Верба стоит в воде или нет. Куда девать старую вербу после Вербного воскресения

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Веточки вербы, освященные накануне Вербного воскресенья, нужно правильно хранить. Их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Ведь в любом своем виде, даже в сухом, веточки вербы обладают огромной силой.

Веточки вербы, которые вы принесете из церкви в субботу накануне Вербного воскресенья или в воскресенье, в день Вербного воскресенья, нужно сразу использовать: легонько отхлестать ими всех членов семьи с пожеланием всем здоровья. Помните, что нельзя бить веточками вербы по месту пониже спины – считается, что поступающий так человек делает это с недобрыми намерениями, «привораживая» болезнь.

Что делать потом с освященными веточками вербы? Их можно засушить и хранить дома как обериг от всего недоброго: считается, что освященные веточки вербы способны отгонять нечистую силу. А в переводе на язык биоэнергетиков – плохую, злую, негативную энергию.

Веточки вербы можно поставить в воду. И наблюдать за ними: если, стоя в воде. Веточки вербы все-таки погибают, а не пускают корешки, значит, в вашем доме было слишком много негативной энергии и веточки вербы очень хорошо потрудились над тем, чтобы почистить ваше жилище. Такие веточки нужно отнести подальше от дома и сжечь с молитвой. Сделать это лучше всего в чистом поле. В городе с этим проблемы? Выберите место попросторнее, со сквознячком, который рассеет то, что не сгорит в огне. Главное — ни в коем случае не выбрасывайте веточки вербы в мусоропровод: это просто акт вандализма по отношению к растению, которое так хорошо потрудилось ради вашего блага.

Если веточки вербы пустят корни, их обязательно нужно высадить в почву. Верба хорошо растет в тени и при обильном поливе (или в местах, хорошо увлажненных естественным образом). Если есть такая возможность, навещайте свою вербу, разговаривайте с ней. Все плохие мысли, всю плохую энергию она впитает в себя. А вас отпустит с облегченным сердцем.

Веточки вербы можно засушить. Почки освященной вербы, если заваривать их как напиток, дарят женщине, долгое время не могущей забеременеть, счастье материнства.
В народе в течение многих веков веточки освященной вербы использовались как средство от головной боли. Достаточно было положить пучок сухих веточек вербы под подушку, чтобы навязчивые головные боли оставили женщину. Сухие веточки вербы, которые будут храниться в доме в укромном месте, будут отгонять от него болезни и прочие негаразды.

Лазила на просторах инета и наткнулась на интересную статейку. . .

Магия вербы.

Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.

Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».

Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Народные приметы и поверья.

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.

Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».

А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.

Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.

Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются - теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки - они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистых» и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

В Пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко наряжались почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. В русских поверьях верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град.

Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась».

Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.

В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила.

У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов и тени.

Сербы - боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял святой Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался.

Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба - злое дерево: по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья на клене и в жите).

Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (по другому Вилы) живут на вербах и других деревьях.

По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.

Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом.

Каждый раз перед Вербным воскресеньем у православных христиан возникает вопрос: что делать с прошлогодней вербой, которую они хранили весь год? И когда от неё необходимо избавляться? Накануне праздника или в само Вербное воскресенье?



Несколько слов о самом празднике

Вербное воскресенье - праздник, посвященный входу Иисуса Христа в Иерусалим. Это одно из последних событий при жизни Христа. И произошло оно за неделю до Пасхи - Светлого Воскресения. Почему именно Вербное воскресенье? Во время входа Иисуса в Святой город люди устилали путь его свежесрезанными пальмовыми ветками. Эта традиция была принята на Востоке по время встречи важных лиц. В России за неимением пальмы используют вербу.



Но в этот день в церкви освящают не только вербу и пальму, но и ветки оливы, самшита, лавра.

Есть традиция украшать крупные ветки сладостями и фруктами, а также цветными лентами. Устанавливали освещенные ветки у изголовья, возле распятий, возле каминов и очагов печей, а также в стойлах животных и других местах. Они могут устанавливаться просто в сухих местах или ставиться в вазу с водой. Ветки охраняют дом от стихий, болезней, ссор.
Итак, прошел год, завтра - снова Вербное воскресенье, нужно освящать свежие вербы. А куда девать старые, прошлогодние? И когда надо от них избавляться? Освященная верба - это уже не просто ветки дерева, но настоящая святыня. Просто выбросить на помойку ее нельзя. Считается, что верба сохраняет свои магические свойства до следующей весны.

Можно в само Вербное воскресенье, до него или сразу после Вербного воскресенья провести небольшой ритуал. Вариантов избавления от вербы несколько.

Пустить старые вербочки по текущей воде в любой водоем.

Сжечь высохшие ветки вербы. При этом пепел нужно высыпать в таком месте, где по нему не будут топтаться. Можно высыпать пепел в реку.

Если вербы проросли в воде, их лучше всего посадить в лесу или у реки.

Можно хранить вербы несколько лет. Но при этом каждый год встречать праздник со свежими веточками.

Если кто-то умрет в ближайшие дни, то вербу кладут в гроб.

Некоторые пожилые люди собирают вербы, чтобы их положили с ними в могилу.

Зажженной веткой вербы можно очищать дом, освящать его, обойдя дом с этой веткой и молитвой.

Отнести в Церковь, там их сжигают с молитвой.

Отнести в лес и там оставить между кустов вербы.

Если в доме печь, то прошлогодней высохшей вербой можно разжигать ее для выпечки куличей.

Старой вербой символические обметают в доме углы, а потом сжигают, поблагодарив за службу.

Чудодейственные свойства освященной вербы:

Придя домой из церкви, освященной вербой слегка бьют всех домочадцев, чтобы были здоровыми. Не забывают и про всю скотину. Все живое впитывает силу весны и обновления.

Верба охраняет дом от злых сил и духов.

Вербу сажают в огороде, если в доме невеста на выданье или парень молодой. Как только верба примется, быть свадьбе.



В Юрьев день вербой выгоняют скот на поля. Тогда он будет здоровым и плодотворным.

Считается, что вербой можно отвести гром, град и тучи, склоняя ее в сторону облаков.

Вербой уменьшали разрушительную силу огня, бросая ее в пожарище.

Почки вербы глотали, чтобы избавиться от лихорадки, боли в горле, от бесплодия.

Вербой обсаживали колодцы, чтобы в воду не попали злые силы.

Народные традиции, связанные с Вербным воскресеньем

По сей день существует немало примет и традиций, связанных с Вербным воскресеньем. Они передаются от старших к младшим членам семьи.

В ночь под Вербное воскресенье можно делать заговоры от головных болей. Для этого волосы с расчески опускали в воду и поливали этой водой вербу. Вода уйдет в землю вместе с головной болью.

В вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Произнося заклинание, вербу закладывали за иконы. Выбрасывать заговоренные ветки нельзя.

«Бить» вербой можно только по спине, желая здоровья. Если вас стегнули по заду, этот человек желает вам болезни и зло, и оно может сбыться.

Срезать ветки вербы можно было только с молодых деревьев. Важно, чтобы на стволах не было повреждений и замшелой коры.

Нельзя срывать ветки с дерева вербы, если в нем есть дупло. Нельзя также рвать ветки с кладбищенской вербы.

Нельзя рвать ветки, склонившиеся над рекой. Считается, что по ночам на них садятся русалки.



Приметы

Если в день Вербного воскресенья было достаточно морозно, то ожидался достаточно хороший урожай яровых хлебов.

Если в ночь на Вербное были заморозки, то будет хороший урожай капусты и огурцов.

Если на Вербное сильный ветер, то все лето будет достаточно ветреным, будут ураганы и бури. А если день теплый и тихий, такое и лето будет.

Какой ветер в Вербное, такой и все лето будет.

Если в Вербное светит солнце, будет богатый урожай злаков и фруктов.

Постучать по телу вербой в Вербное воскресенье, весь год здоровым будешь.

Верба - самое живучее дерево. Воткни ветку в землю, и вырастет дерево. Такую же живучесть дерево дает человеку.

Если съесть почку освященной вербы, легко решится любое дело. Конечно, пользоваться «волшебными» свойствами вербы можно только в крайних случаях.

Подумай о любимом на Вербное, он и приедет к тебе.

Если посадить в Вербное воскресенье домашнее растение, будешь богатым. Но если цветок завянет, жить тебе в бедности всю жизнь.

Энергетика Вербного воскресенья помогает воплотить в реальность все желания.



Что же делать с вербой?

Как собирать вербу? Рвите по несколько веток с небольших молодых деревьев. Не обрывайте все ветки с одного куста. Но веток нужно столько, чтобы по нескольку штук поставить в каждой комнате, да и в помещениях скота тоже. Отнесите ветки в церковь для освящения. Если нет возможности сходить в храм, можно дома побрызгать вербы святой водой.

Расставьте веточки по вазам. Их не нужно убирать две недели. В великий четверг ветки использовали как кропило: смачивали святой водой и обрызгивали все углы дома. А потом ветки можно использовать по-разному: оставить до следующего Вербного воскресенья, или сразу же пустить по течению реки.

Праздник Вербное воскресенье, который мы будем отмечать в этом году 1 апреля 2018 года, известен так же хорошо, как и Пасха, отмечающаяся ровно через неделю.

Конечно, основной символ этого события – верба. А вот как правильно освятить вербу в Вербное воскресенье, где и сколько веточек вербы необходимо взять и куда их ставить в доме – на эти вопросы ответы могут дать не все. Да и вообще зачем нужны вербы на Вербное воскресенье? Обо всем – по порядку.

  • Почему вербы: история праздника
  • Как правильно освятить вербу и сколько нужно веточек
  • Куда поставить вербу в доме
  • Приметы, связанные с вербой
  • Из первых уст: отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Начать можно с того, откуда пошел праздник, и почему он называется именно так? Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда входили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.

Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и клали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент. Хотя ровно через неделю Спасителя казнят, но ведь он и воскреснет, что окончательно докажет его божественную природу. Вот почему мы и отмечаем сначала Вербное воскресенье, а ровно через неделю – Пасху.

Разумеется, в наших краях веточек пальмы пока нет, поэтому мы и приобретаем вербы, и украшаем ими дом. А вербы – это ветви ивы, которые первыми в северных широтах дают свежие почки. Набухать они начинают еще в марте. Вот почему, какая бы ни была дата празднования в том или ином году, а вербочки всегда поспевают.

Эта традиция появилась на Руси уже давно – так давно, что и не назвать даже примерного года, когда она началась. Ведь издавна наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки. Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать ветки вербы, приносить домой и ставить в воду, чтобы они возвещали приход весны всей семье.

Вы наверняка замечали, что по цвету и форме почки вербы неодинаковые:

  1. Есть белесые, с серыми оттенками. Они подобны комочкам, довольно мягкие на ощупь. Это мужские почки, которые еще называют «котики».
  2. А есть и женские – они вытянуты в длину, менее пушистые, а по цвету ближе к серо-зеленому.

Конечно, брать можно и те, и другие, ведь суть праздника не в том, какие именно вербы вы принесете. А вот количество веточек имеет значение. Как и в случае с цветами, лучше всего взять непарное число ветвей. При этом общее количество не так уж и важно – но и жадничать не стоит. Постарайтесь взять ровно столько, сколько нужно: себе, родным, друзьям, соседям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накануне Вербного воскресенья ивовые рощицы подвергаются настоящему нашествию – ведь люди стремятся набрать как можно больше ветвей. Порой они оставляют дерево голым, и конечно, это наносит вред природе. Поэтому стоит относиться к этому ритуалу более спокойно: старайтесь брать небольшое количество веточек вербы и не проявлять излишнюю жадность.

А вот насчет того, как правильно святить вербу, тут ответ однозначный: ветви непременно стоит принести в церковь. Многие люди делают это с утра в воскресенье, непосредственно в день праздника (кстати, тогда же можно и купить вербные веточки). А более правильно будет прийти в храм вечером в субботу, когда начинается Всенощная. По традиции освящение вербы происходит именно в этот день. Но конечно, если вы не успели в субботу – это не повод отказываться от традиции. Тогда вербу освящают в воскресенье и приносят в дом.

Итак, ветви уже дома, и мы конечно стремимся поставить их в воду на самое видное место. Как правильно украсить букет? И куда его ставят по традиции? Особых украшений не требуется – ведь это не букет цветов, а символ праздника. Поэтому несколько ветвей вербы связывают в простой пучок и ставят в вазу на стол.

Если в доме есть своеобразный красный уголок – тихое место, где вы привыкли отдыхать, оставаться наедине с мыслями или молиться, вербу можно поставить именно туда. Обычно на небольшой полочке верующие ставят икону, кладут церковные свечи. Туда же можно поместить и небольшую вазочку с нечетным количеством ветвей. Кстати говоря, верующие хранят их в течение всего года – ровно до следующей весны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В любом случае важно понимать, что верба – это просто символ праздника, подобно тому, как крашеные яйца и кулич символизируют Пасху. У вас может быть всего лишь одна веточка в доме или так получится, что не окажется ни одной. Но главное – это искренняя вера и благожелательный, праздничный настрой человека. Ведь не вера для символа, а символ для веры.

Конечно, сначала ветви святят в церкви – ведь для чего нужны веточки? Правильно, это символ праздника, поднимающий настроение и позволяющий как бы прочувствовать, соприкоснуться с древней традицией. А вот несколько интересных поверий, пришедших к нам из глубины веков:

  1. С помощью вербы проводили лечение и общее оздоровление организма. Брали несколько почек, заливали водой. А потом выпивали весь стакан. Можно и просто скушать почки.
  2. Веточкой легонько ударяли близкого человека – считается, что это дает здоровья и сил на целый год.
  3. После праздника брали часть веточек, отваривали, а потом купали в этой воде детей, да и самим взрослым не возбраняется добавить немного вербного отвара в ванну.
  4. А если в доме кто-то болеет, можно поставить освещенные веточки в изголовье кровати – человеку станет лучше.

Да и вообще ветви вербы оберегают сам дом от неприятностей, вторжений ненужных людей и других непредвиденных событий.

Итак, с назначением вербы для Вербного воскресенья позиция церкви ясна. Это добрый символ праздника, который напоминает нам о Спасителе и его подвиге. А иногда верующие люди задаются не только вопросом, зачем нужны вербы на Вербное воскресенье или как освятить их. Зачастую люди интересуются: если веточка вербы пустила корни, можно ли посадить ее у себя на участке?

Вот что думает протоиерей Александр Ильяшенко:

Таким образом, нам конечно, лучше освятить вербочку и правильно выбрать место в доме, куда ее поставить. Но самое главное – это вера человека, его искренний настрой на праздник. Ведь любой материальный предмет – это символ, который позволяет как бы соприкоснуться с доброй традицией. И конечно, символ существует для веры, но никак не наоборот.