Воспитание бережного отношения к игрушкам. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения. Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Беседа с родителями на тему «О бережном отношение ребёнка к игрушкам»

Подготовила Стрыгина А.Н.

Цель: воспитываем у детей бережное отношение к игрушкам.

Для начала давайте разберемся, почему ребенок мог сломать игрушку. Спокойно, не повышая интонации, задайте ему этот вопрос. Лучше это сделать, когда ребенок не расстроен и не напуган. Что может ответить малыш? Какие выводы можно сделать из этого ответа?

Я не знал, что она сломается”. Подумайте, может быть, вы дали ребенку игрушку, слишком хрупкую или сложную в обращении для детей его возраста? У малышей 2-4 лет еще плохо развита мелкая моторика, маленькие ручки бывают очень неловкими. Не стоит дарить им игрушки с мелкими и хрупкими деталями, тем более что у маленького ребенка есть риск проглотить или вдохнуть такую деталь. А может быть, игрушка просто была недостаточно хорошего качества?

Я играл во врача (парикмахера, ремонт машин и т. п). ” Действительно, увлекшись игрой, ребенок может состричь волосы кукле, раскрасить фломастерами шерсть мишки, разобрать игрушечный автомобиль. Малыш в момент игры не задумывается, что “сделать, как было” у него уже не получится. Не стоит ругать и стыдить ребенка в этом случае. Лучше объяснить ему, что в результате его деятельности игрушки меняются необратимо, и теперь ему придется играть с куклой, у которой больше никогда не будет длинных волос, а медведь останется весь в пятнах от фломастеров. Новых точно таких же игрушек ребенку покупать не нужно. Иначе у вашего отпрыска сложится впечатление, что с игрушками можно делать все что угодно - мама или папа все равно купит новые.

Я хотел посмотреть, что там внутри”. Интерес к устройству окружающих предметов - вполне естественная черта детского характера. За это тоже не следует ругать, лучше купите ребенку несколько игрушек, которые можно собирать и разбирать без вреда для них. Кроме того, такого ребенка может заинтересовать конструктор или мозаика. Эти игры очень полезны для развития мелкой моторики и пространственного мышления.

Предложите ребенку, чтобы, когда ему в следующий раз захочется что-то разобрать, он обратился за помощью к взрослым - они объяснят, как устроен интересующий его предмет.

«Я рассердился на куклу, она вела себя плохо. » А вот это уже тревожный сигнал. Возможно, у ребенка скопилась нереализованная агрессия. Если дитя ломает игрушки и другие предметы в приступах гнева, наказания и угрозы не помогут - а наоборот, спровоцируют новые срывы. В этом случае нужно обратиться к детскому психологу. Может быть, у вашего малыша есть какие-то проблемы, о которых вы не знаете? Последите за своим собственным поведением: не случалось ли вам терять самоконтроль в присутствии ребенка? Дети очень легко перенимают как положительные, так и отрицательные привычки своих родителей, не забывайте об этом.

В любом случае, если вы будете ругать и стыдить ребенка, это научит прятать сломанные игрушки и скрывать все свои проблемы и ошибки. Будет лучше, если вы объясните ему, что все, во что вложен труд других людей, нужно беречь и уважать. Да и вообще, если с игрушками обращаться плохо, они могут обидеться и уйти. И новым игрушкам скажут, чтобы не приходили из магазина играть с ребенком, который может их сломать. Такая новость станет для вашего малыша поводом задуматься, прежде чем разрисовывать фломастерами очередную куклу или кидаться кубиками из окна.

Необходимо постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок - прежде всего на собственном примере. Начните уборку первым и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки - все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже - к порядку в доме.

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

Хранится это учебный год, потом выбрасывается, - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру , их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к . Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто . Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

    Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

    Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

    Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

    Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

    Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

    Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

    Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.

    Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

    Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

    Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.

Светлана Садова

МБДОУ «УНДС №1 «Петушок»

Конспект занятия «Игрушки»

для средней группы

Выполнила: Хохлова М.Н.

воспитатель средней группы

Тема: «Игрушки»

Цели:

    Учить рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качества, свойства;

    Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о предметах;

    Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложноподчиненные и сложносочиненные предложения;

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: рассматривание в повседневной жизни предметов, игрушек, отгадывание загадок.

Оборудование: мяч, воздушный шарик, Петрушка, курица, киска, барабан.

Словарная работа: непромокаемый, водонепроницаемый.

Ход занятия

Ведущий: Ребята, сегодня утром я нашла около нашей группы какой – то ящик. На нем что-то написано. Давайте прочитаем. Здесь написано: «Для самых аккуратных и послушных детей».

Ведущий: Дети, вы аккуратные, послушные?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда это для вас. Давайте прочитаем, что же там написано еще. «Если отгадаете загадки, получите подарки». Вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда слушайте первую загадку.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)!

Открываю коробку и достаю воздушный шарик.

Ведущий: А вот и я воздушный шарик. Я прилетел, чтобы ребята обо мне рассказали, а то я не знаю, какой я. Расскажем?

Дети: Да.

Ведущий: Посмотрите на шарик и скажите, какого он цвета и формы?

Ариан: Шарик белого цвета и круглой формы.

Ведущий: Почему он воздушный?

Артем: Воздушный значит в нем воздух, поэтому он легкий и летает.

Ведущий: Посмотрите, ребята, я сейчас немного выпущу воздух из шарика, а вы скажите, что с ним будет.

Кита: Он станет маленьким.

Ведущий: Что вы сделали? я не хочу быть маленьким! Хорошо! Я прибавлю тебе воздуха.

Ведущий: Какой стал шарик?

Витя: Шарик стал большим.

Ведущий: Так тебе нравится? Ты из мягкой резины, а она растягивается. Леша, из чего сделан шарик?

Рахим: Шарик сделан из мягкой резины, а она растягивается.

Ведущий: Я опять стал большой и красивый. А я могу лететь, когда пойдет дождь?

Ведущий: Дети, а если мы польем шарик водой, что будет?

Наташа: Вода скатывается, потому что шарик гладкий, мы его вытрем, и он полетит.

Ведущий: Ты, шарик, непромокаемый, как все предметы сделанные из резины.

Ведущий: Теперь я все про себя знаю. Я красивый, круглый, белый и умею летать, потому что я воздушный. Я могу быть маленьким и большим, потому что я из мягкой резины – резиновый, гладкий и водонепроницаемый. Даже в дождик могу летать.

Ведущий: А теперь, ребята, следующая загадка:

Ростом мал да удал,

От меня ускакал (мяч)

Ведущий: А вот и мячик, а про меня расскажете какой я, а то я не знаю.

Дети: Да.

Ведущий: Ребята, мячик какого цвета, формы, из чего он сделан?

Антон: Мячик красного цвета, круглой формы и тоже сделан из резины.

Ведущий: Да, молодец Антон, а еще мячик упругий, скачет, но и летит, если его бросить. Смотрите мяч водонепроницаемый, может плыть по воде.

Ведущий: Дети, как здорово, мы рассказали про мячик, а теперь он хочет с нами поиграть в игру, которая называется «Не урони».

Физминутка «Не урони».

(Дети становятся в круг и передают друг другу мяч).

Ведущий: Ребята, а здесь еще подарок. Загадка.

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех (Петрушка).

Ведущий: Вот он, какой веселый Петрушка! Но и он тоже пришел не с пустыми руками. Отгадайте, что принес с собой Петрушка?

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

Ведущий: Отгадайте еще загадку.

Клохчет, клохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)

Ведущий: Ребята, еще одна загадка.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

Ведущий: Молодцы, дети вы все загадки отгадали. А сейчас, ребята, подумайте, как, одним словом можно назвать все эти подарки? Воздушный шарик, мяч, Петрушка, барабан, курица, кошка – это…

Дети: Игрушки!

Ведущий: Молодцы, дети! А какие вы знаете стихи об игрушках? Давайте вспомним их. Дети рассказывают стихи С. Маршака «Мяч»,

Леша А. : Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад,

А потом ты покатился

И назад не воротился

Там попал под колесо

Хлопнул, лопнул вот и все!!!

Артем: Киска, киска, киска брысь!!!

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Антон: Курица-Красавица у меня жила,

Ах, какая умная курица была,

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги,

А когда управиться, сядет у ворот

Сказочку расскажет, песенку споет.

Ведущий: Дети любят игрушки – так все говорят. Ну, а разве игрушки не любят ребят? Мы игрушки не только любим, но и бережем. Поставим их на шкаф, пусть отдохнут, а воздушный шарик привяжем к окну, чтобы с нами остался и не скучал.

Ведущий: А сами сыграем в игру «Раздувайся пузырь».

Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание бережного отношения детей» к чему-либо очень специфический. Нет никаких специальных методик и рекомендаций по воспитанию бережного отношения детей к игрушкам, окружающим их предметам и людям. Всё это дети получают в семье, и только на примере взрослых.

Часто можно наблюдать такую ситуацию: девочка играла с подружками. Кто-то оторвал у куклы ногу. Малышка безутешно плачет. Я наблюдала разные реакции мамочек:

  1. Успокаивают свою малышку, приговаривая: «Какая нехорошая Таня: сломала куклу, не плачь, я тебе куплю новую, еще лучше!».
  2. А вот мама говорит: «Успокойся, мы придём домой и вылечим твоей Кате ножку, и она снова будет, как новая»
  3. «Не плачь, давай пожалеем её, посмотрим и вставим Кате ножку на место, Вот так! Разве можно так обращаться с куклой? Нет! Просто в следующий раз будьте все внимательны и осторожны в игре. Ведь ваши мамы не дёргают вас за руки и ноги (фраза относится ко всем играющим)»

Подобные ситуации можно рассматривать и с другими игрушками. Как часто мы видим в игрушках наших детей сломанные автомобили, различные стрелялки, измятые книги и прочее.

Взрослые просто забывают или не задумываются, что на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Поэтому следует обратить внимание на вопросы воспитания бережного отношения детей к игрушкам, книгам и в целом к окружающим предметам.

Бережное отношение детей к игрушкам

Но, следует помнить, что, воспитывая бережливость, не следует ожидать быстрых результатов, а пример своей бережливости необходимо показывать систематически.

На вопрос: «как научить ребёнка беречь игрушки?» можно ответить примерно таким образом:

  • Покупая малышу новую игрушку, вы и он должны точно знать, что с этой игрушкой ваши сын или дочь будут делать. Нужна ли данная игрушка вашему ребёнку ребёнку вообще?Пример: мама с Мишей выбирают игрушки, Миша просит машинку. Мама недоумевает: «Зачем тебе ещё одна машинка? У нас же есть?» Миша: «Хочу возить Мишку (любимая игрушка мальчика)». Цель Миши понятна, действительно, такой машинки у Миши нет. Позднее мальчику можно предложить коллекционировать машинки.
  • Следует помнить — игрушка должна соответствовать возрасту ребёнка. Не стоит покупать управляемые любыми способами игрушки двухлетнему малышу. Он не умеет пользоваться ни одним способом управления и научить его этому пока невозможно, да и нет необходимости. Он всё равно сломает такую игрушку, она ему просто непонятна. А это идёт вразрез с воспитанием бережливости. То же самое правило следует соблюдать при выборе различных конструкторов.

  • Не выбрасывайте сразу же сломанную игрушку. Подумайте вместе с малышом, как можно исправить поломку. Благодаря вашей заботе об игрушке, ребёнок почувствует ваш интерес к его играм и игрушкам.
  • Мама и папа должны точно понимать, когда игрушка сломалась случайно, нечаянно, а когда намеренно. От этого должна зависеть ваша реакция на поломку.
  • Приучайте ребёнка убирать игрушки. Это не всегда просто: Машенька всегда со слезами на глазах приводит в порядок свои игрушки. Как заставить ребёнка без слёз убирать игрушки на место? Мама Маши нашла способ: «давай ты уберёшь игрушки, а я помою посуду, а потом мы вместе пойдём гулять». Мама точно знает, что Маша любит соревноваться и каждый раз придумывает себе занятия во время уборки девочкой игрушек. При таком способе дело обходится без слёз. Можно заинтересовать детей занятием, любимым делом после того, как они уберут игрушки. Следует ввести в привычку – наводить в игровом уголке порядок на ночь, перед тем, как уходите из дому. Хорошим понятным мотивом для этого может послужить аргумент: «Вдруг к нам придёт кто-нибудь в гости…» С взрослением детей дошкольного возраста приучают к бережному отношению к своим близким людям, вещам, посуде, мебели и прочее.

Воспитываем бережливость у детей

Что такое бережливость и как её воспитать? В наше время много соблазнов: красиво оформленные игрушки, украшения, книги – всё это привлекает взгляд детей.

А каковы возможности родителей? Смогут ли они удовлетворить детское «хочу!» и нужно ли это «хочу» удовлетворять? Ведь игрушки сегодняшнего дня не отличаются особой прочностью и качеством. Запомните, ребёнок должен понимать, что родители работают, и на заработанные денежные средства семья живёт. Привлекайте ребёнка к распределению бюджета, вместе планируйте покупки не только игрушек, но и продуктов, одежды, обуви и т. д.

Наблюдая за ежедневным трудом родителей, обсуждая траты семьи, дети начинают понимать заботу «о хлебе насущном». В такой ситуации малыш не будет требовать невозможного и приобретёт опыт не только бережного отношения к вещам, но и получит элементарные знания в вопросах семейного бюджета.

Беседа с детьми младшей группы на тему: «Береги игрушки».

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться: тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе.

Ход беседы:

Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель : Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети: Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель: А почему игрушки от нас убежали?
Дети: Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель: Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя: Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель: Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня: Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ! (Агния Барто).
Воспитатель: Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети: Надо, чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель: Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные, пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята: А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
(Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель: Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята: Книжка
Воспитатель: Правильно, книжка. Ребята посмотрите, картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку.
(Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель: Ребята, можно рвать книжки?
Ребята: Нет, нельзя.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель: Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята: Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель: А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята: Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель: Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».