Социально значимый проект по трудовому воспитанию. Проект на тему:" Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"


«Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» В.А. Сухомлинский «Научить творческому труду особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» А.С. Макаренко «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой внушить ему неутомимую жажду труда». К.Д. Ушинский «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» В.А. Сухомлинский «Научить творческому труду особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» А.С. Макаренко «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой внушить ему неутомимую жажду труда». К.Д. Ушинский







Целью нашего проекта является создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников, через совместную деятельность детей, родителей и педагогов при реализации проекта трудового воспитания «Труд – дело чести!». Целью нашего проекта является создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников, через совместную деятельность детей, родителей и педагогов при реализации проекта трудового воспитания «Труд – дело чести!».


Задачи нашего проекта: - Развитие творческих способностей учащихся. - Создание наиболее благоприятной экологической обстановки. - Воспитание трудолюбия, любви к своей малой Родине и бережного отношения к природе. Задачи нашего проекта: - Развитие творческих способностей учащихся. - Создание наиболее благоприятной экологической обстановки. - Воспитание трудолюбия, любви к своей малой Родине и бережного отношения к природе.


Осень Акция «Где родился, там и пригодился». Акция «Свет в окошке». Зима Акция «Столовая для пернатых». Акция «Ёлка». Акция «Чистый воздух». __Весна Акция « Лучший школьный двор». Акция «Зеленая трава». Акция «Посади дерево». Осень Акция «Цветная клумба». Осень Акция «Где родился, там и пригодился». Акция «Свет в окошке». Зима Акция «Столовая для пернатых». Акция «Ёлка». Акция «Чистый воздух». __Весна Акция « Лучший школьный двор». Акция «Зеленая трава». Акция «Посади дерево». Осень Акция «Цветная клумба».


Развитие творческой и всесторонне развитой личности, с ярко выраженной индивидуальностью, обладающей важными качествами такими как: трудолюбие, ответственность, работоспособность, патриотизм, коммуникативность, познавательный интерес и бережное отношение к природе; реализация ландшафтного дизайна и создание дизайнерских композиций, выполненных руками учащихся на территории школы; формирование экологически чистой среды на территории Пировского района. развитие творческой и всесторонне развитой личности, с ярко выраженной индивидуальностью, обладающей важными качествами такими как: трудолюбие, ответственность, работоспособность, патриотизм, коммуникативность, познавательный интерес и бережное отношение к природе; реализация ландшафтного дизайна и создание дизайнерских композиций, выполненных руками учащихся на территории школы; формирование экологически чистой среды на территории Пировского района.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки

Проект

Воспитатели старшей группы «Ягодка»

Проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

« Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».

А. C. Макаренко

Актуальность проекта

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.

Для этого изготовила лэпбук "Профессии ".

Цель : Расширение знаний детей о профессиях.

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.

Задачи :

Расширять знания и представления о профессиях;

Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;

Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;

Учить внимательно слушать произведения художественной литературы - загадки, стихи;

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.

Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Задачи проекта :

Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

Воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Рассмотрим четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

1. По характеру содержания :

ребенок + семья + природа + детский сад;

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети группы их родители, воспитатели группы.

План реализации проекта :

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

1. Подготовительный этап :

1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .

Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду.

3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .

2. Основной этап реализации проекта :

1. Экскурсия «В гости к повару» .

2. Наблюдения труд повара, помощника воспитателя, прачки, дворника.

3. Беседа о труде воспитателя.

4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .

5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .

6. Пальчиковые игры.

7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему: «Кто работает в детском саду » .

9. Коллективный труд: «Ремонт книг» .

10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).

11. Создание лэпбука по теме : «Профессии».

3. Заключительный этап :

1. Выставка рисунков по теме «Профессии» .

2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте и сайте ДОУ.

3. ФОТОКОЛЛАЖ «Я помощник в детском саду».

Ожидаемый результат :

Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

Выводы :

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

Реализация проекта в ДОУ
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

Проект «ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ»

Старшая группа

Актуальность:

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей- дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2. Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные навыки организации совместного труда.

Проект краткосрочный: одна неделя

Участники проекта:

Дети, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Первая неделя

4. 04 – 8. 04. 2016 г.

    Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;

    Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

    Подбор литературных произведений для детского чтения;

    Разработка плана проведения мероприятий проекта;

    Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

II этап проекта – основной (с 4 апреля – по 8 апреля)

Понедельник:

Самообслуживание

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Утро:

    Упражнение «Застегни пуговицы»

    Упражнение «Намылим руки» (Кирпичик розовый, душистый

Потрёшь его – и сразу чистый )

    Игра «Мы заправим наши майки»

    Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате

НОД: « Урок гигиены:

    Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности .

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Вечер:

    Игра «Одёжкин домик»

    Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

    Игра «Чудесные расчёски» (подобрать размер расчёски каждому сказочному герою )

    Ситуация: «Нужна ли кошке салфетка?

Вторник:

Труд в природе

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Утро:

    Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»

    Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения )

    Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой

    Посадка лука, крупных семян овощей

    Дидактическая игра «Мы посадим лук, лук…»

Прогулка:

Уборка мусора на участке

Вечер:

    Игра-эстафета «Собери мусор»

Среда

Ручной труд

Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;

Утро:

    Игра «Подарки от лесовичка» (шишки, каштаны, жёлуди, береста, листья, травы и др.)

    Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

    «Волшебница-бумага» (оригами)

    Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Вечер:

    Ситуация: «Что подарить нашим гостям?»

    Ситуация: «Как пригласить родителей на концерт?» (пригласительные билеты)

    Мастерская «Ремонт игрушек»

    Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»

Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Утро:

    Экскурсии на кухню, прачечную

    Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

    Игра «Все профессии нужны…»

    Игра «Кому что нужно для работы?»

    Игра «Кем быть?»

    Игра «Что я видел?»

    Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта»

    Чтение произведения С. Маршака «Почта»

НОД:

Составление рассказов на тему«Кем работают мои родители»

Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»

Вечер:

    Дидактическая игра «Кто знает больше профессий?»

    Дидактическая игра «Инструменты. Орудия труда»

    Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»

    Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

    Чтение произведения Ю. Тувима «Всё для всех» Беседа «кем я хочу быть»

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).

Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:

- Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Утро:

    Беседа «Всему своё место»

    Показ «Как протираем игрушки»

    Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

    Уборка строительного материала после игры

    Помощь воспитателю в подготовке к занятию.

НОД:

    Показ видео «Петрушка идёт трудиться»

Вечер:

    Привлечь детей к помощи при мытье игрушек

    Протереть от пыли полки для игрушек

    Помыть листья фикуса

    Стирка кукольного белья

    Игра «Устроим куклам банный день» (купание кукол )

    Ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?»

III этап - заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Служба быта»

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Воспитателей Татаренковой Людмилы Николаевны и Пучковой Инны Николаевны

Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей, среднесрочный

Год разработки: 2013-2014 г.

Описание проекта:

Проблема:

Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду.

Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам.

Ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого.

Исследование проблемы: Анкетирование родителей.

Цель проекта:

Своевременно развить чувство радости труда и позитивное отношение к труду у младших дошкольников, желание быть самостоятельным.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать самостоятельность, инициативу, желание быть умелым, способность справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь окружающим

  2. Способствовать активному участию каждого ребенка в различных видах труда, расширяя его возможности.
  3. Закрепить имеющиеся у детей культурно- гигиенические навыки.
  4. Способствовать организации взаимодействия детей и родителей в совместной практической деятельности, создание дома условий для повышения мотивации трудовой деятельности детей.

План реализации проекта:

  1. Выявление проблем по теме проекта.
  2. Исследование проблем: анкетирование родителей на тему « Трудовое воспитание в семье».
  3. Постановка целей и задач.
  4. Домашнее творческое задание изготовление макета «Помогаю, как могу»
  5. Подбор материалов для консультирования родителей по теме «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  6. Проведение родительского собрания с использование презентации «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  7. Оформление бюллетеня для родителей « Что мы умеем и чему мы учимся»
  8. Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов:
  • ежедневная уборка игрушек в игровой форме с участием игрового персонажа и поощрение детей: значки, наклейки;
  • ежедневное сопровождение процесса умывания чтением потешек и коротких стишков по данной теме, использование макета « Умывайка»;
  • ежедневное прослушивание музыкальных произведений во время одевания и раздевания детей, использование макета « Одевайка»;
  • коллективный труд на прогулке: « Уборка снега с дорожки», « Кормление птиц»;
  • продуктивная деятельность на прогулке: « Постройка снежных фигур»;
  • ежедневные поручения для детей.

Ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдение, чтение, сюжетно- ролевые игры, беседы и речевые игры с использованием коллажей.

10. НОД с детьми включение детей в различные виды труда:

  • ХБТ: обтирание модулей, расчистить дорожки от снега.
  • Ручной труд: Аппликация, лепка с использование природных материалов, постройки из снега на прогулке.
  • Труд в природе: уход за комнатными растениями, кормление птиц.
  • Ежедневные поручения по различным видам труда.

11. Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу».

12. Повторное анкетирование родителей.

Реализация проекта:

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Поэтому на первом этапе было проведено выявление и исследование проблем: Организовали наблюдение за процессом одевания детей, когда их забирают родители и устный опрос « что делает ребенок дома сам, а что вместе».

Провели анкетирование для родителей на тему « трудовое воспитание в семье».

Результаты такой диагностики первоначально показали, что дети большую часть времени проводят пассивно, они не вовлечены в трудовую деятельность дома - даже посильную. (уборка своих игрушек, складывание вещей).

Большинство дел родители делают сами за ребенка, не привлекая их к совместным делам.

Поэтому особое внимание нами уделялось работе с родителями в этом направлении. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье

Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность. Для того чтобы активизировать родителей мы предложили совместное творческое задание – составление коллажа « Помогаю, как могу».Родителям предлагалось вспомнить, какие совместные дела ребенок выполняет дома с папой, а какие с мамой и все это оформить в в виде коллажа, чтоб ребенок мог об этом рассказать.

Далее мы провели родительское собрание, на котором продемонстрировали родителям мультимедийную презентацию о трудовом воспитании детей в семье! «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Предложили оказание простейшей помощи во взрослых делах.

Консультируя родителей, мы советовали родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагали в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.

Мамам советовали, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминали, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделать, но так, чтобы он не видел.

Оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Затем решили каждую неделю в группах размещать на стенде бюллетень для родителей «Что мы умеем и чему учимся», для того чтобы родители знали, каике навыки мы прививаем в детском саду, и закрепляли их дома.

На втором этапе осуществляли работу в ходе режимных моментов и в ходе НОД.

Так как цель проекта это своевременно развить чувство радости труда у детей и позитивное отношение к труду, то первоначально нам важно было создать определенные условия для решения этой задачи:

  • эмоциональная обстановка при организации труда детей;
  • демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
  • участие в ней на правах партнера;
  • поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

Самообслуживание это один из видов труда, а так как младший дошкольный возраст это сенсетивный период для формирования навыков самообслуживания мы уделяли этому особое внимание. Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов включала в себя такие методы и приемы:

Уборка игрушек в игровой форме:

Цель:

  1. Выполнять до конца порученное дело, трудиться совместно.
  2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.
  3. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Руководство трудом детей:

Руководя трудом детей необходимо постоянство оценочных воздействий на ребенка. Мимика, интонации, взгляд, жест, слово выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, является компонентами этого совместного действия. Кроме того, мы используем поощрение с помощью наклеек на шкафчик, поощрительных значков. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе.

Кроме того руководство не обходится без ежедневных поручений в различных вида труда.

Например:

  • Убирать мусор в корзину.
  • Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале).
  • Раскладывать в коробки отточенные карандаши.
  • Протирать клеенки после занятий.
  • Собирать со столов кисточки после занятий.
  • Собирать обрезки бумаги со столов и пола.
  • Убирать строительный материал и т.д.

Ознакомление с трудом взрослых.

Затем приобщение малышей к труду продолжали с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка, кроме того дети накапливают впечатления. Учитывая то, что у наших воспитанников еще не сформирована речь, преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, мы начали знакомить их с трудом взрослых последовательно: проводили экскурсии по саду, наблюдали за работой медсестры, нянечки, дворника, грузчиков и т.д.

Брали интервью по заранее приготовленным вопросам.

Что делает труженик?

  • Как он это делает?
  • Как он относится к своему делу?
  • Для чего он это делает?

С профессиями и трудом взрослых также знакомили детей через чтение сказок, сюжетно-ролевые игры « Больница», « Магазин», «Парикмахерская»;

Также через беседы о профессиях родителей с использование коллажей, которые родители изготовили дома. Дети рассказывали « Неумейкину», где работают мама и папа.

В ходе НОД дети попробовали себя в различных видах труда, где они выступали в роли помощников взрослых, работая рядом и помогая неумеющему взрослому или игровому персонажу.

Для рациональной организации трудовой деятельности мы купили фартуки для хозяйственно-бытового труда, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек.

ХБТ: мытье и уборка игрушек, поручения, на прогулке убирали снег с дорожек, помогали дворнику.

Ручной труд : делали коллективные аппликации, лепили с использованием природных материалов, на прогулке делали постройки из снега.

Труд в природе : ухаживали за комнатными растениями, кормили птичек на прогулке.

Все чему учились сами и учили « Неумейкина».

На третьем этапе провели НОД «Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу»

Оценка эффективности работы по проекту:

Для оценки эффективности проводимой в ходе проекта работы, проведен повторный опрос и анкетирование родителей, которые показали,что родители стали больше давать увеличился положительный результат на 20 %. Детям возможностей делать то, что они умеют самостоятельно.

В ходе работы над проектом увеличился процент родителей(25%),привлекающих детей к совместному труду.

Заключение:

Таким образом, работа по проекту дала положительные результаты. В ходе работы по проекту увеличилось число родителей, привлекающих детей к совместному труду.

Также польза от совместного труда со взрослыми наиболее была очевидна для детей, которые отказывались от выполнения поручений, а контакт со взрослыми во время труда способствовал тому, что дети спокойно выполняли освоенные действия.

Такие результаты радовали не только нас, но и детей с родителями, ведь в совместной деятельности они получают также радость общения.

По наблюдению педагогов группы, дети стали более активно участвовать в различных видах труда, появилось желание помочь, закрепились культурно- гигиенические навыки.

Таким образом, в процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как в трудолюбии, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Результаты анкетирования родителей:

По второму вопросу: является ли самообслуживание трудом для ребенка 33% опрошенных родителей не считают, что самообслуживание является трудом для ребенка. Остальные 67 % считают самообслуживание трудом, но не уделяют развития навыков самообслуживания должного внимания, т.к 47% опрошенных в силу нехватки времени делают за ребенка то, что он может сделать сам.

На вопрос, к какому виду труда привлекается ребенок в семье, ответили:

  • КХБ- 73% -привлекают 27 %-не привлекают.
  • К труду в природе также привлекают 73 % опрошенных. Ручной труд 20% детей не привлекают, остальные 80% был доступен.
  • К труду по самообслуживанию привлекаются только 53% остальные 47% не привлекаются, то есть родители делают за ребенка то, что он может сделать сам.
  • К ручному труду 80% привлекают и 20% - нет.

На вопрос о нужности совместного труда 32% ответили утвердительно, 68% практически не привлекают к совместному труду, так как не хватает на это времени.

Кроме того,13% считают, что можно наказывать трудом, остальные 87% нет.

Бережное отношение к результатам труда хотят воспитать все 100 % опрошенных.

Кроме того в ходе реализации проекта, по наблюдениям педагогов группы и родителей,

5 % детей в группе, в принципе овладевшие необходимыми навыками, но не исполнявшие указаний взрослых, как в детском саду, так и дома. Пришли к выводу, что эти дети находились на том этапе развития, когда они могут работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом - не важно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции. Поэтому польза от совместного труда со взрослых наиболее очевидна для этих детей.

Материалы для работы по проекту:

  1. Материалы для консультирования родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Звездочка»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

детским садом №26 «Звездочка»

_________________ Карпова Т.А.

Приказ № 133 от 03.10.2014г.

ПРОЕКТ

на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель: Л.А. Кузьмина

Г.Егорьевск - 2014- 2015г.

Введение…............................. ………………..…………………........3

  1. Сведения о проекте…………………….........………………………....5
  2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации прое……..7
  3. Перспективный план реализации проекта………………...…..…9

5.Перечень ресурсного обеспечения..................................11

  1. Работа по реализации проекта…………………………........……..13
  2. Заключение.

Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта………………………………................…………....20

Список литературы.................................................... ..……21

Приложения………………………………………………….....................…….….22

Введение.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам во всех возрастных группах с привлечением родителей. Содержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия который, позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.

Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.

Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности метод проектов который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.

Новизна проекта: Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.

Сведения о проекте

Тема проекта: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: информационный.

По числу участников проекта : групповой (15 человек, все желающие).

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов : ребенок и семья, соц. партнеры.

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель: Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда.

Развивать желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. - формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
  2. Прививать любовь к труду в коллективе.
  3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
  4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
  5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: полив, подкормка.
  6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
  7. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить называть профессию и вид деятельности.

8.Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.

  1. Воспитывать интерес детей к миру взрослых.
  2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.
  3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
  1. Закреплять умение дежурить по столовой, правильно накрывать на стол и убирать со стола. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол.
  2. Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек);

14.Показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Участники проекта: воспитанники (5-6 лет), педагоги, родители, социальные партнеры.

Сроки и этапы реализации проекта.

Первый этап - Подготовительный ( октябрь 2014 г.)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2014-2015г.)

Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.

Анкетирование родителей детей.

Третий этап - Заключительный (апрель 2015г.)

Аналитический отчет о проделанной работе

Участие в конкурсе «Хозяйственно-бытового труда».

Составление портфолио проекта.

Образовательные области интеграции:

«Физическое развитие»

«Социально - коммуникативное»

«Познавательное развитие»

«Художественно - эстетическое»

«Речевое развитие»

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

1.Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.

2.Охотно выполняют трудовые поручения.

3.Участвуют в совместной трудовой деятельности.

4.Развивают познавательный интерес по теме проекта.

Педагоги:

Продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

1.Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами.

  1. Подготавливают материал для обучения своих детей.

3.За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.

Перспективный план реализации проекта.

Тематическое планирование по проектной деятельности

на 2014-2015 учебный год

Сроки (начало - окончание)

Форма представления результатов

1. Изучение метод литературы по теме: «Трудовое воспитание дошкольников» »

Октябрь-апрель

2. Родительское собрание. Доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков ».

Выступление для родителей воспитанников

3. Анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье ».

Аналитическая справка

4. Опрос дошкольников на тему «Как я помогаю родителям» .

Вопросник, аналитическая справка

5. Сообщение для педагогов ДОУ « Значение трудового воспитания в семье» .

Сообщение на семинаре

6. Организация выставки подделок совместного творчества детей и родителей «Начинается сказка тихо… ».

октябрь-ноябрь

Выставка

7. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения в помещении группы : стирка белья для кукол, мытьё игрушек и др.

Каждую пятницу

8. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения на участке группы .

Ежедневно на прогулке

9. Консультация для родителей воспитанников « Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием»

Календарно - тематическое планирование

10. Организация коллективных форм труда по ручному труду : починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

Один день в неделю

Календарно - тематическое планирование

11. Обновление уголка дежурств для детей старшей группы.

Оснащение предметно - развивающей среды данной зоны группы

12. Организация дежурства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольникам старшей группы (в том числе, дежурство в уголке Природы).

Ежедневно

Календарно - тематическое планирование

13. Консультация для педагогов ДОУ:«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников».

Сообщение на сайте ДОУ

14. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых.

В течение учебного года

Календарно - тематическое планирование

15. Изготовление памятки для родителей « О важном в трудовом воспитании».

Информационный лист

16. Изготовление дидактического пособия « Загадки о профессиях»

Материал с карточками

17. Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин» : деньги, чеки, сумки, продукты.

Ноябрь - декабрь

Организация коллективной формы ручного труда дошкольников; оснащение предметно - игрового пространства группы.

18. Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых ».

Информационный лист - ширма - передвижка

19. Открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки ».

4 неделя января - 1 неделя февраля

Конспект, коллективный просмотр

20. Консультация для родителей воспитанников «Закрепление представлений детей о труде взрослых ».

календарно - тематическое планирование

21. Целевая экскурсия в школу №4 - знакомство с профессией учителя.

календарно - тематическое планирование

план-конспект фотоматериал

22. Фотовыставка в уголке для родителей «

Фотовыставка

Перечень

Ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инновационного проекта

«Трудовое воспитание дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №26 «Звёдочка»

Наименование ресурсного обеспечения

Ключевые функциональные или технические характеристики

Количество

варианты использования ресурсов

1. Оборудование

Размеры (Ш×Г×В): 120×80×39 см.

ЛДСП, толщина столешницы 34 мм, цвет миланский орех, производитель Россия

размещение

экспозиции

Уличное оборудование

Инвентарь:лопаты, носилки, совки, веники, ведра, лейки.

На каждого ребенка

Трудовая деятельность на прогулке

Скамейка садовая

длина 1,5 м., высота от земли до верхнего края спинки 0,9 м., ширина сидения равна ширине толстого бревна 25 см.,цвет-махагон

Досуговая деятельность

Подставка - держатель для кассет (дисков)

хранение касет

Мольберт детский универсальный

Высота до верхнего края 1058мм.
Высота до нижнего края 498 мм.
Размер рабочей поверхности экрана 480Х535 мм

выставка фото

Показ кукольного театра

Анемометр

Прибор для измерения скорости ветра

Наблюдение на прогулке

Барометр

Прибор, показывающий изменения погоды.

Наблюдение на прогулке

Прибор для ориентирования на местности.

Наблюдение на прогулке

Прибор для определения направления ветра

Надлюдение на прогулке

1. Корней Чуковский . Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов . Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов . Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

4. Алексей Толстой . Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой . Сказки.

6. Николай Грибачёв . Лесные истории.

Для чтения

Тематический материал

«Профессии»

«Комнатные растения»

«Садовый инвентарь»

«Времена года»

Фартуки,косынки

Дежурство в уголках

Семена растений

Фасоль, горох

Для наблюдений и опытов

2. Игровое оборудование

Атрибуты уголков:

" Парикхмахерская"

" Медицинский"

" Магазин"

"Кухонный"

"Строительный"

" Природный"

оформление экспозиции, детская игровая деятельность

Диактические игры

" Кем быть?"

Лото" Лето в деревне"

Лото " Лето в городе"

"Когда это Бывает?"

" Доктор Айболит"

" Дорожные знаки" и т.д.

3 .Техническое оборудование

Показ слайдов

касетный

Прослушивание произведений

  1. Работа по реализации проекта.

Изучение педагогической литературы мне показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Чтобы выявить знания родителей, о том как помочь ребенку преодолевать трудности в исполнении трудовых обязанностей,я подготовила и зачитала на родительском собрании доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно тактично оценивать результаты труда детей. Нельзя наказывать ребенка за неумение что - то делать, а старайться его научить.

Чтобы научить ребенка трудиться нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение. (Приложение№1)

Так же провела анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье».(Приложение№ 2) Из анализа анкет родителей, можно сделать вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.

Для детей моей группы я провела опрос на тему «Как я помогаю родителям». (Приложение№ 3) Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

Также подготовила сообщение для педагогов ДОУ «Значение трудового воспитания в семье».(Приложение№ 4.) В нем зачитала коллегам, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Для того, чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, я подготовила консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» (Приложение №5) Так как я считаю, в совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Родители узнали,как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием. Для этого нужно выстроит определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности.

Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, могу уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети могут сделать красивую игрушку. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Работая над этой задачей, мне пришлось самой изучить много литературы, перепробовать разные виды бумаги, изготовить множество разных поделок. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В связи с этим, мы с детьми совместно с родителями организовываем выставки поделок «Начинается сказка тихо…»

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения - это задания, которые я эпизодически даю одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Я считаю,что поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В нашей старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения я предлагаю детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В старших группе ведется дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома...Как это происходит в нашей группе, я подготовила консультацию для воспитателей ДОУ «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников». (Приложение№ 6)

А для родителей оформила информационный лист на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых»(приложение 9) . При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий. Чтобы дать больше знаний о профессиях, я разработала дидактическое пособие «Загадки о профессиях» (Приложение№ 8)

Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Для того чтобы воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребёнка в эту трудовую деятельность. Тоже самое я рекомендую делать родителям в семье и изготовила памятку для них «О важном в трудовом воспитании» (приложение 7) В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути:

  1. Это непосредственная организация совместной деятельности детей и взрослых. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых
  2. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения.(Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты.)

При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, кухни особо подчёркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Для этого провела открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» (Приложение №10)

При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», рассказы о профессиях (совместно с родителями), беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (школа, стройка, парикмахерская).Не оставила и без внимания родителей нашей группы, подготовила для них консультацию на тему «Закрепление представлений детей о труде взрослых» (Приложение№ 11).

Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.

Например, во время экскурсии в школу №4 , главной целью, было знакомство с профессией учителя. (Приложение№ 12) Но я обращала внимание как аккуратно одеты ученики, как они помогают учителю вытирать доску и наконец, как дети внимательно слушают при объяснении урока учителя.Во время наблюдения за работой строителей подчёркивала, как дружно и слаженно они работают, обращала внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

В нашем районе в последнее время возвели несколько многоэтажных домов. Мы не упустили возможность посетить места строительства и понаблюдать за работой строителей, каменщиков, плотников, маляров, стекольщиков, неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. Всё это углубляло, расширяло знания детей, закрепляло старое. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых.

На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры,

Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы - поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметаем пол веником), зимой - очищаем от снега лопатами; осенью - уборка листвы, летом - перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу - поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.

Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. У меня большой огород, где я воплощаю в жизнь свои мечты. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда.

Широко распространённая форма работы - занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приёмы, сообщаю знания, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе - индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так как учебный год уже подходит к концу, я смело могу сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь я стараюсь работать над совершенствованием навыков работы в уголке природы.

Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками.

В подтверждение того, что работа ведется не только в детском саду, но в семье, Я организовалафотовыставку в уголке для родителей «С инструментом я дружу, про него вам расскажу... » - обобщение положительного семейного опыта по трудовому воспитанию дошкольников.

(Приложение №13)

  1. Заключение .

Основные результаты проекта: Подводя итог своей многолетней работы, хочу сказать, что:

  1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
  2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
  3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
  4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
  5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моём участии.

Список литературы .

  • Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. - М.: Сфера. - 2011.
  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-64с.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997.
  7. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. асвета,1987.
  8. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
  9. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
  1. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  2. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-128с.

14.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.,1985.

  1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 - е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с.
  3. Урунтаева. Практикум по детской психологии - М., 1995.