Какой была гигиена в средневековой европе. Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности

Гигиенические процедуры, возведенные в культ в античные времена, с распространением в Европе были признаны вредным излишеством. Уход за телом считался грехом, а ванны – губительными для здоровья, поскольку расширяли и очищали поры кожи, что по существовавшим тогда представлениям неминуемо привело бы к тяжелой болезни и даже смерти. Христианские проповедники призывали паству не , ибо духовное очищение приоритетно перед омовением тела, которое отвлекает от мыслей о Боге, а кроме того, так можно было смыть с себя благодать, полученную на . В результате люди могли не знать воды вовсе или не мыться годами, и можно представить себе, запах от них исходил.

Коронованные особы и придворные, простые горожане и сельские жители – никто не заботился о личной гигиене и чистоте тела. Максимум, что они могли себе позволить, – это слегка ополоснуть рот и руки. Королева Испании Изабелла Кастильская гордилась тем, что мылась дважды за : и в день свадьбы. Французского монарха Людовика XIV необходимость мытья просто приводила в ужас, поэтому он также принимал ванну лишь два раза в жизни и исключительно в лечебных целях.

Аристократы все же пытались избавиться от грязи с помощью надушенной тряпочки, а от запахов осыпали лицо и тело ароматической пудрой и носили при себе мешочки с травами, а также обильно поливались духами. Кроме того, состоятельные люди часто меняли белье, которое, как считалось, впитывает грязь и очищает тело. Бедняки же носили грязную одежду, поскольку, как правило, имели лишь один ее комплект и могли постирать, разве что попав под дождь.

Немытые тела привлекали множество насекомых. Однако в средние века вши и блохи были в почете, считались признаками святости и назывались «божественными жемчужинами». В то же время они доставляли массу беспокойств, поэтому были изобретены разного рода блохоловки. Также эту функцию выполняли собачки, горностаи и прочие животные, которых можно увидеть на руках у дам, изображенных на полотнах художников той эпохи.

С волосами дело обстояло печально: если они не выпали в результате широко распространенного в те времена сифилиса, то их, разумеется, не мыли, а щедро посыпали мукой и пудрой. Поэтому в пору моды на грандиозные прически головы придворных дам густо населяли не только вши и блохи, но и тараканы, а иногда находили и мышиные гнезда.

О гигиене полости рта в средние века не было и представления, поэтому к 30 у среднестатистического европейца количество зубов не превышало 6-7 либо не было вообще, а оставшиеся были поражены различными заболеваниями и медленно, но верно гнили.

Естественные потребности в средневековой Европе отправлялись где придется: на парадной лестнице замка, бального зала, с подоконника открытого окна, на балконе, в парке, словом, везде, где застигнет нужда. Позже на стенах домов и замков появились пристройки, которые выполняли функцию туалета, однако их конструкция была такова, что испражнения стекали на улицы и тротуары. В сельской местности для этой цели существовали выгребные ямы.

Когда в обиход вошли ночные горшки, их содержимое стали выливать из окна, при этом закон предписывал трижды предупреждать об этом проходящих мимо людей, но нередко случались казусы, и прохожие получали «неприятности» непосредственно на голову. При наличии камина именно он поглощал отходы жизнедеятельности обитателей дома.

Учитывая подход к гигиене, существовавший в средние века, не стоит и удивляться, что к зрелому возрасту (30-40 лет) европейцы выглядели дряхлыми стариками и старухами с грубой, морщинистой и пораженной гнойниками кожей, редкими седыми волосами и практически беззубой челюстью.

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды

Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.

Как ни трудно в это поверить, но запах немытого тела считался признаком глубокого уважения к своему здоровью. Говорят, что у разных времен — разные ароматы. Представляешь, как пахли немытые и потные тела напудренных красавиц, которые не мылись годами? И это — не шутка. Приготовься узнать щекотливые факты.

Красочные исторические фильмы завораживают нас красивыми сценами, шикарно разодетыми героями. Кажется, что их бархатные и шелковые наряды излучают головокружительное благоухание. Да, такое возможно, ведь актеры любят хорошие парфюмы. Но в исторической реалии «благовония» были другими.

К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская знавала воду и мыло лишь два раза за всю свою жизнь: в день своего рождения и в счастливый день собственной свадьбы. А одна из дочерей короля Франции погибла от… вшивости. Представляешь, как масштабен был этот зоопарк, что бедная дама попрощалась со своей жизнью ради любви к «животным»?

Большую популярность получила записка, сохранившаяся из глубины веков и ставшая известным анекдотом. Написана она была любвеобильным Генрихом Наваррским одной из своих возлюбленных. Король просит в ней даму подготовиться к его приезду: «Не мойся, милая. Буду у тебя через три недели». Представляешь, как ощутима была эта ночь любви в воздухе?

Категорически отказывался от купания герцог Норфолк. Его тело покрылось страшнейшими высыпаниями, которые привели бы «чистюлю» к смерти раньше времени. Заботливые слуги дождались, когда господин был мертвецки пьян, и отволокли его мыться.

Продолжая тему средневековой чистоты, нельзя не вспомнить о таком факте, как зубы. Сейчас у тебя будет шок! Знатные дамы демонстрировали плохие зубы, гордясь их гнилостью. А вот те, чьи зубки от природы были хорошими, прикрывали рот ладонью, чтобы не испугать «отвратительной» красотой собеседника. Да, профессия стоматолога не смогла бы прокормить в то время:)




В 1782 году было издано «Руководство учтивости», где прозвучал запрет на умывание водой, которая ведет к высокой чувствительности кожи «зимой — к холоду, а летом — к жаре». Интересно то, что в Европе нас, русских, считали извращенцами, так как наша любовь к бане приводила европейцев в ужас.

Бедные, бедные средневековые женщины! Еще до середины 19-го века частое мытье интимной зоны было под запретом, так могло довести до бесплодия. Каково им было в критические дни?




Шокирующая гигиена женщин в XVIII—XIX вв. еках

А эти дни для них были критическими в полном смысле этого выражения (может с тех пор и «прицепилось» название). О каких средствах личной гигиены могла идти речь? Женщины пользовались обрезками ткани, причем использовали ее многократно. Некоторые использовали для этой цели полы нижней юбки или рубахи, заправив ее между ног.

Да и сами месячные считались «тяжкой болезнью». В этот период дамы могли лишь лежать и болеть. Чтение также запрещалось, так как ухудшалась умственная деятельность (так считали англичане в викторианскую эпоху).




Стоит заметить, что менструация в те времена была у женщин не так часто, как у их нынешних подруг. Дело в том, что с самой юности и до начала менопаузы женщина ходила беременной. Когда ребенок рождался, то наступал период лактации который также сопровождается отсутствием критических дней. Вот и получается, что всего этих «красных деньков» у средневековых красавиц было не более 10−20 за всю жизнь (для примера, у современной дамы эта цифра фигурирует в годовом календаре). Так что, вопрос гигиены волновал женщин 18−19 веков не особенно.

В XV веке начали выпускать первое мыло с ароматом. Заветные брусочки пахли розой, лавандой, майораном и гвоздикой. Знатные дамы стали умывать лицо и мыть руки перед едой и посещением туалета. Но, увы, эта «чрезмерная» чистоплотность касалась лишь открытых частей тела.




Первый дезодорант… Но сначала — любопытные подробности из прошлого. Средневековые женщины обратили внимание, что мужчины хорошо реагируют на специфический запах их выделений. Сексуальные красотки использовали этот прием, смазывая соками своего тела кожу на запястьях рук за ушами, на груди. Ну так, как это делают современные женщины, используя духи. Представляешь, как манил этот аромат? И лишь в 1888 году появился первый дезодорант, принесший небольшое спасение в странный уклад жизни.

О какой туалетной бумаге могла идти речь во времена средневековья? Долгое время церковь запрещала очищаться после туалета! Листья, мох — вот чем пользовался простой люд (если и пользовались, то не все). Знатные чистоплотные особы имели подготовленные тряпочки для этой цели. И лишь в 1880 году в Англии появилась первая туалетная бумага.




Интересно то, что наплевательское отношение к чистоте собственного тела, совсем не означало такое же отношение к своей внешности. Макияж был популярен! На лицо накладывался толстющий слой цинковых или свинцовых белил, губы красили в кричащий красный цвет, выщипывались брови.

Нашлась одна сообразительная леди, которая решила спрятать свой некрасивый прыщик под шелковой черной заплаткой: она вырезала лоскут круглой формы и приклеила его поверх некрасивого прыща. Да, герцогиня Ньюкасл (так звали умную даму) была бы шокирована, узнав, что спустя пару веков ее изобретение заменит удобное и эффективное средство под названием «консилер» (для тех, кто «не в теме», есть статья ). А открытие знатной дамы таки получило резонанс! Модная «мушка» стала обязательным украшение женской внешности, позволив сократить количество белил на коже.




Ну, а «прорыв» в вопросе личной гигиены произошел к середине XIX века. Это было время, когда медицинские исследования стали объяснять взаимосвязь инфекционных болезней и бактерий, количество которых уменьшается во много раз, если их смывать с тела.

Так что не стоит особо вздыхать по романтичному средневековому периоду: «Ах, если бы я жила в то время…» Пользуйся благами цивилизации, будь красивой и здоровой!