Как улучшить внимание у ребенка 6 лет. Принято выделять три типа внимания. Как формируется внимание у детей

Самое главное уметь развить внимание ребенка. Внимание ребенка влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания нужна для овладения чтением и для обучения письму.

Существует шесть этапов развития внимания у детей.

Первый этап – этап рассеянного внимания. Такое внимание у детей от рождения до одного года. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап – этап фиксированного внимания. Этим вниманием обладают дети от одного года до двух лет. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап – этап гибкого одноканального внимания.

В возрасте от двух до трех лет внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.

Четвертый этап – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок в этом возрасте от трех до четырех лет переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова вернется к своей игре.

Пятый этап – этап формирования двухканального внимания.

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

Шестой этап – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок старше пяти лет может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором. Когда вы увидите, что ваш ребенок достиг шестого этапа можно начинать обучающие программы развития ребенка.

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся.

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности. Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители. Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания. Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли. Старайтесь хвалить ребенка - это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его.

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания.

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание.

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка. Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие. Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Упражнения на развитие внимания ребенка

Очень важно развивать внимание ребенка в любом возрасте особенно от года до семи лет все успехи в будущем будут зависеть от того на сколько внимателен ваш ребенок.

Научите ребенка обращать внимание на что – то определенное это не трудно надо только приложить немного усилий. Мы предлагаем вам несколько интересных игр они помогут вашему ребенку замечать новое, неизвестное вокруг. Обучение в виде игры для ребенка развлечение, но в тоже время обучение внимания, которое пригодится ему в будущем.

Первое упражнение. Назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение. Делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение. Найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение. Посмотрим друг на друга

Упражнение посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение. Мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение. Будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Седьмое упражнение. Попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение. Развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение. Сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение. Быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.

Огромное влияние в жизни своих детей оказывают именно родители, от них многое зависит и в воспитании и в обучении ребенка. Понимайте и воспитывайте своего ребенка, чтобы дальнейшая жизнь у него сложилась благополучно.

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания - самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра "Сколково".

Игра "Подводные лодки"

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Игра "Красно-черные таблицы Шульте"

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры "Анаграммы"

Анаграммы - слова с перепутанными буквами. Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных. Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра "Зоркий глаз"

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Прокликай в правильном порядке плюс"

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Игра "Задача Струпа, революция"

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Сравнение объектов"

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Космос"

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Поиск цифр и букв"

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения .

Игра "Пятнашки"

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки .

Курсы для развития внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Уверен, что вы, даже, не обращаете внимания на эти действия, а ведь именно наличие внимания - одно из главных условий для хорошего запоминания. Как можно запомнить то, на что даже не обратили внимание?

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту. Курс отлично развивает внимание, так как нужно не просто прочитать текст на большой скорости, но еще понять его и запомнить.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.

Считает ворон, витает в облаках, допускает элементарные ошибки… Наверняка каждый родитель слышал подобные жалобы от педагога на невнимательность ребенка. И вроде развивали малыша, как могли, и времени ему уделяли достаточно. Однако мозг ребенка должен постоянно подвергаться нагрузке. Только тогда функции памяти и внимания не будут тревожить родителей и педагогов. И хоть развитие внимания детей – процесс увлекательный и в то же время сложный, попробовать все же стоит.

Особенности внимания у детей

Внимание – это, прежде всего, устойчивая реакция ребенка на внешнее воздействие окружающей среды. Обычно выделяют три вида внимания:

  • непроизвольное – не требует усилий и возникает само по себе. Проявляется в реакции ребенка на все яркое, шумное и необычное;
  • произвольное – обычно формируется к 7-ми годам и развивается по мере развития человека. Характеризуется тем, что человек сосредотачивается на том, что он должен сделать, а не том, что хочется. От таких действий требуется усидчивость, сила воли и самодисциплина;
  • послепроизвольное внимание – возникает аналогично с произвольным, однако харакеризуется тем, что человек выполняет деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.

Если для вас актуален вопрос: «Как удержать внимание ребенка?» для начала следует запомнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает его непроизвольный вид. Заинтересовать ребенка в этот период можно чем-то новым или ярким. С началом обучения в школе важна тренировка произвольного внимания у детей. Сделать это можно с помощью повышения мотивации к обучению (поощрение, обещание награды на хорошую оценку и т.п.), а также с помощью игр и упражнений.

Игры на внимание для детей

Прежде чем вы начнете какие-либо упражнения, запомните некоторые особенности развития внимания у детей:

  • не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление;
  • придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего-то неожиданного, наглядного или эмоционального;
  • в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным, доброжелательным и пошаговым;
  • занимайтесь с ребенком, когда этому располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов, музыки и различных движущихся объектов;
  • если ребенок занят, не отвлекайте его чтобы дать новое задание.

Развивающие внимание игры для детей делятся на несколько видов в зависимости от того, на что они направлены. Прежде чем начать заниматься с ребенком, определите, что именно вы хотите развивать.

1.Развитие концентрации внимания. Основное упражнение, которое рекомендуется всем, кто не знает, как повысить внимание у ребенка – «корректурная проба». Ребенку предлагается два варианта этого занятия. Крупный текст на бланках или обычная книга с крупным шрифтом. По инструкции нужно в течение 5-7 минут найти одинаковые буквы (например, только «а» или «в») и зачеркнуть их. Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал их по строчкам. В 7-8 лет дети должны успевать за 5 минут посмотреть около 350-400 знаков и допустить не более 10 ошибок. Заниматься следует ежедневно по 7-10 минут. Постепенно можно усложнить задание и увеличить количество букв до 4-5.

2.Увеличение объема внимания и развитие кратковременной памяти. Развивающие внимание игры для детей в этом блоке характеризуются запоминанием определенного количества и порядка расположения предметов. Хорошим примером могут стать следующие упражнения:

  • расположите перед ребенком от 3-х до 7-ми игрушек. Дайте задание малышу закрыть глаза и уберите одну из них. Открыв глаза, ребенок должен сказать какой игрушки не хватает;
  • дайте ребенку две почти одинаковых картинки и попросите найти все отличия;
  • задание обратное предыдущему. На рисунке ребенку нужно найти несколько одинаковых предметов.

3.Тренировка и развитие распределения внимания. Ребенку дается сразу два задания, которые он должен выполнять одновременно. Например: ребенок читает книгу и на каждом абзаце хлопает в ладоши или стучит карандашом по столу.

4.Развитие умения переключаться. Здесь также подойдут упражнения на развитие внимания детей с помощью корректуры.

Только слова и буквы должны постоянно меняться. Также к этому блоку можно отнести старые добрые детские игры «съедобное-несъедобное», или «Ухо-нос». Во второй игре ребенок по команде должен показывать, где у него ухо, нос, губы и т.д. Можно путать малыша, называя одно слово, а держась за другую часть тела.

Впервые задумавшись, как развить внимание у ребенка, прежде всего, помните, что вы сами должны быть к нему внимательны. А главное – это систематичность и регулярность занятий. Вы можете играть с ребенком в любом месте, по дороге в магазин, в очереди или в транспорте. Такое развлечение принесет ребенку огромную пользу и разовьет в нем не только внимание, но и уверенность в себе.

4 года назад

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте. На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре. Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимательности и концентрации детей

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой. После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть. Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.

8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал. Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется. Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о такой важной составляющей личности ребенка, как внимательность. Откуда берется внимательность, и почему у современных детей с ним наблюдается дефицит, мы расскажем в этой статье.

Ученые пришли к выводу, что успешность человека в жизни зависит от того, в какой степени он способен концентрировать внимание на каком-либо одном деле. Если человек в состоянии заниматься чем-то долго и качественно, ни на что не отвлекаясь, и доводя начатое до конца, то говорят, что у него сильный разум. Именно такой человек может значительно преуспеть в избранном роде деятельности, в отличие от того, чье внимание перескакивает с одного объекта на другой со скоростью резвой кобылицы. Рассеянным людям, напротив, тяжело сосредоточиться и довести до победного завершения поставленную задачу. А поэтому и жизненный успех обходит их стороной.

Виды внимания

Ученые выделяют несколько видов внимания:

  • непроизвольное – которое возникает само по себе. Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах;
  • произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет. Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы.
  • послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.

Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.

Почему происходит нарушение внимания

Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами. Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно;
  • хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть;
  • ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют. Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;

Сказка о том, как защититься от вирусов «Шпион из и»

  • слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
  • усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;
  • отсутствие мотивации – отсутствие интереса к занятиям провоцирует слабую нервную систему на то, чтобы производить какие-то усилия для концентрации внимания.

Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело. Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно. Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга.

Как развить внимание у ребенка

В занятиях на внимание, занимаетесь ли вы с малышами или школьниками, необходимо соблюдать следующие условия:

  • систематичность;
  • доброжелательность;
  • терпение.

Для развития детского внимания очень важна атмосфера в доме. Эмоциональный климат должен быть благоприятным, а ребенку нужно чувствовать безопасность и поддержку своей семьи.

Необходимо знать, что компьютерные игры очень снижают способность ребенка к концентрации и убивают творческие способности детей.

Ежедневные дела

Чтобы развивать внимание малыша, необязательно садиться вместе с ним за стол и начинать делать что-то неинтересное. Даже простые дела, которые мы выполняем каждый день, даже не замечая этого, способны положительно повлиять на способность ребенка успешно удерживать внимание:

  • поиск игрушек, которые потерялись, — очень ценная способность, потому что нужно сосредоточиться и вспомнить, где ты видел игрушку последний раз, когда ею пользовался, куда положил, где она может быть. Помогите ребенку построить таким образом логическую цепочку. Так, он гораздо быстрее научится ориентироваться среди вещей и предметов;
  • уборка игрушек – дело, которое обязательно нужно довести до конца;
  • выстраивание последовательности действий в любом деле – чтобы убрать игрушки, нужно сначала достать коробку для них, потом сложить игрушки туда и убрать коробку на место;
  • запоминание имен родственников и, кто кому кем приходится;
  • простые манипуляции с продуктами на кухне – почистить яйцо, например;
  • процедуры сборов на улицу – натягивание колготок, выворачивание кофточки, складывание вещей, завязывание шнурков – развивает не только внимание, но и мелкую моторику;
  • рукодельные умения – выпиливание, пришивание пуговицы, строгание, вышивание, выжигание;
  • соблюдение тишины в вечернее время, чтобы не тревожить домочадцев, требует известных усилий от неусидчивого малыша.

Игры на развитие внимания

Простые игры дома в кругу семьи отлично тренируют детское внимание и вносят много позитива в семейные отношения:

  • домино;
  • крестики-нолики;
  • шашки;
  • шахматы;
  • чтение книг – длинных историй с продолжением;
  • рассказывание историй;
  • рисование.

Развиваем внимание на прогулке

На прогулках также много возможностей потренировать внимание:

  • наблюдение за людьми на улице – кто, в чем одет, кто чем отличается, какие особенности образа можно отметить;
  • наблюдение за насекомыми и птицами – как выглядят, чем отличаются друг от друга;
  • наблюдение за машинами, например, — сколько раз мимо проехала красная машина;
  • запоминаем маршрут от дома до детской площадки – строим внутренние переходы через лифт или ступеньки подъезда, направо до угла дома, потом налево до 3-х деревьев и далее прямо по зеленой дорожке;

Упражнения на развитие внимание

Есть также некоторые полезные упражнения, которые вам помогут в деле развития внимания и памяти ваших детей:

  • вам понадобится 5 минут каждый день, чтобы вручить малышу книгу с крупными буквами и попросить зачеркивать все буквы Р на странице и обводить все буквы У, например. Буквы, конечно же, могут быть любые другие. Это упражнение очень помогает хорошо концентрировать внимание. Для этого может потребоваться около 4 месяцев;
  • хорошо использовать задания с , где требуется среди перепутанных линий выбрать верный путь к цели;
  • полезно запоминать порядок расположения предметов, геометрических фигур и их количество. Число предметов нужно постоянно увеличивать (тренирует внимание и кратковременную память);
  • распределять внимание очень нужно школьнику – ребенку предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий. Например, рисовать и одновременно слушать сказку, а потом ее ;
  • умение переключать внимание также полезно в учебной деятельности и достигается путем чередования разнонаправленных заданий.

Примеры веселых заданий на внимание

А вот и конкретные примеры:

  • поставьте 5 предметов на поверхность, пусть ребенок закрывает глаза, а вы прячете одну игрушку. Затем ребенок должен сказать, какая игрушка была спрятана;
  • пусть ребенок посмотрит на два практически похожих друг на друга рисунка и скажет, чем они отличаются друг от друга;
  • пусть ребенок посмотрит на несколько рисунков и найдет на них одинаковые предметы;
  • даем ребенку разные команды. Например, плечо — колено. Ребенок должен в это время взяться за свое плечо или колено. Взрослый вместе с ребенком выполняет действия, а потом начинает совершать ошибки. Ребенку нужно это заметить и взрослого исправить, и самому не запутаться;
  • вы с ребенком выполняете простые действия – топаете ногами, хлопаете в ладоши, крутите головой. Неожиданно вам нужно поменять последовательность, а малышу требуется быстро сориентироваться и все точно повторить за вами;
  • съедобное-несъедобное – потрясающая игра и очень полезная для развития внимания и выработки хорошей реакции;
  • показываем ребенку разноцветные карточки. Под каждый цвет ребенку нужно совершить определенное движение. Например, вы показываете красный – ребенок хлопает в ладоши; зеленый – приседает и т.д. Это сложная игра, но очень полезна для концентрации внимания;
  • после того, как прочтете какую-то книжку, задавайте малышу вопросы по содержанию: «Я что-то не припомню, как зовут того серого котенка, который промок под дождем?»;
  • придумывайте сложные задания – например, рассмотреть продавца в магазине – обратить внимание на его внешность, цвет волос, цвета и детали одежды. После совершения покупок, ребенку нужно рассказать дедушке все, что он зафиксировал в памяти. Спросите ребенка о какой-то детали во внешности продавца, чтобы понять, все ли он запомнил;
  • скажите ребенку, что вы видите в окно что-то черное, которое может прыгать, но сейчас сидит неподвижно. Пусть он найдет это и опишет его.

Ребенок с развитым вниманием легко учится, сразу схватывает информацию и быстро достигает успехов. Также деткам очень полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • нейрогимнастика — специальные упражнения, которые активизируют деятельность тех отделов мозга, которые недостаточно интенсивно работают. В комплекс таких упражнений входит и пальчиковая гимнастика, и , и упражнения для улучшения самоконтроля, для избавления от мышечных зажимов, упражнения на растяжку и релаксацию для снятия определенных телесных установок. Также занятия подразумевают ролевые игры, стоп-игры и развитие коммуникативных навыков;
  • лечебная физкультура – особенно хороша для ребят с гиперактивностью. Упражнения успокаивают, улучшают координацию движений и восстанавливают кровообращение, нормализуя деятельность центральной нервной системы;
  • танцы или единоборства – очень важны, особенно если они станут образом жизни. Спорт помогает мобилизовать волевую сферу ребенка, выработать дисциплинированность, воспитать характер и научить достигать поставленных целей.

Развивайте внимание ребенка, и его не нужно будет долго уговаривать делать уроки. Он сам сядет и быстро все сделает без лишних уговоров. Доказано, что великих людей всегда отличала высокая способность концентрации на том, что они делают. Сейчас даже существуют тренажеры для того, что эффективнее тренировать внимание. Регулярные занятия помогут ребенку:

  • за короткое время приводить мозг в рабочее состояние;
  • легко сосредотачиваться на поставленных задачах;
  • четко и оперативно решать математические задачи;
  • приводить память в активное состояние и извлекать нужную информацию из нее;
  • четко понимать, какое решение из нескольких является единственно правильным.

Следует обязательно помнить, что все вышеперечисленное возможно только при условии бережного и уважительного отношения к личности ребенка. Не следует кричать на него, торопить, а тем более оскорблять. Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Если они чувствуют фальш, начинают изо всех сил сопротивляться. Так любые усилия можно легко свести на нет.

Успехов вам в развитии детского внимания!

С уважением,

Марина Таланина и Людмила Поцепун.

В силу возраста дети не способны сосредотачивать внимание произвольно. Особенно это касается младшеклассников, которым в один момент интересно всё. Родители часто задаются целью привить ребёнку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путём интересных игр и постоянного контроля, рассмотрим важные аспекты воспитания.

  1. Ищите новые нестандартные способы привлечения внимания ребёнка. Сделать это можно с помощью наглядного и неожиданного примера, который сопровождается массой эмоций с вашей стороны. Если малыш занят определённым делом, полностью на нём концентрируясь, не торопитесь давать ему новое задание, чтобы не отвлекать.
  2. Выбирайте соответствующее время для проведения занятий. В комнате не должно быть ярких игрушек, которые не позволят малышу сосредоточиться. Не стоит начинать упражнение, если в соседнем помещении играет музыка или шумят домочадцы. Заранее договоритесь с семьёй, что они не будут вас тревожить и мельтешить перед глазами, чтобы не сбивать чадо с толку.
  3. Прежде чем дать малышу конкретное задание, оцените его с точки зрения ребёнка. Упражнение на повышение внимания должно быть легкодоступным, внятным, весёлым и доброжелательным. Желательно выстраивать логическую цепочку для ребёнка в виде пошаговой инструкции.
  4. Во время проведения упражнений на концентрацию внимания следите за собственными эмоциями. Ни в коем случае не хмурьтесь, если этого не требует сценарий. Не повышайте голос, не упрекайте ребёнка. В течение всего занятия необходимо вести себя дружелюбно и сдержанно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Улыбайтесь, не скупитесь на комплименты, восторженно визжите.

Упражнения для развития внимания у ребёнка

Найди игрушку
Возьмите 5 игрушек, расположите их перед ребёнком. Попросите чадо закрыть глаза, после чего спрячьте один предмет. Теперь ребёнку необходимо открыть глаза и сказать, какая игрушка пропала. Со временем вы заметите, как малыш начнёт с лёгкостью концентрироваться. После этого момента стоит увеличить количество предметов до 7 или 10.

Повтори последовательность
Возьмите цветной картон, вырежете из него 2 больших красных круга, 2 зелёных квадрата, 3 разноцветных треугольника и обязательно 2 жёлтых звезды. Распределите на равной поверхности все предметы в той последовательности, в какой посчитаете нужным. Посадите ребёнка напротив, выделите ему 3 минуты, чтобы малыш запомнил комбинацию. Попросите чадо закрыть глаза, перемешайте фигурки в одну кучу. Поручите малышу воспроизвести увиденную ранее последовательность. Очень важно вам самим запомнить, где находилась каждая фигура, чтобы не сбивать ребёнка с толку. Для начала можно располагать вырезки по возрастанию или по цвету, а затем использовать хаотичный порядок.

Подчеркни буквы
Распечатайте на альбомных листах текст крупным шрифтом или возьмите обычную детскую книжку. Попросите ребёнка зачеркнуть (подчеркнуть) все буквы О и Б. Во время занятий следите за тем, чтобы малыш просматривал слова построчно, а не бегал глазами по листу хаотично. В среднем упражнение выполняется 5 минут, для этих целей включите секундомер, чтобы показать всю серьёзность порученного задания. Дети 6-8 лет должны просмотреть за отведённое время около 300-400 знаков, при этом количество ошибок не должно превышать 10. Желательно делать упражнение каждый день по 2 раза. Со временем необходимо усложнить задачу, прибавив ещё 2 буквы - А и В.

Найди 5 отличий
В любом канцелярском магазине продаются детские книжки для развития концентрации и внимания. Обычно они состоят из 12-15 листов, на каждом обороте нарисовано по 2 фигуры, имеющие незначительные различия. Попросите малыша внимательно просмотреть картинки и найти отличия между нарисованными персонажами. Чтобы у ребёнка не иссяк интерес, приобретите не 1, а 5-7 книг, обрабатывайте их по очереди. Также продаются издания, где необходимо обнаружить одинаковые объекты. Используйте 2 вида попеременно, чтобы в разы увеличить эффективность.

Опиши предмет
Перед очередной прогулкой договоритесь с малышом, что отныне на вас возложена ответственная миссия. Уточните, что в определённый момент вы будете показывать на какой-либо предмет, а ребёнок должен на нём сконцентрироваться. Придумайте определённую команду, которая будет понятна вам двоим. Подойдут восклицания «Внимание!», «Але оп!» и прочие. В первое время стоит заострять внимание только на крупных предметах, будь то разноцветное здание, голубой автомобиль или повозка с лошадью. По истечении месяца ежедневных тренировок усложняйте задание, выбирая предметы поменьше. Ещё через пару недель добавьте новый пункт: просите малыша описать увиденный предмет. При этом ему стоит обращать внимание на цвет, форму и незначительные детали. Чаще хвалите ребёнка, но делайте это с умом. К примеру, он заметил собаку и уточнил, что у неё лапки белого цвета. Похвалите и произнесите «Ты такой внимательный! Мне очень понравилось, что ты увидел белые лапки, а я нет. Продолжай в том же духе!». Если чадо поймёт, что его внимание похвально, он начнёт стараться в разы лучше, а тренировки с каждый днём будут более эффективными.

Найди друга
Упражнение рассчитано на выполнение в большом кругу детей, к нему часто прибегают психологи и педагоги. Вы - комиссар, дети - помощники. Посадите малышей в круг, а сами сядьте поодаль, чтобы внимательно наблюдать за своим чадом. Выделите определённого ребёнка, к примеру, мальчика в голубой рубашке. Затем произнесите фразу «Внимание, помощник в голубой рубашке, просьба подойти к комиссару!». Дети начнут осматривать друг друга, далее помощник выходит и продолжает игру, но теперь он - комиссар. Желательно выбирать не большие предметы, такие как джинсы или рубашка, а нечто мелкое. Подойдут застёжки на обуви или наручные часы, кулончик, цветные пуговицы.

Соблюдай правила дорожного движения
Участвовать могут все: бабушки, дедушки, мамы, папы, друзья. Суть игры заключается в правильном регулировании автомобильного движения. Нарисуйте на асфальте перекрёсток, укажите на нём пешеходные переходы, сигналы «Стоп» и другие знаки, которые будут понятны детям. Поставьте в центр одного ведущего. Разделите участников, на 2 группы - пешеходы и водители. В какой из них будет ваш ребёнок неважно, концентрироваться необходимо всем. По сигналу регулировщика машины начинают ехать, а пешеходы - переходить дорогу. Ведущий должен следить за соблюдением ПДД. Кто нарушает правила - вылетает из игры.

Во время проведения игр, направленных на улучшение концентрации, старайтесь выражать эмоции. Хлопайте в ладоши, хвалите ребёнка, делайте всё, чтобы восторг от мероприятия передался вашему малышу. Следите за правильным выполнением упражнений, повышайте сложность после закрепления определённых навыков.

Видео: как развивать память и внимание