Заметка в православную газету «Православные праздники в детском саду

Знаете, что было написано в одной массовой газете относительно Пасхи? Цитирую: «Пасха является самым первым христианским праздником. Его история своими корнями уходит в глубокую древность». Вот вам пример вопиющего противоречия, когда последующее предложение совершенно опровергает предыдущее. Христианству всего 2 тысячи лет. А история празднования Пасхи действительно «своими корнями уходит в глубокую древность». Вот только «глубокая древность» — это вовсе не 2 тысячи лет, а десятки тысяч лет.

Ниже приведены несколько версий происхождения праздника Пасхи.

Первая версия состоит в том, что прообразом Пасхи является славяно-арийский праздник Пасхетъ – день памяти о 15 летнем переселении наших Великих Предков из Даарии в Рассению и Беловодье. Память о том, как Предки наши в шестнадцатое Лето славили всех Богов и жреца Спаса за спасение от Потопа Великого.

Первый Великий Потоп на Мидгард-Земле произошёл в результате уничтожения её луны Лели, на которой сосредоточились представители тёмных сил из Пекельного мира - Кощеи для вторжения на Мидгард.

Светлый Бог - Даждьбог Тарх, Перунов Сын, прибывший с Ингард-Земли, не позволил Кощеям напасть на Мидгард-Землю. Он нанёс удар по Леле и уничтожил силы Тьмы, но при этом разрушилась Леля.

В современном мире считается, что Пасха – это праздник в честь Воскрешения Иисуса и схождения его с креста. В этот день распятый спаситель покинул лона своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято печь куличи и паску, а так же красить яйца.

Вы не задумывались почему? Пасха – языческий праздник или православный?

Давайте же посмотрим правде в глаза.

По сути, у нас произошло два весьма неприятных события. Первое – это беспочвенная кража исконно славянских праздников пришлой религией. Хотя они и раньше делали подобные вещи, хотя бы даже тогда, когда переименовали свою «правоверную церковь и религию Христа» в православную, которая на тот момент являлась истинной верой Славян. И именно из-за подмены этих понятий считается, что все мы исконно православные. Да, мы исконно православные, но никак не рабы Иисуса Христа и его правоверной церкви.

Второе событие – это объединение двух весьма древних славянских праздников в один. Что привело к еще большей путанице в понятиях и смыслах.

С Древних времен, как гласят Веды, существовал у славян великий праздник «Пасхетъ», который праздновался в честь завершения 15-ти летнего исхода славяно-арийских родов из Даарии, прародины наших Предков (примерная дата 5-8 апреля, 36 Дайлетъ). Легенды и традиции Вед говорят нам об этом событии следующее. 111 819 лет назад (в 109 806 г. до н.э.) существа Кощеи захватили один из спутников Мидгард-Земли (планеты Земля) Луну Лелю и устроили на ней свое гнездо. С нее они спускались на Землю и терроризировали народы, населявшие ее. И тогда великий Тарх Даждьбог, покровитель родов Арийских, Уничтожил Луну, и пала она на Землю огненным дождем. Из-за падения обломков Луны на Землю и изменения магнитного воздействия произошло смещение оси вращения Земли, и она начала свои маятниковые колебания. Вследствие всего этого и начался Великий потоп (описанный так же и в Библии, но с большим искажением), погрузивший великую Даарию в пучину океанов. Но многие из родов Арийских успели спастись и перейти по каменному перешейку (Рипейским горам) на континент. 15 лет длился этот исход и на 16-е лето был основан великий город Асгард Ирийский (нынешний Омск), и началось великое расселение Ариев по всей Мидгард-Земле.

Окончательное затопление материка произошло не сразу. Даария то опускалась в океан, то поднималась из океана, но, в конце концов, Священная Прародина Славяно-Арийских народов ушла под воды Северного ледовитого (Студеного) океана. На поверхности остались некоторые высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа и другие острова.

В честь этого события и появился праздник Пасхетъ, что в переводе с Х’Арийской Рунической письменности означает: «П уть АС ами Х одяше Е сть Т вердо Ъ (сотворяша), т.е. Путь, по которому шли Боги», который несет в себе память о происшедшем. С тех пор на Пасхет принято красить яйца и при встрече бить их друг о друга, и тогда разбитое яйцо считалось яйцом Кощея (разрушенной Луной Леей), а целое – Даждьбожьим (то есть силой Тарха Даждьбога, разрушившего пристанище Кощеев). Само крашение яиц вызвано событиями падения обломков Луны Лели на Землю, которые как огненный (метеоритный) дождь пролились на землю и вызвала возмущение в атмосфере сродни северному сиянию (поистине красивое зрелище, вызванное весьма трагичным событием. Небо в то время переливалось огнем и красками всего светового спектра). В последствии даже появились сказки про некого злого Кощея, который воровал красавиц, жег города и земли и был почти бессмертен, так как истинная смерть его была спрятана в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (т.е. фактически в небесах).

С одним праздником разобрались, теперь перейдем ко второму. К сожалению, без юмора, по крайней мере тех, кто помладше здесь не обойдётся, но все же.

Примерно 16 апреля (если переводить на современный календарь) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, наступление весны, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия. Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая. На праздник этот так же было принято печь куличи, как символ мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог который сейчас называют паской, как символ женского плодородия. И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия – яркое тому подтверждение.

Для справки: символ мужской силы и плодородия у славян обозначается словом «Кол» (прямой перевод как стержень), женской силы – словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений.

Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа». Ну, если точнее, не христиане, а так называемые «Отцы христианской церкви» на первом Вселенском соборе Христианских Церквей в Никее (325 г.) «вложили иной смысл» в этот, да и во многие другие традиционные праздники.

Христианство в те времена с большим трудом проникало в умы людей, и отцы новой религии изо всех сил стремились привлечь в свою религию широкие народные массы. Зачем? Власть и деньги, всё как всегда. Поэтому отцы церкви не гнушались никакими методами, дабы вырвать народ из дохристианского ведического мировоззрения и ввести их в лоно своей церкви. С этой целью на сходках проповедников новой религии постановили: «А переделаем-ка мы историю жизни Христа так, чтобы её ключевые даты приходились в точности на все основные языческие праздники». Гениальное решение!

Народ по привычке праздновал все свои традиционные праздники, только батюшки с крестами в эти дни развели очень бурную деятельность и, в конце концов, убедили народ, что все эти праздники так или иначе связаны с житием Христа. А вот о реальном смысле этих праздников людям было предложено забыть. Предложение подкреплялось, с одной стороны, обещанием рая, а с другой стороны, обещанием пыток и костров. С раем, как вы понимаете, до сих пор не всё понятно, а вот с кострами всё было очень реально: еретиков сжигали целыми деревнями и посёлками! Более того, христианские храмы были установлены исключительно на местах бывших дохристианских поклонений. Это тоже на том самом соборе придумали, чтобы люди ходили молиться на привычные для них места. Многие из вас слышали, наверное, что, дескать, «церкви установлены на каких-то там особых энергетических местах»? Всё верно, люди издавна поклонялись своим богам только в районах, имеющих сильную энергетику, где связь со сверхъестественными существами устанавливалась легче. А христианские церкви были воздвигнуты именно на этих местах, поэтому в таких церквах и «чудеса» всякие случаются, и исцеления. Однако в новых храмах, которые устанавливаются, ориентируясь не на энергетику места, а на мнение главных городских архитекторов, никаких особых «чудес» происходить не может, да и «связь со Всевышним» там весьма проблематична. Впрочем, примитивные фокусы с «плачущими иконами» в таких храмах иногда практикуют, дабы привлечь паству.

Интересно, что традицию печь пасхальные куличи и раскрашивать куриные яйца в день Пасхи настоятели церкви так и не смогли уничтожить (хотя очень старались). Поэтому был запущен в оборот план «Б». Это традиционный для религии «запасной план»: что не удалось искоренить, то переиначим на свой лад. Поэтому батюшки до сих пор изо всех сил пытаются увязать пасхальные куличи и крашенные яйца с христианством, притом пояснения выдумывают: одно нелепее другого.

К примеру, так: «Значение пасхального хлеба состоит в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки, хотя и приготовлен из дрожжевого теста». Или так: «Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами)». Отлично, почему бы тогда на Пасху квас ни пить, который тоже на дрожжевой закваске делается? Или пиво? А как насчёт дрожжевого яблочного пирога? Или такой бред: «В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова». Простите, какое же это отношение имеет раскрашенное куриное яйцо к гробу живоносному и к воскрешению Христа?! Вы видите связь? Лично я — нет. Ну, это уж, как говорится, «Не пришей рукав туда, куда не принято!» Вот ещё примерчик: «Пасхальное яйцо своим красным цветом может напомнить ту бесценную Кровь, которая дала нам вечное спасение». А вот, например, морковка изначально красная, так почему бы не грызть её на Пасху? А томатный сок — так и вовсе на кровь похож предельно. Яйца то ещё красить надо и, притом, не всегда они красного цвета. Просто в красный цвет яйцо покрасить легче. Ещё одна идея: «Святая Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь». Вот скажите, дорогие читатели, с чего бы это Мария Магдалина вдруг решила раскрасить куриное яйцо и вручить его императору Рима в качестве затравки для разговора? В чём смысл таких действий? Это нормально, как, по-вашему? Как, вообще, здравомыслящему человеку может прийти в голову идея отправиться на аудиенцию к директору Римской Империи с… раскрашенным яйцом! Что бы о ней подумал император, в конце концов? Как в такое, в принципе, можно поверить?!

Пасхальный хлеб и яйца обозначают мужские детородные органы, а идея заключалась в символическом осеменении поля для получения хорошего урожая. Притом размер, в данном случае, имел большое значение: по поверьям, чем выше пасхальный хлеб, тем лучшего урожая впоследствии можно будет ожидать. Праздничную еду относили не к священникам с мокрыми вениками в руках, а на поля для их символического «оплодотворения». Понимаете теперь, какой серьезной проблемой для христианских священников является адаптация такого праздника с такими-то символами к христианской религии? Идея была провальной с самого начала, поскольку этот праздник даже не имеет чёткой фиксации по времени: он имеет привязку к весеннему равноденствию и лунным фазам, а потому каждый год он выпадает на разную дату. Именно после Пасхи можно приступать к первым посевным работам, что и отражало смысл пасхального праздника во все времена. А идея, что Христос воскрес то в один день, то в другой — не кажется ли вам совершенно нелепой? Ведь Рождество, Крещение, Благовещение и многие другие религиозные праздники (конечно же, ранее бывшие языческими праздниками!) отмечаются ежегодно в одну и ту же дату.

А вот еще версия о происхождении праздника Пасхи:

Внимательный читатель Голубиной книги и других древних текстов (летописей, богословских книг), особенно написанных старой (дореволюционной) орфографией (на так называемом церковно-славянском языке), мог заметить некоторый разнобой в написании, казалось бы, одних и тех же слов. Например, в одном месте написано много ХРИСТИАН православных , а в другом – КРЕСТЬЯНЫ православные . В летописях можно найти слова проливашет кровь ХРЕСТЬЯНСКУ . Что это значит?

Наше сознание, зомбированное современным монистическим Мировоззрением и спекулятивным (церковным и научным) мышлением, автоматически (по заранее заданной программе) подводит к незамысловатому ответу на вопрос о причине несовпадения в написании вроде бы одинаковых слов у отечественных книжников.

Поскольку (по мнению книжников) наши Предки знали и понимали о себе и Мире меньше, чем мы (ибо соответствующими приборами и научными знаниями не обладали), поскольку они были малограмотными, то писали они – кому как бог на душу положит. Поэтому все вышеприведённые слова надо читать и писать в современной российской орфографии, исправляя неученых предков правильно: ХРИСТИАН православных, ХРИСТЬЯНЕ православные, кровь ХРИСТИАНСКУЮ , ведь речь идёт везде вроде бы о верующих во Христа.

Но взгляд на данный (и любой) вопрос не с книжной (библейской) точки зрения, а спозиции Мировоззрения Триединой Жизни наших Белосветных Пращуров – Русов – даёт принципиально другое понимание данного вопроса и приводит к качественно иным выводам.

Сакральный подход к всемирной истории последних тысячелетий приводит к выводу о том, что человечество стремительно со всё возрастающей скоростью деградирует в Нраве и Уме (безумие в ближайшие годы примет массовый масштаб).

Наши далёкие Предки были неизмеримо умнее и нравственнее нас, правильно понимая истинную суть Мира и смысла своего пребывания в нём, потому что их качественно иное Мировоззрение и мышление позволяло им знать то, о чём мы не имеем даже представления, зачастую не понимая и не догадываясь, о чём вообще идёт речь в древних текстах (и каков смысл древних изображений).

Поэтому для того, чтобы понять, правильно или не правильно написаны какие-то слова, а главное – что они означают, какой их глубинный (истинный) смысл, надо иметь верное представление о Мировоззрении прошлых веков и тысячелетий – о понимании Предками Мира и Его устройства хотя бы в пределах нашего Звёздного острова (Солнечной системы).

В понятийной системе Сакральных Знаний есть такие важные слова-понятия как КРЕСТ и ХРЕСТ, которые имеют отношение и к механике Космических процессов нашего Звёздного образования.

Животворящий КРЕСТ, графически обозначаемый прямоугольным крестом в круге, присутствует в околоземном пространстве в виде взаимодействующих друг с другом потоков Земной и Звёздной энергии и служит механизмом проецирования на Землю Космической энергетики, которая вызывает к жизни и поддерживает все процессы на нашей Планете.

Солнце, проходя по четырём вершинам Животворящего Креста, фиксирует для землян наступление четырёх сезонов природного годового цикла и четырёх главных годовых праздников – Зимнее и Летнее Солнцестояние, а также Весеннее и Осеннее равноденствие. Эти праздники по Кресту называются соответственно КРЕСТьянскими и связаны в основном с Духовной жизнью тела и плотским здоровьем. Крестьянский цикл задавал ритм жизни и весь процесс взаимоотношений с Природой и Землёй-матушкой у соответствующего сословия – КРЕСТЬЯНСТВА.

Понятие же ХРЕСТА связано с организационным устройством нашего Звёздного острова – с динамикой Небесной механики. Когда наша Космическая система ещё имела полноценное устройство, характер движения Планет был иным и имел в частности ХРЕСТОобразный участок траектории в виде буквы «Х», который наши Предки так и называли ПАЗ Ха. В день, когда наша Планета проходила эту точку своего космического пути, на Земле отмечали соответствующий праздник с названием ПАЗХА, которая позднее по мере изменения (деградации) огласовки превратилась в Пасху.

Представление о значимости этого дня в годовом Природном цикле сохранилось в простонародном дохристианском названии Пазхи – Велик День.

Эта важнейшая для Духовной жизни Души точка годового цикла увязана с циклом Животворящего креста таким образом, что наступает в настоящее время в первое воскресенье (которое в Древней Руси называлось Неделей) после первого Полнолуния, наступавшего вслед за Весенним равноденствием.

Поэтому Пасха происходит на всех Планетах всех Звёздных систем, даже если характер их орбитального движения изменился и они не пересекают Х-образный участок траектории, но его место сохраняется и на эллиптической орбите (как в наше время).

За этим ХРЕСТианским циклом в силу его определяющей важности и ценности для Души следили Духовные наставники, которых так и называли ХРЕСТиане.

Если же знать, что Исконная религия Русов – ПРАВОСЛАВИЕ (дохристианское), тогда можно будет догадаться, кого и почему называли Православные КРЕСТьяне, а кого Православные ХРЕСТьяне.

Кстати, прозвище основателя соответствующего вероучения ХРИСТОС, означающее просто ПОМАЗАННИК (то есть ПОСВЯЩЁННЫЙ), писалось порой на Руси (да и в греческих текстах) – ХРЕСТос.

Современная же книжная (библейская и научно-атеистическая) интерпретация слова Пасха как и всё, что основано на искусственном – оторванном от естественной Жизни – Мировоззрении, привязывает этимологию данного слова к одному из событий истории т.н. богоизбранного народа.

И выходит, что, если бы не было исхода из Египетского плена, то и не было такого праздника как Песах (для диких аборигенов Русской Земли – Пасха).

Если бы не было на Земле богоизбранного племени, то не родился бы в колене давидовом сын Божий. И не был бы распят на кресте. И не воскрес бы вслед за этим. И не праздновали бы иудо-христиане всего мира Песах-Пасху как главный церковный праздник…

Вопрос же о том, почему т.н. пасхальная обрядность и символика уходит в добиблейскую глубь времён, почему этот древнейший религиозный праздник всех земных коренных народов – прежде всего народов Белой Расы – привязан именно в этой точке годового природного цикла жизни планетарного тела Земли в составе космического организма нашего звёздного острова (солнечной системы) – все эти (и другие) вопросы остаются без ответа…

Для первоначальной полноты впечатления от сказанного о естественно природном происхождении пазхи (т.н. пасхи) стоит добавить и такой непосредственно связанный с данной темой факт.

Очень многие иудо-христианские иконы являются переделками с той или иной степенью искажения икон исконной религии Древних Русов (дохристианского) Право-Словия (Православия). Сокровенный смысл древнейших икон народной=языческой Руси содержался не только в изображениях, но и в используемых на иконах словах.

Как было сказано выше, в орбитальном движении планет нашего звёздного острова в далёкие допотопные времена присутствовал Х-образный участок – ПазХа, в момент прохождения которого на планете наступал соответствующий праздник.

Траектория всех планет в целом напоминала восьмёрку, в середине которой и находился ПазХа. В цетнре двух половинок восьмёрки находились две т.н. тронные звезды и одна из них носила древнерусское название ИНЦИ.

Иудо-христианская традиция сохранила на своих заимствованных из Древности иконах это слово без изменений. Изменения были внесены только в смысл этого имени тронной звезды. Как?

Это слово объявили аббревиатурой, которую для библеизированных русских аборигенов расшифровали в соответствии с новозаветной мифологией как Иисус Назорей Царь Иудейский.

Вслед за т.н. первым русским митрополитом 11 века Иларионом каждый приверженец иудо-христианского вероучения на Русской Земле должен повторять слова митрополита:

Благословен Господь Бог Израилев,

Бог христианский.

Частично была использована
+++
Понравилась статья? Подпишитесь на обновления портала «Любодар» (заполните форму справа вверху страницы).

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .

Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.

Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

В канун очередного празднования Пасхи я в очередной раз слышал множество разъяснений, споров и мнений по поводу происхождения связанных с Пасхой ритуалов. А вот, что было написано в одном из адресованных мне писем: "Владимир Петрович, наверное, многие обвинят меня в ереси, но я склоняюсь к мнению, что на самом деле Пасха не имеет к христианству никакого отношения.

Что Вы думаете по этому поводу?" Всё это вдохновило меня на написание данной статьи, в которой я решил рассказать своим читателям о том, "что же я думаю по этому поводу". Я надеюсь, что моя статья не шокирует вас, но заставит подумать о многих важных вещах, связанных с религией. Хочу особо подчеркнуть, что здесь изложено не столько моё личное мнение, сколько достоверные исторические факты.

Знаете, что было написано в одной массовой газете относительно Пасхи? Цитирую: "Пасха является самым первым христианским праздником. Его история своими корнями уходит в глубокую древность". Вот вам пример вопиющего противоречия, когда последующее предложение совершенно опровергает предыдущее. Христианству всего 2 тысячи лет. А история празднования Пасхи действительно "своими корнями уходит в глубокую древность". Вот только "глубокая древность" - это вовсе не 2 тысячи лет, а десятки тысяч лет. То есть, праздновали люди Пасху с тех самых пор, когда они, люди, вообще начали что-то праздновать. Пасха - это древний языческий праздник начала посева.

Читаем дальше заметку: "Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа". Ну, если точнее, не христиане, а так называемые "Отцы христианской церкви" на первом Вселенском соборе Христианских Церквей в Никее (325 г.) "вложили иной смысл" в этот, да и во многие другие традиционные праздники. Расскажу, как же в действительности дело было.

Христианство в те времена с большим трудом проникало в умы людей, и отцы новой религии изо всех сил стремились привлечь в свою религию широкие народные массы. Зачем? Власть и деньги, всё как всегда. Поэтому отцы церкви не гнушались никакими методами, дабы вырвать народ из, так называемых, языческих религий и ввести их в лоно своей церкви. С этой целью на сходках проповедников новой религии постановили: "А переделаем-ка мы историю жизни Христа так, чтобы её ключевые даты приходились в точности на все основные языческие праздники". Гениальное решение! Народ по привычке праздновал все свои традиционные праздники, только батюшки с крестами в эти дни развели очень бурную деятельность и, в конце концов, убедили народ, что все эти праздники так или иначе связаны с житием Христа. А вот о реальном смысле этих праздников людям было предложено забыть. Предложение подкреплялось, с одной стороны, обещанием рая, а с другой стороны, обещанием пыток и костров. С раем, как вы понимаете, до сих пор не всё понятно, а вот с кострами всё было очень реально: еретиков сжигали целыми деревнями и посёлками! Более того, христианские храмы были установлены исключительно на местах бывших языческих поклонений. Это тоже на том самом соборе придумали, чтобы люди ходили молиться на привычные для них места. Многие из вас слышали, наверное, что, дескать, "церкви установлены на каких-то там особых энергетических местах"? Всё верно, люди издавна поклонялись своим богам только в районах, имеющих сильную энергетику, где связь со сверхъестественными существами устанавливалась легче. А христианские церкви были воздвигнуты именно на этих местах, поэтому в таких церквах и "чудеса" всякие случаются, и исцеления. Однако в новых храмах, которые устанавливаются, ориентируясь не на энергетику места, а на мнение главных городских архитекторов, никаких особых "чудес" происходить не может, да и "связь со Всевышним" там весьма проблематична. Впрочем, примитивные фокусы с "плачущими иконами" в таких храмах иногда практикуют, дабы привлечь паству.

Интересно, что традицию печь пасхальные куличи и раскрашивать куриные яйца в день Пасхи настоятели церкви так и не смогли уничтожить (хотя очень старались). Поэтому был запущен в оборот план "Б". Это традиционный для религии "запасной план": что не удалось искоренить, то переиначим на свой лад. Поэтому батюшки до сих пор изо всех сил пытаются увязать пасхальные куличи и крашенные яйца с христианством, притом пояснения выдумывают: одно нелепее другого.

К примеру, так: "Значение пасхального хлеба состоит в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки, хотя и приготовлен из дрожжевого теста". Или так: "Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами)". Отлично, почему бы тогда на Пасху квас ни пить, который тоже на дрожжевой закваске делается? Или пиво? А как насчёт дрожжевого яблочного пирога? Или такой бред: "В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова". Простите, какое же это отношение имеет раскрашенное куриное яйцо к гробу живоносному и к воскрешению Христа?! Вы видите связь? Лично я - нет. Ну, это уж, как говорится, "Не пришей рукав туда, куда не принято!" Вот ещё примерчик: "Пасхальное яйцо своим красным цветом может напомнить ту бесценную Кровь, которая дала нам вечное спасение". А вот, например, морковка изначально красная, так почему бы не грызть её на Пасху? А томатный сок - так и вовсе на кровь похож предельно. Яйца то ещё красить надо и, притом, не всегда они красного цвета. Просто в красный цвет яйцо покрасить легче. Ещё одна идея: "Святая Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" - и таким образом начала свою проповедь". Вот скажите, дорогие читатели, с чего бы это Мария Магдалина вдруг решила раскрасить куриное яйцо и вручить его императору Рима в качестве затравки для разговора? В чём смысл таких действий? Это нормально, как, по-вашему? Как, вообще, здравомыслящему человеку может прийти в голову идея отправиться на аудиенцию к директору Римской Империи с... раскрашенным яйцом! Что бы о ней подумал император, в конце концов? Как в такое, в принципе, можно поверить?! Продолжать перечисление этих нелепостей я не буду, вы всё это неоднократно слышали и читали.

Реальная суть в том, что пасхальный хлеб и яйца обозначают мужские детородные органы, а идея заключалась в символическом осеменении поля для получения хорошего урожая. Притом размер, в данном случае, имел большое значение: по поверьям, чем выше пасхальный хлеб, тем лучшего урожая впоследствии можно будет ожидать. Отнюдь не случайно пасхальный хлеб имеет именно ТАКОЙ вид. И относили праздничную еду не к священникам с мокрыми вениками в руках, а на поля для их символического "оплодотворения". Понимаете теперь, какой серьезной проблемой для христианских священников является адаптация такого праздника с такими-то символами к христианской религии? Идея была провальной с самого начала, поскольку этот праздник даже не имеет чёткой фиксации по времени: он имеет привязку к весеннему равноденствию и лунным фазам, а потому каждый год он выпадает на разную дату. Именно после Пасхи можно приступать к первым посевным работам, что и отражало смысл пасхального праздника во все времена. А идея, что Христос воскрес то в один день, то в другой - не кажется ли вам совершенно нелепой? Ведь Рождество, Крещение, Благовещение и многие другие религиозные праздники (конечно же, ранее бывшие языческими праздниками!) отмечаются ежегодно в одну и ту же дату.

Поймите меня правильно, я не являюсь противником христианства как религиозно-философского течения. Я подвергаю критике лишь тех самых "отцов церкви", которые занимались и занимаются популяризацией религии лживыми и отвратительными методами, извращая и уничтожая народные традиции, практиковавшиеся тысячелетиями с реальной пользой для людей. А у вас, дорогие читатели, имеется очевидное информационное преимущество: вы теперь знаете то, о чём многие другие ещё только догадываются.

Дорогие друзья и читатели газеты «Вечное сокровище»!
В году, особенно весной, много разных праздников, и я думаю, что это неплохо! Есть причина позвонить родным и друзьям, поговорить о жизни, пойти в гости – словом, пообщаться. А это уже не мало в наше быстротечное время, когда так не хватает свободного времени...

Поэтому, от имени нашей редакции, мы поздравляем всех вас с праздником весны и пробуждения, праздником жизни и нового начала, Божьей Любви и вечной Надежды! Будьте счастливы по-настоящему, живите полноценной жизнью, наслаждайтесь, вместе с вашими близкими, каждой минутой жизни, которая отпущена нам Богом!

Среди многих праздников есть особый, который по-своему, но празднуют почти все народы и религии мира! У евреев этот праздник он называется Песах, у христиан – Пасха, у мусульман - Ид уль-адха (Курбан байрам). В отличие от других праздников, у этих есть две отличительные черты: во-первых, божественное начало этих праздников и, во-вторых, присутствие невинно умирающей жертвы, в большинстве случаев – агнца (ягненка).

Евреи получили повеление от Бога – праздновать Песах: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам…, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его...Это Пасха Господня» (Исх. 12:1-14).
В еврейской традиции слово «Песах» происходит от глагола «Пасах», что в переводе означает «миновал, перепрыгнул». Иными словами, «миновать, перепрыгнуть» из состояния духовной и физической несвободы, из состояния рабства – к свободе! Подлинное освобождение очень близко – с приходом Машиаха, т.е. Мессии, Израиль освободится от пут рабства. Песах – это завет между Богом и человеком, между Творцом и Его творением, благодаря которому мы переходим от безысходности, длинной череды проблем в нашей жизни – к жизни под Божьей защитой.

В христианском мире Пасха – это главный праздник! В местности, где я вырос, на Пасху здороваются друг с другом: «Христос воскрес!», а отвечают: «Воистину воскрес!» Это и есть главная весть и смысл христианской Пасхи.

Многие привыкли понимать праздник так: провести предпраздничный пост, а потом приготовить корзинку в церковь и обильный стол, чтобы отпраздновать по всем традициям нашей культуры. А как это происходит, вы и сами знаете... Но что же подразумевает под Пасхой Евангелие?
Естественно, исторически иудейская и христианская традиция связаны между собой, хотя бы потому, что у нас единый источник веры – Священное Писание. Выше я вкратце уже изложил историю происхождения Песаха. Отмечая этот праздник, евреи каждый раз с благодарностью вспоминают всесильную Божью руку, освободившую их из египетского рабства. Но как это произошло? На протяжении многих столетий каждая еврейская семья закалала ягненка, или чистое животное (чистое не в смысле гигиены, а в смысле кошерности). Кровью смазывали косяки дверей, а мясо съедали. Без принесения жертвы не могло быть праздника, эта жертва имела огромное значение: перед выходом из Египта косяки дверей у евреев были помазаны кровью агнца – и они избежали печальной участи, которая постигла остальных жителей Египта (в каждом доме погиб первородный). Таким образом, кровь и принесенная жертва защитили дома евреев.

Вы спросите: какое отношение всё это имеет к христианской Пасхе? Самое непосредственное! Библия говорит, что «всё почти по закону очищается кровию, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Грех, соделанный нами, не исчезает в никуда и не смывается водой или химическими средствами. ТОЛЬКО КРОВЬЮ! «...И не кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию (Христовой)...» (Евр. 9:12).

Вот почему есть общность в религиях мира, но только Евангелие раскрывает подлинный смысл всего плана спасения нашего мира. И не кровью животных, но кровью Агнца Божия, т.е. Иисуса Христа. В Первом послании коринфянам апостол Павел писал: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас» (5:7). Таким образом, Пасха – это не куличи, не зайцы, не приготовления корзиночки и даже не день! Ибо наш Пасхальный Агнец - Христос уже принесен в жертву! Это та Пасха, которая дает реальное освобождение, потому что это Христос воскресший, а не лежащий в могиле у богатого...

Мы нуждаемся в Иисусе Христе не по праздникам, а каждый день и каждую минуту! Это наш Господь и Спаситель всего мира от безнадежности и смерти! Это реальная свобода от сил зла, пагубных зависимостей и всего того, что разрушает нашу жизнь.
ХРИСТОС ВОСКРЕС! И пусть весь мир воскликнет: ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

Главный редактор, доктор богословия Павел ХИМИНЕЦ

Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про светлый и добрый праздник Пасху и ее традиции. Расскажем сегодня детям про Пасху.

Самым простым кратким вариантом для малышей может стать объяснение, что это день рождения Сына Божьего нашего, а для тех, кто постарше можно добавить о том, что воскрешение Иисуса олицетворяет победу добра над злом, света над тьмой и жизни над смертью.

История праздника

Пасха — главный религиозный праздник в христианстве. Во всем мире верующие празднуют воскрешение Божьего Сына Иисуса Христа. История праздника насчитывает более 2000 лет.

Согласно Библии сын Божий Иисус Христос был распят на кресте и умер мученической смертью прямо на нем на горе Голгофа. По преданию после того, как тело Иисуса сняли с Христа, его погребли в небольшой скале в саду его ученика Иосифа. Вход был закрыт огромным камнем, а возле входа поставили охрану, чтобы тело не было похищено.

Но в третью ночь произошло чудо, с небес на землю спустился ангел и помог открыть вход в пещеру Иисуса. Охранники замерли на месте от изумления и не смогли пошевельнуться со страху. Придя в себя, они побежали в храм оповестить священника о происшествии. В это время несколько девушек, пришедших в пещеру для помазания тела благовонным миро, Иисуса там не обнаружили. Зато их встретил ангел, который сказал: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Сам Иисус предстал перед Марией Магдаленой и одним из своих учеников и вел беседы о Божьем Царстве в течение 40 дней.

Традиции праздника Пасхи

Праздник светлой Пасхи отмечается традиционно в соответствии с лунно-солнечным календарем, поэтому дата праздника каждый год меняется. Дата праздника приходится на первое воскресенье после весеннего полнолуния. При этом символично, что Пасха празднуется только в воскресенье. Существует еще несколько основных традиций, связанных с празднованием Пасхи.

Традиция красить яйца

По одной из легенд, когда Мария Магдалена преподнесла радостную весть императору Тиберию, что Христос Воскрес, он ответил, что скорее куриное яйцо вдруг стало бы красным, нежели воскрес умерший. Тут же яйцо, которое Мария показала Тиберию, стало красным. Поэтому красное яйцо и считается символом Пасхи.

В этом видео предлагается интересный мастер-класс окрашивания яиц, к которому интересно приобщить и деток. Капать разными красками и в каждом яйце делать открытия — то, что нужно, чтобы заинтересовать деток:

Творожная пасха

Традиция делать творожную пасху связана с местом распятия Иисуса Христа. Творожная масса в форме холма олицетворяет гору Голгофа, на которой был распят сын Божий.

Как приготовить творожную пасху смотрите в видео:

Куличи-куличи...

Традиция печь куличи объясняется тем, что по преданию, саван Иисуса Христа был такой же круглой формы, как и кулич. Кулич печется только из сдобного дрожжевого теста. Вот один из миллиона рецептов выпекания куличей:

Мои дети всегда ждут, когда же мама станет печь куличи и вкусную сдобу))) А как с этим у вас?

Про традицию красить яйца есть еще одна занимательная легенда. Король Франции Людовик Святой был освобожден из плена и собирался домой. На устроенном пиру главным украшением были разноцветные яйца. Этот день совпал с празднованием Пасхи.

На Украине есть интересный пасхальный обычай. Ребята обливают в пасхальный понедельник девушек водой, а во вторник девушки в отместку обливают холодной водой ребят.

В Бельгии деткам рассказывают, будто бы колокола не звонят до Пасхи, потому что они уехали в гости в Рим, а вернутся после Пасхи с гостинцами в виде яиц и кроликов.

В Болгарии к Пасхе готовят глиняные горшки разного размера, красиво раскрашенные и с добрыми пожеланиями. В пасху они сбрасываются с крыш и верхних этажей в честь победы над злом, а любой проходящий мимо может поднять черепок горшка на счастье.

В католичестве главным символом Пасхи является кролик. Детки верят, что если будут себя хорошо вести, то пасхальный заяц придет накануне светлого праздника и принесет разноцветные яйца в подарок.

Пасха вдохновила на создание шедевром многих мастеров. Одним из таковых был знаменитый ювелир Петер Карл Фаберже, создавший знаменитые на весь мир шедевры — яйца Фаберже.

Во многих странах Пасхальный день является государственным праздником и выходным. В некоторых странах даже не один, а несколько дней.

Как провести Пасху вместе с детьми

Провести Пасху с детьми можно полезно, весело и занимательно, если предварительно подготовиться. Мы предлагаем несколько универсальных идей, а также некоторые необычные занятия, которыми вы вполне можете заняться со своими малышами на Пасху.

В процессе подготовки вы можете рассказать своему ребенку историю праздника, традиции и приобщить его к выпечке куличей, покраске яиц и украшению дома.

Пасхальный день принято начинать с плотного праздничного завтрака со свежеприготовленными куличами, яйцами и другими вкусностями. Также принято поздравлять друг друга и вести неспешные беседы. После завтрака обязательно поиграйте в пасхальные игры, загадывайте загадки, читайте стихи и пойте песни.

В светлый пасхальный день гостеприимные хозяева распахивают свои двери для многочисленных посетителей. В этот день также принято посещать храм. Также обязательно сходите на народные гуляния, посвященные этому празднику!

Если вам крупно повезло и вы живете в частном доме, то, скорее всего, на вашем участке есть хоть одно дерево. Украсьте с ребенком его декоративным пасхальными яйцами, возможно даже сделанными вместе с малышом. Эта традиция пришла из Западной Европы, но отлично прижилась и в России. Дерево символизирует райское дерево Жизни. Оно обязательно добавит положительных эмоций, порадует окружающих и добавит праздничного настроения.

Идеи для домашнего пасхального творчества с детьми

Обычно на Пасху принято красить яйца и печь куличи. Но для детей, особенно маленьких, даже небольшая помощь трудная и неинтересная. Поэтому лучше стоит придумать что-то еще. Как правило, на Пасху большее внимание уделяется праздничному столу, а вот декору интерьера внимания достается значительно меньше. Вот в этом деле и можно и нужно попросить ваше чадо помочь и украсить дом к празднику или сделать детскую поделку к Пасхе в детский сад или школу. Идей для этого масса.

Вот какие поделки к Пасхе мы предлагаем:

Рисунок «Пасха»

Для создания пасхального рисунка можно воспользоваться одним из прошлых наших мастер-классов:

Яичная гирлянда

Самая легкая поделка – это гирлянда из раскрашенных бумажных яиц. Вырезаете из бумаги яйца, раскрашиваете их любыми доступными средствами, в том числе красками, гуашью, карандашами, фломастерами, а потом с помощью прищепок или скрепок прикрепляете их на веревку друг за другом или по-отдельности.

Для этой же цели отлично подойдут яйца для поделок из пенопласта или пустая яичная скорлупа:

Пасхальный кролик оригами

Курочка из одноразовой бумажной тарелки.

Также очень простая поделка. Отрезаем половину тарелки – это будет телом нашей курочки. От второй части мы отрезаем один сектор – это будет хвостик, который мы крепим к одной стороне тельца. Со второй стороны мы нарисуем или приклеим глаза из имеющегося материала, предварительно вырезанный хохолок и клюв. По желанию можно чем-то раскрасить.

Еще больше пасхальных поделок для детей смотрите в рубрике « ».

Вдохновитесь и пройдитесь по струнам ритма, рифмы и души, окунувшись в

Пословицы и поговорки про Пасху

Пасха — праздник праздников и конечно же также наполнен народной мудростью, выраженной в притчах, приметах, пословицах и поговорках про Пасху. И это отличная традиция — передать мудрость веков нашим детям, облачив их в краткие, но полные смысла выражения:

  • Был пост, будет и праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Где кулич и тесто, тут и наше место!
  • У нас в печи - лучшие куличи!
  • Молиться – молись, а злых дел берегись.
  • На образ взглянешь – свят не станешь.
  • Солнышко с пасхальной горки в лето катится.
  • Дорого яичко во Христов день.
  • Не умел играть яйцом, играй желваком!
  • Пасха - праздников праздник и торжество торжеств.
  • Пасха – “Царь дней”.
  • Будь гладка, как яичко!
  • И дитя знает, что Христов день!
  • Яйца красили - и продолжают красить!
  • В чужой монастырь со своим уставом не идут.
  • Весна идет, полна чудес - Христос воскрес, Христос воскрес!
  • Христово Воскресенье всем на веселье!
  • Христос. Воскрес! Христос. Воскрес! Ликуют ангелы с небес!

Загадки про праздник Пасхи

Как же обойтись в праздник без игр и загадок? Попробуйте вместе со своим малышом отгадать загадки про Пасху. Доказано, загадки расширяют кругозор и помогают познавать мир ничуть не хуже, чем остальные способы.

Вместо «Здравствуй!»
Мы в дни Пасхи
Говорим: «Христос Воскрес!»
Нам в ответ с добром и лаской
Шлют... (Воистину Воскрес! )

Изюмчатые, пышные,
С глазурью белоснежной,
Они не будут лишние,
Съедят их безмятежно.
Они бывают в праздник,
От радости кричи,
Вкуснейшие, прекрасные,
Чудо - (Куличи )

Жёлтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой,
Открывай скорее краску,
Будем яйца красить в...(Пасху )

Красные, синие и расписные,
Их освящать мы приносим в корзине.
В играх пасхальных без них никуда.
Кроме того, это просто еда.

(Яйца )

Такое не встретишь на улицах часто:
С хоругвями, с пением люди идут.
Зажженные свечи, лампады мерцают.
Скажите, как шествие это зовут?

(Крестный ход )

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют!

(Пасха )

Очень важный элемент -
Белое яйцо,
Проведя эксперимент,
Красят все его.

Для чего и почему,
Знают все прекрасно,
Потому что тихим шагом
К нам приходит...(Пасха )

Светит солнца луч в окно,
Чисто все и так светло.
Испекли мы куличи,
Праздник ждем, какой все мы?

(Пасху )

Сияют купола,
Звонят колокола,
С Христовым воскрешением
К нам весна пришла.

Возродила жизнь,
В мир вернула краски,
Принесла любовь
Нам Святая...(Пасха )

Птички ласково щебечут,
Солнце за окном, весна,
В Воскресение Святое,
В гости к нам пришла она!

(Пасха )

Почему сегодня, весел так народ?
Потому что праздник к нам в дома идет,
Потому что это чудо из чудес,
Потому что в воскресенье... (Христос Воскрес )

Мы поздравляем вас с наступающим праздником светлой Пасхи и желаем вашей семье гармонии, безграничного, семейного тепла и уюта. Пеките вкусные куличи, красьте самые красивые яйца, украшайте дом и обязательно передавайте многовековую историю и традиции этого чудесного православного праздника!

С любовью,