Исследование объектов неживой природы и экспериментированию с ними. «Волшебный песок. Календарно-тематическое планирование. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование стремление к ее познанию, внимание и воображение

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. «Волшебный материал»

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

Эксперимент 5. «Ветер»

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган- дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к.песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Живая змейка»

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают выод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Эксперимент 4. «Подводная лодка»

Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент 6. «Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и неё задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Эксперимент 7. «Почему не выливается?»

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина - воздушное давление).

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель:

- учить детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней;

- учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы;

- , его изменения при взаимодействии с водой;

- , стремление к ее познанию, внимание и воображение;

- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам;

- овладевать навыками общения с насекомыми;

- .

Оборудование: емкости с сухим песком на каждый стол, сосуд с водой, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картина с изображением муравейника в лесу.

Словарная работа: песок «сыпучий», сыплется; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; экскурсии в лес к муравейнику; игры с песком в песочнице; чтение произведений В. Бианки (о жизни насекомых и зверей).

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На доске висит картина с изображением муравейника в лесу.

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. (Раздается стук в дверь.) Ой, к нам кто-то спешит. Кто же этот опоздавший? (Воспитатель открывает дверь, заходят дети в масках муравьев, плачут.)

В. Ой, к нам в гости пришли муравьи, но у них что-то случилось: они плачут.

Что с вами?

1-й муравей. Мы, ребята, муравьи,

Мы пришли к вам не играть.

Просим помощь оказать.

2-й муравей. Был у нас огромный дом,

Нам уютно было в нем.

Вдруг пожар в лесу большом -

И дотла сгорел наш дом.

1-й муравей. Вот теперь мы все без крова.

Мы не выживем без дома.

Очень зимушка-то злая -

Муравьи все замерзают.

В. Вы, ребята, помогите,

Новый дом нам возведите.

В. Ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.)

В. Муравьи, присядьте, пожалуйста, а мы с ребятами попробуем вам помочь. (Дети-муравьи садятся.)

В. Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) И уже холодно. А как одеваются люди осенью? (Тепло.)

Вот и нашим муравьям очень холодно, им срочно нужна наша помощь. Нужно помочь им построить домик. Мы с вами ходили на прогулку в лес, к муравейнику и узнали о жизни этих насекомых очень много. А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.) А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)

Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев? (Из песка.) Правильно, но не только. На землю муравьи кладут веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели), шишки, делают холмик. В нем проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике. (Воспитатель показывает на картине.)

В. Ребята подойдите к своим столам и посмотрите, что вы там видите? (Вода, песок, иголочки, веточки деревьев, мох.) Вот из этих материалов мы и будем строить муравейник. Чтобы в доме было сухо, вниз мы положим что? (Песок.) А какой должен быть песок: сухой или мокрый? (Сухой.)

Воспитатель берет песок рукой. Посмотрите, какой сыпучий песок он сыплется сквозь пальцы.

(Дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель просит некоторых детей произнести слово сыпучий.

В. А смогу ли я из этого песка сделать холмик для муравейника? (Ответы детей.) Конечно смогу. Давайте попробуем сделать холмик. (Дети на подносе совочками делают холмик.)

В. Ну что, получился холмик? (Да.) Из какого песка мы его сделали? (Из сухого, сыпучего.) Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? (Холмик разрушится.)

В. Правильно. Холмик потеряет форму и превратится в лужу с грязью. Давайте попробуем на холмик налить немного воды и посмотрим, что произойдет. Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду. А теперь он стал мокрым и влажным.

В. Ребята, каким стал песок? (Мокрым и влажным.) А какой песок был до того, когда мы еще не лили в него воду? (Сухой, сыпучий.) А можно ли из мокрого песка построить муравейник? (Нет, да.)

В. Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем - иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших гостей.

1-й Муравей. Спасибо, ребята, домики чудесные, жить в них будет весело.

2-й Муравей. Побежим мы быстро в лес, сообщим друзьям, что домик есть. Муравьи прощаются с детьми и уходят.

В. Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело - помогли маленьким муравьям построить домики. Сейчас у муравьев будет свой дом, где они будут жить в тепле и уюте. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Нет.) Так давайте всегда будем помогать слабым. На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по экспериментированию выполнила И. Вовна

Разделы: Работа с дошкольниками

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ), в которых указано на необходимость « …построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Реализация образовательной области «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГТ как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Задаче формирования детской любознательности и активности оптимально соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации. (Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин, С.Н.Николаева).

В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование».

«Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева).

«Экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)

«Экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)

В научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира. Деятельность экспериметирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н.Н.Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, С.Н.Николаевой, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева и др. Ученые предлагают организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериметированием как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, т.к. возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Современные исследования доказывают, что в возрасте трех лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность. Поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создавать модель явления и обобщать полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о данных явлениях.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а для взрослого выступает методом организации познавательной деятельности ребенка.

В МКОУ «Детский дом №3» г. Новокузнецка воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от трех до семи лет. Как правило, до поступления в образовательное учреждение, дети находились в неблагоприятной жизненной ситуации, что негативно сказывается на личностных качествах, познавательной и эмоциональной сферах.

Работая с детьми, воспитывающихся в условиях детского дома, мы сделали вывод, что для них характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, отсутствует выраженная положительная направленность к этим объектам. Отношение к окружающему миру ситуативное. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять по отношению к объектам небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Большинство детей по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, у воспитанников отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. В связи с тем, что личный опыт детей беден, представления о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, имеют незначительные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что « так и надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

Данные выводы подтверждаются результатами педагогического обследования. Так, в сентябре 2011 года, в подготовительной группе детского дома было проведено обследование 12 дошкольников, целью которого явилось определение:

  • уровня освоения детьми знаний о живой и неживой природе;
  • уровня освоения действий по экспериментированию с природными явлениями и объектами (вода, воздух, снег, почва).

На основе Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) были выделены показатели, характеризующие высокий, средний, низкий уровень сформированности экспериментальной деятельности у детей. (Приложение). Результаты обследования показали, что в начале учебного года воспитанники обладали:

64 % – низким уровенем,
23 % – средним уровнем,
7 % – высоким уровенем.

Полученные результаты привели к необходимости разработки цикла образовательных мероприятий по детскому экспериментированию, организованных в формах совместной деятельности детей и воспитателя и самостоятельной деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную экспериментальную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для саморазвития. В связи с этим нами был оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразное оборудование:

  • различные емкости;
  • шприцы, трубочки;
  • увеличительные стекла, лупы;
  • измерительные приборы;
  • компас, бинокль;
  • микроскоп;
  • губка, пенопласт, поролон,
  • образцы почвы, песок, глина, камни и т.д.

Созданные условия вызвали повышенный интерес к экспериментированию у детей подготовительной группы.

Нами также были систематизированы (из различных источников) конспекты занятий по темам «Воздух», «Земля», «Глина», «Почва», «Вода», «Камни», «Песок». В эту систематизацию вошли эксперименты с песком, водой, глиной, землей, воздухом, магнитом, свечой, снегом и т.д.
Оформлена картотека опытов по временам года. Разработаны и систематизированы экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, экологические развлечения, праздники, игры, викторины, познавательные сказки. Все эти формы работы включают простейшее экспериментирование. Немаловажное значение для развитияу детей поисковой и экспериментальной деятельности имеет познавательная литература: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое. Кто такой» (А.Г. Алексин и д.р.), стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам и располагается в специально оформленном литературном уголке, где, кроме книг, подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Для совместной деятельности разработаны и оформлены «Журнал наблюдений», таблицы, схемы, коллажи по пройденным темам, минимакеты. Для большей заинтересованности и усвоения материала на занятиях используются сказочные персонажи – кукла Незнайка, кукла-ученый Галилео Галилей.

Поисково-исследовательская деятельность – это интегрирующийся с другими вид деятельности: наблюдение, труд, игровая деятельность, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальным и физическим воспитанием. Поэтому в работе с детьми мы используем возможности других видов деятельности для проведения элементарного экспериментирования. С наибольшим интересом воспитанники включались в такую форму работы как «Час самостоятельности», при которой воспитатель размещает приборы, предметы, объекты в «Уголке экспериментирования» привлекательным для детей образом, мотивируя к самостоятельному экспериментированию.

Наряду с традиционными методами и приемами, мы используем современные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Данный вывод подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты обследования сформированности экспериментальной деятельности воспитанников на конец учебного года:

40% – низкий уровень,
40% – средний уровень,
20% – высокий уровень.

Проведенная нами работа показала, что для детей дошкольного возраста, воспитанников детского дома, экспериментирование является деятельностью, развивающей их познавательную сферу, формирующей познавательные интересы, активность, самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с.
2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рохманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска / Под ред.О.В. Дыбиной – М.ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной – М.,ТЦ Сфера, 2004 – 64с.
4. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003 – № 3, 4, 5; 2002 – №1.
6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие – М. Педагогическое общество России, 2005 – 80с.
7. Справочник логопеда / М.А. Поволяева – / Изд. 9-Е – Ростов Н./Д.: Феникс, 2008.

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по теме самообразования:

«Развитие познавательной инициативы через исследовательскую деятельность»

Составитель: Уваровская Т.В., воспитатель

высшей квалификации

МБДОУ д/с №167

Сентябрь

  1. Подбор и изучение литературы по теме самообразования:

Цель: повышение профессионально-педагогического уровня знаний. Учить детей наблюдать, думать, анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы. Воспитывать самостоятельность. Развитие познавательной инициативы у детей.

  1. Приобретение электронного конструктора «Знаток».
  2. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, проблемные ситуации.
  3. Подготовить оборудование (пополнение мини-лаборатории).
  4. Написание планов на 2012-2013 учебный год.

Используемая литература:

  1. Тугушева Г.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Детство-Пресс,2007г.
  2. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,Вако, Москва, 2008г.
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» - опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, Речь, Москва, 2007
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»,Сфера, Москва, 2008г.
  5. Колос Г.Г «Сенсорная комната в ДОУ», Аркти, Москва,2007 г.
  6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»,Линка – Пресс, Москва, 2004
  7. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа», 1998 год.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.,
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г.
  10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005

Тема: «Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

  1. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
  3. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Тема: «Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

  1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
  2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  3. Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Предварительная работа:

Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

Тема: «Человек»

Занятие: «Наши руки»

Цель:

  1. Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
  2. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Занятие: «Что можно почувствовать кожей?»

Цель:

  1. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности.
  2. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
  3. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Цель:

  1. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
  2. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Цель:

  1. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.
  2. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.
  3. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка »

Цель:

  1. Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.
  2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.
  3. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Занятие: «Электроприборы»

Цель:

  1. Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.
  2. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).
  3. Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).
  4. Развивать любознательность.

Тема: «Вещество. Камни»

Занятие: «Какими бывают камни?»

Цель:

  1. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
  2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.
  3. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.
  4. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Беседа: «Живые камни»

Цель:

  1. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Вода в природе и в быту».

Цель:

  1. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
  2. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  3. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.

Беседа: «Вода – помощница »

Цель:

  1. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. В
  2. воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.

«Вода – источник жизни»

Цель:

  1. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
  2. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
  3. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Материалы : 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Литература: Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Опыт: «Вода – растворитель»

Цель:

  1. Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  3. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Тема: «Магнитизм»

Занятие «Магнит – фокусник»

Цель:

  1. Познакомить детей с магнитом.
  2. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Тема: «Вещество.Песок и глина»

Занятие: «Песок и глина»

Цель:

  1. Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.
  2. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  3. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»

Цель:

  1. Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.
  2. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Литератур а: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

Беседа: «Животные и песок»

Цель:

  1. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.
  2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Продолжаем знакомство со свойствами воздуха »

Цель:

  1. Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  2. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель:

  1. выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух сжимается

Цель:

  1. Обнаружить атмосферное давление

Занятие: «Неизвестное – рядом»

Цель:

  1. Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
  2. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
  3. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»

Цель:

  1. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.
  2. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Занятие: «Этот загадочный космос»

Цель:

  1. Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству.
  2. Расширять представления о профессии космонавта.
  3. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».

Цель:

  1. Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
  2. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Опыт: «Волшебный круг».

Цель:

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.
  2. Развивать интерес к неживой природе.
  3. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Беседа: «Свет вокруг нас».

Цель:

  1. Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
  2. Закрепить умение работать в группе.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.

Администрация Таштагольского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Аленушка»

Методическая разработка

«Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника»

Составитель:

Паршакова Ольга Рахимзяновна

Таштагол

Стр .

Введение ___________________________________________________________3

I . Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника _________________4

1.1 Наблюдение как основной метод экологического воспитания___________4

1.2 Детское экспериментирование как метод обучения ____________________7

1.3 Экологическое сознание дошкольника как результат экологического образования _______________________________________________________10

II . Формирование экологического сознания у дошкольника ___________14

2.1 Особенности наблюдения и экспериментирования в разных возрастных группах __________________________________________________________14

Заключение _______________________________________________________20

Литература_______________________________________________________ 22

Приложение 1 ____________________________________________________ 23

Приложение 2 ____________________________________________________ 25

Введение

Результат нерационального природопользования является глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах.

Выход из сложившейся ситуации – осознание проблемы экологического кризиса и обретение нового мировоззрения.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80 – 90-х гг. 20 века. И в настоящий момент проходит этап становления. Работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми.

У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Все это позволило темой моего исследования выбрать «Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника».

Цель исследования : Сформировать осознано-правильное отношение дошкольников к природе.

Задачи исследования :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Выявить роль наблюдения и экспериментирования в формировании у дошкольников отношения к природе.

3. Рассмотреть особенности наблюдений и экспериментирования в разных возрастных группах.

Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника.

Наблюдение как основной метод экологического воспитания

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлении.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение ‘требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (В 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению . Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним – покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процесс е наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Детское экспериментирование как метод обучения

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Носамо наблюдение может происходить и без эксперимента. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном, Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Наблюдения и эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

Опыты с животными;

Опыты с объектами неживой природы

–опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

В групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1-4 ребенка);

Групповые (5-10 детей);

Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения :

Случайные;

Запланированные;

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Систематические.

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные;

Многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

Первичные;

Повторные;

Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только

подтверждает знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

Демонстрационные;

Фронтальные.

Экологическое сознание дошкольника как результат экологического образования.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их, повторяя в исходных ситуациях.

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступает как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере объектов экологической тропинки. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент. Воспитатель показывает состояние объектов экологической тропинки, что и является подтверждением – все необходимое для жизни имеется.

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя, служит для детей примером проявления чувств и заботы о птицах, насекомых, растениях и т.д.

Отношение к природе вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений:и животных, представляя возможность наблюдения за:их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельность.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знаний – к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, сознание объективности происходящего.

Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.

Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер – это отношение к тем конкретным объектами явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, Т.е. на основе знаний.

Формирование отношения и его проявления всегда связано с деятельностью – трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.

Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

Отношение к природе может носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережливое и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.

Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина,

посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся культурно – исторический опыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагматизм – природу рассматривают лишь с позиции пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существами, считает себя «выше, значительнее» ах. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этническое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиции этнических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью (мир природы).

В ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (Чэнь Цзюнь- Тянь, ВТ. Фокина, З.П.Плохий, В.Д.Сыч, И.А.Комарова, М.К.Ибраимова и др.) представлен следующий подход. Практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей, понимания самоценности и хрупкости жизни.

Значение знаний о природе для становления положительного отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых – отбор содержания и систематизация знаний, :их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф.Виноградова, И.А.Хaйдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г.В.Кирикэ и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н.Н.Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме – итогом стало понимание самоценности жизни, недопустимости, нанесение какого-либо вреда живому существу. Именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животные. К сохранению среды их жизни.

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и: зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И.А.КомаровоЙ.

Хорошее отношение у детей к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса.

Итак, формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем. Экологическому подходу отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему так надо поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования. Осознанно-правильное – это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует. Им можно любоваться – это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-за плохих условий) – надо сочувствовать и помогать.

Формирование экологического сознания у дошкольника .

Особенности наблюдения и экспериментирования в разных возрастных группах

Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.

Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой». Замены быть не должно. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами.

Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.

Структура эксперимента. В каждом эксперименте можно

выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

Осознание того, что хочешь узнать.

Формулирование задачи исследования.

Продумывание методики эксперимента.

Выслушивание инструкций и критических замечаний.

Прогнозирование результатов.

Выполнение работы.

Соблюдение правил безопасности.

Наблюдение результатов.

Фиксирование результатов.

Анализ полученных данных.

Словесный отчет об увиденном.

Формулирование выводов.

Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте.

l-я младшая группа. На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это – основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы – извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

2-ая младшая группа. На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится дело. В конце взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что съела?» – и тот хорошо понял: нет.

Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок», «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

При обретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны..

Средняя группа. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если,. конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» – «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» «Потому что мы его повесили на батарею».

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.

Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так … », «Давайте посмотрим, что будет, если … » Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал». .

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога – хотя бы молчаливой – речь детей постоянно прерывается паузами.