Старт в науке. Основные проблемы подростков

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Основные проблемы современных подростков

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой. Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков. Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила. Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей.

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок. Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой. Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности.

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться, изолировать и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной.

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Аксенова Э.А. 1

Карелина О.В. 1

1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипное мышление свойственно не только детям, но и взрослому поколению. Так, родителя и учителя в школе нередко придерживаются негативных стереотипов о современных детях, полагая, что их поколение было лучше и более ответственным, а современных школьников ничего не интересуют кроме интернета и улицы.

Стоит отметить, что современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить. Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исходя из этого, цель данного исследования : выяснить, каких стереотипов о подростках придерживаются учителя и родители, что думают о школе и о роли образования в их жизни сами подростки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека, с точки зрения учёных - психологов.

Узнать, какие стереотипы у хорольских школьников, их родителей и учителей.

Проанализировать пути возникновения и работы стереотипов.

Выяснить, как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими.

Гипотеза: существующие стереотипы у современных подростков, их родителей и учителей имеют более негативный характер, чем позитивный.

Объект исследования: стереотипы учащиеся 5-9 классов, родителей учеников, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района.

Предмет исследования: характер и процесс воздействия стереотипов на жизнь человека.

Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе школьных учителей, психологов и родителей.

Глава 1. Стереотипы и их влияние на жизнь человека

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Так что же такое стереотипы? Существуют различные определения. «Стереотип - устойчивый образ какого-либо человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми». Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т.е. упрощают и сокращают процесс восприятия . В другом источнике стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно» . В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по - разному. Однако общая их идея одинакова - это устоявшееся мнение насчёт людей, национальностей, поступков или действий .

Анализ статей, опубликованных в сети интернет, показал, что большинство исследователей, авторов научных публикаций отмечают негативные влияния стереотипов на жизнь людей. «Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно» .Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д..

Выделим положительное и негативное влияние стереотипов на поведение людей.

Стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий.

Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов.

Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: укоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

Стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определённую модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может привлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия, и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только помогают определить правильные жизненные ориентиры, но настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и «чужих».

Стереотипы мышления настолько сильны, что мы принимаем их за безоговорочную истину и обычно не сомневаемся в правильности тех или иных своих убеждений. Иногда мы называем это своим характером или мировоззрением. Невозможно представить себе, как выглядело бы наше существование, если бы, каждый раз заново, нам приходилось решать как вести себя на дороге или в театре, на лекции в университете или среди болельщиков на стадионе. Однако нередко мы имеем дело с такими стереотипами, которые блокируют наше развитие и продвижение в той или иной области. Чаще всего, они проявляются как страхи и опасения. Например: страхи, связанные с получением денег, избегание риска, страх перед сотрудничеством, боязнь успеха и т.д. Это так называемые ограничивающие убеждения. Каждый из нас, при желании, может найти их в своём репертуаре. Естественно, что как в профессиональной деятельности, так и в личном развитии, изменение ограничивающих стереотипов приносит неизмеримую пользу. Именно поэтому множество тренингов, семинаров и мастер классов уделяют этой теме такое серьёзное внимание.

Глава 2. Стереотипы хорольских подростков о школе и об образовании

В ходе данного исследования был проведён социологический опрос среди подростков (учащихся 5-9 классов) МКОУ школы №3, их родителей, учителей данной школы и учителей истории Хорольского района (Приложение 1, с. 20-21. Анкеты 1 - 3.)

Всего: 165 респондентов.

Для проведения соц.опроса, мною были разработаны анкеты для различных категорий респондентов. Подросткам было предложено выразить своё мнение о стереотипах, связанных с образованием и обучением в школе. Предложенные стереотипы были взяты из личного опыта, общения со сверстниками и со страниц СМИ.

Одним из самых распространённых стереотипов о школе является следующий: « В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся». Большинство опрошенных (47%) частично согласны с данным утверждением. Удивил тот факт, что около половины подростков (43%) считают, что многие знания, получаемые в школе, пригодятся в дальнейшей жизни.(Приложение 2, с 22. Диаграмма 1.)

Во все времена многие ученики были не довольны тем, что в школе много задают домашнего задания. Современные школьники также придерживаются данного мнения. Причём, даже некоторые родители поддерживают своих детей в этом вопросе. Интересно, что только 29% опрошенных подростков считают, что в школе много задают на дом. Большинство же респондентов (60%) лишь частично согласны с данным утверждением. Скорее всего, только некоторые учителя, по их мнению, много задают на дом.(Приложение 2, с.22. Диаграмма 2.)

В общении со сверстниками, родителями и их знакомыми, в сети интернет, в телевизионных передачах часто можно услышать, что в школе очень сложно учиться. Данная фраза была предложена учащимся в ходе анкетирования. Поразило то, что всего 15% полностью согласны с данным мнением, частично согласны - более половины подростков (54%). (Приложение 2, с.22. Диаграмма 3)

Многие ученики считают, что все учителя много требуют от них. Действительно ли это так? Большинство опрошенных частично согласны с этим утверждением (45%). Возможно, всё- таки не все учителя очень требовательны. Только 16% ребят полностью поддерживают предложенное высказывание. (Приложение 2, с.23. Диаграмма 4.)

Не все ученики удовлетворены своими оценками, возможно, поэтому некоторые считают, что многие учителя занижают оценки. Как выяснилось, чуть больше половины респондентов (54%) согласны с данным утверждением, причём, только 19 учащихся высказали полное согласие (Приложение 2, с.23. Диаграмма 5).

В 2014 году в нашей школе была введена школьная форма. На сегодняшний день большинство подростков (69%) утверждают, что школьная форма никак не влияет на успеваемость. Только 12 респондентов полностью поддерживают учителей в данном вопросе (Приложение 2, с.23. Диаграмма 6).

Для многих учащихся, их родителей, и даже учителей слова ОГЭ и ЕГЭ наводят ужас и вызывают панику. Значительная часть родителей внушают своим детям мысль, что если они будут плохо учиться, то не сдадут экзамены, тем самым формируя стереотип, что экзамены сдавать очень сложно. Учителя тоже постоянно пугают, если мы не будем учиться, то не сдадим экзамены. Сами же подростки ещё не сталкивались с экзаменами, только учащиеся 5-7 классов писали ВПР и комплексные работы, которые по своей структуре немного напоминают экзамен. Как показало анкетирование, больше всего переживают за будущие экзамены, учащиеся 8 «А» класса. Выпускники же школы настроены более оптимистично. В то же время все девятиклассники в той или иной степени согласны с мнением, что экзамены сдавать очень сложно. Причём, во всех классах большинство опрошенных полностью придерживаются данной точки зрения.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 7.)

Другим устоявшимся стереотипом в современном обществе, в формировании которого значительную роль играют родители, является следующий: « не имея высшего образования, невозможно построить карьеру». Что же думаю подростки по этому поводу? Более трети респондентов (38%) полностью согласны с данным убеждением. Только 23% считают, что и без высшего образования можно добиться успеха в работе и финансового благополучия.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 8.)

Ещё в 90-х годах XX века в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы. За плату могли получить высшее образование в государственных вузах те студенты, которые недостаточно хорошо сдали вступительные экзамены. Сегодня в высшие учебные заведения поступают на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Многие же учащиеся получают низкие балы по результатам итоговой аттестации и родители вынуждены платить за обучение, желая, чтобы их дети получили именно высшее образование в выбранном ими учебном заведении. Причём, некоторые специальности можно получить только на платной основе. Что же думают ученики по этому поводу? Большинство респондентов (34%) не согласны с тем, что обучение в вузах платное и всё зависит от денег. Полностью согласны с данным утверждением всего (20%) ребят. Как видим, данный стереотип не закрепился в сознании подростков.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 9.)

Выпускники школы стремятся поступить в вузы для того, чтобы получит престижную и по их мнению, (или мнению родителей) - высокооплачиваемую профессию. С точки зрения школьников, самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: юрист (24 ч.), депутат (19 ч.), полицейский (12 ч.), военнослужащий (11 ч.), врач (10 ч.). Сегодня в сети интернет можно найти много публикаций, в которых перечисляются самые престижные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире. Списки несколько различаются, но есть ряд профессий, которые указываются в топ-10 чаще всего: юристы, программисты и специалисты IT-технологий, врачи, банкиры и предприниматели, дизайнеры и артисты, экономисты и аудиторы, менеджеры, инженеры, лётчики и космонавты . Как видим, мнение детей по некоторым позициям совпало с данными соц.исследований, размещённых в сети интернет. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 10)

Самые модные профессии для хорольских подростков связаны с творческой деятельностью: дизайнер (32 ч.), стилист (16 ч.), видеоблогер (16 ч.), модель (15 ч.) , модельер (14 ч.). (Приложение 2, с.25. Диаграмма 11). Самыми скучными профессиями подростки считают профессии библиотекаря (13 ч.), учителя (10 ч) и дворника (9 ч.). По приведённым результатам видно, что стереотип, связанный с профессией библиотекаря, наиболее устоявшийся в сознание различных возрастных категорий населения. Очень удивил тот факт, что учащиеся назвали профессию учителя скучной. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 12)

Известное детское стихотворение В. Маяковского « Кем быть» заканчивается следующими словами: « Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!». Какие же профессии, по мнению ребят, являются самыми нужными? Первое место «присудили» врачу - 47%, «серебро получили» сотрудники полиции - 30%, замыкают тройку самых нужных профессий пожарные (21%), чуть меньше учащихся указали в своих анкетах профессию учителя в данном списке (Приложение 2, с.26. Диаграмма 13).

Таким образом, итоги социологического опроса, проведённого среди 5-9 классов, показали, что большинство респондентов придерживаются следующих взглядов о школе: знания, которые дают в школе, в дальнейшем пригодятся; большинство учителей немного задают домашнего задания; учиться в школе не очень сложно.

Данные результаты не ответствуют наиболее устоявшимся стереотипам о школьном образовании в современном российском обществе.

Глава 3. Взгляды учителей и родителей на подростков

Взрослые привычно жалуются, что современные дети испорчены интернетом, компьютерными играми, Голливудом и ни во что не ставят традиционные ценности. Конфликт поколений, ничего нового. Так было всегда.

В современном мире существуют различные стереотипы о подростках, большинство из которых - негативные. Так, большинство взрослых считают, что многие подростки курят, пьют и все ругаются матом. Своё мнение о подрастающем поколением высказали в ходе анкетирования учителя МКОУ СОШ №3 с.Хороль, учителя истории Хорольского района и родители учащихся 5-9 классов.

Большинство респондентов, как среди родителей, так и среди учителей, уверены, что многие подростки курят и пьют. Полностью согласны с данным стереотипом 38% опрошенных, частично - 43%. На самом деле, некоторые учащиеся даже до занятий или на переменах выбегают покурить за угол школы или к магазину. Классные руководители и администрация школы стараются бороться с курильщиками, но принимаемые ими меры лишь ненадолго останавливают любителей вредных привычек. Курили старшеклассники и в советской школе, сейчас же снизился возраст курильщиков, и всё чаще можно встретить с сигаретой представительниц прекрасного пола (Приложение 2, с.26. Диаграмма 14)

На улице, в школе, в кинотеатре и в других общественных местах можно часто услышать нецензурные слова. Причём, среди любителей бранной лексики встречаются не только подростки и старшеклассники, но и даже учащиеся более младшего возраста. Большая часть учителей и родителей (58%) считают, что многие подростки используют в речи нецензурные слова. Некоторые (23%) думают, что все подростки ругаются при помощи матершинных слов (Приложение 2, с.26. Диаграмма 15).

На протяжении нескольких лет (2010 -2016 гг.) психолог Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей. «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» - пишут родители и воспитатели в анкетах . Родители и педагоги Хорольского района лишь частично согласны с тем, что « подростки не уважают взрослых» (60%). Около четверти опрошенных более оптимистично оценивают подростков, не согласившись с данным высказыванием (Приложение 2, с.27. Диаграмма 16). Стоит отметить, что «уважение к взрослым» и «желание выполнять указания взрослых» - высказывания не однозначные. Одной из психологических особенностей подростков всегда являлось стремление к самостоятельности и критичное отношение к указаниям взрослых.

Один из самых устойчивых стереотипов о современных детях - «подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете». Полностью придерживаются данного мнения только 9 респондентов, большинство же опрошенных (58%) - не совсем согласны (Приложение 2, с.27. Диаграмма 17). На самом деле, многие мои одноклассники, знакомые посещают различные секции, ходят в школу искусств, участвуют в организации классных, школьных и районных мероприятий в свободное от учёбы время, и им некогда сидеть подолгу в интернете, если только для общения.

Одной из особенностей подросткового возраста является снижение мотивации к учению, появляются другие интересы и увлечения. Очень часто можно услышать, что у современных школьников особенно у подростков - нет интереса к учёбе. Как выяснилось, учителя и родители также придерживаются данной точки зрения. Половина всех опрошенных частично согласны, а одна треть родителей полностью согласны с предложенным утверждением (Приложение 2, с.27. Диаграмма 18).

Во все времена для подростков было характерно стремление к самостоятельности. Причём, по мнению некоторых подростков, самостоятельность - это непослушание, стремление всё делать по-своему. По сравнению с предыдущими поколениями сегодня школьники стали более безответственными и распущенными. Так считает и взрослое население Хорольского района. 83% респондентов, в той или иной степени согласны с этим стереотипом. (23% - полностью, 60% - частично). (Приложение 2, с.28. Диаграмма 19)

Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, сейчас редко увидишь детей за чтением книг, некоторые ребята даже не утруждают себя чтением текстов учебников для выполнения домашнего задания. Наблюдается снижение техники чтения учащихся и затруднение осмысления прочитанного. 67% родителей, 52% учителей абсолютно согласны с тем, что школьники мало читают и обладают низким уровнем культуры. Как видим, учителя в данном вопросе настроены более оптимистично - 45% не совсем согласны с этим мнением (Приложение 2, с.28. Диаграмма 20).

Учителям было предложено оценить уровень знаний современных школьников. Так, большинство педагогов (72%) считают, что уровень знаний учащихся ниже, чем был 10-20 лет назад, из них - 38% полностью согласны с данным утверждением. (Приложение 2, с.28. Диаграмма 21). Одной из причин снижения уровня знаний, по мнению родителей и педагогов, является усложнение школьных программ, учебников. 65% опрошенных родителей абсолютно уверены, что школьные программы усложнились, и стало сложнее освоить изученный материал. Учителя Хорольского района не так категоричны в данном вопросе: только 41% согласны с родителями. Большинство педагогов (45%) лишь частично согласны с этой точкой зрения. (Приложение 2, с.29. Диаграмма 22)

Наряду с негативными стереотипами о подростках можно услышать и мнение о том, что современные дети стали лучше развиты, более уверенны в себе. Во время просмотра телевизионных передач « Лучше всех», «Пусть говорят», «Синяя птица» и видеороликов в сети интернет, удивляешься способностям и талантам детей. Большинство респондентов (54%) лишь частично согласны с утверждением, что «Современные школьники лучше развиты, у них шире кругозор», четверть опрошенных так не считают. При этом, 83% педагогов уверены, что у современных подростков больше возможностей для всестороннего развития (Приложение 2, с.29. Диаграмма 23). По-видимому, учителя думают, что некоторые хорольские дети не используют те возможности, которые сейчас хорошо представлены в Хорольском районе: занятия спортом, музыкой, танцами, робототехникой и т.д.

«Многие родители считают, что дети, переходя в старшие классы, могут обходиться и без их помощи». Данное утверждение можно часто услышать от учителей, и поэтому в ходе анкетирования, педагогам было предложено высказать своё мнение. Полностью согласны с предложенным стереотипом 58% опрошенных (Приложение 2, с.29. Диаграмма 24). По моим наблюдениям только некоторые родители нашего класса регулярно посещают родительские собрания, принимают участие в мероприятиях класса и школы. Хотя ещё несколько лет назад, когда мы были учащимися начальной школы, фактически все родители активно участвовали в жизни класса и школы. Возможно, многим родителям, не хватает времени на то, чтобы уделять больше внимания школьной жизни ребёнка.

Как показал социологический опрос, стереотипы о современных подростках абсолютно у всех респондентов сформировались на основе личных наблюдений.

Из всего выше перечисленного следует, большинство родителей и педагогов избегают крайностей в оценивании современных подростков. В большинстве предложенных вопросов, основная часть респондентов высказывают частичное согласие со стереотипами. Несмотря на то, что, по мнению и учителей, и родителей, школьные программы усложнились, ученики мало читают, и уровень их знаний ниже, чем был у школьников 10-20 лет назад. При этом у современных подростков по убеждению взрослых, больше возможностей для всестороннего развития и расширения кругозора.

Заключение

В ходе данного исследования были изучены различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека. По мнению учёных - психологов, стереотипное мышление - бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе.

Как показал социологический опрос, большинство школьников не придерживаются негативных стереотипов о школе, учителях и объёме домашнего задания. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования в отношении подростков не нашла своего подтверждения. Самым поддерживаемым стереотипом у учащихся является стереотип об экзаменах. Подавляющее большинство респондентов уверены, что экзамены сдавать очень сложно.

Взрослые респонденты оказались менее оптимистичны в своих оценках подрастающего поколения. Большая часть родителей и педагогов считают, что у современных подростков уровень знаний ниже, они мало читают, курят и используют в речи нецензурные слова. Также значительная часть подрастающего поколения, по их мнению, не уважает взрослых и стали более безответственными и распущенными. Свои взгляды взрослые усиленно внушают детям. Впрочем, так было во все времена. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н.э.) высказывался о молодёжи следующим образом: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Как видим, проблема взаимоотношений поколений не является новой и остаётся актуальной в современном мире, в котором подростки подвержены значительному влиянию СМИ и современных технологий.

Стереотипы подростков приобретают отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего — с раннего детства. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта.

Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стремление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Список использованных источников и литературы

Результаты социологического опроса среди учащихся 5-9 классов, родителей, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района. - Хороль. - 2017

Справочная и учебная литература

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 - 111 с.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. - М.: Bako, 2016 - 240с.

Интернет - источники

Закон о запрете на использование нецензурной брани принят Госдумой. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/(15.11.2017)

Круподёрова О.Е. Преодоление стереотипов у современных школьников. - Режим доступа: https://infourok.ru(20.11.2017)

Особенности современных подростков - Режим доступа: studwood.ru https://studwood.ru/ (20.11.2017)

Психология жизни. - Режим доступа: http://lichnorastu.ru (19.11.2017)

Работа и вакансии. - Режим доступа: http://www . SuperJob.ru (19.11.2018)

Словари и энциклопедии. - Стереотип. - Режим доступа: https://dic.academic.ru (24.11.2017)

Советы - твой журнал. - Режим доступа: https://sunmag.me/sovety/ (19.11.2017)

Цитаты великих и известных людей. - Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_molodezh.html(19.11.2017)

Школьники назвали самые востребованные профессии. - https://rg.ru/2012/02/07/opros.html (20.11.2017)

Школьные знания. - Режим доступа: https://znanija.com/task/ (22.11.2017)

Приложения

Приложение 1. Анкеты для участников образовательного процесса

МКОУ СОШ №3 с. Хороль

Анкета 1 (для учеников)

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

2) В школе много задают домашнего задания.

3) В школе очень сложно учиться.

4) Все учителя много требуют от учеников.

5) Многие учителя занижают оценки

6) Школьная форма никак не влияет на успеваемость

7) Экзамены сдавать очень сложно

8) Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

9) Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

10) Профессии:

А) Самые высокооплачиваемые профессии:

Б) Самые модные профессии:

В) Самые скучные профессии:

Г) Самые нужные профессии:

Анкета 2 (для родителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

2. 1) У школьников нет интереса к учёбе.

2) Школьники стали более безответственными и распущенными.

А) Полностью согласен

3) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

4) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

5) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

6) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Анкета 3 (для учителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) Многие подростки курят, пьют.

2) Все подростки ругаются матом.

3) Подростки не уважают взрослых.

4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

1) Уровень знаний современных школьников ниже, чем 10-20 лет назад.

2) У школьников нет интереса к учёбе.

3) Школьники стали более безответственными и распущенными.

4) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

5) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

6) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

7) У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

8) Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

9) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Приложение 2. Диаграммы по результатам социологического опроса

Диаграмма 1 .В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

Диаграмма 2 . В школе много задают домашнего задания.

Диаграмма 3 . В школе очень сложно учиться.

Диаграмма 4. Все учителя много требуют от учеников.

Диаграмма 5 . Многие учителя занижают оценки

Диаграмма 6. Школьная форма никак не влияет на успеваемость

Диаграмма 7. Экзамены сдавать очень сложно

Диаграмма 8. Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

Диаграмма 9. Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

Диаграмма 10. Самые высокооплачиваемые профессии

Диаграмма 11. Самые модные профессии

Диаграмма 12. Самые скучные профессии

Диаграмма 13. Самые нужные профессии

Диаграмма 14. Многие подростки курят, пьют.

Диаграмма 15. Все подростки ругаются матом.

Диаграмма 16. Подростки не уважают взрослых.

Диаграмма 17 . Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

Диаграмма 18. У школьников нет интереса к учёбе.

Диаграмма 19. Школьники стали более безответственными и распущенными.

Диаграмма 20. Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

Диаграмма 21. Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал

Диаграмма 22. Школьники лучше развиты, у них шире кругозор

Диаграмма 23. У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

Диаграмма 24. Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

Укажите утверждения, которые характеризуют функции, выполняемые подростковой группой.

1. Достижение результатов в учебе
2. Развитие уверенности в своих силах.
3. Веселое времяпровождение
4. Противостоянием другим группам
5. Доказательство силы и значительности каждого участника
6. Помощь в карьере
7. Помощь в формировании личности
8. Совместная коммерческая деятельность
9. Совместное воспитание детей
10. Уход от одиночества

Английская писательница Джоан Ролинг, написав серию книг о юном волшебнике Гарри Потере, создала подлинный бестселлер. Только у нас в стране за один год

этих книг было продано более 4 млн. На Западе, где существует такой же интерес к творчеству этого автора, многие с удивлением отметили, что дети, оторвавшись от экранов компьютеров и телевизоров, начали с удовольствием читать художественную литературу.Охарактеризуйте это явление, выделив в нём признаки массовой культуры. Попробуйте продемонстрировать на этом примере взаимодействие явлений массовой культуры и общекультурных процессов.

Нина предложила Розе свою помощь в организации праздничного концерта для ветеранов войны, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Роза обиделась и

не отвечала на телефонные звонки Нины. После возвращения Нивы девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) противоборство
2) сотрудничество
3) уход от конфликта
4) уступка!

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

Надо оставаться -- самим собой, не надо завидовать и обращать внимание -- на способности и успехи своих товарищей, наоборот, НАДО -- работать над собой, РАЗВИВАТЬ -- свои собственные способности и таким образом завоевывать -- Авторитет среди сверстников.

Если у подростка есть способности к спорту: к футболу, к борьбе, к боксу, к бегу или к тяжелой атлетике – пусть усиленно -- занимается этими видами спорта и добивается -- ощутимых результатов.

Добившись хороших результатов в занятии спортом – подросток ИЗМЕНИТ свой характер, ВОСПИТАЕТ силу ВОЛИ, поверит -- в себя и в свои силы и таким образом добьётся -- АВТОРИТЕТА и уважения среди своих товарищей.

Если подросток имеет способности к музыке – пусть развивает эти способности и тоже ребята начнут его уважать за это. Если учишься в школе, то добейся того, чтобы ты ЛУЧШЕ -- всех знал: историю, или физику, химию или математику, или просто хорошо -- учись. Все прекрасно знают, что хорошо учиться – ТРУДНО и потому начнут уважать.

Если подросток разбирается -- в компьютере и в радиотехнике – то пусть доводит свои знания до совершенства и тоже таким образом будет иметь определенный Авторитет среди сверстников. То есть, надо понять, что если хочешь, чтобы ребята тебя уважали и считались с твоим мнением – ты должен что-то одно ЛУЧШЕ -- других делать, или хотя бы на высоком уровне.

Работая над собой, УЧАСЬ -- чему-то хорошему и добиваясь в этом Мастерства – подросток формирует и ВОСПИТЫВАЕТ -- сам себя, СИЛУ -- воли, характер, учится -- настойчивости, трудолюбию, начинает верить -- в себя, в свои силы и способности, и таким образом -- становится ЛИЧНОСТЬЮ, которую начинают Уважать окружающие его люди!

Потому, что все люди знают, чтобы научиться чему-то и добиться в этом мастерства – это тяжелый труд! И не каждый способен на это. Вот почему – таких людей уважают!

Если подростки комплексуют -- из-за своего внешнего вида, в основном это происходит с девочками, то им нужно объяснить, что стройная фигура и красота -- это ещё не «Обязательный билет для получения счастья», что в жизни, как раз всё бывает наоборот, и большинство красивых девушек и молодых женщин – НЕСЧАСТЛИВЫ и одиноки в жизни.

Ваши дети должны ПОНЯТЬ, что у каждого человека на земле -- есть своя «половинка», и только с ней он может быть счастлив, но встречу с ней посылает Бог. Счастье людям на земле даёт -- только Бог. Только Бог посылает нам -- тех людей, с которыми мы можем создать дружную семью и хорошо жить!



Часть детей СТАНОВЯТСЯ -- дерзкими, непослушными, идут наперекор родителям, и потому конфликтуют с родителями. Существующая в наше время, так называемая Молодежная субкультура НЕГАТИВНО -- влияет на всех подростков , так как в подростковый период дети становятся зависимыми -- от мнения таких же как и они подростков и молодых людей, а авторитет родителей часто -- теряется, да и к тому же, они бывает -- стесняются своих родителей, считают их отсталыми и ничего не понимающими в современной жизни, к тому же боятся -- попасть под ехидные насмешки товарищей, если те вдруг узнают, что они все еще слушаются -- родителей. Все это серьезные промахи в деле воспитания детей самих родителей.

Если дети СЧИТАЮТ своих родителей -- ОТСТАЛЫМИ, то это означает, что, где-то и в чём-то дети переросли -- своих родителей, это означает, в первую очередь – НИЗКИЙ уровень РАЗВИТИЯ самих родителей.

Родители сами -- ВИНОВАТЫ в этом: книги -- не любим читать, музыкой классической -- не интересуемся, ни к чему хорошему и полезному -- не стремимся, заняты только зарабатыванием денег, покупкой вещей и улучшением благосостояния. Богатыми стали, а души -- обеднели, пустыми стали -- нечего дать ребёнку.

Ведь сказано в Евангелии: «Не хлебом единым жив человек». Ребёнку нужны ведь не только хорошее питание, одежда и условия жизни, но в первую очередь, ребёнку, его душе нужна духовная пища: приобщение к Православной вере, добрый пример родителей и добрые дела, обязанности и помощь другим людям, хорошие книги, музыка, интересные увлечения: рукоделье, занятия музыкой, спортом, творческие, технические кружки и т. д. Вот только тогда из детей вырастают развитые, интересные люди - личности.

Главная причина -- НЕПОСЛУШАНИЯ в этот подростковый период детей своим родителям -- состоит в том, что родители – НЕ СУМЕЛИ построить со своими детьми ДОБРЫЕ, дружественные отношения, и потому -- ПОТЕРЯЛИ у своих детей всякий родительский -- АВТОРИТЕТ и Доверие к себе.

Возможно из-за того что они не до конца разобрались в себе, но все таки, Мне кажется, что это из-за того что для большинства подростков важно то, как о них думают сверстники

Они зависимы от чужого мнения, хотят выглядеть круче, им важны понты, хотят больше лаков/подписчиков в соц сетях, а для этого нужно нравится большинству, Следовательно, вовсю следуют моде, ну а дальше навязанные ценности, вкусы, взгляды на жизнь и придуманы психические отклонения.

Многие подростки хотят выделиться из толпы, показать свое "Я" , но всё также продолжают следовать моде

Странно наблюдать за собой и признавать, что меня всё-таки что-то из современного задевает. Кто ввёл в моду анорексию? Кто романтизировал психические расстройства? Кто популяризировал саморазрушение и вбил его в неокрепшие умы как единственный верный стиль жизни? Все эти вечнострадающие бледные девушки с поцарапанными лезвием руками, бесконечностями или птичками на запястьях, плавающие в формалине. Фотографии девушек, размалёванных как куклы, одетых по последней моде, но хором кричащих: "Я свободна и независима от мнения окружающих!". Фотографии засосов, синяков, порезов, ног, рук, ногтей, губ, ключиц.... От этого просто голова кругом идёт. Куски социальных механизмов.

Крики о независимости взглядов и интересов, кстати, весьма потешны. Это как кудахтанье курицы, но только с чуть меньшей толикой здравого смысла.

Следующий момент – чтение книг, как же без них. Все ищут себе начитанных друзей, девушек, парней... Зачем? Конечно же для того, чтобы обсудить "50 оттенков серого", новую книжку Мураками или Коэльо. Если ты это не читал, ты автоматически быдло. Какая разница, кто там у тебя на полках стоит, главное ведь, что ты не можешь поддержать беседу о модной мейнстримной книжке. Аналогичная ситуация с количеством этих самых книг. Ты можешь читать книгу полгода, тщательно смакуя её и анализируя мысли, на которые эта самая книга тебя наводит, но ты тоже быдло и неинтересный собеседник. Читать ведь надо как можно больше, от этого ты становишься умнее. Какая разница, какие книги ты ментально поглощаешь, главное, чтобы их было много.

Далее на очереди понятие "странности" и некой "ненормальности" в целом. Странность как культ, неординарность как идол. "О да, я псих! Да, я странный! Да, я ненормальный!". У меня сразу всплывает картинка перед глазами, когда жирная голая женщина с телом, сплошь покрытым шрамами от порезов, воткнутых предметов, ожогов и наверняка ещё чего-либо малоприятного, на вязках, страдающая запущенной формой Dementia praecox, во всю глотку вопит нечто нечленораздельное и переворачивает койку, одновременно с этим опорожняя свой кишечник. Или девушка, рассказывающая о том, как у неё пошатнулся рассудок из-за того, что у неё новорождённая дочка умерла от кровоизлияния в мозг, а потом ты узнаёшь, что она сама её задушила и пыталась сожрать, когда домой вернулась её мать. Тошнотворное и мерзкое ощущение? Да, именно так и должно быть. Вот что такое психическое отклонение. К разряду недоделанных "странных" также относятся люди, кричащие о собственной сексуальной извращённости и развратности. В основном, это девушки. Если ты не против того, чтобы тебя легонько шлёпнули по заднице, это ещё не сексуальное расстройство. Да и вообще, упоминание весьма интересной книжки 18 века здесь уже было.