Скупка лома золота у населения налогообложение. Ведение учета при скупке золота у населения. Регулирование скупочной деятельности

размер шрифта

ПРАВИЛА РАБОТЫ ПУНКТОВ ПО СКУПКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ КАМНЕЙ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ У НАСЕЛЕНИЯ (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ... Актуально в 2018 году

IY. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

31. Операции пунктов по скупке учитываются:

а) подчиненных непосредственно конторам или торгам - централизованно на балансе конторы или торга;

б) расположенных в магазинах, находящихся на самостоятельном балансе, - на балансе магазина.

Учет ведется по типовому счетному плану основной деятельности организаций Министерства торговли СССР.

32. При приеме отчетов от материально-ответственных лиц бухгалтерия обязана проверить в день поступления отчета или не позднее следующего дня правильность составления отчетов и приложенных к ним документов. В частности, проверяется:

а) соответствие суммы каждой квитанции сумме, указанной в ежедневной ведомости скупки ценностей;

б) правильность подсчета итогов ежедневной ведомости скупки ценностей;

в) соответствие израсходованной суммы на покупку ценностей показателям кассовых отчетов;

г) тождественность записей в реестрах с записями в квитанциях и итоговых данных каждого реестра с актом вложения;

д) правильность переноса в отчет (форма N 9) остатков от предыдущего отчета и выходного остатка;

е) своевременность оприходования и включения в отчет заведующим пунктом по скупке всех купленных ценностей за данный день и отчетный период.

Обнаруженные при проверке отчета ошибки в таксировке, подсчете и в записях документов бухгалтерия исправляет, зачеркивая неправильные суммы и надписывая сверху правильные. О произведенных исправлениях в отчетах бухгалтерия немедленно сообщает материально-ответственным лицам и получает от них письменное подтверждение произведенных исправлений.

33. Купленные ценности у населения учитываются бухгалтерией по покупным ценам на счете N 41-1 "Товары на базах и складах" на отдельном аналитическом счете "Ценности, скупленные у населения".

Ценности, принятые для последующей оценки, учитываются на забалансовом счете N 004 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

34. Аналитический учет ценностей ведется по материально-ответственным лицам в количественно-суммовом выражении по видам металлов, их весу, пробам, весу и штукам драгоценных камней за каждый отчетный период в соответствии с Инструкцией о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях торговли системы Министерства торговли СССР, утвержденной приказом Министерства торговли СССР от 15 декабря 1971 г. N 198 .

35. Ввиду того, что отправка скупленных ценностей производится полностью по каждому отдельному реестру, аналитический учет ценностей, кроме того, ведется по реестрам, списание выбывших ценностей производится по каждому реестру (линейным способом).

36. Расходы по содержанию пунктов по скупке учитываются по установленной номенклатуре статей на счете N 44 "Издержки обращения", аналитический счет "Расходы по содержанию пунктов по скупке".

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444
"Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1089 "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст.2568).

Правила
скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация-скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Индивидуальный предприниматель-скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:

а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению;

г) настоящие Правила;

д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.

Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.

7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.

8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

9. Не подлежат скупке:

а) алмазное сырье и полуфабрикаты;

б) драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;

в) полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);

г) изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);

д) драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде;

е) ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы;

ж) изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни и изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.).

10. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла, взвешивание, удаление штифтов и др.), должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целости ценностей.

11. Взвешивание ценностей производится с точностью:

изделий из золота, платины и палладия - до 0,01 грамма;

изделий из серебра - до 0,1 грамма;

изделий из драгоценных камней без оправы - до 0,01 карата.

Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется приборами с точностью до 0,1 карата.

Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей. Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "оплачено".

13. В квитанции указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя - скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий - оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий - оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:

бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов - также их размерно-весовая группа, группа цвета и чистоты;

алмазов огранки типа "Роза", бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки - также их группа цвета и чистоты;

жемчуга природного и культивированного - количество жемчужин и их масса;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

14. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.

15.Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

Предприниматели вправе не вести бухучет, однако если ИП все таки отражает операции в бухгалтерском учете то порядок отражения операций аналогичен ООО.

Если ООО или ИП приобретает у лом цветных металлов, с целью дальнейшего обмена, то применяется счет 41 «Товары».

Дебет 41 Кредит 60 – оприходован лом, Дебет 60 Кредит 50 оплата.

По договору мены организация или ИП передает контрагенту в собственность одну готовую продукцию в обмен на другую. При этом обе стороны договора являются одновременно и продавцом, и покупателем. Бухгалтерские проводки приведены в 4-ой рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Бухучет

Сергей Разгулин , заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Торговля ювелирными изделиями

В целях защиты прав изготовителей и потребителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней оборот такого специфического товара контролируется государством. О чем следует помнить продавцам ювелирных изделий – в статье.

Скупать ювелирные изделия можно только в особом порядке

Ювелирные изделия можно приобрести у организаций и индивидуальных предпринимателей либо путем скупки у населения.

Если товар приобретают у организации или индивидуального предпринимателя , фирме-покупателю продавец выписывает товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Также может быть выставлен счет-фактура (если контрагент – плательщик НДС). Дополнительно скажем, что на основании этого документа уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость фирма сможет принять к вычету. Конечно, при соблюдении всех условий, предусмотренных статьями , Налогового кодекса РФ.

Если ювелирный магазин скупает изделия у населения , необходимо руководствоваться Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (далее – Правила скупки). Их утвердило Правительство РФ постановлением от 7 июня 2001 г. № 444 .*

Отметим, что при покупке изделий у населения выдают квитанцию. Ее оформляют в двух экземплярах. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается первый экземпляр квитанции со штампом «оплачено». Следует отметить, что форма квитанции на принимаемые скупкой ценности у граждан не утверждена, поэтому фирме следует утвердить ее самостоятельно. При этом в документе должны присутствовать следующие данные:
1) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя – скупщика;
2) фамилия и инициалы сдатчика, данные документа, удостоверяющего его личность;
3) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий – оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий – оттиска импортного клейма);
4) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;
5) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, а также стоимость, в том числе в отношении:
– бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов – также их размерновесовой группы, группы цвета и чистоты;
– алмазов огранки типа «Роза», бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки – также их группы цвета и чистоты;
– жемчуга природного и культивированного – количества жемчужин и их массы;
6) общая масса изделия;
7) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

Бухгалтерский учет и оценка ювелирных изделий

Необходимо помнить, что ювелирные изделия подлежат специальному учету и относятся к ценностям, которые не могут заменять друг друга.

Именно поэтому для списания таких активов их следует оценивать по себестоимости каждой единицы* (см. п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01). Напомним, что это Положение было утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н .

Продукция, подлежащая обмену, предполагается равноценной. Конкретная цена продукции может быть указана в договоре. Если же продукция не равноценна, одна из сторон доплачивает другой разницу. Такие правила предусмотрены в Гражданского кодекса РФ.

Елена Попова

Поступление по договору мены

Если товары поступают по договору мены, то их фактической себестоимостью считается стоимость активов, которые организация передает взамен. Стоимость переданных активов определите по цене обычной реализации (без учета НДС). Если стоимость передаваемых активов определить невозможно, то полученные товары оприходуйте по цене их возможного приобретения (без НДС). Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 5/01.

В фактическую себестоимость товаров, приобретенных по договору мены, кроме стоимости полученного товара, могут также включаться другие расходы, связанные с приобретением (транспортные, комиссии посредникам и т. д.) ).

Пример отражения в бухучете поступления товаров по договору мены*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» и ЗАО «Альфа» заключили договор мены. 28 марта «Альфа» получила от «Гермеса» 1000 банок краски. 2 апреля в обмен на них «Альфа» отгрузила в адрес «Гермеса» 50 т металла. Металл, который «Альфа» передала в обмен на краску, ранее планировалось использовать в собственном производстве, поэтому он был учтен на счете 10 «Материалы». Краску, полученную от «Гермеса», «Альфа» планирует продать, поэтому учитывает ее в качестве товара на счете 41 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

Балансовая стоимость одной тонны металла – 1800 руб., а его рыночная цена – 2360 руб., в том числе НДС (18%) – 360 руб. Рыночная цена одной банки краски составляет 118 руб., в том числе НДС (18%) – 18 руб.

Контрагенты признали обмен равноценным, а стоимость товаров соответствующей рыночному уровню. В счете-фактуре, который «Гермес» передал «Альфе», указано:
– стоимость краски без учета НДС – 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.);
– сумма НДС – 18 000 руб. (100 000 руб. ? 18%).

Особые условия перехода права собственности на товары в договоре не прописаны, поэтому право собственности переходит к сторонам сделки после того, как обе организации передадут друг другу обмениваемое имущество.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие проводки.

Дебет 002
– 118 000 руб. – оприходована краска, на которую к организации не перешло право собственности.

Дебет 62 Кредит 91-1
– 118 000 руб. (2360 руб./т? 50 т) – отражена выручка от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. ((2360 руб./т – 360 руб./т) ? 50 т? 18%) – начислен НДС с выручки от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 10
– 90 000 руб. (1800 руб./т? 50 т) – списана себестоимость металла;

Кредит 002
– 118 000 руб. – списана с забалансового учета краска, перешедшая в собственность «Альфы»;

Дебет 41 Кредит 60
– 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.) – оприходована краска по фактической себестоимости, равной рыночной цене металла (за вычетом НДС);

Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре «Гермеса»;

Дебет 60 Кредит 62
– 118 000 руб. – зачтена задолженность по договору мены;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 16 200 руб. (1800 руб./т? 50 т? 18%) – принят к вычету НДС исходя из балансовой стоимости переданного металла;

Дебет 91-2 Кредит 19
– 1800 руб. (18 000 руб. – 16 200 руб.) – списан невозмещаемый НДС;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 360 руб. (1800 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство по НДС, который нельзя принять к вычету.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Организация, применяющая УСН с объектом обложения "Доходы", осуществляет деятельность по скупке золота у физических лиц. Данное золото передается на переработку и возвращается в организацию готовыми изделиями, которые продаются физическим лицам.
В какой момент организация должна признать в налоговом учете доход от реализации - в момент скупки золота или в момент продажи произведенного готового изделия?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации организация должна признать в налоговом учете доход от реализации на дату поступления денежных средств от покупателей драгоценных изделий.

Обоснование позиции:

Напоминаем, что доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ ( НК РФ).

Таким образом, при реализации организацией готовых изделий из золота у нее возникнет обязанность по отражению в налоговом учете дохода от реализации.

При этом датой получения доходов для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в соответствии с НК РФ признается день поступления денежных средств на счета налогоплательщика в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (дополнительно смотрите Минфина России от 15.08.2012 N 03-11-06/2/108, от 31.03.2010 N ).

При скупке золота у физических лиц организация фактически осуществляет затраты на приобретение материала для изготовления драгоценных изделий.

При этом нормы НК РФ, в том числе и НК РФ, прямо не указывают на необходимость учета при формировании налоговой базы каких-либо внереализационных доходов от приобретения драгоценных металлов, равно как и не устанавливают методики оценки сумм таких доходов (за исключением налогоплательщиков-банков). Поэтому дохода в понимании норм НК РФ при совершении организацией указанной операции не возникает.

С учетом изложенного полагаем, что при приобретении золота у населения у организации не возникает дохода, учитываемого при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Здравствуйте,

в первую очередь хочу обратить внимание на требования

Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444(ред. от 08.05.2002)«Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий»

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно - правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь: а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты; б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.5. Организация - скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.Индивидуальный предприниматель - скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика: а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа; б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 N 302; в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению; г) настоящие Правила; д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

Как мы отметили выше, для специализированных организаций, осуществляющих сбор и дальнейшую продажу вторсырья, вторсырье является товаром, следовательно, при его продаже перерабатывающим организациям необходим первичный документ, в качестве которого можно использовать товарную накладную. Для документального оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации рекомендовано применять товарную накладную формы N ТОРГ-12, унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организации, сдающей вторсырье, и служит для его списания с бухгалтерского учета. Второй экземпляр передается в организацию, которая покупает вторсырье.