Гленн доман - как научить ребенка читать или тихая нежная революция. Гленн Доман – Как научить Вашего ребенка читать или тихая нежная революция

Книга Глена Домана «Как научить ребенка читать» впервые была издана в середине шестидесятых годов прошлого века. С тех пор ее многократно переиздавали, и она была переведена почти на двадцать языков. Впоследствии Доманом с соавторами были написаны еще несколько книг, посвященных раннему развитию ребенка. Все эти книги объединены в серию под названием «Тихая революция».

Предварительно необходимо изготовить специальные карточки. Из обычного белого картона вырежьте полоски размером десять на пятьдесят сантиметров и напишите на них толстым красным фломастером слова печатными буквами. Толщина букв должна быть полтора сантиметра, высота - семь с половиной сантиметров. Шрифт - один и тот же для всех слов.

Обучать ребенка чтению надо в определенной последовательности.

1.Первый шаг - отдельные слова

Для первого занятия вам потребуются пять карточек. Доман советует начинать с простых, приятных и знакомых ребенку слов (названия членов семьи, домашние животные и т.д.)

Само занятие должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать внимание малыша. Ребенок должен быть здоров, весел и готов воспринимать новую информацию.

Покажите ребенку первую карточку со словом «МАМА», вслух произнесите следующее: «Это означает мама». Время демонстрации - 1 секунда. Не надо ничего дополнительно объяснять ребенку. Сразу же переходите к следующей карточке. После показа пятой карточки обнимите вашего малыша и поцелуйте его. В течение первого дня показывайте карточки еще три раза с обязательным перерывом между занятиями не менее 30 минут.

Во второй день покажите малышу три раза пять вчерашних карточек и еще три раза пять новых. В сумме получится шесть занятий.

На третий день добавьте еще пять карточек. Всего пятнадцать карточек и девять занятий.

На четвертый день - двадцать карточек и двенадцать занятий.

На пятый день - двадцать пять карточек и пятнадцать занятий.

Начиная с шестого дня из каждого набора карточек, которые ребенок видел в течение пяти дней, убирается одно слово и заменяется новым. Поступайте так каждый день. Во избежание путаницы, на обратной стороне каждой карточки запишите дату ее первого показа.

Таким образом, каждый день вы будете показывать ребенку по двадцать пять карточек, разделенных на пять наборов, по пять слов в каждом из наборов. Каждый набор демонстрируется трижды в день. Каждый день добавляете пять новых слов, и убираете пять старых.

По методике Домана наборы создаются по определенным темам: предметы домашнего обихода, личные вещи, части тела, животные, продукты питания.

Сначала вы работаете только с существительными, а когда их число достигнет пятидесяти, вводятся карточки с глаголами.

2. Второй шаг - словосочетания

У ребенка уже имеется определенный словарный запас, и он готов соединять слова друг с другом. На втором шаге Доман рекомендует вводить карточки с названиями цветов . Когда ребенок запомнит цвета, сделайте карточки со словосочетаниями типа: «ЗЕЛЕНОЕ ЯБЛОКО» «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН» и т.д.

Со временем вы почувствуете, что малыш готов двигаться дальше. Сделайте карточки с антонимами и показывайте их ребенку, а затем переходите к словосочетаниям «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ» и т.п.

3. Третий шаг - простые предложения

Переходим от словосочетаний к предложениям. На этом этапе вам нужно изготовить новые карточки с простыми предложениями , например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв уменьшите до пяти сантиметров. Кроме того, на этом шаге Гленн Доман рекомендует сделать специальную книгу . В книге должно быть пять предложений и иллюстрация к каждому предложению. Сначала текст, а за ним картинка. Размер пособия - 20x45 см, шрифт - красный, высота букв пять сантиметров. Если у вас есть фотоаппарат, то проиллюстрируйте книгу фотографиями самого ребенка. Зафиксируйте момент, когда малыш совершает то или иное действие. Детям очень нравятся подобные дневники.

4.Четвертый шаг - распространенные предложения

На этом шаге вводятся карточки, на которых написаны сложные предложения, состоящие из трех или более слов. Высота букв - четыре сантиметра. Со временем увеличивайте число слов в предложении, а размер букв уменьшайте до 2.5 см, а потом и до одного сантиметра. Цвет шрифта постепенно замените на черный.

5. Пятый шаг - книги

Наконец-то ребенок дорос до настоящих книг. Нужную книгу можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Она должна удовлетворять таким требованиям:

1.Словарь - 50-100 слов, знакомых вашему ребенку.
2. Не более 1-го предложения на странице.
3.Высота букв не менее одного сантиметра.
4. Текст должен быть напечатан перед картинками или располагаться отдельно от них.

Читайте книгу неспеша, очень выразительно два-три раза в день на протяжении нескольких дней. Потом поставьте книгу на полку, и пусть ваш ребенок читает ее, когда захочет. Одной книжки будет явно недостаточно. Неплохой выход - покупайте в магазине готовые книжки и переписывайте их нужным шрифтом, а иллюстрации вырезывайте и наклеивайте. Постепенно у малыша соберется своя собственная библиотека.

В рамках одной, пусть и объемной статьи невозможно осветить все нюансы методики Глена Домана. Поэтому я рекомендую вам приобрести и внимательно изучить следующие книги автора: «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка» (Глава 17 - Как научить вашего ребенка читать).

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмотных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка - только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Как научить вашего ребенка читать.

Мы, матери, - скульпторы, а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удивительной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка?

"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" - ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.

1. Родительское отношение и подход.

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны радостно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не делать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.

Только дети, ведущие себя очень хорошо, должны получить возможность играть в игру обучения чтению. Те дети, которые плохо себя ведут и непослушны, не получают такой возможности. К тому же, если ваш ребенок плохо себя вел, не следует говорить ему, что он хороший мальчик, и что он может играть с вами, хотя на самом деле именно вам хочется поиграть. Ребенка просто так не проведешь. Он знает, что вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он решит, что игра это своеобразное наказание. Если ребенок себя плохо вел в течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в течение всего этого времени, независимо от того, насколько родителю хочется самому поиграть в нее.

Второй важной вещью является то, чтобы определить временной промежуток, который можно играть в игру. Дело в том, что он должен быть очень коротким. Поначалу игра должна продолжаться 3 раза в день, но каждое занятие должно занимать всего лишь несколько секунд.

Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать мысли ребенка и останавливать игру до того, как ребенок захочет оставить ее.

Если родитель сможет во время уловить этот момент, то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.

Итак родителям следует помнить две вещи; первое - обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе - что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его закончить.

Все материалы, используемые в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе и экспериментах очень большой группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение - это функция мозга. Они признают н оценивают возможности н ограниченность маленького детского визуального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся до нужного, размера.

Необходимые слова должны быть расписаны яркими фломастерами, которые не стираются. Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатными буквами. Необходимо соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны состоять из следующих компонентов:

1. Слова; "МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА" ("DADDY"), имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, описанным на следующей странице под заголовком "Первый шаг". Эти карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Они должны быть написаны красным фломастером и печатными буквами:

2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на белом картоне, примерно 12 см высотой и 60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:

3. Основные слова из окружающего ребенка мирза, описанные под заголовком "Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см высотой:

4. Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см высотой, написанные черным печатным, шрифтом, буквы 5 см высотой;

5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая карточка со словами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5 см высотой. Эти карточки могут быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, нанизанной на какое-нибудь кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки могут быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы: Все будет описано в последствии.

6. Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Все материалы начинаются с больших красных широких букв и постепенно изменяются до черных обычных печатных буке нормального размера. Это делается затем, чтобы дать еще не установившемуся детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с усложнением изучаемого материала.

Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог

Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.

Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.

Книга Глена Домана «Как научить ребенка читать» впервые была издана в середине шестидесятых годов прошлого века. С тех пор ее многократно переиздавали, и она была переведена почти на двадцать языков. Впоследствии Доманом с соавторами были написаны еще несколько книг, посвященных раннему развитию ребенка. Все эти книги объединены в серию под названием «Тихая революция».

Предварительно необходимо изготовить специальные карточки. Из обычного белого картона вырежьте полоски размером десять на пятьдесят сантиметров и напишите на них толстым красным фломастером слова печатными буквами. Толщина букв должна быть полтора сантиметра, высота — семь с половиной сантиметров. Шрифт — один и тот же для всех слов.

Обучать ребенка чтению надо в определенной последовательности.

1.Первый шаг — отдельные слова

Для первого занятия вам потребуются пять карточек. Доман советует начинать с простых, приятных и знакомых ребенку слов (названия членов семьи, домашние животные и т.д.)

Само занятие должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать внимание малыша. Ребенок должен быть здоров, весел и готов воспринимать новую информацию.

Покажите ребенку первую карточку со словом «МАМА», вслух произнесите следующее: «Это означает мама». Время демонстрации — 1 секунда. Не надо ничего дополнительно объяснять ребенку. Сразу же переходите к следующей карточке. После показа пятой карточки обнимите вашего малыша и поцелуйте его. В течение первого дня показывайте карточки еще три раза с обязательным перерывом между занятиями не менее 30 минут.

Во второй день покажите малышу три раза пять вчерашних карточек и еще три раза пять новых. В сумме получится шесть занятий.

На третий день добавьте еще пять карточек. Всего пятнадцать карточек и девять занятий.

На четвертый день — двадцать карточек и двенадцать занятий.

На пятый день — двадцать пять карточек и пятнадцать занятий.

Начиная с шестого дня из каждого набора карточек, которые ребенок видел в течение пяти дней, убирается одно слово и заменяется новым. Поступайте так каждый день. Во избежание путаницы, на обратной стороне каждой карточки запишите дату ее первого показа.

Таким образом, каждый день вы будете показывать ребенку по двадцать пять карточек, разделенных на пять наборов, по пять слов в каждом из наборов. Каждый набор демонстрируется трижды в день. Каждый день добавляете пять новых слов, и убираете пять старых.

По методике Домана наборы создаются по определенным темам: предметы домашнего обихода, личные вещи, части тела, животные, продукты питания.

Сначала вы работаете только с существительными, а когда их число достигнет пятидесяти, вводятся карточки с глаголами.

2. Второй шаг — словосочетания

У ребенка уже имеется определенный словарный запас, и он готов соединять слова друг с другом. На втором шаге Доман рекомендует вводить карточки с названиями цветов . Когда ребенок запомнит цвета, сделайте карточки со словосочетаниями типа: «ЗЕЛЕНОЕ ЯБЛОКО» «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН» и т.д.

Со временем вы почувствуете, что малыш готов двигаться дальше. Сделайте карточки с антонимами и показывайте их ребенку, а затем переходите к словосочетаниям «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ» и т.п.

3. Третий шаг — простые предложения

Переходим от словосочетаний к предложениям. На этом этапе вам нужно изготовить новые карточки с простыми предложениями , например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв уменьшите до пяти сантиметров. Кроме того, на этом шаге Гленн Доман рекомендует сделать специальную книгу . В книге должно быть пять предложений и иллюстрация к каждому предложению. Сначала текст, а за ним картинка. Размер пособия — 20x45 см, шрифт — красный, высота букв пять сантиметров. Если у вас есть фотоаппарат, то проиллюстрируйте книгу фотографиями самого ребенка. Зафиксируйте момент, когда малыш совершает то или иное действие. Детям очень нравятся подобные дневники.

4.Четвертый шаг — распространенные предложения

На этом шаге вводятся карточки, на которых написаны сложные предложения, состоящие из трех или более слов. Высота букв — четыре сантиметра. Со временем увеличивайте число слов в предложении, а размер букв уменьшайте до 2.5 см, а потом и до одного сантиметра. Цвет шрифта постепенно замените на черный.

5. Пятый шаг — книги

Наконец-то ребенок дорос до настоящих книг. Нужную книгу можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Она должна удовлетворять таким требованиям:

1.Словарь — 50-100 слов, знакомых вашему ребенку.
2. Не более 1-го предложения на странице.
3.Высота букв не менее одного сантиметра.
4. Текст должен быть напечатан перед картинками или располагаться отдельно от них.

Читайте книгу неспеша, очень выразительно два-три раза в день на протяжении нескольких дней. Потом поставьте книгу на полку, и пусть ваш ребенок читает ее, когда захочет. Одной книжки будет явно недостаточно. Неплохой выход — покупайте в магазине готовые книжки и переписывайте их нужным шрифтом, а иллюстрации вырезывайте и наклеивайте. Постепенно у малыша соберется своя собственная библиотека.

В рамках одной, пусть и объемной статьи невозможно осветить все нюансы методики Глена Домана. Поэтому я рекомендую вам приобрести и внимательно изучить следующие книги автора: «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка» (Глава 17 - Как научить вашего ребенка читать).

Гленн Доман

Предисловие

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излиш­ней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмот­ных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощ­ренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непро­биваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой ра­дости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, де­структивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы выры­ваем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстрак­ций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гени­альности каждого ребенка - только благодаря ей и в значитель­ной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы прос­то дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собствен­ный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, комму­никабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Мы, матери, - скульпторы,

а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чте­нию. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ра­нее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удиви­тельной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.