Свадьба в день памяти петра и февронии муромских. Владимирские влюбленные брали загс штурмом

Прием заявлений на День Петра и Февронии, он же День семьи, начался 24 мая. К 8 утра в холле Дворца бракосочетаний уже теснились тридцать влюбленных пар. Потом стали подходить еще...

Любовь к красивым датам у потенциальных новобрачных есть всегда. А тут еще День семьи и любви пришелся на пятницу - самый «бракосочетанный» день. Отсюда и ажиотаж.

Очередь к заветному кабинету с бланками и документами в руках выстроилась нешуточная. Чтобы не потерять свое место в ней, влюбленные сменяли друг друга. Несмотря на то, что одна за другой парочки выходила из кабинета уже без кипы бумаг, но зато с улыбками на лицах, с каждым часом желающих сыграть свадьбу 8 июля становилось все больше.

Нам стало интересно - чем же так важно для молодоженов сыграть свадьбу в этот день? Вот что рассказали везунчики, у которых заявление уже приняли.

Лариса Суханова, 42 года, и Андрей Филиппов, 48 лет

Мы до загса шли 8 лет! Познакомились очень романтично, в городе Сочи , - говорит невеста. - Так вышло, что мы, приехав из разных городов (Андрей родом из Владимира, а я из Арзамаса ), поселились в одном отеле. Здание было полукруглой формы, и жили мы фактически друг напротив друга. Он увидел меня на балконе номера, и после позвал на свидание, правда, для этого ему пришлось прокричать это на всю округу. После ужина в ресторане мы стали видеться каждый день! А когда пришла пора разъезжаться по домам, обменялись телефонами и адресами. Так, приезжая друг к другу в гости на протяжении восьми лет, поняли - не можем друг без друга. Сейчас я переезжаю к нему, во Владимир. А что касаемо даты, когда мы вступим в брак, то этот день мы выбрали не случайно. Мы были в Муроме , слышали про историю Петра и Февронии, их крепкий семейный союз, верность друг другу и искреннюю любовь, захотелось, чтобы наша семейная жизнь была под покровительством этих святых.

Анастасия Рысева, 27 лет, и Максим Кузьмин, 26 лет.

Мы с Настей знакомы еще со школьной скамьи, - рассказал Максим. - Учились в одном классе, даже за партой иногда вместе сидели. После окончания судьба нас развела на целых 10 лет. И совсем недавно я ехал в маршрутке, увидел среди толпы знакомую прическу и рыжий цвет волос - это была Настя! На следующей же остановке я вышел и поспешил ей навстречу. А спустя три дня я решил, что хочу видеть ее своей женой.

Дату, когда мы пойдем подавать заявление в загс, выбирали исходя из наличия свободного времени. Поэтому и число, когда мы станем мужем и женой, не считали. Приятно, что наша свадьба выпадет на такой замечательный праздник, - продолжила его избранница.

Анжелика Калинина, 41 год, и Алексей Скворцов, 42 года.

Для меня этот брак - первый. До этого я не решался связать с кем-то свою жизнь. Но когда пять лет назад увидел Анжелику, нас познакомили общие друзья, влюбился. И мои намерения были самые серьезные - мы сразу стали планировать совместную жизнь. Сейчас планируем покупку общего жилья. Это сподвигнуло нас узаконить отношения. Как таковую определенную дату для свадьбы мы не выбирали. Да и, как нам кажется, вряд ли какая-то привязка к поверьям может на самом деле повлиять на семейную жизнь, - говорит жених.

Екатерина Шевахина, 27 лет, и Сергей Крылов, 26 лет

Мы знакомы больше 10 лет, у нас много общих друзей и знакомых, - рассказала Катя. - До одного события у нас не было друг к другу каких-то теплых чувств. Но как-то мы вместе поехали на машине к общему другу в другой город - он служил в армии. И, на одном из поворотов, наш автомобиль улетел в кювет. Спустя 15 минут нам помогли дальнобойщики, который тросом вытянули транспорт на дорогу, но тогда я по-иному взглянула на Сережу, а он на меня. Вместе мы тогда провели сутки, и общаться нам было приятно. А спустя 4 месяца ключевую роль в наших отношениях сыграл тот самый друг-солдат! Когда он вернулся из армии, позвал обоих в ресторан. А там каждому из нас сказал, что, мол, другой тайно влюблен, только сильно смущается. Мы решились на разговор, и в этот день вышли из ресторана вместе. А затем было и предложение руки и сердца. Правда, не было ни романтики, ни цветов. Он просто сказал: "Выходи за меня!» И я согласилась. Мы знали, что в этом году в День Петра и Февронии будут регистрировать браки, но были уверены, что все места уже заняты. И сегодня, будучи уверенными, что свадьба состоится 15 июля, пришли сюда, и были приятно удивлены. Может, это судьба?!

Олеся Назарова, 21 год, и Артем Бруликов, 23 года

Я и Олеся знакомы с детства, - рассказал жених. - Встреча, которая, можно сказать, изменила нашу жизнь, была, когда мне было 19 лет. Было это в 2014 году. Мы столкнулись у меня на работе, куда Олеся устраивалась. Как только увидели друг друга - сразу узнали, вот только как познакомились вспомнить не смогли, да и до сих пор не может припомнить. Но с того дня мы стали парой . Можно сказать, что у нас любовь со второго взгляда.

И нашим чувствам пришлось пройти нелегкую проверку, - рассказала Олеся. - Артему по учебе пришлось уехать на остров Сахалин на целый год. И я, как только мы оказались на огромном расстоянии, осознала, насколько он мне дорог. В итоге, дождалась! А когда у нас была вторая годовщина знакомства, он сделал мне предложение. Было это на колесе обозрения! Когда мы стали спускаться к земле, он попросил меня закрыть глаза. Как только разрешил открыть, я увидела его на коленях и с кольцом в руках. И, когда обернулась, увидела наших друзей с воздушными шариками в руках. В один момент они их отпустили и прокричали: "Выходи за него!". И я ответила согласием. Мы очень хотели, чтобы наша свадьба состоялась в День Любви, семьи и верности! Все-таки, в такой день, как мне кажется, могут создаваться самые крепкие союзы.

КСТАТИ

У тех, кто в этот день не успел подать заявление, еще один шанс отпраздновать свадьбу под покровительством муромских святых. Следующий прием заявлений на эту дату - 31 мая. Вот только обвенчаться 8 июля у влюбленных не получится - это время Петровского поста, когда венчания не проводятся. Зато при выборе для бракосочетания 8 июля молодым проведут выездную торжественную регистрацию. Где именно она пройдет, пока не известно.

ЦИФРА

Только за один день приема документов на регистрацию брачного союза в День любви, семьи и верности в Дворец Бракосочетаний поступило 33 заявления от жителей области.

День семейный…
В России 8 июля отмечают День семьи, любви и верности . Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Интересно, что введение праздника Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными конфессиями России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии , покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. Их браку легенды придают черты, которые традиционно связываются с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
У нового семейного праздника уже есть символ - ромашка , и медаль, которую вручают в этот день. Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается – выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую дверь.

Как уже говорилось выше, 8 июля православная церковь почитает память святых Петра и Февронии . Нельзя хотя бы вкратце не рассказать об удивительной истории жития этих святых. Брак Петра и Февронии многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, жившая в деревне Ласковой на Рязанской земле. Феврония была мудрой, ее слушались дикие звери, она знала свойства трав и умела лечить болезни, была красива, благочестивая и добрая девица.
Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и после этого Петр женился на ней. (Хотя в этом месте красивой легенды стоит задуматься – истинная ли любовь укрепляла этот брак или боязнь князя вновь заболеть проказой? )
Когда он наследовал престол после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания. Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке, они стали жить как простые люди. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, совершались убийства. Опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан своими умениями знахарства.
К старости лет, приняв монашеский постриг в разных монастырях, с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час 8 июля 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Вот такая история любви и верности.

В день 8 июля в разные годы состоялись значительные события. Так, например, в 52 году до нашей эры Юлий Цезарь установил контроль над территорией Лютеции – нынешнего Парижа.
8 июля 1497 года из Лиссабона отправилась экспедиция исследователя Васко да Гамы.
В 1579 году в Казани была явлена икона Пресвятой Богородицы, ставшая на Руси одной из самых почитаемых. Казанская Икона представляет собой изображенного по пояс Иисуса Христа, который лицом обращен к людям.
8 июля 1709 года состоялся решающий эпизод Великой Северной войны (1700-1721) – Полтавская битва.
А в 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил почетное звание и орден «Мать-героиня», а также орден двух степеней «Материнская слава» и «Медаль материнства».

Кроме Петра и Февронии 8 июля день ангела отмечают Леонид, Федор и Константин
8 июля – знак зодиака Рак

Ты вздымись-ка, ночь – грозная туча,
Выпадай-ка, сер-камень горючий,
Раздроби-ка мать землю сырую,
Расколи-ка доску гробовую.

Очень известным праздником является День святого Валентина. Наверное, нет такого человека на нашей планете, который бы не слышал о нем. А вот о Дне семьи, верности, любви, который отмечается 8 июля (славянский день влюбленных), знают немногие люди. Давайте познакомимся с историей этого праздника и его традициями, ведь это часть нашей культуры.

День семьи: история праздника

С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной повести, которую дети изучают еще в начальных классах школы. Произведение, ставшее памятником древнерусской литературы, было написано в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания.

Главными героями в повести выступают Петр и Феврония Муромские - благоверные супруги, которые своей жизнью показали главные духовные ценности. История их любви прошла через несколько веков, не затерялась среди других произведений и не забылась. Она положила начало светлому празднику, который недавно стал отмечаться в России 8 июля (День семьи, любви и верности).

Повесть о Петре и Февронии

Главные герои, которые предстают на суд читателей в повести, отождествлены с муромским князем и его супругой. Петр болел проказой. От своего мучающего недуга он не мог избавиться. Никто не был в силах помочь ему. Однажды князю приснился сон, в котором он увидел, что излечить его от страшной болезни может только Феврония - крестьянка, дочь пчеловода.

Встретившись с молодой и доброй красавицей, князь рассказал о своем недуге. Феврония сказала, что вылечит его, но взамен он должен жениться на ней. На такое условие князь согласился. Его привлекло не только излечение, но и благочестие, мудрость девушки, ее красота. Феврония исцелила Петра, и он сдержал свое обещание.

Бояре, узнав о произошедшем событии, осудили князя. Они потребовали, чтобы он отказался от своей жены, ведь она простолюдинка. Петр не совершил такой шаг, ведь ему было неважно, какое происхождение имеет Феврония. Вместе со своей женой он покинул Муром и отказался от княжества. Подобное отношение к Февронии, любовь к ней стали вечным примером. Для передачи новым поколениям таких примеров ценностей был создан в современное время праздник 8 июля - День Петра и Февронии, праздник дня влюбленных.

Возвращение в город и продолжение истории любви

Недолго Муром просуществовал без Петра и Февронии. Начавшаяся смута, происходящие убийства и злодеяния испугали бояр. Люди, обеспокоенные своей дальнейшей судьбой, попросили князя вернуться в город вместе со своей супругой. Петр и Феврония согласились на это.

Когда Петр вновь стал князем, его брак не разрушился. Приехавшая Феврония смогла завоевать уважение людей, живущих в этом городе. Ее животворящая сила любви была настолько великой, что жерди, воткнутые в землю, превращались в красивые деревья по ее благословению. Своей мудростью и добротой она расположила к себе горожан. Феврония никогда не оскорбляла тех людей, которые ее не любили. Она старалась преподать своим противникам безобидный урок, показать им совершаемые в жизни ошибки.

Смерть, не способная разлучить

8 июля - День семьи, любви и верности - олицетворяет вечную любовь. Она была в жизни Петра и Февронии. Люди, желающие когда-то разлучить супружескую пару, не смогли этого сделать. Это оказалось неподвластно не только им, но и смерти. Когда супруги почувствовали приближение конца своей жизни, они попросили у Бога смерть в один день и час и приготовили для себя общий гроб из камня с тонкой перегородкой.

В преклонном возрасте Петр и Феврония отправились в мужской и женский монастыри. Когда князь почувствовал, что умирает, он послал к своей супруге сообщить о том, что он ее ждет, хочет покинуть этот мир вместе с ней. В итоге в один день умерли Петр и Феврония.

Люди после смерти супругов положили тела в разные гробы. Желание умерших о погребении в одном гробе горожане не могли исполнить, потому что они считали подобное деяние несовместимым с монашеским путем, который проделал Петр вместе с Февронией. Тела оставили в разных обителях, а на следующий день обнаружили их вместе. Люди решили предпринять еще одну попытку и снова разлучили Петра и Февронию, но ничего в итоге у них не вышло. Тела супругов вновь оказались в едином гробу. В третий раз жители Мурома уже не стали их разлучать. Петр и Феврония были похоронены вместе.

Появление праздника в России

В 1547 году Петра и Февронию причислили к лику угодников Божьих, т. е. их канонизировали. Супруги стали считаться святыми. День их памяти приходился на 25 июня (8 июля по новому стилю). В 2001 году Валентин Качеван, являющийся мэром Мурома, предложил в июле 8 число сделать праздником. Было собрано огромное количество подписей людей. Все они были направлены в Государственную Думу.

Предпринятые меры оказались ненапрасными. День святых князей Петра и Февронии стал Всероссийским днем семейного счастья и супружеской любви. С этого момента 8 июля - праздник. Для разработки атрибутики и символики этого особого дня в году был создан специальный оргкомитет. Его возглавила Светлана Медведева, являющаяся супругой Дмитрия Медведева, который на тот момент был президентом.

Символика Дня семьи, верности и любви

Созданный оргкомитет разработал то, что входило в его планы. Символом праздника стала ромашка, у которой среди белых лепестков есть пара разноцветных. Один лепесток окрашен в синий цвет, а другой - в красный. Ромашка была утверждена неспроста. Этот цветок с давних времен считался символом любви. Ромашки использовали для гаданий «любит - не любит». Их также дарили юноши и мужчины своим дамам сердца и женам в знак уважения, внимания и любви.

Оргкомитетом еще была разработана медаль «За любовь и верность» для вручения 8 июля тем семьям нашей страны, которые могут послужить примером для других людей. На медали с одной стороны имеется портрет святых - Петра и Февронии. Противоположная сторона украшена символом праздника - красивой ромашкой.

Памятники муромской паре

В связи с появлением Дня семьи, любви и верности в России начали возводиться памятники Петру и Февронии. Первый из них появился в 2008 году в Муроме, где и жила когда-то влюбленная пара. Скульптурная композиция была выполнена по проекту Николая Щербакова под названием «Союз любви - мудрый брак» и установлена перед городским ЗАГСом к 8 июля. Праздник в этот день освещался в Муроме именно с этого события. В следующем году памятники Петру и Февронии появились в Архангельске, Сочи, Ульяновске, Ярославле, Абакане. Позднее они были возведены в других населенных пунктах нашей страны.

На сегодняшний день идею создания памятника к 8 июля воплотили в жизнь более 60 городов России. Все скульптуры выглядят по-разному, ведь они не создавались по единому образцу. У каждого проекта есть свой автор, который придумал определенный образ и воплотил его в камне, но смысл всех памятников единый - это олицетворение семьи, вечной любви и верности.

Традиции и приметы праздника

В День святых Петра и Февронии стало доброй традицией приходить к памятнику. Это делают как влюбленные пары, так и одинокие люди, мечтающие найти свою вторую половинку. Принято также новобрачным приходить к скульптуре Петра и Февронии и просить у святых помощи в сохранении любви и верности друг к другу.

Традицией и приметой стало заключение браков 8 июля. Есть поверье, что люди, заключившие союз в этот день, проживут вместе долгую и счастливую жизнь. Их брак будет крепким и благополучным. Года не смогут его разрушить.

Когда было объявлено о появлении нового российского праздника 8 июля, его окрестили русским Днем Святого Валентина.

Однако организаторы праздников категорически не приемлют сравнения.

День Святого Валентина считается днем влюбленных. Влюбленность подразумевает жаркие чувства и страсть. Они не всегда перерастают в любовь и служат стимулом для создания крепкой семьи.

Русский праздник посвящается той любви, которая заставляет людей пройти долгий жизненный путь рука об руку.

8 июля – день памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Повесть о Петре и Февронии изучают на уроках литературы в школе. История настоящей любви.

Молодожены стремятся в этот день сыграть свадьбу. Символично – скрепить союз священными узами брака в День семьи, любви и верности.

Во многих городах проводят особые торжественные свадебные обряды.

Идеальная летняя свадьба

  1. Это лето. Полмесяца пост, во второй половине – венчают. Город пустеет, начинаются отпуска и легкое затишье. Время комфортное для свадьбы и нет очередей в ЗАГСе.
  2. Народные приметы уверяют, что «свадьба в июле» сулит «сладкую жизнь».
  3. Праздник получил статус «государственного» и обрел свадебные традиции. Молодожены уверены: если заключить брак в этот день – отношения будут крепкими и долгими.

Народная свадьба

Официальный символ праздника: белая ромашка, на которой исстари гадали «любит – не любит».

Невесты не одевают традиционных белых платьев. Свадебные наряды предпочитают красные, даже, ярко красные. Ведь в старину на Руси наряд у невест был такого цвета.

Многие пары делают выездные свадьбы на природе, в народном стиле.

Невесты в белых хитонах с венками вместо фаты получают родительское благословение.

После ЗАГСа едут в церковь венчаться.

Многие заказывают белоснежные кареты, запряженные рысаками.

Устраивают народные гуляния в поле, загородном отеле.

Приглашают молодые сразу несколько поколений, получаются большие семейные свадьбы, на которых супруги со стажем делятся мудростью с молодыми.

Сказать «Да» 8 июля, все равно, что признаться: «С тобой навсегда, и в горести, и в радости, и в болезни, и в здравии».

В этот день под венец идут пары, которые намереваются и через 50 лет говорить друг другу: «Да!»

Указ 8 июля возвращается к порядку, установленному Кодексом 1918 г., и признает только зарегистрированный брак. По ст. 19 Указа «только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик».

.

Институт так называемого «фактического брака» тем самым отменяется. Он был введен Кодексом РСФСР 1926 г. для защиты "интересов женщины, как слабейшей стороны в браке, для обеспечения ей права на алименты, общность имущества и наследования после мужа в тех случаях, когда фактический муж уклонялся от регистрации брака или последний оставался незарегистрированным по другим причинам, не влекшим за собой недействительности фактического брака. С тех пор экономическое и общественное положение женщины настолько окрепло, что это соображение потеряло свое прежнее значение. Женщина, вступая в брак, почти всегда имеет достаточно возможностей для того, чтобы настоять на регистрации брака. Отсутствие же такой регистрации создавая неопределенность в семейных отношениях, затрудняло защиту законных интересов жен и детей, что особенно сказалось во время Отечественной войны, когда пришлось в массе случаев устанавливать действительный состав семей мобилизованных для назначения им пособий.

Указ 8 июля, связывая с наличием или отсутствием брака существенные правовые различия (разные формы регистрации рождения детей и установлен 11* 163

ния их происхождения, разные составы семьи и особые формы государственной помощи одиноким матерям), естественно, потребовал четких и легко распознаваемых признаков брака. Признаки фактического брака для этого не годятся. Наиболее простым и четким признаком брака является, конечно, его официальная регистрация. Последняя, четко и бесспорно устанавливая наличие брака, является в то же время формой его общественного оглашения и признания и в качестве таковой должна оказывать немалое психологическое и моральное влияние на супругов в направлении укрепления их брачных отношений, особенно если это делается в надлежащем торжественном порядке. Поскольку одной из главных целей Указа является укрепление семьи, эта сторона дела приобретала существенное значение.

В результате позиция факультативности, необязательной регистрации брака, на которой стоял Кодекс 1926 г., была оставлена. Из факультативной регистрация превратилась в обязательную. Она вновь стала конститутивным признаком брака, как то было по Кодексу 1918 г. Без регистрации нет и брака

Таким образом, фактический брак, заключенный после издания Указа 8 июля, браком не считается, хотя бы он и удовлетворял требованиям ст, 12 КЗоБСО РСФСР. Отсюда, в частности, следует, что наличие фактического брака не является препятствием для вступления в зарегистрированный брак с другим лицом. Пункт «а» ст. 6 КЗоБСО РСФСР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1945 г. соответственно изменен.

Но каково правовое положение фактического брака (или фактических брачных отношений, по терминологии ряда статей КЗоБСО РСФСР), если брак этот был заключен до издания Указа 8 июля в соответствии с действовавшими в то время законоположениями? Возможны были четыре решения вопроса: 1) такой фактический брак сохраняет свою силу, как закономерно заключенный; 2) с изданием Указа 8 июля он теряет свою силу, ибо Указ отменяет на будущее не только возможность фактического возникновения брачного союза, но и фактические брачные отношения или фактический брак как юридический институт вообще; 3) Указ имеет обратную силу и отменяет фактические брачные отношения также в прошлом; 4) фактические брачные отношения, заключенные до издания Указа 8 июля 1944 г., сохраняются, но условно, если будут дополнительно выполнены установленные на этот предмет требования.

Какое же из этих решений принято Указом? Относящаяся сюда ст. 19 изложена очень кратко и не ставит всех точек над «і», но ответ, даваемый ею, едва ли может вызывать большие сомнения. На обратное действие этой статьи нет никаких указаний. Фактические брачные отношения, закономерно существовавшие до издания Указа, в прошлом не аннулируются и должны считаться имеющими силу и до издания Указа. В случае надобности, если речь идет, например, о разделе имущества, нажитого фактическими супругами до издания Указа 8 июля, эти отношения могут быть установлены по суду. Третий из намеченных выше ответов должен поэтому считаться отпавшим.

Что касается судьбы заключенных до издания Указа фактических брачных отношений в период после его издания, то ввиду категорической формулировки ч. 1-й ст. 19 и наличия 2-й ее части, предоставляющей фактическим супругам оформить свой брак, возникший до издания Указа, путем регистрации, следует признать, что без такого оформления эти отношения после издания Указа 8 июля/ должны считаться ничтожными. Но в силу этой же статьи они могут быть зарегистрированы «с указанием срока фактической совместной ж и з н и», т. е. с обратной, так сказать, силой. В этом случае их юридическое значение восстанавливается.

Из текста ст. 12 ясно, что в таком порядке могут быть юридически восстановлены только те фактические брачные отношения, которые возникли до издания Указа. Регистрация фактических брачных отношений, возникших после издания Указа, такой обратной силы не имеет. Брак будет в этом случае признаваться существующим только на будущее, с момента его регистрации.

Таким образом, следует признать, что Указ дает четвертое из намеченных выше возможных решений вопроса.

Фактические брачные отношения, закономерно возникшие до издания Указа, сохраняют свою юридическую силу на период до этой даты безусловно, а после этой даты условно, если будут зарегистрированы установленным для брака порядком «с указанием срока фактической совместной жизни».

Но регистрация может быть произведена только лично сторонами. Возник вопрос: как быть в тех случаях, когда одна из сторон: 1) не согласна на эту регистрацию, 2) пе может участвовать в регистрации, например, в виду душевной болезни, 3) умерла или 4) находится в безвестном отсутствии? В первом случае придать юридическую силу фактическим брачным отношениям на период после издания Указа (и, конечно, после его вступления в действие), очевидно, нельзя.

Для третьего и четвертого случая (смерть и безвестное отсутствие) имеется дополнительное указание Президиума Верховного Совета СССР в Указе от 10 ноября 1944 г. По этому Указу допускается обращение пережившего фактического супруга в народный суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести на фронте.

Обращение в суд с такой же просьбой в других случаях, когда, например, другой фактический супруг психически заболел и поэтому недееспособен, в Указе 10 ноября 1944 г. не предусмотрено. Значит ли это, что такие обращения недопустимы? Нам думается, что в таком категорическом виде этот вывод представляется сомнительным. Из Указа вовсе не видно, чтобы он имел в виду дать исчерпывающий перечень случаев, когда возможно обращаться в суд с просьбой о признании фактических брачных отношений.

Если бы возникли аналогичные вопросы, в отношении участников войны и в связи с войной, то, по нашему мнению, возможно было бы применение Указа и по аналогии. Если бы, например, встал вопрос о признании фактических брачных отношений военнослужащего, ставшего недееспособным ввиду полученной им на фронте контузии или ранения и поэтому лишившегося

возможности зарегистрировать свои фактические брачные отношения, то мы имели бы случай, настолько близкий к случаям, предусмотренным в Указе от 10 ноября, что его можно было бы разрешить таким же порядком. Такое решение было бы тем более правильно, что удовлетворение просьбы фактической жены о признании ее брачных отношений с потерявшим дееспособность бойцом соответствовало бы не столько интересам стороны, ходатайствующей о таком признании, что имеет в виду Указ 10 ноября, сколько интересам самого пострадавшего на войне бойца.

Но всякое применение закона, а тем более специального, по аналогии должно быть чрезвычайно осторожным и может допускаться лишь тогда, когда налицо имеется действительная аналогия. Из закона не видно, что он носит исчерпывающий характер, и едва ли может быть сомнение в том, что законодатель, если бы перед ним встал рассматриваемый вопрос, разрешил бы его аналогичным образом. Но возможны и другие случаи. В частности, было бы неправильно допускать по аналогии судебное признание брачных отношений при безвестном отсутствии другого фактического супруга в других случаях, а не при пропаже его без вести на фронте. Здесь далеко не всегда была бы аналогия с пропажей без вести на фронте, так как безвестное отсутствие вообще вовсе не связано с презумпцией того, что фактический брак остался незарегистрированным только вследствие безвестного отсутствия и невозможности для отсутствующего явиться на регистрацию брака. В ряде случаев, наоборот, само безвестное отсутствие будет результатом как раз нежелания продолжать совместную жизнь, притом настолько сильного, что отсутствующий даже не желает, чтобы другая сторона знала его адрес. Кроме того, безвестное отсутствие вообще не связано - до истечения установленных сроков - с такой степенью вероятности гибели отсутствующего, как пропажа без вести на фронте.

Что касается случаев смерти, то положительное применение Указа 10 ноября возможно как в случае смерти на фронте, так и в случае смерти не на фронте. В его тексте дано указание о допустимости судебного признания фактических брачных отношений при невозможности их регистрации «вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте». Повторение слова «вследствие» перед словами «пропажи без вести на фронте» подчеркивает самостоятельность обоих случаев и исключает возможность отнесения слов «на фронте» к первому случаю, т. е. случаю смерти.. В виду этого судебное признание фактических брачных отношений, возникших до издания Указа 8 июля и продолжавшихся и после этой даты, возможно также в тех случаях, когда один из фактических супругов умер в тылу вне всякой связи с фронтом.

Выше было указано, что фактические брачные отношения, закономерно возникшие до издания Указа 8 июля и продолжавшиеся, но не зарегистрированные " после этого, должны считаться в период этого продолжения до их регистрации не имеющими юридической силы. Указ 10 ноября 1944 г. допустил для некоторых случаев судебное признание этих отношений. Но были еще другие случаи, когда фактических брачных отношений нельзя было ни зарегистрировать нормальным порядком, ни применить к ним Указ 10 ноября, а потребность в установлении таких брачных отношений была вполне настоятельна.

Так, во время войны возникал сложный вопрос о фактических супругах, один из которых находился на фронте. Это лица, интересы которых, как и интересы всех фронтовиков и" их семей, находятся под особой охраной государства. А интересы эти нередко требовали как раз официального признания их брачных отношений. Этого же требовали и интересы государства. Это имело место, например, при применении Указа 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». Между тем супруг-фронтовик не мог обычно явиться на регистрацию брака, хотя бы этого и хотел. В то же время исключалась возможность судебного признания этих отношений не только потому, что предпосылок, предусмотренных Указом 10 ноября, не было, но и потому, что судебное дело с участием фронтовика подлежало, как правило, приостановлению.

Где же был выход? Насколько нам известно, практика искала этот выход на двух путях: а) на пути административного признания фактических брачных отношений для специальных целей и б) на пути упрощения процедуры регистрации брака. На первом пути стояла практика органов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Домоуправления и сельсоветы продолжали в своих справках включать фактических жен, по крайней мере получавших уже государственные пособия, в состав семей военнослужащих, а соответствующие отделы исполкомов, основываясь на Инструкции СНК СССР от 17 апреля 1943 г., руководствовались такими справками, не проверяя их закономерности в данном отношении после издания Указа 8 июля, и оказывали в таких случаях установленную помощь семьям военнослужащих, учитывая фактических жен так же, как и зарегистрированных.

Принимая во внимание особую охрану Советским государством прав и интересов военнослужащих и их семей, а также то, что Указ 10 ноября при невозможности- регистрации фактического брака допустил установление фактических брачных отношений в ином порядке, чем путем их регистрации (именно через суд), едва ли можно отрицать, ято приведенная практика соответствовала общему смыслу нашего законодательства и политике правительства.

Но административное признание фактических брачных отношений в данном специальном случае и для специальной цели не заменяло надлежащей регистрации в органах ЗАГСа, почему по миновании препятствий к ее производству фактические " супруги должны были ее выполнить, если хотели пользоваться правами супругов.

Что касается второго пути - упрощения процедуры ре-

гистрации брака, - то таковой во время войны только нащупывался. Сложившейся практики, а тем более общих централизованных указаний в этой области не было, но практика Отдела актов гражданского состояния НКВД СССР знала несколько случаев, когда военнослужащим давалось разрешение на регистрацию их брака без личной явки. Последняя в этих случаях заменялась подачей соответствующих письменных заявлений с засвидетельствованием подписи заявителей воинским начальством.

Вопро"с о возможности упрощения порядка регистрации брака касался, конечно, не только фактических отношений. Он возникал и при заключении новых браков фронтовиками. Однако до конца войны этот вопрос в надлежащем общем порядке урегулирован не был.