Как помочь первокласснику хорошо учиться rss комментариев. Как помочь первокласснику хорошо учиться? На этапе подготовки

Текст: М. Салина, психолог

Менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть, сколько хочешь, и слушаться старших. А сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности.

Порой родители теряются – как облегчить чаду процесс привыкания к школе? Вроде бы и на развивающие занятия ходили, и нужные разговоры разговаривали, но достаточно ли этого? С другой стороны – усиленная родительская опека детям тоже не особый помощник. Кого из мам порадует перспектива пройти школьный курс обучения еще раз, каждый день, делая уроки, заучивая стихи и собирая за ребенка портфель…

Что же полезного можно посоветовать родителям?

Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе

Покупка канцтоваров и учебников, организация рабочего места, - это неотъемлемая часть работы по осознанию ребенком происходящих в его жизни изменений.

Совет: Помните, что вы покупаете не просто ручки, тетрадки, спортивную обувь или портфель. Положительные эмоции от таких подготовительных ритуалов помогут снизить тревожность, сделают неизведанный мир школы более близким, знакомым и нестрашным.

Составляйте распорядок дня

Даже если ребенок ходил в детский сад и знает о режиме не понаслышке, распорядок дня с поступлением в школу сильно меняется. И для некоторых ребят такие перемены могут стать непростым испытанием. Избежать развития страхов опоздать, не успеть, забыть, научить первоклассника распределять свои силы и нагрузку, избегать переутомления, поможет расписание.

Совет: Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклашка будет чувствовать себя увереннее. Оно – хороший помощник в воспитании дисциплины. Со временем ребенок научится распределять время и силы самостоятельно. Не нужно настаивать на составлении наглядного расписания, если ребенок справляется без него.

Первокласснику необходимо соблюдать режим дня!


Важно помнить: Лучший отдых – это смена вида деятельности. Старайтесь чередовать занятия ребенка таким образом, чтобы разные виды деятельности сменяли друг друга. Это поможет избежать переутомления.

В расписание стоит включать только основные режимные моменты, например: уроки в школе, выполнение домашнего задания, кружки и дополнительные занятия. Не стоит обозначать в расписании «свободное время», «время для игр», ведь первоклассник – это маленький ребенок, он всегда играет, игра для него – главная деятельность, и делать из него пародию на взрослого не нужно. Расписание должно быть достаточно гибким, можно использовать съемные карточки, которые легко менять местами.

Учите ребенка самостоятельности

Ответственность и самостоятельность первоклассника тесно сплетаются, когда речь заходит о подготовке домашнего задания, заботы о личном рабочем месте, собирании портфеля и т.д.

Совет: Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него: научить ребенка правильной организации пространства и времени – Ваша задача. Но делать это нужно ненавязчиво и вместе с ребенком, а не за него.

Учите ребенка организовывать пространство. При выполнении первого в жизни домашнего задания, ребенок может испытывать организационные трудности. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

Не забывайте играть!

«Школьник», бесспорно, серьезное звание. Но в 6-8 лет ребенок еще маленький и для нормального развития ему необходимо продолжать играть.

Совет: Школа не означает автоматического взросления. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и способ активного познавания мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.

Уважайте авторитет учителя

Учитель для первоклассника – авторитет, человек, который значит для ребенка действительно много. Такая сильная привязанность помогает первокласснику усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребенка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя.

Совет: Если Вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.

Ваш ребенок идет в первый класс. Как сложится его школьная жизнь, с какими трудностями он может столкнуться — особенно если отличается подвижностью, не вполне умеет себя контролировать, неусидчив? Три варианта адаптации к школе первоклассника с дефицитом внимания и гиперактивностью — от психолога Екатерины Мурашовой. Автор использует термин "гипердинамический синдром".

Вариант первый

Увы, иногда именно в первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка, потом пытается "призвать к порядку" родителей и, наконец, на собрании или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то "решать вопрос" — намекая либо на домашнее обучение, либо на "еще год посидеть дома".

Здесь необходимы срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно понять, о чем идет речь — действительно ли ребенок еще "не дозрел" до школьного обучения, или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по отношению к школе) специалиста.

Попросите учительницу внятно, желательно в письменном виде, изложить все свои претензии к ребенку и с этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т.д. Не забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и возможности.

Если специалист подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае, ему обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский сад , "обучалка-развивалка" и т.д. На следующий год, если это технически возможно, и он сам не против (такие дети часто парадоксально привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения. Начать, так сказать с чистого листа.

К сожалению, учителя начальной школы не видят гипердинамического синдрома и не воспринимают его как симптом заболевания. Возможно, в рамках программы подготовки учителей начальных классов данный синдром не рассматривается (хотя это странно — такие дети есть в любом обычном первом классе).
Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей, есть и еще двадцать пять других...
Возможно, дело еще в чем-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребенка непременно должны его учитывать. Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребенку) звучит что-то вроде: "Он у вас способный, но такой разболтанный!".

Вариант второй

Иногда ситуация в первом классе сглаживается "небоевым" темпераментом учительницы, которая вполне логично рассуждает о том, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к школьным требованиям, что он очень подвижный, явно старается, и рано или поздно у него получится, что надо и дома приучать его к организованности и т.д. В этом случае родители, благодарно кивая, ждут, когда ребенок "приспособится", и стараются пореже заглядывать в его дневник и тетрадки по русскому языку.

Но, увы, во втором классе ситуация вместо того, чтобы исправиться, лишь усугубляется. Задел, созданный подготовкой к школе, исчерпан, надо изучать и усваивать новый материал, а ребенок уже привык к предоставляемым ему скидкам и "напрягаться" явно не собирается... Учительница с тревогой говорит, что если срочно что-то не предпринять, то все может кончиться очень плохо. А родители, привыкшие полагаться на учительницу, совершенно не понимают, о чем, собственно, речь и что же именно нужно предпринять...

В этот ответственный момент в семье должен быть "назначен" человек, который возьмет на себя организацию учебной и прочей жизни ребенка. Если есть неработающая мама, ответственная старшая сестра или дееспособная бабушка-пенсионерка — прекрасно. Ребенку сообщают следующее:

— Ситуация с твоим обучением бодренько движется в очень неблагополучном направлении. С этим надо кончать. У тебя есть отдельные недостатки, но в целом ты вполне можешь усваивать эту программу и учиться в этом классе. Мы (семья) намерены сделать все возможное, чтобы отныне так и было. Возможно, в прошлом мы совершили какие-то ошибки, пустив все на самотек. С сегодняшнего дня ситуация изменится.

В дальнейшем составляется жесткий распорядок дня, которому неуклонно следуют. Уроки готовятся строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки, никаких возможностей для отвлечений и развлечений. Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Расписание жизни висит на стене, над рабочим столом ребенка.

Каждый вечер кратко обсуждаются сегодняшние достижения и неудачи и планируются дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). У ребенка есть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т.д.

Поддерживается постоянный контакт с учительницей. Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики. Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего сдвиги станут совершенно очевидными (включение положительной обратной связи).

Если все дееспособные члены семьи работают, а оставшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, то следует отдать его в группу продленного дня. Потом вам придется заплатить деньги учительнице или воспитательнице продленного дня, чтобы при приготовлении домашних заданий она уделяла вашему ребенку особое внимание (иногда его достаточно просто сажать рядом с собой и не давать отвлекаться).

Постарайтесь, по крайней мере, три вечера в неделю проводить вместе с ребенком — гулять, ездить куда-нибудь, просто разговаривать. Неустанно выражайте свою озабоченность и интерес к его школьным делам. Хвалите за малейшие достижения. Про неудачи говорите:

— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?

Вариант третий

Ребенок пошел в школу по возрасту или даже позже (ждать еще год нельзя). Школа самая обычная, а учительница настроена вполне благожелательно. Поведение ребенка в школе "гипердинамическое", но, в общем, в пределах допустимого. При всем при этом ребенок категорически не справляется с программой.

Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтением и письмом. Учительница рекомендует уделять ребенку побольше внимания и заниматься с ним дополнительно (писать диктанты, упражнения и т.д.). Дома ребенок сидит за уроками практически все свое свободное время. Однако ситуацию это не улучшает.

Появляются соматические проблемы и всякие функциональные заболевания. У ребенка регулярно болит или кружится голова, расстраивается желудок, идет кровь из носа, нарушается сон. При обследовании выявляют то сколиоз, то шумы в сердце, то гастрит, то вегето-сосудистую дистонию. Разные специалисты прописывают ребенку огромное количество разнообразных лекарств и процедур. Если все это делать, то не хватит никакого времени и никаких денег.

Родители испытывают чувство вины: а вдруг надо было все-таки пойти к остеопату?! А вдруг именно то, дорогое американское лекарство решило бы все наши проблемы?.. Свою растерянность и раздражение они, естественно, транслируют на ребенка, их кидает из крайности в крайность. То они всерьез подозревают ребенка в том, что он симулирует, чтобы подольше не ходить в ненавистную школу, где у него и так все запущено. То, наоборот, решают, что ребенок серьезно и тяжело болен, и скармливают ему курс какого-нибудь сильнейшего препарата, побочные действия которого приводят к появлению новых, загадочных и опасных симптомов.

Правильной позицией родителей в данной ситуации будет в основном отсутствие паники и метаний из стороны в сторону. В первую очередь необходимо посетить специалиста и протестировать ребенка для определения коэффициента интеллекта. Если коэффициент интеллекта в пределах возрастных норм, и тестирование не выявляет умственной отсталости, то следующая ваша задача — всемерная поддержка ребенка и повышение его (уже, как правило, рухнувшей почти до нуля) самооценки.

— Красивое написание букв и палочек — важная, но не единственно важная вещь в жизни, — сообщаете вы ребенку. — Мы любим и принимаем тебя таким, какой ты есть. А с палочками мы будем бороться и в конце концов их переборем. Все данные для этого у тебя есть.

Далее тщательно поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или рано утром? Или разбить все это на три коротких "марш-броска"? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки? Занятий на тренажере? Натощак? Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное.

Как правило, уже вариации режима помогают отчасти разрешить или, по крайней мере, ослабить проблему хронической неуспеваемости. Помните, что у любого гипердинамического ребенка есть "плохие" и "хорошие" дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться. Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно.

Следом необходимо отыскать "позитивный ресурс". В нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе "Чук и Гек"? У Чука было то и это, он умел и это, и то, "зато Гек умел петь песни". Вот так же и с гипердинамическим ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки, или скачет на лошади, или придумывает и рисует смешные комиксы... Главное, чтобы "ресурсом" не стало сидение у телевизора или компьютера.

Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:

— Да, с учебой у нашего сына пока все не блестяще. Но зато он надежда нашей дворовой футбольной команды. Недавно забил решающий гол в игре со старшими пацанами из соседней школы. Они прямо обалдели. Их капитан так и сказал: ну ты, малолетка, даешь! А он еще в первом тайме ногу подвернул. Представляете?! Какая выдержка! Так что, мы уверены, что и с учебой все будет в порядке!

— Да, с русским языком пока полный провал. Но вот слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. Только жаль, записать их как следует он не может... Но это впереди! Мы уже так решили: как только он худо-бедно сможет их записывать, пошлем их в "Мурзилку". Там всегда на отдельной странице печатают то, что дети сочиняют. Наши рассказы ничуть не хуже, даже лучше! А письмо? Научится, разумеется!

В дальнейшем, когда самооценка ребенка слегка поднялась за счет "ресурса", на первый план выходят реабилитационные мероприятия по поводу восстановления здоровья. Ребенку сообщают:

— Все твои многочисленные болячки, по сути, есть одно, не слишком опасное заболевание — врожденные проблемы с нервной системой. Они постепенно компенсируются, то есть проходят. Ничем серьезным ты не болен, никакого особенного лечения тебе не требуется. Необходимы правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых для тебя — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. Тогда все будет нормально.

Желательно, чтобы ваше заявление подтвердил в присутствии ребенка какой-нибудь важный врач в белом халате со стетоскопом на шее и неврологическим молоточком в руке (эффект суггестии).

— Ты действительно так плохо себя чувствуешь? У тебя болит голова? Ты действительно не в состоянии сам с этим справиться? Ну хорошо, сегодня ты не пойдешь в школу. Разумеется, и речи быть не может о телевизоре, компьютере, прогулке и репетиции хора. Будешь лежать в постели и делать уроки, чтобы не отстать от класса. Жаль, что придется подвести ребят из хора. Кроме того, как раз сегодня вечером мы планировали сходить в парк покататься на машинках...

Довольно часто после подобного заявления ребенок практически мгновенно "выздоравливает" и заявляет, что голова у него "уже почти прошла", что он вполне может идти в школу, на хор и, разумеется, в парк покататься на машинках...

Через некоторое время ребенок убеждается в том, что он больше не такой уж больной, не такой уж неуспешный, и вообще — "ничем не хуже других". С этого момента вы устанавливаете плотный контакт с учительницей и/или логопедом и, согласно их рекомендациям, начинаете работать с собственно учебными проблемами ребенка — , дислексией и т.д.

Обсуждение

Очень многое зависит от учителя. Нам с ним повезло. Ребенок приходит со школы и с удовольствием рассказывает что там было. Все проходит в игровой манере. Дети не перегружаются.

Хорошая статья, спасибо!!
Хочу добавить от себя.
У меня был печальный опыт со старшей дочкой, когда не стала её готовить к школе, наслушалась, что будет скучно) Но сейчас не те времена, когда мы учились. Элементы букв, палочки, кружочки пишут мало, мягко говоря. Сразу выводят прописи, а рука не слушается.

Мы с сыном всё лето тренировали руку. Но не "через палку", а через игру. Посмотрите поиском "Письма из сказки. Обучение с увлечением". У нас пошло на ура! Это такая сказка- игра. Там куча игрушечных документом - рецепты кукольного доктора, всякие записки, справки, объявления... Сама история с детективными поворотами. Мой юноша расписАлся.

Спасибо за статью очень интересно!

Комментировать статью "Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?"

Научить читать к первому классу - значит, значительно облегчить ребенку жизнь. В школе формально читать учат, но это процесс У нас предполагается, что ребёнок к началу школы умеет читать как минимум по английски. Хотя попадаются дети, которые не умеют, и им в...

Обсуждение

Не надо. Все равно часть детей не будет уметь читать, и все равно всех начнут обучать по букварю с азов. Мой практически не умел читать, никак на успеваемости не сказалось. Девочка, которая читала лучше всех в классе, совсем не первая в классе по успеваемости.

чем лучше читает тем больше внимания можно будет уделять прочим полноценным наукам
а не читать условие задачи по слогам
научат конечно, вообще не читающих научают
но это не отличники

Малышам и детям, идущим в первый класс, лучше покупать простые карандаши, например "Конструктор". Ещё нужно ребёнку приобрести одежду и обувь. 3. Сколько надо денег на организацию экзаменов? На кормление детей, сувениры, грамоты - что там еще?

Обсуждение

У вас нет требований к одежде?
Моей оптимально было сарафан+2 юбки, жилет и жакет из хлопка. Блузки прижились трикотажные, из хлопка только парадная.
Из опыта покупок, к сентябрю купить минимум. Во-первых, что-то может оказаться неудобных для ребенка. Во вторых, в этом возрасте почти у всех скачок роста, зимой я покупала уже все на размер больше) И все, что сейчас вокруг красивое, осенью-зимой станет еще и дешевле.

Сарафан с застежкой спереди! Первоклашке неудобно сзади, да и более старшим тоже. Юбка и брюки тоже есть, но в основном сарафан используем. Блузки и водолазки трикотаж.

А теперь он заканчивает первый класс, я очень за него волнуюсь и не обойдусь без здешнего коллективного разума. Если бы в 1 классе ставили Я вижу, что ребёнок, в начале года едва складывавший слоги, теперь читает небольшие тексты. Медленнее, чем надо (10 слов в минуту...

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Уважаемые родители, чьи дети заканчивают первый класс - поделитесь, пожалуйчта, на что обращать Спросите в школе заранее, что надо будет носить с Что нужно? Девочки, кто был уже на собрании в школе или кто отучился в 1 классе и еще свежо в памяти, подскажите плиз...

Очень нужен совет, мы первый раз в первый класс. Самое главное, что ребенок на последней парте не учится. В 1 -ом классе, а уже не хочет учиться.... сын пошел в 1 -ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя...

Обсуждение

Можно попросить список примерных вопросов для собеседования в приемной комиссии или как она в школе называется:) В нашей школе список висел на 1-м этаже, что должен знать ребенок к 7-ми годам.
Что знал мой - календарь (месяцы, недели, количество дней, мог посчитать какое число и день будет через неделю и т.д.), время, умел бегло читать, писать печатными буквами, писать элементы письменных букв, умел пересказывать тексты, составлять рассказ по картинке, разбирать слова по количеству букв, звуков, слогам, на гласные-согласные, твердые-мягкие и т.д. Складывать-вычитать в пределах 100. Решать и придумывать задачи, ставить вопрос в задаче и т.д.
Поэтому в школе ему довольно легко, и все основные силы мы бросили на язык - у нас языковая школа, и на занятия в музыкалке. Но и класс у нас подобрался очень сильный, все умели читать - минимум 24 слова, максимум девочка у нас читает 110 слов. Учительница берет дополнительную литературу, чтобы загрузить детей.

У меня дочка ходит в первый класс в музыкальную школу и накопилось несколько вопросов на эту Тем более, что ребенок сам меня год упрашивал отдать в муз.школу, а теперь занимается как 1.Иногда приходиться заставлять - т.е. напоминать, что нужно сделать задание по...

Обсуждение

У меня дочка на фоно, первый класс. Занимается каждый день минимум 30 минут. Не сказала бы, что занимается дома с удовольствием, скорее по привычке, но не протестует - для нее это стало, как зубы чистить, частью каждодневной жизни. Я считаю, что так лучше, поскольку знаю по себe: занятия музыкой - не всегда удовольствие, иногда не получается и кажется, конца этому не будет. Поэтому я предпочитаю, чтобы моя дочь пока что принимала это как работу. Правда, она в последнее время вне занятий начала играть просто так, для души: повторять старые пьесы, подбирать что-то свое, просто "побрякать".

Мы в Канаде, поэтому учебники не посоветую, но наша училка, похоже, идет "от ребенка": выбирает пьесы из разных учебников и идет не по порядку. Сейчас дочь играет пьесы в 2 руки, разные приемы стакато, легато, тэнуто, сонатины, небольшие вальсы, этюды Черни.

Учительница ставит руки, пальцы, локти, спину и т.п. - уделяет большое внимание правильному исполнению какого-нибудь приема, в последнее время очень много работаем над звуком. Наша тоже идет быстро, не требует отрабатывать каждую пьесу на "отлично". Мне кажется, она один и тот же прием отрабатывает на нескольких пьесах - с каждым разом получается все лучше и лучше. Это очень отличается от того, как учили в свое время меня, но дочь моя вполне довольна - она любит новое.

Занимались в прошлом году - полгода в подготовительном классе, сейчас, соответственно, в первом.
1.Ну что значит заставляю? Напоминаю, а потом стою над душой, чтобы не отвлекался, и повторяю "Не спеши! Пальцы ставь правильно! Не дергай руку! Тут До, а не Си!"
2.Стараемся каждый день, не всегда получается. Минут 20-30.
3.Королькова в основном. И еще штук 5 книжек.
5.Обязательно!
Я никогда не ставлю себе целью, чтобы все было отлично. Точнее, я балансирую между желанием сделать отлично и страхом убить в нем любовь к занятиям. В итоге до "отлично" нам далеко, зато ходит на музыку с радостью. 16.09.2008 10:52:00, Лукьяна

Нам в школе сказали, что ребенок ничего уметь не должен, умеет читать - хорошо, нет не страшно. Писать вообще категорически не рекомендуют, потом учителя все равно переучивают по своей методике, ругают что неправильно пишут. Занимаемся в 1 классе 2 недели, дети слушают сказки, прошли букву А)) Пишут палочки, рисуют зверей.. Мы умеем читать и писать, я думаю за 1 класс как раз разучимся, пока это они до этого дойдут уже)))
Перед приемом в 1 класс был небольшой опрос, там спрашивали счет до 10, обратный счет, счет через один, между чем и чем находится та или иная цифра, написать какое то слово печатными буквами, прочитать предложение в детской книжке, спрашивали просто о себе, как зовут, сколько лет, рассказать о себе о своей семье немного о друзьях, ну и просто они поболтали с заведующей о школе.. Никаких 60 вопросов в помине не было, да и в 1 классе они еще не скоро это все пройдут, даже обидно становится зачем мы все лето занимались... Только зря потраченное время и силы

18. Ручки шариковые разных цветов
19. Карандаши простые и цветные
20. Папка для тетрадей
21. Закладки
22. Бумага для рисования
23. Цветная бумага
24. Картон
25. Гуашь
26. Круглые и плоские кисти
27. Линейка
28. Фломастеры

11.07.2011 19:41:47, аришончик

Вообще-то список должен висеть в школе. Дело в том, что у школ сейчас совершенно разные требования на этот счет. Мы, например, с 1-ого класса рисуем гуашью, а мой крестник - только акварелью. Кому-то разрешают тетради в крупную клетку, кому-то нет... И т.д. Короче - лучше в школе узнать, что требуется в _ваш_ первый класс.

Вообще-то во 2 классе уже много нового ребенок узнал, а в 1 так, училась учиться. в этом году 1 сентября ребенок пойдет в первый класс. в связи с тем, что последние два года усиленно занимались его здоровьем после тяжелой болезни, то с чтением и счетом у ребенка...

Обсуждение

А у нас появился большой багаж знаний, хотя мы шли подготовленными.
1. Чтение -сейчас 98 слов в минуту (было 20). В данный момент читаем Самоделкика.
2. Математика- в пределах 100 без перехода через десяток (к счёту до 20 это не относится).+задачи в три действия со схемами. + понятие длины (но это скорее связано со счётом (1 дм- это 1 десяток. Умножение не задавали и не знаем, хотя принцип понимает (2*3 - это три раза по 2)
3. Письмо -не учитываю умение писать как таково. Пишем под диктовку, + словарные слова, + простые правила (жи-ши, ча-ща)
В итоге мы многое получили за первый класс - это большой багаж знаний. Но нам ещё будет 7. Может в этом причина.

18.07.2003 11:46:49, Уже второклассники

Хмм, научился, но школы ли это вся заслуга? писать учила я, сидела, объясняла, каждую букву разбирали, тренировались, так что моей заслуги не меньше 80%, скромно я так:))
математика - ничему, она все умела сама и до школы, умножение наполовину выучила за компанию со старшей подругой.
труд вот был очень хороший, они и что-то шили и клеили и вообще все прекрасно
так что вроде ничего особенного

Первый год в школе – самое волнительное и сложное время для всей семьи первоклассника. Перед ребенком ставится целый ряд задач, требующих приложения с его стороны интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. В то же время для родителей этот период становится не менее трудным испытательным сроком. Чтобы дети благополучно прошли адаптацию к обучению, задача школы ‒ правильно распределить нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.

Помимо общеобязательных требований СанПиН к организации начальной школы, Министерство образования ежегодно издаёт приказ с указанием общей продолжительности учебного года и времени отдыха. К тому же для минимизации перегрузки и стрессов для первоклассников предусматриваются дополнительные каникулы. Когда же будут каникулы у первоклассников в 2018-2019 году?

Каникулы у младших классов

По законодательству при классическом четырехсеместровом обучении предусматривается, что в период с 1 сентября по 28 мая школьникам на каникулы выделяется не менее 30 дней. Окончательное решение с началом и окончанием каникулярных недель принадлежит школьной администрации. Все даты и продолжительность в неделях прописываются в годовом графике.

Для российских школ всех типов также действительны некоторые учебные положения, согласно которым:

  • дату нельзя смещать более чем на 2 недели;
  • отдых учеников должен начинаться в понедельник;
  • между четвертями ‒ не меньше 7 дней выходных;
  • перерыв летом должен быть не менее 2 месяцев;
  • учебный год нельзя начинать и заканчивать в воскресенье.

Нужно также учитывать, что Минобразования РФ вносит корректировки за несколько месяцев до начала учебного года, поэтому узнать точные даты каникул для первоклассников в 2018-2019 можно будет не раньше весны наступающего года. Хотя на основе опыта предыдущих лет уже сегодня можно сложить ориентировочный график.

Каникулы в обычной школе

Учебные заведения, которые делят год на 4 четверти, после каждой устанавливают перерыв. При этом в зимний период он обычно продолжается 2 недели, а в летний – 3 месяца.

Осенние каникулы

Первые каникулы у первоклассников в 2018-2019 году должны пройди на последней неделе октября и первой ноября. У всех будет один дополнительный выходной, связанный с важным государственным праздником – Днем народного единства, который отмечается в воскресенье 4 ноября. Согласно проекту о переносе праздничных дней, он будет перенес на понедельник. В результате начальная школа сможет отдыхать с 29 октября по 6 ноября.

Планы на новогодние выходные еще не известны, но сроки могут отличаться от привычных 10 дней отдыха.

Зимние каникулы

Новогодние каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут почти одновременно со взрослыми, поэтому можно съездить всем вместе в путешествие или провести время дома в кругу семьи. Обычно они длятся 2 недели, то есть они должны бы начаться в среду 26.12.18 и продлиться до 08.01.19 включительно. Но уже сейчас рассматривается предложение начать выходные для младших классов с 24, поэтому последним учебным днем может стать уже 21 декабря. В связи с тем, что на зимние выходные приходятся праздники Новый год и в особенности Рождество Христово, которые должны переноситься, то, надо полагать, все школьники вернуться к учебе только в среду 9 января.

Дополнительный отдых для первоклассников

Для первоклашек, которые только начинают адаптироваться к школьной жизни, законодательством предусматривается дополнительная передышка. Скорей всего, это будет последняя неделя февраля – начало марта. И хотя даты 25.02.19-03.03.19 – ориентировочные, 22.02.19 вполне может стать последний учебным днем для 1 классов. Эта неделя должна помочь маленьким школьникам восстановить силы.

Весенние каникулы

После самой сложной и длиной III четверти предусмотрен долгожданный весенний перерыв. Старшеклассникам нужно будет сосредоточиться на подготовке к экзаменам, а для первоклассников и их родителей – это прекрасная возможность научиться чему-то интересному и новому. Руководствуясь опытом прошлых лет, весенний перерыв, вероятней всего, пройдёт с 25 по 31 марта 2019 г.

Летние каникулы

Это самая долгожданная передышка, которая, как правило, длится не менее 3 месяцев. Но по закону минимальный перерыв между учебными годами может быть и 2 месяца. В связи с возможностью возникновения форс-мажорных обстоятельств длительность летнего отдыха остается на усмотрение администрации школы. Если по ряду уважительных причин школа была закрыта, то школьники учатся дольше. Хотя на практике это случается не так часто. В 2019 г. первоклассники, как обычно, уйдут на отдых первыми и, скорей всего, уже в 20 числах мая смогут закончить свой первый год познания неизвестного и нового.

Согласно закону «Об образовании РФ», каждое школьное заведение самостоятельно выбирает четвертную или триместровую систему обучения.

Триместровые каникулы

Для школ с относительно новой для России методикой обучения, где триместр длится 11 недель, при этом семидневные перерывы повторяются циклично через каждые 5 недель учебы. Каникулярный график хоть и отличается от школ с традиционной образовательной системой, новогодний и летний отдых имеет такую же продолжительность.

В 2018-2019 годах каникулы первоклашек учебных заведений, выбравших модульное обучение, будут проходить между триместрами следующим образом:

  • I – 8-14 октября;
  • II – 19-25 ноября;
  • III ‒ с 29 декабря – по 9 января (новогодние праздники)

  • IV ‒ 18-24 февраля;
  • V ‒ 8-14 апреля;
  • VI – летний перерыв начнется в период с конца мая-1 июня по 31 августа.

Такая образовательная методика привлекает многих родителей, так как она дает возможность заблаговременно строить планы. В то же время для детей создаются все условия, чтобы отдохнуть от интенсивного графика и с новым порывом вернуться к учебе.

Конечно, все даты каникул для первоклассников в 2018-2019 гг. предположительны и базируются непосредственно на подсчете общей продолжительности учебного года и запланированных выходных дат, поэтому ко Дню знаний они могут подвергнуться небольшим корректировкам.

Отклонения от запланированных сроков

Каникулярный график может быть изменен по целому ряду причин. Так, в зимний период при уличной температуре ниже 25°С занятия для 1 классов не проводятся. Хотя если температура будет выше, но скорость ветра сильнее, что усиливает мороз, администрация школы вправе объявить выходные. Аналогичная ситуация, если температура воздуха в классах станет ниже 18°С.

В период пика заболеваемости также могут быть объявлены незапланированные выходные. Обычно это бывает при эпидемии гриппа и острых вирусных инфекций. Если больше 30% школьников болеют, то школа в обязательном порядке закрывается на карантин.

Если не все, то явное большинство родителей, мечтает о послушном ребёнке-вундеркинде, который в дневнике имеет только 5+, и во всех секциях и кружках занимает если не первое, то уж как минимум второе место. Не всем быть гениями, увы, но это так. Да и вспомните, какие оценки сами-то приносили домой, и как часто ваших родителей вызывала расстроенная учительница, рассказывающая в проделках неугомонного школьника. «От осинки не родятся апельсинки». Если школьник не хватает «звёзд с неба», то может спокойный, гармонично воспитанный троечник будет лучше нервного, неуверенного в себе троечника? Ведь он всё равно останется троечником.

Итак, для благоприятного роста и развития юного школяра просто необходим режим и строгая дисциплина. Давайте рассмотрим, как приучить первоклассника к дисциплине.

Как приучить первоклассника к дисциплине

В том случае, если режима не было в дошкольной жизни ребёнка, с наступлением новой школьной эпопеи режим должен обязательно появиться и следовать ему надо всегда.

Уютным семейным вечером возьмите ватман и краски (либо тетрадный лист и ручку) и вдвоём (именно вдвоём!) с ребёнком составьте свой режим дня.

Режим

Подъём должен быть не позднее 30 минут до момента выхода из дома. Если ребёнку надо поваляться в постельке, понежиться и потянуться в своё удовольствие 10 минут — не лишайте его этих, так ему нужных, минут. Ведь от того, в каком настроение просыпается человек, зависит, как пройдёт весь день. Просто будите первоклашку чуть раньше.

После всех ванных дел обязательно приготовьте завтрак. В идеале, это молочная каша, батон с сыром и стакан какао; но и сладкого чая с бутербродом будет вполне достаточно. В каждой школе есть столовая, куда непременно должен ходить ребёнок на протяжении всей школьной жизни, дабы избежать гастритов и прочих заболеваний ЖКТ. Никакой бутерброд и яблочко, принесённые из дома, не заменят тарелку горячего супа.

Первоклашек, обычно, провожают и встречают родители. Используйте дорогу в школу для постановки целей на учебный день, а дорогу домой посвятите разбору того, как эти цели были выполнены.

После уроков прогуляйтесь с ребёнком, идите домой длинно дорогой или обойдите свой дом пару раз. Дома накормите обедом и уложите на дневной сон. Да, ни один первоклашка не ляжет спать днём, но пусть хоть 10 минут лежит на диване без телевизора и гаджетов. Через несколько минут спокойного лежания 9 из 10 детей засыпают. 30 минут дневного сна для первоклашек творят чудеса.

После отдыха приступайте к выполнению домашнего задания. , если у него пять секций и три кружка? Очень просто: отказаться от всего лишнего, оставив только одно, на взгляд родителя самое важное, занятие. Лучше, если предпочтение отдастся спорту. Но если даже этот один кружок будет мешать спокойному обучению в школе, следует отказаться и от него.

  • Сейчас для первоклашки главное получать удовлетворение от процесса обучения в школе. Смазав эти восторженные впечатления в самом начале обучения, можно затереть навсегда интерес к познанию чего-то нового и интересного.

После выполнения домашнего задания посмотрите семейный фильм или вместе приготовьте ужин. За час до отбоя следует прекратить все активные мероприятия, приглушить свет, принять ванну, и, поболтав с любимым чадом несколько минут о прошедшем дне, пожелать ему «спокойной ночи!».

Как только ребёнок начнёт «канючить» и просить не делать того, что вами вместе было отражено в распорядке дня, родитель должен спокойным и твёрдым голосом сказать: «правила нарушать нельзя, ведь мы вместе с тобой их составили и вместе будем их придерживаться».

  • Как заниматься с первоклассником, если условия диктует он, а не родитель? Никак. Отступив от своих слов лишь однажды, шантаж от хитреца в будущем вам обеспечен. Спокойно и твёрдо гните свою линию. Знайте — вы правы и действуете в интересах своего ребёнка.

Мотивация школьника

Чем замотивировать юного школяра, чтобы при упоминании школы не вводить его в уныние? Например, можно предложить культурную программу: «закончишь четверть без троек — пойдём праздновать в кафе, а потом в кинотеатре посмотрим новый фильм».

Можно внести дух соревнований. Любой взрослый хотел бы научиться чему-то очень давно, но всё не находил на это время. Договоритесь: «в эту четверть я учу 100 новых слов по-английски/ вышиваю эту картину крестиком/рисую натюрморт/пишу первую главу своей книги о космических путешествиях…, а ты получаешь на одну пятёрку в четверти больше/читаешь на 1 страницу в день больше/начинаешь по 3 строчки в день своим самым красивым почерком…

За всё, даже за абсолютные пустяки, написал строчку без исправлений — молодец! Решил пример сам или не капризничал перед выполнением домашнего задания — умничка! Будьте рядом, подбадривайте, даже в самых провальных ситуациях, всегда есть хоть какой-то повод для похвалы.

  • Екатерина, которая уже много-много лет как перестала быть ребёнком, вспоминает: «мне в детстве почти никогда не говорили «молодец», однажды мы с мамой ехали на эскалаторе, и я в конце вовремя перепрыгнула, мама сказала: «молодец». Я потом десятки раз правильно вела себя на эскалаторе, но никогда больше не услышала этого слова. Я перепрыгивала, оглядывалась на маму, а она молчала…»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным . Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

На этапе подготовки

Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад , посещал подготовительные курсы , спортивные или развивающие занятия - ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Еще один неоспоримый плюс - если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает . Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду - психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь - гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.

Первый раз в первый класс

Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота - самое главное.

Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома - тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни - стресс для ребенка . Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка - это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».

Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.

Обязательный и полноценное питание . Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.

Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться . Конечно, замечательно, если завтрак - привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого - обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда - индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.

Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье - бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.

Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.

Не перегружать . Первый класс - достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе , свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему , и он легко справляется с программой - тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, или кружках.

Помогать в организации . Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то , которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.

Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.

Наша мама- Жанна рассказывает : «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет - я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».