Каковы особенности воспитания в первобытном обществе. Коротко о воспитании детей в первобытном обществе

Зарождение воспитания 1) групповое коллективное начало вос - я (к жизни готовили всех одинаково, только в восп. девочек упор на ведение хоз, мальч. – охота).2) вос –е осуществлялось в процессе трудовой деят. 3) процесс был стихийным, бессистем. 4) имело интегриров хар – р: физ, умственное, нравственное взросление, 5) отсутствие спец. приемом, форм, методов, 6) возрастающая роль взрослого, 7) возникновение речи как мощного средства воспитания
далее Вос-е – стало носить упорядоченный х –р, складыв. опред. приемы: подражание примеру взрослого, повадкам жив. инсценировки охоты, рыб.. показ способов действия(как собирать растения), мех повторение. Для детей изготав. спец орудия труда. При выработки поведения использ. средства: участие в церемониях, празд., система запретов (табу) наказаний, поощрений, сказания, легенды об идеальн. героях.
По мере усложнения жизни менялись задачи и приемы передачи опыта. Воспитание сосредотачивалось в руки спец. лиц. Маленькие отдавались под присмотр женщинам, подростки делились по половому признаку. На исходе пер. общ. стали появ. «Дома молодежи» где были учителя, кот занимались передачей опыта. В них готовился обряд посвящения во взрослых – инициация (испытания для дев. и мальч.), кто проходил испыт. признавались звездными, кто нет – снова отправлялся на испытания. Инициация – первый общественный институт, имел цель преднамеренной организации уч. – восп. процесса . детство было непродолжительное
В 9-8 тыс до н.э. происходит соц. и имуществ. расслоение перв. общества. В хоз. деят склад группы людей, кот занимаются опред. видом труда, между племенами завязывается обмен, торговля. Все это ведет к появлению знати (вожди, старейшины) функция воспитания начинается сосредотачиваться в семье. Усложнение производства привело к необходимости спец. обучения, ремесленного ученичества. Воспитание из равного становится семейно – сословным. В семьях знати увел. срок детства.
  1. Воспитание и образование в Античном мире и римском государстве.

Воспитание детей в Спарте. (Древняя Греция)

Цель воспитания - готовить из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев

Рождение Старейшины осматривали новорожденных: здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (бросали в пропасть). Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду.
С 7 лет до 18 лет Воспитание в спец. гос. учреждениях- агелах Воспитанием в агеллах руководили педономы, больше внимание – воен.-физ. подготовке, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Учили детей четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”). Подростки 14-15 лет участвовали в криптиях - ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
С 18 до 20 специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско
Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Дев. воспитывались дома, на первом месте также физ. развитие, военн. подготовка, приучение их управлять рабами.

Воспитание и школа в Афинах.(более развитое государство)

В воспитании стремились к сочетанию умст., нрав., эстетического и физического развития человека.

До 7 лет Воспитание в семье, часто с помощью кормилиц Большое внимание уделялось физ воспитанию. Заботясь об умственном воспитании, рассказывали сказки, читали лит. произведения, играли с детьми. Жизнь сопровождалась музыкой, игрой на флейте.
С 7 до 13-14 лет Учились в школах грамматистов и кифаристов. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. В школе кифариста мальчики получали литературное образование и эстетическое воспитание
С 13-14 лет Переход в палестру Для большинства населения образ. заканчивалось занимались физическими упражнениями, наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
С 18 лет Переход в эфебию в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Дети богатых рабовладельцев учились в гимназиях, изучали философию, литературу, готовились к управлению государством., рабы были отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

Педагогическая система Я.А. Коменского.

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) Самый известный теоретический труд Коменского «Великая дидактика»т.е. общая теория обучения, «Материнская школа» - произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, « Пампдия» (о воспитании)

Принцип природосообразности воспитания

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он призывал “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.

Демократ Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.

Дидактика Каменского 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) пр.сознательности 3) пр.систематичности 4)пр.доступности 5) пр.последовательности 6) пр.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств. воспит.: христ.-этич.позиция. 4-ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Твёрдая дисциплина – залог хорош. организации. Телесн. наказ.- в редких случаях.

Педагогическая мысль Российского Зарубежья. (1920 – 1930)

Особенности воспитания в первобытном обществе.

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 – 35 тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания.

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественно-биологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

ПЕДАГОГИКА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Народы, заселявшие территорию будущей России, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией, тогда вряд ли кто задумывался над наилучшими методами воспитания детей. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Дети – будущие кормильцы и защитники – не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Вера в различных богов, защитников рода и человека, гостеприимство и радушие, умение защитить своих близких и отомстить за их гибель, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение в реальности ежедневного существования, участвуя в хозяйственных делах рода, военных походах, проявляя заботу о своих сородичах.

Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось молодежи в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках. Так формировалась и «отчеканивалась» народная педагогика. Первым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, объясняла, создавала, как теперь говорят, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.

Стараясь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, птиц и зверей. Ребенок не только видел их, но и сам пытался сделать подобное. Дети активно участвовали в хозяйственной жизни рода. Они помогали в ведении домашнего хозяйства, собирали для пропитания грибы и ягоды, обучались стрельбе из лука и, став старше, могли охотиться на мелкого зверя и птицу. С ранних лет девочек учили прясть нитку из шерстяных, льняных и конопляных шматков, и к семи годам они становились настоящими пряхами.

Мальчиков с двенадцати лет направляли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. Подростков обучали искусству боя. Они тренировались тупыми мечами, чтобы по неумению не поранить друг друга. Овладение воинскими навыками проходило с огромной трудностью: мечи были еще слишком тяжелы для них, а тела мальчиков от таких упражнений покрывались синяками и пятнами. Им предстояло научиться не только владеть оружием, но и не бояться чужого клинка, стрелять из лука, метать копья, ловить арканами животных. В них воспитывали выносливость и терпеливость, заставляя в любую погоду, в слякоть и снег, бегать с заплечными мешками, набитыми песком. Чтобы развить силу ног, к ногам привязывали камни.

Таким образом, можно отметить, что воспитание и образование детей древних славян происходило в процессе их труда и деятельности рядом с родителями и соплеменниками. Существовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Складывалась народная педагогика, принципы которой передавались от поколения к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий..

«Слава предков – свет потомкам».
«Знание прошлого – культура,
незнание - дикость».
А.С.Пушкин.

План:

1. Краткая характеристика первобытного
общества.
2. Источники изучения первобытного
воспитания.
3. Возникновение первобытного воспитания.
4. Воспитание в дородовом обществе.
5. Воспитание в родовой общине.
6. Воспитание в период разложения
первобытного общества.
7. Основные выводы.

1. Краткая характеристика первобытного общества.

Если всю историю человечества, а это свыше
двух миллионов лет, условно приравнивать к
24 часам или одному метру, то на долю
первобытного общества из них придется
соответственно 23 часа 46 минут или 99
сантиметров. Это был самый
продолжительный и невероятно трудный
период истории человечества, тяжелейшее
время его выживания и утверждения на
Земле.

Условно этот период можно разделить на три стадии:

1. Дородовое общество.
2. Родовая община.
3. Период разложения первобытного
общества.

2. Источники изучения первобытного воспитания.

1. Памятники материальной и духовной культуры;
2. Труды ученых и путешественников 18 начала 19 веков,
которые исследовали быт аборигенов Австралии.
Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной
Америки, находившихся в то время на стадии детства
человеческой цивилизации;
3. Современные этнографические данные о сообществах, не
затронутых современной цивилизацией.
4. Археологические находки – орудия и предметы быта,
детские игрушки, наскальные изображения;
5. Фольклор – сказки, народные игры, древние обряды;
6. Метафорический уровень языка – эпос, поговорки,
пословицы, в которых сконцентрирована мудрость
народного воспитания.

Явь, Навь и Правь

ЭТИ ТРИ силы олицетворяют Время в славянской космогонии,
управляя мирозданием.
Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь,
осязаемый, плотский, вещественный.
Навь -мир подземный, где обитают тени прошлого: предки,
бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо
почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и
предкивозвращаются в третьем поколении. Именнопоэтому с
помощью обрядов и ритуалов сноваи снова как бы
воспроизводили прошедшее.
И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом,
воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо,
пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее
частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави,
возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх
по лестнице совершенства и праведности.

3. Возникновение первобытного воспитания

Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху
выделения человека из животного мира,
сопровождавшегося переходом к сознательной
передаче опыта собирательства и охоты.
Воспитание как социальное явление связано с
выделением человека из мира животных, с
систематическим занятием трудом и передачей
опыта от поколения к поколению. В этом смысле
воспитание существует столько же времени, сколько
существует и само человеческое общество. Однако
практика воспитания в разные периоды столь
продолжительного первобытного общества не была
одинаковой, она менялась.

Факторы становления воспитания как вида деятельности:

эволюция материальных связей между
людьми первобытной эпохи;
необходимость поддерживать и развивать
такие связи путем передачи опыта от
поколения к поколению, от человека к
человеку;
возникновение потребности людей в общении
как следствие эволюции форм примитивного
труда, когда усложнение производственного
опыта потребовало определенной
организации его усвоения.

Стихийно возникшие цели воспитания:

подготовка к простейшему виду существования вначале воспитание
было ориентировано на повседневную борьбу за
выживание;
осознание мира как анимистического феномена окружающий мир воспринимался первобытным
человеком как нечто живое, наделенное сознанием.
В первобытном обществе практически единственными
показателями при дифференциации обучения
являлись пол и возраст детей. Поскольку
первобытное воспитание проистекало из общинного
образа жизни, то
готовило к повседневной жизни всех одинаково - его
основу составляло
групповое, коллективное начало.

Социальная сущность воспитания
– преднамеренная и
целенаправленная передача
общественно-исторического
опыта подрастающему
поколению, в овладении им
практическими трудовыми
умениями, а также нравственными
нормами и опытом поведения.

Концепции происхождения воспитания:

1. Эволюционно-биологическая - сущность ее
в том, что происхождение воспитания
связано с деятельностью по интенсивной
заботе о потомстве, присущей высшим
животным (Ш.Летурно, Дж.Симпсон,
А.Эспинас).
2. Психологическая – происхождение
воспитания связано с проявлением у детей
бессознательных инстинктов подражания
взрослым (П.Монро).

Пол Монро американский педагог, историк педагогик.
Свыше 40 лет преподавал в Колумбийском
университете, первый директор Международного
педагогического института. Изучал школьное дело
в странах Латинской Америки и Азии, автор многих
проектов по реорганизации учебных заведений. В
истории педагогики предложил концепцию,
согласно которой в каждом историческом периоде
развития общества выделяется центральная
идея, лежащая в основе воспитания:
- первобытное общество – непрогрессирующее
приспособление;
- в Древней Греции - прогрессивное
приспособление;
- в Средневековье – дисциплина и так далее.

Монро противопоставил два метода обучение как повторение (активная роль
принадлежит учителю) и обучение как
творчество (главенствующую роль играет
активность учащегося). Он считал, что
обучение как повторение лежит в основе
восточной культуры, особенно китайской, и в
значительной степени характерно для
системы европейского образования.
Обучение как творчество связывал с
американским образованием.

Пол Монро писал:

«Мир первобытного человека
сосредоточен в настоящем. У него нет,
почти нет сознания прошлого и
будущего. Его воспитание есть лишь
непрогрессирующее приспособление к
среде». В первобытном обществе
ребенок обучался в процессе
повседневной жизни. Он не готовился к
жизни, как это стало значительно позже,
а прямо включался в нее.

4. Воспитание в дородовом обществе

Дородовое общество делилось на три возрастные группы:
- Дети и подростки;
- Полноценные и полноправные участники жизни и труда;
- Пожилые люди и старики.
На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом
обществе - люди присваивали готовые продукты природы и
занимались охотой. Процесс добывания средств существования был
по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных
зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в
условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было
общим, между членами коллектива отсутствовали социальные
различия.
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с
кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем
базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего
существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а
также возрастное деление общественного коллектива.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу
подрастающих и стареющих, где он возрастал в
общении со сверстниками и стариками, умудренными
опытом. Интересно, что латинское слово еducarе
означает буквально «вытягивать», в более широком
переносном значении «выращивать», соответственно
русское «воспитание» имеет своим корнем «питать»,
его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в
древнерусской письменности слова «воспитание» и
«вскармливание» - синонимы.
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив
некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил
жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую
возрастную группу. С течением времени этот переход стал
сопровождаться так называемыми инициациями,
«посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых
проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить
лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной
группы и отношения с членами другой группы
регулировались неписаными, нестрого
выполняемыми обычаями и традициями,
которые закрепляли складывающиеся
социальные нормы.
В дородовом обществе одной из движущих сил
развития человека остаются еще и
биологические механизмы естественного
отбора и приспособления к среде. Но по мере
развития общества складывающиеся в нем
социальные закономерности начинают играть
все большую роль, постепенно занимая
главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к
жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в
доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их
руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в
этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали
всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и
повседневном общении со взрослыми дети и подростки
усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения,
знакомились с обычаями, учились выполнять обряды,
сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои
обязанности, полностью подчинять себя интересам рода,
требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и
рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
руководством женщин собирали и выращивали урожай,
готовили пищу, делали посуду и одежду.

5. Воспитание в родовой общине

На стадии патриархальной родовой общины появились
скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием
производительных сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело более
многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к
уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла
необходимость в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего поколения
наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей
трудовыми умениями и навыками они знакомили их с
правилами зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все
народное устное творчество играло огромную роль в
воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община
стала «самоуправляющейся, вооруженной
организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки
военного воспитания: мальчики учились стрелять из
лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
возрастных группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания усвоению
начатков знаний, а с появлением письменности и
письму.
Осуществление воспитания особыми людьми,
выделенными родовой общиной, расширение и
усложнение его содержания и программы испытаний,
которыми оно завершалось, - все это
свидетельствовало о том, что в условиях родового
строя воспитание начало выделяться как особая
форма общественной деятельности. Воспитание
носит общественный характер.

6. Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник
индивидуальный брак. Семья стала одним из
важнейших общественных явлений, основной
экономической ячейкой общества, к ней
перешли от родовой общины функции
воспитания детей. Семейное воспитание
стало массовой формой воспитания.

Основные черты семейного воспитания

Дети воспитывались на примере родителей. Они
воспринимали опыт, информацию
предшественников со слов родителей и путем
подражания.
2. Воспитание представителей различных социальных
слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов
общины) приобретало заметные различия.
3. Для детей элиты увеличивался срок детства и
соответственно усиливалось воспитательное
воздействие.
4. Действиям, связанным с воспитанием, придавали
магический смысл.
1.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,
вожди, старейшины) стремились отделить умственное
образование от обучения занятиям, требующим
физического труда. Зачатки знаний (обмер полей,
предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.
д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках,
сделали их своей привилегией. Для обучения этим
знаниям создавались специальные учреждения - школы,
которые использовались для укрепления власти вождей,
жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных
людей были освобождены от физического труда, учились
в особом помещении и изучали такие науки, которые не
были известны детям простых людей (например,
пиктографическое письмо, наблюдения за звездами,
расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их
семьях дети рано приучались к труду, родители
передавали им свой опыт. Организованное воспитание
детей, проводимое в школах, становилось все более
уделом избранных.

Появление организованных форм воспитания

На исходе первобытнообщинного периода
появились Дома молодежи для детей и
подростков, как следствие коллективной
традиции воспитания.
Главная цель: подготовка подрастающего
поколения к процедуре инициации.
Основная форма воспитания: совместные
игры и занятия.
Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили
ИНИЦИАЦИЮ.

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магич

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный
обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями,
ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Программа подготовки к инициации: для
мальчиков была более длительной и
сложной (проверялась трудовая,
нравственная и физическая подготовка)
и включала усвоение знаний и
практических умений, необходимых
охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
для девочек - обучение ведению
домашнего хозяйства.

Со временем характер деятельности, состав
воспитанников и наставников в домах
молодежи менялись:
- при матриархате женщины воспитывали
мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в
более старшем возрасте детей разделяли;
- при патриархально-родовом строе
воспитание мальчиков полностью переходит к
старейшинам и жрецам. Дома молодежи для
девочек и мальчиков становятся
раздельными;
- по мере роста имущественного расслоения
появляются отдельные дома молодежи - для
состоятельных и для рядовых членов
общины.

7. Основные выводы

1. Воспитание возникло в процессе трудовой
жизни первобытной общины.
2. Передача опыта от старшего поколения к
младшему так же, как и освоение этого
опыта осуществлялось в основном в
процессе самой жизни, игры,труда.
3. Заметно проявляются элементы свободного
воспитания, ненасильственной педагогики.
4. Физические наказания отсутствуют у
большинства

5.Воспитательная система этого исторического
периода не исчезла бесследно:
- Предложила два варианта формирования
новых поколений (через своеобразную
систему инициаций и посредством более
свободной организации воспитания,
исключающей насилие взрослых над детьми;
- Первобытнообщинное воспитание
убедительно продемонстрировало важную
роль педагога, обладающего качествами
мудрейшего и опытнейшего члена общины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по истории педагогики и философии образования

  • Введение
  • 1. Вопрос о происхождении воспитания
  • 2. Первобытное общество
  • 3. Воспитание в первобытном обществе
  • 4. Концепции генезиса первобытного воспитания
  • 5. Зарождение воспитания как особого вида деятельности
  • 6. Появление организованных форм воспитания
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1 Вопрос о происхождении воспитания

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания -- инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа .

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека .

2 Первобытное общество

Первобытное общество (также доисторическое общество) -- период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком -- только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 -- 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 -- 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология .

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколениею.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Каменный век

Каменный век -- древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

Палеолит Мезолит и Эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны.

Неолит. Медный век, медно-каменный век, халколит или энеолит -- период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4--3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век -- период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 -- 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются .

Периоды бронзового века:

Железный век -- период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

3 Воспитание в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия .

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» -- синонимы .

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду .

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей--дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму .

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, -- все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

4 Концепции генезиса первобытного воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности .

5 Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве .

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание .

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

В 9 --8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого" .

6 Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение .

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были
совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины .

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

Заключение

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения -- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Список использованной литературы

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Разд. VI. М., 1981.

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер, с нем. М., 1979.

А.Н. Джуринский История педагогики. Древнего и средневекового мира. - М. Совершенство 1999.

А.И. Пискунов История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004.

Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2002.

Подобные документы

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Диагностическое исследование влияния негармоничного типа семейного воспитания на уровень агрессии детей.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Воспитание как социальное явление и вид профессиональной педагогической деятельности. Человек как предмет воспитания. Базовая культура личности и ее компоненты. Формирование эстетической культуры у школьников. Методы, формы и средства воспитания.

    лекция , добавлен 21.06.2015

    Характеристика задач физического воспитания, для решения которых используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Обзор методических принципов физического воспитания, форм организации двигательной деятельности ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ на тему:

Воспитание в первобытном обществе

  • Введение
  • 1. Вопрос о происхождении воспитания. Концепции генезиса первобытного воспитания
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта является воспитание.

Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1. Вопрос о происхождении воспитания

Прежде чем приступить к рассмотрению воспитания в первобытном обществе, необходимо обозначить основные научные концепции происхождения воспитания. На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (в частности американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается только на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, подражание является механизмом, сущностью воспитательного процесса.

Согласно религиозной теорией (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей.

Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс (1820-1885), английский социолог Л. Морган, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передавать молодому поколению знания и умения их изготовления и пользования ими. Однако все ученые сходятся на том, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов - одна из важнейших предпосылок существования и развития человеческого общества.

Первобытнообщинный строй

Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он прошел определенные периоды: первобытное стадо, родовая община, распад. В каждом из этих периодов воспитания подрастающего поколения имело свои особенности.

Период первобытного стада (с древнейших времен до 200 тыс. лет назад) был периодом завершения процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания на этом этапе не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (сбор плодов, охота, рыболовство, строительство примитивного жилья, изготовление таких же примитивных орудий труда и др.). Они постепенно привлекались к жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным.

На этом этапе возникают элементы обучения. Старшие учили детей соблюдать племенных традиций, переводя им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, сохранения добрых нравов, получения жизненной мудрости. Такие правила передавались от поколения к поколению как абсолютные истины.

При родовом строе (примерно 10 тысяч лет назад) человек становится подобным современным людям, ее социальные начала уже господствуют над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды .

Для расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников. В трудовых процессах, родовая или племенная собственность распределялась на основные средства производства и уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, которые в значительной степени влияют на воспитание подрастающего поколения.

Изменения в организации общественной жизни первобытных людей обусловили соответствующие изменения в их воспитательной практике. Цель воспитания в это время заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей первобытной общине; взрослые, были полноценными и равноправными участниками жизни и труда, лица пожилого возраста, которых кормили и за которыми ухаживали дети (древнерусское слово «воспитание» имеет корень «питать» (кормить) и префикс «вос», который означает рост вверх). До 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. Впоследствии, когда начинался период полового созревания, мальчики-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в состояние женщин. С этого времени они жили и воспитывались отдельно. Ребят готовили преимущественно в мужских видов деятельности (охоты, рыболовства, изготовление орудий труда), девочек - к женским (сбор растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уходу за детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых, который сопровождался специальными ритуалами - инициацией. Инициация представляла собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива. Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Инициация подвергали как мужчин, так и девушек, но более развитые они были относительно ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) должно было засвидетельствовать наличие у молодого человека физических и духовных качеств, соответствующих оправданным требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь подростков приучали к выполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили игр, танцев, пения, нередко имели магическое значение, рассказывали предания, сообщали историю рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, они были демократические по своему характеру. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом старцев, опытных родственниц. Это были первые в истории человечества воспитатели.

С развитием производительных сил возникает новая организация родового общества - патриархат. Общество переходит от мотыжного к плужному земледелия, от разведения домашних животных - к скотоводству, а следовательно - и к новому разделения труда между полами. Руководящую роль в обществе выполняет человек, а женщина ведет домашнее хозяйство. Возникает моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, осуществляется переход к патриархальному поселения. В такой семье жена и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала опытным, специально предназначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяется и углубляется его содержание и программы испытаний. Появляются первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, с помощью которых детям прививались определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (народные предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки и т.д.), а также установлены запреты - табу. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое, или предметное, письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появляется первоначальная форма письменного уведомления или записи - пиктография или рисуночный или образное письмо. Оно состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистично условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересты, кожу, кости.

Для периода распада первобытного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии сказались и на воспитании. Прежде возрастает роль семейного воспитания. В семье дети учились труда, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Появление состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировала общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитания на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправления религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Наблюдается стремление господствующих групп населения отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнения, ориентирование по звездам, приемы лечения), окружив их таинственностью, мистикой. Дома молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, обучавшихся в этих заведениях, освобождали от физического труда. Такие зародыши умственного воспитания постепенно превращались в монополию господствующего класса.

В этот период сосуществуют элементы общественного и семейно-сословного воспитания, которое осталось под контролем общины. Одновременно усиливаются тенденции авторитаризма в воспитании и применении наказаний как метода воспитательного воздействия. Это было обусловлено тем, что сословное воспитание перестает отвечать непосредственным потребностям жизни ребенка, возникает разрыв между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями воспитателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление питомца направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

Заключение

Рост объема человеческих знаний и необходимости передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это, в свою очередь, требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание становится сферой профессиональной деятельности.

Таким образом, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление прошло путь от стихийного и ограниченного по своему содержанию и методике в специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

Список использованной литературы

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер, с нем. М., 1979.

А.Н. Джуринский История педагогики. Древнего и средневекового мира. М. Совершенство 1999.

А.И. Пискунов История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004.

Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ роли музыки в воспитании и необходимости музыкального воспитания подрастающего поколения. Описания систем музыкального воспитания. Музыкальные программы Республики Казахстан. Содержание Государственного стандарта по музыке для начальной школы.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Система воспитания подрастающего поколения как совокупность идей и учреждений, место детских учреждений в ней. Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков. Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Роль патриотического воспитания в развитии личности современного школьника. Место патриотизма в формировании мировоззрения молодого поколения. Формы работы со школьниками, использование примеров и наследия ВОВ в этом процессе. Организация мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Патриотизм как социально-педагогическое явление и как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в педагогической науке. Проблемы патриотического воспитания в условиях современного образования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте, диагностика их уровня сформированности у школьников. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания детей во внеурочное время.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2014

    Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2015

    Патриотизм как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Принципы организации патриотического воспитания подрастающего поколения, роль в нем учебных дисциплин различного профиля.

    научная работа , добавлен 31.03.2014

    Социальные последствия глобальных процессов и явлений современного мира, спекуляции на ценности прав человека. Проблемы воспитания в обществе переходного типа. Кардинальные расхождения мировоззрения старшего и подрастающего поколений современной России.