ПроРеутов — Раскрываем тайны почерка. Характер человека по почерку: методики определения и я открою вам ее сердца…”

Валиева Азалия, Сокур Дарья

Исследовательский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

ТЕМА : «Тайна почерка»

Валиева Азалия

Сокур Дарья

ученицы 3 «А» класса

МОУ НШДС «Ивушка»

Руководитель работы:

Носкова Лариса Александровна

г. Новый Уренгой 2011 год

Введение ………………………………………………………………………………..…..3

Глава I. Что позволяет узнать анализ почерка…………………………..5

Глава II. Анализ почерка учащихся 3 «А» класса………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………….…8

Литература ………………………………………………………………………………..10

Приложение ………………………………………………………………………….…..11

ВВЕДЕНИЕ

“Дайте мне почерк женщины,

и я открою вам ее сердца…”

В.Шекспир

ГРАФОЛОГИЯ – это интересный и ценный способ, который позволяет быстро понять себя и понять природу окружающих нас людей. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Специальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется ГРАФОЛОГИЕЙ.

Актуальность

Мы считаем, что тема нашего исследования интересная и актуальная, так как в современной школе существует проблема почерка. Всех учеников в школе обучают писать одинаково, но по прошествии короткого времени большинство ребят начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает приобрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различие букв «а» и «о», узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны. Неразборчивое написание названий лекарств нередко стоит пациентам жизни.

Цель проекта

Цель нашей работы заключается в изучении особенности почерка учащихся 3 «А» класса.

Предмет исследования – почерк учащихся 3 «А» класса.

Для достижения денной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические работы, посвящённые этой теме;
  1. выявить, насколько изучен данный вопрос в современной литературе;
  2. выявить причины, которые влияют на почерк человека;
  3. сравнить почерки учащихся 3 «А» класса и дать характеристики ребятам.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:

  1. анализ теоретической литературы;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение;
  4. сопоставление.

Опираясь на работы Н.С. Позднякова, Д.А.Хаустовой, И. Моргенштерна и Д. Сари, мы пришли к выводам:

у каждого человека свой характер и свой индивидуальный почерк.

Почерк- это внешнее проявление ума и других сторон личности.

В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами. Причины, влияющие на почерк, делятся на три группы:

а) физиологические – возраст;

б) психологические – уровень развития;

в) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза

Пишущего.

Изменения в почерке происходят бессознательно, по мере того, как сознание становится более зрелым и развитым.

Каждый почерк так же индивидуален, как и отпечатки пальцев. Часто у человека, обладающего, так называемым «красивым» почерком, умственные реакции замедленны, а человек с неразборчивым почерком может быть очень умным или же, по крайней мере, неглупым, но необразованным. Поэтому также не правильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду почерка, как считать, что люди с красивым лицом обладают хорошим характером, а внешне некрасивые люди – дурными.

Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек.

Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы прийти к разумным выводам.

В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.

Глава I.

Что позволяет узнать анализ почерка

Что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей так же заметно отличаются друг от друга, как и их отпечатки пальцев.

У анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.

Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия. Специалист может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться полученной информацией для того, чтобы всемирно укреплять свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков. Давно известно, что с улучшением почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: а и о, м и н) ; однако «хитрость» это вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написание слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибка даже в несложных словах.

Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное»

Итак, по почерку мы можем сказать оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.

Глава II.

Анализ почерка учащихся 3 «А» класса

Ученики 3 класса, написали текст на листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Ребята писали под диктовку текст. В конце написали то, что пришло в голову. В этом случае почерк более естественный. Каждый ученик подписал свой текст и написал цифру 7.

При исследовании почерка мы пользовались увеличительным стеклом для того, чтобы тщательно рассмотреть все черточки и крючки, которые появляются перед началом буквы или в ее конце.

Для исследования мы взяли только три почерка под № 1, 2, 3 . Получили следующее:

№1. Самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую, дружескую натуру. Свои чувства выражает открыто, не очень импульсивная натура. Этот ученик хорошо ладит с другими людьми, потому, что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет долго находиться в одиночестве. Большое расстояние между словами и строками показывает щедрость души. Полей почти нет – это показатель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Округленные буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству. У данного человека логический ум. Он ничего не принимает на веру. Для него характерна гордость и большое чувство собственного достоинства. Написание цифры 7 показывает стремление не только к высоким материальным, но и к высоким духовным целям.

№2. Мелкий подчерк указывает на замкнутость и скрытность. Почерк, который не отклоняется от воображаемой линии, а идет по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими событиями или заявлениями других людей. Данный человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем. Манера такого человека –сдержанность. Такой человек хочет разумно взвесить вещи. Хотя у этого человека мягкий характер, он может «встать в позу» и временно принять агрессивный вид (среди заключительных букв появляются угловатые). Бережливый человек (чем меньше расстояние между словами и строчками, тем более бережлив человек). Средний нажим ручки говорит нам, что это амбоверт. Такого человека обычно легче понять, и он более предсказуем по сравнению с интровертом и экстравертом. Любит настаивать на своем. Человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. В отношениях с людьми проявляет душевность, осмотрителен. Исследовав написание цифры 7, мы пришли к выводу: у этого человека хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями.

№3 . Этот человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвигаться вперед. Ровные узкие поля справа и слева показывают, что человек проявляет бережливость и разумную расчетливость в своих покупках. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состязательности. Почерк не совсем разборчивый, что говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Обладает напористой и честолюбивой натурой. Он ненавидит быть в подчиненном положении. Не отличается застенчивостью. Этот человек – экстраверт . Он направляет свои интересы к окружающему миру. Любит работу, связанную с человеческими контактами. Его нелегко расстроить. Он будет идти вперед. Более того, неудача может лишь подхлестнуть его к активности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости. Широкие поля, оставленные лишь слева (при узких полях справа), являются проявлением расточительного поведения, с которым пытается бороться человек.

У этого человека общительный характер и развито чувство ритма и координации. Не умеет хранить секреты. Еще одной чертой характера этого человека является медлительность, откладывание дела с одного дня на другой (по написанию цифры 7). Стандартная незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость

Таким образом, исследовав почерк учеников 3 класса, мы получили разные характеристики на ребят. Эти характеристики мы прочли в классе, и одноклассники сразу узнали, что под №1 - это Маша Шестакова, под №2 – Данилов Илья, №3 –Асеев Сергей. Итак, мы пришли к выводу, что действительно изучая особенности почерка, можем понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, сможем лучше понимать друг друга.

Заключение

Мы, ученики 3 класса – Даша и Азалия, проанализировали теоретические работы, посвященные анализу почерка, выяснили, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовали почерк одноклассников и пришли к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека – свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что мы и доказали при исследовании нашего почерка.
  4. Большинство учеников 3 класса считает свой почерк разборчивым 14 человек (63%),

21 ученик хотели бы, чтобы их почерк стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написании текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно.

Предлагаем по классам в школе оформить выставку лучших тетрадей учащихся 1-4 классов.

По мнению графологов, существует прямая связь между почерком и психологическими качествами личности. Действительно, все мы знаем, что почерк – это и «визитная карточка», и удивительно присущая человеку форма общения, и как бы « письменный голос» его обладателя. У одних он приятный, располагающий к общению, гармоничный, у других – некрасивый, отталкивающий, вызывающий антипатию.

В отличие от капризов моды, на одежду, мода на красивый почерк не изменится во все времена. Поэтому вполне естественно, что красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нем веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, дает положительный психологический заряд всей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Полученные данные нашей работы можно использовать учителям воспитателям для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков и факультативов по предмету.

Литература

1. Дударева Е. Как исправить почерк.

  1. Жовтонижко А. Плохой почерк врача может стоить пациенту жизни.
  2. Паррхимик Е. Г. Как найти работу. Минск, 1998 год.
  3. Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
  4. Сара Д. Тайны почерка. Москва, 1996 год.
  5. Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.
  6. Интернетресурсы

Приложение 1

Анкета

  1. Разборчивый ли твой почерк?
  2. У кого из ребят в классе по – твоему мнению красивый почерк?
  3. Хотел бы тв, чтобы твой почерк был лучше? Красивее?
  4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы изменить свой почерк?
  5. Оцени почерк своих родителей. Нравится ли тебе их почерк? (Разборчивый – неразборчивый, красивый – некрасивый)
  6. Похож ли твой почерк на почерк родителей?

Диктант.

Каждый из Вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Нигде нет другого такого же человека, как Вы. Скажите себе: «Я постараюсь помнить об этом и научусь уважать другого человека, как личность».

Инесса Игоревна Гольдберг

Тайны почерка, или Что на роду написано

Инесса Гольдберг – сертифицированный эксперт-графолог, обучавшаяся в соответствии с последними стандартами и требованиями европейской графологической школы, действительный член Научного графологического общества Израиля. Специализируется по европейским языкам, русскому языку и ивриту.

Первое образование (ученая степень в философии и классической культуре) получила в Тель-Авивском университете. Там же, в Kibbutzim College, обучалась общей психологии, психопатологии и теории личности.

Инесса Гольдберг – основатель Графологического агентства, основная деятельность которого – профессиональная графологическая психодиагностика и консультации, преподавание графологии. Являясь полномочным судебным экспертом-графологом, дает независимые заключения по запросам адвокатов.

Инесса Гольдберг – основатель Русской школы графоанализа, активно занимается преподавательской деятельностью, просвещением, проведением семинаров и лекций.

Авторская деятельность включает работу над серией из 8 изданий, посвященных обучению графоанализу. Публикуется в прессе, печатных и интернет-журналах, участвует в журналистских расследованиях. В качестве консультанта задействована в теле– и радиопередачах о графологии, является постоянным автором графологического раздела журнала «Kadrovik.ru» (издание Национального союза кадровиков), экспертом в проекте «Пси-Фактор, Особое мнение» ИТАР-ТАСС, ведет рубрику «Тайны почерка» в журнале «Шарм». Инесса Гольдберг руководит созданным ею двуязычным информационным графологическим порталом Агентства и Русской школы графоанализа, объединяющим любителей графологической науки разных стран:

www.grafologia.co.il.

Проект, не имеющий аналогов в русскоязычном Интернете, предлагает вниманию широкого круга читателей и специалистов-практиков тысячи страниц эксклюзивных материалов, авторских статей, ценной информации о научной графологии, интересных фактах, новостях мировой графологии и проходящих конференциях.

Интерактивная часть проекта представляет собой единственный в русскоязычном Интернете открытый профессиональный графологический форум. Здесь можно задать вопрос лично Инессе Гольдберг, почитать сотни анализов почерков (публикуются только с разрешения их авторов!), получить анализ собственного почерка. Здесь же, на форуме, можно стать участником круглого стола, где обсуждаются не только графологические, но и интересные психологические, философские и общечеловеческие вопросы.

Инесса Гольдберг родилась на Урале в 1974 году, покинула СССР в 1991 году. В настоящее время проживает в Израиле.

Предисловие

Эта книга посвящена одной из самых увлекательных тем, выходящих далеко за пределы графологии и психологии, – соотношению роли врожденных качеств и внешних обстоятельств в нашей судьбе и нашем характере.

Являясь мощным инструментом психодиагностики, графология позволяет взглянуть на тему личности и судьбы с практической точки зрения, то есть проанализировать соотношение врожденных и приобретенных черт личности, их роль в личном успехе.

Эта книга из серии «Секреты почерка», является продолжением и во многом опирается на первое издание серии «Графология шаг за шагом: Как расшифровать почерк». Желающим системно ознакомиться с основами графологического анализа можно порекомендовать это издание. Его изучение не является обязательным, материал этой книги о почерке и проявлениях в нем подсознания будет изложен достаточно простым и доступным для читателя языком. Жизненные проблемы, различные ситуации, случаи из практики автора в диалогах и анализ происходящего сопровождаются примерами соответствующих почерков.

Доступность объяснений, интересная подача автором материала позволяют рекомендовать издание для широкой аудитории: всем интересующимся психологией и саморазвитием.

В дополнение к разборам образцов почерка, в эту книгу были включены вопросы и ответы из психологических консультаций. Надеюсь, это поможет разъяснить мою позицию по обсуждаемым вопросам – ведь графологический анализ должен стать отправной точкой для самосовершенствования и разрешения конфликтных ситуаций. В том числе и в случае внутренних конфликтов – с самим собой.

Внимание! 1. Все иллюстрации почерков в этой книге обезличены и анонимны, любое внешнее сходство с какими-либо почерками лично или опосредованно знакомых читателям людей – случайно.

2. Качественные, с оригинальными полями и масштабом, в цвете образцы, черно-белый вариант которых представлен в издании, вы сможете найти на сайте www.grafologia.co.il

О графологии

Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего.

Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале.

Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.

Применение графологии

Графоанализ используется в области кадрового менеджмента – прежде всего, это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов в специфических профессиях, а также оценка совместимости деловых партнеров в бизнесе.

Следующее по распространенности направление в графоанализе – обращение к нему частных лиц:

персональная консультация с целью разобраться в себе, в своей карьере;

парная консультация (диагностика проблем во взаимоотношениях, проверка совместимости в паре и т. д.);

благонадежность и личные качества третьего лица (например, няни для своего ребенка и т. д.);

диагностика подростков и детей (использование в том числе и рисунков, проективных графических тестов).

Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология).

Чем особенна графология: преимущества перед другими методами

Любой достоверный и качественный вид психодиагностики или психологического тестирования должен отвечать следующим требованиям:

Тестирование должно быть защищено от возможности подготовки к нему со стороны тестируемого.

Не должно терять своей эффективности при последующих его применениях к одному и тому же лицу.

Должно вскрывать характеристики личности, лежащие на уровне подсознания и определяющие поступки человека.

Графологическая экспертиза почерка отвечает всем вышеизложенным требованиям, включая при этом преимущества проективных методов.

Психомоторная основа метода. Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта

Правила, законы и норма в графологии, ее точка отсчета – стандарт школьных прописей того или иного языка. Но главный предмет изучения в графологии – не стандарты и прописи (иначе она была бы уже искусством каллиграфии), а именно особенности отклонений от них. Графология занимается нестандартными, сугубо индивидуальными проявлениями личности в почерке, то есть отклонениями – будь они обусловлены исключительностью или деградацией, способностями или комплексами, особенностями мышления или мира чувств и т. д.

Любое отклонение, отличие, импровизация, искажение или странность по своему определению всегда подразумевают наличие основы, стандарта, который бы позволял обратить внимание и указать на эти особенности. Эти отклонения вырабатываются не сразу, только со временем, с возрастом наше письмо становится полностью индивидуальным.

Формирование почерка и приобретение черт личной индивидуальности включает следующие этапы:

1. Этап сознательного овладения навыком письма – в начальной школе.

2. Приобретение автоматизма, инерции – в средней школе.

3. Графическая зрелость моторных навыков – после примерно 14-летнего возраста.

На этом этапе формируется индивидуальный почерк, проявляются отклонения от стандарта, почерк уже отражает не сознание, а подсознание – появляется подсознательное содержание. Его-то и можно анализировать с позиций современной графологии.

О характере человека, его умственных способностях и эмоциональности можно многое узнать с помощью графологии - учения о почерке. Методы этой науки широко применяются в криминалистике, а также для получения информации о людях: графологи устанавливают связи между почерком и внутренним миром человека. Если вы возьмете письмо, рукопись, документ с подписью и изучите текст, то по следующим его особенностям сможете составить себе представление об авторе.

Если вы видите прописные буквы, исполненные крупным каллиграфическим почерком, это означает, что автор текста отличается бесхарактерностью, несамостоятельностью, упрямством. Если буквы узкие и витиеватые, то он тяготеет к сдержанности, умеренности, тщеславию, изяществу и фантазии.

Если документ имеет узкие поля слева, это означает, что автор бережлив и мелочен. Широкие поля слева исполнитель документа деятелен и является широкой натурой. Очень широкие поля с любой стороны говорят о щедрости и хвастливости автора. Если поля слева и справа неодинаковой ширины, то этот человек отличается беспечностью и расточительностью.

Но бывает и так, что левый край поля постепенно сужается или расширяется. В первом случае это признак эгоизма, бережливости и даже скупости. Во втором - щедрости и расточительности. Вот, кто старается заполнить строчками весь лист и не оставляет полей, обычно не оставляет в своей жизни места для других людей. Манера выстраивать строки тоже говорит о многом. Прямые строки свидетельствуют о спокойствии, уверенности, иле воли, рассудительности.

«Задранные» вверх строки говорят о честолюбии, храбрости, доверчивости, искренности и оптимизме. Строки, идущие книзу, - свидетельство апатии, неуверенности в себе, сентиментальности, меланхоличности. Если строки волнообразные это свидетельство хитрости, изворотливости и даже бессовестности автора письма.

Когда промежутки между словами примерно одинаковые и кажутся нормальными, значит, что у автора все в порядке в жизни. Если же расстояние между словами слишком большое, скорее всего писавший человек испытывает трудности в общении и как бы хочет занять все возможное пространство, тесня других.

Изучая наклон букв, следует иметь в виду, что в тех случаях, когда буквы словно стремятся лечь на строку, это будет означать невыдержанность, вспыльчивость, обидчивость и сентиментальность автора. Если же буквы стоят вертикально, как солдаты в строю, значит, у автора сильная воля, он отличается самообладанием, сдержанностью, холодностью, нравственностью.

Практика показывает, что для большинства людей характерен наклон букв вправо. Однако встречаются оригиналы, у которых буквы как бы смотрят влево. Этим авторам обычно присущи упрямство, сдержанность, хитрость, скрытность, недоверчивость.

В некоторых авторов буквы в строке точно пьяные наклонены то влево, то вправо. Это свидетельствует о капризности, неуверенности, нерешительности, развитом чувстве юмора. Если наклон букв незначителен (не более 30 градусов), об авторе можно сказать, что по натуре он сердечен, участлив, отличается логичностью мышления.

Если почерк косой и к концу слов буквы «сложатся» на строку и, кроме того, все они разной величины, значит, хозяин почерка обладает развитой силой воли, чувством долга, очень активен, но в то же время нервозен и испытывает постоянное чувство внутреннего беспокойства. Немало может рассказать о характере пишущего и форма букв.

Мелкие буквы: наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, честолюбие. Круглые: гордость, самолюбие, предприимчивость, деятельность, решительность. Широкие: ум, энергия, беззаботность. Узкие: сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, педантизм.

Стремительные и округлые: легкий, общительный характер. Все буквы в словах связаны между собой как бы в одну сплошную линию: хорошо развитое логическое мышление. Следует иметь в виду, что если у автора письма сильный нажим, то скорее всего этот человек отличается усидчивостью, строгим взглядом на жизнь, прилежанием, неповоротливостью. Если слабый нажим, он бесхарактерен, нерешителен, чувствен и уступчив.

О многом может рассказать и исследование беглости почерка. Витиеватый почерк говорит о тщеславии, неудовлетворенности, любви к внешнему блеску. Медленный и спокойный - о невозмутимости, уравновешенности, сдержанности. Дрожащий, угловатый о нервозности, трусости, неуверенности и нерешительности. Красивый, каллиграфический - признак бесхарактерности, несамостоятельности. Беглый и размашистый указывает на предприимчивость, активность, любознательность, ловкость, веселый нрав.

Если же буквы в словах отделяются одна от другой, это будет означать, что автору такого текста присущи развитая интуиция, мечтательность, рассеянность. Жирная точка в конце текста означает приземленность, чувственность, развитое животное начало. В то время как малозаметная робость, нежность, боязливость. Точка, похожая на запятую, означает любопытство, а отсутствие точки - покорность и бесхарактерность. Короткие и толстые запятые говорят о силе воли и осторожности автора письма. Длинные и тонкие запятые означают мечтательность и слабость натуры.

Далеко отстоящая от слова запятая - малодушие и бесхарактерность. Витиеватая подпись в конце письма будет свидетельствовать о сумасбродстве и горячности; простая - о рассудительности и смелости; зигзагообразная - об энергичности; паутинообразная - о ловкости в делах и замкнутости, похожая на штопор - о наблюдательности и хитрости.

ТАЙНЫ ПОЧЕРКА

Большинство из нас представляет себе графологию как магический способ получения информации, типа предсказания будущего по внутренностям животных или гадания на кофейной гуще. Трудно поверить, что графология современная наука, которой с успехом пользуются психологи, криминалисты, врачи, педагоги и даже опытные менеджеры по персоналу. Что же можно сказать о человеке по егопочерку и как потом использовать это знание? На вопросы «Лечебных писем» отвечает руководитель центра «Секреты успеха», специалист в области нетрадиционных диагностических методик Н.В. КУЗИНА.

– Нина Владимировна, как может почерк содержать какую-то информацию о человеке, если с возрастом характер письма у всех меняется, к тому же на него влияют любые жизненные ситуации?
– Эти изменения как раз и позволяют графологам судить о переменах в психическом состоянии человека и о его новой жизненной ситуации, то есть обладают не меньшей диагностической ценностью, чем устойчивые элементы почерка. Всем этим занимается графология – наука о почерке человека. Мы выражаем свои мысли в словах, а слова – в почерке, одновременно перенося на бумагу и свое душевное состояние. Графологуостается только понять особенности письма, чтобы рассказать о человеке, его характере, привычках, об отношении к другим людям, о его болезнях и т. д. Кое-где за границей уже используютграфологическую экспертизу для приема на работу, постановки диагноза и т.д. К сожалению, в нашей стране графология пока остается делом спецслужб, почерковедов и горячих энтузиастов.

– Наверное, анализ почерка требует от человека каких-то феноменальных способностей?

– Вовсе нет. Графологическими навыками владеет очень много людей. Курсграфологии сегодня изучают в вузах будущие юристы, преподается эта дисциплина и в некоторых других государственных учебных заведениях. В частности, у нас в Санкт-Петербурге работает известный психолог-графолог, член-корр. Международной академии наук высшей школы, доктор философских наук, профессор В. И. Кравченко, автор книги «Секреты почерка». Графология основана на доказанном факте, что почерк отражает характер человека и свойства его психики. Более того, почерк вообще никогда не лжет, просто люди иногда неправильно его истолковывают.

– Что же конкретно можно сказать о человеке по его почерку?

– Возможности графологии очень велики. Например, с ее помощью выявляются скрытые таланты молодого человека, помогающие правильно выбрать тот или иной род деятельности. Можно сделать выводы о совместимости людей – скажем, предупредить жениха и невесту о возможных сложностях при вступлении в брак, чтобы они были готовы к их преодолению. По образцу подписей обоих супругов на консультации выявляются особенности их взаимоотношений и предлагаются способы выхода из семейного кризиса. Причем достаточно, чтобы пришел лишь один из супругов с образцом подписи другого.

– Однако никакие элементы почерка, наверное, не могут передать всей сложности человеческой психики?

– Разумеется, нет. Но никто и не возводит элементы почерка в абсолют. В его чтении очень большую роль играет интуиция графолога. А конкретные признакипочерка служат графологу скорее опорными точками, опознавательными знаками его собственного внутреннего восприятия. Задача графолога – через рукописный текст «вчувствоваться» в человека, который его писал. Многим это удается. Способность к графологическойинтерпретации почерка – такое же общечеловеческое свойство, как музыкальный слух. Графологвидит почеркчеловека как образ, несущий в себе определенные эмоции, ценностные характеристики и т.д. Поэтому графологический язык неизбежно оказывается образным, эмоциональным, а не «научным». Попытки установить жесткую связь между элементами почерка и выводами графолога могут исказить восприятие.

– Какие же все-таки элементы почерка принимаются во внимание графологами?

– Практически все. Размеры, форма, взаимное расположение букв, пропуски, степень отклонения от каллиграфического письма, наклон, нажим, штрихи, росчерки, расположение на строке и т.д.

– Приведите, пожалуйста, пример.

– Возьмем написание заглавной буквы «Я». Если «Я» крупная и с раздутой петлей, человеку хочется, чтобы на него обратили внимание. Обычно такой человек общителен, обожает общественную деятельность и часто вступает в различные клубы или благотворительные организации. Любит быть лидером. Напротив, маленькое, простое «Я» показывает, что человек не стремится привлечь к себе внимание. Он осторожно двигается по жизни, не спешит заводить друзей, зато остается преданным тем, кого выбрал. Но если буква «Я» слишком мала по сравнению с остальными буквами и к тому же наклонена в обратную сторону от них – это признак самоуничижения. Такому человеку графолог может посоветовать проявлять больше уверенности и не оставаться в тени без необходимости, но и не взваливать на себя большую ответственность. Высокая буква «Я» без украшений, с узкой петлей показывает, что человек гордится своим домом и своей семьей. Похвалите кого-нибудь из его родственников или предков – и он станет вашим другом. А вот печатное «Я» показывает, что человек ищет внимания к себе, но прежде всего ждет одобрения за хорошо выполненную работу. У него творческий характер и развита изобретательность.

– А что вы скажете о человеке, который букву «Я» всегда пишет по-разному?

– Разнообразие вариантов при написании заглавной буквы «Я» показывает, что у человека нет устойчивых взглядов, и к себе он относится с чувством юмора. К тому же он любит разнообразие. Но бывает, что в почерке вообще нет заглавных букв. Это признак предельного самоуничижения и даже неспособности человека выполнять нужную работу.

– Можно ли по почерку сделать какие-то выводы о физическом и психическом здоровье?

– Это целый раздел графологии. Есть интересное высказывание, что медицина часто служит для графологииувеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром. Почерк – это зеркало психических отклонений. Сейчас считается твердо установленным фактом, что при всяком расстройстве нервной системы – а это первый симптом любой болезни – непременно изменяетсяпочерк. Даже незначительные отклонения в системе кровообращения, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке. И если мы этого не замечаем, то только потому, что вообще не привыкли следить за своим почерком. При первых признаках усталости почерк становится крупнее. При сильном утомлении появляется дрожание в волосяных штрихах букв. И точно так же влияют на почерк состояния опьянения или наркотического возбуждения.

– А как проявляются в почерке нервные и мозговые заболевания?

– По типу нарушений почерка можно делать очень важные выводы. Изменения впочерке возникают задолго до явных признаков нервной болезни. Например, при общем прогрессивном параличе они проявляются чрезвычайно рано, гораздо раньше других симптомов, и служат средством для установления диагноза. Почеркстановится более крупным, чем обычно. Буквы стоят неодинаково, сильно закруглены, с неправильными начертаниями. Больные пропускают буквы, знаки и целые слова, прибавляют лишние буквы, забывают, что надо писать, и все их письмо часто представляет собой бессмысленный набор слов. Дрожащийпочерк, встречается, как правило, у алкоголиков и иногда при неврастении или истерии. Линии букв становятся волнистыми или зигзагообразными, плохо разборчивыми. Буквы пляшут в словах, отдельные элементы их преувеличены. Это результат нарушения моторики при воспалении мозга.

– Истерия встречается довольно часто. Что ее характеризует, кроме дрожащего почерка?

– Наряду с дрожанием, есть и другие особенности почерка при истерии. Он часто имеет наклон влево. Отдельные буквы выписаны очень витиевато, у многих отсутствуют конечные штрихи, буквы все разной величины, тесно прилегают друг к другу, а интервал между словами большой. Вообще, существует очень много значимых для врача нарушений письма. Раньше самым распространенным из них была так называемая писчая судорога. Обычно это результат утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера: пальцев, всей кисти руки и даже предплечья. Пишущий не может выводить буквы, рука перестает слушаться и перо останавливается на начатом штрихе или против воли человека заезжает в сторону.

– Можно ли по почерку отличить человека, страдающего той или иной болезнью?

– Очень часто это удается. Например, люди с частыми сердечными приступами злоупотребляют точками в соединениях букв или ставят точки между словами там, где они не требуются. Точки перед началом фразы, перед датами или после них, в середине фразы или слова наблюдаются также у больных с бредом преследования. Эти точки – своего рода остановки мысли. Когда мысль, диктующая письмо, по какой-то причине задерживается, человек делает рефлекторное движение и ставит точку. Почерк эпилептиков изобилует искривлениями всего текста, абсолютно ненужными точками, искажением заглавных букв. Ровные прямолинейные или наклонные буквы с украшениями и резкими связями между ними чередуются с клинообразными, дрожащими, как бы парализованными. Кстати, путем сравнения резко выраженных ненормальностей в письме душевнобольных и ненормальностей в письме здоровых людей было найдено многографологических признаков. Например, злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных и скрытных людей.

– Как происходит сеанс графологии?

– Графолог не задает ни единого вопроса. Он просит клиента написать под диктовку очень быстро текст, состоящий из пяти-шести слов, например, «На улице прекрасная погода, весна пришла – Ура! Ура! Ура!», сделать несколько разных рисунков, написать очень медленно свое имя и отчество, поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться в квадрате, и еще несколько заданий. Потом графолог анализирует каждую позицию этого теста и дает общую характеристику человека по его почерку. Например, из сравнения быстрого и медленного почерков он делает выводы об устойчивости натуры, характере психики, доминировании мужского или женского начала в воспитании, закомплексованности, героизме, творческой активности и т.д. Далее анализируются остальные пункты теста. Больше всего информации можно получить из анализа подписи испытуемого.Подпись – это сгусток натуры человека в данный момент как результат его прошлой жизни.

– Для чего же все это нужно, если мы и так себя знаем?

– На сеансе графологии выясняется, что очень многого мы о себе не знаем, а из того, что знаем, не делаем никаких выводов. Графолог не только «раскрывает» человеку глаза на многие его проблемы, но и помогает найти пути их решения. Одним из наиболее необычных путей является метод «графологического оздоровления». Он основан на существовании обратной связи между психикой и почерком. Поскольку наш почерк, наша подпись являются отражением нашего психического состояния в данный момент, то, сознательно меняя свой почерк, вырабатывая другую подпись, человек меняет себя, достигает успеха, обретает новую судьбу.

Умение анализировать почерк и узнавать по нему характер человека может быть весьма полезным. Строки текста хранят информацию о человеке, его написавшем. И хотя для детального графологического анализа требуются профессиональные навыки и знания, сделать поверхностную оценку под силу каждому желающему. Нужно лишь знать основные особенности написания текста, и что они означают.

Материалы по теме

Следует помнить, что ни один признак не стоит рассматривать как догму. Только комплексный анализ личности, сопоставление различных наблюдений в совокупности может дать ясную картину о внутренних особенностях человека. Анализ почерка – это лишь подсказки, то, на что следует обратить внимание в характере человека.

Смотрим на почерк и читаем характер человека

В первую очередь стоит посмотреть на письмо в целом.

Аккуратный почерк с хорошо прописанными буквами свидетельствует об уравновешенности человека и его спокойствии. Если письмо неразборчивое, то, вероятнее всего, человек опасается раскрыться, стремится к замкнутости и отрешенности.

Крупный, похожий на детский, почерк говорят о доверчивости в характере человека, его чувственности и мягкости. Когда как мелкий убористый почерк свидетельствует о рациональности и сдержанности его хозяина.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека

Очень мелкие буквы могут говорить о жадности и недоверчивости.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека, склонности к глобальному взгляду на вещи. Плотное расположение слов при письме может быть признаком бережливости с переходом в крайнюю степень экономии и расчетливости.

Стоит обратить внимание и на поля. Чем шире левое поле, тем более щедрый перед нами человек. Узкое поле слева говорит о скупости. Если по мере письма левое поле сужается, это свидетельствует о склонности объекта к эгоизму. Практически полное отсутствие полей говорит о том, что человек стремится выжать максимум из предоставленных возможностей.

Какие бывают характеры у людей, определяем по почерку

Более детальное изучение строк письма дает дополнительную информацию. В идеале иметь несколько страниц текста, написанного в разное время при различных обстоятельствах. Именно такой подход дает возможность наиболее точно определить, какие бывают характеры у людей по почерку.

Наклон письма

Ярко выраженный наклон письма вправо говорит о стремлении к общению и любвеобильности натуры. Такой человек отличается энергичностью, он открыт для новых идей.

Незначительный наклон влево характерен для скрытных людей с рациональным подходом к жизни. Для них на первый план выходит разум, который подавляет эмоции.

Сильный наклон влево присущ чувственным натурам, которые привыкли открываться только самым близким. Эти люди умеют принимать взвешенные решения.

Направление строк

Если строчка письма сохраняет горизонтальное положение на протяжении всей ширины листа, значит, перед нами уравновешенный человек, контролирующий свои эмоции.

Строки, уходящие вверх, характеризуют людей с завышенной самооценкой и неисправимых оптимистов. Если же строки, напротив, опускаются вниз, значит, перед нами человек, не уверенный в своих силах, подверженный депрессии и угнетению.

Встречается письмо волнообразного характера, когда строка то уходит вниз, то задирается вверх. Такое присуще непостоянным натурам с переменчивым настроением.