Сын плохо ведет себя на уроках. Двойка за поведение: что говорит психолог о «трудных детях» в школе. Хорошее поведение должно способствовать

Часто приходится выслушивать жалобы о «плохом» поведении детей в школе. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, и собственно медицинские проблемы среди них занимают далеко не основное место.

Ребенок может вести себя неправильно, если с раннего возраста воспитывается в условиях безнадзорности, недостатка эмоциональных контактов в общении, безучастности к его развитию. При этом с задержкой формируются такие личностные свойства, как инициативность, любознательность, а также игровые и социально-коммуникативные навыки. Неблагополучные семейные условия с противоречивыми по своей направленности, конфликтными отношениями ведут к формированию особой модели поведения ребенка. Ребята усваивают «дурной пример» для подражания, наблюдая привычное разрешение ссор с помощью драки, культивирование агрессии, физической силы в семье. Школьная дезадаптация усугубляется, разумеется, воздействием неформальной подростковой группы с асоциальными проявлениями – уходами из дома, воровством, ранней алкоголизацией.

У ребенка может нарушиться поведение в условиях внутрисемейного или школьного конфликта, сопровождающегося психическим напряжением, тревожным ожиданием неудачи, переживанием собственной несостоятельности. Школьная дезадаптация при этом проявляется особым, «защитным», типом реагирования в виде ухода в мир собственных фантазий, игр в одиночестве, возникновением внушенных соматических недугов. Такого рода расстройства могут наблюдаться как в младшем, так и в старшем школьном возрасте на фоне психической слабости, снижения устойчивости к нагрузкам.

Понятно, что «плохое» поведение в ряде случаев обусловлено «природными», биологическими факторами: выраженной аномалией характера, психическим заболеванием, депрессивным состоянием, умственной отсталостью. Это явно «патологический» вариант школьной дезадаптации, и в таких случаях требуется прежде всего соответствующее лечение.



Психические заболевания в детском возрасте, к счастью, встречаются не так часто. Для ребят с выраженным сниженным интеллектом существуют специальные школы. Что касается общеобразовательных (массовых) школ, то трудности в поведении можно разделить на следующие группы.

«Нездоровые» реакции
С ними родители и педагоги знакомы гораздо лучше, чем врачи. Ребенок может расплакаться при обидном замечании или ответить грубостью на требование, которое кажется ему неприемлемым. Он может вызывающе вести себя на уроках нелюбимой учительницы или «назло» испортить вещи, которыми дорожит мама. Эти явления могут иметь вид психологически понятной, вполне адекватной реакции или выходить за рамки условной нормы.

Какими признаками отличаются болезненные реакции?

Во-первых, они чрезмерно интенсивны, ярко выражены и вследствие этого затрудняют учебу ребенка, его адаптацию в коллективе. Во-вторых, такого рода реакции возникают в разных ситуациях, с различными людьми. В-третьих, степень реакции не соответствует поводу, ее вызвавшему (появление гнева, агрессии в связи с пустячной, ничтожной причиной). В-четвертых, реакции личности сопровождаются жалобами на головные боли, плохой сон, снижение аппетита, подавленное настроение и т.д.

Все реакции – состояния временные, преходящие, они длятся минуты, часы, но никак не больше. У каждого человека возникают преимущественно реакции определенного вида.

Самыми распространенными являются реакции протеста (оппозиции). Они возникают у ребенка в связи с несправедливым, оскорбительным отношением к нему со стороны родителей, ущемлением самолюбия, переживанием обиды и недовольства, конфликтами со сверстниками, школьной неуспеваемостью. Реакции выражаются непослушанием, грубостью, агрессией, отказом от выполнения требований взрослых. Подобным образом ребенок реагирует только в психотравмирующей ситуации, в отношении определенных лиц. Реже, в случае так называемых «реакций активного протеста», неправильное поведение наблюдается в разной обстановке, возникает часто, по малейшему поводу. При этом нередки проявления гнева, жестокости, агрессии. Большей частью такие реакции сопровождаются покраснением лица, потливостью, сердцебиением, двигательным возбуждением. У некоторых пациентов происходит сужение сознания, они ведут себя вызывающе «плохо», как бы «не помня себя», полностью не отдавая себе отчета в своих поступках.

Реакции пассивного протеста проявляются в разнообразных формах: в уходах из школы и дома, отказе от еды, эпизодическом недержании мочи или кала, попытках самоубийства, а также в форме элективного мутизма (избирательной немоты). Такого рода реакции всегда связаны с изменившимися отношениями в семье или коллективе, проявлением недовольства и враждебности со стороны окружающих, некоторой настороженностью, капризностью ребенка.

Реакции имитации проявляются стремлением подражать поведению взрослых или сверстников. Понятно, что таким образом могут закрепляться нежелательные формы поведения при повторении ребенком недостойных поступков родителей или молодежных «авторитетов». Он может проявлять враждебное отношение к окружающим, имитируя агрессию отца в семье, или пренебрежительное отношение к старшим, подражая поведению сверстников в группе. Так, подростки могут начать курить, выпивать, заниматься онанизмом. Закреплению таких поведенческих реакций способствуют слабоволие, подчиняемость и отсутствие позитивных примеров. Иначе говоря, поведенческие стереотипы, возникшие по механизму имитации, чаще появляются у детей с чертами неустойчивости.

При желании скрыть, преуменьшить, замаскировать явный или мнимый дефект внешности или психический изъян возникают реакции компенсации или гиперкомпенсации. Физически слабый ребенок перед сверстниками хвастается собственным спортивным разрядом или достижениями брата. Это пример так называемой «косметической лжи». Он также может предаваться мечтам и фантазиям, в которых представляет себя мужественным, сильным и непобедимым. Подросток, стремясь завоевать авторитет, может бравировать показной грубостью, развязностью, эпатировать окружающих вызывающим внешним видом. У девочек желание оказаться в центре внимания проявляется сочинительством небылиц о высоком положении родителей, невероятном успехе у молодых людей. Они стараются ярко одеваться, по-особому причесываться, злоупотребляют косметикой.

Подростковому возрасту наряду с перечисленными свойственны и иные, особые реакции. Наиболее известны реакции эмансипации – стремление к самостоятельности, независимости, освобождению от влияния взрослых. Подростки стремятся «делать жизнь» по-своему, критически оценивая достижения старших. Иногда это желание действовать вопреки общепринятым правилам приобретает утрированные, карикатурные формы.

Врачи и психологи выделяют реакцию группирования со сверстниками. Подростки склонны образовывать группы, в которых при внешне неформальных отношениях неизбежны лидеры и исполнители. Подобные объединения более характерны для мальчиков. Естественное возрастное стремление общаться «ватагой» приобретает нежелательный оборот, когда подростки совершают асоциальные поступки, правонарушения.

Склонность к реакциям увлечения – неотъемлемая психологическая черта подросткового возраста. Перечислить все увлечения ребят невозможно. У части подростков это – стремление к получению информации, приобретению знаний и встречам с интересными людьми. У других – азартные игры, стремление выделиться в спорте, художественной самодеятельности, овладении иностранным языком. У некоторых – желание физического совершенствования путем особого режима, упорных тренировок. Для всех этих реакций характерны особая направленность интересов и «сверхценное» отношение к собственным занятиям.

Аномальный характер
Дети с особым, аномальным характером формируют вторую обширную группу состояний, вызывающих школьную дезадаптацию.

Треть из них – личности с преобладанием повышенной эмоциональной возбудимости. Это дети, которые дают реакции гнева, неудовольствия, отказа по малейшему поводу, взрываются при любом незначительном внешнем раздражении. При замечаниях, неприятных для них требованиях, ущемлении их интересов они начинают кричать, разбрасывают или портят вещи, бранятся, угрожают и проявляют агрессию. На пике аффекта такие субъекты не помнят себя: с бледным, перекошенным лицом могут наговорить много гадостей окружающим и совершить такие поступки, о которых впоследствии искренне сожалеют.

В дошкольном возрасте дети с повышенной возбудимостью с трудом удерживаются в детском коллективе, постоянно бьют сверстников, не терпят ограничений, запретов, нарушают режим учреждений. На замечание или порицание взрослых они реагируют падением на пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые выводят из равновесия окружающих. Некоторые могут надолго запомнить обиду и впоследствии отомстить обидчику. В других случаях проявлением протеста возбужденного ребенка может быть его побег из дома, в более позднем возрасте – из школы.

С наступлением у детей переходного возраста взрослым чаще приходится сталкиваться с поведенческими проблемами. У подростков наблюдаются неконтролируемые вулканические вспышки ярости и гнева. Гормональная перестройка организма, как известно, способствует еще большей возбудимости нервной системы. К тому же в этом возрасте ослабевает власть родителей над подростком, а сдерживающие морально-нравственные представления зачастую оказываются недостаточно сформированными.

На фоне агрессии, постоянной конфликтности подростки могут совершать асоциальные поступки и правонарушения, сквернословят, отказываются от учебы, иногда прибегают к попытке самоубийства. Несмотря на кажущееся разнообразие поведенческих нарушений, всегда можно заметить, что в их основе лежат повышенная возбудимость и склонность к бурным, аффективным разрядкам.

Известны ли причины «возбудимого» характера?

Первопричиной является задержка формирования эффективного процесса торможения в связи с врожденной особенностью ребенка или вследствие отрицательных факторов, действовавших на его мозг во внутриутробном, родовом периодах или вскоре после рождения (интоксикации, болезни матери, обвитие пуповиной, родовая травма и др.). Нежелательные формы поведения у ребенка могут сформироваться по механизму подражания. Если ребенок наблюдает грубость, вспыльчивость, бесцеремонность родителей, то он легко может усвоить подобные манеры. Наряду с этим повышенная возбудимость ребенка может развиться в ситуациях, которые часто вынуждают его к протесту и оппозиции. К примеру, деспотизм, чрезмерная требовательность родителей вынуждают ребенка бороться с неудовлетворительными семейными условиями. Ошибочные, неадекватные формы поведения при этом могут зафиксироваться. Наконец, возможно и прямое культивирование нежелательных свойств ребенка родителями или авторитетными посторонними людьми, которые сами отличаются далеко не идеальным характером.

Почему дети агрессивны?
Легко ли врачу прийти к однозначному выводу о наличии патологического характера у ребенка?

Нет, конечно. «Плохим» поведением грешат ведь совершенно разные пациенты. Повышенная возбудимость – следствие не только особого характера, она может быть как у дурно воспитанного, так и у страдающего тяжелым душевным заболеванием ребенка.

Почему вообще дети проявляют агрессию, бьют друг друга? Связано ли это в первую очередь с методами их воспитания, особенностями характера, личностью родителей?

Зарубежные психологи считают, что агрессию проявляют дети, которые сами боятся быть травмированными. Иначе говоря, в ее основе находится страх, связанный с прошлыми травмами и переживаниями, которые не вспоминаются, но живут в подсознании ребенка. Агрессивность проявляют дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму или нападение в прошлом (насилие со стороны сердитых родителей или разгневанных учителей). Исходя из этой концепции ученые рекомендуют прежде всего воспитывать у детей начиная с детского сада миролюбие, доверие и самоуважение. Для этого предлагаются специальные игры для малышей, особое поведение педагогов в школе, подражание положительной модели поведения взрослых.

Отечественные специалисты большое значение в происхождении агрессивности придают биологическим, врожденным предпосылкам и нажитым, приобретенным качествам личности ребенка.

Распознавание патологических черт характера основано на том, что у детей отмечаются изменения со стороны глубоких «природных» сфер психики – темперамента, инстинктов, влечений. Поэтому уже в возрасте 2–4 лет врачи могут заметить, что ребенок отличается постоянным хмуро-недовольным настроением, совершенно не переносит дискомфорта – голода, жажды, охлаждения – или стремится садистски причинить боль близким. Иногда окружающими это расценивается как жестокость, отсутствие чувства сопереживания или крайний эгоизм. В более позднем возрасте при столкновении с меняющимися жизненными условиями у таких детей постепенно происходит формирование аномального личностного склада.

Распространенной разновидностью аномального характера являются личности с преобладанием так называемых черт неустойчивости.

Все дети с неустойчивым характером отличаются безответственностью, беззаботностью, поверхностностью суждений и реакций, не могут устоять перед соблазнами, подражают поведению ребят, с которыми «группируются».

Черты неустойчивости наблюдаются у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее ярко они проявляются в возрасте 10–13 лет и чаще всего в виде уходов из дома и школы. Уходы и бродяжничество развиваются по определенной схеме. Первые побеги возникают вследствие обиды, ущемленного самолюбия, страха наказания за какой-то проступок (двойка в школе, разбитая ваза, украденные деньги). Вначале уходы нередко объясняются нежеланием сделать какое-то усилие, выполнить требование педагогов, преодолеть трудности – попросту говоря, систематически работать. Иногда уходы вызваны стремлением освободиться от опеки и контроля со стороны родителей, продемонстрировать собственные неуязвимость и самостоятельность. Следовательно, поначалу бродяжничество возникает по какому-то конкретному поводу. Оно носит, по выражению врачей, характер реакций протеста.

Повторяющиеся побеги совершаются детьми уже бездумно, по определенному стереотипу и без предварительной подготовки. При этом дети затрудняются назвать причину уходов и прибегают к выражениям: «Тянет, хочется, не могу бороться, преодолеть себя...».

Нередко уходы из дома объясняются так называемой «сенсорной жаждой» – ребятам постоянно необходимы новые яркие впечатления, удовольствия, «ветер перемен». Поэтому они часами катаются на автобусах по городу, подолгу бродят по улицам, разглядывая витрины. Стремление уйти из дома обусловлено желанием увидеть новые места, участвовать в приключениях, потребностью во все новых развлечениях.

Сенсорный голод – проявление психической незрелости ребенка. Это дети – романтики, мечтатели, фантазеры. В школе им невыносимо скучно, будничные дела быстро надоедают. С возрастом страсть к перемене мест блекнет, дети «остепеняются». Впрочем, всем известны взрослые – вечные мигранты, неисправимые «перекати-поле».

Считается, что патологические черты характера неустойчивого типа формируются в результате частичной задержки развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Если эта незрелость (инфантилизм) с годами преодолевается, то, соответственно, сглаживаются и черты неустойчивости – происходит определенная гармонизация личности. При неблагоприятно складывающихся жизненных условиях проявления неустойчивости сохраняются со всеми вытекающими последствиями – правонарушениями, развитием хронического алкоголизма или наркомании.

Чтобы избежать неприятных последствий в подобных случаях, настоятельно рекомендую родителям своевременно обратиться к детскому психиатру. Если амбулаторное лечение и психотерапевтически направленная, грамотная беседа с врачом не приводят к успеху, то остается крайняя мера – «закрыть ребенка на ключ». Других эффективных способов помочь ему не существует.

В повседневной учительской практике консультация психоневролога сравнима разве что с навигационным атласом мореплавателя. В этой публикации мы продолжаем разговор об особенностях социально-психологической дезадаптации детей в школе.

Негативные амбиции
Ребята с преобладанием гипертимных черт характера отличаются приподнятым настроением, усиленным стремлением к деятельности. Они неизменно всем довольны, говорливы, в группе сверстников обычно стремятся к лидерству. Повышенное настроение, как правило, сочетается с двигательной расторможенностью, неусидчивостью, а также с раздражительностью, вспыльчивостью. Дезадаптация таких детей в школе объясняется их непоследовательностью, желанием командовать, настоять на своем. Веселость, беспечность и внешнее добродушие сочетаются в этих случаях с неумением подчиниться общим требованиям, постоянными нарушениями дисциплины, неспособностью «держать себя в узде», контролировать собственные поступки.

Основной особенностью лиц с преобладанием истероидных черт характера является «жажда признания», стремление привлечь внимание, быть в центре событий, «на виду». Отсюда желание казаться интересным, значительным человеком, нарочитость, демонстративность и театральность в поведении, манерах, высказываниях, неуемное фантазирование.

Школьная дезадаптация таких детей часто связана с их стремлением к первенству, пренебрежением интересами коллектива, постоянным враньем. Из-за ущемленного самолюбия, непризнания их исключительности, неприемлемости учебных нагрузок этим личностям всюду сопутствуют конфликты.

Подростки с истероидными чертами характера из-за желания приобрести репутацию «крутого парня» в молодежной группе совершают асоциальные действия – алкоголизируются, воруют, употребляют токсические вещества. В своих легендах они всегда герои, вызывающие поклонение толпы. Ребята увлеченно повествуют о любовных историях, покровительстве важных персон, исключительно «полезных» знакомых – артистах, спортсменах, «начальниках». Душещипательные истории, мифы и «замыслы» подростков всегда имеют одну цель – повысить свой рейтинг среди окружающих. Подобное «творчество» истероидных субъектов удачно называют «косметической ложью».

Причинами школьной дезадаптации могут быть также расстройства, развивающиеся по механизму «условной желательности». Именно поэтому у слабо успевающего школьника появляется чувство удушья, сердцебиения, припадки, ощущение «комка в горле», мучительные головные боли и другие нарушения, которые оправдывают его плохую учебу или избавляют от посещения школы. Девочка может «хлопнуться» в обморок для того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную слабость, хрупкость и вместе с тем утонченность и неординарность своей натуры. По таким же механизмам развиваются астазия, абазия (невозможность стоять и ходить), афония (потеря голоса), утрата чувствительности в конечностях, преходящее косоглазие, тики, судорожные припадки и даже параличи.

Откуда берутся детские фобии?
Психоневрологу часто приходится иметь дело с совершенно иными личностями – детьми робкими, неуверенными в себе, «слабыми». Это, по врачебной терминологии, патологические характеры тормозимого типа.

Речь идет о психастеническом расстройстве личности. У детей возникают опасения, что с ними или с их близкими может случиться несчастье, они фиксируются на неприятных ощущениях в теле, постоянно думают об опасности возможных тяжелых заболеваний, избегают всего незнакомого, нового, склонны к различным суевериям и мистике.

Начиная с переходного возраста психастенические черты характера выражены в полной мере: подростки пребывают в постоянных сомнениях, мучительных размышлениях о «правильности» своей жизни, тревожном обдумывании предстоящих событий. Будущее представляется им таинственным, сложным и непредсказуемым. Такие дети отличаются нерешительностью, склонностью к рассуждениям, самокопанию, «умственной жвачке».

У детей с преобладанием тревожно-мнительных черт характера компенсаторно развиваются чрезмерная приверженность к определенному порядку, привычному стереотипу жизни. Эти личности отличаются педантизмом, подчеркнутой аккуратностью и обязательностью.

Вследствие отмеченных особенностей характера у психастеников нередко возникают разнообразные навязчивые расстройства. В детском возрасте чаще приходится видеть невротические навязчивые страхи (фобии) и навязчивые движения. Последние весьма разнообразны: моргание, нахмуривание лба, шмыганье носом, подергивания плеч, втягивание живота, покашливание и т. п. Эти явления знакомы родителям и педагогам под названиями «тики» и «гиперкинезы».

Что касается навязчивых страхов, то наиболее распространенными у детей являются страхи загрязнения, отравления, заражения. Нередко можно наблюдать страхи острых предметов, лифтов, метро и других закрытых пространств. В иных случаях дети боятся перейти городскую площадь или поляну в лесу (страх открытых пространств). В более позднем возрасте, по мере осознавания детьми понятий жизни и смерти, у ребенка могут появиться навязчивые страхи собственной смерти или кончины родителей, страх подавиться едой, опасения удушья, сердечного приступа и т. п. Специфическими для детей являются страх речи у заикающихся школьников, страх покраснеть (эритрофобия). Обычно при наличии подобных нарушений дети ищут помощи, охотно соглашаются на лечение, четко выполняют врачебные рекомендации.

При длительном существовании фобий у ребенка развиваются особые, так называемые защитные, ритуальные действия. Эти явления психологически понятны и развиваются по механизму: «надо сделать так, чтобы не случилось несчастье...». Поэтому ребенок с навязчивыми страхами может определенное число раз стучать по дереву, особым образом повернуться, перешагивать через половицы или световые полосы, пританцовывать и т. п. Не выполнив ритуал полностью, ребенок не чувствует облегчения, у него не уменьшается психическое напряжение, не появляется ощущение покоя и расслабленности. Являясь серьезным психическим расстройством, защитные ритуальные действия зачастую воспринимаются родителями как привычка или выражение суеверия детей.

Внимание: перед вами тихони и недотроги
Некоторые дети отличаются выраженной замкнутостью, отгороженностью от реальности, сниженной потребностью в общении со сверстниками, внешне эмоциональной невыразительностью. Такие особенности характера получили название аутистических, или шизоидных. Первое название указывает на «поворот» личности ребенка к своему внутреннему миру, второе – на аналогию с шизофренией, психическим заболеванием, которому свойственна прежде всего крайняя необщительность в коллективе.

Ребята с аутистическими чертами характера нередко тонко чувствуют природу, отличаются музыкальностью, увлеченностью искусством. Они могут быть ранимыми, обидчивыми и невероятно чувствительными к тому, что касается их внутренних переживаний. Как правило, это очень неуклюжие, неспортивные дети, у них крайне медленно формируются навыки самообслуживания, любую работу они делают неторопливо и неловко. Раздражительность, упрямство и конфликтность такие дети проявляют только в случаях, если взрослые отвлекают их от «мечтаний», мешают им заниматься тем, к чему они расположены, – чтением, размышлениями, грезами.

Указанные характерологические особенности заметны с раннего возраста – уже в 3–4 года отчетливо проявляются отсутствие детской живости, вялость, сниженная активность детей в сочетании с удовлетворительным умственным и речевым развитием. Дети нередко рано начинают читать, считать, легко запоминают все, что им предлагается. Они поражают родителей своей рассудительностью, «взрослыми, умными» вопросами, особыми интересами (изучают энциклопедию, календари, географические карты и т. п.).

К переходному возрасту отмеченные особенности приобретают более выраженный характер – подростки испытывают повышенный интерес к абстрактным вопросам из области философии, психологии, математики, отличаются развитым воображением, сосредоточенностью на собственных односторонних увлечениях. В этом возрасте возможны неустойчивость настроения, оппозиция к родителям, протест против общепринятых морально-нравственных норм. В целом подростки с аутистическими чертами сохраняют репутацию странных «фанатов», одержимых «гениев», доброжелательных «чудаков».

Многим знакомы люди, постоянно чувствующие себя уставшими, неспособными сделать усилие, избегающие любой нагрузки. При этом оснований для такого самоощущения нет: врачи не находят серьезных недугов, подобным состояниям не предшествует изнурительная работа или психотравмирующие обстоятельства. Возникает мысль о наличии особого личностного склада, характера, в котором преобладают черты слабости, невыносливости, истощаемости.

Нами, психоневрологами, в таких случаях используется термин «астенические черты характера» (астения в переводе означает «слабость»). Указанные особенности наблюдаются с раннего возраста. У дошкольников это проявляется вялостью, капризностью, неудовлетворительной адаптацией к меняющимся условиям жизни, нарушениями сна, рвотой, сниженным аппетитом. Наряду с этим часты головные боли, плохая переносимость духоты, жары, повышенная утомляемость.

В младшем школьном возрасте становится видно, что ребенок отличается неуверенностью в себе, повышенной ранимостью, стремлением быть незаметным, избегать нагрузок, которые кажутся ему чрезмерными. В этот период у детей нередко находят различные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Ребята консультируются и лечатся у врачей различных специальностей. И лишь позже, к переходному возрасту, становится понятно, что жалобы пациентов объясняются стойким своеобразием их характера.

В возрасте 12–15 лет психоневрологи отмечают все основные проявления патологического характера астенического типа. Ребята отличаются робостью, нерешительностью, обидчивостью, они не способны выносить нагрузки, преодолевать возникшие трудности. Нередко отмечаются раздражительность, склонность к пониженному настроению, стремление оградить себя от любой дополнительной работы. Подростки заранее, до начала какой-либо деятельности, чувствуют себя неспособными выполнить определенное задание. В связи с заниженной самооценкой у них легко возникают реакции недовольства, паники, отказа от претензий на достойное место в коллективе. Как правило, перечисленные особенности сохраняются у этих субъектов и в дальнейшем, в их взрослой жизни.

Как уже говорилось прежде, формирование аномальных личностных свойств определяется биологическими факторами (наследственностью, болезнями раннего возраста) и дефектами воспитания. В отдельных случаях неправильное воспитание имеет приоритетное значение в становлении патологического характера.

Важней всего погода в доме
Известно, что повышенная возбудимость, склонность к протестным реакциям, агрессивность возникают у детей, воспитывающихся в условиях гипоопеки – безнадзорности, алкоголизма родителей, постоянных конфликтов в семье. Истероидные особенности (жажда признания и фиксация на различных болезненных проявлениях) – результат воспитания по типу «кумира семьи». Патологические черты характера неустойчивого типа – следствие «оранжерейного» воспитания. В этих случаях слабая воля и подверженность постороннему влиянию доминируют в характере ребенка, потому что не воспитаны усидчивость, самостоятельность, способность к планомерной работе, постоянному труду. Неуверенность, робость, мечтательность формируются вследствие чрезмерного, но одностороннего воспитания с применением повышенных требований, запретов со стороны родителей. Гармонизация характера детей, разумеется, возможна при изменении воспитательных подходов.

Длительно существующие неврозы у детей также оказывают влияние на формирование характера. Если у ребенка невротические страхи, заикание, тики сохраняются в течение 2–3 лет, то постепенно у него портится характер – ребенок становится малообщительным, неуверенным в себе, предъявляет часто жалобы на утомляемость, недомогание, неспособность к усилию.

Аномальный характер может сформироваться у ребят с различными физическими дефектами – последствиями полиомиелита, детского церебрального паралича, у слабовидящих и слабослышащих детей, а также у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (бронхиальной астмой, пороками сердца, урологическими заболеваниями). Дети осознают свое отличие от сверстников (к примеру, невозможность бегать, играть в футбол, заниматься музыкой) и реагируют на это самоизоляцией, уходом в мир внутренних переживаний, обидчивостью, ранимостью, склонностью к компенсаторному фантазированию. Участливое отношение педагогов и сверстников, психологическая коррекция в таких случаях чрезвычайно важны для реабилитации учащихся, преодоления школьной дезадаптации.

К чему ведут ранние аномалии развития
Многочисленная группа детей с проявлениями школьной дезадаптации включает учащихся с последствиями ранних повреждений центральной нервной системы. Основное место принадлежит внутриутробным патологиям, а также поражению мозга во время родов или в первые месяцы жизни. Замечу, что пациенты с подобными расстройствами составляют четверть всех наблюдаемых психиатром детей.

Пациентам этой группы свойственны некоторые общие черты. Как правило, ребята невыносливы к нагрузкам, быстро устают, не способны к длительному усилию. Повышенной утомляемости сопутствуют раздражительность, готовность к вспышкам недовольства, плаксивость, изменчивость настроения. У детей большей частью ослаблена память, замедленное мышление и невысокая работоспособность, что, разумеется, не располагает к успешной адаптации в школе.

У многих детей наряду с перечисленными общими признаками школьная дезадаптация обусловлена собственно поведенческими расстройствами. Дети проявляют вспыльчивость, несдержанность, нередко – злобность и агрессивность, что приводит к частым конфликтам со сверстниками и педагогами, а также уходам из школы. Недовольство окружающими, драки, пропуски занятий, в свою очередь, приводят к снижению успеваемости, утрате интереса к учебе.

Дезадаптация подростков может усугубляться выраженным оппозиционным отношением к родителям, педагогам, при котором советы и пожелания взрослых игнорируются, а с большим доверием усваиваются наставления лидеров подростковой группы. Ранняя алкоголизация, интерес к наркотикам, резкое усиление влечений (в частности, сексуального) могут окончательно «подорвать» нормальное обучение.

В поведении детей с последствиями раннего органического повреждения головного мозга много схожего с расстройствами эмоционально-волевой сферы, свойственными пациентам с различными вариантами патологических характеров. О них я рассказал ранее, и это освобождает от детального анализа названных проявлений.

Адаптация – дело тонкое
Реабилитация детей со школьной дезадаптацией включает ряд организационных, диагностических и собственно коррекционных мер. Индивидуальная, групповая и семейная поддержка должна носить направленный характер в зависимости от типа школьной дезадаптации.

При недостаточном эмоциональном контакте с родителями, неблагополучных семейных условиях, дефиците впечатлений и развивающих занятий необходимо провести диагностику семейно-педагогической запущенности и характера пробелов в интеллектуальном развитии ребенка. Учебную работу следует направлять на повышение познавательной активности и улучшение социальной ориентации подопечного.

При различных зачастую противоречивых воспитательных подходах со стороны родителей, постоянных ссорах и культивировании «неконструктивных методов поведения» в семье важно создать альтернативу асоциальным формам поведения ребенка и его «деструктивным» способам разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее эффективными в этом отношении являются групповые формы психокоррекционной работы по типу социально-психологического тренинга.

Если у ребенка налицо проявления невроза вследствие длительной психотравмирующей ситуации в семье или школе, то потребуется, вероятно, интенсивная индивидуальная или групповая психотерапия. Обязательным элементом при этом должна быть семейная психотерапия с коррекцией часто встречающейся симбиотической или неадекватной связи между ребенком и родителями. Следует учитывать высокий риск психосоматических нарушений и строгую индивидуализацию психокоррекции.

При «патологическом» варианте школьной дезадаптации – наличии психического заболевания, депрессии, грубой личностной аномалии – на первом этапе реабилитации ведущее значение имеет, разумеется, лечение ребенка: назначение соответствующих лекарств, которые могут обеспечить нивелирование расстройств до уровня субкомпенсации или компенсации. В дальнейшем необходимы этапная и преемственная психокоррекционная помощь и социально-профилактическая работа с семьей.

Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог - человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы - ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист» .

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие - минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе - это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача - учить.

Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей - это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач - это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой - командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него - развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии - контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него - очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии - 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей - это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка - далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог - для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все - родители, учителя, родственники - всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент - неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным - то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается - ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» - сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители - учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе - детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей - дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок - всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью - лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин - уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно - и есть главная тема этого диалога.

На днях мне на почту пришло письмо от одной читательницы блога. Вот, что она пишет:

«Работаю хореографом 3-й год в частном детском центре. Хорошие условия, но этот индивидуальный подход (который диктует руководство)… Дети ощущают свою безнаказанность и перестают соблюдать дисциплину. Все попытки «легких» наказаний тщетны… Иногда это выматывает до предела, перечитала массу литературы, ничего не помогает. Может Вы подскажете как в подобной ситуации себя вести».

Я решила ответить ей через эту статью, потому, что дисциплина это бич многих педагогов. А индивидуальный подход зачастую администрация путает с безнаказанностью детей. Особенно в частных центрах, школах танца, которых сейчас развелось много.

Политика там проста раз заведение частное, значит на первом месте деньги, а соответственно родителей, которые платят «будут облизывать». Я сама работала в подобной школе. Довела до выпускного свой класс, отработав 5 лет и уволилась. Потому, что, когда детей и родителей ставят выше педагога для меня это недопустимо. Родители платят, дети чувствуют себя очень вольготно, а педагог для них лишь обслуживающий персонал. Как в такой ситуации можно что-то требовать от детей и чему-то научить?

А потом еще и выслушаешь от родителей претензии. Почему их ребенок не выступает или почему у него так плохо получается! А то, что он элементарно не умеет себя вести и мешает всему классу это ничего, вполне нормально. «Он просто очень активный!» — так говорят многие родители.

Когда Вы только приходите на работу, то дети могут начать вести себя плохо, потому, что просто изучают границы дозволенно Вами. Т.е. им нужно понять до какого предела Вы позволите им дойти в своем поведении. Так, что лучше сразу обозначить границы и дать понять, что Вы от них будете требовать и что именно Вы терпеть не намерены.

Что я только не перепробовала за время своей работы. Чтобы проблем с дисциплиной не было. Ну, или хотя бы, чтобы свести эти проблемы к минимуму. Конечно, в первую очередь нужно подключать к этой проблеме родителей. Объяснить, что ребенок мешает Вам вести занятие и, соответственно мешает остальным заниматься. При необходимости можно подключить родителей остальных детей, которые, кстати, тоже платят деньги и их дети хотят полноценно заниматься, но им не дают нарушители дисциплины. Можно сказать родителям «нарушителя», что родители остальных детей недовольны, тем, что их ребенок мешает остальным и просят принять меры. Что, если подобное поведение на уроках не прекратиться Вы вынуждены будете отреагировать: собрать родительское собрание, позвать директора школы и решать проблему вместе.

Из собственно опыта могу сказать, что дети, которые не слушают Вас, точно так же не слушают и своих родителей. Это очень часто бывает! Наблюдала такую картину не раз. Нажалуешься маме, она тут же выказывает ребенку свое недовольство, а он либо вообще ее не слышит, взгляд пустой. Либо начинает на кого-то валить, типа он не виноват это Петя или Ваня его смешил или что-то там делал, либо быстро извиняется, зная, что за его «извини» ему тут же все проститься. Короче, от таких родителей толку мало. На следующий урок этот ребенок придет и все начнется сначала.

Поэтому Ваша задача, во-первых, выявить лидера, нарушителя дисциплины. Потому, что у детей всегда цепная реакция. Стоит начать одному, все подхватывают. А начинают, как правило, одни и те же. И найти какую-то точку соприкосновения с этим ребенком. То, что будет действовать на него безотказно.

Например, был у меня мальчик, невозможно с ним было совладать. Но выяснилось, что папу он своего очень боится. Поэтому раздобыла телефон папы и если что-то не так, то говорила: «Все! Я звоню папе!» Несколько раз звонила, кстати, так после этих звонков ребенок шелковый ходил пару недель. Потом, правда, опять начинал вести себя плохо, приходилось опять «папой пугать». Зато сейчас уже 3-ий год занимается с дисциплиной проблем почти нет. Многие мамы «прикрывают» своих детей от пап. Так, что имейте в виду, что иногда телефончик папы иметь, тоже не помешает. А то у нас как-то принято все с мамами разговаривать и вести диалоги.

Еще у меня есть один сейчас мальчик. Тоже хоть в лоб, хоть по лбу, говоришь ему он на тебя смотрит и продолжает свое. Я заметила у него такую особенность, что когда я делаю ему замечание его взгляд блуждает, а если он смотрит на меня, то такое чувство как будто он смотрит «сквозь меня», т.е. пропускает мои слова мимо ушей. Вроде и слушает, а вроде и нет. В общем, совершенно случайно я как-то разозлилась на него, взяла его за предплечье, он начал смотреть по сторонам, как обычно. Я сказала ему «Смотри на меня» и начала спрашивать, что я только что объясняла, что он понял, о чем я попросила и все глядя прямо в глаза. Удивительно, но на него подействовало это так, что потом он весь урок смирный был. Есть, кстати, такой прием в психологии, мне подруга потом рассказала. Так, что чисто интуитивно я все правильно сделала. Теперь я с ним все время так общаюсь, если не понимает.

Можно, как-то стимулировать детей. Например, назначать помощника, того, кто сегодня Вам помогает и отвечает за дисциплину. Попробуйте нарушителя дисциплины назначить ответственным. Не всегда, но бывает, это помогает.

Иногда «непослушных» я и в угол могу поставить на уроке. Либо, когда первоклашки пришли, я сразу обозначила «позорный угол» и сказала, что сажаю туда тех, кто плохо себя ведет. Не многие хотят оказаться в позорном углу. Некоторым, конечно, все равно. Тогда я сажаю «нарушителя» туда на стул и начинаю с остальными делать что-то интересное, например, играть. Провинившийся в большинстве случаев начинает тоже проситься в игру, обещая, что больше не будет баловаться, но пускать его нельзя. Сказав, что, того, кто нарушает дисциплину на уроке, вы в игру не берете, а если он в следующий раз будет себя хорошо вести, то вот в следующий раз и будет играть. Тем самым вы даете урок для всех на будущее. Дети быстро запомнят «Играет только тот, кто хорошо себя ведет».

На детей, которые уже выступали, очень хорошо действует, то, что я буду ставить в танец только тех, кто хорошо себя ведет. Дети, как правило, очень любят выступать, поэтому выступление это стимул для хорошего поведения.

Для детей постарше, которые как говорится уже «ведают, что творят» можно использовать более кардинальные меры. Некоторые мои коллеги, например, за каждое замечание придумывают наказание (15 приседаний или 10 отжиманий), а еще лучше пусть дети сами придумывают «наказание» провинившемуся, ведь он мешал всем. Тем самым у остальных будет стимул вести себя нормально, чтобы не оказаться потом на месте «нарушителя».

А еще я в этом году нарыла у себя старых книг с записью детских танцев и тех, кто себя плохо ведет сажаю на стул, даю книгу и заставляю разбирать движения по записи. Движения самые простые: подскоки, притопы. Собственно движения-то они эти все знают, только одно дело так делать, а другое дело прочитать и понять, что это за движение. Но для меня правильность разбора движения не цель, цель в том, чтобы такой ребенок тоже был занят делом весь урок. А я книжку даю и при этом говорю: «Не хочешь со всеми учиться танцевать, сиди и изучай хореографию в теории, может так у тебя лучше получиться!». А в конце урока провинившийся, показывает то, что наразбирал. После всего спрашиваю: «Трудно?» Как правило, кивают головой. Типа «да». А я говорю: «Конечно, трудно. И мне трудно. А ты не слушаешь того, что я говорю и показываю. Надо уважать труд преподавателя!» Отношение, кстати сказать, у некоторых меняется к предмету. А если и нет, то разбора движений по записи они боятся, хоть есть, чем напугать.

Было у меня еще одно время что-то типа «Системы баллов». Это не для малышей, конечно, но лет с 8-9 применять можно. Каждый урок за поведения я ставила баллы. Самый наивысший балл 10, ну, а там по мере поведения на уроке. Делаю замечание — 2 балла снимаю. А потом в конце урока у кого, что получиться. В конце месяца тот, кто набрал больше всех баллов, получает приз. Приз секретный (как правило, что-то из сладостей) или еще что-нибудь можно придумать. Главное не говорить, что за приз и обставить момент вручения приза как-нибудь торжественно. Призы, конечно, лучше менять, а то дети привыкают, когда вручаешь одно и то же, пропадает интерес. Ты им говоришь про приз, а они сразу уже говорят «Шоколадка!» Что-нибудь недорогое, сейчас полно всяких сладостей, причем очень интересно оформленных.

Я работаю в школе, поэтому приз вручала в конце каждой четверти, а не в конце каждого месяца. Но это как вы сами решите. Главное четко вести запись баллов (дети про это уж точно не забудут!), потом сами Вам будут подсказывать, кто и как себя вел и кому, сколько нужно снять баллов за поведение. Т.е. у Вас появятся помощники, которые будут зорко следить за тем, кто и как себя ведет на уроке. И Вам намного легче!

Ну, вот примерно так я борюсь за хорошую дисциплину! Может и у Вас, дорогие коллеги, найдутся какие-нибудь «таблетки» от плохой дисциплины на уроке? Поделитесь!

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок плохо ведет себя в школе. Причин может много, но всех всегда волнует один вопрос – как это исправить и сделать так, чтобы он быстрее стал послушнее. На этот вопрос однозначно не могут ответить ни учителя, ни психологи, ни родители самого ребенка.

В каждой отдельной ситуации нужно работать индивидуально, т.к. причины и последствия плохого поведения могут быть абсолютно разными. Роль может сыграть любой фактор: возраст, внешние условия, семья, отношения с одноклассниками. Но одно можно утверждать с точностью – ребенку чего-то не хватает.

Причины плохого поведения

Очень часто случается, что дефицит любви в семье напрямую сказывается на поведении ребенка . Все, что происходит дома можно буквально «считать» с него, он начинает вести себя не как раньше: спокойный может начать бунтовать, протестовать, а шумный наоборот замкнуться. В любом случае учителям нужно уметь заметить эти изменения и принять меры, т.е. вовремя сообщить родителям и школьному психологу.

Среди педагогов принято общаться с детьми как с взрослыми людьми, но, в то же время помнить, что это дети. Понимая, что ребенок переживает все довольно остро и чрезмерно впечатлителен, принимать меры нужно также осторожно. В школьные годы психика ребенка еще не сформировалась и довольно неустойчива, поэтому при любом раздражителе он может действовать непредсказуемо. В качестве раздражителя может быть даже обидное слово одноклассника или не совсем справедливая на его взгляд «двойка» от учителя.

Случается довольно часто так, что когда учителя сообщают о плохом поведении ребенка, особенно находящегося в подростковом возрасте, родители не верят, почему? Все просто. Ребенок, находясь дома, имеет одну модель поведения, иногда боясь наказания родителей или наоборот, чтобы не расстраивать их, а в школе он «отпускает» себя, принимая другую роль, он часто становится хулиганом.

Опять же нужно помнить, что от ситуации в семье зависит многое . Там, где ребенок боится родителей, приходя в школу, начинает бесчинствовать, давая себе, таким образом, некую моральную свободу. Часто в результате этого появляются плохие отметки, замечания в дневнике и вызов родителей к директору. При них он может быть идеальным, обещать исправиться и вести себя примерно. Но как только он находится в школе без родителей ситуация повторяется. Обычно таких ставят на школьный учет и пытаются совместными силами школы и родителей исправить поведение. Но ребенок в это время переживает много отрицательных эмоций, и потом это входит в привычку и он уже не реагирует на замечания и предупреждения.

Есть другой вариант развития событий. Ребенок их вполне благополучной семьи начинает плохо вести себя в школе. Что является причиной? Многие факторы. Дети проходят несколько периодов взросления, каждый переживает их по-разному. В школе они взаимодействуют друг с другом, примеряют разные модели поведения. И достаточно просто завести дружбу с ребенком, чье поведение кажется отличным от ребенка из хорошей семьи, он начинает вести себя также, ведь это интересно, побыть «плохим».

Пути разрешения таких ситуаций

В первую очередь, нужно поговорить со школьным психологом , выявить причины плохого поведения. Дома не менее важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит, ну и учителям относится с особой осторожностью к таким детям. Их ни в коем случае нельзя отделять от класса, ограждать от привычной для них среды. Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения. Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив.

Плохое поведение не появляется само по себе без причин, всегда есть мотив на такое поведение. Очень важно увидеть его проявления как можно раньше, чтобы проще контролировать. Ребенок может привлекать внимание одноклассников порчей имущества или, задираясь, в этом случае нужно поговорить с ребятами класса и объяснить, что делает это ребенок не во вред им, а чтобы его заметили. Как только они впустят его в свой круг общения, очень быстро пройдут его плохие поступки.

Детям нужна любовь, они должны ее получать, иначе искажается душа, и ребенок растет морально неполноценным. Поэтому очень важно родителям при первых проявлениях плохого поведения ребенка просто чаще уделять ему внимание, но не опекать чрезмерно.

В любом случае, нужно помочь ребенку достичь того,к чему он стремится, возможно не очень правильным способом. Можно провести сравнение: если есть боль в организме, значит, что-то не в порядке и человек начинает лечить себя, чтобы боль прошла и вместе с ней прошла причина боли. Так и в случае с ребенком, если он делает то, что противоречит нормальному поведению, то значит, ему чего-то не хватает.

Яблоко от яблони…

Часто учителя и родители ругают ребенка, обвиняют в неумении себя вести, но нужно задуматься, а что делают они для развития ребенка. Часто сами родители не могут понять, что хорошо, а что плохо, поэтому не могут должным образом воспитать чадо.

Для того, чтобы ребенок выполнял требования семьи и школы, нужно его мотивировать, причем не внешне, вроде покупки телефона последней модели за хорошие оценки, а давать внутреннюю мотивацию. Чаще хвалить за успехи, пусть и незначительные, это на сто процентов даст положительный заряд. Нужно объяснять, что важно добиваться в жизни определенных вещей, а главное, своим примером показывать это. Дети очень часто хотят быть похожими на родителей, поэтому им самим нужно задуматься, являются ли они должным примером.

Важно все время говорить ребенку, что он может достигнуть всего, чего захочет, и родители в него верят . Доброе слово иногда действует гораздо эффективнее, чем порицания и наказания. Нужно иметь силы увидеть в своем ребенке успешного независимого человека, каким через некоторое время он станет.