Закон российской федерации 400 фз. Закон о страховых пенсиях. Сроки осуществления выплат

В связи с проведённой в течение последнего десятилетия трудовой реформой, пенсионные трудовые выплаты состоят из:

  • Страховой пенсии;
  • Накопительных сбережений.

Страховая пенсия - это ежемесячные выплаты, предоставляемые в порядке компенсации гражданам дохода, получаемого ими в период трудовой деятельности. Так же к такого рода выплатам относятся компенсации нетрудоспособным членам семьи погибшего гражданина (в случае, если тот был застрахован).

С целью урегулирования процесса предоставления страховых пенсионных выплат был разработан Федеральный закон № 400 . Но что представляет собой изучаемый нормативный акт? Какие процессы подчиняются его регламенту? Когда вносились последние поправки в актуальный текст изучаемого документа? Поговорим об этом в статье.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ о страховании в РФ. подробности

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 был принят Госдумой на основании третьего слушания 23 декабря 2013 года. Через 3 дня рассматриваемый нормативный акт получил официальное одобрение Федерационного совета. 400 ФЗ о страховых пенсиях был подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2013 года. В этот же день изучаемый документ был впервые официально опубликован.

Новый закон о пенсии смотрите

Федеральный закон № 400 состоит из 7 глав, включающих в себя 36 статей, и обладает следующей структурой:

  • Глава 1 - Общие (начальные) положения (ст. 1-7);
  • Глава 2 - Условия, на основании которых назначаются страховые пенсии (ст 8-10);
  • Глава 3 - Страховой стаж (ст. 11- 14);
  • Глава 4 - Размеры и фиксированные выплаты страховых пенсий (ст. 15-20);
  • Глава 5 - Способы выплат и доставки (ст. 21-29);
  • Глава 6 — Право на преждевременное пенсионное обеспечение (ст. 30-34);
  • Глава 7 - заключительные (итоговые) положения изучаемого Федерального закона (ст. 35-36).

К настоящему нормативному акту присовокуплены следующие 5 приложений:

  1. КПД индивидуального коэффициента страховой пенсии по возрасту или на основании потери основного кормильца семьи;
  2. Расчёт фиксированных выплат;
  3. Продолжительность стажа по страховым документам;
  4. Максимум ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента);
  5. Положения о возрастном цензе по отношению к предоставлению страховой пенсии по рассматриваемому Федеральному закону.

Основной целью создания изучаемого нормативного акта является защита юридических и экономических прав граждан Российской Федерации в отношении пенсионных выплат страхового характера. В последние изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 внесены 19 декабря 2016 года.

Терминология Федерального закона № 400

В актуальном тексте Федерального закона о страховых пенсиях используется следующая терминология:

  • Страховой стаж - временной период, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью;
  • Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - отражение права застрахованного физического лица на пенсию в относительных единицах;
  • Фиксированная выплата - дополнительное обеспечение застрахованных лиц в виде единоличной выплаты;
  • Выплатное дело - пакет документации, на основании которой гражданину начисляются пенсионные и фиксированные выплаты.

Полный перечень используемых в настоящем федеральном законе терминов предоставлен в статье 3 ФЗ 400.

Назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца

Страховая пенсия по случаю потери основного кормильца семьи, в соответствии с регламентом статьи 10 изучаемого Федерального закона, оформляется на недееспособного члена семьи. Таковыми признаются:

  • Несовершеннолетние дети умершего (родные или усыновлённые);
  • Пожилые родители усопшего;
  • Законный супруг, в случае тяжёлой болезни или инвалидности такового;
  • Законный супруг погибшего в случае, если на нём лежит ответственность по уходу за общим ребёнком.

Если у указанных родственников отсутствует трудовой стаж, назначается социальная пенсия.

Периоды страхового стажа

В соответствии с регламентом статьи 12 изучаемого Федерального закона, наравне с трудовым периодом (ст. 11) отмечаются следующие периоды страхового стажа:

  • Прохождение военной службы;
  • Декретный период;
  • Временной нетрудоспособности;
  • Получения пособия по безработице;
  • Период военных командировок (относится к военнослужащим и членам их семейств);
  • Реабилитации лиц, несправедливо привлечённых к уголовной ответственности;
  • Иные периоды, предусмотренные регламентом данной статьи.

Данные периоды засчитываются только в том случае, если он чередовались с трудовыми периодами.

Последние поправки

Каждый нормативно-правовой акт, вступивший в официальную юридическую силу на территории Российской Федерации, претерпевает регулярную процедуру обновления. Данная процедура производится с целью поддержания легитимности рассматриваемого нормативного акта в постоянно меняющихся экономических условиях современной Российской Федерации.

Последние изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 были внесены 19 декабря 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Положения, указанные в рассматриваемых пунктах указанной статьи, приостанавливаются вплоть до наступления 1 января 2020 года. Таким образом, повышение фиксированной выплаты лицам, достигшим 30-летнего стажа в сфере сельского хозяйства, до указанной даты произведено не будет.

Кроме того, следует обратить внимание на поправки, произведённые ранее в следующих статьях:

  • Ст. 8, последние изменения - от 23 мая 2016 года. Поправками введена часть 1.1, текст которой гласит, что при назначении пенсионных выплат лицам, замещающим государственных должностных лиц, следует руководствоваться приложением №5 к настоящему Федеральному закону;
  • Ст. 9, редакция от 23 мая 2016 года. В статье поясняется, что правом на страховую пенсию обладают инвалиды I, II или III группы;
  • Ст. 21, последние поправки внесены 29 декабря 2015 года. Изменения коснулись пункта 12 рассматриваемой статьи. Дополненный таким образом указанный пункт гласит, что страховые пенсии выдаются пенсионерам в общем порядке за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 рассматриваемого Федерального закона;
  • Ст. 30, редакция от 3 июня 2016 года. Дополненный пункт 6 рассматриваемой статьи определяет, что если условия труда являются опасными для здоровья гражданина, и рабочие периоды, установленные в части 1 ст. 30, имели место после 1 января 2013 года, гражданин имеет право на досрочную страховую пенсию.

Регламент статьи 15, содержащий основные формулы расчёта пенсионных выплат, изменений не претерпевал.

Размер страховой пенсии по-прежнему высчитывается по формуле:

СПст = ИПК x СПК

  • где СПст – пенсия по старости;
  • ИПК – индивидуальный коэффициент;
  • а СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента, рассчитывающегося на день, с которого начисляются пенсионные выплаты.

Скачать новую редакцию ФЗ 400

С целью полного ознакомления с нормативами изучаемого правового акта рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом.

Скачать ФЗ 400 о страховых пенсиях с последними поправками можно по следующей

  • Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
  • Вопрос 11. Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
  • Вопрос 12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
  • Вопрос 13. Общая характеристика материальных правоотношений по соц. Обеспечению.
  • Вопрос 14. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • Вопрос 15. Субъекты общественных отношений, регулируемых псо.
  • Вопрос 17. Право граждан на соц. Обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф.
  • Вопрос 18. Общая характеристика фз от 16.07.1999 № 165-фз «Об основах обязательного социального страхования».
  • Вопрос 21. Общая характеристика фз от 28.12.2013 № 400-фз «о страховых пенсиях».
  • 22. Общая характеристика фз «о социальной защите инвалидов в рф»
  • 23. Общая характеристика фз «Об обязательном социальном страховании (осс) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Глава 4 описывает положения о средствах на осуществление осс (формирование средств - за счет обязательных страховых взносов страхователей, взыскиваемых штрафов и пеней, капитализации платежей).
  • 24.Общая характеристика фз «Об основах охраны здоровья граждан в рф»
  • 25. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • 26. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 27. Общая характеристика нормативно-правовых актов. Регулирующих соц обслуживание пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми
  • 29. Понятие трудового стажа и его классификация
  • 30. Страховой стаж и его юридическое значение
  • 31. Общий трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • 32. Специальный трудовой стаж
  • 43. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения.
  • 44. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
  • 45. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан
  • 46. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размер пенсии.
  • 47.Размер страховой пенсии по старости и порядок его определения: индивидуальный пенсионный коэффициент и определение его стоимости.
  • 48. Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией.
  • 49. Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным государственным служащим; военнослужащим и другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 50. Пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
  • 51. Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку.
  • 52. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающим пенсионерам.
  • 53. Понятие инвалидности, ее причины и их юридическое значение.
  • 54. Условия, определяющие право на страховую и государственную пенсию по инвалидности
  • 55. Размер страховой и государственной пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 56. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов.
  • 57. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.
  • 58. Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца.
  • 62. Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.
  • 63. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Виды социальных пенсий, условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы.
  • 64. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии; индексация пенсий.
  • 65. Сроки назначения пенсии
  • 66. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии.
  • 67. Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 68. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии. Удержания из пенсии.
  • 69. Разрешение споров по пенсионным вопросам.
  • 70. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсию, по вине которых недополучена пенсия.
  • 71. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 72. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 83. Материнский (семейный) капитал
  • 84. Пособие по безработице.
  • 85. Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • 86. Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
  • 88. Компенсационные выплаты и субсидии: понятие и основания для их получения.
  • 2. Постановление Правительства рф от 03.11.1994 n 1206 (ред. От 24.12.2014) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • 89. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 91. Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения. Виды льгот.
  • 92. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медицинской помощи.
  • Вопрос 21. Общая характеристика фз от 28.12.2013 № 400-фз «о страховых пенсиях».

    ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.

    Цель ФЗ: защита прав граждан РФ на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом соц. значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом гос-ве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате кот. создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

    ФЗ предусматриваются виды страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

    К страх. пенсии устанавливается фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

    Со дня вступления в силу ФЗ не применяется ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за исключением тех норм, кот. регулируют исчисление размеров трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом «О страховых пенсиях».

    Условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ: пенсионный возраст (для м. 60 лет, а для ж. – 55 лет), продолжительность страхового стажа постепенно увеличивается до 15 лет (2015 г. - 6 лет, начиная с 01.01.2016 будет ежегодно увеличиваться на год). Периоды включаются в стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Вводится новое доп. условие, необходимое для возникновения права на страховую пенсию по старости, - наличие величины ИПК в размере не менее 30.

    ФЗ состоит из 7 глав и 36 статей; имеет 4 приложения (1. Коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца. 2. коэффициент повышения размера фиксированной выплаты. 3. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости (с 2015 г. и далее). 4. Макс. значение ИПК (с 2015 г. и далее).

    Гл. 1: общие положения: цель и предмет регулирования ФЗ; правовое регулирование в области страх. пенсий; основные понятия (страховая пенсия, страховой стаж, ИПК, стоимость пенсионного коэффициента, установление страх. пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии, корректировка размера страховой пенсии, выплатное дело); лица, имеющие право на страх. пенсию; право на выбор пенсии; виды страх. пенсий; источники финансирования.

    Гл. 2: условия назначения страх. пенсий.

    Гл. 3: страховой стаж (периоды работы и иной деятельности, включаемые в страх. стаж; иные периоды, засчитываемые в страх. стаж; порядок его исчисления; правила подсчета и порядок подтверждения страх. стажа).

    Гл. 4: размеры страх. пенсий (формулы исчисления); фиксированная выплата к страх. пенсии; возможность повышения фикс. выплаты; определение, перерасчет страх. пенсий, фикс. Выплаты и корректировка размеров страх. пенсий; доля страх. пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет фед. гос. гражданским служащим, гражданам из числа работников летно-испытательного состава).

    Гл. 5: порядок установление страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии; сроки назначения страх. пенсии; сроки перерасчета страх. пенсии и фикс. выплаты; порядок приостановления и возобновления, прекращения и восстановления выплаты страх. пенсии; удержания из страх. пенсии, фикс. выплаты.

    Гл. 6: сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения (лица, кот. положена досрочная страх. пенсия; суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страх. пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Кр. Севера и приравненных к ним местностях; перерасчет размеров страх. пенсий по документам выплатного дела).

    Гл. 7: заключительные положения (переходные положения и вступление в силу ФЗ).

    1. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    2. Лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    3. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

    4. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

    5. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

    6. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

    7. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

    8. Детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    9. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

    10. При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3, 8 и 14 настоящей статьи.

    11. Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

    12. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

    13. Лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

    14. Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

    15. При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

    16. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.


    В России в декабре 2013-го года был принят федеральный закон о страховых пенсиях. Позже он вступил в силу и остается актуальным до сих пор. Его основные положения и комментария определили целый ряд изменений. Например, ранее называемая трудовая пенсия начала именоваться страховой. Этот ФЗ определяет размер выплат, условия их назначения и другие особенности всех процессов, связанных со страховой пенсией. Скачать и ознакомиться с этим ФЗ можно по ссылке ниже.

    Федеральный закон 400 ФЗ о страховых пенсиях

    На данный момент федеральный закон РФ под номером 400 состоит из семи глав, в каждую из которых входит определенное количество статей. Всего статей – 36. Ниже приведены основные главы данного нормативно-правового акта:

    • общие положения;
    • условия назначения страховых пенсий (СП);
    • страховой стаж;
    • размер СП и фиксированная выплата;
    • установление, выплата и доставка СП;
    • сохранение права на пенсионное обеспечение в досрочном порядке по старости;
    • заключительные положения.

    Особенностью этого федерального закона является наличие пяти приложений, необходимых для расчета различных показателей. Например, есть приложения со списком коэффициентов повышения фиксированной выплаты.

    О чем гласит закон — общие положения

    Из названия ФЗ нетрудно понять, о страховых пенсиях федеральный закон о чем гласит. Его основная цель, указанная в общих положениях – защита гражданских прав на предоставление СП. При этом, прежде всего учитывается трудовая деятельность граждан. Именно этот ФЗ определяет размеры и порядок выплаты СП. Право на СП имеют застрахованные граждане, а также в некоторых случаях – нетрудоспособные граждане или лица с иностранным гражданством (или без него). СП выплачивается при потере кормильца, а также по старости и по инвалидности.

    Дополнительную информацию о том, что содержит закон 400 ФЗ «о трудовых пенсиях» в РФ, в последней редакции, можно найти .


    Комментарии

    Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017 с комментариями, принятый в декабре 2013-го, в действие полностью вступил в силу Российской Федерации только в 2015-ом г. Этот ФЗ стал одной из частью комплекса реформирования пенсионной системы. Он реализуется право граждан на СП. Новый установленный порядок выплат должен сбалансировать всю пенсионную систему РФ и даже стимулировать ее. При помощи данного акта ожидают, что в 2030-м г размер СП достигнет 3-кратного прожиточного минимума.

    Закон о страховых пенсиях с изменениями для работающих пенсионеров

    Долгие годы на государственном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы изменить размер выплат или даже полностью их отменить для работающих пенсионеров. Однако внесение таких поправок в проекты будущих редакций не планируется. Более того, действующая редакция закона требует от ПФР ежегодного перерасчета этих выплат для работающих пенсионеров. С учетом дополнительных взносов, которые ежемесячно вносит работодатель за работающего пенсионера, его ИПК будет меняться, а по этому случаю поправки должны быть внесены и в СП гражданина. Перерасчет проводится в августе каждого года.

    ФЗ 400 о страховых пенсиях по инвалидности

    Все инвалиды 1-3 группы имеют право на СП – это устанавливается российским действующим законодательством. Причины инвалидности являются несущественными для установления этих выплат. Если же лицо-инвалид никогда не было застрахованным, и соответственно его стаж равен нулю, то ему будут выплачивать соцпенсию согласно 166-му ФЗ .

    Федеральный закон 400 о страховых пенсиях по старости

    Больше внимания сосредоточено на восьмой статье закона. В ней сказано, что по старости назначается СП в 60 и 55 лет (соответственно – мужчинам и женщинам). Однако возраст – это не единственное условие. ФЗ-400 требует еще и стаж как минимум 15 лет. При этом увеличение минимального стажа – постепенное (начиная с 6 лет). То есть установленные 15 лет будут достигнуты только в 2024 г. Третье условие – индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен как минимум 11,4.

    В случае потери кормильца

    Нетрудоспособным гражданам, находившимся на иждивении умершего человека, закон о страховых пенсиях по случаю потери кормильца гарантирует выплаты от государства. В 10 статье перечислен список нетрудоспособных лиц, которые могут претендовать на СП. Например, в этот перечень входят несовершеннолетние дети, внуки, сестра и братья умершего, а также родители или супруги старше 55 и 60 лет.

    Законом 400-ФЗ «О страховых пенсиях» («пенсионный кодекс») предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

    Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

    Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

    К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

    При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

    Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

    Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

    параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

    — при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

    — при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

    — стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

    Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

    Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

    Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

    С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

    Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.