Вопросы родителям о развитии речи детей. Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Инструктор по физической культуре

Одним из основных заданий, которые родители ставят перед собой это максимально способствовать развитию речи малыша. Это совсем не вызывает никаких вопросов. Поскольку достаточный уровень устной речи дает возможность ребенку полноценно развиваться в будущем, а также общаться с ровесниками и окружающими его людьми. Система речи помогает связать полученные ранее образы, создав особую систему. Такая система становится основанием для дальнейшего процесса обучения ребенка. Новая информация как кирпичики доставляется на подготовленный ранее фундамент. С каждым годом речь все более важна и выполняет особые функции. Вся информация вокруг ребенка предоставлена в виде устной либо письменной речи: тексты книг, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых.

Особенности развития речи

В возрасте до трех лет развитие речи для ребенка особенно важно, поскольку на этом этапе ребенок осваивает родную речь. Способность разговаривать не только формируется, она развивается особо быстрыми темпами. Если занятия, а также общение ребенка организовано правильно, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств, это способствует решению возможных проблем в развитии малыша.

Ожидания родителей

Современные родители особенно следят за развитием детей и полностью осознают то, насколько важно для малыша научиться правильно говорить. Но иногда сами родители становятся причиной замедления этого процесса. Они стараются сравнить своего ребенка и его достижения с уровнем развития сверстников. Не возникает никаких проблем, если ребенок начинает разговаривать в соответствии с возрастом и с радостью повторяет и имитирует услышанные звуки и слова. Но иногда все происходит абсолютно наоборот. Окружающие малыша люди начинают беспокоиться в том случае, если речь ребенка непонятная, нечеткая, а воспроизводимые звуки абсолютно не различимы. Более того, родители остаются с проблемой один на один, поскольку малыш в этот период не ходит в детский сад.

Уровень развития речи ребенка: как определить?

Чтобы узнать есть ли отклонения в речи вашего малыша, не стоит сравнивать его достижения с уровнем соседских детей. Намного эффективнее использовать для анализа таблицы развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами. Получить эту информацию несложно, она находится в открытом доступе для всех. Благодаря таким таблицам родители могут ознакомиться с основными периодами развития речи ребенка. Согласно предоставленным данным можно узнать об основных периодах формирования речи (появление гуления, лепета, начальных словах, первых фраз), о динамике в развитии пассивного словаря малыша (понимание слов без активного воспроизводства) и активного словарного запаса (понимание и использование слов в речи). Учитывая полученную информацию можно точно определить возможные изъяны в развитии, а также дефекты речи ребенка.

Следует ли специально проводить занятия для развития речи?

Не нужно быть специалистом в этой сфере, чтобы догадаться об ответе. Конечно, ребенка следует постоянно тренировать и активизировать умственную деятельность ребенка. Не все родители придерживаются такой точки зрения. Иногда можно услышать, что не стоит забивать ребенку голову, он и сам сможет «разговориться», когда время придет. Действительно, иногда так и случается. Но не лучше ли более активно подойти к решению проблемы, чем надеяться на случай. Ведь подобрав оптимальные виды занятий, вы значительно повысите шансы ребенка на успех.

Как организовать развивающее окружение?


Создав подходящие условия, родители обеспечивают оптимальную среду для развития малыша. Основное и главное задание родителей - постоянно разговаривать со своим чадом, т.к. в этот момент зарождаются первые звуки и слова благодаря способности ребенка подражать взрослым. Родители должны комментировать все действия, ситуации, с которыми сталкивается ребенок ежедневно. Например, описывайте каждый этап умывания. «Пойдем, умоем глазки и личико. Что необходимо сделать? Открыть кран. Кран требуется покрутить. Открыли и водичка течет. Теперь берем мыло. Нашли мыло. Давай потрем наши ручки с мылом. Тебе помощь нужна? Ручки намылили. Теперь необходимо мыло смыть. Нам опять нужна водичка. Смоем водичкой мыло. Переходим к личику. Чтобы искупать наше личико, набирай водички в горсть. Смой лицо водичкой. Потрем лицо. Закроем водичку. Закрути кран. Не в ту сторону. В противоположную. А теперь поищем полотенце. Вытираем полотенцем ручки, глазки и личико. Умница! А какое лицо чистенькое, свеженькое!»

Также можно комментировать и прогулку.

«Пойдем, погуляем. Посмотри, какая погода! Тучки набежали. Дождик капает. Необходимо спрятаться. Прячься под капюшон. А мама откроет зонтик. А теперь погуляем. Дождик сделал лужи на тропинке. А вон там стоит высокое дерево. Что случилось с листиками? Почему они под деревом? Они упали, потому что осень. Она разукрасила листики в красный, желтый и коричневый цвета».

Описывайте ребенку все действия, начиная с умывания, и продолжайте озвучивать все ситуации на протяжении дня, даже на занятиях детским фитнесом в Новосибирске .

Следует знать, что изначально такие комментарии довольно сложно даются взрослым, но со временем они привыкают и меняют свой стиль общения с ребенком. Итог зависит от тренировки. При желании, а также упорности, родители легко научатся беседовать с малышом, учитывая этапы развития речи.

Не забывайте о балансе. Не стоит перегружать ребенка излишне информацией, говорите много, но не переусердствуйте. Озвучивайте действия без излишней эмоциональности, простыми предложениями.

Занятия для развития речи


Кроме того, что родители имеют желание помочь ребенку и активно к этому стремятся, они должны организовать систематические тренировки для того, чтобы ребенок как можно быстрее освоил речь и избавился от дефектов речи.

Для этого следует ознакомиться с дополнительной информацией и овладеть дополнительными знаниями.

Развитие речи условно разделяется на - понимание, то есть пассивное пользование и непосредственно активное использование, и развитие речи малыша. Добиться успеха на том или ином этапе помогут только постоянное внимание к проблеме и обеспечение всестороннего развития речи ребенка. Дополнительно следует постоянно контролировать развитие систем дыхания и слуха, а также умение подражать.

Занятия требуются не только для тех детей, у которых присутствуют явственные проблемы с организацией речи, с логопедическими проблемами, но и малышам с нормальным развитием.

Развиваем восприятие речи

Чтобы ребенок достиг успеха в развитии понимания речи, необходимо сконцентрировать занятия на расширении пассивного словаря, что обозначает обогащение разнообразными частями речи: наречия, местоимения, глаголы и прилагательные. Обращайте внимание в процессе работы не только на накопление словарного запаса, но и на фразы и более сложные синтаксические конструкции. Чтобы организовать работу было легче, предлагаем вам ориентировочный перечень тематики для запоминания детям. Подбирать следует только те слова, которые знакомы ребенку и обозначают те предметы и действия, что он постоянно употребляются в его обиходе. Также не стоит забывать о лексике, которая обозначает чувства близкие ребенку. Не переусердствуйте с лексикой, которая имеет абстрактное значение.

Предметный словарь: части тела (уши, нос, волосы, руки, ноги), одежда, обувь (брюки, платье, футболка, туфли), игрушки (кукла, мишка, пирамидка, карандаш), дом (окно, дверь, комната), мебель (шкаф, стул, кресло), овощи, фрукты, ягоды (малина, клубника, слива, яблоко, груша, огурец, помидор и т.д), животные дикие и домашние (курица/цыпленок, корова/теленок, утка/утенок, волк/волчонок, заяц/ зайчонок) и другие группы слов.

Словарь глаголов: действия, которые выполняет ребенок (бегает, прыгает, спит, ест, умывается, плачет), действия, которые выполняют другие члены семьи или взрослые из ближайшего окружения (убирает, шьет, ремонтирует, готовит, пишет).

Наречие и прилагательные: цвет (белый, черный, красный, синий, зеленый), вкус и ощущения (горький, сладкий, соленый, колючий, горячий, мягкий), размер (высокий, низкий, большой, длинный, маленький).

Рекомендуемые темы не являются правилом, они могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей малыша, их можно облегчить либо усложнить более сложными лексическими единицами. Приведенные группы слов дадут возможность скорректировать работу и выступят в качестве фундамента для дальнейшего развития речи.

Работа со словарем — это занятия как на уточнении значения лексики, которая, известна малышу, так и на знакомстве с новыми понятиями. Занятия можно проводить на протяжении всего дня в игровой форме. Специалисты по развитию детской речи рекомендуют следующие игры: «Найди необходимый предмет соответствующего цвета», «Покажи отгадку», «Найди необходимую картинку».

Кроме освоения слов, следует усложнить конструкции и расширить лексический запас фразами и простыми предложениями. С этой целью предложите малышу использовать элементарные фразы, которые в своем составе имеют простейшие слова, известные ребенку. Такие новообразования могут иметь разнообразное функциональное значение, как ответ, вопрос, предложение и другие. Например: «На лялю!», «Дай ам-ам», «Дима топ-топ», «Анна куп-куп», «Кто там?», «Вот синий зонт». Этап развития фразовых изречений особо важный не только для речи ребенка, но и для всеобщего развития малыша.

Развиваем активную речь малыша

Взрослые особо стремятся к тому этапу, когда ребенок полностью будет воспринимать и воспроизводить речь. Они с нетерпением ждут, когда ребенок отчетливо произнесет свои слова. Развитие активного словаря основано на подражании.

Подражание речи – это повторение звуков или слов, за произносившим их человеком или источником производства звуков. На начальном этапе повторение звуков малышом имеет много схожего с эхо. Через некоторое время ребенок может повторять звуки и слова. Для того чтобы процесс был осознанным, а ребенок связывал слова с определенными предметами или понятиями, сопровождайте свою речь активной практичной деятельностью. Специалисты в сфере физиологии, утверждают, что процесс подражания – это безусловный рефлекс, а именно эта способность является врожденной. Ребенок повторяет речь, не сознательно.

Когда становится заметным отставания в развитии малыша, следует организовать работу с целью активизации желания повторять, воспроизводить слова родителей и других взрослых. Принимайте его желание вторить, даже в том случае, если они не совсем удачны и трудно разбираемы. Игры являются оптимальным решением для развития активной речи. Например, игра в подражание. Полетайте по комнате как самолет, расставив руки в стороны, погудите вместе с ребенком «У-у-у!», езжайте как машины – походите, покрутите «руль», посигнальте «Би-би!», поиграйте на музыкальном инструменте «Ду-ду-ду!», спойте колыбельную любимому плюшевому мишке «Баю-бай!».

Результативным приемом является продолжение строчек знакомых стишков, песенок, потешек. Взрослые начинают проговаривать строчку, делая паузу на последнем слове. Эта пауза дает возможность ребенку продолжить стишок, добавив необходимое слово или всю строчку.

Например:

Петушок, (петушок),

Золотой (гребешок),

Выгляни (в окошко)…

Дам тебе (горошка)!

Существует закономерность между соотношением количества глаголов и уровнем развития речи ребенка. Поэтому следует учитывать эту особенность и обратить внимание во время занятия на развитие и обогащение словаря глаголов у ребенка. Начинайте с наипростейших форм слов, например, топ-топ, баю-бай, ам-ам, и тому подобное. Чтобы процесс занятия стал более ярким и соответствовал реальности, можно иллюстрировать слова фотографиями ребенка или его близких людей.

Безусловным является и использование наглядности, которые активизируют развитие речи ребенка. Для этой цели прекрасно подойдут – предметы обихода, игрушки, книги.

Следите за динамикой развития речи

Не стоит ожидать мгновенного результата в развитии детской речи. Терпение – лучшее качество в такой нелегкой работе. Ведь малыш требует достаточно много времени для того, чтобы впитать знания, овладеть навыками. Проследить развитие, достижения малыша можно с помощью «Дневника развития речи», где следует фиксировать новые слова и фразы, которые ребенок начал использовать в своей речи. Отмечайте успехи и записывайте даты. Таким образом, вам легко удастся проследить как быстро и какие изменения происходят, и Вы сможете сделать более полный вывод о результатах занятий и проделанной работы.

Одним из вариантов решения проблемы в развитии детской речи могут стать занятия в логопедических группах.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?


11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами . Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике , которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике .

7. Учить ребенка правильно дышать . Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.

8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря : учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

9. Читать вслух . Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка - это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!

Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Развитие речи - одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители…………………………………………………………………………………………………….

Детский сад………………………………………………………………………………………………

Другое…………………………………………………………………………………………………..

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

Да и какую…………………………………………………………………………………………………

Нет……………………………………………………………………………………………………………..

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?

Да, какие…………………………………………………………………………………………………..

Нет…………………………………………………………………………………………………………..

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? .................................................................................................................................... Спасибо!

Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей »

Вряд ли найдется родитель , который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать ! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка , сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка . Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно - развивающей работы .

Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями . Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно . Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи , принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают , что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка , начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей , необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями .

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов :

Организации различных форм помощи родителям ;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов . Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы :

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье .

Основными формами работы с родителями являются :

общие родительские собрания ;

консультации (индивидуальные и групповые) ;

беседы (индивидуальные и групповые) ;

открытые показы занятий;

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т . д.

Речь родителей – пример для детей . Успех речевого развития ребенка , прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей . Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания , она должна соответствовать определенным требованиям :

родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи : синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот» , «Подумай и объясни» и т. д. ;

Употреблять в живой разговорной речи пословицы , поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой :

«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи : «Дорога ложка к обеду» , «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись» …; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба» … и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

Родителям , которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям , как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей , облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность .

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников .

«Советы для родителей »

«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

Как можно больше привлекайте детей к играм , рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

Привлекайте детей к играм с игрушками , куклами.

«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

Поощряйте словесное творчество ребенка.

Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

Своевременно исправляйте речь ребенка.

Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка .

«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

Постоянно следите за речью детей .

Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи» .

Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?» , «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха , выразительной речи .

Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая) .

Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей .

Следите за речью детей , своевременно исправляйте речевые недостатки.

Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

Знание родителями того , чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей , - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Надо, чтобы родители помнили , что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям . В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться . Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития , владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи .