Женская одежда викингов. Доспехи и оружие викингов: описание, фото. Но черные волосы считались безобразными

Глава девятая

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины - 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным «качеством жизни» господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото - более редкий материал для «викингских» украшений.

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.

На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов - особенно парадные - отличались необыкновенной роскошью. Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Т]рюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову - шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в «Саге о йомсвикингах», платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткшъморенд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrtd), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время - из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.

В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам. Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (ото), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.

Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению. Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.

Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского. Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.

На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы. Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными. В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными «признаками» колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой. При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им «русов» (шведов): «Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. - К Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. - К Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца - коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них - несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них - это зеленые бусы из керамики».

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению. Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для «улучшения» своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи. Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.

Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингав) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.

В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия - 44–76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча - спатъС), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда «черными». Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Одежда. Украшения Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Английский дом. Интимная история автора Уорсли Люси

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

1. Одежда и украшения Пройдитесь по одному из великолепных итальянских музеев – в Риме, Флоренции или Неаполе – и устройте своей душе праздник античной скульптуры. Не ограничивайтесь только поздними работами, такими, как «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон», столь

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Глава 3 Детская одежда Второй пример - детская одежда. Сегодня хорошие вещи - иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Глава IV Одежда делает монаха

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 8 Крестьянская одежда Возле двери, над коником, висела расхожая крестьянская одежда, которую носили повседневно. А в сундуках хранились праздничные наряды.Основу мужского крестьянского костюма составляла «русская» рубаха-косоворотка: с разрезом (пазухой) у левого

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

ГЛАВА VII ЦАРИЦЫНЫ НАРЯДЫ, УБОРЫ И ОДЕЖДА Общий обзор. Головной убор, девичий и женский. Золотые уборы или ларечная кузнь: золото, саженье, низанье. Одежды. Обувь. Мастерская Палата. Светлица и ее рукоделья. Белая казна. Иностранцы бывавшие в Москве в течении XVI и XVII ст.

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава четвертая. Одежда Мы мало знаем о том, каковы были квартиры бедных людей в инсулах и вовсе ничего не знаем о крестьянских хижинах: ни об их плане, ни об их размерах. Все наши догадки по этому поводу, как бы ни были они логичны и здравомысленны, остаются догадками:

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Одежда и украшения Об одежде скифо-саков до раскопок Пазырыкских курганов мы имели представление по изображениям скифов на сосудах и других изделиях из денных металлов греческой работы, по изображениям саков на персидских барельефах ахеменидского времени и по двум

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 6 Пища - одежда - религия - побеги Предельно кратко приведу еще несколько важных данных о сахалинской каторге в надежде, что найдутся-таки читатели, чтобы сопоставить их с теми, что приведены в первой книге о соловецком концлагере.Пища.Не нашлось ни у кого даже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших

Средневековые скандинавы IX–XI вв. придавали одежде не меньшее значение, чем мы сегодня. Ибо, как сказано в Речи Высокого (Старшая Эдда), «ни во что того ставят, кто наг». И вот интересный факт - вопреки распространенному мнению, что викинги, проводившие большую часть жизни в походах, были грязны и неопрятны, они оказались теми еще модниками.

Почему образ викинга так популярен?

Викинги получили сегодня особую популярность благодаря массе посвященных им книг, фильмов, сериалов, которые продолжают появляться чуть ли не каждый день. Казалось бы, Средние века - эпоха грязная, кровавая. Где там санитарные нормы и уход за собой?

Однако викинги были в походах отнюдь не весь год и часть времени проводили в своих жилищах, обрабатывали землю или занимались ремеслом, а на досуге любили сходить в баню, которая была при каждом доме. Кроме того, даже в походах было принято выглядеть по своему статусу. А английские хроники свидетельствуют, что рослые красивые викинги следили за чистотой тела и волос, хорошо одевались и очень нравились благородным английским дамам (к превеликой досаде местных мужчин).

Викингская мода

Что же они носили? Конечно, костюм не был одинаков на протяжении IX-XI вв., особенно если учесть, что викинги привозили из своих походов новые заграничные одежды, которые влияли на местную моду. Однако непременными элементами костюма в течение указанного периода оставались рубахи и штаны.

Рубаха викинга


Поначалу ценились длинные рубахи, а в конце эпохи викингов стали популярны и короткие рубахи, которые называли туниками. Штаны из сукна или кожи со временем потеряли свою мешковатость, стали плотно облегать бедра и приобрели завязки на талии. Появились разные варианты штанов: как узкие, облегающие ноги вплоть до голени (брокер), так и более свободные, расширяющиеся книзу или подвязывающиеся у колен. К штанам прилагался пояс из той же материи.

В Норвегии мужчины предпочитали короткую куртку кьертиль, которую надевали поверх узких штанов. В Исландии носили куртки из тюленьей кожи, которые были подлиннее. Альтернативой куртке из шерсти или меха были шуба или теплый плащ разной длины. Последний тоже имел несколько разновидностей, в том числе плащ для походов из медвежьей или волчьей шкуры с прорезями для рук или плащ с пристегивающимися рукавами и капюшоном.

Чтобы не обморозить лицо, в особенно холодное время, к нему пристегивали еще и маску. К концу эпохи викингов он удобно закреплялся уже не на двух плечах, а на одном, что давало воину больше свободы во время боя. Иногда под плащом носили шерстяные поддевки.


Воины викингов в бою


На ноги надевали кожаные сапоги разной высоты или башмаки, которые подвязывались ремнями на икрах. Обувь делали из кожи - акульей, бычьей, а дороже всех считалась обувь из телячьей кожи. Для того чтобы зимой не скользить на льду, на ботинки привязывали специальные шипы.

Праздничная одежда или одежда для торжественных случаев была оторочена мехом, отделана золотой и серебряной нитью, вышивкой, кружевами, драгоценными камнями, красивыми застежками-фибулами. Изготавливалась она из ярких привозных тканей или окрашивалась дорогими привозными красителями.

Как одевались простолюдины?

Люди более низкого сословия - мелкие землевладельцы, бонды, крестьяне, рыбаки, скотоводы, одевались скромнее воинов. Как правило, они носили некрашеную одежду натуральных цветов из грубой холщовой ткани: чулки, короткие штаны, длинную шерстяную рубашку, поверх куртку или прямоугольный плащ. На руках полагалось носить варежки.

К слову, даже в русском языке это слово имеет корень, связанный со словом «варяги», то есть викинги.

А на голову надевали широкополую шляпу или низкую шапку с большими бортами и завязками под подбородком. Она могла изготовляться из шерсти, войлока или меха. Кстати сказать, повседневная рабочая одежда предназначалась не только для низшего сословия, но и для состоятельных людей, которые просто ходили в ней по дому или проводили свой досуг, занимаясь ремеслом.

Женский костюм в культуре викингов

И если мужчины в своей массе одевались неброско, в серые, коричневые, черные цвета, женщины любили цвета более яркие. Если они имели высокое социальное положение, то предпочитали длинные одеяния. Это могли быть лиф и юбка либо сарафан с бретелями, перехваченный спереди на плечах фибулами в виде кольца, лепестков или овала, к которым на цепочках прикрепляли нужные мелочи (ножнички, футляры для иголок, ключи и т.д.). Иногда застежки были вовсе не нужны, и одежду каждое утро зашивали у воротника и рукавов, а перед сном распарывали.

Женский наряд


Были и женские штаны, которые завязывались спереди и надевались под платье или сарафан. Также надевали передник, по торжественным случаям - нарядный. На плечи женщины накидывали плащ или шаль, которую также закрепляли фибулой. На ноги надевали чулки. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами или украшали их лентой. Замужние завязывали волосы в узел, а на голову водружали конический белый чепец или замысловатый головной убор из ярких полотняных лент, а иногда покрывали волосы платком.

Кое-что об эстетике скандинавских воинов

Как было замечено выше, средневековые скандинавы любили следить за своей внешностью. Археологи нашли множество приспособлений для ухода за ногтями, пинцеты, зубочистки, тазы для умывания. Интересно, что украшения мужчин и женщин часто не имели различий. Ожерелья и цветные бусы оставались исключительно женскими вещицами, а вот разнообразные кольца, браслеты и витые нашейные гривны обожали все.

Мужчины из привилегированных слоев общества завивали усы, носили бороды (особенно популярны были клинообразные) и длинные волосы. А датчане любили сочетать длинные челки с коротко остриженными затылками.

Еще один любопытный факт - косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, которые вполне могли подводить себе глаза. При этом они считали обвинение в женоподобии самым страшным оскорблением, которое только есть в природе. А если мужчина хоть однажды случайно или намеренно надевал рубашку с большим (женским) вырезом на груди, его жена имела полное право подать на развод.

Одежда средневекового скандинава должна была не только отражать социальный статус носящего её, но и соответствовать моменту. В то же время, как вы успели заметить, в IX-XI вв. скандинавы всех сословий носили примерно одинаковый тип одежд, которые различались в основном по качеству и окрашенности материи, а также по металлическим украшениям: пряжкам, фибулам, подвескам, браслетам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проектной работы Цель: на основе письменных и вещественных источников дать общее представление о женском костюме Скандинавии IX-XI вв. в контексте отражения социально-экономической и этнокультурной истории региона. Задачи в ходе реализации проекта: 1. Реконструировать скандинавский женский костюм (по материалам погребальных памятников Бирка, Хедебю), на основе полученной информации изготовить одежду на куклу; 2. Развить ключевые социально-трудовые образовательные компетенции; социальною активность, умение анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы и своими руками создавать то, что задумано; 5. Формировать эстетические потребности и ценности.

3 слайд

Описание слайда:

Данные о женском костюме эпохи викингов IX-XI вв. фрагментарны. Это объясняется тем, что на раннем этапе археологического изучения (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев. Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году. Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать. История изучения скандинавского костюма эпохи викингов

4 слайд

Описание слайда:

Одежда знати Нижняя рубахи оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

5 слайд

Описание слайда:

Остатки нижнего платья обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании. Нижняя рубашка с клиньями из Бирки

6 слайд

Описание слайда:

Платье Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением или из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

7 слайд

Описание слайда:

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов.

8 слайд

Описание слайда:

Передник (apron) Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания).

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Четвертый вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): Одна петля сверху и две петли снизу для 1 варианта (передник и нагрудник). Две петли сверху и две петли снизу для 2 варианта (передник, нагрудник и шлейф). Две петли сверху и одна петля снизу для 3 варианта (передник и шлейф) Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Пояса В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд. Практически, традицию ношения тканых поясов было широко распространено. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

13 слайд

Описание слайда:

Верхняя одежда Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида. Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

14 слайд

Описание слайда:

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Накидка Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Осеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Фрагменты головных покрывал также были найдены в достаточном количестве в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Осеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено. Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Археологические источники.
Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались. Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества "украшений" для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки - плащ - очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.
В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebø, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.
Эстетика.
Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.
Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды - "бамбакион" (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.
Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель - марена), синий (краситель - вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды) . Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель - ореховая скорлупа).
Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.
Минимальный костюм.
Штаны.
Иконографические источники, такие как изображения на рунических камнях Готланда или гобелен из Усеберга, предполагают, что существовало как минимум два варианта покрытия ног: широкие штаны, мешковидные в верхней части, и более узкие, приблизительно одинаковой ширины на всю длину. К сожадению немного находок определяются как штаны, и остатки не дают возможности выявить покрой.
Несколько находок штанов, датируемых эпохой переселения народов (т.е. между падение Рима и эпохой викингов), позволяют предположить, что покрой штанов, по крайней мере, узкого варианта, имеет довольно долгую историю. Штаны, найденные в Thorsbjerg Mose (Дания), представляют собой одежду довольно сложного покроя, где ластовица сшивалась из трех раздельных кусков, и могут послужить опровержением утверждения, что одежда раннего периода не требовала вмешательства портного. Низ штанин расширяется для покрытия ступни, подобно современным детским пижамам.
Останки курганного погребения эпохи переселения народов в Эвбе (Evebø, Gloppen, Западная Норвегия) доказывают, что "шотландка" не была неизвестной в скандинавском мире. Штаны были сшиты из клетчатой ткани, с размером квадрата 15*15 см, как минимум в трех цветах: крайсный, зеленый и синий. Поскольку на ткани не обнаружено следов складок, то скорее всего, это был узкий вариант штанов.
Среди фрагментов тканей из раскопок в Хедебю обнаружен фрагменты одежды, которые интерпретированы как остатки ластовицы широкого варианта штанов (Pumphose). Материал фрагментов - тонкая качественная шерстяная ткань с креповым переплетением. Некоторые фрагменты были желтоватые, иные - красные. Существовало сходство с покроем штанов из Торсбьерга, что позволило идентифицировать находку как детали ластовицы. К сожалению, общий покрой штанов реконструкции не поддается.
Остатки штанов, найденных в Бирке, были, вероятно, широкого и короткого покроя (чуть ниже колена). Штаны были полотняные (или подшитые полотном) с металлическими петлями пришитыми к нижней части штанин; шерстяные чулки прикреплялись маленькими крючками к штанам сразу под коленом. Подобные крючки распространены по всей Северной Европе от Бирки до Винчестера и даже до Йорвика, в особенности в областях расселения саксов. Их предназначение дискуссионно: возможно, крючки использовались не на штанах, но на подвязках. Непотревоженный контекст находки из Бирки приобретает при этом особо важное значение.
Нижняя рубаха.
Существует некоторое количество информации по покрою нижней рубахи эпохи викингов. Большая часть найденных фрагментов из шерсти, однако многие женские нижние рубашки, найденные в Бирке, сшиты из полотна. Скорее всего, рубашки из Области Датского Права и Ирландии также были полотняными. Много фрагментов полотняных одежд 9-10 веков найдены в Йорке, большинство из них по технологическим характеристикам могут относиться к нижней одежде.
Ярл эпохи переселения народов из Эвбе носил две нижних рубахи одна на другую. Его красная туника длиной до колена была украшена по вороту, подолу и рукавам плетеной тесьмой со сложным орнаментом из красных, желтых и черных нитей. Ворот скреплялся бронзовыми застежками, обычными для англо-саксонских погребений того же периода. К сожалению сложно определить покрой этой рубахи.
Рубахи из Хедебю бали двух вариантов. Для обоих характерны полукруглый вырез ворота, скругленные отверстия для рукавов и раздельные детали для передней и задней частей, сшитые в плечах. Различалось оформление боков: для одних, более узких, характерен прямой шов, в другие же вшивались клинья. Большинство рубах шерстяные, некоторые были окрашены. Рукава сужались к запястью и могли быть выкроены из нескольких деталей.
Меньшее количество находок происходит из погребений Бирки. Некоторые из них имели прямой разрез ворота, а не округлый, как в Хедебю. Рубаха шилась из цельного куска ткани, а не сшивались в плечах. Рукава, скорее всего, пришивались отдельно.
Верхняя рубаха.
В целом, данные о нижних рубахах могут быть экстраполированы и на верхние рубахи, для понимания покроя этого предмета костюма. Как для нижних рубах, для верхних есть свидетельства об использовании как льняной, так и шерстяной тканей.
Верхняя рубаха ярла из Эвбе была шерстяной, возможно, синего цвета, украшенная по вороту двуцветной тесьмой с изображениями животных. К этой рубахе были прикреплены серебряные застежки, но из-за некоторых недочетов в полевой фиксации, неизвестно были ли они застежками рукавов или передней части рубахи. Поскольку красная нижняя рубаха была обильно украшена, синяя одежда могла быть и не верхней рубахой, но чем-то подобным пальто, т.е. распашным спереди: в этом случае серебряные застежки могли быть использованы для застегивания одежды на груди.
В Йорвике 9-10 вв. полосы шелковой ткани ярких расцветок использовались для отделки краев верхней одежды, приблизительно так же, как ныне используются ленты. Существует достаточно свидетельств из Дублина эпохи викингов использованию шелковых полос для оторочки. Аналогичное использование выявлено в погребении из Маммена. Эта мода также представлена и в погребениях 9-10 вв. Бирки, причем в некоторых случаях тканая тесьма с металлической нитью дополняла шелковые ленты на груди и рукавах.
Погребение 735 Бирки (середина 10 в.) выявило уникальный орнаментальный комплекс из шелка и тканой с серебром тесьмы. Комплекс состоял из восьми параллельных полос, горизонтально нашитых на шелковый прямоугольник. Этот комплекс стал источником для многочисленных изображений кафтана русов, но, как это часто случается, иллюстраторы поняли все неверно. Мужчина из погребения 735 НЕ БЫЛ одет в кафтан, застегивающийся на пуговицы; на нем была одеваемая через голову рубаха сине-зеленой шерсти, украшенная на груди. И хотя форма орнаментального комплекса не совсем ясна, но существуют предположения, что руква были украшены аналогичным орнаментом.
Другая верхняя рубаха из Бирки была из полотна, украшенная вертикальными полосами из тесьмы от рукава до низа, что напоминало византийский клавий clavii. Кроме того, рубаха была украшена китайским шелком, насчитывавшим к моменту погребения несколько столетий.
Верхняя одежда.
Исходя из археологических материалов, существовали два варианта верхней одежды. С целью упрощения различий их можно назвать "куртка" и "пальто". На "куртке" не было застежек, в отличие от "пальто", которое застегивалось на пуговицы. Возможно, оба варианта представляют собой различные способы оформления одного и того же вида верхней одежды, поскольку никогда не встречались в погребениях одновременно.
"Куртка" найдена вразличных местах скандинавской ойкумены, и, похоже, является довольно традиционной одеждой. Наиболее ранний пример этого варианта изображен на фигурах со шлема из Саттон-Ху, где одеяния напоминают нечто похожее на современный халат. Согласно изображению, фигуры одеты в длинные запахивающиеся одеяния. Дополнительные свидетельства выявлены в погребениях саксов (как в Европе, так и в Англии): остатки подобных одеяний орнаментированы спереди златотканой тесьмой. Предполагается, что такая одежда могла иметь ритуальное значение.
Фрагменты "куртки" из Хедебю сшиты из ткани с саржевым переплетением в 2 нити. Предполагется, что одеяние достигало середины бедра и было орнаментировано "псевдо-мехом" из шерсти вдоль разреза и по нижнему краю.
"Пальто", или кафтан, выглядит исключительно восточной (швеско-русской) одеждой.Убедительные свидетельства такого одеяния обнаружены только в Бирке в погребениях 10-11 вв. Оно представляет собой длинное запашное одеяние, застегивающееся на пуговицы от горла до пояса, и украшенное металлизированной тесьмой. Найдены остатки 5 подобных одеяний, на каждом из которых обнаружены металлические пуговицы. Возможно, существовали деревянные или костяные пуговицы, которые плохо сохраняются. Предполагается, что этото предмет костюма заимствован со скараманга, византийской повседневной придворной одежды.
Плащи.
Плащевой комплекс эпохи викингов обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой. Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до "псевдо-меховой" ткани, известной как rogvarfelðr.
Ярл из Эвбю покоился в легком прямоугольном плаще с бахромчатыми краями. Это была красная "шотландка" с синимии и желтыми полосами, которые образовывали квадраты 12*12 см. По краям были нашиты тканые ленты с сине-зеленым или желто-красным орнаментом. Фибулы в погребении не обнаружено.
Фрагменты красной и некрашеной ткани, возможно "псевдо-меховой", обнаружены в Йорвике. Погребение 750 Бирки содержало остатки аналогичной сине-красной ткани с ворсом длиной в ноготь.
Шерстяной плащ, найденный в погребении Маммен, был украшен сложной двуцветной вышивкой. Мотивы включали две различных версии повторяющихся лиц и рук в стиле "хватающихся человечков", а также листовидный мотив, напоминающий орнаментацию саксов. Плащ был украшен также золотой фольгой.
Мужские погребения Бирки содержали плащи, которые были либо на покойном, либо лежали рядом с ним. В большинстве своем это были толстые синие плащи, заколотые на плече или на бедре. В некоторых погребениях плащи находились рядом с погребенным. Из пяти мужских погребений, убедительно датированных IX столетием, все фибулы располагались на плече. Несколько плащей X века застегивались на бедре, иные же располагалиись поблизости от погребенных. Существует предположение, что обычай укладывать плащ рядом с покойным объясняется желанием показать более красивые одежды на теле. Однако, из этой гипотезы следует, что одежды IX века из Бирки были менее орнаментированы, чем одеяния X столетия, что, скорее всего, не соответствует действительности. Более того, обычай отдельного размещения плаща прослеживается и в более ранних погребениях, например, в Саттон-Ху.
Иные предметы костюма.
Существуют немногочисленные свидетельства иных одеяний эпохи викингов. Остатки тканей из Хедебю включают в себя нечто, реконструируемое как жилет. Этот предмет был сшит из плотной шерстяной ткани, довольно тесно облегающим и достигал бедра.
Перекрестные обмотки, столь распространенные в костюме франков и саксов, как предполагается, не были популярны в скандинавской одежде. Однако, в погребениях найдены полосы ткани, которые обычно интерпретируются как обмотки. В Хедебю были найдены спициально сотканные, но неотрезанные от более широкого куска ткани полосы шириной 10 см. Техника изготовления различна: наиболее красивые сделаны в технике переплетения елочкой из лиловых нитей. Подобные полосы найдены и в других памятниках Северной Европы. Предполагается, что обмотки спирально наматывались от верхней части голени и закреплялись на лодыжке, а излишки скрывались в туфле.
Акссессуары.
Шляпы и головные уборы.
В Бирке идентифицированы три типа головных уборов. Два типа соотносятся с иными предметами костюма: типы A и B найдены в погребениях с кафтанами. Тип А, обнаруженный в погребениях IX и X столетий, представляет собой остроконечную шляпу, по меньшей мере частично сделанную из шелка, орнаментированную либо металлическими нитями по передней части колпака, либо серебряным воронкообразным орнаментом по верху колпака и шариками серебряного шитья на завершении. Тип В - более степенная инновация X века, которую также носили с кафтаном. Он представляет собой низкий колпак, орнаментированный по кругу одной или несколькими полосами металлизированной ленты или пришитой спиральной проволокой. Взаимосвязь между шапкой и кафтаном обычно особо выделяется, поскольку использована схожая система орнаментации. Тип С состоит из металлизированной тканой полосы - возможно, это упоминающийсяя в сагах hlað. Этот тип обнаружен в погребениях, где не выявлены остатки верхней одежды.
Необычный головной убор найден в погребении Маммен. Его реконструкция представляет собой шелковое кольцо украшенное тесьмой. От этого кольца отхоят два шелковых клина, украшенных золотой вышивкой по центру. Полосы китового уса, вероятно, предназначались для поддержания головного убора в вертикальном положении.
На Оркнейских островах найден целый шерстяной капюшон, датированный эпохой викингов. Его покрой гораздо проще более поздних капюшонов и представляет собой в сечении квадрат. Капюшон сделан из ткани с переплетением-елочкой и украшен по краю двуцветными полосами тесьмы.
Пояса.
Хотя кожа пояса далеко не всегда сохраняется, существует множество находок металлических деталей поясного набора из погребений эпохи викингов. Пряжки, поясные наконечники и кольца неоднократно найдены в мужских погребениях, хотя кожа не сохранилась. Пряжки эпохи викингов не выглядят гораздо проще, чем пряжки из погребений англо-саксонского времени. Обычно это бронзовые предметы овальной формы с язычком. Известны также костяные пряжки.
Различные варианты поясов найдены в Бирке. Некоторые кожаные пояса были украшены по всей длине металлическими бляшками; в погребении 1074 обнаружен пояс с двумя охвостьями и блишками. Эти пояса обнаружены в тех же погребениях, что и кафтаны с бронзовыми пуговицами.
Несколько поясов из шелковой парчи, украшенных серебряным шитьем обнаружены в погребениях, где встречены также и бронзовые пуговицы. Поскольку сохранились лишь фрагменты, то затруднительно создать полную реконструкцию такого пояса: вероятно, их ширина достигала 6 см, а серебряная орнаментация располагалась по узкой части. Вероятно, такой пояс завязывался, а серебряное шитье выполняло функцию ременного наконечника. Остатки поясов не найдены в погребениях с верхними рубахами, поэтому нельзя утверждать использовали ли люди в такой одежде пояса.
Обувь.
Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические пуговицы или вообще незастегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались различные виды кожи.
Личные украшения.
Безусловно, мужчины не носили сложных ожерелий из бусин и подвесок. Однако, витые гривны, найденные в различных кладах эпохи викингов, были, скорее всего, универсальным украшением, равно как и амулеты. "Молотчки Тора" найдены повсеместно в "мире викингов". Их носили и во время набегов: один из скандинавов, погребенный в Рептоне (Repton, Derbyshire, Англия) и погибший в сражениях 873-874 гг., носил на шее простой серебряный "молоточек Тора" между двух различных бусин.

Вышел второй сезон сериала «Викинги», хочется написать добрые слова в адрес художницы по костюмам Джоан Бергин. Она уже имеет три «Эмми» за предыдущие заслуги. Сериал про Тюдоров (2008-2011) режиссера Майкла Херста запомнился не только сюжетом, но и костюмами Джоан. «Викинги» - очередной проект Херста, посвященный истории (саге) о Рагнаре Лотброке, пассионарии, как сказал бы Гумилев, озабоченном покорением новых земель. В перспективе Рагнар должен налететь и на Русь.
Среди реконструкторов немало «викингов», скоро они прибудут на наш день города очередным десантом. Думаю, что они смотрят сериал строже и критикуют за шапки с козырьками, известные с 15 века, а не с времен Рагнара, с 8 го века.

У режиссера Майкла Херста была своя задача, он хотел показать викингов не кровожадными грязными варварами, а обществом вполне демократическим, в котором женщины могли править и воевать с мужчинами наравне. Викинги в какое-то время владели большой частью Англии, основали Дублин и Йорк.

Однако о том, как одевались викинги известно немногое. Не осталось картин, только скупые исторические записи. Бергин вдохновлялась у себя на родине, в Скандинавии, где есть музеи викингов, посетила Бирк-музей в Стокгольме и музей в Борге, в Норвегии. Она пришла к выводу, что устойчивое клише считать викингов дикарями не соответствует истине. " Они были язычниками, их религия намного старше, чем христианство. Они поклонялись многим богам природы и, как американские индейцы, они носили шкуры и кожу - многих животных. Но в их одежде было так много деталей и были украшения, что можно сказать об определенной "моде".

Оказывается мужчины викингов были вполне чистоплотны. "Ирландские женщины любили викингов, потому что они были так чисты",- объясняет Херст. "Они всегда брали с собой смену одежды на рейдах и они тщательно заботились о своих волосах, в могилах викингов постоянно находили расчески".

Их ювелирные изделия и конструкции также проникли в земли, в которых они поселились после завоевания, например, Ирландии, Шотландии и Англии. Кельтский дизайн пришел от викингов.



Перед художницей стояла задача одеть и главных героев и всю массовку в полторы тысячи человек.


Рагнар Лотброк хотя и становится предводителем, но его власть не так отмечена костюмом, как у влиятельных людей англосаксов. Во втором сезоне только изображение ворона говорит о его отличии от других. Ворон - символ бога Одина, а Рагнар по преданию ведет свой род от самого Одина.

Художница говорит, что ей нравится, что герой по прежнему носит «футболки, кожаные куртки и порванные джинсы, говоря современным языком». Он и впрямь иногда напоминает рокера, крутого пацана. Глядя на костюмы Рагнара, думаешь, что какие-то вещи до сих пор популярны в одежде и символизируют брутального мужчину, готового всегда подраться за свои убеждения.
Первая жена Рагнара, женщина-воительница Лагарта, одета соответственно жене, которая бьется рядом с мужем.

Во втором сезоне Рагнар заводит вторую жену, принцессу Эслог, которая соблазняет гордого воина. Эслог совсем другая, у неё богатые платья, меха, подчеркивающие её высокое положение. Она из богатого рода и показывает свое богатство. ВЫбор актрисы, правда, немного сомнителен, уж очень на ней налет гламурности ощущается.

У Рагнара теперь две жены, каждая со своим характером.Но Лагарту такой расклад не устраивает.

Во втором сезоне у Джоан Бергин появились новые задачи: сделать костюмы англосаксов и их королей.


Одежда в те далекие времена была достаточно примитивной по крою, художница всё-таки делает её приближенной к современной, потому что хочет, чтобы зрителю нравилось смотреть на персонажей, чтобы были видны фигуры, иначе они должны были бы все носить что-то вроде " халатов". Трудно было быть сексапильной в те времена, когда одежда была бесформенной, ни мини юбок, ни лифчиков вандербра.

Хотя Алесса Сазерлэнд в роли соблазнительницы Эслог вполне сексуальна, на ней сетка, украшенная ракушками.

В сериале будут две эффектные сцены свадеб: свадьбы викингов - языческой, с цветами, немного в стиле хиппи и англосаксонской, богатой и христианской. Платье для свадебной церемонии украшено золотыми монетами и выглядит очень эффектно, но и платье невесты викингов тоже создавалось в сложной технике, шерстяной шелк вышивался вручную.