Когда и как закалять ребенка. Закаливание детей летом. Всё, что необходимо знать и сделать перед началом закаливания ребенка – памятка родителям

Мы не сделаем открытия, если скажем, что обливание холодной водой - далеко не единственный (да и не самый эффективный, честно говоря, хоть и самый популярный) способ закаливания, тем более детей. И если родители хотят действительно существенно укрепить здоровье малыша, то они просто обязаны знать: система адекватного закаливания детей включает в себя много больше мероприятий и процедур, чем банальные «игрища» с холодным душем. И даже более того! Чтобы правильно закалять ребенка, всей семье придется пересмотреть свой образ жизни...

Действительно, глупо предполагать, что старшее поколение может активно заниматься закаливанием малышей, никоим образом не меняя собственный стиль существования. К счастью, как и семейный бизнес, здоровый образ жизни (и закаливание как его часть) подразумевает вовлеченность всех членов семьи.

Закаливание детей: зачем это нужно

Как правило, банальных ответов-клише на этот вопрос у заботливых родителей гораздо больше, чем реальных и правильных знаний о том, как именно следует закалять детей. Нет ничего удивительного в том, что все понимают - закаленный , гораздо легче переносит те или иные тяжелые заболевания или операции.

Да и в целом - в повседневной жизни ребенок с крепким иммунитетом, сформировавшимся в процессе закаливания, как правило более активный, энергичный и спортивный, быстро развивается, не имеет проблем с системой пищеварения и с состоянием кожи, меньше подвержен аллергическим реакциям.

И тем не менее, обольщаться тоже не стоит - закаливание детей отнюдь не гарантирует, что ребенок не будет болеть вовсе. Увы, но каким бы крепким и «непробиваемым» ни был человеческий иммунитет, это никогда не является абсолютной гарантией от заражения той или иной инфекцией или от других заболеваний. Иными словами: «подхватить», например, ОРВИ, может каждый, но закаленный организм перенесет болезнь легче и поправится быстрее.

Самый правильный подход: закаливание как образ жизни всей семьи

В первую очередь о закаливании детей задумываются те родители, чьи ребятишки подпадают под определение « ». И они совершенно правы, полагая, что закаливание ребенка с ослабленным иммунитетом сделает его более крепким и стойким перед лицом болезней. Однако, родители чаще всего подразумевают под «закаливанием» некий набор манипуляций и процедур (о которых мы обязательно расскажем, но чуть-чуть погодя!), меж тем на самом деле наилучшее закаливание оказывает на ребенка образ жизни, максимально приближенный к естественному (который согласуется с нашей биологической природой).

Это значит, что малыш должен много и часто пребывать на свежем воздухе, активно двигаться в течение всего дня, правильно питаться и жить в помещении с адекватным климатом - с умеренной температурой и достаточной влажностью.

Не секрет, что на наше здоровье и самочувствие оказывают громадное влияние ряд внешних факторов:

  • природные и климатические: солнце, воздух, вода (и надо сказать, что эти факторы чаще всего благоприятствуют укреплению здоровья, особенно у детей);
  • бытовые (условия, в которых мы живем, бытовая химия, которую мы ежедневно используем и т.п.);
  • наш стиль жизни (наше питание и наш сон, учеба или работа, наш досуг и т.п.).

Как биологический вид, люди созданы для движения и для жизни на природе. Нас оздоравливают и тонизируют долгие прогулки на свежем воздухе, отпуск в деревне или на море, здоровое питание из свежих продуктов и простых блюд и т.п. В противоположность этому - наш иммунитет «трещит по швам» под воздействием многочасовых «просиживаний» у телевизора или монитора, от жизни «взаперти», от переедания и «тяжелой» пищи, от явной нехватки солнечного света и свежего воздуха. А детский организм при подобном образе жизни страдает вдвойне...

Вот и получается, что закаливание детей в первую очередь заключается не в моржевании, недельном голодании, беге босиком по первому снегу и прочих «крутых» оздоровительных процедурах, которые хоть и благие по сути, но здоровью неподготовленного ребенка вряд ли способствуют.

Закаливание детей - это в первую очередь коррекция образа жизни вашей семьи, ее ориентация на более естественный образ жизни, при котором и взрослые и дети проводят много времени в движении на свежем воздухе, правильно питаются, создают комфортные для своего здоровья условия в доме и рационально распределяют нагрузку в виде учебы и работы во избежании постоянных стрессов.

Как закалять ребенка: мифы, заблуждения и ошибки

Прежде, чем говорить о процедурах и мероприятиях, помогающих укрепить иммунитет ребенка, стоит рассказать об «анти-закаливании» детей, которым в той или иной степени «грешат» большинство родителей. Есть три типичные ошибки, которые совершают родители (и особенно - бабушки!) в отношении детей, и которые практически сводят на нет любые попытки укрепить иммунитет ребенка.

  • 1 «Застегни куртку, а то простудишься!» . Безусловно, малыш должен быть одет адекватно погоде, но, увы, взрослые порой чрезмерно усердствуют, кутая ребенка. Большое количество одежды мешает правильному теплообмену ребенка и препятствует свободному движению. Естественно, ни то, ни другое не способствует оздоровлению.

Популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Любой врач, даже с минимальным практическим опытом, вам подтвердит, что потливость у детей вызывает простуды в сотни раз чаще, чем переохлаждение. Независимо от сезона и климатических реалий, ребенок должен быть одет так, чтобы ему было легко двигаться и он не потел»

  • 2 «Не встанешь из-за стола, пока не доешь!» . Переедание - огромная медицинская проблема современного поколения, и детей - в том числе. Организм человека не может «похвастаться» крепким иммунитетом, если постоянно перегружен едой. Основным критерием, регулирующим питание ребенка, должен быть его собственный аппетит и только он один, а не принципы, которые исповедует бабушка или прочие родственники. Малыш должен потреблять ровно столько пищи, сколько ему необходимо на возмещение энергозатрат, а не столько, сколько вы умудрились приготовить. И , ни в коем случае не следует заставлять его глотать пищу и дальше. Отложите тарелку и отправляйтесь с малышом гулять, предупредив его, что до следующего приема пищи (обеда, ужина и т.п.) он не получит никаких лакомств, снеков, бутербродов и т.п.
  • 3 «Получил двойку? Гулять сегодня не пойдешь!» . Ежедневные прогулки на свежем воздухе и двигательная активность - это естественная физиологическая потребность здорового организма человека. Поэтому лишать ребенка прогулок в качестве наказания - сродни лишению еды или сна. Помните, чем больше времени малыш проводит в помещении, сидя за уроками или монитором компьютера, тем слабее становится его иммунитет. И наоборот - ребятишки, которые носятся во дворе с утра до вечера при любой погоде, как правило, болеют крайне редко и почти молниеносно. Гуляйте вместе с детьми! Катайтесь на велосипедах и самокатах, на роликах и лыжах, играйте в забавные и активные игры, выезжайте за город на пикники - одним словом, буквально на личном примере воспитывайте в своем ребенке привычку жить активно и гармонично. А подспудно - укрепляйте таким образом его (и свой!) иммунитет и «нагуливайте» здоровый аппетит!

Как закалять ребенка: мероприятия и процедуры

Существует целый ряд специальных закаливающих процедур, проверенных временем и достаточно эффективных как в отношении взрослых, так и для детей. Главный принцип внедрения этих процедур в жизнь - постепенность и регулярность! А также соблюдение нехитрых общих правил:

  • начинать и проводить любые закаливающие процедуры можно только тогда, когда ребенок здоров;
  • для начала закаливания ребенка сезон не имеет значения;
  • крайне важно, чтобы закаливающие процедуры занимали в распорядке дня свое неизменное место (то есть выполнялись в одно и то же время);

Таблица продолжительности закаливающих процедур для детей до 3 лет

Процедура закаливания

Время проведения Примерная продолжительность
Прогулки на свежем воздухе В течение всего дня Не реже 2 раз в день по 2 часа минимум
До или после обеда 1-2 раза в день по 1-1,5 часа
Солнечные ванны Зависит от климатической зоны - в период наименьшей солнечной активности Грудничкам не более 1-2 минут, детям старше года - до 20 минут (на все стороны тела)
Воздушные ванны Утром или после дневного сна В помещении: 2-3 раза в день по 2-15 минут; На свежем воздухе: сколь угодно долго адекватно климату
Обтирание После пробуждения В течение 1-2 минут
Душ Утром и/или после гимнастики После 1,5 лет по 1 минуте
Обливание 15-30 секунд
Купание в прохладной воде Перед сном 5-7 минут
После 1,5 лет по 2-7 минут
Массаж и физкультура Утром, спустя 60 минут после еды 1-2 раза в день по 5-15 минут (в зависимости от возраста)
Гимнастика и активные игры От 10 минут и больше

Таблица продолжительности закаливающих процедур для детей 3-8 лет

Процедура закаливания Время проведения Примерная продолжительность
Прогулки на свежем воздухе В течение всего дня От 2,5 часов и больше
Дневной сон на свежем воздухе До или после обеда 1 раз по 1-1,5 часа
Солнечные ванны В период неактивного солнца От 10 до 40 минут (на все стороны тела)
Воздушные ванны До или после дневного сна В помещении: 1-2 раза в день по 15-60 минут; На свежем воздухе: сколь угодно долго адекватно климату
Обтирание После пробуждения 2-3 минуты
Душ Утром и/или после гимнастики 60-90 секунд
Обливание После солнечных ванн, гимнастики или вечернего купания перед сном 40-90 секунд
Купание в прохладной воде Перед сном 7-10 минут
Купание в открытом бассейне (реке, море, озере) До, во время или после солнечных/ воздушных ванн 8-10 минут
Массаж и специальная физкультура Утром или днем, спустя 60 минут после еды По назначению врача или при особом спортивном режиме
Гимнастика и активные игры В любое время дня, но спустя 30 минут после еды От 15 минут и больше

Для детей старше 8-9 лет процедуры закаливания либо становятся обычным ежедневным ритуалом (частью повседневной жизни семьи), либо «перерастают» в особый спортивный режим со специальным сценарием тренировок и дополнительных укрепляющих процедур (в зависимости от вида спорта и индивидуальных особенностей ребенка).

Закаливание детей: купание в прохладной воде, обливание и растирание

Водное закаливание с постепенным (!) понижением температуры можно начинать практиковать уже после первого месяца жизни ребенка. Первые 6 месяцев температура воды для ежедневного купания колеблется от 36° С до 34° С. Спустя полгода температуру постепенно снижают до 32-31° С. Продолжительность такого купания составляет 5-7 минут (чаще всего - это просто финальная часть ). После того, как малыш «поплавал» в прохладной воде, его вынимают и обливают водой на 1-2 градуса холоднее, чем была до этого в ванне. Затем заворачивают в мягкое уютное полотенце и слегка растирают.

Продолжительность и температура воды при обливании сильно зависят от возраста и состояния ребенка, от климатических условий и от личных пристрастий малыша. Есть такие ребятишки, которые после нескольких недель повторения этой процедуры (с обязательно постепенным понижением температуры) настолько «влюбляются» в нее, что с удовольствием могут обливаться достаточно прохладной водой (22-20° С) 1,5-2 минуты при каждой банной процедуре.

Температура воды для закаливающего обливания детей

После обливания малыша нужно слегка растереть. Растирание по сути своей напоминает интенсивное поглаживание кожи с целью немного ее разогреть, привести в тонус. Лучше всего обтирать малыша с помощью мягкого полотенца. Учтите, что ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта от процедуры, и уж тем более боли! Чувство меры и нежность - лучшие ваши помощники в этом деле. Кроме того, чрезмерное усердие при обтирании снижает эффект закаливания от прохладного обливания или душа, поскольку значительно увеличивает температуру кожи.

Как закалять ребенка каждый день: воздушные и солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе

Воздушные ванны полезны всем ребятишкам, но грудничкам особенно. Они не только оказывают общее укрепляющее действие на организм малыша, но и улучшают качество кожи (что весьма актуально для ребятишек, страдающих от , или разного рода ).

Если климатические условия позволяют, подобные процедуры можно сочетать с прогулкой на свежем воздухе и солнечными ваннами, если нет - закалять ребенка следует в помещении, строго соблюдая «климат-контроль». А именно: малыша раздевают и оставляют голышом на некоторое время: начиная с 5-7 минут и температуры +22° С. Постепенно, день за днем температуру снижают до 16-14° С тепла, а продолжительность воздушной ванны увеличивают до 15-20 минут.

При комфортной погоде во дворе ребенок может весь день носится в одних шортах (только обеспечьте его коже адекватную , а на голову водрузите что-то вроде панамки!), и при этом его организм однозначно будет становиться сильнее, а иммунитет - крепче. Совсем хорошо, если при этом часть времени малыш будет проводить босиком - это не только станет частью закаливания, но и обеспечит ребенку прекрасную .

О прогулках на свежем воздухе, мы тешим надежды, вам рассказывать и вовсе не имеет смысла - будучи хорошими и заботливыми родителями, вы и сами прекрасно осознаете, что пребывание на свежем воздухе для любого человеческого организма (а для детского - вдвойне) в разы полезнее «кукования» в помещении. С детьми следует гулять каждый день, не взирая на погоду, лень и прочие обстоятельства.

Плавание в море, водоемах, закрытых и открытых бассейнах

Современные методики закаливания советуют приучать малыша к плаванию практически с рождения.

Плавание - отличный способ закаливания детей в любом возрасте. Оно сочетает в себе закаливающее воздействие прохладной воды на организм и укрепляющие физические нагрузки. Важно только помнить, что чем младше ребенок - тем меньше времени он должен плавать (малыши до года - не более пары минут, а вот ребятишки 4-5 лет уже могут проплавать 8-10 минут). При этом температура воды в открытом водоеме не должна быть ниже 22° С.

Гимнастика и физические нагрузки

Фактически, если ребенок ведет активный образ жизни, много двигается и скачет во время прогулок на свежем воздухе (про таких обычно сердобольные бабушки говорят, что «у него шило в попе»), то нет смысла нагружать его еще какими-то дополнительными физическими упражнениями. За исключением, пожалуй, разве что . Которая по сути должна состоять из очень простых упражнений на «пробуждение», разогревание и легкое «растягивание» мышц и суставов.

Малышу во время зарядки должно быть весело и легко - по сути, только вы и знаете о серьезности вашего мероприятия. А ребенок должен просто прыгать, приседать, нагибаться и тянуться во все стороны, резонно полагая, что вы просто с ним играете с утра пораньше...

И учтите - ни один ребенок не будет делать утреннюю гимнастику в одиночку. Но зато, будучи прирожденной «обезьянкой», он будет точно копировать все ваши движения, когда вы встанете на зарядку вместе с ним.

Находчивые и адекватные родители обычно сами придумывают несложный комплекс упражнений для занятий со своим малышом. Важно, чтобы зарядка проходила легко, задорно, с удовольствием и не занимала более 5-7 минут. Но если вы по каким-то причинам опасаетесь самостоятельно упражняться, в Сети всегда можно найти с десяток неплохих видео-инструкций. Вроде этой, например:

Как закалять ребенка: в двух словах

Итак, традиционные «правила на холодильник» - что нужно делать для закаливания ребенка:

  • Гулять ежедневно и в любою погоду (за редчайшими исключениями);
  • Не принуждать есть.
  • Поощрять любую «физкультуру» - годится любое увлечение и любая игра, при которой ребенок активно двигается.
  • При любой возможности вывозить ребенка на природу, за город.
  • Свести к минимуму контакт с бытовой химией.
  • Разумно распределять умственные нагрузки (если малыш по долгу и часто болеет, то возможно 2-3 кружка, в которые вы его записали, на самом деле - лишние).
  • Поддерживать здоровый климат в детской - с умеренной температурой и достаточной влажностью.
  • При желании - регулярно выполнять вместе с детьми простой набор закаливающих процедур.

Любой педиатр и физиотерапевт вам подтвердит, что здоровый образ жизни семьи в целом (в которой принято много времени проводить на свежем воздухе и в хорошем настроении, которая правильно и умеренно питается, в которой предпочитают активный отдых и не культивируют лень) укрепляет детский организм в десятки раз успешнее и эффективнее, чем любые закаливающие процедуры вроде обливания и воздушных ванн...

Конечно, создание подобного образа жизни потребует от родителей существенных усилий: ведь, чтобы лишний раз свозить ребенка в лес или на речку на весь день, «оторвать попы от дивана» придется всем - и папе, и маме... Но результат более, чем привлекательный - крепче станет не только один малыш, но и вся семья в целом!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Младенец рождается с врожденной адаптацией к условиям окружающей среды. Это своего рода защитный механизм, реакция на попадание из утробы матери в непривычные условия. Закаливание новорожденных - эффективный способ поддержать и укрепить здоровье ребенка. Оно поддерживает силы малыша, данные ему от природы. Они повышают защитные функции организма, налаживают терморегуляцию и обменные процессы, улучшают кровообращение, способствуют гармоничному физическому и психическому развитию, повышают аппетит и качество сна.

Процесс основывается на регулярном и плавном изменении воздействия окружающего пространства. Используйте время переодевания, прогулки, купания или сна. Закаливание детей до года особенно эффективно, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж.

Результаты очевидны, если не помещать младенца в специальные условия стерильности, отсутствия свежего воздуха, чрезмерного укутывания.

Начинать рекомендуется с 6-7 дня после рождения ребенка, так как организм новорожденного способен легко приспосабливаться. Если вы не поймали этот момент – ничего страшного. Вы можете начать закаливать в любом возрасте.

Лучше выбирать теплое время года, особенно для грудничков, принимая во внимание эмоциональное и физическое здоровье малыша в этот момент. Предварительно обратитесь за консультацией к педиатру.

0-3 месяца

  • Воздух в комнате 22 °С
  • Пеленание и массаж – воздушные ванны 5 мин
  • Умывание водой 28°С
  • Принятие ванночки 36-37°С 5 мин

3-6 месяцев

  • Воздух в комнате 20-22°С
  • Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
  • Пеленание и массаж – воздушные ванны 8 мин
  • Умывание водой 25-26°С
  • Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание водой 34-35 °С
  • Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 5 мин

6-12 месяцев

  • Воздух в комнате 20-22°С
  • Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
  • Период бодрствования, пеленание и массаж – воздушные ванны 10 мин
  • Умывание водой 20-24°С
  • Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание прохладной водой 34-35 °С
  • Сухое обтирание 1 неделю при помощи фланелевой рукавички до появления небольшого покраснения кожи. После – влажное обтирание с постепенным охлаждением с 35 °С до 30 °С
  • Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 10 мин

Правила закаливания

Закаливание новорожденного или грудничка следует проводить постепенно и осторожно. Начинать следует в тот период, когда малыш здоров. Убедитесь, что у него нет следующих противопоказаний:

  • нарушения сна
  • возбудимость
  • проблемы с пищеварением
  • проблемы с сердцем
  • пониженный уровень гемоглобина
  • повышенная температура тела

Для достижения высокой результативности закаливания детей раннего возраста, вам следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • соблюдение режима и распорядка дня
  • сбалансированное питание
  • занятия физическими упражнениями (динамическая гимнастика и массаж)

Кроха должен быть эмоционально готов, а родители должны быть спокойны и в хорошем настроении. Этот настрой обязательно передастся ребенку. Можете использовать игровые формы в процессе, чтобы отвлечь малыша.

Лучше предварительно узнать о принципах щадящего закаливания. Помните о последовательности, ведь желаемый результат сможет дать только плавное изменение температуры окружающей среды, времени воздействия. Важна и регулярность – ежедневно весь год без перерывов более 5 дней.

Если грудничок реагирует негативно, плачет, проявляет недовольство, вам следует проверить, все ли верно вы делаете. Если все правильно, отложите на более поздний срок.

С первых дней следует начать с умывания, принятия ванночек, налаживания климата в комнате и прогулок независимо от времени года. Летом эффективными являются купание, прогулки и воздушные ванны. В зимнее время допускается заменить их проветриванием комнаты, а также умыванием и обливанием ног.

Закаливание грудничка на воздухе

Виды оздоровления основаны на воздействии естественных факторов в совокупности с физическими упражнениями. Рассмотрим подробнее.

Прогулки

Начать можно с рождения, даже в , если нет сильного ветра. Одевайте ребенка соответственно погоде и времени года, не допускайте перегрева из-за большого количества слоев одежды. Первая прогулка может длиться до четверти часа. Постепенно время нахождения вне помещения доводится до 1-2 часов. Летом допустимо гулять дольше.

Сон на улице

Можно совместить прогулку со . Если он спокойный и глубокий, малыш быстро засыпает и пробуждается в хорошем настроении, то можно говорить о правильно выстроенной схеме. Беспокойство, вспотевшая кожа или, наоборот, холодный носик и ручки свидетельствуют о перегреве или переохлаждении.

Воздушные ванны

При замене подгузника, переодевании или кормлении ребенка необходимо оставлять раздетым на 3-5 мин. Плавно к полугоду доведите до 8-10 минут пару раз в сутки. К году время можно продлить до четверти часа 2-3 раза в сутки. Кожа должна быть розоватого оттенка и быть теплой на ощупь. Можно сопровождать физическими упражнениями. Летом допускаются ванны на улице в теньке.

Водные процедуры

Закаливание водой можно начинать с рождения. Оно делится на традиционное и нетрадиционное (интенсивное). Традиционные методы предписывают плавное понижение температуры при умывании, подмывании и купании. Позднее можно будет попробовать интенсивные варианты – обтирания и обливания.

Умывание и подмывание

Купание

Для первого купания рекомендуется 36-37°С. Длительность первого купания – от 2 до 5 мин. Плавно доведите сеанс до получаса. С возраста 6 месяцев малыша можно искупать в хвойной ванне или в ванне с морской солью. Курс составляет 10-20 сеансов через раз.

Обтирание

Обтирание кожи сухой или влажной фланелевой рукавичкой допустимо с возраста 2-6 месяцев. Массаж в сочетании с обтираниями дают отличный общеукрепляющий эффект.

Сухое обтирание подготавливает младенца и составляет курс в 7-10 дней. После приступайте к влажному обтиранию. Для лечебного эффекта добавьте морскую соль в пропорции 2 столовые ложки соли на 1 литр. Сначала обтирают ручки – от кисти до плечика, затем ноги – от ступней до коленочек. Позже можно обтирать грудь и спинку. Длительность – 3-4 мин. За 5 дней доведите температуру до 28°С, понижая ее на 1 градус в день. После следует насухо вытереть все тело.

Обливание

Обливание водой разрешено с рождения ребенка. Оно следует непосредственно после купания. Кроха может лежать, сидеть или стоять. Струя направляется с расстояния 30 см, чтобы усилить раздражающий эффект.

Начинайте с местных обливаний ножек и ступней 30 секунд. Объем – 0,5 литра на каждый участок тела. К 3-4 месяцам переходите на общее обливание, постепенно включая спинку, грудь, животик, руки. Рекомендуется сделать градус ниже, чем при купании – 35°С. Температура снижается постепенно на 0,5-1 градус ежедневно до достижения предела в 26-28°С. После тело также вытирается полотенцем, проводится массаж до возникновения незначительной гиперемии кожных покровов.

Солнце

Солнечные лучи помогает усваивать витамин Д. Но младенцу находиться под прямым светом опасно для здоровья. Отдайте предпочтение воздействию света в тени продолжительностью от 5 минут до получаса.

Позже приступайте к световым ваннам от 5 до 10 минут 2 раза в день – с 10 до 12 часов и после 16 часов. Одежда должна быть подходящей, чтобы она защищала ребенка от перегрева. После этого будет благоприятен теплый душ или обливание.

Роль массажа и гимнастики

Ванны воздушные особенно эффективны, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж. С возраста 1 месяца во время пеленания младенца необходимо поочередно делать легкий массаж или выполнять динамическую гимнастику. Эти мероприятия входят в общий курс оздоровительных занятий с новорожденным.

Мнение эксперта: педиатр Комаровский Е.О. о закаливании

Известный многим мамам педиатр Комаровский считает, что новорожденный не нуждается в закаливании. При правильно организованном уходе, долгих прогулках в любую погоду заложенные природой механизмы адаптации малыша продолжат работать. Главное, не переусердствовать.

Существуют 2 группы факторов, воздействующих на ребенка извне: естественные и цивилизационные (место жительства, TV, транспорт и пр.). Для начала Комаровский советует кардинально изменить образ жизни, сделав его естественным, а также ограничить контакты со вторым фактором. Это повысит устойчивость организма, снизит частоту и тяжесть болезней.

Педиатр также советует родителям:

  • повышать двигательную активность вне помещений;
  • соблюдать умеренность в количестве слоев одежды;
  • не заставлять малыша кушать через силу;
  • минимизировать контакт с бытовой химией;
  • ввести четкий распорядок дня, включая обучение, еду, спорт и пр.

В дополнение к коррекции образа жизни всей семьи Комаровский Е.О. рекомендует проводить закаливающие мероприятия. Важно при этом соблюдать 3 основных принципа:

  1. системность;
  2. плавность;
  3. индивидуальность.

Если все данные экспертом рекомендации будут выполнены, то это поможет вам избежать болезней из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. А также снизить длительность и тяжесть иных недомоганий и возможных осложнений у вас и у вашего ребенка.

О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

— систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

— комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, и страдает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

От трех до шести

Этот возраст называется дошкольным — раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу.
Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

  • Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
  • После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов.
  • До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Купание и плавание

Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).
«Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.
«Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.
«Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.
«Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.
«Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.
«Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.
Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие и натает затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.
Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник -