Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты. Влияние нагрузки на память ребенка. Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.

Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…

С рождения до года

Игры-запоминалки

Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.

«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.

«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.

«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.

Школьникам остро необходима хорошая память, ведь им нужно ежедневно воспринимать массу новой информации, учить стихи и правила. Но чтобы столько знаний уместилось в голове, нужно уделять достаточное внимание развитию памяти. Так, как улучшить память ребенку 8 лет?

Влияние нагрузки на память ребенка

Родители должны понимать, насколько важно развитие мышления, памяти и внимания для детей с раннего возраста. Ведь именно они помогут сделать обучение в дальнейшем проще. Поэтому по мере взросления малышей стоит предлагать им , не забывая при этом уделять внимание и мышлению, а не только спорту и творчеству, как делают многие. Тогда проблемы, как улучшить память ребенку 8 лет, скорее всего, и вовсе не возникнет.

В любом случае, при возникновении сложностей не стоит сразу ругать ребенка. Такие проблемы решаемы. Но для успеха нужно разобраться в их причине. Так, нередко причина проблем с памятью ребенка кроется в его чрезмерной загруженности на протяжении дня.

Нагрузку ребенка на протяжении дня и недели нужно периодически анализировать. Ведь к переутомлению может привести не только просмотр телевизора, но и чтение книг, занятия танцами и даже спортом. Важно следить за качеством питания ребенка, его режимом сна и отдыха, а также за тем, сколько времени он гуляет. В любом случае, на протяжении дня ребенок устает ничуть не менее взрослого.

В тех случаях, когда явно заметны недосыпания, нарушения в дневном рационе сильные физические или моральные нагрузки, ответ на вопрос, как улучшить память ребенку 8 лет будет лежать на поверхности. Ведь достаточно лишь нормализовать ежедневный распорядок дня ребенка.

Не стоит забывать, что из-за проблем с памятью у детей нередко начинаются проблемы в школе. Поэтому задача родителей подойти к решению проблемы комплексно, принимая временную неуспеваемость без раздражительности. При регулярных занятиях со временем развитие детской памяти нормализуется.

Так или иначе, основной ориентир при планировании дня ребенка – это его возраст и темперамент. При сильной загруженности придется отказаться от одного или нескольких кружков и секций, чтобы дать малышу возможность восстановиться, отдохнуть.

Как помочь ребенку улучшить память?

Конечно, работать с памятью ребенка нужно с раннего возраста, чтобы к школьной поре подобных проблем не возникало. В любом случае память подразделяется на моторную, слуховую и зрительную, поэтому внимание должно уделяться каждому отдельно взятому аспекту.

Развитие памяти должно происходить в игровой форме, от простого к сложному. Уже после 6 лет важно уделять внимание развитию зрительно-предметной памяти. Здесь подойдут упражнения с карточками. Если сначала от малыша требуется лишь запомнить, что именно он видел на картинке, то в дальнейшем у него можно спрашивать и порядок расположения предметов.

Для успешного обучения в школе восьмилетним малышам необходимо развивать мышление и другие высшие психические функции. Из нашей статьи вы узнаете, как развить у ребёнка в 8 лет внимательность, память и логику.

Занятия на развитие детской внимательности

Внимание подразделяется на зрительное, слуховое и моторно-двигательное. Для развития каждого типа внимания существуют специальные игры. Только в игровой форме школьникам восьми лет можно помочь в развитии и укреплении психических функций.

Игры для развития моторно-двигательной внимательности

  • “Съедобное-несъедобное”. Дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ведущий - напротив них. . Он кидает мяч к одному из школьников и называет слово. Если названное является съедобным, то необходимо поймать мяч, в противном случае - оттолкнуть его.
  • “Запретное движение” . Игроки заранее выбирают запретное движение. Затем они должны повторять все движения за ведущим, кроме запретного.Кто ошибся, тот становится ведущим.

Игры для развития слуховой внимательности

  • “Что звучало?”. Продемонстрируйте ребёнку звучание различных предметов: музыкальных инструментов, погремушек, игрушек или ложек. Затем предметы должны прозвучать за спиной ребёнка, а школьник угадывает, что звучало.
  • “Послушай и воспроизведи”. Взрослый при помощи палочки или ладони набивает определенный такт, дети должны повторить его.

Для развития зрительного внимания существует множество разнообразных игр. Покажите малышу картинку с несколькими изображениями для того, чтобы он нашёл повторяющиеся или одинакового цвета и формы. Для тренировки можно просить его назвать все предметы в комнате, начинающиеся с конкретной буквы, лежащие на полу и прочее. Домино и лото, мозаика также помогают улучшить детское внимание.

Занятия на развитие детской памяти

Сейчас широко рекламируются витамины, способные улучшить память детей в 8 лет. На самом деле для борьбы с детской забывчивостью можно использовать столь любимые им игры. В игровой форме школьный материал усваивается лучше, при помощи специальных игр также можно развить детскую память.

Разложите на столе несколько игрушек и через пару минут уберите оттуда несколько. Малыш должен назвать, что пропало со стола. Можно просто переставить некоторые предметы и попросить ребёнка, указать на изменения.

Назовите своему чаду 4 слова и попросите их повторить, постепенно увеличивайте цепочку до 10 слов. В начале можно использовать слова из одной ассоциативной группы, потом слова из цепочки могут быть совершенно из разных тем.

Полезно для памяти и разучивание стихотворений. Потенциал восьмилетних мальчиков и девочек велик. Не ограничивайте их детскими четверостишиями. Попробуйте постепенно выучить “Лукоморье” или понравившуюся поэму. Во время запоминания не нужно зубрить стих, для запоминания нужно понимать, о чём ты говоришь. Объясняйте ребёнку неизвестные слова и выражения, обсуждайте произведение.

Занятия на развитие детской логики.

Логическое мышление - один из показателей нормального развития школьника. Логику, безусловно, тренируют на уроках в начальных классах. Дома папы и мамы в игровой форме также могут заняться развитием детской логики.

Предложите сыну или дочери объединить изображения по группам. Например, дикие и домашние животные, фрукты и овощи, оживлённые и не оживлённые. Можно искать слово из ряда, не относящееся к первому. Например, яблоко - солёное, красное, спелое, наливное, запечённое.

4 года назад

Развитие памяти – процесс, необходимый для дальнейшего обучения ребенка. Без развитой возможности запоминать у ребенка возникнут проблемы с усвоением информации и обучаемостью. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был умен и сообразителен. Вы, наверняка, желаете видеть, что учеба ребенку легко дается и вызывает интерес. А для этого, уже с ранних лет необходимо тренировать и развивать память. Что же вам необходимо сделать?

Создайте условия
  • Питание . Обеспечьте ребенку сбалансированный, здоровый рацион питания, в котором будут зеленые, листовые овощи, орехи, мед. Убедитесь, что все пищевые потребности удовлетворяются с помощью поливитаминов. Следите, чтобы ребенок употреблял достаточное количество воды.
  • Режим дня. Развивайте здоровый распорядок в жизни ребенка. Не забывайте, что для хорошей работы мозга ребенку необходимо достаточное время для сна (ребенку 2-3 лет – 11 часов, 3-7 – 10 часов, ребенку от 7 лет для сна достаточно 9 часов). Не забывайте, что детям до 7-8 лет необходим для отдыха также дневной сон.
  • Спорт. Физические упражнения необходимы для оптимального функционирования мозга ребенка, и как следствие, процесса запоминания информации.
Пробудите интерес

Ребенок никогда не запомнит то, что не представляет для него интереса. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью что-то запомнил, подходите к этому творчески – информацию преподносите, как увлекательнейшую историю. Это должно быть ярко и необычно, интересно – и тогда это обязательно запомнится. Когда рассказывать своему ребенку что-то важное, наденьте смешную шляпу, сделайте видео, прибегните к помощи семейного питомца, отправьтесь в поход и т.д.

Ежедневно тренируйтесь

Каждый день узнавайте и запоминайте что-то новое. Это может быть новое стихотворение, номер телефона, даже новое слово. Закрепляйте знания обо всем, что узнает ребенок – после просмотра мультфильма спросите его о смысле увиденного, после прочтения книги попросите назвать имена героев, придя из гостей, где он познакомился с другими детьми, вспомните, как кого зовут, и чем каждый ему запомнился. Главное – постоянно находится в процессе запоминания.

Мнемоника

Существует целая наука, изучающая, как развить у ребенка память. Искусство и техника запоминания получили названия мнемоника и мнемотехника. Методов и приемов запоминания немало, попробуйте их использовать при обучении вашего ребенка.

  • Музыка и ритм. Музыка помогает нам легче запомнить слова. Попробуйте «наложить» нужный текст на музыку, пропеть номер телефона, адрес, отбивать ритм при запоминании стихотворения, и как только ребенок будет вспоминать мотив или ритм – сразу же вспомнит и необходимую информацию.
  • Рисунок. Порой, чтобы что-то запомнить малышу, ему достаточно это нарисовать. Всевозможные значки, символы, стрелочки также помогают объемнее уяснить информацию и быстрее ее запомнить.
  • Акростихи. Возьмите первую букву каждого слова в списке, которые вы хотите запомнить, и затем составьте предложение со слов, начинающихся с этих букв. Ярким примером подобного метода служит всем известное «Каждый охотник желает знать…»
  • Акронимы. Акроним – это аббревиатура для набора слов. Такой метод может хорошо помочь вашему малышу запомнить названия организаций и мест.
  • Рифмование. Безусловно, стихи запоминаются легче и быстрее, чем проза. Взрослые до сих пор помнят из школьных времен глаголы-исключения – «Гнать, держать, смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть и терпеть, и опять смотреть, вертеть». Что-то из того, что необходимо запомнить, можно найти уже в готовом зарифмованном виде в книгах или интернете. Ну а к остальному можно подойти творчески, и сочинять стихи вместе с ребенком.
  • Вспомогательные предметы. Как ребенку запомнить, сколько дней в каком месяце? Многим известен этот метод – по костяшкам кисти руки. Верхушка костяшки – 31 день, впадина – 30; февраль стоит особняком и имеет 28 или 29 дней. Подобным образом можно узнавать, растет или убывает луна – надо приставить палец к полумесяцу на небе, и если малыш видит, что получилась буква «Р», значит луна растет, если не видит – убывает.
Учитесь, играючи

Самый лучший способ улучшить память ребенка – в игре. Вот несколько игр, развивающих способность запоминать.

  • «Продуктовый магазин» . Лучше, если в эту игру будет играть от 3-х человек. Сидя в кругу, первый игрок начинает историю «Я пошел в продуктовый магазин и купил …», выбирая элемент. Следующий игрок начинает с этих же слов, указывает пункт первого игрока, и добавляет свой элемент. Третий игрок называет уже три элемента в списке, включая свое слово. Игра продолжается, пока кто-то не забывает пункт из списка.
  • «Мой день» . Попросите вашего малыша описать своей день с минуты пробуждения до времени завтрака. Пусть он описывает не только действия, которые он выполнял, но и звуки, которые слышал, запахи, которые ощущал, вспомнит, какие чувства испытывал, и озвучит мысли, которые приходили ему в голову в тот или иной момент.
  • «Натюрморт». Разложите на столе предметы разной крупности в любом порядке. Дайте малышу немного времени запомнить, что он видит. Попросите его отвернуться, и измените положение предметов, добавьте новый или уберите один из прежних. Посчитайте, сколько изменений он не заметил. Позвольте ему проделать тоже самое с вами, и ведите счет игры.
  • «Что изменилось?». Играть лучше всей семьей или большой компанией на празднике. Ведущий выходит в центр комнаты, остальные представляют собой зрительный зал. Зрители несколько секунд запоминают, как выглядит ведущий. Затем он ненадолго выходит из комнаты и меняет что-то в своем гардеробе, а после возвращается. Зрители угадывают, что изменилось. Чтобы усложнить задание, можно менять не только внешний облик, но и настроение (мимику).
  • «Ассоциации». Вы называете слово, а малыш произносит все слова, которые у него ассоциируются с данным термином (например «Светофор» – дорога, зеленый-желтый-красный, пешеход, опасность, автомобиль, «зебра» и т.д.).
  • Шахматы, карты, шашки – любые из подобных игр не только тренируют краткосрочную память, но и заставляют запомнить картинку целиком и тренируют системное запоминание.

Для развития и тренировки памяти нужна помощь родителей. Подходите к этому легко и радостно – пусть процесс не выглядит сложным и обременительным для малыша, а приносит радость. Научившись запоминать информацию, малыш получит мощнейший инструмент не только для дальнейшей учебы, но и для жизни в целом.

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

Серия развивающих игр для учащихся 1-2 класса

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета» . Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам» . Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?» . Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни» . Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор» . Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии» . Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное» . Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение» . Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста» . Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?» . На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?» . На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник» . Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.