Почему сдвигается день пасхи. Что такое Пасха Христова. Двунадесятые непереходящие праздники

Вопросом «почему каждый год Пасха в разное время?» рано или поздно задаётся любой христианин. Кто-то списывает это на устоявшиеся церковные традиции и перестаёт ломать голову понапрасну, а кому-то природная любознательность не даёт покоя. В чём дело? Отчего Пасха попала в разряд переходящих праздников, ведь Христос воскрес в конкретный день? Попробуем разобраться.


Как высчитывают дату Светлого праздника?

Чтобы ответить, почему Пасха в разное время выпадает то на начало апреля, то на конец, а то и на май, придётся, во-первых, обратиться к истории. А во-вторых, перелистать несколько календарей: иудейский, юлианский, григорианский… Главное, не запутаться!

Определяя дату важнейшего в христианском мире праздника, Церковь ориентируется на три пункта.

1. Весеннее равноденствие.

Именно с ним, а не с 1 марта, как толкуют сухие официальные календари, в мир приходит весна, а природа просыпается от зимней спячки и словно воскресает из-под снега. Логично, что и Пасху, праздник Воскрешения и Обновления жизни, было решено отмечать после этой даты, а не до, пока земля скована морозом.

Ликование пробудившейся природы подчёркивает радостный настрой праздника

2. Первое полнолуние после равноденствия.

А это отсылка к солнечно-лунному иудейскому календарю, который, к слову, в Израиле до сих пор в ходу. В нём фазы Луны чётко привязаны к определённым датам и не имеют привычки «плавать» по календарной сетке, как это происходит у нас. Оттого и ныне, и 2000 лет назад иудейская Пасха – праздник в честь освобождения из египетского плена – начиналась в 14 день месяца нисана и всегда совпадала с полнолунием. Поскольку Христос был распят во время этого праздника и воскрес спустя три дня, Церковь старается не нарушать исторический ход событий: сперва полнолуние, затем Воскрешение.

Иудейская Пасха – Песах – длится семь дней, как и пасхальная неделя христиан.

3. День недели.

По традиции, светлый праздник должен выпадать на воскресенье. Если же первое полнолуние после равноденствия совпадает с воскресным днём, торжественную дату переносят ещё на седмицу.

Вот почему Пасха празднуется в разное время, ведь полнолуния не имеют твёрдо обозначенного места в календаре, которым мы с вами пользуемся, и оттого регулярно сдвигают в ту или иную сторону все связанные с ними даты.

На соборах решались важнейшие религиозные вопросы

Данный порядок вычисления был установлен Никейским собором 325 года, дабы внести ясность в вопрос о дате празднования Пасхи (некоторые по старинке отмечали её в день распятия Христа, как память о жертве Спасителя). А в 4-8 веках появилась Вечная Пасхалия, методика расчёта нужных дат, охватывающая период в целых 532 года. Ею и по сию пору пользуется Православная церковь. Хотя, надо признать, эти расчёты не совсем безупречны…

Две Церкви, два календаря

Такое положение дел сохранялось вплоть до раскола единой Христианской церкви на Православную и Католическую в 1054 году и ещё более 500 лет после. Однако, со временем выяснилось, что принятый на Никейском соборе Юлианский календарь не согласован с реальными астрономическим данными. Каждые 128 лет он «терял» 24 часа, отставая от показаний небесных светил. К 1500 году погрешность составила уже 13 суток. Почти две недели!

Решив навести порядок в летоисчислении, в 1582 году папа Григорий 13-й ввёл в обращение новый календарь, названный Лилианским по имени Алоиза Лилиуса, советника главы римской церкви. Название не прижилось – нынче мы знаем календарь как Григорианский – а вот новая система оказалась востребована.

Так ли важна точная дата? Ведь смысл праздника главнее!

Православная же Церковь решила не изменять традициям, оставшись верной старому, одобренному Никейским собором календарю. А у христиан всего мира появился повод уже для двух вопросов: почему Пасха всегда в разное время и почему дата её празднования не совпадает у приверженцев двух вероучений, почитающих одного Бога?

Заметим, что и у того, и у другого способа летоисчисления есть достоинства и недостатки. Так, Григорианский календарь не имеет значимых расхождений с данными астрономов. Зато Пасха, согласно его выкладкам, часто совпадает с иудейским праздником или предваряет его. А это уже противоречит логике: Воскресение не может быть раньше Распятия.

Юлианский или Православный календарь такими казусами не грешит, зато проигрывает Григорианскому в пунктуальности. Увы, 13 «потерянных» суток со счетов не сбросишь! С другой стороны, благодатный Вифлеемский огонь сходит на землю перед православной Пасхой и по молитвам православного Патриарха. Стало быть, не так ошибочны эти расчёты?

Пусть праздник несёт радость каждому вне зависимости от календарей!

Видео: Церковный календарь

Почему Пасха каждый раз в разное время и как это объясняется исторически? Маленькое пояснение от телекомпании Глас.

25.04.2016

Существуют праздники, с датами которых все ясно и понятно: Новый год, например, или Рождество. И сто лет назад, и через век вперед мы будем отмечать их в строго определенное время. А вот Пасха почему-то празднуется каждый год в разные дни и выбивается из стройных рядов. В чем причина этого явления? Оказывается, Пасха «привязана» не к солнечному, а к лунному календарю.

Первое весеннее полнолуние следует за днем весеннего равноденствия, а Пасху нужно отмечать в первый же воскресный день после полнолуния. Лунный календарь несколько иной, чем солнечный. Так, длится «лунный год» всего 354 дня, а периоды полной луны наступают каждые 29 дней. Естественно, каждый год первое полнолуние будет приходиться на разные даты. Обычно равноденствие приходится на 21 марта, поэтому Пасха не может прийти к нам раньше 4 апреля, как не может и задержаться на срок позднее 8 мая.

Празднование Пасхи имеет древние традиции, поначалу связанные вовсе не с воскрешением Христа, а с некоторыми обычаями, обрядами, существовавшими у скотоводов и земледельцев. Затем свою Пасху стали отмечать иудеи, таким образом закрепив в памяти народной день освобождения евреев от владычества Египта. Эта Пасха широко отмечалась в ночь с 14 на 15 число первого лунного месяца. Бытовал обычай приносить в честь события жертву: закалывать и готовить молоденького агнца (ягненка), которого семья съедала целиком.

Позже представление о Пасхе в мире изменилось. Начало переменам положил Христос. На Тайной вечере он предсказал, что будет принесен в жертву людям, что ему суждено перенести страшную казнь. Он как бы подменил собой в сознании людей жертвенного агнца. В период первого полнолуния был распят Христос, а на третий день после трагедии он воскрес. День этот стали называть воскресеньем, и с тех пор Пасху празднуют в первое воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Интересно, что церковь в последнее время, ощущая неудобство такой «плавающей» даты, делает попытки закрепить за Пасхой какой-нибудь определенный день, чтобы христиане всего мира отмечали большой праздник совместно в одно время. Так, в 1997 году на саммите Всемирного совета церквей было внесено предложение закрепить за Пасхой второе воскресенье апреля. Православный мир должен был подготовиться к реформе, намеченной на 2001 год. Однако, достичь консенсуса в этом вопросе не удалось, и Пасха по-прежнему отмечается в разные дни каждый год.

Возможно, это и правильно: есть древние традиции, изменение которых требует длительной кропотливой работы с сознанием людей. Не исключено полное неприятие нового и даже протест. Может быть, лучше оставить все как есть. Пусть люди знают: в нашем постоянно колеблющемся неустойчивом мире есть все-таки что-то надежное, что было и будет всегда. И пусть мы по-прежнему будем праздновать Пасху в разные весенние дни каждый год. Сущность светлого радостного праздника от этого не меняется.

Для православных всего мира скоро наступит светлый праздник Христова воскресения – Пасха 2018 года. В будущем году это событие выпадает на 8 апреля. Православные христиане смогут духовно очиститься, ощутить божественное благословение и несколько дней радоваться тому, что Иисус спас все человечество, пожертвовав собой, открыл для людей путь в Царство небесное.

Что такое Пасха Христова

Сейчас празднуется Пасха как воскресение Иисуса Христа, но сам праздник пошел от другого события. Еще до рождения Спасителя древние иудеи отмечали этот день в честь памяти исхода израильтян из Египта. Там этот народ был как рабская сила, выполнял всю сложную, грязную работу. Пророк Моисей вывел оттуда людей, для которых началась новая жизнь, в которой они были освобождены от египтян. Слово «пасха» с древнееврейского означает «исход».

Какого числа будет Пасха в 2018 году

Многие уже сейчас задаются вопросом, когда будет Пасха в 2018 году. Православные отметят ее 8 апреля. Каждый год дата праздника меняется, как правило, она приходится на апрель или май. У разных христианских религий дата этого великого дня может отличаться, хотя праздник один. Так, католики отметят Пасху в 2018 году на неделю раньше, а еврейский народ будет праздновать с 30 марта до 7 апреля.

Светлое Христово Воскресение у православных

Пасха 2018 года – это главный религиозный праздник для православных, он следует за иудейским Песахом. Считается, что в этот день много лет назад воскрес Иисус после своего распятия. Это событие является неким утверждением, что все праведные люди после своей смерти воскреснут. Иисус как бы открыл путь всем людям в Царство небесное, искупил все человеческие грехи.

У православных праздничная служба начинается в субботу до полуночи и заканчивается заутреней воскресенья. По завершению церемонии пасхальной ночью прихожане разговляются куличом, яйцами, творожной пасхой. Длится Пасха 2018 года семь дней, которые называются светлая седмица. Следующие же 40 дней до Вознесения Господня считаются пасхальными, особенными. На праздник принято угощаться крашеными яйцами, куличами, творожной пасхой, мясными деликатесами.

Дата Пасхи у католиков

Католическая Пасха в 2018 году наступит 1 апреля. Принципы празднования у верующих этой религии совпадают с православными христианами, отличаются только небольшие нюансы. Обряды католиков в день Пасхи:

  1. Во время праздничной службы обязательным атрибутом является огонь, его раздают всем прихожанам. От него зажигается свеча, называющаяся Пасхал. Огонь является символом света Божьего, поэтому люди несут его домой, поджигают лампадки, стремятся сохранить его до следующего года.
  2. По окончании службы следует крестный ход с молитвами и песнями. Все слова торжественны, священники славят Иисуса.
  3. Угощение крашеными яйцами.
  4. У католиков многих стран считается, что яйца приносят пасхальные зайцы или кролики. Это не так, но животное является еще одним символом праздника. Его фигурками украшают дома, делают печенье и другие сладости этой формы.
  5. Праздничная трапеза объединяет всю семью католиков, подается множество разных блюд, среди которых обязательно будут яйца, выпечка и мясо. Все поздравляют друг друга с радостным праздником и веселятся, а вот обычая христосоваться («Христос Воскресе!») у католиков нет.

Еврейская Пасха

У иудеев этот праздник отмечается по-особенному и приходится он на 14 день нисана по еврейскому лунному календарю. Это торжество посвящено исходу иудейского народа из Египта, а не воскрешению Иисуса. Праздник отмечается богатым застольем. В этот день принято на столах иметь мацу (пресный хлеб). Считается, что в Египте евреи питались ею, а когда покидали его, то с собой из еды как раз была только она. Некоторые особенности празднования иудейской пасхи:

  1. Продуктов, которые делаются на основе брожения, категорически не должно быть, они называются хамец. Чтобы запрещенной еды дома не осталось, а также чтобы встретить праздник в чистоте, перед ним делается генеральная уборка.
  2. В первый вечер после возвращения из синагоги устраивается праздничный ужин – седер, на котором присутствуют родственники, друзья и приглашенные бедные евреи. За столом произносятся благословения, рассказываются истории об исходе.
  3. В первый день Песаха запрещены любые виды работ, еще последний день считается праздничным, остальные вроде бы рабочие, но с торжественным настроением.
  4. Седьмой день Песаха – это переход евреями Красного моря, люди веселятся, танцуют и поют.

Почему праздник Воскресения Христова приходится на разные дни

Пасха 2018 года празднуется не в какой-либо фиксированный день, потому что она зависит от лунного календаря. Так, у православных праздник Воскресения Христова наступает в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Если день равноденствия всегда 21 марта, то первое полнолуние может наступить через день или несколько недель. Кроме того, христианская Пасха 2018 года не может быть раньше или одновременно с иудейской. Если же они случайно совпадают, то христианская переносится на неделю вперед.

У православных и католиков даты тоже часто не совпадают. Изначально и у иудеев, и у христиан Пасха была в одно время, но затем во втором веке по инициативе Папы Римского христиане начали отмечать праздник позже. В 16 веке Папа Григорий ввел новый специальный календарь, следовать которому православные не захотели. По этой причине католики живут по григорианскому календарю (новый стиль), а православные придерживаются александрийского или юлианского календаря.

Александрийская и григорианская Пасхалии

Католическая и православная Пасхи отличаются датами из-за того, что религии живут по разным календарям. Иногда даты двух календарей совпадают. Пасха в этом году у православных и католиков была 16 апреля. Вот несколько дат праздника по двум календарям на будущие годы:

Подготовка к празднику

Чтобы провести праздник без забот, очистившись, нужно правильно к нему подготовиться. Для этого следует пройти ряд этапов:

  1. Строгий 48-дневный пост. Традиционно Пасхе предшествует строгий пост, который длится 48 дней. Он существует в память о 40-дневных скитаниях Иисуса в пустыне. Остальные 8 дней – это последнее время существования Иисуса на земле. Перед постом православные просят благословения у священника, исповедуются и причащаются. Во время всех этих дней нельзя громко говорить, употреблять плохие слова, допускать конфликтов, держать обиду или злобу, завидовать, врать, нужно помогать, не пить и не курить, посещать литургии. На протяжении всего поста православные отказываются от пищи животного происхождения, мяса.
  2. Наведение порядка и чистоты в доме. Делать уборку перед Пасхой 2018 года нужно уже с понедельника страстной недели, то есть 2 апреля. При этом хозяйки стараются сделать не просто рядовую уборку, а генеральную: отмыть все до блеска, покрасить, побелить, отремонтировать и т.д. Вторник отводится на стирку, глажку и подготовку той одежды, которая будет использоваться на праздник. Основная часть дел скапливается на среду, потому что в чистый четверг весь дом должен сверкать, наступает время, чтобы люди привели себя в порядок перед праздником.
  3. Выпечка пасхальных куличей. Традиция красить яйца приходится на чистый четверг, а вот печь куличи и делать творожные пасхи необходимо в пятницу. Хозяйки не должны заниматься какими-либо тяжелыми делами. Считается, они должны для души все делать: украшать дом, готовить вкусные блюда к празднику. В этот же день обеспеченные люди могут делиться продуктами с бедными. Многие посещают храм, вспоминают об Иисусе, о его страданиях. В субботу доделываются все дела, заканчиваются все приготовления к праздничному столу. Все ждут наступления Христова воскресения.

Пасхальные традиции

В праздник Воскресения Христова принято обмениваться яйцами и поздравлять всех с великим событием. Люди встречаются, приветствуют друг друга «Христос Воскресе!» и «Воистину воскресе!», после чего обнимаются, трижды целуются. Такие особенные приветствия называются «христосования». Обед за праздничным столом с родными и близкими является неотъемлемой частью многих православных народов.

Схождение благодатного огня

Каждый год люди, находящиеся в Иерусалимском храме Гроба Господня в день перед Пасхой, могут наблюдать чудо схождения благодатного огня. После службы в Великую субботу все источники света тушатся, в середину ложа Живоносного Гроба устанавливается незажженная лампада с маслом, вокруг нее кладется вата. Это место ограждается и закрывается на замок.

Далее идут песни, молитвы, крестный ход по памятным местам, которые связаны с жизнью и смертью Иисуса Христа. После этого православный патриарх, раздетый до подризника, заходит вместе с лампадой в пещеру, где молится. Остальные ждут благодатного огня, с которым патриарх вскоре выходит из пещеры. Этот огонь раздается во все православные храмы множества стран.

Колокольный звон

Чтобы возвестить всех о предстоящем празднике, дать понять, насколько он важен, колокольный звон перед Пасхой и во время седмицы имеет большое значение. Сначала перед полунощницей в течение пяти минут звучит благовест, который предупреждает о предстоящем событии. Когда начинается крестный ход, то колокольный звон звучит «во вся» и прекращается он только тогда, когда крестный ход остановится у западных дверей храма. Там совершается пасхальное начало, после чего люди заходят внутрь храма, а колокольный звон длится еще около 5 минут.

Пасхальная служба и освящение пасхальных яств

Праздник начинается с ночного торжественного богослужения в православных храмах накануне. После прочтения стихиры в храме верующие идут крестным ходом вокруг него с теми же церковными пениями. Они двигаются навстречу спасителю, прославляя чудо воскресения. После этого наступает праздничное богослужение и восхваление победы Иисуса над смертью как символа вечной жизни. Яства освящаются в субботу, после праздничного ночного богослужения или утренней литургии.

Угощения и трапеза

Трапеза в Пасху всегда начиналась с традиционных и символичных блюд: освященные яйца, кулич, творожная пасха. После того как православные съедят понемногу этих продуктов, наступает пора приступать к остальным блюдам: мясу, рыбе, овощам, фруктам, злакам, сдобным изделиям, сладостям и т. д. Из напитков раньше отдавалось предпочтение киселю, компотам и некрепкому вину (кагор). Люди за столом веселятся, поздравляют друг друга со светлым праздником.

Традиционные блюда

На праздничном столе обязательно должны быть основные блюда. К их числу относятся:

  1. Кулич. Если он правильно приготовлен, то может стоять несколько недель, не портясь. В него принято добавлять цукаты, сухофрукты для придания насыщенного вкуса.
  2. Творожная пасха. Сделана из творога, сметаны, сахара и других ингредиентов. Она имеет форму усеченной пирамиды, символизируя Гроб Господень. Иногда люди вместо творожной пасхи ставят на стол сладкий творог со сметаной и изюмом.
  3. Крашеные яйца. Раньше это должен был быть обязательно красный цвет, что символизировало кровь, пролитую Иисусом за людей. Сейчас же яйца разноцветные, можно использовать наклейки, рисовать на них специальными красками.

«Бои» крашеными яйцами

Пасха 2018 года – это не только торжественное, религиозное событие, но и время для развлечений. Бои крашеными яйцами – не битва в прямом смысле слова. Когда люди встречаются в праздничные дни, они здороваются по принятому обычаю и, если есть яйца, то они бьют о яйцо другого человека тупым или острым концом: чье яйцо разбилось, тот и проиграл. Победитель забирает не только свое, но и то, что треснуло. Эта игра приносит много удовольствия не только детям, но и взрослым.

Обычно Пасха отмечается весной в один из воскресных дней. Почему же каждый год этот великий праздник может праздноваться в разное время?

Иудейская и христианская Пасха

Изначально празднование христианской Пасхи было тесно связано с датой празднования Иудейской пасхи. Она отмечалась не по солнечному календарю, а по лунному еврейскому.

Суть Иудейской пасхи заключается в том, что она посвящена чудесному освобождению евреев из египетских рабских оков. Это событие имело место быть в середине 13 века до н.э. Оно описано во второй книге Библии – Исход.

В книге говорится, что Господь предупредил израильтян о предстоящем спасении и возвестил их о том, что в ближайшую ночь каждая египетская семья потеряет первенца, поскольку только такая кара заставит египтян освободить евреев из рабства. А чтобы это наказание не коснулось самих евреев, необходимо было двери их домов помазать кровью заколотого накануне ягненка (агнца). Его кровь спасет еврейских первенцев от смерти и освободит их из рабства. Так и случилось. С тех пор Пасха празднуется каждый год, а в память об этом событии закалывается пасхальный ягненок.

Этот агнец является прообразом Иисуса Христа, который явился Спасителем мира, распятым на кресте за грехи человечества. В Евангелии сказано: «Христос - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. И его распятие непосредственно в день иудейской Пасхи отнюдь не случайно».

Это произошло в день полнолуния, после весеннего равноденствия, 14-го нисана по еврейскому календарю. А воскрес Иисус на третий день после распятия, который мы и называем воскресением. Вот почему даты празднования иудейской и христианской Пасхи так взаимосвязаны.

Первые три столетия христианской истории существовало сразу две даты празднования Пасхи. Одни отмечали ее 14-го нисана вместе с иудеями – как символ памяти о Христовом распятии и его смерти, другие же, которых оказалось большинство – в первое же воскресенье после 14-го нисана, как символ Христова воскресения из мертвых.

Окончательное решение о дате празднования Пасхи было принято в 325 году на первом Вселенском соборе. Было решено: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия».

Юлианский и Григорианский календарь

Таким образом, начиная с 325 года, христиане всего мира начали праздновать Пасху и другие христианские праздники в один день.

Однако после раскола Христианской церкви в 1054 году появилась так называемая Римско-Католическая Церковь. Сначала календарь праздников оставался единым, но затем в 1582 году папа Римский Григорий 13-й ввел Григорианский календарь, а значит и новое летоисчисление. Данный календарь считался более точным с точки зрения астрономии, потому сейчас он принят в большинстве стран мира.

А Русская Православная Церковь и по сей день пользуется старым Юлианским календарем (который еще в народе называется Православным), поскольку Иисус Христос жил в те времена, когда действовал Юлианский календарь.

Исходя из этого календаря, Пасха, описанная в Евангелии, по хронологии идет сразу после Пасхи еврейской. В Григорианском же календаре считается, что католическая Пасха может не только совпадать с еврейской, но и быть несколько раньше нее.

Таким образом, порой православная Пасха совпадает с католической, а иногда бывает достаточно большое расхождение в числах.

Стоит также отметить, что Григорианский календарь, безусловно, точнее, однако вот уже на протяжении столетий благодатный огонь в Вифлееме нисходит именно в день Пасхи по Юлианскому (Православному) календарю.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

30.03.2018 7:29:26 Михаил

Здравия желаю. Читая"Жития святых", видел в некоторых местах обозначение даты такими словами "Такой год от сотворения мира". Как же могли посчитать время от сотворения мира, когда неизвестно, какое время подразумевается под словом "день" творения и Адам сотворён в шестой день?

06.04.2018 17:02:02 Дмитрий

А у меян возник другой вопрос почему каждый год пересчитывают эту дату, почему после первого пересчета этой даты не остановились и не взяли этот день за основу? Зачем это делать каждый год.