Комплексные занятия по развитию речи. Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

Ирина Сабля
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе «Времена года»

Тема: Времена года

Цель:

упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов с помощью суффиксов, учить различать на слух слова с определенным звуком, обобщить знания детей о временах года, закрепить характерные особенности разных времен года, развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, воспитывать

желание беречь природу и заботиться о ней. Развивать связную речь

детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.

Методы:

словесный, наглядный, игровой.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением всех времен года, картинки с изображением природных явлений, игрушка птичка, игрушка ежик, мяч, раскраски с разными временами года.

Словарная работа:

название времен года, название весенних месяцев,загадки и сезонных явлениях природы.

Ход занятия:

Воспит. : ребята, я приглашаю вас в сказку. Вспомните, и скажите мне, как называется сказка где встречаются все времена года?

Дети «Двенадцать месяцев».

Воспит. : туда мы и отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить

Проводится словесная игра «Подбери слово»

Щиплет, трещит, морозит… (мороз)

Дует, бушует, свистит… (ветер)

Летает, сыплется, ложится (снег)

Распускаются, цветут, пахнут (цветы)

Улетают, поют, порхают (птицы)

Желтеют, облетают, обсыпаются. (листья)

Воспит. : Послушайте загадку

Кто в году четыре раза переодевается? (ЗЕМЛЯ)

Воспит. : когда Земля переодевается?

Дети: зимой, весной, летом, осенью.

Воспит. : Вы правильно выполнили задание. А теперь повторяйте за мной:

Сказка ждет нас впереди,

Скажем дружно: «Приходи!»

(Дети садятся вокруг мольберта)

Воспит. : Ребята. посмотрите в окно и скажите

Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспит. : какая погода за окном?

Дети: солнечная.

Воспит. : Светает рано по утрам

проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время знает?

Дети: весна.

(Проводится игра с мячом «Весной». Дети передают мяч друг другу

и называют весенние явления природы)

Весной … тает снег

Весной… возвращаются птицы из теплых краев

Весной лопаются почки

Весной распускаются цветы

Воспит. : Послушайте как весело поют птицы весной (слушают запись

Сюрпризный момент: появляется птичка.

Птичка: вам понравилось наше пение? А какие песенки знает ваш язычок?

Песенку комарика (з-з-з-з-з)

Песенку жука (ж-ж-ж-ж)

Песенку ветра (ш-ш-ш)

Песенку насоса (с-с-с-с)

Воспит. : Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладо-

ши, если там есть песенка комарика (зебра, зонтик, комар,зима,

забор. резина, Зина.

Ж- живот, жираф, дом, яблоко, ежик, зонт, жилет, стол.

Ш- шишка, шуба, шапка, майка, шарф, конфета, шалаш.

С- стол, стул, свет, слон, самолет, дерево, пень, салат.

Воспит. : Какое время года приходит на смену весне?

Дети: Лето!

Воспит. : Вспомните самые яркие впечатления лета.

Дети: купание в море, поездки в гости, в лес, много фруктов и ягод.

(проводится игра с мячом «летний, летняя, летнее)

Летний… день, дождь, отдых, костюм…

Летняя жара, погода, одежда, прогулка…

Летнее солнце, небо, настроение, кафе, платье.

Воспит. : Но вот на смену лету приходит осень.

Чудесное время года осень! Она дарит нам богатый урожай.

(Рассматривают иллюстрацию с осенним пейзажем)

Воспит. : Как красиво осенью в парке. Воздух свежий, чистый. Птицы улетают в теплые края, с деревьев облетают листья. Давайте мы

покружимся как осенние листочки.

Физкультминутка «Осенние Листочки»

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспит. Отгадайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает когда это бывает? (Зимой)

Воспит. : Вот и зима пожаловала со своими морозами и снегами

«…Идет волшебница зима!

Пришла. рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…»

Воспит. : как замечательно поэт описал красоту зимы. Ребята, за что вы

любите зиму?

Дети: можно лепить снеговика, кататься на санках, играть в снежки.

Воспит. Ой, кто это фыркает под столом? Ну-ка угадайте!

Что за елочка такая?

Это елочка живая!

В колкой одежке

Ходит по дорожке.

Дети: ежик.

Воспит. : Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Давай, ежик,

ты будешь говорить что бывает летом, а ребята скажут, что бывает

Летом земля покрыта травой, а зимой… снегом

Летом на деревьях зеленые листья, а зимой… голые ветки

Летом вода в море теплая, а зимой… холодная

Летом день длинный, а зимой … короткий

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В какое время года мы путешествовали?

В какие игры играли?

Что вам особенно понравилось?

Воспит. : мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы сегодня были

внимательными и хорошо мне помогали. Времена Года приготовили для вас подарки – раскраски со своими приметами.

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, памяти, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим у нас предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на последующих занятиях. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.


Основная цель подгрупповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Также подгрупповые занятия предусматривают включение заданий на развитие и обогащение словаря,задания направленные на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.Усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На подгрупповыхзанятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь и общее психическое развитие детей в повседневной жизни и на занятиях (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее О.И. Соловьева, А.П. Усова, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. А.П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Прежде всего это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуко- и словопроизношении, построении связных высказываний и др. Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И, напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать "Все то, что ранее относилось к качествам "творческой" личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей" (А.П. Усова) . Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.

Занятия помогают реализовать возможности общего познавательного развития в дошкольном детстве.

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фокусируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность - речевая. Речевая деятельность связана с познавательной деятельностью, с интеллектуальной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие познавательных процессов и речевых навыков и умений.

В.И. Яшина предлагает классификацию занятий по родному языку:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" - образование существительных множественного числа родительного падежа); занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по ознакомлению с художественной литературой.

  • 2. В зависимости от применения наглядного материала:
    • а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
    • б) занятия с применением изобразительной наглядности: е игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
    • в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) .

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах - план рассказа, его обсуждение и др.).

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А.М. Бородич :

занятия по сообщению нового материала;

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятия проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным".

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на общее психическое развитие ребенка в период дошкольного детства. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя (в психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности речевого общения) .

Учет результатов занятия помогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление об ратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности.

Связь занятия с последующей работой по развитию речи. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Выводы по главе 1

  • 1. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
  • 2. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.
  • 3. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Актуальность предложенного проекта.

Проблема развития речи детей раннего возраста постоянно актуальна, т.к. не секрет, что у современных детей часто идёт отставание в развитии речи. Самый первый путь в обогащении словаря детей и развитии связной речи – это расширение знаний по ознакомлению с окружающим. Развитие речи детей в раннем возрасте наиболее эффективно проходит во взаимосвязи разных образовательных областей, поэтому я взяла занятие по развитию речи во взаимосвязи ознакомления с окружающим и театрализованной деятельностью.

  1. Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек.

Структура занятия.

Занятие состоит из 7 частей, это позволяет удерживать внимание ребенка продолжительное время. В каждую часть включены разные виды деятельности, предусматривающие развитие речи детей.

Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей трёх лет.

1-я часть. Игровая мотивация.

В этом возрасте у детей интенсивно развивается любознательность, поэтому им будет предложено отправиться в гости к Хозяйке в деревню.

2-я часть. “ Уж, ты, котенька-коток”.

Чтение потешки, подбор прилагательных.

Индивидуальная работа.

Возможные затруднения детей я постараюсь предупредить в процессе индивидуальной работы.

3-я часть. Инсценирование потешки “ Петушок”.

Активизация речевой деятельности детей.

4-я часть. Исполнение песни “Петушок”.

5-я часть. Встреча с курочкой.

Чтение потешки.

6-я часть. Подвижная игра “ Петушок и курочки”.

Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями. Помочь Мише передать образ Петушка.

7-я часть. Инсценирование песни “ Два весёлых гуся ”.

Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями

8-я часть. Хороводная игра “ Веселись детвора”.

Развивать фонематический слух через звукоподражание.

Предполагаемый результат:

  • Дети получат знания по ознакомлению с окружающим: жизнь домашних животных.
  • Научатся передавать интонацию речи при чтении потешки.
  • Активизируется словарь детей.
  • Через звукоподражание будет происходить развитие фонематического слуха.
  • В пластических этюдах закрепятся умения детей соотносить слово с выразительными движениями.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе “Хозяюшкин двор”.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности.

  1. Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек,
  2. Учить детей интонационной выразительности речи.
  3. Пополнять и активизировать словарь детей: шёлкова бородушка, мягкий, пушистый, касатушки, шпоры.
  4. Развивать фонематический слух, через звукоподражание.
  5. В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями.

Часть 1. Мотивация.

Хозяюшка встречает детей.

Хозяюшка: Добрый день, детушки – касатушки!

Сегодня мы пойдём в гости к хозяюшке! Вот мы и пришли! А на дворе у хозяюшки много домашних животных.

Проводит их в “дом”. Обращает внимание на скамеечку.

Часть 2. Котенька – коток.

Хозяюшка: А что это стоит в моём доме? Лавочки. Эти лавочки я приготовила для своих гостей. Вы мои гости.

Проходите не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли места хватило?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Садитесь рядком,
Да поговорим ладком.

Ребятки, а посмотрите, кто это на лавочке лежит?

Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Молоко пьёт,
Песенки поёт.

Правильно это котик. (Ответы детей.)

– Какая шубка у кота?

(Ответы детей): мягкая, пушистая, тёплая.

Хозяюшка: Мой котик любит слушать песенки и потешки про себя. Слушай котик.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Зубки белые,
Глазки смелые.

Бабушка: Пусть котик спит на лавочке.

А кто в доме раньше всех встаёт,
Громко песни поёт,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами?

Дети: Петушок!

Хозяюшка: Как петушок кричит?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А где же мой Петушок? Позовём его песенкой.

Часть 3. Дети исполняют песню “Петушок”.

Часть 4.

Хозяюшка: Не пришёл Петушок, нет нигде. А я знаю, кто у нас сегодня будет Петушком. Иди Мишенька ко мне, я надену тебе красивую шапочку и ты будешь у нас Петушком.Что есть на голове у Петушка?

Дети: Гребешок, шёлкова бородушка.

Хозяюшка: Покажи, Петушок, как ты умеешь красиво ходить? Вот как Петушок крыльями машет, высоко ножки поднимает.

Петушок под музыку идёт по залу.

Хозяюшка: А какую ты, Петушок, знаешь потешку про себя.

Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт.
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт.
Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А где же моя Курочка-Рябушечка? А мы и курочку сейчас нарядим. Уленька сегодня будет курочкой (одевает шапочку). Вот какая замечательная курочка получилась. Аня, иди покорми курочку и прочитай ей потешку.

Курочка моя,
Умница моя.
Вот зерно, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Ребёнок (+ ребёнок):

– Курочка – Рябушечка, куда идёшь?
– На речку.
– Курочка – Рябушечка, зачем идёшь?
– За водой.
– Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода?
– Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!

Хозяюшка: Как пищат цыплята?

Все дети: Пи-пи-пи.

Хозяюшка: Петушок, поиграй с детками. Детки будут курочками, а ты поищи зёрнышек для всех курочек.

Часть 5. Игра “Курочки и петушок”.

Часть 6. Дети садятся на стульчики, Хозяюшка показывает шапочки гусей.

Хозяюшка: Отгадайте, ребятки, кто ещё на моём дворе живёт? Как вы думаете, кто это? Правильно – гуси. Ксюша будет белый гусь, а Настя – серый.

Инсценировка песни “Два весёлых гуся”.

Жили у бабуси,
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот, кричит бабуся:
“Ой, пропали гуси.
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весело плясали,
Крыльями махали.
Один серый, другой белый,
С бабушкой плясали.

Хозяюшка: Вот кто живёт у бабушки во дворе. Вставайте все в хоровод. Веселись, детвора, поиграть пришла пора.

Часть 7. Игра “Веселись, детвора”.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

конспект комплексного занятия по развитию речи

Программное содержание. Сформировать у детей такие понятия как добро и зло;

Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу и окружающим; стремление совершать добрые поступки;

Поддерживать и развивать у детей желание следовать тому, что достойно подражания;

Учить детей строить высказывания типа рассуждений;

Развивать умение составлять короткие творческие рассказы;

Развивать умение четко и ясно выражать свое мнение, внимательно выслушивать свих товарищей.

Оборудование: иллюстрации города, растений (деревья, цветы), краски, альбомы, кисточки, конверт с письмом.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, сделайте круг, вытяните руки вперед и положите ладошки на ладошки. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

Ребята, от Солнечного Лучика пришло тревожное письмо. Он просит нашей помощи. Дело в том, что он обнаружил Страну Холода. И живут в той стране люди с ледяной душой и оледеневшим сердцем. Они слышали такие слова как «Любовь», «Дружба», «Доброта», но не знают, что они означают. В этой Стране живут Злость, Ненависть и Жадность. Жители этой страны тоже живут в домах, но дома у них черного цвета. Там растут деревья, цветы, трава, но листья на них серого цвета. Чтобы помочь людям с ледяным сердцем, злым и жестоким Солнечный Лучик разослал много писем о помощи. Одно из них получили мы с вами.

А как вы думаете, какими он хочет видеть людей Страны Холода?

Дети (добрыми, счастливыми, чтобы у них было много друзей, чтобы они были милосердными, внимательными, чтобы любили друг друга, помогали друг другу…)

Воспитатель . Но у них ледяные сердца! Как мы можем им помочь?

Дети (надо им дать горячего чаю с конфетами. Сказать, что они хорошие, пригласить их к себе в гости и показать свой город. Пригласить на праздник. Подарить книгу с добрыми сказками, предложить им дружбу. Нарисовать цветочную полянку…)

Воспитатель. Ребята, но мы не знаем ни адреса этой Страны, ни телефона. Как же нам передать наши рисунки?

Дети (Можно рисунки передать Солнечному Лучику).

Воспитатель . Прекрасно. А давайте мы с вами нарисуем им все то, что окружает нас, то есть Божий Мир вокруг нас.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить игру-помогалочку.

Вот и мы, и ты, и я

Мы одна семья.

Улыбнись тому, кто справа,

Улыбнись тому, кто слева.

Мы одна семья.

Проходите, садитесь за столы. Подумайте, что можно нарисовать и не забывайте, что рисунок должен быть ярким, красивым и аккуратно закрашенным.

В конце занятия выставляем рисунки, рассматриваем, желающие рассказывают то, что они изобразили.