Загадки про школьные принадлежности. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Тема: Опыты с бумагой

Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи исследования:

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы.

Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта

Развивать речь и память детей

Воспитывать в детях аккуратность

Продолжать учить детей наблюдать.

Приветствие:

Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, я надеюсь, что сегодня вы будете вести себя хорошо, будете внимательными и выполните все, что я вас попрошу.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро! » скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро! » - маме и папе

«Доброе утро! » - останется с нами.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня утром, войдя в группу, она услышала чей то плач. Оказалось, что это плачет книга.

Что с ней случилось?

Почему она плачет?

Правильно, дети, у нее порван переплет. Мы ее отремонтируем!

А из чего сделана книга?

Подумайте и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

Загадки о бумаге:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.

Ответ: Книга

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ... .

Ответ: Тетрадь

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А все вместе я - ...

Ответ: Альбом

А сейчас я вам расскажу, как же делают бумагу.

Показ картинок и объяснение. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Потом эти рулоны отправляют в типографию и режут на листы. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

Ребята, мы с вами узнали процесс производства бумаги. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.

А давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и узнаем, какой же бывает бумага. Как вы думаете, у нас получится? Для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.

Одеваем шапочки и нарукавники, вспоминаем, как надо себя вести (показ картинок) и проходим за столы.

Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью.

Какой он?

Гладкий, тонкий…

Опыт № 1. « Сминание бумаги»

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой. Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?

Вывод: бумага – не прочная. мягкая, её можно смять.

Опыт № 2.«Разрезание бумаги»

Детям были предложен лист бумаги и деревянный кубик. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала кубик. Он твердый. Бумага разрезалась быстро и легко.

Опыт № 3.«Разрывание бумаги»

Я предлагаю вам два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно разорвать бумагу (показать). Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

«Художники»

На бумаге белой-белой

Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,

И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,

И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,

Поле – разводят руками от груди в стороны,

Дождик – стучат пальчиками по ладошке,

Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.

Воспитатель: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги-на бумаге можно рисовать и писать.

Игра «Бывает-не бывает».

Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др) .

Опыт № 4.«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки.

Положили салфетки в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 5. «Летающая бумага»

Веер в руки вы возьмите

Аккуратно разверните,

Хорошенько рассмотрите,

А теперь, мои друзья, все вниманье на меня.

Воспитатель: Эти веера мы с вами сделали из разноцветной бумаги.

Вывод: бумага бывает разных цветов, её можно красить и бумагу можно складывать и делать поделки.

Я принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Ребята, какого цвета бумага у вас на столе? (бумага разных цветов)

Вывод: Бумага может быть разноцветной.

А теперь подойдите все ко мне и мы все вместе подведем итог, какая же она - бумага.

Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:

Бумага мнется

Бумага рвется

Бумагу можно резать

На бумаге можно рисовать

Бумагу мокнет, боится воды

Бумагу можно сворачивать, складывать

Бумага легкая. может летать

Теперь мы знаем из чего сделана книга и как с ней нужно обращаться.

Воспитатель спрашивает, понравилось ли занятие детям и было ли им интересно? Те, кому понравилось, клеят бумажный стикер в окошко с солнышком, а кому не понравилось- с тучкой.

Эту книгу мы отремонтируем, и не только эту. А я принесла вам в подарок книги и надеюсь, что они у вас никогда не заболеют и вы будете с ними обращаться аккуратно и бережно.

Мы с вами теперь знаем, как нужно обращаться с книгами.


Загадки про канцелярские товары:

для дошкольников 5-6 лет и детей младшего школьного возраста.

Т. Лаврова

Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик -
Мягкий светлый школьный...(ластик )

Натюрморт, пейзаж, портрет
Я рисую сотни лет.
Очень с красками дружу
И художникам служу.
Мягкая, как кисочка
Тоненькая...(кисточка )

Я с предметами дружу,
Всё о них вам расскажу.
Измеряю рост, длину,
Ширину и глубину.
Хоть цена - пустяк, копейка,
Я - отличная...(линейка )

Что за странная коробка?
В ней линейка, ручки, пробка.
Карандаш простой, ириска,
Прошлогодняя записка.
Ну, ребята, отгадали?
Всё лежит в моём..(пенале )

Л. Кустурова

Открываю двери в дом.
Проверяю, есть ли в нем:
ручка, ластик, карандаш.
Я теперь хозяин ваш. (Пенал)

Н. Афромеева

У меня в пенале кубик
розового цвета.
Но совсем это не жвачка,
это не конфета.
Карандаш вдруг вывел букву,
словно головастик.
Вот когда мне пригодится
мой помощник...(ластик )


Г. Пунтусова

Всем знакомая вещица -
Просто чудо-танцовщица!
Выполняя пируэт,
Оставляет синий след:
Буква, буква, закорючка…
«Всем приветы! Ваша....(Ручка ).

С. Неверский

По бумаге не напрасно
ты слова выводишь пастой.
Раньше же привычней было
закачать в неё чернила.
Дети, это что за штучка?!
Ну-ка, дружно... (Авторучка)

Он как палочка у мага,
только обрати свой взор,
на картоне и бумаге
свой изобразишь узор.
Этот Друг в пенале наш.
Дети, скажем… (Карандаш)

Цвета разного он, гибкий,
не страшны для нас ошибки.
Всё исправить в его власти.
Дети, скажем- это… (Ластик)

Мы достанем краски наши-
"масло", акварель, гуаши.
Стал зелёным сразу листик.
А его раскрасят… (Кисти)

Сделает она быстрее
карандаш любой острее.
Разноцветная подружка,
из неё выходит стружка.
Говорим мы:" Что ты, что ты,
ведь устанешь от работы!"
У неё в ответ ухмылка!
Дети, это же… (Точилка)

Н. Губская

Без неё, скажу я,
Линию прямую
Не прочертишь ни одну,
Не измеришь и длину.
Мне ответь ты поскорей-ка!
Называется …(линейка )

Пишем ей в тетрадку
Буквы по порядку.
Очень нужная нам штучка,
А зовётся просто …(ручка )

Н. Кечатова

Карандаш пыхтел-чертил,
Дли-и-инной линию творил...
Вдруг черкнул не там он - здрасьте!
Ну-ка, где наш шустрый...(ластик )

Не терялись чтобы, кучкой
Ластик, карандаш и ручку,
Кнопки, циркуль - всё собрал
Порядок любящий...(пенал )!

Чтобы ровным вышел круг,
Нам поможет верный друг,
Правда, ма-аленькую дырку
На листке оставит...(циркуль )!

В. Тунников

Домик для ручек и карандашей.
Закрыт на замочек он для малышей.
Его дети-школьники в школу берут
И вместе с тетрадками в ранец кладут.
(Пенал)

М. Блинникова

Ровно линии чертить
не умеем. Как же быть?
Линия, как змейка?
Тут нужна...(линейка )

Можно пальцем в краски влезть,
только лучше способ есть.
Краски очень заждались,
ну когда возьмёшь ты...(кисть )

А. Чугунников

Книг совсем я не читаю
И без них я много знаю,
Никогда не говорю
И без голоса творю,
Стоит только в руку взять
И слова мной написать.
Я пера гусыни внучка
И зовусь я? (Авторучка ).

Д. Логинов

Два листа между собой
Скрепит он, колпак открой.
Можешь мазать, не жалей.
А зовут его все …?(клей )

Загнут из проволоки крючок
Соединит листы в замок
И скрепит листик очень цепко.
Ее мы называем… ?(скрепка ).

С. Подгорская

Карандаш мне лучший друг,
Лишнее сотру вокруг.
(Ластик )

Т. Ефимова

По бумаге проползёт,
Всё подчистит, всё слизнёт,
Будто маленький зубастик!
Ну конечно, это?!
(Ластик)

Ваза вдруг разбилась! Ой!
Как тут справиться с бедой?!
Не горюй и поскорей
Вновь скрепи на супер
(Клей)

Угадайте, что за чудо?!
Плёнкой этой клеить буду!
Может запросто помочь
Даже книжку склеить!?
(Скоч)

По словам замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества.
С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

Наше время – время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей ребенка должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира – это и есть путь, по которому развивается творчество.

Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, – считает выдающийся педагог, – перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится».

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности

Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития творческих способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития, что способствует выбору направлений в последующей работе. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности дошкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников:

– творческое мышление,
– творческое воображение.

Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Б. Богоявленская,Л.С. Выготский, Дж.Гилфорд, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Э.П.Торренс; С.Л. Рубинштейн и др.), изучение массовой и инновационной практики(Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский и др.) убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Что же способствует личностному развитию ребенка? Одним из главных условий является поддержка активности личности. Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности.

Детский рисунок выступает как показатель художественно-творческого развития человека, его способностей отражать картину мира, свое внутреннее состояние, может выступать как документ, в котором нашли отражения особенности жизни и уклада ребенка, его образования и воспитания, сознания и мышления.

Как пример хотелось бы привести небольшой отрывок из известного произведения:

«В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок – удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду – по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, – и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам – об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца». А.С.Экэюпери.

О.С.Ушакова, наблюдая за старшими дошкольниками, отмечала,какую важную роль в развитии детского творчества играет оценка результатов его художественно-творческой деятельности взрослыми и сверстниками. Как показывает литературный пример, от этого зависит порой судьба ребенка.

На мой взгляд, одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к формированию личности ребенка, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей. К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

  • Развитие художественного восприятия.
  • Формирование эстетических чувств и эмоций.
  • Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
  • Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
  • Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
  • Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Представленное мною занятие, по моему мнению, яркий пример как на практике можно решать эти задачи.

В процессе непосредственной образовательной деятельности я решиласледующие задачи:

  • Образовательные :
    • познакомить детей с историей возникновения бумаги;
    • уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
    • способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
    • продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.
  • Развивающие :
    • развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
    • развивать мелкую моторику рук;
    • развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
    • развивать диалогическую речь;
    • развивать память, мышление, внимание;
    • расширять зону ближайшего развития детей.
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
    • воспитывать аккуратность при работе с красками.

Была проведена предварительная работа: организованна экспозиция различных бумажных изделий и работ детей. Проведена беседа с детьми о жанрах живописи, рассматривание иллюстраций, картин.

На занятии использовались следующие виды интеграции образовательных областей:

Познание: знакомство детей с историей возникновения бумаги, расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах.

Коммуникация: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений.

Социализация: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.

Музыка: развитие музыкально художественной деятельности(слушание музыки).

Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.

Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка),контроль за правильной осанкой детей.

Художественное творчество: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники «оттиск сжатой бумаги».

Для введения в тему я использовала сюрпризный момент(сундучок),загадку о бумаге.
Для формулировки цели занятия перед детьми была поставлена проблемная ситуация, учебная задача (определение свойств бумаги),которую предлагалось решить практическим путем.
Все фрагменты занятия были выдержаны в единой сюжетной линии, логически связаны между собой различными формами работы, мотивацией и интересом детей.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги с нарисованным деревом – формат А-5; гуашь в тарелочках (оранжевого, красного, желтого и коричневого цветов), клеенки; бумажные салфетки, листы бумаги для рисования; лист ватмана формата А-1 с неоконченным пейзажем.

Музыкальное сопровождение: Музыка П.И.Чайковского «Времена гола».

Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Беседы о разных жанрах картин. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок, Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Начало НОД

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Артикуляционная гимнастика.

Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик нужно удержать,
А теперь мы как лягушки
Растянули губы к ушкам.
А теперь я дудочка,
Дудочка погудочка,
Вам понравилось играть,
Повторим-ка все опять.

2. Введение в тему

– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.

СЛАЙД 1 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
СЛАЙД 2 А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД 3 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
СЛАЙД 3 (1) Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, СЛАЙД 3 (2) а делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД 4 Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
ВИДЕО-СЛАЙД 5
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

II. Процесс НОД

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).

– Ребята вы назвали разные предметы, а теперь посмотрите на экран и скажите про какие предметы можно сказать: – бумажный (конверт, пакет, стаканчик), – бумажная (салфетка, коробка), –бумажные (игрушки, цветы) (ответы детей: бумажный стаканчик…)
– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
– Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой.
– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).

Опыт 1.

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага мнется ".

СЛАЙД 7 (1)

Опыт 2.

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод и выставляем: "Бумага рвется".

СЛАЙД 7 (2)

Опыт 3.

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага намокает и распадается".

СЛАЙД 7 (3)

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

СЛАЙД 7 (4)

Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное свойство – бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
– А сейчас поиграем в игру : "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей) .

– Перед вами разные картины, выполненные на бумаги. Назовите, какая вот эта картина по жанру? А эта?
– Когда я приходила к вам знакомиться, мне очень понравились ваши рисунки, и я подготовила вам сюрприз. Посмотрите, на слайд, может быть, вы узнаете свои работы.

– Мне они очень понравились. Значит, вы любите рисовать. А вы знаете, что рисовать можно не только на бумаге, но и с помощью бумаги?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)

Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)

Воспитатель: Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам.

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

Воспитатель А рисовать мы сегодня будем коллективную работу.

– Вот на этот рисунок мы добавим ваши рисунки и увидим, как измениться пейзаж.

Воспитатель: Приступайте к работе: Придвиньте к себе элемент нашего будущего пейзажа и разукрасьте его с помощью сжатой бумаги, а так как у нас пейзаж у нас осенний, то и краски у вас осенних цветов. Какие?

– Приступайте, а я включу вам музыку. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную тряпочку. Когда вы закончите, поднимите руку, и мы с вами прикрепим вашу работу к общей картине.

(Дети выполняют работу под музыку.)

Воспитатель: Вы закончили работу, давайте аккуратно все сложим на столе, вытрим руки и стол тряпочкой.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Постучали, повертели,
И работать расхотели,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Маленький давно уж спит,
Это кто у нас шумит.

III. Заключительная часть

– Ваши работы будет украшать группу. Молодцы! У нас с вами получилась красивая осенняя картина.

– Давайте придумаем ей название. Ребята, мы сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет, как она называется? (Оттиск сжатой бумаги) .
Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

1. Рефлексия

– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?

– А как надо обращаться с бумагой и книгами?

– Как вы работали с помощью бумаги?
– Чтобы узнать про бумагу больше, я принесла вот такие книги. В них рассказывается и показывается, как сделать необычные вещи из бумаги.

2. Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей

Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают книги по оригами.

ЛИСТ БУМАГИ
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?

Нет, ждет тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Сергей Михалков

ИСТОРИЯ БУМАГИ.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова ”бумуг”, что значит хлопок. Вероятно, что впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше.
Заслуга Цай Луня состоит в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
Однако в Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй – для более тонких и дорогих видов бумаги. Рассортированные таким образом волокна дуба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковом молоком. Сваренный луб промывался водой, обрабатывался в ступке или укладывался на деревянные чурбаны либо каменные плиты, где он подвергался ударам молотка с особой насечкой до тех пор, пока не распадался на отдельные волокна.
Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, в которой разбавлялась водой и проклеивалась растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шёлковой или джутовой тканью либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щетки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладкополированном помосте.
Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения.
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине 8 века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.
В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в 11-12 веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. Итальянцы внесли ряд существенных изменений в процесс изготовления бумаги: изобрели способ нанесения на бумагу водяных знаков, применили для её проклейки животный клей и вместо арабской мельницы применили толчею, которая обеспечивала подготовку более качественной бумажной массы.
В России бумагу начали делать значительно позже. Имеются сведения, что бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 года первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много бумаги. Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой, Петербургом.
Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике

Интересное о бумаге. "Искусством может стать даже чистый лист бумаги"

Самые интересные факты о бумаге
-Некоторые люди ставят под вопрос гениальность изобретения бумаги. Ведь миллионы лет осы строят свои жилища из настоящей бумаги, пережеввывая древесину. Людям оставалось разве что повторить этот процесс.
-Известно, что ни один лист бумаги невозможно сложить пополам больше семи pаз. Но шесть лет назад, одна американская школьница провела целое научное исследование по поводу сворачивания бумаги.
Эта девочка-математик умудрилась сложить лист бумаги пополам... 12 раз. Больше никому в мире сделать этого не удаётся до сих пор.
-Средний американец тратит около 300 кг бумаги в год, европеец около 75 кг бумаги, а средний африканец использует менее 1 килограмма бумаги в год. Россиянин выглядит скромнее европейца, но расточительнее африканца - 25 кг бумаги в год используется средним жителем нашей страны.
-Одна из самых дорогих бумажек в мире - это пожелтевший кусочек лощеной бумаги, меню для пассажиров 3-го класса Титаника. Меню было поднято с легендарного судна, лежащего на дне океана. Этот лист бумаги был продан на аукционе за 45.000$
-Сейчас во всём мире набирает популярность новое изобретение - электронная бумага. Это портативный носитель информации, дисплей на котором можно читать тексты и просматривать изображения. Считается, что в будущем - газеты и журналы будут выходить именно на электронной бумаге.
-Экологи выяснили: чиновники, юристы и финансисты по расходу писчей бумаги бьют все рекорды. Один такой работник за год исписывает (в пересчёте на деревья) - целых 17 хвойных стволов.
-Статистика: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.
-Оказывается, порезаться бумагой проще простого, ведь бумажный лист не толще бритвенного лезвия - всего 100 микромиллиметров.
-В лагуне Венеции ежегодно вырастает около 500 тысяч тонн водорслей. И по просьбе властей, которые не знали как с этими водослями бороться, одна фирма начала выпускать специальную бумагу под названием "Альгакарта". Это была бумага из водорослей (кстати, она гораздо прочнее обычной) пользуется большой популярностью у туристов в Венеции. И многие открытки там изготавливаются из такой необычной бумаги.
-Бумага не только съедобна, но и обладает такой энергетической ценностью, как картофель! Бумага на 85 % состоит из целлюлозы, которая сама по себе является сложным углеводом. Белков в ней нет, а вот глюкоза имеется. Так что содержимое бумажника пригодится даже на необитаемом острове:)
-500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год.
Массу для производства бумаги делают из деревьев хвойных пород (так как они содержат до 60% целлюлозы). Тонна газетной бумаги стоит - 15.000 рублей
-Интересно, что страны-лидеры по производству бумаги больше всех её и потребляют. На первом месте стоит США, на втором - Китай, на третьем - Япония.
-Екатерина II 240 лет назад подумала и решила, что бумагу можно использовать в денежных отношениях. Именно тогда, по указу императрицы появились первые бумажные деньги.
-Кстати, как только на листе бумаге появляются дата и подпись - он становится документом.

В «День белого листа» можно:
Рассказать историю возникновение бумаги, о ее прошлом, настоящее и будущее бумаги.
Показать презентацию.
Выполнить с детьми поделку в технике Оригами.
Почитать стихи о бумаге, есть прекрасные стихи об оригами.
Выполнить большого объема коллективный рисунок на куске обоев. В рисунке можно вместо кисти использовать комочек бумаги.
Разгадать загадки кляксографии.
Можно сконструировать одежду из бумаги и устроить показ мод.

Веселого и интерестого Вам дня!