Традиционная китайская техника «цзяньчжи» (вырезание из бумаги). Мастер-класс вырезание кролик цзяньчжи мк для начинающих бумага Обучение бумага в китае искусству

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Глядя на эти ажурные фигурки и картины, трудно поверить, что они вырезаны из бумаги. Это традиционное декоративно-прикладное искусство Китая цзяньчжи (剪紙 / jianzhi).

С древности создателей бумажных узоров вдохновляли на столь изящное творчество китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни.

В наши дни вырезанные из бумаги узоры и картины широко применяются для декорирования интерьера, особенно во время празднования китайского нового года. Это популярное украшение для новогодней ели и традиционный дизайн поздравительных открыток.

Китайские иероглифы - один из самых распространенных сюжетов цзяньчжи. В особо торжественных случаях в качестве подарков преподносятся целые пожелания, вырезанные из бумаги. Эти произведения искусства ставятся в рамки и хранятся в семье в качестве сувениров.

История цзяньчжи

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань.

Первоначально вырезанные из бумаги узоры использовались для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто они служили образцами для вышивания, а также использовались в религиозных ритуалах. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.

Порою в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский - монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку», а в немецкоязычных странах Европы - «шереншнитте» (Scherenschnitte).

Как научиться вырезать фигуры из бумаги?

Вам может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно. Откроем маленький секрет: все узоры представляют собой комбинацию всего лишь пяти основных фигур. Это листок ивы, полумесяц, капля воды, солнце и зуб пилы. Научившись вырезать эти простые фигуры, можно переходить к более сложным.

Для создания декоративного узора вам понадобятся бумага и острые ножницы. Для проработки мельчайших деталей картины иногда используется нож. В Китае чаще всего вырезают цзяньчжи из красной бумаги, ведь красный цвет символизирует процветание и благополучие. Но можно использовать и бумагу любого другого цвета: золотую, зеленую или голубую.

Помните, что цзяньчжи - это увлечение, которое требует усидчивости и терпения, а также развивает мелкую моторику рук. Но зато в награду за свою усидчивость вы получите отличное украшение, сделанное своими руками.

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Глядя на эти ажурные фигурки и картины, трудно поверить, что они вырезаны из бумаги. Это традиционное декоративно-прикладное искусство Китая цзяньчжи (剪紙 / jianzhi).

С древности создателей бумажных узоров вдохновляли на столь изящное творчество китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни.

В наши дни вырезанные из бумаги узоры и картины широко применяются для декорирования интерьера, особенно во время празднования китайского нового года. Это популярное украшение для новогодней ели и традиционный дизайн поздравительных открыток.

Китайские иероглифы - один из самых распространенных сюжетов цзяньчжи. В особо торжественных случаях в качестве подарков преподносятся целые пожелания, вырезанные из бумаги. Эти произведения искусства ставятся в рамки и хранятся в семье в качестве сувениров.

История цзяньчжи

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань.

Первоначально вырезанные из бумаги узоры использовались для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто они служили образцами для вышивания, а также использовались в религиозных ритуалах. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.

Порою в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский - монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку», а в немецкоязычных странах Европы - «шереншнитте» (Scherenschnitte).

Как научиться вырезать фигуры из бумаги?

Вам может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно. Откроем маленький секрет: все узоры представляют собой комбинацию всего лишь пяти основных фигур. Это листок ивы, полумесяц, капля воды, солнце и зуб пилы. Научившись вырезать эти простые фигуры, можно переходить к более сложным.

Для создания декоративного узора вам понадобятся бумага и острые ножницы. Для проработки мельчайших деталей картины иногда используется нож. В Китае чаще всего вырезают цзяньчжи из красной бумаги, ведь красный цвет символизирует процветание и благополучие. Но можно использовать и бумагу любого другого цвета: золотую, зеленую или голубую.

Помните, что цзяньчжи - это увлечение, которое требует усидчивости и терпения, а также развивает мелкую моторику рук. Но зато в награду за свою усидчивость вы получите отличное украшение, сделанное своими руками.

Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.

Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д.



Вырезанные из бумаги картинки в Китае

Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.

Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.

Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».

По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.

Бумажные снежинки

Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми любимого искусства. В какой именно местности впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Однако можно предположить, что произошло это в России и еще задолго до появления здесь бумаги.

Дело в том, что с незапамятных времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягод использовали кору березы — бересту.


Белорусская вытинанка

Бытовые предметы из бересты часто украшались ажурным прорезным орнаментом. В XVIII веке прорезную бересту активно использовали для украшения, хотя оформленные подобным образом изделия существовали и ранее. Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами (а ножницы в России появились где-то в X веке) и позволяла создавать сложные орнаменты, которые радовали глаз и пользовались большой популярностью. Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, что многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Русский же человек живет в достаточно суровых условиях, зимы у нас долгие и снежные. Красивые снежинки не могли остаться вне поля его зрения, не вызвать желания подражать природному орнаменту кристаллов льда. Так, по-видимому, и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали на тепло и краски лета, а суровую красоту зимы.


Фиранка — оконная занавеска из бумаги

В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими абажуры, открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки и сумочки. Красивую снежинку, например, с силуэтом животного — символа года, можно поместить в рамку под стекло — получится картина. Приделайте к лучу снежинки петельку — и вот готово украшение для елки. Оригинально смотрятся снежинки на праздничном столе. Вариантов применения снежинок множество, главное — проявить фантазию.


польская выклеянка (многоцветная декоративная композиция из частей, наклеенных друг на друга)


Снежинку с красивым силуэтом можно поместить в рамку под стекло

Мы собрали более 100 придуманных нами бумажных снежинок. Они представляют собой круговые композиции, основанные на центрально-лучевой симметрии. Лучи расходятся от середины круга. Наши снежинки, как и их природные прототипы, имеют шесть лучей. Можно, конечно, сделать и четырехлучевые и восьмилучевые снежинки, но они будут далеки от природных образцов.

Для удобства работы мы разделили все снежинки на три категории:
Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы, основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть простым или сложным, выдуманным или реально существующим — на ваше усмотрение. Зачастую орнаменты не требуют предварительной проработки деталей и придумываются по ходу вырезания.
Снежинки-подобия. В эту категорию вошли снежинки, созданные по образцу и подобию настоящих снежинок, падающих зимой с неба. Для изготовления подобий вам пригодится знание классификации природных снежинок и их внимательное рассматривание.
Снежинки-силуэты. Снежинки этой категории украшены сюжетными композициями и напоминают силуэтную графику. Они самые сложные по исполнению, но при этом и самые живописные. Придуманный сюжет рисуется на заготовке снежинки, при этом желательно, чтобы его внешний контур походил на один из видов классификации природных снежинок.
Это разделение весьма условно, так как все вырезанные изделия по своей сути одновременно являются как силуэтами, так и орнаментами.


Снежинка-орнамент


Снежинка-подобие

Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.

То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.

Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!

Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).

К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.

Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.

Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.

Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.

Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.

Современные мастера цзяньчжи создают в этой технике даже пейзажи. Автор: Ma Zhiyuan,

Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.

Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.

Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.

И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.

Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.