Воспитательный час "новый год у ворот". Классный час на тему: Новый год в начальной школе Классный час к новому году в начальной школе

Цели мероприятия

  • Помочь каждому ребенку самовыразиться.
  • Воспитать самостоятельность, творческое отношение к делу, организаторские способности пятиклассников.
  • Побудить школьников думать об окружающей природе, заботиться о ней и беречь ее.

Подготовка

  1. Проводится сбор-старт, на котором выбираются тема журнала и его страницы.
  2. Устраивается соревнование смешанных команд учащихся и их родителей (лыжные гонки, футбол на снегу, скоростной спуск на санках с горы, эстафета); конкурс "Новогодние фантазии" (приготовление поделок из еловых веток в сочетании с игрушками и различным природным материалом для украшения комнаты, праздничного стола).

Звучит песня Е. Крылатова "Три белых коня". Ведущие выставляют плакат с названием журнала "В дверь стучится Новый год" и сообщают его тему.

Ведущие. Сейчас мы прочитаем вам стихотворение Кудашевой "Вот зима пришла..."

Вот зима пришла Серебристая,
Белым снегом замела Поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается;
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...
В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей елочкой.

1-я страница

Традиции встречи Нового года в разных странах

Ведущие представляют членов редколлегии первой страницы, которые рядом с названием журнала помешают плакат с ее названием.

Ведущие. В старину в России было два Новых года . Церковный Новый год отмечали 1 марта, а гражданский - 8 сентября. Отсчет лет вели от "сотворения мира". В 1342 г. решено было Новый год отмечать 1 сентября, в день Святого Симеона. Но в канун 1 сентября 1699 г. на Красной площади в Москве глашатаи Петра I объявили, что отныне 1 сентября считается будничным днем. Лишь после 31 декабря, т.е. 1 января 1700 г., настанет Новый год, как принято в европейских государствах.

31 декабря около полуночи Петр I сам открыл праздник: факелом он поджег ракету, подав сигнал к утверждению нового обычая. Загудели колокола, начали палить пушки, грянула музыка. Ворота домов были украшены ветками сосен, елей, можжевельника. Всем было велено одеться в лучшую новую одежду, поздравлять друг друга с праздником, гулять всю неделю. Так впервые с елкой отпраздновали в России январский Новый год.

Обычай наряжать елку возник, видимо, еще в Средние века в Германии. Оттуда он пришел в Скандинавию, Францию, Россию и в те страны, где ели не растут, куда их завозят из северных краев. Сначала в России елки украшали бумажными цветами, в XVIII в. использовали посеребренный и позолоченный картофель, а в XIX в. - свечи и блестящие стеклянные игрушки.

В конце XIX в. появилась традиция писать и посылать поздравления на почтовых карточках (сейчас их называют открытками). В России открытки появились 1 января 1872 г. Сначала они были немаркированными - марку нужно было наклеивать, но потом ее стали печатать прямо на открытке. Первыми открытками России можно считать виды Москвы. Издательство "Община Св. Евгении" стало выпускать открытки-репродукции произведений русских художников. Многие сюжеты для них брались из Библии, потом новогодние открытки стали очень разнообразными по содержанию, с остроумными и добрыми пожеланиями.

А как встречают Новый год в жарких странах, на экзотическом Востоке, в Европе?

В новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Считается, что у человека может быть шесть пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. По мере ударов колокола происходит очищение от пороков. С последним ударом полагается выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца. Высыпавшие на улицу люди начинают поздравлять друг друга и обмениваются подарками. Весь день улицы переполнены народом, звучат смех и веселые песни, и только с наступлением сумерек люди расходятся. Вечер принято проводить в кругу семьи.

Во Вьетнаме Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. Вьетнамцы разжигают в парках, садах или просто на улицах костры, у которых собираются по нескольку семей; на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются обиды. Новый год - это праздник дружбы.

В современном Китае Новый год - это праздник фонарей. Он отмечается на пятнадцатый день Нового года по лунному календарю. Сам же Новый год наступает в январе-феврале, поэтому ассоциируется он с завершением зимы и началом весны. Фонарям придают различную форму: животных, овощей, фруктов. Красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые огни таких фонарей расцвечивают дома и улицы, заполненные веселой шумной толпой. Традиционный номер праздничной программы - "танец дракона", который чаще всего исполняют мужчины. Они несут на длинных шестах извивающееся тело из бумаги или шелка. Изнутри оно освещено множеством ламп и свечей. У дракона - огромная голова, огнедышащая пасть, сверкающие глаза. В вечерние часы он кажется живым...

Жители Кубы перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют полночь, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что Старый год счастливо окончен, и они желают, чтобы Новый год был таким же благополучным.

В Италии сохранился обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать из окон старую мебель и ненужные вещи.

В селах на юге Франции хозяйка, которая в Новом году самая первая наберет воду из источника, оставляет возле него пирожок и булочку с праздничного стола. Та, которая придет вслед за ней, возьмет пирожок и оставит свой. Так до вечера хозяйки угощают друг друга.

В Германии, как только часы начинают отбивать полночь, люди самого разного возраста взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями "впрыгивают" в Новый год.

В Болгарии с последним ударом часов во всех домах на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.

В Молдавии в первый день Нового года у себя дома и в гостях (обязательно разбрасывают зерно, чтобы год был обильным и урожайным, а дом - полной чашей).

В разных странах разные обычаи, но объединяет их то, что Новый год встречается как добрый праздник, праздник мира и радости.

2-я страница

Дорогая гостья

Звучит песня "Разговор с елкой" (муз. П. Аедоницкого, ел. О. Иващенко).

Ведущие

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
(С. Маршак)

Редколлегия второй страницы проводит викторину о ели.

Какую пользу приносит ель людям? (Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты.)

Как долго живет ель? (Средний возраст ели - 250-300лет, но отдельные деревья могут жить 500-600 лет.)

Как определить возраст ели? (Ветви ели растут "этажами". По ним можно точно сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать "этажи" и прибавить к этому числу еще три - четыре: в первые годы ель не дает боковых побегов).

Как размножается ель? (Семенами, которые образуются под чешуйками шишек. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности заклеены смолой. Но как только семена созрели, чешуйки отгибаются, выпуская их на свободу, у каждого семени есть небольшое округлое крылышко, благодаря ему ветер уносит семена далеко от материнского дерева.)

  • Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели? (Пестрый дятел, белка, клест.)
  • Как ель предсказывает погоду? (К ясной и сухой погоде ветки ели смотрят вверх, к дождю опускаются вниз.)
  • Откуда приходят в наши дома пушистые красавицы? (Во многих районах нашей страны организованы специальные плантации, где выращивают елочки.)
  • Как помочь елям жить долго, приносить людям радость? (Нельзя срубать елочку, где придется, это можно делать только с разрешения лесника. Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева. Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд. А еще лучше посадить и вырастить елочку во дворе дома или школы.)

3-я страница

Зимние мотивы в творчестве композиторов и художников

Звучат вальс Г.Свиридова к повести А.Пушкина "Метель" и фрагмент "У камелька" из альбома П.Чайковского "Времена года".

Ведущие

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть;
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
(С. Есенин)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
(С. Есенин)

Какие вы знаете сказки связанные с зимой? (Снегурочка, Морозко, Лисичка-сестричка и волк, По-щучьему велению).

Какие вы знаете песни связанные с зимой?

Члены редколлегии демонстрируют репродукции с картин К.А. Коровина "Зимой", А.К. Саврасова "Дворик. Зима", К.Ф. Юона "Троице-Сергиева лавра зимой", Г.Г. Нисского "Подмосковье. Февраль". Слушатели делятся впечатлениями, высказывают предположения, как относится к изображенному времени года тот или иной художник. Ведущие обращают внимание присутствующих на рисунки учащихся, которыми украшен класс.

4-я страница

Выставка поделок народных умельцев

На этой странице выясняется, как создать новогоднее настроение, не срубая лесной красавицы. В течение 5-10 минут ребята представляют свои поделки и составляется композиция. А в это время звучат известные с раннего детства песни: "В лесу родилась елочка"; "Маленькой елочке холодно зимой" и др.

5-я страница Новогодний сюрприз

Ведущие и редколлегия участвуют в пятнадцатиминутном импровизированном концерте, вовлекая в него всех присутствующих. Во время концерта используется собранный учениками материал.

Пословицы и поговорки

  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Береги нос в крепкий мороз.
  • Льдом зимой не дорожат.
  • Снег глубок - год хорош. Новый год - к весне поворот.
  • Январь дня прибавил на заячий скок.
  • Январю-батюшке - морозы, а февралю - метелицы.
  • Февраль солнце на лето поворачивает.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Декабрь снежный и холодный - будет год плодородный.
  • Месяц январь - зимы государь.
  • Зима без снега - лето без хлеба.
  • Теплые дни января недобром отзываются.
  • Зимнее солнце - что мачеха: светит да не греет.
  • Что мужику в мороз деется - бежит да греется.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Февраль мосты строит, а март ломает.
  • В феврале зима с весной встречаются.

Загадки

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
На солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)

Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, которую бросают на танцующих на новогодних балах и маскарадах. (Серпантин.)

Новогодние праздники не обходятся без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В давние времена в Китае хлопушками служили стволы полого (пустого) растения, которое при горении лопается с громким треском. Назовите это растение. (Бамбук.)

Живет - лежит, умрет - бежит. (Снег.)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля - весной, летом, осенью, зимой.)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)

Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель.)

Классный руководитель благодарит участников устного журнала, поздравляет всех присутствующих с наступающим Новым годом и желает детям интересно и с пользой провести новогодние каникулы.

Чеснова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2

г.о.Жигулевск

Классный час в 1 классе

Наш любимый Новый год

Цель: расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах; развивать речь, внимание, мышление, сообразительность, находчивость; повторить правила пожарной безопасности при работе с пиротехникой: бенгальскими огнями, фейерверками, ёлочными гирляндами и т.д.

    Вводная часть.

Тихо приходит зима. Как в сказке за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.

    Основная часть .

Сейчас я загадаю вам загадку:

Нам праздник весёлый зима принесла,

Зелёная ёлка к нам в гости пришла.

Дед Мороз и Снегурочка веселят народ,

Это праздник… (Новый год). Слайд 1

Что такое Новый год?

Нравится ли вам этот праздник? Что больше всего нравится?

Да, Новый год – любимый праздник взрослых и детей. А вы знаете, что Новый год отмечают во всём мире?

Слайд 2

Сегодня я предлагаю вам, отправится в небольшое путешествие для того, чтобы узнать, когда и как отмечают Новый год в других странах, как там называют Деда Мороза. А вот на чём мы будем путешествовать, вы догадаетесь, отгадав загадку:

Что за птица: песен не поёт,

Гнезда не вьёт, людей и груз везёт?

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

(самолёт)

А так же при поездке в любом транспорте пассажирам необходимы билеты, я предлагаю вам их приобрести. Нужно ответить на мои вопросы:

    Назовите основные признаки зимы.

    Назовите зимние месяцы.

    Что является главным украшением Нового года?

    Кто главный герой этого праздника?

    Как зовут внучку Деда Мороза?

    Верный друг и помощник Деда Мороза и Снегурочки.

    Чем украшаем ёлку?

    Что водят дети вокруг ёлки?..

Дети, быстро в самолёт,

Отправляемся в полёт.

Итак, закрываем глазки. Полетели…

Слайд 3

Англия . Кто знает, как зовут Деда Мороза в Англии?..

Его зовут Санта Клаус. Жители этой страны встречают приход Нового года шумными многолюдными празднествами. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Хотя никто никого в гости не приглашает, существует неписанное правило, по которому в новогоднюю ночь или вечер каждый может без приглашений прийти в любой дом, даже к незнакомым людям, и будет радушно принят. Гостю полагается принести с собой маленький кусочек угля, бросить его в семейный очаг и пожелать, чтобы в этом доме огонь горел долго.

Слайд 4

Дети, быстро в самолёт,

Отправляемся в полёт.

Нас ждёт Италия.

Слайд 5

В этой стране есть любопытный обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать из своих домов на улицу разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи, очевидно, полагая, что это принесёт семье благополучие в Новом году. Малышам рассказывают сказки о старой волшебнице Бефане, которая через печную трубу пробирается в дом и кладет подарки детям в башмачки.

Дети, быстро в самолёт,

Отправляемся в полёт.

А чтобы лететь было веселее, давайте поиграем. Игра называется « Да и нет »

Что делаете зимой,

Дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: да иль нет.

-В снежки играете с друзьями? Да

-Грибы в лесу собираете сами? Нет

-С горки на санках катаетесь?

-В деревне на речке купаетесь?

-По лесу на лыжах бродите?

-А много цветов находите?

-В саду своём грядки копаете?

-А с Дедом Морозом пляшете?

Молодцы!!! Вот мы незаметно прилетели в другую страну

Слайд 7

Франция . Как же здесь отмечают Новый год?

Деда Мороза во Франции зовут Пер Ноэль. Каждый год в новогоднюю ночь он приходит к французским детишкам и приносит им подарки, которые оставляет в детских башмачках. А ещё в новогодний пирог хозяйки кладут боб (фасолину). Тот, кому достанется этот боб в кусочке пирога, получает звание «Бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

Дети, быстро в самолёт,

Отправляемся в полёт. Слайд 8

Нас ждёт Япония.

Слайд 9

А как же празднуют Новый год в Японии?

108 ударов колокола возвещают приход этого праздника в Японию. С последним ударом нужно лечь спать и встать с первыми лучами солнца и встретить новый день на улице. Проспать нельзя – год буде неудачным. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это принесёт здоровье и удачу в новом году.

Здесь живёт придание, по которому желание ребёнка исполнится, если он положит под подушку рисунок с изображением того, о чём мечтает. Поэтому малыши в предновогоднюю ночь заняты рисованием. Подарки приносит Дед Мороз, которого зовут Сегацу – Сан. К празднику во всех семьях мастерят бумажных змеев и в первый день Нового года запускают в небо.

Интересно встречают Новый год за границей?

Но, как говорят: В гостях хорошо, а дома лучше. Летим домой? Как называется страна, в которой мы живём?..

А пока наш самолёт везёт нас домой, давайте еще немного поиграем. Слайд 10

Я вылепила снеговика, но пока несла его на наш праздник – он у меня сломался. Помогите мне. Давайте построим снеговика. (дети с завязанными глазами «лепят» снеговика).

Слайд 11

Ну вот мы и дома. А как отмечают Новый год у нас в стране? Как мы его отмечаем?

Не всегда в России этот день праздновался 1 января. До 1700 года Новый год праздновали 1 сентября, когда заканчивались основные работы по уборке урожая.

В 1700 году Петр I своим указом перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято в европейских странах.

А кто является главным героем этого праздника в нашей стране?..

Дед Мороз. А почему же он сегодня к нам не пришел?

Но он прислал письмо. Вот оно:

Дорогие ребята, извините, что не приехал. Все дороги замело, задуло. Но, надеюсь, что вы ждёте меня. Стихи и песни выучили? Костюмы приготовили? Очень спешу на ваш праздник. До встречи 28 декабря на новогодней ёлке.

Ваш Дедушка Мороз.

Ну, как, ребятки, стихи выучили? Давайте прочитаем их.

Тихо падает снежок, мягкий и пушистый,

Укрывает зимний лес снегом серебристым.

То верхушкой в мягкий снег клёны провалились,

А берёза и ольха в кружева оделись.

Снова к нам пришел сегодня

Праздник ёлки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

Минувший год уходит

И время торопливое не ждет.

Листок последний сорван календарный,

Навстречу нам шагает Новый год.

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет,

Так давайте скажем дружно:

«Здравствуй, здравствуй, Новый год».

Всех подружек поздравляем,

Поздравляем всех друзей

И от всей души желаем

Мы вам самых светлых дней!

Новый год не за горами,

Скоро, скоро он придет.

Убедитесь в этом сами:

За окном метель метет.

Кружевной покрыты шалью

Все дороги и дома.

Уж на славу постаралась

Рукодельница зима!

Дед Мороз готовит сани-

Время мчится, в путь пора!

Дед Морозовых подарков

Заждалась уж детвора.

Бьют часы, спешат минутки,

Торопя событий ход.

Вся страна ждет с нетерпеньем

Праздник сказки – Новый год!

Молодцы! Но это еще не все. Дедушка Мороз решил проверить вашу сообразительность. Он прислал вам загадки.

Слайд 12


    Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт. Слайд 13

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (холодильник)

2. В руках у Тани зима в стакане. (мороженное)

Слайд 14

3. Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, руки-сучки.

Холодный и большой, Слайд 15

Кто я такой? (снеговик)

4.Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи Слайд 16

А зовут их… (лыжи)

5.Покружилась звёздочка

В воздухе немножко, Слайд 17

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

6. Поменял трусишка цвет, Слайд 18

А потом запутал след. (заяц)

7. Из леса принцесса на праздник пришла,

Бусы надела, огнём расцвела. (ёлка) Слайд 19

    Весь искрится, весь играет,

Ёлки снегом украшает,

Щиплет щёки, щиплет нос, Слайд 20

Кто он? (Дедушка Мороз)

Хорошо. Справились.

3. Подведение итогов.

Понравилось вам наше путешествие?

Что особенно запомнилось?

Пойдёте на праздник к Деду Морозу?

А как вы думаете, нужно ли на Новогоднем празднике соблюдать правила безопасности? Какие?

    Не зажигать бенгальские огни самим. Это должны делать взрослые.

    Не зажигать свечи около елки и рядом с легко воспламеняющимися предметами.

    Фейерверками, пиротехникой должны заниматься только взрослые, которые тоже должны соблюдать все правила обращения, указанные на упаковке.

    Приобретая салюты, фейерверки и прочее необходимо проверять срок годности, который указывается на изделии.

    Не зажигать ёлочные гирлянды самостоятельно.

Но если беда вдруг случится, какой телефон мы должны помнить! 01.

Слайд 21

Молодцы. Я хочу вам пожелать в новом году успехов, удачи, много веселья и радости.

Снеговикам я желаю снега,

Коньками и лыжами быстрого бега.

У взрослых пусть будут спокойные сны,

А у детей счастливые дни!

Когда уходит старый год,

А новый год рождается,

Пусть веселится весь народ,

Пусть каждый улыбается!

Пусть танцуют и поют

Все на целом свете!

Пусть подарки раздает

Дед Мороз всем детям!!!

Детям раздаются подарки.

Используемая литература:

1.Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-Волгоград: Учитель, 2005г.

2.И.В.Персидская, Г.А.Фонова и др. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007г.

3. Картинки к презентации взяты из личного архива и отсканированы с фотографий.

Классный час «Новогодняя шкатулка».


Людженская Оксана Рафиковна, воспитатель ГПД МБОУ «Гимназии №11» город Норильска, Красноярского края.

Описание материала: данный сценарий используется для детей младшего школьного возраста и проведения досугового мероприятия с детьми среднего возраста.

Цель: Ознакомление с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России.

Задачи:
1. Познакомить с особенностями празднования Нового года в России;
2. Способствовать развитию коллективного творчества, коммуникативности, познавательных интересов, творческого мышления;
3. Воспитать трогательные чувства к традициям народных праздников.

Оборудование: шкатулка, новогодняя открытка, поделки Дед Мороз и Снегурочка, искусственная елочка, ёлочная игрушка, белые листы бумаги, ножницы.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Новый год – любимейший праздник и у детей, и у взрослых. Что греха таить, каждый раз, слыша звон курантов, мы прислушиваемся к тому, как уходит старый год и наступает новый. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.
Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду открываются новогодние базары, зажигаются огни на елках, улицы украшены иллюминациями. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые.
Может быть, потому мы и готовимся к этому празднику так тщательно, С большим желанием выбираем подарки, готовим вкусные вещи и устраиваем праздник для себя и своих близких.

II. Введение в тему классного часа.
Стук в дверь. Учитель открывает дверь, возле порога стоит посылка.

Учитель: Ребята, нам прислали посылку. А вот здесь еще прикреплена записка.

Читает: «Открыв посылку, вы увидите там шкатулку. В этой шкатулке найдете предметы, без которых не проходит Новый год. Потому что, это - шкатулка новогодняя».

Учитель: Ребята, мы будем ее открывать, чтобы встретить Новый год? (да)

III. Тема нашего классного часа: «Новогодняя шкатулка».

Учитель открывает шкатулку.

Первый предмет из шкатулки – ёлочка .
1 сообщение.

В России отмечать Новый год привез из Германии Петр I. Первая ёлка в России в честь Нового года появилась в канун 1700 года. По указу Петра Великого на главных площадях по ночам пылали огни в смоляных бочках, устраивали фейерверки, а дома пахло смолой и еловыми ветками.
В 1699 году Петр 1 издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
По инициативе великой княгини Александры Федоровны 24декабря 1817 года была устроена домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи. Первый праздник «детской ёлки» был организован для своих детей. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. Расставлены столики, на каждом стояла ёлочка, и лежали подарки.
В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу 19 века этот обычай стал уже и во многих деревенских домах.

Учитель: «Игра в Снежки»:
Задача – забросить снежки в свою корзину (ведро), поставленное в 2-3 метрах от участника.

Второй предмет из шкатулки – Дед Мороз.
2 сообщение.

В России, как известно, живет Дед Мороз. Существует несколько версий его происхождения, но русский Дед Мороз никак не связан с прародителем Санта Клауса – Николая Мирликийским. Хотя сам Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Николай Угодник) – один из самых почитаем на Руси святых. Его считали покровителем русского народа.
Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорее языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
Образ Деда Мороза складывался на протяжении многих веков.
У славян было несколько богов, которые управляли снегами и буранами. Позвизд – бог бурь и непогод. Он носился по небесам, его сопровождала свита из бурь и ураганов.
Другой персонаж – Зимник. Его представляли в образе старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Говорили, где Зимник пройдет – там жди жестокой стужи.
Был такой персонаж как Мороз – богатырь, кузнец, который сковывает воду «железными морозами». Часто «Морозами» называли суровые зимние ветры.
Среди прямых предков русского Деда Мороза значится и восточнославянский дух холода Трескун. Именно он становился героем русских народных сказок под именем Морозко или Мороз красный нос – хозяин погоды зимы и мороза.
Еще одна версия происхождения Деда Мороза гласит, что он Дух предков. Еще до появления христианства на Руси в то, что духи умерших охраняли свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. Канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы мехом наружу и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл заключался в том, что колядующие представляли собой духов, которые получали награду за неустанную заботу над живущими.
В русских сказках Деда Мороза изображают как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах и с посохом. Прикосновением посоха он может заморозить все, что угодно.
Сказочного Деда представляют как взбалмошного, но строго духа зимы.
К 1870-1880 годам в домах стали устраивать Рождественские и Новогодние праздники с подарками. В сознании россиян утвердился некий персонаж с мешком подарков. Подарки, как правило, либо раздавались либо оставались у ёлки. Звали персонажа по-разному: Святочный старик или Елочный дед.
К 1890 годам святочный старик окончательно стал именоваться Дедом Морозом. К концу XIX века Дед Мороз добрый волшебник.
К началу XX века образ деда Мороза, как доброго дарителя ёлок и подарков, закрепился окончательно.
У Деда Мороза появился новый дом (раньше обитал в ледяной избушке). Сейчас новогодний дедушка живет в Вологодской области, в городе Великий Устюг. На берегу реки Сухоны в сосновом бору для него выстроен терем, а рядом зверинец, в котором живут звери. Любое письмо или посылка, пришедшее на имя Деда Мороза, даже без адреса попадает к адресату.
У Деда Мороза и Санты Клауса немало общего. Прежде всего – это доброта. Оба они стремятся принести радость и счастье в каждый дом, порадовать подарками и детей и взрослых.

Учитель: Танец «У оленя дом большой»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

(Постепенно ускоряется темп песенки).

Третий предмет из шкатулки – Снегурочка.
3 сообщение.

Главный помощник Деда Мороза – Снегурочка. Образ Снегурочки возник в русской литературе XIX века. Этимология имени Снегурочка достаточно прозрачна – «Снегурками называли подобие человеческих фигур, слепленных из снега»
Официальной даты рождения Снегурочки стал 1873 г., когда замечательный драматург Александр Николаевич Островский переложил народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка».
Помимо версии литературной существовали и народные версии появления Снегурочки. Девушку вылепили бездетные старики Иван и Марья. А по другой версии, ее родила большая ель. Светлая девушка появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей.
Первое появления на празднике елки Деда Мороза и Снегурочки состоялось в московском Доме союза 1937 году. С тех пор дедушка и внучка вместе.
В 2006 г. была открыта усадьба Деда Мороза в Москве в парке Кузьминке. Там же, в Кузьминке, открылся и деревянный двухэтажный терем Снегурочки.

Учитель: Конкурс «Кто сумеет вырезать самую красивую снежинку».

Четвертый предмет из шкатулки – елочная игрушка.
4 сообщение.

За многие годы традиции использовались самые разные украшения для Рождественской ели. Ее обсыпали мишурой, на нее подвешивали посеребренные и позолоченные картофелины, фигурные пряники и печенки.
В XVII веке, Европа сделала первый шаг вперед в изготовлении елочных украшений. Они стали более интересными, более нарядными – золоченые шишки, звездочки, бабочки, цветы, сложенные из с серебряной фольги, оловянные проволоки. И конечно особую, неповторимую красоту елки придавали стеклянные шары.
Традиция украшения елки берет свое начало на островах Туманного Альбиона. В Англии придумали вешать на елку позолоченные апельсины и миндаль, а отсюда уже пошел обычай стеклянных новогодних игрушек.
Стеклянные украшения в Англии вошли в моду с 1850 года. Их появление было вынужденным. Этот год был засушливым и настоящие яблоки и орехи не уродились. Вот и пришлось заменить их искусственными. Но, кок бы там ни было, традиция стеклянных ёлочных украшений пришлась всем по душе.

Учитель: Загадки о зиме.

1. Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка... Мороз
2. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим... Лед
3. Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная... Снежинка
4. Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... вьюга
5. Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец - ... Сосулька
6. Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает... снеговик
7. Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи... морж
8. Кто привез из зимней сказки
Вам подарков целый воз?
Кто ответит без подсказки?
Это…Дедушка Мороз.

Пятый предмет из шкатулки – открытка.
5 сообщение.

Первая открытка появилась в 1843 году. Инициатором ее возникновении считается сэр Генри Коул – директор лондонского музея. В декабре 1840 года он попросил художника Джона Кэлкотта выполнить на бумаге рисунок, подходящий для рождества. Изображение дополняла подпись «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Удивительно, но этот текст станет стандартом для всех рождественских и новогодних открыток.
Причем во всех странах и естественно на всех языках!
В 1820 годы в Европе вошло в моду еще одно замечательное изобретение – бумажный конверт. Первые открытки пересылались в конверт.
А еще через несколько десятилетий француза Пуарье озарила идея приклеивание одного из клапанов конверта сургучом или облаткой.
Письма тогда было принято отправлять надушенными. Аромат духов мог многое рассказать о владельце письма.
Среди почтовых карточек наибольшей популярностью пользовались рождественские и новогодние открытки.
Тематика открыток в странах была разнообразной.
И все, же как говорит статистика, электронная почта хоть и успела потеснить традиционного почтальона «с толстой сумкой на ремне», а все равно каждый год красочные кусочки картона разлетаются по городам и весям, неся собой всего лишь несколько слов, но за то теплых и искренних.

Учитель: Конкурс: «Рисунок с завязанными глазами».
(Участникам (3-4 человека) завязывают глаза).

Учитель: Отгадайте, что вы будете рисовать:

На морозе не дрожу, нос морковкою держу.
Только вот без зимней стужи
горько слезы лью я в лужи.
Но не жалуюсь, привык.
Как зовусь я? ... (Снеговик ).

(Под веселую музыку участники конкурса с завязанными глазами рисуют снеговика).

IV. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Продолжите предложения…
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял(а) задания…
5. Я понял(а), что…

Учитель: Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали.

V. Домашнее задание
Напишите небольшое письмо Деду морозу о том, о чем вы мечтаете, чем увлекаетесь, что вам нравится в школе. Расскажите, какие традиции празднования Нового года есть в ваших семьях!

Учитель:
Желаю Вам под Новый год
Веселья звонкого, как лед,
Улыбок светлых - как янтарь,
Здоровья - как мороз в январь!

Всем спасибо и с наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

Классный час «Новый год у ворот!»

Цель : повысить интерес уч-ся к истории праздника; развитие творческих способностей и эстетического восприятия мира.

Оформление : новогодняя газета, поздравления на доске, снежинки на окне.

Класс: 5-6

Ход классного часа

1. Беседа об истории праздника. Рассказ учителя.

2. Новогодняя викторина.

3. Конкурсы.

4. Танцы.

I . Беседа об истории праздника.

Что вы знаете об этом празднике?

Кто впервые его ввел у нас в стране?

С 1700 г. царь Петр I издал указ отмечать Новый год не от сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 г. было провозглашено народу: по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по дереву или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е января того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади потехи начнутся, и стрельба будет.

В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7-е января по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или из соломы.

Первым пустил ракету Петр I . Она возвестила народу наступление Нового года. Именно с 1 января 1700 г. народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.

Откуда пришел обычай отмечать Новый год?

Из Месопотамии. Именно здесь, по мнению ученых, впервые стали праздновать Новый год.

Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды.

Сколько лет Деду Морозу?

Предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов, в других – странствующих жонглеров, которые распевали песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании – папа Ноэль, в Румынии – Мош Джарилэ, в Голландии – Синте-Клаас, в Англии и Америке – Санта-Клаус, а у нас – Дед Мороз.

II . Новогодняя викторина.

1. Дерево, отсутствие листьев у которого говорит о его особенном предназначении (елка).

2. Фотомодель с русою косою, всегда участвующая в зимних праздниках. Появляется всегда в сопровождении пожилого спонсора. (Снегурочка).

3. Имя и фамилия мужчины преклонного возраста. Он – дамский угодник, одетый по моде Зима 2009 года. (Дед Мороз).

4. Молочный продукт, поддерживающий температуру зимы, но употребляемый в основном летом (Мороженое).

5. Сказка. Дело происходит зимой. Главные героини – две девушки. Одной из них помогает герой, именем которого названа сказка. Он одаривает ее подарками и выдает замуж. (Морозко).

6.Место размещения долгожданной радости для людей, доживших до зимы. Всегда являлось символом, находящимся под деревом без листьев (Мешок).

7. Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал. Мы поднять его хотели, а он к порогу побежал! (Сосулька).

8. Две курносые подружки не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, обе песенки поют, обе ленты на снегу оставляют на бегу. (Лыжи).

9. В белом бархате деревня – и заборы. И деревья. А как ветер нападет, Этот бархат пропадет (Иней).

10. Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег).

11. Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет, мы встречаем новый год. (Декабрь).

12. Дождались зимы друзья; по реке бегут, скользя. Лед срезают, как ножи, выполняя витражи. (Коньки).

III . Конкурсы.

1. И смех, и слезы, и любовь

Участникам предлагается рассмеяться, но сделать это надо с определенной интонацией: презрительно; с отвращением; злорадно; весело и заразительно; с сарказмом; зловеще.

Затем изобразит плач: тоскливый; яростный; безнадежный; горький; капризный; обиженный.

Произнести: «Любовь зла полюбишь и козла»: ехидно; радостно; нежно; сердито; насмешливо; печально; восторженно.

2. Правила дорожного движения

Игроки, вызвавшиеся участвовать в этом конкурсе, должны нарисовать новый дорожный знак, который бы обозначал следующее:

- «Осторожно: злые комары»; «Внимание: пляжный волейбол»; «Стоп: здесь есть туалет»; «Проезжайте мимо: минное поле».

3. Азбука

4. СКВ

Присутствующие делятся на 4 команды и получают задание за 2 минуты нарисовать денежную купюру индейского государства, на которой были бы изображены вожди племен:

    1 трымбрым – вождь Тырсыр Рыбий Глаз;

    3 трымбрыма – вождь Мырдыр Дохлый Таракан;

    5 трымбрымов – вождь Бырмыр Седьмой Желудок;

    10 трымбрымов – вождь Нырфыр Лягушачья Лапа.

Оцениваются остроумие и художественное исполнение рисунка.

5. Угадай цвет

Участникам конкурса нужно будет с помощью пантомимы объяснить, какой цвет был загадан: красный, белый, черный, фиолетовый.

6. Конкурс на внимательность

Посредине комнаты ставят стул, на котором лежит приз. Ведущий вызывает двух желающих. Их задача – взять приз раньше своего соперника. Приз можно брать при слове три. Ведущий начинает говорить:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я цифру «три» -

Приз немедленно бери.

Мечтает парень закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команды: раз, два… марш!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых… семь!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

Возьми и просто повтори

Разок, другой, а лучше… десять!

Однажды поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать …

В этом месте кто-нибудь должен взять приз. Если этого не произошло, то ведущий заканчивает:

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли, Когда была возможность взять?

7. Ателье

В конкурсе участвуют пары. Им дается задание из рулона туалетной бумаги соорудить на одном из партнеров модное платье. При этом нельзя пользоваться булавками, скрепками. Можно использовать только саму бумагу, разрывая ее и завязывая. Пары удаляются на некоторое время в соседнюю комнату. Затем они демонстрируют свою модель, предварительно дав ей название.

8. Забава

Включается музыка, и по кругу гостей пускается большая коробка, в которой находятся разные предметы одежды. Например, большие мужские трусы, детский слюнявчик, мини-юбка. Музыка периодически останавливается. Тот человек, в руках которого в это время окажется коробка, должен не глядя достать из нее 1 предмет. По правилам он должен будет носить его какое-то время, о котором заранее все договариваются. Это может быть 1 час или 5 минут.

9. Передай другому

Гости рассаживаются в 2 ряда. Количество человек в каждом ряду должно быть одинаковым. Тем, кто первым находится в каждом ряду, ведущий говорит на ухо какую-нибудь скороговорку. Затем по сигналу ведущего участники должны по цепочке быстро и «по секрету» передать эту скороговорку до последнего человека в ряду. После чего этот человек должен встать и внятно произнести услышанную скороговорку. Побеждает та команда, чей представитель расскажет скороговорку более правильно и внятно.

Примеры скороговорок:

    Рапортовал, да не дорапортавал, а стал дорапортовывать – зарапортавался.

    Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слктелись и сели под горкой.

    Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

«Новый год у ворот».

Учитель: Новый год слетает с неба?

Или из лесу идёт?

Или из сугроба снега

К нам приходит Новый год?

Он, наверно, жил снежинкой

На какой-нибудь звезде

Или прятался пушинкой

У Мороза в бороде.

Спать залез он в холодильник

Или к белочке в дупло...

Или в старенький будильник

Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:

На часах двенадцать бьёт...

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы порадоваться приближению Нового года. Будем петь, читать стихи, играть в новогодние игры, отгадывать новогодние загадки.

А сейчас игра.

1. Игра «Закончи фразу».

Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте:

На дворе снежок идёт

Скоро праздник… (Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойной дух идёт… (от ёлки).

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие… (блестят).

И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки… (хлопушки).

Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики… (шары).

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы… (снегурки).

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед… (Мороз).

Ну и ёлка, просто диво

Как нарядна, как… (красива).

Вот опять зажглись на ней,

Сотни крошечных… (огней).

Двери настежь, точно в сказке

Хоровод несётся в… (пляске).

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех.

Поздравляют с… (Новым годом).

С новым счастьем сразу… (всех).

2. Читаем стишки Дедушке Морозу.

3. Игра « Мы пойдём направо…»

Мы пойдём сейчас направо 1, 2, 3

А потом пойдём налево 1, 2, 3

К потом все соберёмся 1, 2, 3

Так потом все разойдёмся 1, 2, 3

Мы потом мы все присядем 1, 2, 3

И легонечко привстанем 1, 2, 3

Попляшите наши ножки 1, 2, 3

И похлопайте в ладошки 1, 2, 3

4. Загадки

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

На солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз.)

Живет - лежит, умрет - бежит. (Снег.)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля - весной, летом, осенью, зимой.)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)

Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель.)

Зелёные юбчонки,

Колючие девчонки.

Их – не обижай!

На праздник приглашай.(Ёлочки.)

Он по ёлочке-царице

Вниз бежит по нитке,

Металлически струится,

Хоть совсем не жидкий.(Елочный дождик.)

Расцветает ландыш в мае,
Астра осенью цветёт.
А зимою расцветаю
Я на ёлке каждый год.
Целый год лежал на полке,
Все забыли про меня.
А теперь вишу на ёлке,
Потихонечку звеня.(Ёлочный шар.)

5. Игра « ДА» , « НЕТ».

Есть у нас один секрет,

Мы его раскроем?

(Да.)

Зал улыбками согрет,

Значит, будет праздник?

(Да.)

Угадали без труда!

Наступает осень.

(Нет.)

Будем праздновать, когда

Скажем скуке дружно...

(Нет.)

Дед Мороз пошел в буфет.

Станем ждать его мы?

(Да.)

Вот вернется он когда,

Отругаем Деда?

(Нет.)

Очень правильный ответ!

Любит Дедушка нас?

(Да.)

– Забывает иногда

Дед подарки дома?

(Нет.)

В школе дружно мы всегда

Скажем "двойкам" только...

(Нет.)

А "пятеркам", не секрет,

Говорим всегда мы...

(Да.)

Маме за кулек конфет

Мы "спасибо" скажем?...

(Да.)

Мимо урны без труда

Бросим фантики мы?

(Нет.)

– Забываем иногда

"Здравствуйте" сказать мы...

(Нет.)

Будем старшим мы в ответ

Говорить неправду?

(Нет.)

6. Игра « Если весело живётся..»

Под музыку детской песенки.

7. Игра под музыку « Замри!»

Звучит музыка, все танцуют, когда музыка останавливается, все должны замереть, кто пошевелился, тот выходит.

Старый год кончается,

Хороший,добрый год.

Не будем мы печалиться –

Ведь Новый к нам идет!

Пусть Новый год Вам принесёт

Со снегом – смех, с морозом – бодрость.

В делах – успех, а в духе – твёрдость!

Всем желаю я в этом году

Бодрости и успеха, радости и смеха!