Трудовое воспитание детей в семье. Лекция: «Трудовое воспитание

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .

Трудовое воспитание детей - это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд - это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст - это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально , в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание - умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов - это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом . Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное - не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии

и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни; до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер. А.С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая

является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду - самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное - привлекая
детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я почищу картошку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, маменькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она утром оставляет разобранной, постелена, пища приготовлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо

усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду». «Да», - огорченно соглашается мать, черствая растет она у меня.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество - ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто- нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность - учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют

характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино." Сходи в магазин за картошкой - получишь на мороженое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение.
Могут ли такие методы помочь трудовому воспитанию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.
- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развле-чениями. Уж и не знаешь, чем занять.
Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание. Не

упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, обижаться, почему такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким образом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.
У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загорелые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они удивительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны - мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи - их забота. Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, - больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти. Молодец, сынок, хозяином станешь, - умиляется отец. Хозяйство-то - оно работу любит. А чего, батя, нас не любят? Кто? Да люди. Люди. А ты не обращай на них внимания. Каж- дый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся - досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.
Всему Матвей обучил своих сыновей - и плотничать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Матвей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд,

он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал - не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.
«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для своего дома.
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжелый.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла». Что они еще там затеяли, - думает она. Давай сумки! ~ Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает ее любимый гороховый суп. Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе - букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке - подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздражение, как рукой сняло. Откуда вы знали, что нужно было делать? Секрет фирмы, - поспешно заявляет Сереока, делая Тане предостерегающий знак. Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку сверток - подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота. Что такое, - думает она. - Мой почерк.
На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка. Секрет фирмы, - улыбается она. - Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим.
Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом вое- питания трудолюбия. Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о" ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит груд.

Трудовое воспитание ребенка в семье

Разработала :

Ерофеева Ольга Сергеевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134 «Нотка»

г. Магнитогорска

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд . В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет . А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье . Семья – дружный трудовой коллектив . Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку , является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей , если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым .

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка , чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие .

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду ;

Постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

Постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений ;

Организация обучения выполнению трудовых операций ;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений ;

Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Труд в семье должен быть посильным для ребенка . Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду . Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки , что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните : давая поручения ребенку , необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать , зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся . Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка , похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь . Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом , то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит , что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых , к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям :

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку , покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей .

5. Учите ребенка уважать труд других людей , бережно относится к результатам их трудовой деятельности . Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка .

А вот и зарядка для наших трудолюбивых ручек !

Поможем ручкам стать трудолюбивыми !

Игры на развитие тактильной памяти Пальчиковые игры

Выкладывание из круп и макарон

Выкладывание самых разнообразных предметов по образцу взрослого и по замыслу ребенка

Выкладывание (спичек, палочек)

Игры с природным материалом (бусы из ягод, узоры из ракушек, камешков)

Вязание (крючок, спицы)

Использование простых и доступных материалов

Рисование (кистью, мелом, карандашом) Лепка (пластилин, глина, тесто)

Шнурование, застегивание пуговиц Плетение (нитки, проволока, лоза, трава)

Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения которой зависит нравственная ценность человека и общества. В настоящее время у некоторых людей может сложиться неправильное представление об этой обязанности. В этом вопросе часто необходима консультация для родителей.

Планируя родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», многие педагоги широко цитируют слова Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского.

Мы живем в другое время и ориентируемся на , поэтому, говоря о трудовом воспитании, не всегда уместно опираться на педагогическое наследие прошлого.

В современном обществе упал престиж труда. Честный труд больше не в почете.

Причин падения несколько:

  • Страна содержит коррумпированную армию чиновников, поэтому труд остальных граждан оплачивается не по достоинству. Низкая зарплата для человека унизительна. Люди не могут содержать свою семью, создать здоровые условия жизни своим детям.
  • Государство всеми своими действиями способствует росту безработицы.
  • Пенсионеры получают нищенскую пенсию. Размер их пенсии свидетельствует о пренебрежительном отношении чиновников и политиков к людям труда.
  • В нашей стране работают почти бесплатно, но по призванию.

Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, трудовое воспитание в семье – бесценный опыт, необходимый человеку для всестороннего развития и самореализации. Важна роль труда в жизни семьи.

Моя близкая подруга постоянно оберегала свою дочь от домашних обязанностей. По ее мнению, труд в дошкольном возрасте может лишить ребенка детства. Девочке не поручали никаких дел по дому. Она могла часами сидеть на лавочке или бесцельно гулять на улице. Началась школа – появились проблемы с учебой. После окончания школы ее устроили в училище, которое она так и не окончила. Жизнь этой девочки не удалась. Она не может устроиться на работу, ее увольняют за прогулы. Отдав детей на воспитание бабушке, она не интересуется тем, как они себя чувствуют и есть ли у них еда, одежда, игрушки… Смысл ее жизни заключается в выпивке и развлечениях с подругами и друзьями.

Девочка выросла и семена пренебрежения к труду, посеянные в детстве, проросли в ее взрослой жизни. Не имея средств к существованию, она влезает в кредиты и долги. Родители получили то, что посеяли. Время приобретения трудовых навыков было упущено.

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила воли.

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.


Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.

Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…». Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…». Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

Трудовое воспитание дошкольников


Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. , если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, . Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу. В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок… Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены». Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Трудовое воспитание мальчика

Сын должен видеть, как отец постоянно работает по дому, не сидит, сложа руки, оставляя домашние дела жене. Труд отца – наглядный урок для сына. Сын без принуждения будет делать любое дело, если для отца оно стало привычным. Отец учит сына пользоваться инструментами, пилить, строгать, забивать гвозди, чинить утюг, часы…


Умный папа научит сына всему, что умеет делать сам, сообразуясь с его возрастом. Дошкольник может подавать отцу инструменты, выполнять посильную работу в доме, в саду, во дворе. Ничем не заменить общение детей и родителей в процессе работы. Такие минуты общения помогают стать ближе друг к другу. Так возникают у детей любимые дела, которыми они занимаются без напоминаний. Именно родители передают детям увлеченность каким-либо занятием.

Замечая красоту, созданную руками матери и отца, наблюдая их явное удовольствие от работы, дети испытывают горячее желание сделать что-то самостоятельно.

Все дети независимо от пола должны приобретать навыки самообслуживания.

Нельзя строго делить обязанности на женские и мужские, убеждать мальчиков в том, что мытье полов (сервировка стола, приготовление еды…) – не мужское дело. Мальчики должны выполнять любую работу, так как не может быть недостойного их занятия.

В нашей семье детей приучали к труду с ранних лет. Мама обращалась к нам за помощью как к взрослым людям. Мне нравилось сажать и полоть огород, кормить и поить теленка, доить корову. Когда нам с сестрой было по 7 лет, в нашей семье родился мальчик. С его появлением мы сразу повзрослели. Нам приходилось укачивать малыша, помогать маме с папой его купать, стирать и гладить пеленки… Я с детства любила наводить порядок на кухне, мыть кухонный гарнитур, газовую плиту, переставлять посуду… После моей уборки кухня преображалась, и мама говорила: «Такое ощущение, что у нас новая газовая плита и новый кухонный гарнитур. Что ты с ними сделала?» Моему счастью не было предела. Я чувствовала пользу своего труда.

В детстве у меня было слишком много обязанностей, и я благодарна родителям за то, что они выработали во мне потребность трудиться. Своих дочек я научила всему, что умею. Главное — в любом деле добиваться совершенства: не просто стирать, а стирать безупречно, при приготовлении любого блюда использовать только полезные продукты, обращать внимание на сервировку стола, создавать уют и комфорт в доме… Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие детей».

Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением к труду.

Есть такое понятие «культура труда». Не все родители с ней знакомы. По соседству со мной живет мастер на все руки. Он ремонтирует холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры… Однако ему не хватает культуры труда. Это выражается в том, что в его мастерской никогда не бывает порядка, он делает все с душой, но на скорую руку. Аккуратность не культивировалась в его семье. Есть талант и способности, но нет привычки добиваться красоты и совершенства.

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье.

Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации.


  • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
  • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
  • Любое новое дело нужно выполнять совместно.
  • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
  • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
  • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
  • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
  • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
  • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Уважаемый читатель! Считаете ли вы трудолюбие главной нравственной ценностью человека?