Сказкотерапия как эффективная педагогическая технология. Сказкотерапия в доу Что такое сказкотерапия в детском саду

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, благотворно влияющую на психику; концентрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплесного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:

О чем эта сказка?

Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребенка (собственные сказки. рисунки. поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребенка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств. Представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

Созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;

Оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
  2. Рисование по мотивам сказки. свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
  3. «Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Итак, задачи сказкотерапии в том, чтобы:

  1. Развить речь детей
  2. Выявить и поддержать творческие способности
  3. Снизить уровень тревожности и агрессивности
  4. Развить способности к естественной коммуникации
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи
  6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Используемая литература:

  1. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
  2. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.
  3. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Рябинка»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ермолина М.В.

2012 год Ликино-Дулево

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!


Использование сказкотерапии в детском саду
«Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»
Пастухова И.В. педагог-психолог МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан
Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. 1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности.
Различают следующие виды сказок:
-дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
-художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
-диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
-профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
-медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми
Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
-развить познавательные способности;
-сформировать причинно-следственные связи;
-усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
-развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
Сказкотерапия детских страхов
Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.
Схема терапевтической сказки
подбор героя (похожего на ребенка);
описание жизни героя;
помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;
не стоит растолковывать мораль сказки;
больше юмора;
содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Список используемой литературы
1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.
2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.
3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.
.


«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у дошкольников».
Богомолова Наталья Викторовна
Что такое сказкотерапии?
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка. Сказкотерапии самый древний способ общения с подсознанием ребенка, когда даже он сам смутно понимает, что хочет. Не до конца осознает смысл и последствие некоторых поступков. Когда наказывают ребенка самое страшное в этом то, что малыш может не осознавать свой проступок, он мог видеть подобное поведение у других людей и не знать, что это плохо. Это просто маленькая губка, которая впитывает все, что видит вокруг, быстро делая выводы об окружающем мире. Конечно, плохое поведение не должно поощряться, но маленькому ребенку вполне достаточно узнать, что дурное поведение приведет к плохим последствиям и самое страшное - огорчит родителей. Все это ребенок может почерпнуть из сказки.
Сказка это первые уроки детей о морали и нравственности, о добре и зле, о подлых и самоотверженных поступках. Сказка может оградить от напасти или неверного решения.
Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважениек семье, к взрослым, и к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста нами были отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии.
рекомендуется читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии, игротерапии.
На занятиях можно использовать музыкальное сопровождение, методы релаксации.
При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для терапевтического эффекта. В работе с детьми я использую различные виды постановок сказки: записываем выдуманную сказку по кругу на диктофон и прослушиваем, спектакли поставленные при помощи кукол, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке. Мы лепим сказочных героев с малышами (3,5-4,5 лет) и придумываем небольшие истории о них. Рисуем сказки, с нестандартным сюжетом. Например, в одном сюжете могут сочетаться элементы разных сказок.
Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии.
Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы превращаемся в писателей. А в конце, ритуал возвращения в детский сад.
Мы работаем как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно, раскрывает весь свой творческий потенциал. Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка.
Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Необычное приветствие;
2. Ритуал «Вхождения в сказку»;
3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета);
4.Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика);
5.Релаксация (музыкотерапия);
6. Прощания, сюрпризный момент.
Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.
Во время театрализованной деятельности происходит "очищение", освобождение от негативных эмоций, снятие нервно-психологического напряжения, коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.
Коррекционно-развивающее занятие с помощью метода «сказкотерапии» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5,5-6, 6-7 лет).
Задачи:
1. Развитие творческого воображения и фантазии.
2.Стимулирование творческого самовыражения.
3. Развитие мышления;
4. Активизация познавательных процессов;
5. Развитие эмоционально – волевой сферы;
6. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
7. Научить детей понятиям «фантазия», «воображение», «сочинять».
8. Развивать (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь), коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим.
9. Обогащать словарный запас детей.
10. Формировать уверенное мнение о себе.

Консультация для воспитателей

«Сказочная страна Детства!» или
Применения метода сказкотерапии в работе
с детьми старшего дошкольного возраста

Кухтина Нина Викторовна, педагог-психолог
высшей квал.категории МАДОУ №357 г.Казань

Один из эффективных методов в работе с с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренный ребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того, по мнению автора, каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!

Как проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для определения развития интеллекта дошкольников, рекомендуется использовать следующие методики:

  • рисуночные тесты: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»
  • тест «Развитие коммуникационных умений»,
  • методика В.Г.Щур «Определение самооценки дошкольника»
  • Школа интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей детей, начиная с 2-летнего возраста, и т. д.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

Развитие фантазии и воображения.

Развитие умения выражать свои мысли.

Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон

Развитие эмпатии.

Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

Расширение знаний о явлениях окружаю­щего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Необходимым условием при работе с детьми с использованием метода сказкотерапии, является работа с их родителями. Так называемая «Взрослая сказочная группа» приглашается на занятия один раз в неделю. Последнее занятие проходит с группой детей. Эти занятия с родителями ценны тем, что родители учатся сосредотачиваться на своем ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, для того, чтобы ребенок чувствовал себя важной и значимой личностью, был уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес и не сомневался ни на мгновенье в родительской, полной и безоговорочной любви к нему.

На занятиях по сказкотерапии дети погружаются в мир сказок, переживают за героев, сочувствуют им, бурно выражают свое мнение и отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют, придумывают собственные сказки, ставят небольшими фильмы, в которых являются одновременно авторами, режиссерами, актерами, декораторами и гримерами. На последнее, заключительном занятие по сказкотерапии, родители вместе со своими детьми шьют кукол-марионеток, с помощью которых потом разыгрывается настоящий кукольный спектакль! Кроме того, родители и дети, используя основы геральдики, рисуют герб семьи, сочиняют стихи, дарят друг другу веселые подарки и т. д. Вот одно из стихотворений, написанных Анжеликой В. , 5 лет, вместе со своей мамой, и посвященный всем родителям, которые еще не знают, как прекрасна страна сказок!

«Дорогие папа с мамой!

Лучик солнца дарим вам!

И цветущие поляны,

Где живет гиппопотам!

Солнце за морями село,

В ту страну, где бродят сны!

И нам очень захотелось,

Чтобы с нами были вы!»

А вот одна из сказок, сочиненных детьми после того, как они побывали в Волшебной Стране Чувств и познакомились там с эмоциональными состояниями главных героев!

Сказка про то, как Зайка виноватым был, Влада 6 лет.

Зайка взял у Мишки мед, и Мишка на него очень обиделся. Зайка стал виноватым, ему было грустно. А учитель сказал Мишке в школе, что не надо обижаться на друзей, а надо сделать для них что-то доброе. Тогда Мишка вышел утром из школы и кинул цветы вверх, и они стали сыпаться с неба как дождь. А Зайчик поймал эти цветы, и у него сразу потеплело на сердце. И они стали дружить, и зайчик больше не чувствовал себя виноватым.

По окончании работы с детьми, была проведена повторная диагностика. Ее результаты показали, что дошкольниками был приобретен положительный опыта общения со сверстниками и взрослыми, что помогло детям осознать себя, как творческую личность и способствовало их дальнейшему эмоционально-личностному развитию через содержащиеся в сказках волшебные компоненты.

Кроме того, в результате работы «Взрослой Волшебной группы», изменилось отношение родителей к детям, каждый из них по-новому смог взглянуть на своего ребенка, открыть в нем незамеченные ранее черты и качества. Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что в каждом взрослом человеке где-то в глубине души живет маленький ребенок! Занятия по сказкотерапии помогают родителям вспомнить то состояние легкости и светлой радости, гениальности открытий, всего того, что окружало нас в детстве! И тогда, вспомнив все это, мы поймем, что все дети одарены от природы, надо только создать ту атмосферу любви и доверия, которая поможет ребенку полностью реализовать свой творческий потенциал! Любовь способна творить в этом мире настоящие чудеса, а именно ее так катастрофически не хватает и взрослым и детям! Вот в чем заключается первая и наиважнейшая задача родителей: пробудить в своем ребенке Лучик Любви, чтобы он осветил его изнутри волшебным светом. Это трудная задача, но поверьте, она того стоит, и тогда все наши дети будут одаренными, талантливыми, способными и гениальными!