Матриархат и патриархат: разница в устремленности на преобразование природы и общества. Матриархат - что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Матриархат (Подопригора, 2013)

МАТРИАРХАТ [от лат. mater- мать и греч. …- начало, власть] - термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества, времени его расцвета. В этом значении Матриархат характеризуется ведущей ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при котором женщины приобретают господствующее положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства.

Матриархат (Фролов, 1991)

МАТРИАРХАТ (лат. mater - мать, греч. arche - власть) - форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). В области семейных отношений М. характеризовался матрилокальностью (приходом мужчин в семьи родовой общины) и матрилинейностью (счетом родства по матери).

Матриархат (НиРМ, 2000)

МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе. Представление о матриархате как об универсальном явлении, у всех народов исторически предшествовавшем , было введено в научный оборот во 2-й пол. 19 в. Й. Бахофеном, одобрительно воспринято классиками марксизма и до середины 50-х гг. 20 в. занимало господствующие позиции в советской теории первобытности. Однако уже на рубеже прошлого и нашего столетий рядом отечественных и зарубежных исследователей было убедительно показано, что наука не только не располагает данными для реконструкции подобной эпохи, но и не знает ни одного исторически или этнографически описанного общества, где бы властные функции систематически осуществлялись женщинами или нормативно закреплялось их социальное преобладание. Даже в обществах с доминирующими матрилинейными родственными институтами (см. ) управление находилось в руках мужчин...

Зачем нужны мужчины Малахова Лилия Петровна

Патриархат или матриархат?

Патриархат или матриархат?

Говорят, что на побережье Черного моря, в долине рек Фермодонт и Иешил-Ирмак, жило воинственное племя амазонок, наводившее ужас на соседние народы. Это племя бесстрашных воинов состояло из одних женщин, и правила ими, разумеется, тоже женщина. Они не держали при себе мужчин вообще, занимались лесбийской любовью, а чтобы зачать детей, раз в год спали с мужчинами из других племен. Родившихся мальчиков либо возвращали отцам, либо убивали, девочек воспитывали как будущих воительниц. Название этого племени происходит не от реки Амазонка, а от греческого слова amazones, что в переводе означает «безгрудые». Легенда говорит, что амазонки еще в младенчестве прижигали своим дочерям правую грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука. Правда, другая легенда утверждает, что они прижигали левую грудь, но очень может быть, что обе легенды– всего лишь выдумки, во всяком случае, на всех дошедших до нас античных изображениях дев-воительниц они фигурируют с обеими грудями, как и положено. Но мы не об этом.

Государство амазонок – единственное известное истории государство с матриархальным типом правления. Настолько единственное, что многие ученые вообще ставят под вопрос сам факт его существования, склоняясь к мифическому происхождению рассказов о подвигах амазонок. И главный аргумент в этих спорах таков: ну не могут женщины управлять страной! Пусть даже если страна – маленькая.

От женского государства амазонок остались только тени

У большинства видов животных главенствующее положение в стаях и стадах занимают особи мужского пола. Матриархат, конечно, встречается, но довольно редко. Самые ярые последовательницы матриархата – пятнистые гиены. У этих животных самки намного крупнее и агрессивнее, чем самцы. В их стаях мужчин не терпят вообще, те даже не пытаются выяснять отношения со слабым полом: чревато последствиями. Дамы позволяют им приближаться к себе только во время брачного периода.

У слонов в стаде предводительствует самая опытная, как правило, старшая по возрасту самка. Достигнувшие совершеннолетия самцы покидают стадо и живут либо одиночками, либо небольшими холостяцкими группами.

Самка-матриарх ведет семью слонов к водопою

У касаток стая представляет собой сплоченную семью, которой тоже руководит старшая самка. Самцы остаются в семье на всю жизнь. У обычных крыс правит самая крупная самка. После ее смерти место занимает следующая по размеру женская особь. Но у большинства животных, придерживающихся семейного образа жизни, место руководителя занимает самец. И опять хочется спросить: почему?

Если руководствоваться эволюционными соображениями, на земле господствует то, что дает лучшие плоды. Выходит, патриархат дает нам нечто такое, что обеспечивает нас наилучшими условиями для благополучного процветания, развития и размножения. Разница между матриархальными и патриархальными обществами сводится к разнице между поведенческими особенностями двух полов.

У мужчин лучше развиты рациональное мышление, рассудительность, способность к объективному анализу. Благодаря низкому содержанию в организме гормонов заботы окситоцина и пролактина у мужчин слабее развиты родительские инстинкты. У женщин на первом месте – эмоции, чувства, общение, стремление наладить как можно больше дружеских связей. В женском организме несравнимо больше и окситоцина, и пролактина, из-за чего материнский инстинкт в них зачастую преобладает над здравым смыслом и логикой. Зафиксирована масса фактов, когда матери совершали по-настоящему безумные поступки ради спасения своих детей. И ведь спасали же! Известен случай, когда женщина смогла остановить мчащийся на полном ходу грузовик, чтобы спасти своего ребенка, выбежавшего на дорогу. Мужчина вряд ли совершил бы такой поступок, потому что понял бы сразу: это невозможно и нечего даже пытаться. Женщина ни о чем не думала. Она увидела опасность и бросилась на выручку.

Что нам это дает в конечном счете? Мужское правление обеспечивает возможность эволюционного развития путем естественного отбора. Однажды я смотрела документальный фильм о жизни животных в Серенгети. Один из эпизодов был посвящен небольшой драме, разыгравшейся под жарким африканским солнцем. Зебра родила жеребенка. Новорожденный оказался болен: из-за внутриутробной инфекции суставы его ног были воспалены, и он с трудом мог передвигаться. Отец, он же вожак стада, первое время отгонял хищников, тут же сбежавшихся к месту происшествия в надежде поживиться легкой добычей, но через некоторое время понял, что усилия по сохранению жизни жеребенка несопоставимо велики по сравнению с той ролью, которую он в состоянии сыграть, если достигнет половозрелого возраста. Защищать его было нецелесообразно. Лучше направить усилия на рождение и воспитание других, здоровых жеребят. И самец отошел в сторону. Мать же, движимая инстинктом, продолжала защищать его.

Ее усилия по спасению отпрыска, казалось, увенчались успехом. Ей удалось не только сохранить ему жизнь в первый день, но и на протяжении следующих двух месяцев. В ущерб себе, потому что она должна была непрерывно отгонять от больного жеребенка хищников и не могла хорошо питаться. В ущерб стаду, потому что все остальные были вынуждены подолгу оставаться на месте и ждать, пока хромоножка с матерью доковыляют до места назначения. Но болезнь прогрессировала, и, в конце концов, наступила роковая развязка. Пока мать безуспешно пыталась поднять ребенка, стадо терпеливо ждало. Но вскоре зебры съели всю траву на этом участке и им было необходимо двигаться дальше, иначе под вопрос ставилась безопасность нескольких десятков животных. И стадо тронулось в путь. Зебра-мать металась между стадом и умирающим детенышем, но никак не могла решиться покинуть его, пока запах разложения не убедил ее в тщетности прилагаемых усилий. Только после этого она решилась оставить погибшего жеребенка и догнать стадо.

Женскому полу свойственна забота о каждом

Крошечная трагедия, которых в дикой природе ежедневно случаются сотни, наглядно показывает, что стремление женского пола сохранить свое потомство любой ценой ставит под угрозу выживаемость вида. Матери одинаково дороги все ее дети, и здоровые, и увечные. Так диктует им природа, наделившая их высоким содержанием соответствующих гормонов. Более того, при таком поведении, если оно будет господствовать, увеличится количество нездоровых представителей вида, ведь выживать будут все и в целом качество генетического материала снизится, что обязательно скажется на приспособленности и выживаемости вида. Самцы в силу особенностей своего гормонального фона менее заботливы и относятся к потомству без священного трепета. Но в этом наплевательстве – спасение вида.

Как же тогда удалось выжить видам, предпочитающим матриархальный уклад жизни? Вернемся опять в африканские долины. Засуха. Стадо слонов на протяжении нескольких месяцев ходило на водопой к одному и тому же источнику. Воды в нем становилось все меньше и меньше, и настал день, когда, придя на водопой, слоны не обнаружили там ничего, кроме засохшей грязи. Самка-матриарх повела стадо к другому источнику, но и тут слонов ожидала неудача. И тогда старшая слониха повела семью за двадцать километров, туда, где, по всем расчетам, вода должна была быть. Это был очень долгий и утомительный путь. Маленькие слонята порой падали от усталости, и слонихи останавливались и ждали, пока они смогут идти дальше. Наконец, они преодолели это немалое расстояние.

Однако, подойдя к источнику, слоны увидели, что воды в нем мало и на всех может не хватить. Слонихи стали отталкивать от воды маленьких слонят, чтобы напиться самим. Казалось бы, странная жестокость для таких высокоорганизованных животных, как слоны. Но и она оправдана общей целью: если бы слонихи позволили выпить всю воду детенышам, то спасли бы малышей, но сами погибли бы от жажды. Не стало бы матерей – не стало бы и слонят, которых некому было бы защищать и кормить, группа погибла бы полностью. Но слонихи применили мужскую линию поведения: оттеснили тех, у кого был наименьший шанс выжить, чтобы обеспечить жизнь репродуктивной части стада. Эти слонята погибнут, но слонихи смогут родить других. Таким образом, выжить удается только тем матриархатным животным, которые хоть в какой-то мере перенимают черты патриархата. Чтобы успокоить читателя, скажу, что в том конкретном источнике воды все же хватило всем и слонята остались живы.

Склонность матриархата к патриархальному типу поведения позволяет популяциям с таким видом иерархии благополучно выживать. Косвенно эту мысль подтверждает такой факт: у самок гиен количество тестостерона в организме крайне высоко, что приводит к высокой агрессивности женских особей. Более того, это сказывается даже на строении репродуктивных органов самок: их вульва по строению напоминает мошонку с яичками и даже имеется способный к эрекции псевдопенис – сильно разросшийся клитор!

Самки гиен необычайно агрессивны. Причина – очень высокое содержание тестостерона

Мужчинам свойственна забота в целом – о семье, о коллективе, о государстве. Женщинам – о каждом члене общества индивидуально. Однако следует признать: повышенная персонифицированная забота еще никогда не приносила пользы народу или стране в целом. Вероятно, поэтому истории известно такое малое количество женщин-правительниц. В США не было ни одной женщины-президента. На Руси из нескольких десятков правителей известно только шесть женщин. Как говорят, они были внешне мужеподобными, из чего можно предположить, что в их крови было повышенное содержание тестостерона, что и позволило им захватить власть и править страной.

Все диктаторы были мужчинами. При этом они были плохими мужьями и отцами. Далеко ходить за примером не надо: наш Иосиф Сталин. Этот человек, славившийся дурным нравом и отвратительным отношением к жене, подчинил себе огромное государство и держал в страхе всех без исключения ближайших подчиненных. Сталин поднял страну из руин, причем сделал это дважды – после гражданской войны и после Великой Отечественной. Но он был плохим семьянином.

Свою жену он оскорблял, унижал, по некоторым сведениям, не брезговал и кулак приложить. В конце концов, доведенная до отчаяния, Надежда Аллилуева застрелилась.

Иосиф Сталин – плохой семьянин и отличный диктатор

Женоподобные правители (с пониженным уровнем тестостерона) если и случались в истории человечества, то, за редким исключением, все они плохо кончили. Людовик XVI и Николай II, Карл I и Михаил Горбачев – все они были прекрасными мужьями, но плохими правителями. Обычно их правление приводило страны, им подчиненные, на край политической и экономической пропасти.

Людовик XVI Бурбон. Прекрасный семьянин и никудышный монарх. Закончил жизнь на плахе

Замечено, что в период политического или экономического спокойствия даже в патриархальных сообществах матриархат подтягивается и обозначается тенденция к его преобладанию. Мужчины словно уходят в закрытую, сугубо мужскую сферу деятельности. Все верно – нет войны, условия для жизни вполне сносные, можно позаботиться персонально о каждом члене общества, что обеспечит развитие индивидуальностей, талантов, неординарных личностей. Но если случаются войны, природные катаклизмы или еще какие-нибудь глобальные несчастья, матриархат тут же уступает место патриархату – не время печься о каждом в отдельности, когда опасность угрожает всей нации, стране, планете.

На Земле нет ни одного государства, в котором господствовали бы матриархат или патриархат в чистом виде. В обоих случаях такие цивилизации ожидает неминуемая гибель, в первом случае – из-за отсутствия общественного сознания и коллективизма, во втором – по причине слабого индивидуального развития каждого из ее членов.

Вся прелесть истории обществ заключается в непрерывной борьбе между патриархатом и матриархатом, с переменным успехом идущей уже на протяжении нескольких тысячелетий. Они, соперничая друг с другом, одновременно и подтягивают друг друга до необходимого уровня, благодаря чему человечество успешно развивается.

Соперничество матриархата и патриархата – необходимое условие для правильного развития общества

Таким образом, мы видим, что наличие двух полов, равновесие между их воздействием и обеспечивает гармоничное развитие общества, выживаемость и развитие видов.

Почему гермафродитизм характерен только для примитивных животных? Потому что у них нет настолько развитых инстинктов родительства, чувств, эмоций. Им все равно, погибли их мальки или остались живы. Они не защищают каждого в отдельности потомка – успел спрятаться – значит, успел. Не успел – твоя проблема. Гермафродиты берут этот мир количеством своих потомков и за счет этого выживают.

Кладка лягушачьей икры. Десять тысяч отпрысков

Даже при том что большая их часть погибнет, так и не дожив до половозрелого возраста, количество выживших перекроет все потери. Более организованные позвоночные не могут себе позволить такого безрассудства. Они приносят единицы потомства, обычно одного-двух детенышей, некоторые виды в одном помете могут иметь до семи-восьми потомков. А человек вообще все чаще ограничивается одним-двумя детьми за всю жизнь. Такую роскошь, как наплевательское отношение к потомкам, мы себе позволить не можем.

Традиционные и современные взгляды на развитие общества (а был ли матриархат?) Долгое время в отечественной истории первобытности преобладала точка зрения о единообразных путях социальной эволюции в разных районах мира. В рамках этих представлений считалось, что в

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.

Определение

Итак, матриархат - что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти - гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин - "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы?

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях - ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены - во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма - культ древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания - выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат - более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

Бытует мнение, что общество способно добиться наибольшего научного, технического и культурного прогресса только в том случае, если власть сосредоточена в руках мужчин. Исходя из современной картины мира, можно легко согласиться с тем, что патриархат является более прогрессивной формой социального устройства. Женщины, ставшие культовыми фигурами в мировой истории, на фоне значительно преобладающего числа мужчин выглядят как пришельцы из иного мира. Однако некоторые ученые делают вывод, что матриархат, существовавший в столь далеком прошлом, имеет все шансы вновь наступить и в будущем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Матриархат:
В переводе с греческого языка слово “матриархат” означает “власть матерей” или “женовластие”, что в буквальном смысле подразумевает форму общества, при которой роль лидера закреплена за женщиной. Матриархат или “гинекократия” – это форма правительства, сформированного исключительно женщинами, которые занимают все доминирующие позиции в обществе.
Не следует, однако, деятельность феминистских организаций определять как проявление матриархата в современном обществе. Гинекократия – это полное доминирование женщин над мужчинами, в то время как феминизм, являясь общественно-политическим движением, стремится к равноправию обоих полов.

Патриархат:
“Патриархат” или “андрократия” (андрархия) в переводе с греческого языка означает “вождь народа” или в буквальном смысле “власть отца”. Являясь формой социальной организации, согласно которой мужчина является основным носителем политической власти, патриархат подразумевает подчиненное положение женщин и наличие у мужчин привилегий в обществе.
Ранее под термином “патриархат” понимали лишь обозначение автократической власти мужчины как главы семьи. В современном же обществе понятие употребляется более широко, обозначая социальные системы, большинство из которых являются патрилинейными (позволяющими собственность и социальный статус наследовать по отцовской линии).

Матриархат:
Ранее историческими науками (археологией, этнографией, антропологией) существование матриархального общества долгое время ставилось под сомнение. Однако исследования, проведенные учеными Льюисом Морганом и Иоганном Баховеном, подтвердили версию о существовании матриархальных отношений на ранних этапах развития культуры земледелия. С возникновением скотоводства власть постепенно перешла в руки мужчин, и социальный статус женщин начал заметно снижаться.

Патриархат:
За многовековую историю человечества андрократия проявлялась в экономической, социальной и политической организации различных культур. Патриархальные правовые структуры появились значительно позже земледелия и одомашнивания (около 6 тысяч лет назад), в эпоху зарождения понятия отцовства. В 3100 году до нашей эры “мужевластие” было обнаружено на Ближнем Востоке, где ограничивалась не только свобода женщины, но и ее социальные права.

К более поздним источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ, относятся древнегреческие мифы об амазонках. Долгое время сказания об этих воительницах, строго дисциплинированных и живущих без мужей, считались лишь выдумкой античных авторов. Однако раскопки, проведенные археологами на юге России, подтвердили существование племени, в котором женщины занимались военным ремеслом.
Матриархальный уклад был характерен и для многих тюркских народов. Женщины среднеазиатских племен, саков и массагетов не только воевали наравне с мужчинами, но и играли важную роль в жизни народа в целом. В Казахстане были обнаружены захоронения женщин-воительниц, возглавлявших войска (Зарина и Томирис) и ставших героинями народных преданий.
В народе каракалпаков зародился эпос, повествующий о женщинах, которые в трудный для родины час становятся на ее защиту. Эпический сказ был назван “Карккыз”, что в переводе означает “сорок девушек”. Отголоски этого повествования сегодня можно найти в различных легендах Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, однако эпос существует и самостоятельно, записанный со слов его сказителей. Не так давно отметив свой тысячелетний юбилей, каракалпакская народная поэма является не только историческим памятником, но и неоспоримой ценностью духовной культуры всей Средней Азии.

В знаменитом диалоге “Менон” Платон пишет о господствовавшем в Древней Греции представлении о человеческих качествах: “Для начала возьмем, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины – и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу”.
Позже Аристотель в своих сочинениях писал о женщине, как о существе (сравнительно с мужчиной) интеллектуально, морально и физически неполноценном. Он считал господство “сильного” пола над “слабым” добродетельным, единственным из всевозможных. По его мнению, женщина являлась собственностью мужчины и призвана была рожать детей и заниматься домашними делами.
Более лояльным отношением к слабому полу отличался Древний Египет, где женщине позволялось не только заниматься торговлей, но и участвовать в юридических процессах. Однако учения греков, оказавшие огромное влияние на развитие нынешней цивилизации, получили большее распространение благодаря завоеваниям Александра Македонского, учителем которого был Аристотель.

АРИСТОТЕЛЬ В СВОИХ СОЧИНЕНИЯХ ПИСАЛ О ЖЕНЩИНЕ, КАК О СУЩЕСТВЕ (СРАВНИТЕЛЬНО С МУЖЧИНОЙ) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, МОРАЛЬНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННОМ

Матриархат:
В современном мире существование матриархальных семей является редким явлением. Общество предпочитает равноправные браки или жизнь по принципу “мужчина – глава семейства, женщина – хранительница очага”. Примером проявления матриархального уклада сегодня часто называют Израиль, однако в наши дни существуют культуры, где в руках женщины сосредоточено гораздо большее количество власти.
В настоящее время черты матриархата присутствуют в обычаях североафриканской народности туареги, где женщина играет главную роль в социальной жизни всего племени. Здесь “слабый” пол обладает массой привилегий, в частности, “асри” – абсолютной свободой нравов, независимой от того, была ли женщина замужем, вдовствует или разведена. Наиболее диким для нашего менталитета покажется отношение туарегов к женскому целомудрию, ведь согласно обычаям их племени, чем больше у женщины любовников, тем выше ее репутация в обществе.
Не менее интересна жизнь народности мосо, проживающей в китайской провинции Сычуань по старинному матриархальному укладу. Мужчины в племени обязаны заботиться о безопасности семьи, однако заниматься воспитанием детей им запрещено. Зачастую ребенок даже не знает имени своего отца, к тому же привычное для всех народов слово “папа” в лексиконе племени мосо отсутствует.

Патриархат:
Несмотря на то, что в большинстве нынешних семей главой является мужчина, многие древние явления патриархального общества при современном укладе жизни являются недопустимыми. С развитием цивилизации социальная роль женщины стремительно растет, однако в большинстве стран нормой считается наличие у мужчины большего количества социальных прав.
Во всех цивилизованных странах брак подразумевает разделение обязанностей и равноправие обеих сторон, однако в культурах многих современных народов женщина и ныне считается собственностью мужа. Брак представляет собой “покупку” жены: мужчина отдает выкуп (калым) отцу невесты как главе ее нынешней семьи. Так он становится полноправным хозяином как самой женщины, так и ее будущего потомства.
Призванная служить хранительницей домашнего очага, во многих патриархальных странах женщина не должна учиться или работать вне дома. В Венгрии невеста, выходя замуж, берет не только фамилию своего избранника, но и его имя. В Индии вдовы обязаны проследовать в мир иной за своим супругом, потому как повторно выйти замуж после смерти мужа в этой стране не представляется возможным. Аналогичная практика жертвоприношений существовала в Китае, древней Германии и у некоторых славянских народов, однако была отменена в связи с увеличением числа детей-сирот.

Автор эволюционной теории пола, выдающийся ученый Виген Геодакян считает, что в будущем вполне вероятно существование матриархата. Он обосновывает свою точку зрения весьма простым аргументом: женщины более стабильны, чем мужчины. Ныне в западных (и не только) странах уже никого не удивишь выдвижением женщин на различные руководящие посты. Однако женщины-министры и женщины-дипломаты – это, скорее, исключение из правил, нежели установленная и вполне привычная норма.

Как бы ни стремились женщины к равноправию, никакие законы общественного развития не способны изменить явление полового диморфизма. Иными словами, вынашивать и вскармливать потомство (по крайней мере, до тех пор, пока человечество не решится на “выращивание детей в колбах”) в любом случае придется именно женщине. Процесс воспитания ребенка, разумеется, отнимает у матери немалую часть времени и сил, которые мужчина эксплуатирует в других сферах жизни, тем самым “обгоняя” слабый пол.

Полагаясь на данную точку зрения, историки объяснили существование патриархата культурно-историческими причинами. Мужчины гораздо активнее и агрессивнее женщин, отличаются большей физической силой, а потому больше подходят на роль добытчика и властвующего главы. Подобные утверждения явно небезосновательны и позволяют футурологам уверенно говорить о том, что в ближайшем будущем женщинам вряд ли представится возможность лишить мужчин неизменного многовекового господства.

Текст: Евгения Жорабаева

В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, однако поздние исследования не подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия.

Все западные специалисты согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин, так как структура матриархального общества подразумевает строгую иерархию подчинения. Мужчины находятся под властью женщин.

Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества. .

Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата» . По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала.

Матрицентрические общества

Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность , матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак , гостевой брак и даже полиандрия . Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности , передается по женской линии. Мужчина не имеет никакой собственности и никаких прав. Таким образом данное общество отличается жеской иерархией, где все женщины имеют полную власть над всеми мужчинами, выражается дискриминацией и частичной тиранией.

Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина, иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать . Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм , или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется на мужской пантеон. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию , Африку , Европу , Северную и Южную Америку

В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, Минангкабау , Кхаси и Гаро) и Африки (Ашанти , Йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия , а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.

Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги , где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо тифинаг очень древнего происхождения и восходит ещё к домусульманскому периоду. Так же существует у туарегов понятие «Асри» - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, граничаший с распушенностью, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Чем больше у неё любовников, тем выше её репутация. Больше того, у туарегов существует обычай, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет её к родителям.

Эти исследования подтверждают археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), изучение истории народа Минангкабау . Минангкабау - народ, сохранивший традиции материнско-родового строя. Матриархат отражает низкий уровень развития обшества. Вто время как патриархат является более прогрессивной формой устройства общественной жизни.

Известно, что в XIII веке в западной части Суматры существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Материнско-родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица - это большая материнская семья «сапаруи», что означает «плоды одного чрева». Её ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме и имеют все права на имущество. Пришлая часть - это мужья женщин большой семьи; они принимают определённое участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. При разводе всё имущество, а также дети остаются в клане жены, а мужчина возвращается в клан матери. Фактически абсолютной собственностью на землю и имущество у Минангкабу обладают только женщины.

Представительница народа Мосо

Также интересные открытия преподнесло изучение жизни народности Мосо (Mosuo), входящую в группу народа Наси (все имеют сходные обычаи), в провинции Сычуань (Китай), которые живут в типичном матриархальном укладе, не изменившимся с самых древних времен. Изучение матриархального уклада народности Мосо опровергает распространенное заблуждение о бесправии мужчин в матрицентрированном обществе. У мужчин в племени Мосо - своя важная функция: они отвечают за ритуалы, защиту, молятся о благополучии семьи. В принятие важных решений касающихся жизни и благополучия племени их голос так же далеко не последний. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребёнка, да и имя отца ребёнку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи - братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе Мосо отсутствует. Однако матриархальные семьи Мосо - часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости Китае в последнее время.

Система свойства и родства свидетельствует о господстве у далеких предков карачаевцев /балкарцев материнского рода, основанного на материнском праве, и матриархальных порядков в древности. Родственников по линии матери они считают более близкими, чем по линии отца.

Матриархат в истории и мифологии

К наиболее древним литературным источникам свидетельствующим о существовании матриархальных обществ можно отнести древнегреческие мифы об амазонках . До недавнего времени считалось что сказания об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без мужей, воспитывавших дочерей в воинском духе, подчиняющихся строгой иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние раскопки на юге России подтвердили предположение, что миф об амазонках мог быть основан на исторических фактах. Были найдены курганные захронения знатных женщин, в могилу которых было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Что свидетельстововало о том, что эти женщины при жизни занимались военным ремеслом.

В 1998 году в Острогожском районе Воронежской области было открыто уже шесть могил амазонок. Об этом сообщает газета МК от 11.11.1998 г. : «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице - бронзовое или серебряное зеркало».

Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках.

Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена весьма именитая персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль - были царицами или полководцами.

С приходом эры феминизма все больший интерес стала представлять мысль об «идеальном матрицентрированном обществе» - золотом веке человечества. Появились новые религиозно-культовые практики, являющиеся отголоском древних матриархальных религий. Одним из таких направлений является Викка , последователи которой отрицают «мужской» монотеизм с образом Бога-отца и признают «двуполый» монотеизм, в котором верховное божество является супружеской парой или соединением Богини-матери и её супруга.

Среди поклонников жанра Фэнтези хорошо известна раса темных эльфов - Дроу , общество которых можно охарактеризовать матриархальной тиранией.

Высмеивает идею матриархального общества в самом крайнем его проявлении польский фильм Секс-миссия , в котором герои попадают в будущее, где воцарился полный матриархат ввиду гибели всех мужчин. Аналогично в фильме Лития (За гранью возможного) рассматривается вариант общества без мужчин, так же образовавшегося в результате разрушительной войны.

См. также

Примечания

  1. "Matriarchy" // Encyclopædia Britannica , 2007.
  2. Steven Goldberg (англ.) русск. , The Inevitability of Patriarchy (англ.) русск. , (William Morrow & Company, 1973).
  3. Joan Bamberger "The Myth of Matriarchy: Why Men Rule in Primitive Society" // M. Rosaldo and L. Lamphere, Women, Culture, and Society . - Stanford, California: Stanford University Press (англ.) русск. , 1974). - 263-280 pp.
  4. Robert Brown, Human Universals , (Philadelphia: Temple University Press (англ.) русск. ), 1991.
  5. Steven Goldberg (англ.) русск. , Why Men Rule (англ.) русск. , (Chicago, Illinois: Open Court Publishing Company (англ.) русск. , 1993).
  6. Cynthia Eller, The Myth of Matriarchal Prehistory (англ.) русск. : Why an Invented Past Won’t Give Women a Future . - Boston: Beacon Press (англ.) русск. , 2001). ссылка
  7. Jonathan Marks, "Essay 8: Primate Behavior", // The Un-Textbook of Biological Anthropology , 2007. - P. 11 .
  8. Encyclopaedia Britannica describes this view as «consensus», listing matriarchy as a hypothetical social system. "Matriarchy" Encyclopædia Britannica , 2007."
  9. А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74.
  10. Льюис Мамфорд . Миф машины. Глава VII. Сад, дом и мать
  11. О понятии матрицентричность см., например: Korotayev A.V. , Kazankov A.A. Regions Based on Social Structure: A Reconsideration // Current Anthropology (англ.) русск. . - 2000. - № 41/5. - P. 668-690
  12. Heide Goettner-AbendrothШаблон:Ref-Heide Göttner-Abendroth русск. Modern Matriarchal Studies Definitions, Scope and Topicality // Society of Peace 2nd World Gongress of Matriarchal Studies, San Marcos and Astin, Texas USA. - 29/30 - October 1/2, 2005
  13. женщины не признающие власти мужчин
  14. Матриархат // Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 320 с ISBN 5-232-00878-1 .
  15. Традиции народа Минангкабау
  16. http://www.ethnomuseum.ru/
  17. Козьма Пражский . Шаблон:Книга:Чешская хроника
  18. http://czech-info.ru

Литература

  • Косвен, М. О. Матриархат. История проблемы. М., Изд. АН СССР, 1948.
  • А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 .