Значения металлов в алхимии. Алхимия и алхимики

Алхимия и алхимики

Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией.

Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г.

На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали смертных - обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. Это старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Жить вечно… Наверное, это первое, о чем начал мечтать человек, как только произошел от обезьяны. С тех пор он ведет войну со временем и смертью, причем любыми доступными средствами. Древние царицы купались в крови убиенных младенцев, считая, что это продлит их молодость. Средневековые алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню, производящему золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой!

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал, что такое магия вообще и алхимия в частности. К сожалению, мало кто может внятно пояснить, что такое алхимия. Вот с этого и начнем.

Алхимия (араб. АГкйшуа - производится или от слова кет! туземного (коптского) названия Египта, или от греческого????? - жидкость, сок) - так называлась химия в Средние века, вплоть до

XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно, и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.

Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в неограниченном количестве. И если всевозможные маги и колдуны надеялись получить золото из ничего, по мановению колдовской палочки превращать в золото черепки или грязь, то алхимики, как люди кое-что смыслящие в строении веществ, надеялись получить золото из неблагородных металлов с помощью своеобразного катализатора - так называемого философского камня. Причем он должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия философский камень, это вещество также имело еще множество других названий: красный лев, великий эликсир, или магистериум, красная тинктура, панацея жизни и жизненный эликсир. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать жизнь более продолжительной. Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он, утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его разглядеть - это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.

Другое таинственное средство алхимиков, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума. Оно было способно превращать все неблагородные металлы в серебро.

Философский камень - это средство моментального обогащения - просто должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков становилось неоправданным. Вот примерная логическая цепочка среднестатистического алхимика: «Цель - обогащение, средство - золото. Цель - золото, средство - философский камень. Цель - философский камень, средство - неизвестно…»

Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то, что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом. Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень, но на самом деле он получил фосфор.

С развитием концепции «философского камня» вера в возможность превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше «драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь считали «несовершенным золотом», а олово - «переходным» металлом от свинца к серебру.

Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый» порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от черной к белой, затем желтой и наконец становится красным. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра Ag. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение - это было поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было «наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.

Откуда же ведет свою родословную таинственная «наука»? Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось герметическим.

Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил эту теорию эфиром - пятым началом, для небесных тел.

До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи (materia prima) произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений - все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл. Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели «первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, имевших цвет золота и серебра.

Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером. Он жил в Севилье в конце VIII - начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии. Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.

Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.

Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии. Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало» - соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а производными!

Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали, известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235 году, умер в 1315-м, по другим источникам - не позднее 1333-го), был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.

Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307 года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных - турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.

В честь победы на море над французами в 1340 году английский король Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.

Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени!) является бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью алхимии.

Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки - не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств.

Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в награду получил пустой мешок - весьма необходимый, по мнению папы, предмет для того, кто владеет таким великим искусством…

С XVI века в среде алхимиков уже нет единства. И от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс авантюристов (по большей части странствующих), злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Трансмутация, или превращение неблагородных металлов в золото, а в особенности ртути в золото, была наиболее эффектным фокусом, изобретенным еще на заре алхимии. Фокус может быть объяснен известным теперь любому школьнику фактом, суть которого заключается в почти мгновенном растворении золота в ртути без изменения характерного серебристого цвета последней. Из полученной таким образом амальгамы после испарения ртути получалось золото. Остальное было делом ловкости рук, психологической обработки зрителей, готовых к восприятию чуда, и… наглости.

При этом авантюрист подвергался страшному риску, ведь алхимика, уличенного в мошенничестве, ждала неминуемая и жуткая смерть. Порой алхимики использовали деревянные палочки с выдолбленными там скрытыми отверстиями, где прятали золотой порошок. Тайничок маскировался воском. Этой палочкой размешивали нагревающуюся ртуть. В процессе помешивания палочка полностью сгорала, следы мошенничества таким образом полностью заметались. В ртути же после этого содержалось нужное количество золота. Использовались также и тигли с двойным дном (золотой порошок скрывался в этом тайнике, а при высокой температуре он полностью растворялся в ртути), кузнечные мехи, которыми раздували огонь и через трубы которых в нужный момент в тигель вдувался золотой песок или порошок.

В общем, без хорошего знания химии хорошим алхимиком стать было нельзя!

Жертвою алхимических обманов были, главным образом, знать и владетельные князья. К тому же в XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами рьяно занимались алхимией. Так, например, интересовался алхимией английский король Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамой. Подобным образом в это же время действовал и Карл VII во Франции вместе с известным Жаком ле Кером. Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, считались адептами алхимии. А чаще других жертвами обмана становились, пожалуй, правители небольших средневековых государств и княжеств Центральной Европы. Среди них - император Рудольф II, курфюрст Август Саксонский, курфюрст Бранденбургский… Нюрнбергский бург-граф Иоанн сам занимался алхимическими опытами в надежде получить вожделенный металл.

Император Рудольф II (1576–1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. После смерти императора осталось 84 центнера золота и 60 центнеров серебра в виде слитков. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского императора жил в Праге, славился как пылкий приверженец тайных наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи, предсказатели, ясновидцы и алхимики. Поэтому для многих казалось несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое происхождение. Приближенные императора называли его германским Гермесом Трисмегистом.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август Саксонский (правил с 1553 по 1586 год), который собственноручно проводил опыты с философским камнем и, как говорили, успешно. На него работал также профессиональный алхимик Шверцер. Да и супруга курфюрста Анна Датская также активно занималась алхимией. Август - в своей оборудованной им самим дрезденской лаборатории, которую народ называл не иначе как Золотым дворцом (Goldhaus), а Анна - в своей не менее роскошно обустроенной лаборатории на даче в Аннаберге. Курфюрст Август писал в 1577 году одному итальянскому алхимику: «Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота».

Август оставил золота на 17 миллионов талеров, сумму по тем временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в том числе Август II, названный Сильным. Будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в 1701 году Август II в известном государственном споре с прусским королем Фридрихом I отнял у того алхимика Иоганна Бетгера. Последний был пленником в Дрездене, а позже в крепости Кенигштейн. Он получил фарфор, который немецкие князья в то время ценили на вес золота. Назначенный директором фарфоровой мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора и поныне хранится слиток чистого золота весом около 170 г, который Бетгер получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Каково же истинное происхождение золота Августа? Аптекарь и историк Иоганн Христиан Виглеб тоже задал себе такой вопрос. Точный ответ мы находим в его «Историко-критическом исследовании алхимии или воображаемого искусства изготовления золота», появившемся в 1777 году. Для опровержения легенды о золоте алхимиков Виглеб перерыл исторические источники и обнаружил, что золотому сокровищу саксонского курфюрста есть весьма прозаическое объяснение.

В XV и XVI веках разработка серебряных руд в саксонских рудоносных горах достигла расцвета. В рудниках в Шнееберге,

Фрайберге и Аннаберге добывали большие количества серебра. Десятая часть - так называемая десятина - должна была достаться властителю. Еще такое же количество курфюрст получал с монетного двора за предоставленную привилегию чеканки монет. Доказано, что за 1471–1550 годы саксонские курфюрсты получили только из шнеебергских серебряных рудников более 4 млрд талеров.

В период правления курфюрста Августа серебра в рудоносных горах не стало меньше. Поэтому, по мнению Виглеба, «уже не является загадкой, как Август после многолетнего правления и столь же длительной эксплуатации рудников… смог оставить 17 млн талеров… Можно удивляться, что он не оставил больше».

Шнеебергский пираргирит содержал и немалое количество золота, которое тоже извлекали. Шверцер, милостью курфюрста назначенный придворным алхимиком, имел особое пристрастие к этой серебряной руде и «трансмутировал» ее до тех пор, пока в плавильном тигле не начинало сверкать золото.

Судьба незадачливых алхимиков, искавших для своих занятий богатых покровителей, была, как правило, печальной. Герцог Вюртембергский, потратив безрезультатно на алхимика Генадера 60 тыс. ливров, повесил его на позолоченной виселице. Так же поступил со своим алхимиком маркграф Байрейтский, да еще приказал прибить к виселице дощечку с надписью: «Когда-то я умел делать ртуть более постоянной, а теперь меня самого сделали более постоянным». В 1709 году угодил на виселицу неаполитанец Каэтано, называвший себя графом Руджиеро.

Впрочем, не все великие мира сего были так доверчивы, хотя, конечно, не меньше других жаждали золота. Иной правитель не спешил раскошеливаться в ответ на жаркие уверения алхимика, что тот сумеет озолотить своего благодетеля, а сразу напрямик спрашивал: умеешь ли делать фальшивую монету? Иногда правителя это тоже устраивало.

Вокруг алхимии вообще развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога. Бесплодные попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в золото и серебро, откровенное мошенничество разного рода авантюристов и шарлатанов привели в конце концов к тому, что это занятие уже в Средние века воспринималось как искусство, основанное на обмане. «Пусть не останется здесь мною позабыт обман мошенника, алхимией прикрыт», - писал Себастьян Бранд в своем знаменитом сатирическом сочинении «Корабль дураков». Французский ученый Николя Лемери в 1675 году отозвался об алхимии так: «Алхимия - это искусство без искусства, которое в начале лжет, в середине работает и кончает нищетой». А Бернар Перно, один из тех несчастных, кто искренне поверил в идею и, потратив на нее состояние, стал нищим, с мрачным остроумием советовал: «Тот, кто желает кому-нибудь гибели, но не может осмелиться открыто напасть на своего врага, должен побудить его заняться изготовлением золота».

При нынешнем состоянии химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые вещества, получить золото возможно только из соединений, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя в это твердо верили в Средние века. Но как бы ни была химерна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, они принесли существенную пользу химии: алхимики положили начало этой науке.

автора Ютен Серж

Врачи-алхимики Среди алхимиков в Средние века встречалось немало профессиональных врачей. Факт, не заключающий в себе ничего удивительного: именно врачи, в силу своей профессиональной деятельности, проявляли особый интерес к алхимии.Мы уже видели, как средневекового

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Преследуемые алхимики: Арнольд из Вушановы и Роджер Бэкон И все-таки можно было бы резонно возразить нам, что два великих средневековых алхимика были осуждены по приговору, вынесенному церковным судом, и как раз по вероучительному мотиву.Первый из этих осужденных

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: АЛХИМИКИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА Средневековые алхимики, выходившие за пределы реально допустимого и достоверного, в воображении народной массы ассоциировались со всем самым таинственным, самым необычным. Не случайно и тамплиерам, имя которых было у всех на устах,

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Алхимия и алхимики Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией. Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г. На протяжении истории человечества два желания постоянно

Из книги МИСТИКА СС автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава восьмая. Эсэсовские медиумы и алхимики. Как вижу группу, прославляющую синархию,- даю ей политическую оценку. Но плохо то, что стоит углубиться в материал. натыкаешься, например, на следующее. Примерно в 1929 году некие Вивиан Постэль дю Мае и Жанна Канудо основывают

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Узники Бастилии автора Цветков Сергей Эдуардович

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Авантюристы Просвещения: «Те, кто поправляет фортуну» автора Строев Александр Фёдорович

Из книги Ордынский дефолт автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

2. Материалы: все это алхимия, алхимия… Для дальнейшего изложения необходимо совершить экскурс в химико-металлургическую историю вопроса. Традиционная история химии говорит, что до XII века было известно только семь металлов: золото, ртуть, свинец, серебро, медь, железо и

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Талисманы и алхимия Подавляющее большинство последователей даосизма уповали прежде всего на волшебные талисманы, эликсиры и пилюли, при помощи которых можно было обеспечить быстрое и легкое превращение человека в бессмертного.Подобного рода талисманов и эликсиров

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Алхимия Однако в свете пользы потенциальных результатов для фармакопеи постоянно шел обмен информацией между медиками и химиками, которые в основном занимались органическими материалами. Ар-Рази, в частности, известен тем, что разработал на основе знаний химии того

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать или получить из свинца настоящее золото в домашних условиях. Также рассмотрим описание древнего алхимического рецепта изготовления чистого золота из обычного свинца

Этот наивный вопрос вызовет, скорее всего, прямо противоположные ответы. Немногочисленные энтузиасты будут утверждать: конечно же, делали! И даже сейчас еще существуют монеты, на которых написано, что они сделаны из золота, полученного алхимическим способом. Другие, представляющие рационалистически мыслящее большинство, не менее убежденно будут твердить: все алхимики были в лучшем случае шарлатанами, а в худшем – мошенниками, и алхимия вообще не наука, а сумасшедшая мать примерной дочери – химии

Чтобы не ввязываться сразу в бурную полемику, попробуем начать с более простого вопроса: а можно ли получить золото из чего-то другого? Простейший ответ, вроде «нет, ведь если бы кто-то знал, как это делается, то наделал бы его в огромных количествах», нас не устроит. Ведь несомненно, что сегодня мы не знаем многих секретов, которые были известны мудрецам и магам древности и даже простым ремесленникам.

При всей мощи и совершенстве современной строительной техники мы не в состоянии соорудить пирамиды, повторяющие египетские, хотя они возведены тысячи, а то и десятки или даже сотни тысяч лет назад.
Интересна история шотландского дворянина Сетония. В 1602 году он совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу.
Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме.
Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где Христиан II заточил его в темницу.

Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его почти до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну. Из тюрьмы его вызволил поляк Сендзивой и привез в Краков. Здесь Сетоний умер от нанесенных ему увечий, но перед смертью дал Сендзивою свой философский камень, не открыв секрета его изготовления. С помощью этого средства Сендзивой обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют несомненные исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немного порошка, сам совершил чудесную перемену.
В Вюртемберге князь Фридрих принимал Сендзивоя с высокими почестями, но позавидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, отнял философский камень и посадил в темницу. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой камня обратно не получил, сам сделать его не умел и обратился в простого авантюриста.

Признав физическую возможность получения одних химических элементов из других, мы должны признать и принципиальную возможность превращения некоторых веществ в золото. Таким образом, поставленный в заголовке статьи вопрос переходит в плоскость доверия к тем или иным историческим источникам, так как на сегодняшний день нам неизвестны люди, которые могли бы продемонстрировать подобные трансмутации на практике.
И тут энтузиасты алхимии получают мощную поддержку – ведь истории известны многочисленные случаи подобных опытов, часть из которых была проведена или зафиксирована весьма уважаемыми учеными.
Что же до случаев разоблачения лже-алхимиков, то мошенников и шарлатанов во все времена существовало множество. Многие стремились к алхимии, чтобы разбогатеть, получить власть при помощи золота, но никто в этом не преуспел. Однако если алхимия была только обманом или заблуждением, то почему она просуществовала тысячи лет? Ведь ее корни уходят в Древний Египет.
Кроме обманщиков, всегда были чистые энтузиасты. Движимые любовью к истине и стремлением познать тайны природы, они век за веком возрождали старинные рецепты, снова и снова создавали философский камень, обладающий множеством удивительнейших свойств.

После Роджера Бэкона в Европе многие занимались алхимией. Расцветом ее считается XIII век. Разносторонний ученый Альберт Великий, Арнольд из Виллановы, Раймунд Луллий – целая плеяда знаменитых ученых, опиравшихся на знания своих предшественников, в частности на работы арабского ученого X века Джафару (Гербера), посвятили все свои силы поставленной проблеме, которая была одобрена таким авторитетом, как Фома Аквинский.
Раймунд Луллий – философ, писатель, автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины – при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при помощи алхимии всего, что она может дать. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.

«Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути – последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути – и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути – все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути – и она превратится в золото, которое лучше рудничного». «Заметь очень хорошо, – писал Луллий, – материал камня философов дешев. Его находят повсюду».

Алхимики верили во внутреннее единство Природы, в то, что все связано со всем и все это движется, эволюционирует. И, как утверждают многочисленные источники, это была не просто вера, а знание, которое давало человеку власть над материей. Основная идея алхимиков – существование единой первичной материи, из которой состоит все; это и дает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов. Согласно алхимии, все металлы являются ступеньками одной лестницы, ведущей к совершенству.

На вершине этой лестницы – золото, самый совершенный, самый благородный металл, не подверженный коррозии, удивительно пластичный и в то же время прочный, сам цвет которого – золотой, как цвет Солнца, – говорит о совершенстве. На нижней ступеньке – свинец, металл наиболее далекий от совершенства. Алхимики считали, что в Природе происходит постепенное движение от менее совершенного к более совершенному, идет эволюция веществ. А раз так, то этот процесс можно значительно ускорить в алхимической лаборатории, позволив свинцу поскорее превратиться в золото.


И тут на сцену выходит философский камень, или, как его еще называли, «камень философов». Многие современные исследователи считают его просто неким катализатором, который помогает идти алхимическим процессам, – и отчасти, наверное, так оно и есть. Но суть философского камня – в другом.
Известный голландский ученый-химик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я не раз видел и держал в руках камень философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло».
И там же: «Однажды мне была дана 1/4 грана (граном я называю 1/600 часть унции). Я соединил эти четверть грана, завернутые в бумагу, с 8 унциями ртути, нагретой в реторте. И сразу же вся ртуть с шумом застыла, перестав кипеть. После того как все остыло, осталось 8 унций и немного меньше 11 граммов чистого золота».


В другом своем сочинении ван Гельмонт описывает, как несколько раз превращал подобным же образом ртуть в золото при помощи крупиц философского камня. «Я делал эти превращения собственной рукой при помощи одного грамма порошка на 1000 граммов горячей ртути, и опыт увенчался успехом на огне, как и описывалось это в книге, к величайшему восторгу всех, кто стоял вокруг меня…»

Ван Гельмонт признается, что состав философского камня так и остался неизвестен ему. Оба раза он получал его из рук человека, которого не знал.

Для алхимиков не было разделения на «живую» и «неживую» природу – вся Природа живая, всюду идет жизнь. И эволюция всех веществ – это не простое механическое улучшение их физических качеств, а, если можно так выразиться, их «духовный рост». Если читателя смутит подобное выражение применительно к тому, что он считал неживой материей, пусть он вспомнит, например, о том, что мы естественно называем некоторые металлы благородными, хотя само слово «благородство» подразумевает наличие неких внутренних качеств, которые мы обычно связываем с человеком. А может быть, золото и серебро не подвержены коррозии именно благодаря своему внутреннему «благородству»?

Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который содержится в них. И философский камень представляет собой скорее некий «духовный субстрат», квинтэссенцию духовной эволюции или того самого «внутреннего благородства», нежели просто вещество, хотя он и существует материально – его описывают как некое вещество, обычно красноватого цвета. Его можно образно представить себе как частичку чистейшего духа, или духовного начала, «пойманную» в веществе. Тогда можно понять, почему добавление мельчайшей части философского камня в неблагородные металлы преображает их, делая благородными, – духовное начало, содержащееся в нем, облагораживает их, заставляя «бежать» по ступеням эволюции.

Можно понять, почему из философского камня изготовляется панацея, универсальное лекарство от всех болезней, – ведь стоит «прибавить» в человеке духовное начало, и все болезни отступают. И можно понять, почему философский камень служит основой алкагеста, универсального растворителя, – ибо дух всегда сильнее материи, и никакая материя не может устоять против него.


Откуда же берется эта суть «камня философов», этот субстрат духовного начала? Как ни парадоксально это звучит – из души алхимика, а точнее, из его бессмертного духа. Алхимики всегда утверждали, что в процессе изготовления философского камня человек сам должен внутренне преобразиться. Можно сказать, что эти два превращения – создание философского камня и трансмутация, духовный рост алхимика – просто две грани одного и того же процесса, одной и той же эволюции. А получившийся в результате многолетних трудов философский камень – это всего лишь зримое подтверждение духовного пути алхимика, которому после этого уже не нужны ни золото, ни почести, ничто материальное. В подтверждение этого история рассказывает нам о сказочно богатых алхимиках, которые тратили свои огромные состояния на помощь бедным, на общественное благо, оставляя себе только необходимое.

Йоганн Фредерик Гельвеций, известный врач и ученый XVII века, утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший высокие познания, который показал ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился оставить Гельвецию кусочек этого камня. На следующий день Гельвеций ожидал, как было условлено, прихода незнакомца, но тот так и не появился. Тогда Гельвеций, решив, что это был какой-то проходимец и лжец, и желая удостовериться в этом, растопил, как ему было сказано, 6 драхм олова и в присутствии сына и жены высыпал туда полученный порошок. «Когда состав остыл, – писал Гельвеций, – он сиял, как золото. Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это самое чистое золото из всех проб, когда-либо попадавшихся ему, и тут же предложил заплатить за него по 50 флоринов за унцию».

Когда об этом случае стало известно Баруху Спинозе, философ лично разыскал ювелира, купившего это золото, который подтвердил рассказ. «После этого, – рассказывает Спиноза в одном из писем, – я отправился к самому Гельвецию, который показал мне и самое золото, и плавильник, изнутри еще покрытый золотом».

После всего этого становится понятно, что алхимия – это путь немногих. Это путь тех, кто готов терпеливо работать над собой день за днем в течение долгих лет, кто решается начинать снова и снова, когда неудачи отбрасывают назад, кто стремится возвысить свою душу, подчинив себя и всю свою жизнь духовному началу. И на этом пути никого нельзя обмануть, ведь если ты пришел только за золотом – ты не получишь ничего, а если ты пришел стать Человеком – ты получишь все, если, конечно, дойдешь до конца. Могли ли алхимики делать золото? И могли, и делали… но само золото не играет тут никакой роли!

Наиболее древняя технология получения золота из свинца была описана еще во времена Римской Империи, после захвата ею территории Египта. Считается, что римские императоры использовали этот рецепт жрецов и фараонов для пополнения своей государственной казны и финансирования новых войн для захвата более обширных территорий. Выглядел он так на древней латыни: «Conflandum tres partes plumbo addito tin partes et mercurium cum sol est circa medium. Partem unam partem palmam oleum vino vitis acetum pugillum hauriens salis ix. Effunde mixtio in vase fictili super summum. Cum plumbi frustro plumbi Mercurio omnino liquidum et mixtae, mox pone in vas aceto et oleo, et statim receptum est vas signati. Et sepelierunt eum in occulto lita vasa ceris atrio domus habitationis vestrae. Etiam urna fossam triennem et comminuet eam. Si factum recte erit vobis tanto pondere auri quantum occupavit»

Вот произвольный перевод данного рецепта с древнеримского: «Взять три части свинца и расплавить его, добавить две части олова и одну часть ртути, когда Солнце будет в зените. Смешать одну часть пальмового масла и одну часть винного виноградного уксуса, две горсти соли и одну горсть сурьмы. Залить смесь в глиняный сосуд до верха. Когда свинец, олово и ртуть полностью расплавятся и смешаются, то быстро вылить их в сосуд с маслом и уксусом, а сам сосуд быстро запечатать. Обмазать сосуд пчелиным воском и закопать его тайно во дворе дома, где живете. Ровно через три года выкопать сосуд и разбить его. Если все сделали правильно, то там будет столько золота, сколько свинца вы взяли».

Если вы соберетесь повторить этот древний алхимический опыт, то будьте осторожны и соблюдайте элементарную технику безопасности. Пары ртути весьма токсичны, поэтому ваш эксперимент проводите в респираторе и на открытом воздухе. Когда будете переливать сплав свинца и других металлов в глиняный сосуд с маслом и уксусом, учитывайте, что они будут закипать и разбрызгиваться от высоких температур. Оденьте защитные очки и комбинезон с капюшоном

Алхимия - это искусство без искусства, которое вначале лжет, в середине работает и кончает нищетой.

Если бы алхимики услышали, как их великую науку скучно называют «донаучный период в развитии химии», они бы жестоко оскорбились. Действительно, почти 2 тыс. лет волшебства, зашифрованных рукописей, жестоких преследований, ужасающих смертей и величайших открытий всего-навсего «донаучный период»?!

На самом деле алхимия, с точки зрения ее приверженцев, это философское учение. А все практические алхимические достижения от нашатыря, полученного в Древнем Египте, до черного пороха, изменившего всю политическую карту Европы, - всего лишь побочный результат.

История алхимии

История алхимии достаточно туманна до сих пор точное происхождение алхимии неизвестно. Большинство историков относят это событие к Египту III-IV вв. до н.э., хотя есть свидетельства, что примерно в это время аналогичные исследования проходили и в Древнем Китае, и в Индии. Само название «алхимия» арабского происхождения, предположительно от египетского слова «хеми» - черный или от древнегреческого «химерос» - смешивание. В Древнем Египте алхимия (которая тогда еще не называлась алхимией) представляла собой религиозно-философское течение, носившее мистический характер и представлявшее собой гремучую смесь из теорий Аристотеля о 4 первоэлементах, халдейской астрологии, персидской магии и технологических достижений того времени, в числе которых были нашатырь и яркие краски.

Золото из свинца

Небесным покровителем алхимии считался Гермес, поэтому потом, в средние века, алхимию нередко называли «герметизмом». Египетские алхимики первыми высказали идею о том, что один металл можно превращать (с помощью алхимии!) в другой. Естественно, прежде всего, египтянам хотелось превратить что-то обыденное в золото. Идея трансмутации металлов и мгновенного обогащения (весь свинец - в золото!) стоила жизни очень и очень многим, однако золото из свинца так и не вышло.

И в первую очередь самим древнеегипетским алхимикам. В конце III в. египтяне подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Восстание было жестоко подавлено, а все папирусы, в которых рассказывалось об изготовлении золота и серебра, были сожжены. Таким способом Диоклетиан пытался подорвать экономику Египта и уничтожить возможный источник богатства.

В Древнем Китае алхимики занимались в основном проблемами добычи, выплавки и обработки металлов. Некоторые основы философии в эти сугубо практические знания внес Лао-цзы. Древние индийцы, в отличие от китайцев и египтян, не уделяли особого внимания практическим опытам, отдавая предпочтение трансмутации самого человека и достижению мистических состояний.

Арабы - хранители античных знаний

После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на арабский Восток. Арабские ученые сохранили большое количество античных трудов - базовое знание алхимии и добавили к ним свои размышления.

Именно арабы, а конкретно Джабир ибн Хайян, ввели в алхимию представление о философском камне, т.е. некоей волшебной субстанции, которая может превращать любые металлы в золото, а также исцелять все болезни и давать бессмертие. Ибн Хайян же связал арабские буквы с названиями веществ, тем самым весьма усовершенствовав секретность алхимических знаний. Арабские алхимики первыми создали дистилляционный аппарат для своих естественнонаучных исследований. Попав в Европу, этот аппарат произвел переворот в производстве алкогольных напитков.

В VII в. арабы захватили Пиренейский полуостров (территория современной Испании). Это дало возможность европейцам начать изучать научные достижения арабского Востока и античные труды. Как это ни удивительно, христианские монахи и священники изначально ничего против алхимии не имели, более того, активно способствовали ее распространению. Доминиканец Альберт Великий сам писал книги по алхимии и ввел ее в курс преподавания в Сорбонне, Фома Аквинский много изучал античные алхимические рукописи и т.д.

Основными своими целями алхимики средних веков полагали:

  • создание философского камня для осуществления трансмутаций;
  • достижение вечной молодости и бессмертия;
  • достижение счастья.

Алхимики средних веков активно прибегали к помощи различных магических обрядов и заклинаний и чрезвычайно широко развили мистические основы алхимии. Все их исследования отличались таинственностью, секретностью, различными шифрами и метафорами. В общем и целом средние века изрядно обогатили философские начала алхимии. И уже в первой половине XIV в. папа римский запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм».

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения алхимия все больше и больше отходит от своих философских начал, занимаясь практическими задачами металлургии, медицины, горного дела и т.д. Были открыты многие кислоты, активно изучалось влияние химических веществ на здоровье, в чем большую роль сыграл Парацельс и т.д.

Одновременно с этим Европу, в особенности королевские дворы, охватывает золотая лихорадка. Практически все монархи стали держать при дворе одного или нескольких алхимиков, чтобы те с помощью философского камня помогли им обогатиться.

С одной стороны, это дало изрядный толчок развитию различных технологий. Так, при саксонском дворе алхимики сумели первыми в Европе сделать фарфоровые изделия. С другой стороны, многочисленные неудачи послужили причиной многих смертей. Например, герцог Вюртембергский, потратив на алхимика Генадера 60 тыс. ливров и не получив никакого результата, повесил ученого на позолоченной виселице. Открытие Америки и массивный приток золота оттуда заметно уменьшили роль алхимии. К тому же среди ученых начинают преобладать не алхимические, а атомарные теории (заложенные еще Демокритом), и практическая алхимия постепенно начинает превращаться в знакомую нам химию. Впрочем, философско-религиозные основы учения не давали спокойно спать многим и многим. И в XIX, и в ХХ в. то тут, то там организовывались тайные сообщества, берущие основу в мистических рассуждениях средневековых алхимиков.

Алхимия - сумасшедшая мать разумной дочери

2 тыс. лет существования алхимии дали начало многим открытиям, широко использующимся и сейчас. Кислоты, способы получения солей, дистилляция, в том числе и с противотоком, черный порох, спирт и его перегонка, купорос, квасцы, получение амальгамы, эфир, фосфор и многое, многое другое берет свое начало в трудах алхимиков.

Таинственность и мистицизм, окружавшие алхимию, послужили толчком для самых разнообразных литературных произведений: от «Фауста» до «Гарри Поттера», (герой последнего в одной из книг отыскивает философский камень и его изобретателя - алхимика XIV в. Николя Фламеля).

Более того, несмотря на то, что все «чудеса», совершаемые алхимиками, все открытия алхимии полностью объяснимы с точки зрения современной химии, до сих пор некоторые люди продолжают поиски волшебного философского камня. Впрочем, практические достижения алхимии остались в далеком прошлом. А вот ее философско-мистические основы, как это ни удивительно, продолжают привлекать многих.

Дмитрий Захаров

Этот наивный вопрос вызовет, скорее всего, прямо противоположные ответы. Немногочисленные энтузиасты будут утверждать: конечно же, делали! И даже сейчас еще существуют монеты, на которых написано, что они сделаны из золота, полученного алхимическим способом. Другие, представляющие рационалистически мыслящее большинство, не менее убежденно будут твердить: все алхимики были в лучшем случае шарлатанами, а в худшем – мошенниками, и алхимия вообще не наука, а сумасшедшая мать примерной дочери – химии.

Чтобы не ввязываться сразу в бурную полемику, попробуем начать с более простого вопроса: а можно ли получить золото из чего-то другого? Простейший ответ, вроде «нет, ведь если бы кто-то знал, как это делается, то наделал бы его в огромных количествах», нас не устроит. Ведь несомненно, что сегодня мы не знаем многих секретов, которые были известны мудрецам и магам древности и даже простым ремесленникам. При всей мощи и совершенстве современной строительной техники мы не в состоянии соорудить пирамиды, повторяющие египетские, хотя они возведены тысячи, а то и десятки или даже сотни тысяч лет назад.

Интересна история шотландского дворянина Сетония. В 1602 году он совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу. Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме.
Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где Христиан II заточил его в темницу. Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его почти до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну. Из тюрьмы его вызволил поляк Сендзивой и привез в Краков. Здесь Сетоний умер от нанесенных ему увечий, но перед смертью дал Сендзивою свой философский камень, не открыв секрета его изготовления. С помощью этого средства Сендзивой обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют несомненные исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немного порошка, сам совершил чудесную перемену.
В Вюртемберге князь Фридрих принимал Сендзивоя с высокими почестями, но позавидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, отнял философский камень и посадил в темницу. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой камня обратно не получил, сам сделать его не умел и обратился в простого авантюриста.

То, что мы сейчас не можем воспроизвести многие алхимические опыты, не должно приводить нас к выводу о том, что это невозможно в принципе. Конечно, превращения свинца или ртути в золото невозможно добиться в химических реакциях. Но это говорит только о том, что «дочке» – химии – еще очень далеко до ее «матери». Более того, составляющие вещество химические элементы в процессе химических реакций не изменяются «по определению» – на этом основана вся химия. Например, если в реакции участвует поваренная соль (NaCl), состоящая из натрия и хлора, то в результате мы получим вещества, которые будут содержать и натрий, и хлор, причем точно в тех же количествах, что и до реакции. Так что с точки зрения химии превращение свинца в золото просто абсурдно.

Но… Возьмем два куска урана-235 и соединим их друг с другом. Если их суммарная масса окажется больше критической, то последует взрыв. Реакция деления урана, которая идет в нем постоянно, становится цепной, лавинообразной, и вызывает бурное выделение энергии, дающее взрыв. Но если бы после взрыва нам удалось собрать все осколки и все, что получилось в результате, то мы бы с удивлением обнаружили, что там не хватает урана, зато появились другие элементы таблицы Менделеева, которых не было раньше. Среди них будут и продукты деления урана, и более тяжелые, чем уран, элементы – они возникают в результате интенсивного облучения нейтронами, выделяющимися при делении урана. Таким образом, вместо одного химхического элемента мы получаем целый набор элементов, которые мы «создали» из исходного урана. Более того, для Природы в этом процессе нет ничего необычного, просто в естественном состоянии концентрация урана в породе очень мала и процесс деления – при котором точно так же создаются новые элементы – идет тысячи лет. Соединяя же уран в определенную критическую массу, мы ускоряем природные процессы в миллионы раз, и образование новых элементов идет столь бурно, что сопровождается взрывом. Таким процессом очень сложно управлять, что показывают некоторые аварии на атомных электростанциях. Но получается, что с позиции наших современных знаний о природе преобразование одних элементов в другие не является чем-то невероятным, выходящим за рамки физических законов.

Более того, для таких превращений не обязательно нужно какое-то сверхъестественное оборудование. Такого рода реакции вполне могут протекать в условиях, которые можно создать в простой лаборатории, при более-менее нормальных температуре и давлении. Другое дело, что при этом требуется особо тщательное соблюдение всех условий и параметров процесса, чтобы он всегда был под контролем, – но любой алхимический трактат как раз и настаивает на особой тщательности и соблюдении режима поддержания процесса.

Так что, признав физическую возможность получения одних химических элементов из других, мы должны признать и принципиальную возможность превращения некоторых веществ в золото. Таким образом, поставленный в заголовке статьи вопрос переходит в плоскость доверия к тем или иным историческим источникам, так как на сегодняшний день нам неизвестны люди, которые могли бы продемонстрировать подобные трансмутации на практике. И тут энтузиасты алхимии получают мощную поддержку – ведь истории известны многочисленные случаи подобных опытов, часть из которых была проведена или зафиксирована весьма уважаемыми учеными. Что же до случаев разоблачения лже-алхимиков, то мошенников и шарлатанов во все времена существовало множество. Многие стремились к алхимии, чтобы разбогатеть, получить власть при помощи золота, но никто в этом не преуспел. Однако если алхимия была только обманом или заблуждением, то почему она просуществовала тысячи лет? Ведь ее корни уходят в Древний Египет. Кроме обманщиков, всегда были чистые энтузиасты. Движимые любовью к истине и стремлением познать тайны природы, они век за веком возрождали старинные рецепты, снова и снова создавали философский камень, обладающий множеством удивительнейших свойств.

После Роджера Бэкона в Европе многие занимались алхимией. Расцветом ее считается XIII век. Разносторонний ученый Альберт Великий, Арнольд из Виллановы, Раймунд Луллий – целая плеяда знаменитых ученых, опиравшихся на знания своих предшественников, в частности на работы арабского ученого X века Джафару (Гербера), посвятили все свои силы поставленной проблеме, которая была одобрена таким авторитетом, как Фома Аквинский.
Раймунд Луллий – философ, писатель, автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины – при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при помощи алхимии всего, что она может дать. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.
«Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути – последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути – и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути – все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути – и она превратится в золото, которое лучше рудничного».
«Заметь очень хорошо, – писал Луллий, – материал камня философов дешев. Его находят повсюду».

Алхимики верили во внутреннее единство Природы, в то, что все связано со всем и все это движется, эволюционирует. И, как утверждают многочисленные источники, это была не просто вера, а знание, которое давало человеку власть над материей. Основная идея алхимиков – существование единой первичной материи, из которой состоит все; это и дает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов. Согласно алхимии, все металлы являются ступеньками одной лестницы, ведущей к совершенству. На вершине этой лестницы – золото, самый совершенный, самый благородный металл, не подверженный коррозии, удивительно пластичный и в то же время прочный, сам цвет которого – золотой, как цвет Солнца, – говорит о совершенстве. На нижней ступеньке – свинец, металл наиболее далекий от совершенства. Алхимики считали, что в Природе происходит постепенное движение от менее совершенного к более совершенному, идет эволюция веществ. А раз так, то этот процесс можно значительно ускорить в алхимической лаборатории, позволив свинцу поскорее превратиться в золото.

И тут на сцену выходит философский камень, или, как его еще называли, «камень философов». Многие современные исследователи считают его просто неким катализатором, который помогает идти алхимическим процессам, – и отчасти, наверное, так оно и есть. Но суть философского камня – в другом.

Известный голландский ученый-химик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я не раз видел и держал в руках камень философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло».
И там же: «Однажды мне была дана 1/4 грана (граном я называю 1/600 часть унции). Я соединил эти четверть грана, завернутые в бумагу, с 8 унциями ртути, нагретой в реторте. И сразу же вся ртуть с шумом застыла, перестав кипеть. После того как все остыло, осталось 8 унций и немного меньше 11 граммов чистого золота».
В другом своем сочинении ван Гельмонт описывает, как несколько раз превращал подобным же образом ртуть в золото при помощи крупиц философского камня. «Я делал эти превращения собственной рукой при помощи одного грамма порошка на 1000 граммов горячей ртути, и опыт увенчался успехом на огне, как и описывалось это в книге, к величайшему восторгу всех, кто стоял вокруг меня…»
Ван Гельмонт признается, что состав философского камня так и остался неизвестен ему. Оба раза он получал его из рук человека, которого не знал.

Для алхимиков не было разделения на «живую» и «неживую» природу – вся Природа живая, всюду идет жизнь. И эволюция всех веществ – это не простое механическое улучшение их физических качеств, а, если можно так выразиться, их «духовный рост». Если читателя смутит подобное выражение применительно к тому, что он считал неживой материей, пусть он вспомнит, например, о том, что мы естественно называем некоторые металлы благородными, хотя само слово «благородство» подразумевает наличие неких внутренних качеств, которые мы обычно связываем с человеком. А может быть, золото и серебро не подвержены коррозии именно благодаря своему внутреннему «благородству»?

Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который содержится в них. И философский камень представляет собой скорее некий «духовный субстрат», квинтэссенцию духовной эволюции или того самого «внутреннего благородства», нежели просто вещество, хотя он и существует материально – его описывают как некое вещество, обычно красноватого цвета. Его можно образно представить себе как частичку чистейшего духа, или духовного начала, «пойманную» в веществе. Тогда можно понять, почему добавление мельчайшей части философского камня в неблагородные металлы преображает их, делая благородными, – духовное начало, содержащееся в нем, облагораживает их, заставляя «бежать» по ступеням эволюции. Можно понять, почему из философского камня изготовляется панацея, универсальное лекарство от всех болезней, – ведь стоит «прибавить» в человеке духовное начало, и все болезни отступают. И можно понять, почему философский камень служит основой алкагеста, универсального растворителя, – ибо дух всегда сильнее материи, и никакая материя не может устоять против него.

Откуда же берется эта суть «камня философов», этот субстрат духовного начала? Как ни парадоксально это звучит – из души алхимика, а точнее, из его бессмертного духа. Алхимики всегда утверждали, что в процессе изготовления философского камня человек сам должен внутренне преобразиться. Можно сказать, что эти два превращения – создание философского камня и трансмутация, духовный рост алхимика – просто две грани одного и того же процесса, одной и той же эволюции. А получившийся в результате многолетних трудов философский камень – это всего лишь зримое подтверждение духовного пути алхимика, которому после этого уже не нужны ни золото, ни почести, ничто материальное. В подтверждение этого история рассказывает нам о сказочно богатых алхимиках, которые тратили свои огромные состояния на помощь бедным, на общественное благо, оставляя себе только необходимое.

Йоганн Фредерик Гельвеций, известный врач и ученый XVII века, утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший высокие познания, который показал ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился оставить Гельвецию кусочек этого камня. На следующий день Гельвеций ожидал, как было условлено, прихода незнакомца, но тот так и не появился. Тогда Гельвеций, решив, что это был какой-то проходимец и лжец, и желая удостовериться в этом, растопил, как ему было сказано, 6 драхм олова и в присутствии сына и жены высыпал туда полученный порошок. «Когда состав остыл, – писал Гельвеций, – он сиял, как золото. Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это самое чистое золото из всех проб, когда-либо попадавшихся ему, и тут же предложил заплатить за него по 50 флоринов за унцию».
Когда об этом случае стало известно Баруху Спинозе, философ лично разыскал ювелира, купившего это золото, который подтвердил рассказ. «После этого, – рассказывает Спиноза в одном из писем, – я отправился к самому Гельвецию, который показал мне и самое золото, и плавильник, изнутри еще покрытый золотом».

После всего этого становится понятно, что алхимия – это путь немногих. Это путь тех, кто готов терпеливо работать над собой день за днем в течение долгих лет, кто решается начинать снова и снова, когда неудачи отбрасывают назад, кто стремится возвысить свою душу, подчинив себя и всю свою жизнь духовному началу. И на этом пути никого нельзя обмануть, ведь если ты пришел только за золотом – ты не получишь ничего, а если ты пришел стать Человеком – ты получишь все, если, конечно, дойдешь до конца.

Могли ли алхимики делать золото? И могли, и делали… но само золото не играет тут никакой роли!

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

Алхимия как искусство "Творения" золота возникла в III - IV веках нашей эры, в Египте, но особенно широкое распространение она получила в средние века в Европе. Главная цель алхимиков заключалась в получении "Философского Камня", поскольку считалось, что этот элемент способен изменить структуру любого металла превратив его в золото или серебро. В реальность алхимии были убеждены такие выдающиеся ученые, как авиценна, Фрэнсис бэкон, Лейбниц, Спиноза, Исаак ньютон и др.

В разных музеях мира и коллекциях нумизматов немало монет и медалей, изготовленных из золота алхимиков. Их украшают надписи: "Чудесное Превращение, Содеянное в Праге 16 Января 1648 Года в Присутствии его Королевского Величества Фердинанда III" или "химическое превращение Сатурна в солнце, то есть свинца в золото, произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа карла Филиппа".

Путеводитель, выпущенный более двухсот лет назад приглашает нас в императорскую сокровищницу в вену, по очереди представляет каждый экспонат. С блеклых страниц сверкают драгоценные камни, блестят золото и серебро. Там есть слиток золота весом в 300 дукатов, который алхимик и. к. рихтхаузен сотворил из свинца в присутствии короля и императора Фердинанда III, что подтверждается надписью на золоте: "Получено в Праге 15 Января 1658 Года в Присутствии Его Святого Императорского Величества Фердинанда III". Там же висит на цепи большая круглая медаль с 41 чеканным портретом правителей династии Габсбургов. Когда-то она была серебряной, но чешский алхимик Венцель зейлер превратил ее наполовину в золотую. О судьбе двух алхимиков нам известно, что рихтхаузена Фердинанд III возвел в ранг барона, а зейлера Леопольд I произвел в дворяне и оказал ему честь тем, что приказал изготовить из искусственного золота монеты с надписью: "У Венцеля Зейлера Хороший Порошок, Поэтому из Свинца я Превратилась в Золото".

И в другие коллекции включалось изготовленное алхимиками золото. Здесь лежащие на бархатной подушке монеты гордо провозглашали историю своего превращения. Там золотая чашка сообщала, что простой металл был превращен в золото таинственным средством алхимиков. В коллекции флорентийского эрцгерцога Кюхельбекер находится гвоздь: наполовину он состоял из золота, наполовину - из железа. Более скромно выступают искусственные серебряные предметы, среди них выделяются так называемые талеры кронеманна, их из свинца и ртути сотворил алхимик бранденбургского маркграфа Эрне керэстей, барон кронеманн.

Настоящую сенсацию произвели сокровища, оставленные императором священной римской империи Рудольфом II после его смерти. В виде золотых слитков наследники неожиданно нашли 84 центнера золота и 60 центнеров серебра. Рудольф II был приверженцем тайных наук, при его дворе постоянно жили астрологи, ясновидцы и алхимики. Естественно, все решили, что сокровища, обнаруженные после его смерти, имеют алхимическое значение.
У Рудольфа II были последователи среди немецких князей, в частности, курфюрст август, который самолично проводил опыты с философским камнем. Его лабораторию называли золотым домом. Курфюрст август писал своему итальянскому коллеге: "Я уже Настолько Вошел в Курс Дела, что Могу из Восьми Унций Серебра Сделать три Унции Полновесного Золота". Золотое состояние августа после его смерти было оценено в значительную по тем временам сумму - 17 миллионов талеров. Считалось, что курфюрст нашел рецепт философского камня. Узнать этот рецепт стремились многие преемники. Один из них, август II, будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в споре с прусским королем Фридрихом I забрал у него алхимика Иоганна бетгера. Алхимика держали пленником, пока он не открыл нечто, что прусские князья ценили чрезвычайно высоко. Речь о фарфоре идет. В дрезденской государственной коллекции фарфора хранится королек чистого золота весом 170 г., полученный бетгером в 1713 году путем алхимических манипуляции.

Очень многие короли, императоры содержали придворных алхимиков, подталкиваемые желанием завладеть философским камнем, с помощью которого можно было стать еще могущественнее. Неудача могла обойтись алхимику очень дорого, часто неудачных экспериментаторов вешали на позолоченных виселицах, но успехи алхимиков ценились очень высоко и обеспечивали им полное покровительство, множество почестей и безбедное существование. Алхимия была настолько распространена, что английский король Генрих IV даже издал указ запрещавший превращать простые металлы в золото без его ведома. Надо полагать, король всерьёз боялся, что кто-нибудь перещеголяет его в богатстве и могуществе.

Документы того времени сохраняли множество описаний опытов, завершавшихся превращением неблагородных металлов в золото. Что скрывалось за этими демонстрациями успехов алхимии?

В Европе алхимия поддержку церкви нашла. Алхимия была даже орудием церкви, согласовываясь с ее догматами, и многие священнослужители пробовали себя на стезе поиска философского камня. Когда они выходили за рамки требований церкви, тут же становились жертвой гонений.

Алхимия на Западе находилась под покровительством астрологии и поэтому приобрела тайный характер. Политические условия средневековой Европы и соперничество многочисленных дворов создавали благодатную почву для поиска философский камня. Испания, Италия, Франция, Германия, Англия - вот колыбель западной алхимии. Это были бескорыстные поиски, предпринимаемые честными людьми, приверженцами алхимии, убежденными в возможности найти путем химических операций философский камень. Но рядом с ними действовали и шарлатаны, использовавшие алхимию для собственной корысти.

Арабские алхимики оставили заметный след в фармакологии, в частности, они ввели в обиход так называемое "Питьевое Золото", которому приписывались выдающиеся лечебные свойства, сходные с эликсиром долголетия.

Арабы отказались от мистики и таинственности и сделали очень много, чтобы превратить алхимию в настоящую науку. Среди них были видные ученые, чьи имена дошли до нашего времени: гебер, разес, авиценна.

Колыбелью алхимии считается Египет. Первые достоверные сведения об алхимии как об искусстве "Размножения" золота и серебра, содержатся в "лейденских папирусах" (II в.), найденных в начале ХIХ века в Египте. В этой коллекции записей приводятся многочисленные рецепты изготовления искусственных драгоценных камней, получения пурпура, приготовления некоторых сплавов, описаны способы закалки металлов, методы серебрения и золочения ювелирных изделий и т. д. после того как Египет вошел в состав могучей римской империи (Греция вошла на полтора века раньше), и особенно после возвышения христианства, для ученых настали тяжелые времена. В конце 3 века нашей эры император Диоклетиан жестоко подавил восстание египтян и заодно приказал сжечь древние книги, будучи совершенно уверен, что в них есть доступные только египтянам секреты изготовления золота в неограниченном количестве, боясь, что они воспользуются ими в войне против империи. Позже император Юстиниан запретил любые химические занятия, объявив их богопротивным делом. Но постоянный спрос на золото подталкивал наиболее активных представителей металлургии к попытке превращать неблагородные металлы в благородные.

В музеях и коллекциях Европы хранятся 62 подлинных золотых монеты и медали, изготовленные алхимиками триста - четыреста лет назад.

О золоте алхимиков ходило немало легенд. В связи с историей тамплиеров об этом сообщал журнал (чудеса и приключения номер 10/1996. Лет сорок - пятьдесят назад выяснилась принципиальная возможность трансформации элементов в ядерных процессах. И это снова и снова заставляет исследователей обратиться к тем монетам и медалям, которые были отчеканены из алхимического золота и дошли до наших дней. В основном они относятся к XVI - Xvii векам - времени расцвета алхимии. А это уже не зашифрованные тексты древних рецептов, которые нельзя проверить, это вещественные доказательства их деятельности, которые можно видеть, брать в руки и исследовать в лабораторных условиях. Очевидно, что кому-то действительно удавалось добиться желаемого результата. Этим изделиям свойственны две особенности: символы, показывающие, из какого исходного элемента было получено золото, и высокая проба драгоценного металла. В статье историка М. пазина описаны основные образцы монет из алхимического золота, сохранившиеся до наших дней.

В средние века была сильна убеждённость в возможность превращения дешевых металлов в дорогие. Алхимией занимались многие, от монахов до дворян, к их деятельности благосклонно относились высокопоставленные люди и монархи, которые нередко и сами занимались подобными опытами. И как ни странно, следы их деятельности сохранились до сих пор в материальном воплощении - в монетах, отчеканенных из алхимического золота или серебра, и в медалях, посвященных этим событиям, в книгах и трактатах.

В 1692 году был опубликован каталог врача и математика из киля с. райхера "О Различных Монетах, из Химического Металла Изготовленных". В нем подробно описывались все известные в то время медали и монеты, отчеканенные из золота и серебра алхимического происхождения, в том числе и находящиеся в это время в обращении. Монеты из этого металла находились в обращении, им верили, принимали в оплату. Их наличие алхимических символов отличало. Алхимики всячески засекречивали свою деятельность, шифровали свои записи, а определенные составляющие рецептов обозначали символами. Такие символы находились и на монетах и обозначали, из какого металла было получено золото или серебро для этих монет.

Символы серы и ртути обозначены на монетах города эрфрут. Это серебряные талер 1617 года и золотой дукат 1617 года. Символ ртути имеется на талере 1630 года курфюрства Майнц архиепископа Ансельма Казимира (1629-1647 гг. . несколько вещественных памятников алхимии оставил после себя шведский король Густав - Адольф (1594-1632 гг. . сто фунтов золота, полученного из олова, ему преподнес некий купец из Любека. Из него чеканились дукаты. Король щедро отблагодарил купца, поскольку после его смерти у него дома нашли 1, 7 миллиона крон. Король и сам занимался алхимией вместе со своим монетным мастером вейнсмантелем. В память об этой деятельности 1631 и 1632 годах были отчеканены серебряные медали со знаком ртути. В обращение были выпущены серебряные двухталеровые монеты 1632 года, золотые дукаты 1634 года и двухдукатовые монеты 1632 года с символами серы и ртути. Очевидно, купец передал им свой секрет, и король сам превращал серу и ртуть в золото и серебро, а затем чеканил из него монеты.

Еще один шведский король Карл XII (1697-1718 гг. правления) оставил зримый след в алхимии. Во время войны с Польшей в 1705 году под Варшавой им был пленен бывший подданный генерал Отто Арнольд фон пайкуль. Генерал командовал войсками польского короля августа II саксонского, воевавшего на стороне Петра I со Швецией. Королевским судом Швеции генерал был приговорен к смерти. Пайкуль попросил о помиловании, а взамен пообещал раскрыть королю карлу секрет изготовления золота в больших количествах, чуть ли не на миллион талеров. Пленнику была предоставлена возможность сделать это. В присутствии генерального оружейного мастера Гамильтона и адвоката фегмана он из олова получил золото. Из него было отчеканено 147 дукатов с надписью: "Это Золото Химическим Искусством Выплавил в Стокгольме в 1706 г. О. А. Пайкуль". Тем не менее, после раскрытия секрета генерал был казнен. В наше время изготовленные с помощью алхимии дукаты проверили и действительно чистое золото - 97-я проба.

Несколько сотен дукатов смог отчеканить из полученного золота посредством превращения олова ландграф Эрнст Людвиг Гессен - дармштадтский (1667-1739 гг. . при благосклонном отношении и всяческом участии властей предержащих в средневековье, помимо уже упомянутых, блистала своими достижениями целая плеяда алхимиков. Один из них, Иоанн Конрад фон рихтгаузен, объявился в вене у императора Фердинанда III. В 1648 году в Праге в присутствии императора и монетного мастера графа рутца он превратил из ртути 3 либры золота (либра - 327 г.) с помощью "Философского Камня". Камень он взял у своего умершего приятеля Ла бусарди в доме графа мансфельда.

Когда в 1648 году австрийский император Фердинанд III с помощью порошка алхимика рихтгаузена самолично получил из ртути золото, из этого металла он приказал отчеканить медаль весом в 300 дукатов (более килограмма золота) на которой было выгравировано изображение Меркурия в качестве символа совершившегося превращения. Эта медаль еще в конце Xviii века хранилась в венском казначействе.
Благодарный император присваивает рихтгаузену титул фон хаоса и дарит ему поместье заксенганг на Дунае. Позже император Леопольд I в 1658 году делает его своим наместником в банской штявнице и кремнице в Словакии. Алхимик Иоганн Конрад фон рихтгаузен фон хаос умер в 1663 году в славе и почете.
Помимо императора, этот алхимик работал и с другими людьми и передал немного "Философского Камня" и Майнцу Иоганну Филиппу. Сам курфюрст полученное от фон хаоса средство в виде шарика поместил в пламени свечи так, чтобы воск стекал в тигель, туда добавил 4 унции ртути, поставил тигель на полчаса на угли, что привело к превращению ртути в золото. Полученное золото было таким высокопробным, что его пришлось легировать серебром. В 1658 году из него чеканились майнцские дукаты, часть золота досталась Георгу V Гессен дармштадтскому, часть - профессору йенского университета веделю.

Безотказно покровительствовал алхимикам император священной римском империи Леопольд I (1640-1705 гг. . в его лабораториях алхимики проделывали головокружительные эксперименты, восхищавшие Европу. Одним знаменитым деятелем на ниве алхимии был Венцель зайлер. Двадцативосьмилетний монах, августинец из Чехии, при трансмутации пользовался каким-то порошком пурпурного цвета, который якобы нашел в каком-то костеле в Праге. По другим данным, во сне он увидел место, где.
Якобы закопал свой "Камень Мудрости" сам парацельс. В присутствии императора Леопольда I он превращал цинк в золото, из которого чеканились дукаты в 1675 году. На них было засвидетельствовано: "Силой Порошка Венцеля Зайлера я из Цинка Стал Золотым". В благодарность за это монарх возвел монаха в дворянское достоинство, и тот стал вейнцелем фон райбурном. Зейлер получил звание "Королевского Придворного Химикуса", а в 1676 году был произведен в рыцари. Венцом карьеры бывшего монаха стало назначение его на пост обермейстера монетного двора богемии. В 1677 году опять же в присутствии императора Леопольда I при помощи жидкой тинктуры он сделал серебряную медаль на половину золотой. Медаль сохранилась и находится в художественно - историческом музее вены, ее вес 7, 2 килограмма. Маленькие сколы на медальоне это результат взятия пробы, осуществленный вероятно, еще в 1677 году. Более детальный анализ был сделан в 1930 году микроаналитической лабораторией венского технологического института. Согласно этому анализу, часть медаль состоит из сплава золота, серебра и меди, содержащей приблизительно 43, 18% серебра и 56, 82% золота. На медальоне изображено всё генеалогическое дерево. В центре можно увидеть бюст императора Леопольда I, окруженный тремя концентрическими кругами их предков, начиная с короля франков, и заканчивая его отцом, Фердинандом III (1637-1657 гг..

Барон пфеннигер, оберегермейстер курфюрста пфальцекого в присутствии короля карла IV превращал свинец в золото с помощью тинктуры, полученной им у умершего в 1655 году человека. Этому событию была посвящена медаль с соответствующей надписью.

Доктор и. бехер (1652-1682 гг.) также занимался алхимией, и в 1675 году была отчеканена медаль с надписью: "В Месяц Июль 1675-го я, Доктор И. И. Бехер, Получил эту Унцию Чистейшего Серебра с Помощью Искусства Алхимии".

В 1705 году алхимик пейкюль в присутствии ученого - химика гирна и многих свидетелей тоже совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о случившемся из полученного золота была выбита специальная медаль. Этот список можно было бы продолжить, исторических свидетельств о трансмутациях дешёвых металлов в благородны.