Как образование связано с воспитанием. Воспитание. А что было в Афинах

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Расстановка ударений: ВОСПИ`ТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕ`НИЕ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. В. о. - дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В сов. школе в процессе В. о. осуществляются осн. задачи коммунистического воспитания.

Крупные мыслители и педагоги прошлого, обобщая практику обучения и образования, указывали, что обучение всегда является в той или иной мере воспитывающим. Нем. бурж. педагог И. Ф, Гербарт утверждал: "Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств" ("Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении", М., 1906, с. 199), Вследствие буржуазной ограниченности своих педагогических взглядов Гербарт не сумел понять диалектику взаимоотношений между воспитанием и обучением, рассматривая обучение лишь как средство воспитания. Решающую роль в системе В. о. он отводил религии.

Передовые русские педагоги и мыслители подчёркивали исключительную ценность науки для воспитания подрастающих поколений. Н. И. Пирогов писал: "...Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется,- иногда глубоко, и потому для поверхностного знания незаметно,- другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести" (Избр. пед. соч., 1952, с. 229). Придавая большое значение В. о., К. Д. Ушинский писал, что ученье - есть могущественнейший орган воспитания. Н. Г. Чернышевский отмечал, что научное образование не только даёт знания и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства у человека.

Научное решение вопроса о сущности В. о. и условиях достижения его необходимой эффективности даёт марксистско-ленинская теория воспитания. Воспитывающий характер обучения есть выражение объективно существующей связи между обучением и воспитанием. Обучение всегда воспитывает. Но характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие уч-ся определяются идейной направленностью обучения, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами уч. Работы. Воспитывает весь процесс обучения в целом, а не к.-л. особые "воспитательные моменты". Эффективность В. о. зависит от того, как объективные возможности уч. предметов сознательно и в необходимой системе раскрываются учителем, какие методы обучения он применяет.

В антагонистич. обществе В. о. отражает классовые узкокорыстные цели господствующих классов. Бурж. теория и практика В. о. целиком служат укреплению бурж. идеологии и капиталистических общественных отношений. В бурж. школе существует неразрешимое противоречие между обучением и воспитанием детей трудящихся. Науч. знания находятся в конфликте с бурж. целями воспитания - формировать у подрастающих поколений антинаучное идеалистич. мировоззрение, воспитывать их в духе примирения классовых интересов и полного подчинения капиталистич. порядкам. Одно из самых распространённых в настоящее время течений субъективного идеализма - экзистенциализм - откровенно отрицает важное значение науки и науч. знаний. По мнению экзистенциалистов, науч. знания поверхностны и относительны, а методы науч. познания крайне несовершенны. Один из известных франц. экзистенциалистов А. Камю писал: "Земля ли кружится вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли - это совершенно безразлично, это пустой вопрос" ("Le mythe de Sisyphe", P., 1942, p. 16), Отрицание роли науки и науч. мышления, фальсификация объективных науч. знаний - яркое проявление классовой сущности бурж. воспитания в процессе обучения.

В обществе, строящем коммунизм, обучение должно быть и является коммунистически воспитывающим, оно направлено на осуществление всестороннего развития личности уч-ся. Воспитательные задачи школы на совр. этапе коммунистнч. строительства определяются Программой КПСС. Па недопустимость разрыва между обучением и воспитанием указал Июньский (1963) пленум ЦК КПСС. Важнейшее условие достижения задач коммунистич. воспитания - научность обучения. Всё содержание уч. занятий должно быть безупречно в научном отношении. В речи на 3-м съезде РКСМ В. И. Ленин подчёркивал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, к-рые выработало человечество.

Научность обучения неразрывно связана с коммунистич, идейной направленностью процесса обучения. "Целевая установка, которую мы преследуем в нашей школе,- указывала Н. К. Крупская,- дать знания, необходимые для перестройки жизни на социалистических началах. Все отрасли науки должны быть поставлены на службу социалистическому строительству. И преподаватель должен подходить к преподаванию науки именно с этой точки зрения. Он должен вскрывать перед ребятами связь между теорией и ее практическим применением в интересах соцстроительства" (Пед. соч., т. 3, 1959, с. 555).

Вооружая школьников системой подлинно научных знаний о природе и обществе, обеспечивая их переработку в сознании уч-ся, сов. школа помогает уч-ся выработать основы коммунистич. мировоззрения, сформировать собственные взгляды и убеждения, усвоить принципы морального кодекса строителя коммунизма, превратить великие и благородные идеи коммунизма в личное достояние. Школа и учитель, обучая детей, воспитывают их волю и характер, формируют эстетич. вкусы и эмоции школьников. Обучение, поощряющее творческие силы уч-ся, самостоятельность в ученье и труде, способствует развитию мышления, речи, воображения и других познавательных способностей.

В 1 - 4-х классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей социалистич. Родины, о Коммунистич. партии Советского Союза. Вооружая младших школьников элементарными знаниями о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. На конкретных примерах детям показывается могущество человеческого знания, помогающего использовать и преобразовывать природу в интересах народа, коммунистич. строительства. В процессе В. о. дети приобретают элементарные понятия о коммунистич. нравственности, у них воспитываются чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины. Связь обучения с трудом способствует выработке уже с ранних лет коммунистич. отношения к труду, к общественной собственности (см. Начальная школа).

В средних и старших классах школы на основе углублённого и систематич. изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков науч. мировоззрения и усвоению ими норм коммунистич. нравственности. Преподавание основ естественно-математич. наук (математики, физики, химии, биологии, физич. географии) подводит уч-ся к осознанию идеи материальности объективного мира, познаваемости закономерностей его развития, идеи о взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном развитии, изменении под влиянием естественных причин. Эти же уч. предметы и общетехнич. дисциплины знакомят уч-ся с преобразующей природу деятельностью сов. людей, с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию молодёжи в духе советского патриотизма.

Изучение основ общественных наук (истории, обществоведения, лит-ры, экономич. географии) подводит школьников к марксистскому пониманию явлений общественной жизни. Они убеждаются в том, что духовная жизнь общества, общественное сознание есть отражение материальной жизни общества, общественного бытия, что история развития общества есть, прежде всего, история развития способов производства и вместе с тем история самих производителей материальных благ - история трудящихся масс. У школьников воспитывается уверенность в неизбежной победе коммунизма, готовность принять активное участие в коммунистич. строительстве. Велико значение гуманитарных предметов и в нравственном воспитании и эстетическом воспитании уч-ся.

В обучении нельзя ограничиваться хорошим усвоением материала, имеющегося в учебниках. Как бы ни были жизненны изложенные в них знания, они не могут отразить всего богатства бурно развивающейся жизни. Необходимо в связи с логикой изучаемого уч. материала систематически знакомить уч-ся с политич., хозяйственной и культурной жизнью Сов. Союза, с трудом сов. людей, с жизнью и борьбой народов зарубежных стран, с достижениями и проблемами совр. науки.

Воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами уч. работы, способами движения уч-ся от незнания к знанию. Обращаясь к молодёжи, Ленин следующим образом определял пути подлинного усвоения знаний: "...на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования" (Соч., т. 31, с. 264).

Методы обучения должны помочь уч-ся осознать материальность объективного мира, причинную обусловленность явлений, законов развития природы и общества. Активная познавательная и практич. деятельность уч-ся в уч. процессе, усиление роли самостоятельных и практич. работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения (см. Активизация процесса обучения, Сознательность и активность).

Воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение уч-ся знаний о природе и общественной жизни, о моральных нормах поведения, но и обязательно требует формирования коммунистически направленного, личностного отношения уч-ся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений, Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности уч-ся по претворению коммунистич. идеалов в жизнь. Проведённая по инициативе КПСС перестройка системы нар. образования на основе укрепления связи школы с жизнью, трудом, с практикой коммунистич. строительства создаёт новые, исключительного принципиального значения, условия для успешного осуществления принципа В.. о. (см. ст, Коммунистическое воспитание).

Лит.: Крупская Н. К. Пед. соч, в 10 тт., т. 3, М., 1959; Данилов М. А. и Есипов Б. П. Дидактика, М., 1957, с. 116 - 24; Моносзон Э. И. Об усовершенствовании преподавания гуманитарных предметов, "Советская педагогика", 1962, № 4.

Э. И. Моносзон. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Многие родители знают, как тяжело воспитывать ребенка в современном мире. Множество техники, гаджетов и игр накладывают большой отпечаток на развитие малышей и подростков. Очень редко в парке можно встретить школьников, с настоящими книгами в руках или рисующими классики на асфальте. Многие считают это пережитками далекого прошлого. А так ли далеко это прошлое и что забирает настоящее у современных детей?

Что такое воспитание и обучение?

Нужно отметить, что воспитание - это целый комплекс мероприятий, направленных на формирование личности. Великий ученый Павлов считал, что воспитание - это способ и возможность сохранения исторической памяти популяции.

В свою очередь обучение - это процесс формирования новых навыков, знаний и умений, а также развитие творческих способностей. Нужно отметить, что прослеживается четкая взаимосвязь воспитания и обучения. Ведь эти процессы всегда идут "рука об руку". Нельзя чему-то стараться научить ребенка, у которого не заложен процесс обучения и усидчивость с детства. Задачи обучения должны совпадать с целями и возможностями.

Типы взаимодействия обучения и воспитания

1. Непрерывная связь. Этот тип характеризуется постоянным непрерывным процессом воспитания во время образования и наоборот. В свою очередь процессы становятся единым целым и ребенок не воспринимает их как нечто разобщенное.

2. Параллельная взаимосвязь воспитания и обучения. Так осуществляются все процессы трансформации и преобразования детской энергии после школьных занятий: кружки, факультативы. Таким образом происходит обучение параллельно воспитанию.

3. Воспитание ребенка может осуществляться и вне образовательного процесса, однако оно всегда должно придерживаться определенной строгой концепции обучения. Это могут быть семейные вечера или чаепития, где вы изучаете этикет или основы экологии. Многие семьи ходят в походы или устраивают пикники, что бы научить детей правильному поведению в лесу, возле водоема или в парке. При этом в любой семье должно в первую очередь соблюдаться правило сохранения семейных ценностей и традиций.

4. Процесс воспитания может проходить и вне образования, например, в клубах или на дискотеках. Такой тип чаще всего характерен для подростков и более взрослых детей. Обычно родители боятся такого воспитательного типа, однако очень часто он играет решающую роль в становлении личности.

Механизм формирования единства обучения и воспитания

Многие считают что процесс воспитания происходит сам по себе, без особых усилий. Однако это - большое заблуждение. Ведь воспитание - это изменение уже имеющихся психологических установок, а также развитие новых. Этот процесс не может проходить быстро и без каких-либо усилий.

Основы обучения и воспитания закладываются еще в младенчестве, когда вы читаете ребенку сказки или поете колыбельные, когда вы учите его говорить, ходить и складывать игрушки. При этом ребенок обязательно должен вступать в межличностные отношения, чтобы опробовать свои навыки.

Педагогическое воздействия на ребенка

Для того чтобы ребенок принял какую-либо социальную установку, он должен обладать какими-либо знаниями о ней, она должна вызывать какие-либо эмоции и быть подкрепленной действием. Например, если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, сначала расскажите как и для чего это нужно сделать, затем охарактеризуйте то, что может случится, если их не завязать, и покажите как это делается.

Стадии процессов

И обучение, и воспитание детей протекает в следующих стадиях:

  1. Повышенное внимание.
  2. Интерес.
  3. Новая информация.
  4. Побуждение к действию или конечный результат.

Таким образом получается, что без какого-либо одного звена, невозможно формирование полноценного навыка. Например, если ребенку не будет важен конечный результат, то у него не возникнет интереса, или наоборот.

Психологические основы воспитания и обучения

При формировании любых навыков у ребенка должны присутствовать следующие ступени:

  1. Знание как нужно поступать.
  2. Желание совершать положительные поступки.
  3. Визуализация (видел, что так поступают взрослые).
  4. Самоупражнение.

Все обязательно должны учитывать возраст ребенка. Нельзя одинаково объяснять или пытаться научить чему-то годовалого малыша и десятилетнего школьника. Также стоит принимать во внимание индивидуальные особенности психо-физического развития ребенка и коллектив, в котором он находится.

Существуют методики убеждения и стимулирования в формировании определенных навыков у детей. Однако необходимо строго и четко придерживаться их постоянно. Нельзя сегодня поощрить ребенка за то, что он сложил свои игрушки, а завтра этого не сделать или, наоборот, поругать его за это. Также можно воспользоваться методом создания определенной деятельности в воспитании и обучении школьника или подростка.

Задачи обучения - это создание необходимых навыков, которые должны соответствовать конкретному типу личности ребенка. Невозможно не учитывая индивидуальные особенности применять педагогические приемы.

Проблемы современного воспитания и обучения

Современные программы обучения для детей настолько обширны и развиты, что их можно применять практически с рождения. Многие торопятся и начинают образовательный процесс еще до того, как ребенок научился говорить или освоил навыки ходьбы.

Методы и средства воспитания направлены на формирование личностных лидерских качеств и умений ими пользоваться. Однако за всем этим скрывается явная эмоциональная и умственная перегрузка. Многие родителе в стремлении сделать своего ребенка особенным забывают, что он еще ребенок. Зачастую у детей пропадает интерес к простым детским играм и занятиям, а также интерес к общению между собой.

Программа воспитания и обучения в детском саду

В целом программа в детском саду делится по возрастным группам. Дети младшего возраста осваивают методику формирования четкого распорядка дня. Здесь учитываются питание, сон и игровые навыки.

Дети осваивают навыки в соответствии с физическим и психическим развитием. Программа воспитания и обучения в детском саду во всех возрастных группах основывается на доверительных отношениях между детьми и воспитателем, а также на профессиональных навыках и умениях последних.

Результаты обучения детей нельзя оценивать сразу и одинаково. Ведь некоторые воспринимают информацию по особенному и могут креативно применять свои навыки в жизни. Многие ученые считают, что устойчивая связь определенного навыка возникает спустя 21 день ежедневного повторения. У детей данный принцип совершенно не работает. Некоторые схватывают и применяют новые знания с первого раза, а для других нужна мотивация и заинтересованность.

Как общаться с ребенком

Если вы хотите выстроить с ребенком определенную цепочку знаний, которые приведут к формированию какого-либо навыка, то вам необходимо сначала выстроить доверительные отношения. Порядок общения с ребенком всегда начинается с личностного контакта. Если вы видите, что ваш юный оппонент не в духе или не настроен на какую-либо беседу, то лучше этот момент отложить.

Все дело в том, что вы, стремясь создать положительный навык, можете сформировать отрицательный. Это очень часто прослеживается с подростками. Он, как бы делают наоборот. Хотя на самом деле виноват "педагог".

Порядок общения с ребенком в любом возрасте не должен быть навязчивым и явно поучающим. Например, если вы хотите научить ребенка бережно относится к природе, для этого не обязательно усаживать его перед собой со словами: "И так, сегодня мы поговорим о...". Такие моменты отпечатываются в памяти крайне негативно.

Результат обучения не всегда может быть ожидаемым. Если вы неправильно выбрали мотивацию или разъяснили возможный исход, то и навык может сформироваться совершенно неожиданный.

Очень часто в общении с ребенком взрослые придерживаются осторожности, обходят некоторые моменты стороной. Дети зачастую воспринимают это как недоверие и не могут полностью открыться.

Революции в области обучения

Издавна считается, что дети учатся в школе. А так ли это на самом деле? Непрерывная взаимосвязь воспитания и обучения привела к тому, что родители-учителя стали лучше, чем профессиональные педагоги. Они легче входят в личностный контакт и правильнее учитывают психологические особенности ребенка. Фактор индивидуального подхода в этом случае также решает многое. Ведь учитель в классе не может уделить много времени каждому школьнику.

В настоящее время происходит замена устного слова на письменное. Многим детям гораздо проще изъяснятся на бумаге, а также воспринимать письменную речь, нежели устную.

Третья революция - введение печатного слова. Она же сменилась четвертой - полной автоматизацией. В настоящее время тяжело представить школьника без компьютера, телефона или планшета. Печатные книжные издания стали редкостью, а контрольные работы пишутся на компьютерах.

Выводы

Любые нельзя расценивать как хорошие или плохие. В настоящее время существует множество методик воспитания и обучения, каждая из которых в отдельном случае может быть самой хорошей, а в другом самой плохой.

Тесная взаимосвязь воспитания и обучения приводит к формированию базовых навыков уже с рождения, которые в последствии должны подкрепляться и развиваться в детском саду, школе и вузе.

Методы воспитания не стоит путать с методами воздействия. Ведь при воспитании мы путем формирования определенного навыка хотим получить конечный результат - определенное личностное качество. Путем воздействия на ребенка мы стремимся получить мгновенный результат: остановись, не делай этого, и т. д.

В настоящее время многие родители придерживаются направления ограничения запретов в воспитании детей. Такая методика может иметь место только в том случае, если есть четкие рамки и границы, в которых вы ее применяете. Осознание запретов должно присутствовать в любом случае.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя: цели образования, содержание образования, принципы и методы, формы, результаты образования.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина):

  • 1) цель обучения (для чего учить);
  • 2) содержание учебной информации (чему учить);
  • 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
  • 4) преподаватель;
  • 5) учащийся.

B. Я. Свирский так характеризует педагогический процесс: педагогические цели обусловливают деятельность преподавателя, который организует интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с учеником, мотивирует учебную собственную деятельность ученика, от характера которой зависят полученные результаты педагогического процесса.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель -* принципы -* содержание -* методы -* средства -* формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

C. И. Архангельский формулирует следующие законы педагогического процесса.

I. Закон единства учебной и обучающей деятельности, в результате чего формируется система знаний ученика в соответствии с целями и задачами обучения.

  • 2. Закон единства обучения и воспитания, в результате чего достигается всесторонне развитие личности учащегося.
  • 3. Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Учебная и воспитательная деятельность обусловливают профессионально-научную подготовку обучаемого.

Функции обучения следующие.

  • 1. Образовательная функция - обучающие цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения учащихся.
  • 2. Воспитательная функция - реализация цели формирования отношений учащихся к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.
  • 3. Развивающая функция - реализация цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов, интеллекта учащихся, духовного развития личности.

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

  • - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
  • - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
  • - развитие мышления, памяти, творческих способностей;
  • - совершенствование учебных умений и навыков;
  • - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.