Учим детей дошкольного возраста послушанию. Формирование воли у детей младшего школьного возраста Методы послушания ребенка

Вряд ли даже самых опытных родителей можно назвать экспертами в вопросах истерик. Однако существует несколько действенных способов предупреждения и прекращения истерик, которые, очень вероятно, помогут и вам. Далее даются пять советов о том, как прекращать истерики и учить детей дошкольного возраста послушанию.

1. Сосчитайте до десяти. Нет, это не тот старый способ, который заключается во фразе «Ты должен подойти ко мне, пока я не досчитаю до десяти» (который, по мнению многих родителей, слабо помогает предотвращать неизбежное и просто учит ребенка тому, что он может не слушаться, пока вы не досчитаете до девяти). Нет, это совершенно другой совет, который может творить чудеса.

По сути, каждый раз, когда вы хотите, чтобы ребенок закончил свое веселое занятие (или собираетесь попросить его сделать то, что он вряд ли захочет делать), скажите следующую фразу: «Ты можешь поиграть, пока я досчитаю до десяти, а затем мы пойдем к машине».

Важно заранее предупредить ребенка о грядущих изменениях. Но если вы скажете: «Мы уезжаем через две минуты», малыш не поймет, что вы имеете в виду. Говоря «Я сосчитаю до десяти», вы помогаете ребенку лучше понять, сколько времени у него осталось. Прелесть этого метода заключается еще и в том, что вы можете считать с любой скоростью, какой вы хотите.

Не ждите, чтобы этот метод будет действовать в 100% случаев, но он действительно чудесным образом помогает в девяти случаях из десяти.

Дополнительный совет: заблаговременное объяснение детям того, что будет происходить (и того, чего от них ожидают) исключительно полезно для предотвращения эмоциональных срывов.

2. Играйте в игру «Послушание». Многие дети ее обожают. Суть игры заключается в самом названии: вы превращаете послушание в игру. Эта игра похожа на игру «Море волнуется раз», только преследует определенную цель.

Вы говорите что-то вроде: «Итак, мы будем играть в игру. Я попрошу тебя что-то сделать, а тебе нужно ответить «Да, я готов», а затем сделать это!». Потом вы просите ребенка выполнить какое-нибудь простое задание, например, «Пойди и сядь на диван», и наперегонки с малышом выполняете это задание. Сопровождайте выполнение задания одобрительными возгласами, аплодисментами и воодушевленными высказываниями.

Чем больше выполненных заданий, тем больше аплодисментов и смеха. Детей обычно очень заводит эта игра, и они могут бегать и кричать «Я послушался! Я послушался!».

Смысл игры заключается в том, что малыши учатся слушаться и делать все быстро и весело. (Нет, конечно, это не значит, что они действительно станут на 100% послушными, но эта игра, безусловно, помогает им привыкнуть к самому понятию «послушание»).

3. Учите ребенка «сначала слушаться». Знакома ли вам следующая ситуация? Вы просите ребенка сделать что-то, например, говорите: «Иди, поиграй со своим корабликом», но вам на самом деле не очень интересно, пойдет он или нет. Он отвечает, например: «Нет, я хочу играть с моими машинками». Вы говорите: «Хорошо, конечно».

Задумайтесь над тем, что происходит на самом деле. Вы говорите ребенку, чтобы он что-то сделал, а он отвечает: «Нет, я хочу делать что-то другое», и вы реагируете на это: «Конечно, делай, как хочешь». То есть, по сути, вы учите ребенка тому, что, если ему не нравится ваша просьба, он может просто сказать «нет» и не выполнять ее. Неудивительно, что он расстраивается и не слушается, когда вы просите его о чем-то важном.

На самом деле, вы не хотите и не должны настаивать на том, чтобы он играл с корабликом. Но что, если в таком случае вы настоите на том, чтобы он сначала выполнил вашу просьбу, а потом попросил что-то еще?

Сценарий может выглядеть следующим образом:

  • Вы: «Саша, идти поиграй с корабликом».
  • Саша: «Нет, я хочу играть в машинки!».
  • Вы: «Сначала послушайся меня, а потом ты можешь попросить меня о чем-то еще. Пожалуйста, возьми кораблик».
  • Саша идет и берет кораблик.
  • Вы: «Молодец, теперь ты можешь попросить у меня разрешения поиграть с чем-то еще».
  • Саша: «Можно мне поиграть с машинками? Пожалуйста!».
  • Вы: «Да, конечно».

Видите разницу? На первых порах это потребует от вас много усилий. Вам придется серьезно поработать, чтобы научить ребенка слушаться в первую очередь, но, как правило, через неделю или около того ребенок поймет смысл происходящего. И эта привычка поможет ему научиться слушаться, когда вы попросите его сделать что-то действительно важное.

4. Рассказывайте поучительные истории. Например, вы можете рассказать ребенку историю об одном мальчике, удивительно похожем на него по характеру. В одном рассказе мальчик (Алеша, например) учится слушаться и не кричать. В другой истории он узнает, что нужно полностью съедать свой ужин или хорошо играть со своей маленькой сестрой.

Детям, как правило, нравятся «истории из жизни Алеши», и вы сможете наблюдать за тем, как они начнут проводить параллели между вашими рассказами и собственным поведением. В худшем случае эти истории не повредят ребенку, но, скорее всего, будут полезными.

Конечно, в качестве советов можно рассказывать и о последовательности в воспитании, последствиях плохого поведения и решении проблем в раннем возрасте - все это чрезвычайно важно. Но в этой статье представлены уникальные способы предотвращения истерик и обучения послушанию, которые помогли многим семьям и, надо надеяться, помогут и вам.

Поэтому держитесь, храбрые мамы, и продолжайте работать.

…Результаты вашего воспитания могут улучшиться, истерики могут стать редким явлением, если вы поймете, что пока лишь пытаетесь справляться с результатами гнева ребенка и пробуете заставить его правильно управлять им, но реальная проблема заключается в самом этом чувстве, а не в том, как он его выражает. Поэтому…

5. Учите ребенка прогонять гнев из своего сердца. Сядьте рядом с ребенком и поговорите с ним о том, как гнев входит в его сердце и как он заставляет малыша кричать и впадать в истерику. Расскажите ребенку, что, когда он расстраивается, он должен приказать гневу уйти из своего сердца. Произнесите это громко вслух: «Гнев, убирайся!». В течение следующих нескольких дней каждый раз, когда ребенок начинает злиться, напоминайте ему о том, что нужно прогнать гнев из своего сердца. Изменения в поведении ребенка произойдут быстро и будут просто удивительными. В большинстве случаев он начнет успокаиваться мгновенно. В тех случаях, когда этот совет не помогает, молитесь вместе с ребенком Богу, чтобы он помог изгнать гнев из сердца малыша.

Воспитание послушания детей .

Всегда считалось одной из основных задач педагогики приучить детей к дисциплине. Первой очень важной ступенькой дисциплинированных является послушание, т.к. без умения слушаться невозможна никакая

Дисциплина. Послушание надо начинать воспитывать с того времени, как ребёнок начнёт понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Самостоятельность и инициатива необходимы, но они тогда хороши, когда направлены на достижение разумных целей не только с точки зрения ребёнка, но и окружающих людей, инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Нормы успешно усваиваются тогда, когда ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли и заключается в том чтобы уметь подчинить свои желания определённым требованиям. Ребёнок ещё не понимает многие моральные принципы, поэтому если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воли старших, он вырастает своевольным человеком.

Послушанию ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делом, внушить ему что хорошо, а что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Ребёнок должен признавать справедливость предъявляемых ему требований и с желанием выполнять их.

Спокойствия и терпения от родителей требует воспитание послушания у детей. Большой вред могут принести возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребёнка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребёнок становится плохим. Не теряйте самообладания, когда ребёнок совершает проступок, проявите строгость.

Нужно всегда считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относится к его деятельности и результатам, внимательно выслушивать его вопросы, серьёзно и умело отвечать на них, доверять ему, проявлять такт. Любовь и уважение надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Но некоторые наши требования могут показаться ребёнку противоречивыми. В самом деле вы всячески поощряете любознательность и в то же время начинаете с ней бороться, когда она оказывается «чрезмерной». Вы прививаете ему интерес к игрушкам, предметам, действиям с ними и в то же время требуете, чтобы уступал игрушки сверстникам, не смел отнимать привлекший его внимание предмет у другого ребёнка. Вы поддерживаете его самостоятельность и в то же время вынуждены в очень многих случаях её ограничивать. Это ребёнку понять сложно. Почему одно можно, а другое нельзя? Дети очень ловки, подвижны и умелы – они легко могут взобраться на стол, стул чтобы добраться до предмета, который их заинтересовал. Попробуйте найти в себе силы посчитаться со свойственной им живостью в поведении, и направьте свои силы на то, чтобы предупредить запреты. Уберите с глаз долой всё то, что он не должен трогать. Постарайтесь не создавать «опасных прецедентов».

Опыт показывает, что дети подчиняются тогда, если они не возбуждены, или у них хорошее настроение. Отрицательную реакцию детей нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы этого избежать надо требовать от ребёнка то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, книжки, аккуратно складывать свои вещи и т.д.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает от их выполнения и наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования должны быть едиными. Без этого невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда есть единство требований, то у ребёнка вырабатывается устойчивая привычка послушания. Нужно не только предъявлять требования, но и разъяснить, для чего они, убедить в необходимости определённого поведения. Нужно объяснить, почему нельзя шуметь, когда кто –то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и пр. Беседы с ребёнком, даже короткие, помогают воспитать у него осознанное отношение к своему поведению.

Ребёнок часто реагирует не на то, что вы потребовали, а на то, как он отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или раздражения, повышенным тоном. Поэтому, если хотите, чтобы ребёнок выполнил ваши требования обращайтесь к нему спокойно, ровным, а порой ласковым тоном. При этом тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Если вы будете следить за выполнением своих требований, то дети привыкнут выполнять их добросовестно. Правильный контроль развивает чувство ответственности за свои поступки. Контроль должен быть деликатным, чтобы ребёнок думал, что ему верят и доверяют. Допустим ребёнок первый раз не послушался вас, не выполнил распоряжение. Следует его повторить ещё раз, но уже более категорично. Если опять не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдёт к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы, и пока он это не выполнит, не общайтесь с ним. Это трудно, но надо тренировать себя и перестраивать своё отношение к ребёнку, заставив его считаться с вашим требованием. Со временем он поймёт, что с заданиями, требованиями взрослых надо считаться.

В таких случаях нужна поддержка семьи, если он будет искать защиты у других, то должен встретить отказ твёрдый и определённый. Нужно следить, чтобы не накапливался опыт непослушания, чтобы ребёнок не смотрел на распоряжения взрослых как на нечто необязательное. Не допустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну будь умником; ты же обещал слушаться». Следует избегать распоряжений заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько тебе раз говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушаешь!» Что-то запрещая надо быть твёрдыми, настойчивыми, не поддаваясь жалости – ребёнок должен научиться подчиняться слову «нельзя».

Вместе с тем нельзя злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запрещения вызывают у ребёнка стремление противодействий им. Ребёнок задаёт вопросы а родители, вместо того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «не надоедай», «не мешай». В результате радость ребёнка сменяется унынием, его энергия – бездеятельностью. Надо чётко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать нужно то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета.

Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещенное настолько сильно, что ребёнок не в состоянии ему противиться. В таком случае надо постараться отвлечь малыша, если это не помогает, тогда надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Он увидит, что слёзы остаются без внимания, и постепенно успокоится.

Иногда следует отказаться от прямых запретов и разрешить на чём он настаивает: например: надеть в жаркую погоду шерстяной костюм, взять санки на улицу, когда снегу мало, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Это позволит выработать у ребёнка доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного, побуждает чувство ответственности за свои поступки.

Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны, деятельны. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и быть паинькой, становиться капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Стремление ребёнка к деятельности должно быть направлено по разумному пути. Покажите ему, как из природного материала сделать поделки для игры, в подарок, например; сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок.

Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение, ребёнок отражает в ней окружающую жизнь. Труд взрослых, формирует элементарное понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умение уступать, считаться с другими.

Дети любят играть, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания, и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Однако детей надо учить играть и самостоятельно, чтобы в дальнейшем он сам мог организовать игру, занятие. У ребёнка должны быть постоянно трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки, ребёнок будет делать всё без принуждения с охотой. Участвуя в поддержке чистоты, уюта, ребёнок учится заботится о родителях, братьях и сёстрах.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у них настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрением надо умело.

Не достаточно сказать « молодец», « хорошо», нужно оценивать конкретные действия, отмечать что хорошо а что плохо. Для ребёнка будет наградой тёплое слово, улыбка, жест, кивок головы. За хорошее поведение можно пойти в парк, кино и т.п. Ни в коем случае за послушание нельзя делать подарки, ребёнок будет поступать хорошо из-за корыстных побуждений. Подарки лучше всего преподносить к празднику или в день его рождения. Поощрениями не следует злоупотреблять, т.к. это приводит к нескромности, самомнению, эгоизму. Не стоит хвалить ребёнка за то, что он убрал игрушки, это он должен делать без напоминания, но стоит похвалить за помощь вам, оказанную по дому.

Если жизнь в семье организована правильно, установлен хороший тон между взрослыми и детьми, наказания не будут нужны. И если уж без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить следующее:

Наказание должно исходить из мотива поступка, а не его результатов;

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательные нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам. Причинение и обиды и вреда кому-нибудь из окружающих, грубость со старшими и т.д.

Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребёнка;

Наказание не должно быть слишком частым, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей;

Недопустимы физические наказания, они могут нанести непоправимую физическую и психологическую травму, унизить ребёнка, развивать у него упрямство и фальшь.

Дети перестают уважать родителей считаться с ними, начинают бояться их. Дети с сильной нервной системой становятся грубыми, жёсткими, лживыми, со слабой – боязливыми, вялыми, нерешительными.

В некоторых семьях применяются такие меры наказания, лишение ребёнка удовольствия: не пойти с ним в кино, отказали читать книгу, не купить обещанную игрушку, на некоторое врем убрать игрушки – если он их не убрал.

Такие наказания воспринимаются детьми, как заслуженные, справедливые и воспитывают осознанные отношения к своим поступкам.

Применяя различные методы и приёмы воспитания вы должны учитывать возраст, индивидуальные особенности ребёнка. Важно так же помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственными поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребёнка.


  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!

В свете нового педагогического мышления признается приоритетность гармоничного воспитания человека перед различными видами его обучения. Важно выявить психолого-педагогические основы гармоничного воспитания детей, подростков и юношей в процессе осуществления ими трудовой, игровой, учебной, спортивной и др. видов деятельности, изучить содержание, строение, взаимосвязь и развитие этих видов деятельности, определить пути и средства целенаправленного формирования субъекта сознательной деятельности и творческой личности школьников.

Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, должно помочь осознать действительность как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям и подводить личность к осознанию своей уникальности - специфичности существа, обладающего своей волей и ответственностью. Поведение такой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку приобретает другую ипостась - отношение к самому себе. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

На пороге школы у ребенка возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением его внутренней позиции - новое отношение к себе, к своим обязанностям. В его жизнь входит систематический труд. Этот труд требует усилий, направлен на достижение результата. Оценивается теперь результат действий, а не намерения. У детей складывается способность оценивать себя, неудачи, личностные качества в учении, в труде. Эти достижения следует рассматривать как шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем.

В практике школьной жизни часто приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями детей на оценки, на трудности в учебной работе. Эти реакции являются показателем неблагополучия в воспитании ребенка, несформированностью у него трудолюбия. В воспитании ребенка мы постоянно требуем, оцениваем, не научив способам выполнения требований. А ведь часто причиной неуспешности школьников являются неразвитые волевые качества: самостоятельность, невоспитанное чувство ответственности, неумение доводить дело до конца, то есть неготовность младшего школьника к труду. По исследованию А. А. Реаан, безответственность (84%) среди социально незрелых подростков, негативное отношение к труду - одно из центральных образований криминальной личности. Именно эти дети попадают в группу риска. Они не заинтересованы в учении и в труде, у них отсутствуют необходимые навыки преодоления трудностей.

По нашим исследованиям (выборка 100 человек детей старшего дошкольного возраста), 39% детей дошкольного возраста занимают пассивную позицию к труду. Это отношение сопровождается отрицательными эмоциями и характеризуется следующими высказываниями: «трудно», «не хочу», «заставили». Характерно наличие отрицательной мотивации. Волевой компонент «надо» имеет место только в 12 случаях, из них 10 - с отрицательной эмоциональной окраской.

Отмечается недостаточная сформированность послушания, слабая выраженность позиции «Я сам», начал волевых качеств: самостоятельности, ответственности, целеустремленности. В то же время, обследование детей из воцерковленных семей показало, что в пяти случаях из шести у них сформировано трудолюбие, послушание на фоне высокого показателя активности.

Полученные выводы позволяют говорить о том, что уже у ребенка дошкольного возраста необходимо создавать условия для формирования трудолюбия, что послужит важнейшей предпосылкой успешного обучения в дальнейшем.

Опираясь на отечественные традиции воспитания, следует отметить, что важным условием развития воли, а вместе с тем и преодоления пассивности, формирования готовности к труду считается также формирование послушания.

Послушания проявляются в поведении (выполнение нравственных норм, правил) и в деятельности (выполнение поручений). Механизм послушания - развитие волевого усилия. Следует отметить, что этот механизм не имеет ничего общего с безусловным повиновением, когда ребенку не оставляют возможности собственного убеждения в правоте дела.

Бытует мнение, что послушный ребенок - это подавленный ребенок, что из него вырастет пассивный, зависимый человек у которого отсутствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древнерусских сборниках: Пчелы, Прологи, Златоусты, Измарагды и Домострой настойчиво проводилось, что любовь и добрые дела есть основание человеческой жизни. Послушание в русской христианской традиции рассматривается как добровольное выполнение обязанностей по отношению к другим людям и к себе. Это и бытовые, и учебные, и трудовые послушания. Их назначение - ограничение от самовольства, ограждение от соблазнов и от матери всех пороков - праздности. Его назначение: ограничение самовольства (что-хочу-деланье), ограждение от праздного времяпрепровождения.

Конечно, удовлетворение первичных естественных потребностей ребенка (пить, есть, спать, играть) является одной из функций родителя, но здесь очень важно отследить грань, где начинает проявляться «что-хочу-делание», чрезмерное удовлетворение этих потребностей - своеволие. Вот здесь и нужно начинать воспитание сильной воли ребенка - учить побеждать естественные чрезмерные желания (воления) подчинением моральным нормам и правилам поведения, которые должны изначально присутствовать в каждой семье. Если ребенок не сможет сопротивляться своим желаниям, у него возникнет зависимость от естественных потребностей, он будет находить всевозможные уловки, чтобы избегать поручений родителей и выполнения обязанностей. Поиграть в компьютер, пролежать в кровати, выполнить поручение кое-как, лишь бы отделаться, и т. п. - ребенок становится пассивным. Хочется еще раз напомнить, что воспитывать послушного ребенка нужно правильно и осторожно: необходимо разъяснять смысл тех или иных поступков, ценностей человеческой жизни с тем, чтобы у ребенка сложилось убеждение в правильности сделанного им выбора (выбор должен быть свободным), необходимо учить принимать самостоятельные решения, когда не будет возможности с кем-либо посоветоваться. Роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению способностью принимать или отвергать побуждения. Этот путь бесконечен, воспитание лишь открывает путь и учит идти. И главные путеводители на этом пути - моральные чувства: стыд, любовь к другим людям, работа совести. Воспитание в этом отношении заключается в развитии воли, умения сдерживать себя. Именно в это время желания ребенка должны направляться на добро, а не на зло.

Пассивность ребенка, несамостоятельность, безответвенность, низкий уровень целеустремленности во многом обусловливают недостаточную активность будущей учебной деятельности и сдерживают личностное развитие ребенка. Своевременно сформированное положительное отношение к труду, становление волевой регуляции ребенка станет условием самоактуализации взрослого человека. При этом важнейшим условием является конструктивное взаимодействие в альянсе «Родитель-Ребенок», основанное на любви и доверии.

1. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003.

2. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.

3. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. СПб., 1996.

4. Христианское воспитание детей. По благословению Святейшего патриархата Московского и всея Руси Алексия второго, 1993.