Исследование в проекте что такое этикет. Школьный этикет.Проект.doc - Проект "Школьный этикет" Паспорт проекта на тему правила хорошего тона

Лидия Ткач

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй , терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.

Предъявляя ребенку какие-то требования, мы должны предъявить сначала их к самим себе, не забывая говорить ребенку «Доброе утро » , «Спокойной ночи» , «Благодарю за помощь» .

Правила культурного поведения мы должны прививать детям систематически, а не от случая к случаю, своим примером.

Вид : краткосрочный

Особенности : для детей 4-5 лет.

Цель : повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемый результат : овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности .

3. Пополнение развивающей предметной среды,оборудование центра этикета в группе ; фотоматериалы , дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий.

4. Работа с родителями (консультации для родителей) .

Этапы овладения детьми правилами этикета :

1. Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематическое занятие, чтение художественной литературы) .

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

1 НЕДЕЛЯ :

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель» .

- Занятие :» Правила вежливости»

-Беседы Доброе утро », «Давайте познакомимся» .

- Работа с родителями : Консультация «Учим ребенка общаться»

Почитайте детям : А. Барто «Медвежонок – невежа» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо » , Д. Дриз «Добрые слова » , Дж. Родари «Розовое слово «привет» , В. Салоухин «Здравствуйте» , М. Дружинина. «Что такое здравствуй» , С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

Совместная деятельность детей - сочинение сказки «Мой поступок"

Методы и приемы :

Чтение художественной литературы :

- «Телефон» К. Чуковский

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе» .

Как Миша хотел маму перехитрить.

Сторож (рассказы Хр. №1 с. 626)

- Чтение стих-ий :» К нам гости пришли»(с. 590,589 Хр. №1) .

«За игрой»

- Дидактические игры :

- «Кто знает больше вежливых слов»

- «Как правильно себя вести»

- «Телефонный разговор» .

Загадки о вежливости

Разбор ситуаций по картинкам

Разыгрывание ситуаций (рассказы Л. Н. Толстого с. 621, Хр. №1)

- Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Салон красоты» , Семья»», «В гостях» .

- Рассматривание иллюстраций :

«О правилах этикета » .

- Конкурсы : «Сервировка стола» (между дежурными, «Накроем стол к празднику» , "Доскажи словечко"," Ручеёк волшебных слов".





Публикации по теме:

Из воспоминаний о людях хороших… Часто слышу от знакомых сетования на судьбу, испытания, которые им приходиться преодолевать. Я же благодарна своей судьбе. На своём пути.

Конспект НОД по этикету (средняя группа) «Дюймовочка» МБДОУ ДС №74 Воспитатель: Менчинова О. А Конспект НОД в средней группе «Дюймовочка» воспитатель: Менчинова О. А Цель: формирование.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Педагогический проект Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Автор проекта: Зуева О. И. Кондрово.

Проект «Мир Доброты и Дружбы» МАДОУ №272 г. Ростов-на-Дону Проект «МИР ДОБРОТЫ И ДРУЖБЫ» Воспитатели: Заблуда Елена Васильевна Горбач Светлана Ринадовна Участники.

Лисицкая Наталья Николаевна
учитель начальных классов
ЧОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»
Email: [email protected]
Саратовская обл., г. Красный Кут

Рецензия: Проект «Речевой этикет» носит информационно - исследовательский, практико-ориентированный характер. Проблема речевого этикета так же актуальна сегодня, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Речевой этикет сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя… «Что надо сказать?»- с этого вопроса – напоминания каждый из нас осваивал жизненно необходимые правила поведения, общественные обычаи. И чем раньше наши дети поймут необходимость знания и применения правил речевого этикета, тем доброжелательнее, вежливее, скромнее и учтивее будут они с окружающими людьми. Данная проблема интересует как учеников, так и их родителей. В своем проекте ребята попытались проследить историю возникновения слова «здравствуйте», познакомить одноклассников с традициями приветствий разных народов и выяснить насколько вежливыми себя считают учащиеся лицея.

    Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правилах приветствия, полученные в процессе изучения раздела "Речевой этикет" дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры».

    Развивающая: привить культуру речи, обогатить словарный запас учащихся.

    Воспитательная: воспитать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.

    доказать актуальность проблемы речевого этикета;

    рассказать о приветствиях у разных народов;

    познакомить с результатами анкетирования обучающихся в лицее.

В работе применялись следующие методы:

    Метод анкетирования,

    Метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой).

Основная часть.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

Немного истории: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Сначала все эти правила пересказывали устно. А потом эти правила стали записывать.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

А вот книга по этикету, которая дошла до нас из 1240 года, называлась "Дисциплина Клерикалис" испанского священника Педро Альфонсо. Книга предназначена была для священнослужителей и монахов. Позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. В основном там говорилось о порядке приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие. Общение начинается с приветствия. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. Люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?

Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы. "Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А есть еще такая история: Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда–то давно люди желали друг другу быть крепкими, как дерево (например, дуб, кедр). Они говорили: «Будь с дерево!» Потом стали произносить здраво, здравие, здоровье. Значит и мы, произнося «здравствуйте», желаем человеку здоровья.

В рыцарские времена, снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно! Эта традиция перешла и в наши времена – при рукопожатии, воспитанные люди всегда снимают перчатки. А еще, был обычай снимать доспехи и шлем, входя в дом, рыцарь, как бы говорил хозяевам: «Я не опасаюсь вас». Это тоже стало правилом в наше время – снимать головной убор при входе в помещение.

Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена?

    Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

    У японцев для приветствия применяют три вида поклонов.

    Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

    Лапландцы трутся носами.

    Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

    Французы целуют друг друга в щеку.

    Самоанцы обнюхивают друг друга.

    В племени масаи перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

    На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу.

    В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.

    Туркмены засовывают руки в длинные рукава.

    Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

    В Англии говорят “Hello!”.

    Во Франции они здороваются так: “Bonjour!”.

    В Германии говорят “Guten Tag!”.

    В России говорим: “Здравствуйте!”

В разных уголках нашей страны по-разному приветствуют друг друга. Например, на Урале приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу!» - желают надоить побольше молока «целое море молока». «Свеженько» - говорят женщине, достающей из колодца воду. Семье, собравшейся покушать, скажут: «Сладко кушать!»

Исследование:

1. Работа в библиотеке.

Обучающиеся заинтересовались вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, что очень и очень давно. Ещё в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Обратившись к книге «Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 веков» под редакцией С.Ф. Егорова, мы обнаружили, что эти слова употреблялись ещё в берестяных грамотах Древней Руси, летописях и в произведения устного народного творчества. Так в былине «Илья Муромец и Калин Царь»: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…».

«Вежливые» слова встречаем мы и в сказках.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек (Лиса и Волк)

    По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй девица», “Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка”.

2. Анкетирование.

Ребята задали вопрос ученикам начальной школы (40 человек):

« Какие слова приветствия вы знаете и как часто вы их произносите?»

И вот что они узнали:

Употребляют слово

«Здравствуйте» - 40 человек;

«Салют» – 5 человек;

«Привет» – 15 человек;

«Чао» – 3 человека;

«Доброе утро» – 20 человек;

«Добрый день» – 12 человек.

Еще участники проекта посчитали, сколько раз в день произносят слово «здравствуйте» учителя и ученики. Они выяснили, что перед началом урока этикета каждый из учеников, входя в класс, произнес «здравствуйте» по одному разу, а учителю пришлось ответить 20 раз. Если учесть, что ребята здороваются с каждым учителем и техническим персоналом в день 5 раз, учителю приходится здороваться в среднем 40 раз, что намного больше, чем ученикам.

Вывод: этикетные слова в речи учащихся употребляются не достаточно часто, надо чаще их использовать в своей речи; необходимо расширять словарный запас приветствий.

Заключение:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро, солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Транскрипт

1 Валивецкая Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 91», г. Братск, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭТИКЕТ» Дошкольное детство важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется и гибкое отношение к выполнению правил этикета, и готовность понять и выполнять их. Тип проекта: По методу, доминирующему в проекте: творческий. По характеру участия ребенка: участник проекта от зарождения идеи до получения результата. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы. По количеству участников: групповой. По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя. Проблема. В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что у них недостаточные знания об основах этикета. Актуальность. Воспитание культуры поведения одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позже. Известно, что все начинается с детства. Формировать у детей навыки поведения нужно начинать с дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, однако сами демонстрируют противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться, родители сами часто забывают это сделать. В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения детей со

2 сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Старший дошкольный возраст это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время. Цель: создание условий для формирования основ этикета у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Для педагогов: ознакомление педагогов с существующими проблемами по теме; повышение уровня нравственной, этической культуры педагогов. Для родителей: знакомство родителей с работой группы по данной теме «Этикет»; привлечение внимания родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников; помощь детям в сборе информации. Для детей: изучение детьми правил и норм поведения; овладение детьми правилами хорошего тона для построения межличностных отношений; воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям; обогащение собственного опыта детей новыми знаниями об этикете; развитие творческих способностей, памяти, воображения, фантазии; формирование умения свободно общаться со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми. Предполагаемый результат У детей сформируются такие чувства, как доброжелательность, сопереживание. Укрепятся дружеские взаимоотношения детей в коллективе. Дети закрепят все необходимые культурные правила и нормы поведения. Повысится уровень культуры детей и родителей. Овладеют хорошими манерами, тактичностью, выдержкой. Примерный план реализации проекта Способ реализации Цель Сроки Подборка материала, Создать условия для формулирования цели и Подготови пособий, литературы по теме. задач проекта; наметить пути достижения тельный

3 Подбор иллюстраций, приобретение и изготовления дидактических игр. Беседа «Этикет что это?» Словесная игра «Все наоборот». Игра «Волшебный стул». Пение песни «От улыбки станет всем светлей». Создание альбома «Мое настроение». Беседа на тему: «Значение вежливых слов. Дидактическая игра: «Оцени поступок». Игра «Фотографии друзей». Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся мы в гости». Заучивание «мирилок». поставленной цели. Создать условия для формирования у детей представления о речевом этикете; умения самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Создать условия для активизации использования в речи детей противоположных по смыслу слов. Создать условия для способствования повышения самооценки ребенка, улучшения взаимоотношений между детьми. Создать условия для развития эмоциональной отзывчивости. Создать условия для воплощения через рисунок своего настроения, эмоций, впечатлений. Создать условия для развития умения использовать в своей речи вежливые слова. Создать условия для развития связной речи детей; упражнения в установлении причинноследственных отношений с опорой на сюжетную картинку; воспитания честности, вежливости и скромности. Создать условия для развития способности понимать настроение другого ребенка по мимике лица; формирования позитивного отношения к сверстникам; умения выражать свои чувства, отношения в речи. Создать условия для закрепления правил поведения в гостях; умения доброжелательно общаться друг с другом. Научить детей в игровой форме примириться. этап (1 день) первый второй

4 Изготовление «Цветка вежливости». Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы». Игра «Мост дружбы». Игра: «Волшебные руки». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в общественном транспорте». Оригами, конструирование из бумаги (салфетки для сервировки стола). Беседа «Добрые слова». Игра «Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем». Чтение художественной литературы: Г.П. Шалаева, Создать условия для активизации в речи детей и взрослых нежные, ласковые слова. Создать условия для закрепления с детьми правил поведения в гостях, общественных местах; развития диалогической речи, умения строить суждение. Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, уважительного отношения к близким и окружающим людям. Создать условия для развития ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности. Создать условия для оптимизации взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоления эмоциональной отчужденности у дошкольников. Создать условия для закрепления правил поведения в общественном транспорте; умения доброжелательно общаться друг с другом. Создание условий для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Создать условия для использования детьми в речи вежливых слов. Создать условия для закрепления умения детей изображать без слов «волшебные» слова и добрые поступки. Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, третий четвертый

5 О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова «Детсадовский уважительного отношения к близким и окружающим людям. этикет: Как вести себя в детском саду». Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов». Создать условия для стимулирования развития речевого общения; умения сочувствовать, стремления помочь ближнему. Дидактическая игра «Поступаем правильно». Создать условия для понимания детьми хороших и плохих поступков; их анализа; развития вежливости. Заучивание стихотворения А. Усачева «Приветствия». Создать условия для воспитания у детей любви к художественному слову, воспитания вкуса. Беседа «Будь всегда вежливым». Создать условия для воспитания уважения к окружающим взрослым и сверстникам; систематизации правил вежливого поведения: упражнения детей в анализе своих поступков. Разрезные картинки. Создать условия для умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Игра «Диктор на радио». Создать условия для развития устойчивого интереса к сверстникам. Музыкальная игра «Танец в Создать условия для развития эмпатии у детей парах». посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе. Инсценировка стихотворения Создать условия для умения передавать С. Маршака «Урок эмоциональные переживания в образе; вежливости». развития внимания, воображения и творческих способностей. Итоговый продукт Создать условия для помощи ребенку по «Изготовление «Лепбука» своему желанию организовать информацию по совместно с детьми. изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал; закрепления и систематизации изученного материала; умения самостоятельно пятый

6 собирать и организовывать информацию. Оценка результатов проекта Для детей: в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей относится друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились оценивать свои поступки и поступки других, замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих, договариваться. Для родителей: благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения; расширился кругозор; повысился уровень нравственной культуры родителей. Для воспитателей: оснастили предметно-развивающую среду, через изготовление дидактических игр, наглядных материалов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», с. 2. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Пятак, Н.А. Царикова. М.: Эксмо, с. 3. Расту культурным: для детей 5-6лет: в 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Липская. М.: Эксмо, с.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект На тему: «В стране вежливых слов и добрых поступков» (средняя группа). Воспитатель: Занина Т.В. Проект в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Вавож Проект по патриотическому воспитанию «Моё село, моя улица, мой дом». в старшей группе «Родничок» Воспитатели: Курбатова

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 г. Татарска Проект «Дружба это чудо» Средняя группа Автор воспитатель высшей квалификационной категории Вайберт Лариса Валерьевна

Характеристика деятельности обучающихся Тематический план программы Наименование разделов/модулей, тем Всего, час Количество часов Ауди торн ые Внеауд иторны е Школьный этикет 7ч 4ч 3ч Правила поведения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 города Белогорск» Проект «Дружба начинается с улыбки» Разработали: Эндерс В.В. воспитатель; Баранова В.В., воспитатель г. Белогорск,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39 г. Йошкар- Олы «Веснушка»» Утверждаю: Заведующий МБДОУ М.М. Солдатова Принято на заседании педсовета от 30.08.2016 протокол

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить и расширить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЧЕБУРАШКА» Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ 393760, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Украинская, дом 42, т. 8 (47545)

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад Комбинированного вида 9 г. Челябинск Проект «Моя мама лучше всех!» Выполнила воспитатель высшей категории Нечаева Е.В. 2015г. Проект «Моя мама

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 69 «Чайка» г. Смоленск Проект ко Дню матери в средней группе «Все начинается с мамы» Воспитатели: Бобкова О.В. Жукова Р.А. 2016

МБДОУ ДС 7 «Незабудка» Учим детей играть учим детей общаться Воспитатель I квалификационной категории Соловьева Алевтина Аркадьевна Добро пожаловать в нашу группу! У нас 9 шустрых мальчиков и 13 очаровательных

Рыбинск, 2016 Воспитатели: Кируца М.М. Филонова И.Г. Некрасова О.В. Иванова Н.М. Хижникова О.Г. Педагог-психолог: Соколова И.А. исследовательско творческий дети младшей, старшей группы, их родители, педагоги

Пояснительная записка Девиз программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья». Общение процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития

ПРОЕКТ КО ДНЮ МАТЕРИ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель: Вокуева Галина Алексеевна 2016г Информационная карта проекта Проект "Мамочка любимая, самая красивая" Автор проекта:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 6 Лукоморье» Авторы проекта: Давыдова Е.А. Мальцева О.Я. Вид проекта: познавательно-игровой, творческий Участники проекта:

Подготовительная логопедическая группа 5 Воспитатели: Шумакова С.М., Попова Р.В. Учитель-логопед Михайлова Е.В. Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия 76» «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия 76» Приказ от 27.08.205г, 338 П.В. Кулинченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД 6 Г. ТАТАРСКА Проект: «Жители Солнечного города». Воспитатель: Зайцева Наталья Васильевна II квалификационная категория 2012

Инновационная программа кружка для детей старшего возраста «Правила поведения для воспитанных детей» в рамках ФГОС Кудрявцева С. Н., воспитательница МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад 3» Псковская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Калинка» Мини-проект «Неделя дружбы и добра» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Халимбекова Г.А.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Выполнила: Блинкова А.И. Образовательные области Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад 5 «Сказка» ПРОЕКТ КО ДНЮ МАТЕРИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Самая любимая мамочка моя» Воспитатель: Пискарева В.Р.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида 22» ПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки» Подготовила: Гусева

СХЕМА разработки содержание психолого-педагогической работы образовательной области для средней возрастной группы Выполнил: Воспитатель Лютко Л.А. Одинцово 2016 г Содержание психолого - педагогической

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проектная деятельность старшей «Б» группы «День России» Педагог: Воронина В.Ф Г. Нефтеюганск 2016

Социально-коммуникативное направл ения Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников через направления развития и образования (образовательные области) Возраст Основные позиции развития

МКДОУ УСТЬ-ТАРКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ КАРПЕНКО ОКСАНА ВИКТОРОВНА Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу в результате будет зло ибо ребенок не рождается

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования для родителей (законных представителей) воспитанников пос. Новоселье Ломоносовский район Ленинградская область Образовательная программа

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в старшей группе Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Сроки реализации: краткосрочный. Тип проекта: исследовательско творческий. Участники

«СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ» Как вы понимаете, что такое «Социально-коммуникативное развитие?» Социально-коммуникативное развитие детей относится

Выступление из опыта работы Тема самообразования «Развитие эмоциональной сферы детей посредством создания игровых условий» Калинина Н.Е., воспитатель МАДОУ д/с «Росинка» Введение В настоящее время, заботясь

Перспективный план работы по самообразованию в старшей группе. Подготовила: Зеленина Е.К. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 63» ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Название проекта: «Моя семья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,

Структурное подразделение детский сад муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 1 г.чулыма Творческий проект в подготовительной к школе группе Воспитатель

Возрастные группы МБДОУ 45 1 младшая группа «КАРАПУЗЫ» Возраст от 2 до 3 лет, 35 детей в группе 2 младшая группа, возраст от 3 до 4 лет Группа «Гномики»39 детей в группе Группа «Умнички», 39 детей Средняя

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛ- НИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА» Рассмотрена и принята УТВЕРЖДАЮ педагогическим Советом Директор

Правила дорожные знать всем положено! Педагогический проект Автор проекта: Крамская Наталья Васильевна, воспитатель группы «Золушка» ДО «Лукоморье» Москва 2016 Цель Задачи Цель проекта: формирование у

МБДОУ «Подпорожский детский сад 12 общеразвивающего вида» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ воспитателя Э.В.Яковлевой Формирование основ коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной

ГБДОУ 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Предметно-пространственная развивающая среда Младшая группа 1 «Сказка» Воспитатель: Ефимцева Людмила Николаевна Вся предметно-пространственная

Описание (краткая презентация) образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 184» Образовательная программа дошкольного

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 4-6 лет

Воспитатели 1 группы: Мачнева С.М. Наумова Е.Е Проблема: Сформировать у детей представление: о Великой Отечественной войне; о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Идея: В преддверии празднования

Пояснительная записка 1. Структура образовательной деятельности При организации воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ необходимо руководствоваться следующей нормативно-правовой документацией.

Данные об авторе

Юрченко Т.Е.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «русский язык»

Проект на тему

«Речевой этикет в повседневной жизни»

Климова Елена Романовна,

учащиеся 8А класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Юрченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2011 г.

  1. Введение.
  2. Типы речевого этикета.
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Специфика речевого этикета.
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Язык мой враг?
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.

Введение.

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов

Наш проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

Но многие над этим и не размышляют, и предпочитают красивому русскому языку в повседневной жизни: сленг, просторечия, жаргонизм и т.д.

А тема нашего проекта так и называется «Речевой этикет в повседневной жизни»

Об этом мы сегодня и расскажем, нашей многоуважаемой публике…

Цели и задачи данной работы:

  1. Познакомить со структурой работы в целом;
  2. Доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;
  3. Рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты)

Глава I . Типы речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой(в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, о котором мы расскажем более подробно…

Глава I I . Что такое речевой этикет?

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Мы спросили, как понимают определение речевого этикета учащиеся 7,8 классов:

Ответ был прост: речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

Глава II I .Специфика речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Глава IV . Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Глава V . Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников и их родителей.

В анкетировании принимало участие:

50 учащихся (из 6б, 8а, 8б классов);

40 родителей (учеников 6б, 8а, 8б классов);

Вопросы, предложенные ученикам и их родителям, были разными, за исключением одного: «Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?».

Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные — 100%. И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители. Родителям задали вопрос: «Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета?». 100% ответили отрицательно. То есть, по мнению родителей, учащиеся в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета. И 50 из 46 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 6 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?
  2. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
  3. Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?
  4. Считаете ли вы эту тему актуальной?

*5. Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?

О том, что такое РЭ имеют общее представление 50% опрошенных,25% не знают что такое РЭ и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (50%) назвали причину: чтобы повысить общую культуру, чтобы «провожали по уму» и соответственно ценили, чтобы не быть белой вороной, чтобы не стыдно было и др.