Забываю фамилии людей. Амнестическая афазия – потеря памяти слов. Почему мы забываем имена

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.
  • Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.

    «Раньше я все время забывала имена людей, особенно на многолюдных вечеринках или деловых встречах. Теперь, когда меня представляют новому человеку, я стараюсь несколько раз произнести его имя в самом начале знакомства: «Очень приятно, Сергей», «А вы, Сергей, как думаете?» Повторение отлично помогает запоминать информацию».

    «Очень часто, встречая малознакомого человека, я узнаю его в лицо, даже могу вспомнить, откуда я его знаю, где он работает, а вот имя – ну никак! – признается 32-летний Олег. – Это так неловко! Я всегда переживаю в этих случаях, ведь люди могут подумать, что я отношусь к ним пренебрежительно». Такая забывчивость совсем не редкость, она, как отмечал еще Фрейд, случается сплошь да рядом. (См. «Узнать больше».) Мы находим ей удобные объяснения, списывая все на усталость, стресс, озабоченность своими проблемами. Но настоящие причины могут лежать гораздо глубже.

    Убеждения, заложенные в детстве. «Вечно ты все забываешь», «Ты никогда не слушаешь», – может быть, детьми мы часто слышали именно такие фразы? «Родители – это наши зеркала, – объясняет психоаналитик Елена Жалюнене, – и мы получаем первое представление о самих себе, основываясь на том, что они говорят о нас. Повзрослев, нередко удивляемся: «Почему со мной такое происходит?» – а причина, возможно, в тех убеждениях, которые заложены в наше бессознательное с детства». Мы чувствуем себя в безопасности, пока следуем родительским установкам. Получается, если нас убедили, что мы ничего не запоминаем, мы будем чаще других все забывать. Возможна и обратная ситуация: если ребенку твердят «Не высовывайся!», вырастая, он невольно стремится к тому, чтобы его не замечали и не запоминали. Как и его имя! Вот оно и не держится у нас в памяти.

    Защита личного пространства. Имя – символ личности. «Запомнить имя и обращаться к другому по имени значит установить с ним связь, – замечает Елена Жалюнене. – И это трудно тем, у кого высокая внутренняя агрессия, потому что они не умеют устанавливать отношения и склонны, наоборот, разрушать связи. А также тем, у кого слабая собственная идентичность, нет четкого образа себя: им и другого сложно принимать как отдельную личность. И первые, и вторые могут бояться вторжения в свое внутреннее пространство. И защищаются, не запоминая или забывая имена». Ведь если мы не запомнили человека, то его в нашем внутреннем мире просто не существует.

    Неприятные ассоциации. Иногда мы не можем запомнить чье-то имя, потому что оно пробуждает какие-то давние воспоминания, которые вызывают у нас страх, стыд, боль и другие неприятные чувства. Может, так звали нашего обидчика с соседнего двора? «Эти воспоминания могут быть забыты, вытеснены, но они хранятся в нашем бессознательном», – подчеркивает Елена Жалюнене.

    Или сам носитель имени может напоминать нам кого-то, о ком мы не хотим вспоминать, или обстоятельства знакомства могут вызывать ассоциации с травмирующими событиями из прошлого. «Например, если мы не запоминаем отчеств, это может быть связано с нашими плохими отношениями с отцом в детстве», – поясняет Елена Жалюнене. Тогда вмешивается бессознательное, стирая из памяти имя человека и тем самым разрывая звенья этой цепочки нежелательных ассоциаций.

    Что делать?

    Удвоить внимание

    Если вы ловите себя на том, что рассеянны и не слушаете нового знакомого, постарайтесь признать это и удвоить свое внимание. Для этого требуется внутренняя дисциплина, которая приходит с опытом. Придется поработать, чтобы научиться наблюдать за собой, одновременно уделяя внимание собеседнику. Такое отстранение помогает быть начеку.

    Разрешить себе забыть

    «Чем больше вы тревожитесь, как бы не забыть чье-то имя, тем скорее потерпите неудачу, – считает Елена Жалюнене. – Убеждать себя не нервничать малоэффективно, тревога может только возрасти». Поэтому эксперт рекомендует идти от обратного: разрешить себе забывать, чтобы избавиться от страха, успокоиться и стать внимательней.

    Прислушаться к себе

    Забывчивость может стать хорошим поводом, чтобы поразмышлять о себе, замечает Елена Жалюнене: «Почему я не смог войти в контакт с этим человеком? Я за что-то злюсь на него? А может, я хотел показать себя, а не поговорить с ним?» Когда вы вновь окажетесь в подобной ситуации, то, возможно, удивитесь, что у вас больше не возникнет затруднений с запоминанием.

    Узнать больше

    В книге «Психопатология обыденной жизни» Зигмунд Фрейд показывает, что забывание/путаница слов и имен, описки, оговорки, разнообразные ошибки и случайные движения есть не что иное, как проявление бессознательных механизмов психики (Азбука, Азбука Аттикус, 2013).

    Маша? Или Света? Нет, Катя! А точно ли Катя? Если вы не можете вспомнить имя новой коллеги уже через минуту после того, как вам ее представили, вы не одиноки. На самом деле, проблема с запоминанием имен возникает у большинства людей, так что если бы не , корпоративные сайты и мессенджеры, общаться нам, скорее всего, было бы куда сложнее.

    Но что действительно интересно, так это то, почему подобное с нами происходит. Если учесть, например, что или слоганы типа: «Не тормози - сникерсни» мы запоминаем сразу и надолго. К счастью, дело здесь не в плохой памяти. Ученые выяснили, что таким образом мозг борется за сохранение важной информации (и исключение случайной), плюс, особенно часто мы забываем имена тех, кто .

    Почему мозг это делает

    В видео с говорящим названием «Почему ты забыл их имена?» эксперты AsapScience объясняют, как это работает. Именная забывчивость, говорят они, связана с тем, как наш мозг обрабатывает произвольные данные - те, которые не содержат никакой конкретной информации. Нет, он действительно пытается запомнить их, но, не в силах установить связь между ними и какими-то уже знакомыми нам вещами, он, скорее всего, бросает это дело.

    Если вы помните лицо человека, но не помните его имя - это тоже совершенно нормально. Исследования на тему обнаружили, что определенные клетки головного мозга активизируются в ответ на лица. Например, группа ученых из Университета Торонто (University of Toronto) установила, что при поиске определенных лиц в толпе лобная доля посылает сигналы в зрительную кору.

    Эффект следующего в очереди

    Встречаясь с людьми в первый раз, многие из нас сосредоточены на . В психологии это называется эффектом следующего в очереди: когда вместо того, чтобы смотреть на другого человека и слушать его при первом знакомстве, мозг начинает фокусироваться на том, что вы должны будете сказать и как лучше всего это сказать.

    В эксперименте, проведенном в Texas Christian University, модераторы попросили людей в группе по очереди представиться. После этого они проверили, какую информацию запомнил каждый из участников. В результате выяснилось, что участники эксперимента точно могли рассказать о каждом человеке из небольшой группы, за исключением того, кто выступал прямо перед ними. Причем, большинство добровольцев не могли вспомнить не только имя, но и вообще какую-либо информацию. И это еще раз подтверждает, насколько сильно эффект следующего в очереди может повлиять на то, что мы запоминаем и как мы это запоминаем.

    Законы «рабочей памяти»

    Важно также иметь в виду, что у всех нас есть как долгосрочная, так и краткосрочная память. Последнюю часто называют рабочей памятью, имея в виду, что речь идет о данных, которые нужны нам здесь и сейчас, но неизвестно, пригодятся ли они в будущем. Эксперименты показывают, что если эта информация не повторяется несколько раз, то она почти всегда исчезает.

    Кроме того, есть научная версия, что если мы не заинтересованы в человеке, которого нам представляют, и если мы вряд ли будем встречаться или общаться с ним снова, то мозг с меньшей вероятностью будет , потому что она не кажется ему полезной.

    Симпатия и общительность

    Ричард Харрис (Richard Harris), профессор психологии из Канзасского университета (Kansas State University), обнаружил, что на способность мозга запоминать имена влияет скорее не функциональность памяти, а уровень интереса.

    «Речь идет не только о симпатиях, - объясняет Харрис. - Социально ориентированные люди, которые больше интересуются окружающими, вероятно, лучше запоминают имена, чем те, у кого интерес к коммуникациям «.

    Повторение - одна из основных стратегий улучшения запоминания. На этом принципе строятся приложения, призванные улучшить память: например, Memrise, которое предлагает пользователям как можно чаще возвращаться к своим же собственным воспоминаниям, чтобы развить общие знания и улучшить память.

    Основатель Memrise Эд Кук (Ed Cooke) рассказал Daily Mail о лайфхаках, которые помогут лучше запоминать имена, когда это необходимо.

    1. Если имя вам незнакомо, спросите у человека, что оно значит. Дополнительная информация позволит потратить на запоминание больше времени, а мозг, сконцентрировавшись, поймет, что это действительно важно.
    2. Обратите внимание на лицо. Первая причина, по которой мы забываем имена - то, что мы не обращаем внимания на человека, которому это имя принадлежит.
    3. Используйте визуальные ассоциации. Если у Светы огромные голубые глаза, запоминайте ее как «Свету, девушку с кукольными глазами цвета неба».
    4. Свяжите человека со знаменитостью с тем же именем. Трюк, который работает почти всегда, потому что звезды, в отличие от простых смертных, постоянно у нас на слуху.
    5. Узнайте больше о человеке. Когда вы впервые встречаетесь с ним, вы ничего о нем не знаете, так что запомнить имя может быть действительно сложно. Но если вы будете знать, что у этого человека двое детей и маленькая пушистая собака, все окажется куда проще - вот увидите.
    6. Не бойтесь ошибиться. В конечном итоге, не важно, правильно вы назвали имя или нет. Люди обычно польщены тем, что вы проявляете к ним интерес, а в ошибке, если подумать, нет ничего страшного.

    Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

    Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

    Большая загадка – память человека

    Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

    Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

    Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

    Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

    Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

    Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

    Почему случаются провалы в памяти?

    Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

    Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

    Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

    Причины нарушения памяти у детей

    Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

    • Недостаток витаминов, ;
    • Астению;
    • Частые вирусные инфекции;
    • Черепно-мозговые травмы;
    • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
    • Плохое зрение;
    • Психическое расстройство;
    • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
    • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

    Причины проблем у взрослых

    У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

    1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
    2. Острые и хронические ;
    3. Дисциркуляторная ;
    4. шейного отдела позвоночника;
    5. Черепно-мозговые травмы;
    6. Метаболические нарушения;
    7. Гормональный дисбаланс;
    8. Опухоли ГМ;
    9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

    Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

    Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

    Дисмнезии

    Феноменальная память или психическое расстройство?

    Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

    Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

    Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

    • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
    • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
    • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

    Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

    Плохая память

    Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

    Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

    1. Повышенная утомляемость.
    2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
    3. Метеозависимость.
    4. днем и бессонница ночью.
    5. Перепады АД, .
    6. Приливы и другие .
    7. , слабость.

    Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

    • Артериальная гипертензия.
    • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Атеросклеротический процесс.
    • Начальная стадия шизофрении.

    Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

    «Тут помню – тут не помню»

    При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

    Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

    Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

    Это ж надо такое выдумать!

    Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

    • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
    • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
    • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
    • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
    • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

    Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

    Снижение концентрации внимания влияет на память

    К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

    1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
    2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
    3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

    Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

    Дети быстрее забывают

    Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

    Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

    • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
    • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
    • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

    Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

    У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

    Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

    Прежде лечения

    Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

    1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
    2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
    3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

    Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

    В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

    В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

    Лечение и коррекция

    Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

    Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

    Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

    Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

    Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

    Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

    Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

    Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

    Видео: плохая память – мнение специалиста


    Нас часто мучает психологический феномен, связанный с тем, что мы склонны забывать слова и имена, но ощущения, что необходимое слово вот-вот вспомнится, не покидает. Этот феномен называется на кончике языка. Мы часто говорим, что забытое слово вертится на языке, и это состояние способно вызывать недовольство и даже фрустрацию.

    Однако, несмотря на причиненные неудобства, наша частая неспособность вспомнить хорошо знакомое слово способна многое рассказать о том, как работает память и как она взаимосвязана с нервными процессами.

    Состояние на кончике языка

    Когда, казалось бы, простой процесс выражения мыслей приостанавливается из-за того, что мы неспособны прямо сейчас вспомнить то самое, необходимое для продолжения слово, мы сталкиваемся с когнитивным блоком. Когда это происходит, мы отчаянно пытаемся одновременно вспомнить слово либо найти подходящий синоним, альтернативное выражение и в то же самое время тянем время, используя знакомые выражения: это, как его, ну, то самое, на языке вертится, и тому подобное.

    То, как часто используются эти выражения, говорит о склонности людей забывать простые слова, обозначающие предметы, названия мест и даже имена и фамилии хорошо знакомых людей. Подобная забывчивость определяется специализированным термином – летологика. Технически в психологии этим термином обозначается временный блок, не позволяющий вспомнить имена собственные, однако все чаще и чаще его используют для обобщения состояния на кончике языка.

    Летологика

    Как и многие другие профессиональные термины, сформированные сравнительно недавно, слово летологика происходит из двух древнегреческих. Корень lethe означает забывать, в то время как logos переводиться как слово. В древнегреческой мифологии Лета была одной из пяти рек подземного мира, из которой души умерших пили, чтобы забыть все земные воспоминания.

    Происхождение термина приписывается руке Карла Юнга (начало XX века). Юнг работал с подсознанием и особое внимание уделял памяти и ее процессам. Но, несмотря на то, что целый век прошел с тех пор, как феномен обратил на себя внимание, психологи все еще очень мало знают о нем.

    Изучение феномена

    Все потому что летологику нельзя спровоцировать или предсказать, поэтому ее изучение лабораторными методами практически невозможно. Ученые до сих пор не могут причислить этот феномен к нарушениям памяти, как и к нарушениям речевого аппарата. У летологики есть общие черты как с гипомнезией, являющейся нарушением памяти, так и с афазией, являющейся нарушением речи.

    Также неизвестны и причины феномена на кончике языка. У специалистов есть несколько гипотез, среди которых наиболее популярны две:

    1. Блокирование нужного слова другим, вспомнившимся раньше или пришедшим на ум быстрее. Это слово не всегда имеет прямое отношение к необходимому, скорее оно ассоциативно с ним связано.
    2. Слабая активация искомого слова или выражения, особенно по сравнению с другими, похожими по смыслу и звучанию словами.

    Летологика у людей, свободно владеющих двумя языками, встречается гораздо чаще. Однако, благодаря лингвистическим и мнемоническим процессам, связанным с переходом от одного языка на другой, такие люди способны быстрее вспомнить необходимое слово или подобрать к нему синоним.

    Почему нужно убирать кровать каждое утро?

    8 секретов женщин, которые всегда хорошо выглядят

    Этот трюк помогает мгновенно очистить яйцо

    Ассоциативная память

    Работа человеческой памяти сильно отличается от компьютера, несмотря на частые сравнения. Психологи много говорят о том, что наша память удивительна тем, что она способна выдавать нам необходимые слова со скоростью мысли. Однако память отвечает на количество ассоциаций, связанных с новой информацией, а не на то, как сильно мы хотим ее запомнить. Недаром говорят, что чем понятнее информация, тем легче ее запомнить.

    Невероятно сложно, порой даже невозможно вспомнить абсолютно все известные нам слова. По данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается около 600 тысяч слов, однако активный словарный запас среднестатистического взрослого англичанина состоит из немногим более 50 тысяч. Конечно, в нашей памяти сохранено гораздо больше слов, которые мы понимаем, но используем нечасто. Именно такие слова и формируют большую часть того, что вертится на языке.

    Мы забываем то, что редко используем, и по большей части это имена собственные, как ни странно. Поскольку человеческая память построена на ассоциациях, блокирование определенных слов и возможность их вспомнить напрямую зависят от того, насколько крепки и богаты эти ассоциативные связи.

    Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

    Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

    10 потрясающих женщин, родившихся мужчинами В наше время все больше и больше людей меняют пол, чтобы соответствовать своей природе и чувствовать себя естественно. Более того, есть еще андрогинны.

    14 способов, как коты демонстрируют вам свою любовь Нет никаких сомнений в том, что кошки любят нас настолько, насколько мы их любим. Если вы не относитесь к разряду людей, относящихся благосклонно к эт.

    9 причин, по которым вы сразу не нравитесь людям Существует много способов сделать так, чтобы окружающие не захотели иметь с вами ничего общего. И большинство из них не требуют особых усилий. Ведь по.

    Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

    http://fb.ru/post/advice//2/11/4199

    Причины и лечение забывчивости

    Забывчивость, причины которой могут быть самыми разными, сегодня наблюдается не только у пожилых людей, как это бывало раньше, но также у совсем молодых женщин и мужчин. Более того, врачи даже не удивляются тому, что данная проблема нередко беспокоит студентов и детей школьного возраста, которые, казалось бы, вовсе не должны беспокоиться о своей памяти. О том, как называется болезнь, когда человек все забывает, и какие общие причины вызывают проблемы с памятью, будет рассказывать данная статья.

    Причины забывчивости

    Сразу следует отметить, что болезни забывчивости больше всего подвержен современный человек, поскольку на его мозг ежедневно возлагается большое количество самой разной информации, поступающей от радио, телевиденья и особенно сети интернет. В таком состоянии мозг человека может самостоятельно блокировать большую часть ненужных сведений, чтобы окончательно не перегрузиться.

    Важно! Ученные установили, что мозг здоровых людей может отсортировывать как минимум десятую часть всей поступающей информации и совершенно ее не воспринимать. Именно поэтому в некотором роде забывчивость – это физиологическая норма, которая позволяет человеку правильно усваивать информацию и не «засорять» ею память.

    Выделяют следующие основные причины того, что у человека нарушается память и он утверждает, что забывает слова при разговоре, особенно если тщательно старается все вспомнить в нужный момент:

    1. Недосыпание.
    2. Травмы головы.
    3. Различные болезни ЦНС и психические сбои.
    4. Атеросклероз сосудов.
    5. Сахарный диабет.
    6. Болезнь Альцгеймера.
    7. Болезни щитовидной железы.
    8. Остеохондроз.
    9. Депрессия.
    10. Недостаток полезных веществ.

    Рассмотрим каждую из данных причин плохой памяти более подробно.

    Читайте, почему возникает потеря памяти у пожилых людей. причины, лечение.

    Нарушение сна

    Проблема недосыпания (см. Причины бессонницы) сегодня очень распространена, особенно среди работающих людей, которые могут трудиться по ночам. Также при регулярном просмотре телевизора или времяпрепровождении в интернете до позднего вечера мозг человека не получает достаточного времени для отдыха и дает сбой в виде нарушения памяти.

    Помимо этого следует знать, что нарушенный сон способен негативно отображаться на психоэмоциональном фоне человека, делая его рассеянным, нарушая скорость реакции.

    В таком состоянии не нужно спешить принимать таблетки, ведь решить проблему просто – нужно только нормализовать свой сон, спать не менее восьми часов в сутки. Это сполна компенсирует потраченное время на отдых, ведь тогда мозг будет работать намного лучше.

    Травмы головы – это частая причина забывчивости. При этом, чем сложнее травма, тем серьезнее могут быть последствия в виде нарушения памяти, тошноты, слабости и даже ухудшения зрения. Для того чтобы не допустить развития нежелательных осложнений, сразу после полученной травмы следует обратиться к врачу, провести диагностику и лечение.

    Психические сбои

    Забывчивость, причины и лечение которой рассматривает невролог, часто развивается из-за психических болезней и нарушений. Это может быть, к примеру, синдром Корсакова, который предусматривает нарушение запоминания нынешних событий. Лечится данное состояние долго. Иногда оно требует пожизненной поддерживающей терапии. Во многом лечение зависит от конкретной причины недуга.

    Атеросклероз

    Многие пациенты забывают слова при разговоре (причины, симптомы зависят от запущенности болезни). Связано это может быть с атеросклерозом сосудов мозга. при котором нарушается кровообращение и приток крови к разным отделам тканей мозга. Это, в свою очередь, запросто способно ухудшить память человека. Лечение данного состояния длительное. Оно требует максимально точного соблюдения всех врачебных предписаний.

    Сахарный диабет

    При возникновении сахарного диабета у человека сильно поражаются сосуды. Это приводит к нарушению поступления крови в мозг. Признаками сахарного диабета могут быть сильная жажда, усталость, сухость слизистых оболочек и частое мочеиспускание. Также иногда возникают скачки АД, нарушение аппетита. При данных симптомах нужно сразу обращаться к врачу.

    Болезнь Альцгеймера

    Данное заболевание – это как раз та патология, при которой у человека необратимо нарушается память и интеллект. Чаще всего от нее страдают пожилые люди в возрасте после 60 лет. При первых подозрениях на данную болезнь нужно сразу обращаться к врачу. При своевременно выявленной патологии ее легче лечить и можно добиться более медленного прогрессирования забывчивости.

    Болезни щитовидной железы

    При таких заболеваниях у человека наблюдается острая нехватка выработки определенных гормонов, которые влияют на общее ухудшение самочувствия человека, а также снижение памяти. При таком положении дел нужно обращаться к эндокринологу и сдавать анализы. Лечение предусматривает прием лекарственных препаратов, соблюдение диеты с йодом (употребление рыбы, хурмы, орехов, морской капусты, других продуктов, богатых данным полезным веществом).

    Остеохондроз

    При данной болезни у человека сильно нарушается кровообращение мозга, что приводит к сбоям в памяти. Более того, иногда остеохондроз приводит даже к инсульту, поэтому его нужно обязательно лечить. Симптомами данного состояния будут головные боли, слабость и онемение пальцев рук.

    Депрессия – это не только нарушение психики человека, но также состояние, которое способно ухудшить память. Чтобы устранить ее, больному следует принимать антидепрессанты, которые помогут нормализовать его состояние и привести в норму психоэмоциональный фон.

    Знаете ли вы, чем вызвана потеря памяти после алкоголя. Механизм нарушения запоминания событий.

    Читайте, что такое деменция с тельцами Леви и как патология влияет на память.

    Нехватка полезных веществ

    При скудном, однообразном рационе человек не получает и половины необходимых ему витамин. То же самое касается и частого соблюдения диет, что приводит к дефициту полезных веществ и ухудшению памяти. Чтобы не допустить этого, важно правильно и сбалансировано питаться. Рацион должен быть богат витаминами, минералами, кальцием и прочими нужными веществами.

    Итак, забывчивость не является «чертой характера». Если вдруг вы начали забывать слова, события или людей, стоит обеспокоиться. Нельзя заниматься самодиагностикой и тем более самолечением. Лучше сразу обращаться к невропатологу, пройти обследование. Только врач выписывает медикаменты после установления причины.

    http://golmozg.ru/diagnostika/zabyvchivost.html

    Часто забываю слова

    Сегодня снова это произошло - забыла не слово даже, а целую фразу - притча во языцах.

    Хотела рассказать так:
    Сегодня на улице мне впервые сказали вашей маме зять не нужен? Наконец-то и я услышала эту фразу, гуляющую как притча во языцах по всему интернету.

    Хотела рассказать так, а фраза на ум не шла, только выражение набившая оскомину сначала было в голове. Но вспомнила всё же как-то.

    №14 | летосень писал(а):
    Тревоги вроде тоже не чувствую.

    А что чувствуете?

    №19 | Ирина Донченко писал(а):
    Какая связь для Вас между фразами вашей маме зять не нужен? И набившая оскомину?

    ну в интернете же высмеивают эту примитивную фразу для знакомства) Вот и я с ней столкнулась, наконец)

    №20 | Луиза Боженко писал(а):
    А что чувствуете?

    Волков Роман Леонидович

    №0 | летосень писал(а):
    Или с чем это может быть связано?

    Связано с большим количеством вытесненного бессознательного материала в активной форма и все слова. которые способны вызвать вспоминание этого болезненного материала через ассоциацию. забываются. Есть такое выражение мышление омывает травму, то есть все болезненное оберегается психикой. чтобы не быть названным.

    Григорьев Михаил Викторович

    Психолог, Магистр психологии

    г. Сухум (Абхазия)

    №23 | Волков Роман Леонидович писал(а):
    все слова. которые способны вызвать вспоминание этого болезненного материала через ассоциацию. забываются.

    постараюсь писать сюда слова, которые будут вызвать трудности. И ситуации

    №24 | Григорьев Михаил Викторович писал(а):
    Считаю целесообразным пройти психологическую диагностику у нейропсихолога.

    что за зверь? Поняла. погуглила, похоже, редкая специальность.

    [ Сообщение изменено: 4.07. - 09:57 ]

    Волков Роман Леонидович

    №25 | летосень писал(а):
    постараюсь писать сюда слова

    Лучше говорить и слушать свои ассоциации связанные с забытым словом.

    №33 | летосень писал(а):
    потому что не получила столько признания, сколько хотела

    К вопросу про потребность, которая не удовлетворена.

    №33 | летосень писал(а):
    Да и эмоции, от которых писались стихи, начали утомлять

    К вопросу про эмоции, про которые писали выше.

    №33 | летосень писал(а):
    И в принципе это делание стихов как-то принесло разочарование в поэзии

    Да, понимаю. Сама писала одно время.

    №33 | летосень писал(а):
    Хочу позитива, а не безответных влюбленностей

    №33 | летосень писал(а):
    Я считаю, поэзия - это от души, а уже прозу в большей степени можно от ума.

    №35 | летосень писал(а):
    Вот сейчас опять забыла в разговоре. Речь шла о людях с ДЦП. забыла это сокращение, помнила только, что они называются инвалиды. Ассоциации - не могу сказать. может, забыла, потому что давно не говорили о них.

    Может. У меня тоже часто слова так пропадают пытаюсь вспомнить и не могу. А еще я иногда слова не правильно читаю и естественно смысл совсем другой воспринимаю. Вот например домовая завеса это что?

    №38 | Волков Роман Леонидович писал(а):
    Вытеснение - это защитный механизм психики, защитный механизм Эго человека и от пола человека это не зависит.

    И к этому и веду. Следовательно, по крайней мере то явление, которое послужило причиной поговорки про память девичью, защитным механизмом вытеснения не описывается. Потому что он к полу нечувствителен.

    Еще им не описывается ухудшение памяти типа каша в голове, обычные для периодов беременности и родов. Чего тоже не бывает у мужчин, но очень часто отмечается женщинами. Мозг женщин так озабочен покрытием более насущных биологических нужд, что памятью поголовно жертвует.

    То есть, если дифференцировать ухудшения памяти по причинам возникновения . то что там останется на вытеснения бессознательного?

    Если б мужчина жаловался, что он забыл слово ДЦП или притча во языцех, у него может и было бы вытеснение. И то, скорее всего не оно, просто ему этот ДЦП по жизни не нужен. Какой-нибудь повседневный стресс всю такую неактивную базу данных задвинет в дальний конец без всяких детских травматизаций.

    Еще бывают травмы головы, необязательно серьезные, когда тоже наступает состояние память отшибло.

    В общем, если всё дифференцировать.

    http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=80832