Воспитание ребенка школьного возраста

Период младшего школьного возраста в жизни ребенка (да и самих родителей!) является одним из наиважнейших «переходов» от беззаботного детства до более ответственной ступени развития ребенка. Ведь именно в 6-7 лет ваш ребенок садится за школьную парту, учебная деятельность приходит на смену игровой и становится ведущей в жизни малыша. Поступление ребенка в школу подразумевает не только усиленную работу над развитием его познавательных навыков, но и становление ребенка как личности.

Так какой же он младший школьный возраст ? Скажем сразу, что это период занимает не один год, а начинается с 6-7 лет и продолжается до 10-11 лет . Этот возрастной период знаменуется сменой образа жизни ребенка: у него появляются новые обязанности и приобретается новый социальный статус – он уже школьник.

Но малыш все так же безгранично доверят вам – для детей этого возраста очень весомым является авторитет взрослого . Именно сейчас у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и учителя очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка. Учитель должен поощрять успехи ученика и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов , или избегания неудач (который отнюдь не является стимулом).

Что касается воспитания, то младший школьный возраст не подразумевает только обучение ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – и мы наблюдаем, как у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность. Поэтому вам, как родителям, очень важно посвятить как можно больше времени своему малышу – гуляйте чаще на свежем воздухе, занимайтесь легкими видами спорта и старайтесь не нагружать ребенка – уж поверьте, ему и так сложно.

Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития.

Память. На этапе обучения развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий.

Мышление. Доминирующим процессом в младшем школьном возрасте есть мышление – сейчас оно словесно-логическое. А к 9-ти годам ваш ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.

Внимание. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание.

Воображение. В начальной школе воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.

Также период 7-8 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.

Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к концу младшего школьного возраста они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.

Дорогие родители ! Помните, что младший школьный возраст очень ответственный, важный и сложный период в жизни вашего малыша. Будьте терпеливыми и понимающими родителями и вы без проблем пройдете все трудности!

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими .

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% .

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста .

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8 .

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое .

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер .

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель .

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни -- портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них - это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Возрастные границы младшего школьного возраста определяются временем обучения в начальной школе. Верхний предел относительно постоянен и равняется возрасту 10 лет, нижний подвижен, поскольку время начала школьного обучения в разных странах различно. На протяжении всего XX в. нижняя граница младшего школьного возраста постепенно снижалась. В России она в настоящее время находится на уровне 6–7 лет.

К семи годам высокого уровня развития достигает морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий (его завершение происходит примерно к 12 годам). Это создает основу для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения различных программ действий. Подвижность нервных процессов к шести-семи годам возрастает. В отличие от дошкольников у детей младшего школьного возраста процессы возбуждения и торможения становятся более уравновешенными. При этом процессы возбуждения у большинства детей младшего школьного возраста несколько преобладают над процессами торможения, что проявляется в таких поведенческих характеристиках, как повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность, непоседливость, неспособность к длительному сосредоточению и др.

Существенные изменения происходят в когнитивной сфере. В этот возрастной период значительно возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово все более приобретает обобщающее значение. Основные свойства нервных процессов детей 7–10 лет по своим характеристикам в основном приближаются к тем, что наблюдаются у взрослых людей. Вместе с тем они у большинства детей еще очень неустойчивы, поэтому физиологи считают, что говорить о типе нервной системы младших школьников можно лишь условно.

Значительный прогресс наблюдается и в сфере физического развития. По утверждениям физиологов, в организме ребенка происходит мощный эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это значительно повышает, по сравнению с дошкольным возрастом, физические возможности ребенка и его физическую выносливость, что позитивно сказывается на осуществлении учебной деятельности. Однако анатомо-физиологическое созревание младшего школьника характеризуется неравномерностью или гетерохронностью. Отмеченная выше физическая выносливость, работоспособность младшего школьника относительна. Он превосходит в этом плане дошкольника, однако еще далек от возможностей взрослого. Дети этого возраста довольно быстро утомляются. Неоднократно замечено в исследованиях, что их работоспособность резко падает через 25–30 мин урока.

Проявившиеся еще в дошкольном детстве различия в темпах и уровнях развития мальчиков и девочек сохраняются в младшем школьном возрасте. Заметно, что девочки опережают мальчиков в развитии в среднем на год-полтора. Это обстоятельство нередко служит основанием для рас- суждений о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек.

Социальная ситуация развития ребенка с момента его поступления в школу коренным образом меняется. Свои школьные обязанности ребенок оценивает как социально значимые. Основной вид деятельности младшего школьника – учение, поскольку ключевые психические новообразования связаны с ним, то мышление становится, по утверждению Л. С. Выгодского, доминирующей функцией. Оно начинает определять работу всех других функций сознания, в итоге они интеллектуализируются и становятся более произвольными.

В этом возрасте у ребенка качественно меняется способность к произвольной регуляции поведения. Утрачивая то, что Л. С. Выгодский называл "детской непосредственностью", младший школьник приобретает способность руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Эрик Эриксон считал, что в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности. При неблагоприятной ситуации развития формируется чувство социальной и психологической неполноценности. В этот период жизни, по концепции Э. Эриксона, формируется также чувство дифференцированности собственных возможностей.

Особую роль в воспитании ребенка этого возраста играет учитель. Даже в случаях, когда ребенок его "не принимает", учитель выступает в качестве главной фигуры его жизни. Эмоциональное самочувствие ребенка тесно связано с отношениями, возникающими между ним и учителем. К моменту завершения младшего школьного возраста и вступления ребенка в предподростковый возраст, постепенно роль учителя снижается и особое, все большее значение начинает приобретать мнение сверстников.

Характеризуя особенности младшего школьного возраста, Е. Е. Данилова отмечает, что он является сенситивным:

  • – для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных интересов и потребностей;
  • – развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться";
  • – раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • – развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • – становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и к окружающим;
  • – усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • – развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных контактов .
  • Данилова Е. Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье // Практическая психология образования под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.