Старинный рецепт венецианского окрашивания волос в рыжий. Борьба с сединой - борьба всех времён. Краска для волос в Древнем Риме

Окрашивать волосы женщины начали более трёх тысяч лет назад.

Рецепты ассирийских травников датированные 2177 до н. э. содержат описания некоторых косметических средств использовавшихся для этих целей]. В одном из этих специфических рецептов описано использование для окрашивания волос китайской корицы и лука-порея.

Изначально, окрашивание волос применялось с целью обозначения особого статуса, положения человека в обществе, либо в сакральных целях.

Так в Древнем Египте наиболее популярным считался тёмно-коричневый и чёрный цвет волос, ассоциирующийся с властью. Окраска волос и создание причёсок не было привилегией простолюдинов. Уже в 1200-х годах до н. э. для того, чтобы сделать волосы темнее некоторые египтяне используют кoхл (смесь сажи и других компонентов) и хну (хна - краска из высушенных листьев лавсонии). Применялись и другие красители природного происхождения с целью добавить к натуральному цвету волос новые оттенки, сделать цвет волос более насыщенным. Некоторые из египтян, включая Клеопатру, чтобы сделать волосы темнее даже использовали парики.

В Древней Греции утончённый изыск образа подчёркивался пепельными и золотистыми оттенками волос. Для окрашивания использовались ароматизированные порошки с оттеночным эффектом.

В Древнем Риме особо ценились светлые волосы. В стремлении обрести светлые волосы римлянки использовали не только парики, но и специальные древние способы и средства осветления волос. В красящий состав входили различные травы, айва и зола. После обработки волос осветляющим составом, дополнительно, было необходимо подвергнуть волосы воздействию солнечных лучей. Иными словами, для получения эффекта нужно было просидеть под палящими лучами солнца не один час. Для защиты лица носили так называемые «Солана - шляпы» с большими полями, но без донышка. «Технологии» осветления волос получили ещё большую популярность после появления в Древнем Риме белокурых германских рабынь, чьи светлые волосы вызывали особую зависть у римлянок. Для осветления волос стали использоваться составы на основе извести, киновари, талька и буковой золы.

1500 г. Англия - Королева Елизавета I с её ярко рыжими волосам и белой кожей переворачивает стандарты красоты в Западном Мире. Женщины всей Европы стремятся обрести рыжие волосы и парики, чтобы подражать королеве.

Во Франции в 60-х годах XIX века вошло в моду осветление волос.

1867 лондонский химик E.H. Thiellay и парижский парикмахер Leon Hugot продемонстрировали использование перекиси водорода в качестве наилучшего способа осветления волос.

Усовершенствованные методы осветления на основе перекиси водорода применяется и в настоящее время. Было изобретено средство для изменения цвета волос: из темного - в светлый. Секрет изготовления не сохранился и не разгадан. В те времена римляне стали стричь волосы: мужчины носили аккуратные короткие стрижки, брили усы и бороду. Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками. Прически императорского Рима. Печально известна Мессалина Валерия - жена Клавдия в те же времена - времена Рима, потонувшего в роскоши и разврате (25-48 гг. н. э.). На изображении - красивый поворот головы, волосы разделены вертикальными проборами, заплетены в мелкие косы и убраны на затылке.

История возникновения окрашивания волос достаточно обширна и насыщенна. От применения натуральных красителей, до популярного сегодня 3d окрашивания волос . Рассмотрим подробнее как развивалось это направление в индустрии красоты.

История краски для волос насчитывает тысячелетия. С древних времен люди для изменения цветового пигмента волос, желая быть красивее и следуя моде, использовали всевозможные травы и настои. Например, Клеопатра в древнем Египте наносила хну перед принятием водных процедур в Ниле.

Женщины в древнем Риме для осветления локонов использовали настой из угля, извести и соды. А для придания волосам более темного оттенка, готовили смесь, в которую входили медные опилки и наросты листьев дуба. Также использовали настой из пиявки. Для закрашивания седины использовали отвар грецкого ореха.

Так как в древней Греции и Риме в моде был блонд, для осветления нередко применяли сок лимона, пудру из желтых цветов, а богатые вавилоняне даже втирали в голову порошок из настоящего золота. У южан в фаворе был черный и рыжий цвет волос. Северяне старались отбеливать усы и бороду. У древнегерманского племени тевтонцев было свое средство придания волосам рыжего оттенка - «Сапо» - это смесь свинца, охры и мыла.

Католической церковью было запрещено изменение цвета волос. В этот период доставалось даже натуральным блондинкам и рыжеволосым. Но на какие нарушения и запреты может пойти человек ради коасоты? Натуральные красители (шафран, ромашка, яйца, грецкий орех) - использовать продолжали. Эпоха Возрождения возвращает моду на красители и блонд. Яркий медно-рыжий цвет становится популярным из-за генетической ошибки.

Красивые тициановые локоны имела королева Елизавета I. Внедряются новые рецептуры по осветлению натурального пигмента волос, в состав которых входит бура, цветы лютика с селитрой, также используют настой шафрана, люпина, желатина, коровяка и мирры. Для придания волосам красивого медного оттенка, модницы обрабатывали волосы смесью сушеного сафлора с илом, известью и солями серебра, затем подставляли голову под солнечные лучи, используя поля шляпы. Применяют и хну, смешивая ее с отваром грецкого ореха, ромашки и другими растительными компонентами.

В период барокко модными становятся парики и припудривание черных волос для придания эффекта седых. Не все рецепты того времени были безопасны для волос, что впоследствии вело к повреждению у корней и далее к выпадению. В начале XIX века изобретен долгожданный пероксид водорода. Основу перманентных красителей открыл в 1859 году немецкий профессор Вильгельм Гофман, что приводит к широкому развитию производства синтетических красок для волос и тканей.

Началом эры химических красителей считается изобретение французского химика немецкого происхождения Эжена Шуллера. На этот эксперимент изобретателя с подвигла его собственная жена, у которой случился неудачный опыт с окрашиванием волос. Шуллер, используя последние научные химические открытия, вывел состав нового синтетического красителя, используя медь, соли железа и сульфат натрия. Не останавливаясь на достигнутом, молодой гений Эжен предлагает свое изобретение одной из тогдашних парикмахерских.

Позднее появляется запатентованная краска под названием L’Aureale, всем известная сегодня как L’Oreal. Лоуренсу Гелбу в 1932 году доводит формулу до совершенства таким образом, что пигмент краски проникает прямо во внутрь волоса, а не только покрывает его снаружи. В 1929 году появляется краска, для частого применения, позволяющая закрашивать корни отросших волос. В 1950 году была выпущена на рынок краска для самостоятельного окрашивания, которая в один этап позволяет провести процедуру дома самостоятельно. Краска для бытового использования общедоступна, проста в применении и продается в магазинах.

15 выбрали

История краски для волос насчитывает столетия и даже тысячелетия. Издревле люди, желая быть красивее и следовать изощренным веяниям моды, стремились изменить естественный порядок вещей.

Сначала доступ к изменению цвета своих волос получила знать. Только богатым людям, занимавшим особое положение в обществе, позволено было окрашивать бороду, усы и волосы. Самые ранние упоминания об этом имеются относительно Сирии и Персии. Позднее мода перекочевала и в Древний Рим. Тогда в почете были блондины и блондинки, причем, как бы сейчас сказали, пергидрольные... Достигали эффекта обесцвечивания тем, что покрывали волосы особым составом, а затем выставляли их на солнце. А мужчины в Вавилоне даже втирали в голову золото!

Римский врач Гален донес до нас рецепты древней краски для волос. И ничего удивительного, что составы были натуральными. Например, седину рекомендовалось закрашивать отваром грецкого ореха.

В Средневековье немудрено было прослыть ведьмой, особенно если вы родились рыжеволосой, так что к своей внешности девушки и женщины относились с особой осторожностью. До нас не дошли рецепты ухода за волосами того времени, но подозреваю, что натуральными отварами все же пользовались.

А вот эпоха Возрождения вернула моду Древнего Рима, тогда и вспомнили о древних летописях, где и указана рецептура уходовых средств для волос. Ну и почет снова, конечно же, достался блондинкам. А рыжий цвет вошел в моду из-за генетической ошибки. Королева Елизавета I имела яркие рыжие волосы.

  • Ботичелли. Весна

Период Барокко вместе с париками принес в моду разные оттенки волос, от желтого до синего, а чуть позже считалось модным припудривать черную шевелюру, чтобы достичь эффекта седины.

Хна и басма. Не думаю, что у кого-то из девушек возникнет вопрос, что это такое и с чем его едят. Я, например, попробовала окрасить волосы хной еще в 9 классе школы. Получился отличный каштановый оттенок. И больше я ни разу не смогла получить ничего подобного. А сестра моя периодически пытается выйти из рыжего цвета, но возвращается к хне снова и снова. Такая вот она оказалась прилипчивая. А в период Ренессанса женщины смешивали хну с отваром грецкого кореха, ромашкой, индиго и другими растительными компонентами. Получались различные оттенки.

А у Сиенны Миллер был неудачный опыт окраски хной. Актриса получила зеленый оттенок, и по ее собственному признанию, вынуждена была каждый вечер на протяжении нескольких недель сидеть с маской из томатного кетчупа на волосах.

Когда появились первые химические формулы, призванные изменить цвет волос? Во времена повального увлечения алхимией. Но эти фурмулы были настолько замысловаты и изощренны, что сегодня можно смотреть на них лишь с улыбкой либо страхом (кому что ближе). А тогда, я так подозреваю, за неимением лучшего, пользовались тем, что было. К примеру, если выдержать нитрат серебра на волосах положенное время, получался приятный темный оттенок, а если передержать - фиолетовый. Этот эффект и подтолкнул ученых к созданию химической формулы краски.

В 1907 году французский химик Эжен Шуллер изобрел краситель с содержанием солей меди, железа и сульфата натрия. И это стало открытием эры химических красителей, которые сегодня держат пальму первенства на рынке красок для волос.

В 1932 году Лоуренсу Гелбу удалось создать такой краситель, что его пигмент проникал внутрь волоса.

Люди во все времена стремились к прекрасному. Одни писали картины, создавали изумительные скульптуры, а другие неустанно совершенствовали собственную внешность, сообразно канонам красоты, царившим в данное время. В ход шли разнообразные ухищрения, начиная с банальной косметики и заканчивая подпиливанием зубов и татуажем, причем всего тела без изъяна. В каждом веке и в каждой стране модники и модницы изощрялись по- своему. Московские купчихи в 18 веке чернили зубы и белили лица, а аборигены на далеком загадочном острове, затерявшемся в океане, удлиняли шеи в несколько раз с помощью колец. Но во все времена и практически у всех народов одним из способов изменить собственную внешность было окрашивание волос.

Как давно люди научились красить волосы? Сто лет назад? Больше? Да как бы не так! Научились этому искусству уже более 3 100 лет назад. Откуда это известно? На подобный факт указывают изученные рецепты химиков и травников Ассирии, содержащие разнообразные составы для окрашивания волос. И эти записи имеют давность 2177 до н. э. Причем первоначально изменяли цвет волос не столько для красоты, сколько подчеркивая высокий статус обладателя подобной отличной от всех шевелюры.

Изменение цвета волос было сродни волшебству, магии, обладали правом на подобный шик либо шаманы, либо люди, наделенные верховной властью, вероятно не знали еще тогда про пользу альгинатных масок Beauty Style Например, древние египтяне, гордящиеся благородным происхождением, старательно выкрашивали свои волосы в смольно черный цвет, считавшийся цветом власти, или, в крайнем случае, темно-коричневый цвет. Для этой цели использовались составы, специально изготовленные хны и древесной сажи. Для того, чтобы придать волосам нужный оттенок использовали и другие растительные красители. Спустя некоторое время от красок, изготовленных на основе древесной сажи, египтяне отказались, перейдя на специальные смеси из свинца и басмы. Свинцовая краска, придавая волосам благородный иссиня-черный цвет, неблагоприятно влияла на обладателя волос, но из-за дороговизны использовалась лишь фараонами и высшими жрецами. Небогатые граждане если и использовали краски, то состав их оставался традиционным.

А вот в Древнем Риме и Древней Греции иметь темные волосы было почти неприличным. При помощи порошков из спецальных составов греки и римляне осветляли волосы,выкрашивая их в золотистые и пепельные расцветки. Процедура осветления была просто жуткой. Сначала из айвы, золы и сбора трав делали специальный состав. Далее его наносили и гречанки не один час проводили под палящим солнцем, чтобы лучи, вкупе со средством, осветлили волосы. Намного позже рецептура состава претерпела изменение. Смеси готовились из талька, извести и кановари специально приготовленной золы бука.

В Средние Века про окрашивание волос даже думать забыли. Еще бы, ведь в ту пору женщину, пользующуюся косметикой, могли объявить ведьмой. Позже с окрашиванием волос тоже были проблемы, пока более пятисот лет назад, с легкой руки английской королевы Елизаветы I, не появились новые стандарты женской красоты Мечтой англичанок стали столь же огненно-рыжие волосы и анемично-бледная кожа, как у королевы.
Осветление волос вновь стало пользоваться спросом во Франции, во второй половине XIX века. Именно тогда для приобретения как можно более светлого оттенка волос парикмахеры стали применять уже знакомые нам составы перекиси водорода. Похожие составы используются по сей день.

Огромный шаг в современной косметике сделал химик Шуэллер, придумавший в начале двадцатого века краситель содержащий соли металлов. Химик запатентовал свое свое уникальное средство, которое могло гарантировано придать волосам нужный оттенок. Шуэллер создал общество, продающее новые краски. Именно это общество через несколько лет трансформировалось в уже известную нам корпорацию Loreal.

Окрашивание и осветление волос.

Выбор цвета волос.

Выбор цвета волос.

Изменение моды на прически вызывает изменение моды на цвет волос. Если этого не учитывать, то могут возникать некоторые несоответствия, например, приходится видеть при­ческу; хорошо выполненную, с использованием модных дета­лей, но которая все-таки не производит впечатления краси­вой, потому что в этом бывает «виноват» цвет, не отвечаю­щий требованиям моды, не соответствующий духу самой модели.

Нужно заметить, что современная тенденция в цвете ­это стремление к получению натуральных различных оттен­ков, нюансов. Независимо от того, почему красятся волосы желание ли это скрыть седину или же просто с декоративной целью - в любом случае необходимо стремиться к созданию естественных тонов. Например, светловолосым сейчас нужно отдавать предпочтение теплым оттенкам - золотистым, пе­пельно-русым, тициан и т. д. По этой же причине чистый «пергидрольный» тип совершенно «не вписывается» в совре­менную моду - очень уж неестественно выглядят перетрав­ленные волосы.

Прическа и цвет волос, соответствующие цвету и форме лица, подчеркивают индивидуальность человека. Цвета для волос могут быть:

Яркие: от средних и до темных насыщенных оттенков;

От русых до красного тициановского цвета;

Светло - пастельные: от средних до светло-белокурых или русых;

Темно-пастельные: пепельно-белокурые или темно­ -русые, чем темнее цвет глаз, тем светлее может быть цвет волос;

Теплые: средние по насыщенности с золотыми и ры­жими бликами;

Холодные: с оттенками голубизны.

Цвет волос должен гармонировать с фактурой волос, ха­рактером стрижки, прически, и наоборот, выбор стрижки за­висит от цвета волос и будущей прически. Поэтому, присту­пая к окраске, необходимо не только учитывать качество волос для определения скорости окрашивания, но и довольно точно представлять себе будущую прическу и характер стрижки. Немаловажна и принадлежность к типу (осеннему, весенне­му, летнему, зимнему). Представителям весеннего и зимнего типов рекомендуются пепельные тона в прическе, а летнего и осеннего сих теплым

тоном - золотые или рыжеватые оттенки.

Если «свой» тип уже определен, то следует знать, что у Зим волосы от темно-коричневых до черных, поэтому данно­му типу не идет обесцвечивание волос или добавление к ним красноватых оттенков. Редко встречающиеся в этом типе блондинки не нуждаются ни в каких ухищрениях. Совершенно бе­лые волосы у Зим будут выглядеть эффектно, но неестественно. Рекомендуем представителям данного типа не поддаваться на уговоры подсветлить или тонировать волосы, так как обработка перекисью водорода добавит их волосам недопустимуюрыжину, а легкое обесцвечивание визуально прибавит годы.

Тип «Лета» может спокойно пользоваться окрашиванием и обесцвечиванием волос, с учетом палитры макияжа, исполь­зуемого каждодневно. Легкое обесцвечивание оживляет при­ческу данного типа. Представителям данного типа нужно стре­миться к мягким пепельным тонам, избегая при этом - льня­ных, медовых, золотистых и красноватых тонов. Если есть желание приглушить рыжеватый оттенок ваших волос упот­ребляйте слабо обесцвечивающий шампунь.

Все, о чем говорилось выше, совершенно не относится к типу «Осени». Разнообразие рыжих и золотистых оттенков очень идет данному типу. А также каштановые, рыжие и теп­ло-коричневые тона, но ни в коем случае - не пепельные. Даже частичное обесцвечивание волос не для этого типа.

Тип весны может использовать очень смелую окраску волос. У многих Весен светлые или шатеновые волосы тёплого оттенка хороши и сами по себе. Легкое обесцвечивание не рекомендуется, хотя тонирование допускается. Чтобы скрыть начало поседения, типу «Весне» рекомендуются каштановые золотисто-коричневые или светло-золотистые тона.

Существует множество вариантов осветления и окрашивания. Меняя стиль прически, можно прийти к необходимости поменять цвет, расположение осветленных прядей и т. п. Но не надо забывать при этом, что светлые пряди спереди как бы укрупняют черты лица, и наоборот. Для достижения тако­го рода эффектов существуют разные приемы, а именно:

Использование фольги;

Использование туши для волос или «рисунок» от руки;

Метод «шапочки».

Использование фольги рекомендуется в том случае, если не хочется окрашивать всю голову, а только некоторые пря­ди, например, сделать блики. Приемы окрашивания обычные, с той только разницей, что уже окрашенную прядь аккурат­но заворачивают в фольгу и выдерживают определенное вре­мя, периодически проверяя интенсивность окраски.

Использование туши для волос (ресниц) и метод «от руки»

заключается в нанесении осветлителя, краски прямо на чистые волосы, Можно при этом использовать кисточку – для рисования, аппликатор или нанести краску, просто руками в перчатках

Метод «шапочки» состоит в том, что через отверстия, например, в резиновой шапочке вытягивается определенное количество прядей, предназначенных для окраски. Для освет­ления пользуются чаще всего порошковым осветлителем. После того как волосы вымыты шампунем, по желанию, наносится любой тон.

Все перечисленные приемы удобны для того, чтобы де­лать так называемые «блики» на волосах, которые выглядят очень естественно, если подобраны в соответствии с натураль­ным оттенком волос. Не рекомендуется их использование на седых волосах, так как на последних они будут смотреться слишком броско и неестественно.

В настоящее время существует множество оттенков для нанесения бликов, которые подразделяются на четыре основные цвета: каштановый для коричневых волос, естественный блондин для светлых волос, цвета золота и меди для русых.

В продаже можно свободно приобрести препарат для мелирования - комплект для окраски волос тонкими прядями («перышками»). В комплект входят: блондирующий порошок, эмульсия, шампунь, кисточка, перчатки и колпак. Это сред­ство придает прическе эффектный вид.

Процедура окрашивания несложная: по выбранным мес­там проводят кисточкой с краской, отступив 1 см от корней. Не следует бояться попадания краски на соседние пряди ­за счет этого переход на натуральный цвет волос будет выг­лядеть естественнее. Обязательно нужно следовать инструк­ции, так как важная роль в этом процессе отводится соблюде­нию определенного времени выдержки.

Сегодня в продаже появилось много разнообразных ка­чественных, красок, поэтому неудивительно, что количество желающих пользоваться ими с каждым

годом неуклонно уве­личивается. Но, приобретая их, следует знать, что разные фирмы могут давать различные названия уровней цветов. Что­бы добиться хорошего результата, необходимо пользоваться прилагаемой к красителю карточкой. Большая часть производителей красителей для определения насыщенности цвета пользуются следующей системой уровней:

Насыщенный темно-коричневый;

Темно-коричневый;

Средне-коричневый;

Светло-коричневый;

Темно-русый;

Средне-русый;

Светло-русый;

Очень светлый;

Самый светлый.

Приобретая краску, следует помнить, что использование химических красителей допустимо только в том случае, если волосы густые, эластичные (ведь при окраске этими красите­лями необходимо обесцвечивать волосы пергидролем!).

В правилах прилагаемых к краскам, изготовитель ука­зывает концентрацию перекиси или количество таблеток гид­ропирита, объем воды, нужный для их растворения, время выдержки и т. д. Строгое соблюдение этих правил необхо­димое условие получения хорошего результата.

Например, отечественная краска «Гамма», имеющая 8 то­нов, от черного до пепельного, предназначена главным обра­зом для закрашивания седины без изменения основного тона волос. Если подобрать тон в тон своего цвета волос и все сде­лать точно по инструкции, то успех обеспечен, если, конеч­но, краска доброкачественная.

Несколько иного отношения требуют краски, предназна­ченные для получения эффектных окрашиваний. Эти краски, как правило, имеют пастообразную консистенцию, например, «Лонда», «Лондаколор», «Колестон» и т. д. Они хороши тем, что не стекают с волос, поэтому ими можно очень точно об­рабатывать

определенные участки. Но они всегда окрашива­ют в тон более темный или почти равный по светлоте исход­ному. При желании получить цвет светлее исходного нужно предварительно обесцветить волосы, а затем смыть протрав­ку. Накладывать краску сразу на потравку, как правило, нельзя.

Исключение составляют выпущенные в последнее время специальные серии крем - красок, позволяющих красить в цвет более светлый, чем исходный, без предварительного обесц­вечивания - это так называемые осветляющие краски. Тем не менее, окрашивая волосы, не следует слишком сильно из­менять их цвет, лучше всего немного осветлить их. Мало кому идут волосы менее естественного оттенка.

Современная косметика ввела в употребление такое мно­гообразие сложных, часто очень крепких химических средств, что работа с ними требует известной осторожности - они могут вызывать различные осложнения, которые могут воз­никнуть либо вследствие неправильного приготовления со­става (слишком крепкий) - раздражается кожа, разрушают­ся волосы (например, при обесцвечивании), либо в результа­те аллергии на данное косметическое средство или какую-нибудь из его составных частей - это индивидуаль­ная реакция и ее предвидеть трудно.

Если в первом случае, соблюдая меру, можно вообще не встретиться с серьезными трудностями такого рода, то во вто­ром при первичном окрашивании для того, чтобы избежать воз­можных неприятностей, особенно, если известно, что препарат содержит компоненты, часто являются причиной аллерги­ческих воспалений (например, парафенилендиамин), нужно обя­зательно делать пробу на чрезмерную чувствительность. Аллер­гические реакции на красители непредсказуемы. Иногда чувстви­тельность проявляется сразу, в редких случаях – через несколько лет. Для этого наносят краску на небольшой участок кожи. Это делается в такой последовательности:

Выбирается участок кожи на внутреннем сгибе локтя или между ухом и линией волос;

Надо вымыть его с мылом и осушить;

Руководствуясь указаниями на упаковке красителя, подготовить раствор;

Стерильным марлевым (ватным) шариком нанести ра­створ на кожу и оставить на сутки - двое, не трогая;

по прошествии положенного времени исследовать этот участок кожи: если

признаков воспаления нет, красителем можно пользоваться; покраснение, припухлость или волды­ри, жжение, зуд - сигнал к тому, что в данном случае краска не подходит.

◌ Не следует окрашивать волосы химическими красителями:

◌ - если волосы в плохом состоянии;

◌ - если припредыдущим окрашивании волос наблюдался зуд;

◌ - при астме, экземе, заболевании почек, кожных болезнях;

◌ - при беременности, кормлении ребенка, менструации.

Прежде чем приступить к окрашиванию, надо вниматель­но рассмотреть себя в зеркале: определить цвет глаз, оттенок кожи (может быть в голубизну или в желтизну), определить длину волос, интенсивность цвета волос, их пористость, гус­тоту, процент седины. Следует иметь в виду, что не суще­ствует двух одинаковых людей, как не существует и двухголов с одинаковыми волосами, поэтому не стоит ориентиро­ваться на опыт хороших знакомых, так как одна и та же краска при одних и тех же методах окрашивания дает разные результаты.

Тон окрашивания во многом зависит от толщины волос, так как натуральный пигмент по-разному распределяется в волосах разной толщины. Тонкие волосы после окраски пока­жутся более темными, потому что гранулы пигмента в них расположены ближе друг к другу, и при нанесении одинако­вой краски получается более темный тон, чем на толстых во­лосах. В связи с этим тонкие волосы меньше сопротивляются осветлению, поэтому даже при использовании мягкого освет­лителя получают желаемый результат.

В случае сомнений при определении типа волос, можно проделать следующее: отделить небольшую прядь на темени и завязать ее узлом - как можно ближе к коже головы. Если узел быстро сам собой раскрылся, значит, волосы жесткие и толстые, если же он остался связанным, то волосы тонкие и мягкие. Медленное развязывание свидетельствует о том, что волосы нормальные.

Толщина волос может быть разной в разных частях голо­вы. Волосы спереди обычно тоньше, чем сзади. Таким обра­зом, краску на волосы спереди можно наносить экономнее, а более обильно - на заднюю часть головы.

Густота волос в разных частях головы также может быть разной. Участки с более густыми волосами требуют больше краски и более тщательного ее нанесения (чтобы

краска сработала эффективно, она должна быть нанесена на каждый волос).

Чем глаже волосы, тем больше света они отражают, и чем кудрявее, тем больше отталкивают свет, поэтому цвет волос может не выглядеть столь четким, как у прямых волос. Для кудрявых волос следует брать более интенсивный краси­тель, чем тот, который, казалось бы, нужен. Более интенсив­ный цвет дают полимерные красители, кроме того, они при­дают волосам блеск

При выборе цвета немало важную роль играет, и образ жизни для занятого человека лучше выбрать тот цвет, кото­рый не требует особого ухода, такой, чтобы разница между окрашенными и отрастающими волосами была не очень суще­ственной. Также нужно учитывать, что работа в офисе дик­тует более, сдержанные тона. Баклажановый (темно-лиловый) оттенок не годится для тех, кто работает при неярком осве­щении. Любителям плавания в бассейне светлая окраска не подойдет, так как под воздействием примесей вводе волосы могут приобрести зеленоватый оттенок тем, кто часто моет

голову, нелишне будет знать, что это приводит к потускне­нию окраски. Влияют на нее и лекарства: сера усиливает теп­лоту тона светлых волос, большие дозы витаминов и неорга­нических веществ приводят к потемнению волос.

Средства ухода за волосами также влияют на состояние волос: некоторые муссо - или желеобразные кондиционеры и спреи оседают на волосах, создавая неровность окраски; шам­пунь от перхоти или для лечения псориаза изменяет цвет волос.