками «ладоши в ладоши» партнера, а сначала правую руку поверните ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а левой ударьте по подставленной правой ладошке партнера; затем поверните левую руку ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а сами ударьте правой ладонью по подставленной левой ладошке партнера. И так далее. То есть нужно вытянуть вперед одновременно обе руки, одну из них ладонью вверх, а другую для хлопка по ладони./

**************************************************************************************************************

Запасливая белка

/Играть в ладошки: хлопнутьв свои ладоши, правой рукой по правой ладошке партнера, вытянув руку вперед, опять в свои ладоши, левой рукой по левой ладошке партнера, вытянув вперед левую руку, опять в свои ладоши и так далее./

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

\ Вытянуть обе руки вперед: правую повернуть ладонью вверх, а левой выполнять ритмичные хлопки по вытянутой правой руке партнера./

Маленький рыжик она засолила,

/Теперь наоборот, то есть поменять руки ролями: Держать левую руку ладонью вверх, а правой ладошкой ударять по подставленной ладошке партнера.

В банку большую его положила.

/Выполнять ритмичные хлопки: сначала, вытянув вперед обе руки, выпрямив ладошки, пальцы вверх, хлопнуть в обе ладошки партнера, затем в свои ладоши прямо перед собой, потом опять в ладоши партнера и так далее./

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

(Л.Венгер)

**************************************************************************************************************

Капли играли в прятки

Капли играли в прятки.

/Хлопок в свои ладоши прямо перед собой, правой рукой по правой руке партнера, опять в свои ладоши и левой рукой по левой руке партнера/

Капли ныряли в грядки,

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, по своим плечам скрестив руки накрест, то есть правой ладонью по левому плечу, а левой ладонью по правому плечу, затем опять хлопок в свои ладоши прямо перед собой, шлепок по своим коленям, опустив руки вниз: правой рукой по правому колену, а левой рукой – по левому колену/

В клумбы,

/ хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

Ручьи и лужи.

/шлепок по коленям, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

Все исчезали тут же.

/обхватить себя руками и покружиться вокруг себя/

Капли летели над лесом.

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок двумя ладошами в ладоши партнера – пальцы вверх, хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок правой рукой по правой ладони партнера, подняв руку вверх/

Прятались под навесом

/повторить, но левой рукой/

Мокрых веселых листьев,

/ Хлопок в свои ладоши над головой, шлепок по своим плечам руками накрест, шлепок по бокам, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

В дуплах и норах лисьих.

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, затем правой рукой схватить левую ладонь партнера – «спрятать» в свою, как будто капли прячутся в нору, а свою левую руку протянуть партнеру, чтобы он сделал то же самое/

В норах крота и мышки,

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой и левой рукой схватить правую руку партнера – «спрятать»/

В старой берлоге мишки.

/ то же самое, но правой рукой схватить левую руку партнера/

Звонкие капли-дождинки

/хлопать левой ладонью по подставленной правой ладошке партнера/

Прыгали вдоль тропинки.

/поменять руки ролями/

Прятали их травинки.

Прятал в иголках ежик.

/ быстро «прятать» то правую руку в левой, то левую руку в правой/

Капли играли в дождик.

/ хлопок в свои ладоши прямо перед собой, затем двумя ладошками по двум подставленным ладошкам партнера, вытянув руки вперед – пальцы вверх, опять хлопок в свои ладоши/

(Н. Юркова)

**************************************************************************************************************

Дюба

/Эта игра известна многим, так как является детским фольклором. Для начала игры партнеры подают друг другу левые руки ладонью вверх, а правые руки кладут на подставленные левые ладонями вниз. Согнув пальцы (только пальцы) обеих рук, партнеры цепляются за руки друг друга только пальцами./

Дюба-дюба-дюба-дюба,

Дюба дони-дони мэ!

/держась за руки сцепленными пальцами, совершаете ритмичные движение руками вверх /

А шарли буба

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем правой рукой по правой руке партнера, вытянув руку вперед, пальцы направлены вверх/

Раз, два, три

А шарли буба

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем левой рукой по левой руке партнера, вытянув руку вперед, пальцы направлены вверх/

Раз, два, три

/Слова «Раз, два, три» не произносятся вслух, а отбиваются в быстром темпе тремя хлопками в свои ладоши прямо перед собой/

А шарли буба-буба-буба-буба

/сначала хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем, вытянув руки вперед и расположив ладони горизонтально – правая ладонь вверх, а левая вниз- партнеры хлопают двумя ладонями одновременно, на каждое слово «буба» меняя положение ладошек: сначала правая вверх, а левая вниз, затем левая вверх, а правая вниз и так далее/

А-А-А!

/держась за руки пальцами, совершать перекрестные махи обеими руками/

А дони мэ

Раз, два, три

А шарли бэ

Раз, два, три

/не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

А ми

/ хлопок в свои ладоши, а затем правой рукой по правой ладони партнера/

Раз, два, три

/не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

Замри!

/хлопок в свои ладоши, а затем левой ладонью по левой ладони партнера, выставив руки вперед/

Раз, два, три

/ не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

эни бени рики таки

Шурба урба сентябряки

Эус бэус касмадеус бац

Ой! Ай! Ча! Ща!

/хлопки то в свои ладоши прямо перед собой, то правыми руками, то опять в свои, затем левыми руками и так далее, то есть хлопки, которые и принято называть «игра в ладоши»/

Например,

Милая Маруся,

Ты меня не бойся.

Я тебя не трону,

Ты не беспокойся!

или

Ой, вышла плясать

Бабушка Пульхерья:

Из-под подола сыпятся

Куриные перья. /

**************************************************************************************************************

Тяпы-ляпы

/Хлопать в ладоши: в свои прямо перед собой, затем правой ладонью по правой ладони партнера, выставив руку вперед, пальцы вверх; далее опять в свои ладошки прямо перед собой, а потом левой ладонью по левой ладони партнера, вытянув левую руку вперед, пальцы вверх. И так далее/

По дороге в Тяпы-Ляпы

Шли гуськом четыре шляпы.

/Один партнер подставляет обе ладошки для ударов, вытягивая руки вперед ладонями вверх, а другой быстро ритмично хлопает по подставленным ладошками своими ладонями./

Шляпу старую с пером

/Меняются ролями: теперь первый партнер хлопает по подставленным ладошкам./

Звали дедушкой Петром.

Шляпу с ленточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.

/Опять играть в ладошки, то есть выполнять поочередные хлопки то в свои ладоши прямо перед собой, то в ладонь партнера, как в начале игры/

Тяпы-Ляпы – это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел.

В огороде уйма дел.

/Далее выполнять хлопки, меняя положение рук на каждое слово: «И» - левую ладошку подставить для шлепка по ней партнеру, а правой рукой одновременно шлепнуть по подставленной руке партнера; «спешат» - поставить под шлепок партнера правую руку, а левой одновременно шлепнуть по подставленной правой руке партнера; «четыре»- подставить под шлепок левую ладошку, а правой шлепнуть по подставленной ладошке; «шляпы» - подставить под шлепок правую ладошку, а шлепнуть левой по подставленной правой. И так далее/

И спешат четыре шляпы

Лук полоть, картошку тяпать.

/Два хлопка в свои ладоши прямо перед собой, а затем два хлопка в ладоши партьера прямо перед собой, пальцы - вверх./

Вот пришли, передохнули.

Разом тяпками взмахнули.

Вскоре каждая из шляп

Стала тяпать:

/Три шлепка друг другу в ладоши, пальцы – вверх/

Тяп-тяп-тяп!

**************************************************************************************************************

Диета Термита

/Автор игры О. Громова, автор стихов Б. Заходер) Данная игра в ладошки одновременно интересна и трудна тем, что требует быстрого темпа как в произнесении стихотворного текста, так и в выполнении движений. Движения одинаковые на протяжении всего стихотворения, но их нужно выполнять быстро, четко, согласованно друг с другом: Сначала хлопнуть в свои ладоши прямо перед собой, затем правой ладонью по правой ладони партнера (пальцы вверх), опять в свои ладоши, левой ладонью по левой ладони партнера (пальцы вверх), правой рукой по левому своему плечу, левой рукой по правому своему плечу, правой рукой по своему правому бедру, левой рукой – по своему левому бедру. Затем движения повторяются с начала./

Говорил
Термит
Термиту:
- Ел я все
По алфавиту:
Ел
Амбары и ангары,
Балки,
Бревна,
Будуары,
Вафли,
Вешалки,
Вагоны,
Гаражи и граммофоны,
Древесину
Дуба,
Ели,
Съел
Жестянку (еле-еле),
Ел
И зелень,
И известку,
Ел
Изделия из воска,
Ел
Картины и корзины,
Ленты,
Лодки,
Магазины,
Нессесеры,
Окна,
Пенки,
Потолки,
Рояли,
Стенки,
Телевизоры,
Ухваты,
Фильмы,
Фотоаппараты,
Храмы,
Церкви,
Цирки,
Чашки,
Кушал
Шахматы и шашки,
Шпалы пробовал
И штампы,
Щетки
И электролампы,
Даже
Юбками
Питался,
Даже
Якорь
Съесть
Пытался
И ни разу
Не был сыт!..
- М-да, - сказал другой Термит.
–От диеты толку мало.
Лучше лопай, что попало!

(Б. Заходер)

/Игру можно еще разнообразить и усложнить одновременно тем, что в конце, на ответ другого Термита поиграть в «цапки». Для этого, начиная со слов «М-да», выполнять следующие движения: сначала правую ладонь подставлять под удар, хлопая одновременно по подставленной правой ладони партнера левой ладошкой, затем наоборот -, подставляя под удар левую ладошку, хлопать правой ладонью по подставленной ладони партнера и так далее. На последнее слово «попало» нужно стремиться ударить ладонью по ладони партнера, а свою ладонь убрать. Партнер так же будет делать. Если оба участника игры внимательны, то они оба «ударят» воздух одной рукой, при этом спрятав другую. Кто же окажется невнимательным, тот не спрячет руку.

Эта игра – хороший повод повторить алфавит русского языка. Придумайте свои названия предметов на каждую букву. Определите, звучат ли согласные звуки в придуманных вами словах мягко или твердо./