Симптомы адаптации к детскому саду. Симптомы трудной адаптации детей к доу. Что делать с агрессией

Наталья Прокопенко
Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду – это процесс его приспособления к жизни в новых условиях. Это приспособление осуществляется как с биологической, так и с социальной точки зрения. Адаптация может быть трех типов - легкая, средняя или тяжелая.

Тип адаптации непосредственно зависит от того, как ребенок подготовлен к детскому саду. В этой связи очень важным является непосредственное взаимодействие родителей и воспитателей до начала посещения детского сада.

Рассмотрим наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду.

Первой и основной причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие опыта социализации у детей . Речь идет о том, что многие дети имеют крайне ограниченный опыт общения до начала посещения детского сада. Круг общения может включать всего одного взрослого – маму или бабушку. В этом случае адаптация будет долгой и тяжелой. Если круг общения более широк, но тоже ограничивается только членами семьи, например, мама, папа, бабушка, то адаптироваться ребенку в дошкольном учреждении также будет очень трудно.

Это объясняется отсутствием у ребенка навыка общения с незнакомыми людьми, как взрослыми, так и детьми. Причем, если у ребенка есть опыт общения с посторонними взрослыми, допустим друзьями родителей, родственниками, няней, то такой ребенок достаточно легко останется с воспитателем в детском саду. Однако, большое количество других детей будет приводить ребенка в замешательство и вызывать страх.

Проще всего проходят адаптацию дети из полных семей, особенно семей многодетных. Если семья постоянно общается с другими семьями с детьми, то процесс адаптации станет еще легче. Поэтому самым важным в процессе подготовки ребенка к детскому саду является обеспечение ему возможности общения с большим количеством сверстников – во время прогулок во дворе, в детских клубах, при общении с другими семьями. Причем, если дети, с которыми общается ребенок, будут несколько старше его, то это улучшит последующую адаптацию в дошкольном учреждении.

Взрослые мало уделяют внимания тому, как общается ребенок. Они учат его различным навыкам самообслуживания. Могут учить играть, учиться, трудиться, но редко учат правильно взаимодействовать с другими детьми. Однако, именно в процессе общения ребенок наиболее активно познает мир, себя, свое место в этом мире границы своих возможностей.

Таким образом, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Второй причиной осложнения процесса адаптации, как правильно отмечает Н. М. Родакер, является недооценивание родителями важности режима адаптации . Родители часто наплевательски относятся к необходимости подготовки ребенка к детскому саду. Очень распространенной является следующая точка зрения: «Это проблема воспитателя. Мой ребенок плачет, потому что с ним плохо обращаются». Родители не только не осуществляют подготовки ребенка, но и не участвуют в процессе адаптации, оставляя ребенка в детском саду сразу на весь день. Подобный подход чреват превращением адаптации, которая могла быть легкой или средней в тяжелую. Существует и противоположный подход родителей. Он заключается в том, что в детский сад ходят не каждый день, а время от времени. Например, мама работает посменно и водит ребенка через день. Или бабушка дает ребенку «отдохнуть» от детского сада. Этот подход также плох. На этапе адаптации именно регулярность посещения детского сада и непосредственное участие родителей в этом процессе, как и в процессе подготовки к адаптации, является обязательным.

Третьей причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой. Родители часто не придают значения тому, что к определенному возрасту ребенок должен иметь определенные умения. Например, зачем приучать ребенка у горшку в год? Пройдет еще 6-8 месяцев, и ребенок сам будет ходить на горшок.

К основным навыкам самообслуживания относятся:

В 1,5 года ребенок: держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок: ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании).

В 2 года 6 месяцев ребенок: одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок: одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Однако если ребенок не соответствует по навыкам самообслуживания своему возрасту, то ему будет очень сложно пребывать в детском саду. Например, все едят сами, а один ребенок есть не умеет и его надо кормить из ложечки. Или, все дети одеваются сами, а этот один ребенок не умеет одеваться.

Четвертой причиной осложнения процесса адаптации является несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации . Особенно критичными являются режим дня и режим питания. Ребенок должен ложиться спать не позже чем в 21.00, вставать в 7.00 и обязательно спать днем. Часто у детей, которые начинают ходить в садик, режим дня, установленный мамой в декретном отпуске, принципиально отличается от вышеназванного. Например, подъем в 10.00, отбой в 22.30 или позже, а дневной сон может вообще отсутствовать.

Режим питания должен предполагать, во-первых, регулярные приемы пищи – не менее четырех, лучше – пять приемов пищи. Во-вторых, питание дома должно быть разнообразным и правильным. Некоторые родители, не утруждая себя приготовлением пищи отдельно для ребенка, кормят его «баночным» питанием, а потом переводят на пищу со своего стола. Конечно ребенок, который ест соевые смеси, будет с трудом переходить на нормальное питание. С другой стороны, если ребенка дома кормят сосисками и пельменями, вместе с жареной картошкой, то накормить его кашей или запеканкой в детском саду будет трудно. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола.

Таким образом, приведение режима ребенка в соответствие режиму в детском саду является обязательным условием адаптации. Если не совпадает режим дня, то у ребенка могут возникнуть психические проблемы, появится недосыпание, хроническая усталость и т. д. Если не совпадает режим питания, то это может привести к тому, что ребенок не будет есть в детском саду. Или возможно появление серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Подводя итог рассмотрению причин осложнения адаптации ребенка в детском саду необходимо отметить, что нормальное прохождение адаптационного периода возможно только при слаженной работе педагогического коллектива в лице воспитателя, няни, психолога с одной стороны и родителей с другой стороны. Перекладывание родителями вопросов адаптации полностью на коллектив детского сада не позволит быстро и качественно выполнить эту задачу.

Использованная литература:

1. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.

2. Колбасина А. С. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/503455/ (дата обращения 10.07.2016).

Прокопенко Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №2 (8). – С. 47-49.

Адаптация ребёнка к детскому саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров-нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального су-ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в началь-ный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче-ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио-нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио-логических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече-ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се-мьи в дошкольное учреждение.Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак-тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако-мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст-ников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста-навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре-бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо-леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре-акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про-тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя-ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря-женность).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень развития.
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дет-ского сада.
  2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно-гигиениче-ских навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступ-ления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойствен-но быстро заражаться сильными как положительными, так и от-рицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

  1. По возможности расширять круг общения ребенка, по-мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по-
    сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сю-жетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как во-робушки, попрыгаем как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой,жалеть плачущего.
  5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители ви-дят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, напри-мер, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки само-стоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.
  • Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас от-рицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальны-ми возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положитель-ную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели по-сещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории дет-ского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомле-ния или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравнове-шенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информаци-ей, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме-няется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихо-да нового ребенка в группу знали как можно больше о его при-вычках и старались по возможности создать хоть некоторые усло-вия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком пе-ред сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменения-ми в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливы-ми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ре-бенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка — это система-тичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое со-блюдение режима.

Что делать, если...

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду надолго.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ре-бенка.
  5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  6. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из дет-ского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на дет-ской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в под-вижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, со-вместное рисование, сочинение историй), попросите ре-бенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность по-играть с водой.
  4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослу-шания ребенка.
  5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  6. Спойте ребенку песенку.
  7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

  1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  3. Убирайте игрушки вместе.
  4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
  5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
  6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ре-бенка спать.
  7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.
admin

Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться , а малышу привыкать к другой . Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового. Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него .

Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? и как их избежать?

Проблема адаптации и ее виды

Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и .

Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:

Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.
Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.
Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.

Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года. Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее. Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.

Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя. Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад. Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.

Подготовка к детскому саду

Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.

Что же делать?

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

25 февраля 2014, 18:11

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!


Ребёнок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев. Поэтому, если вы планируете отвести ребёнка в садик в сентябре, выход на работу надо планировать не раньше октября-ноября.

Любая адаптация обычно идёт на двух уровнях - на физиологическом и психологическом.

На физиологическом уровне малышу надо привыкнуть:

К новому режиму - определённому, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);

Необходимости самоограничений;

Невозможности уединения (постоянно приходится быть на виду);

Новой пище, новым помещениям, освещённости, запахам.

На психологическом уровне малышу предстоит привыкнуть:

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…);

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Физиологическая адаптация будет зависеть от общего физического состояния ребёнка (здоровья, иммунитета), а также от образа жизни, предпочтений в питании. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Первый раз лучше приходить в детский сад после завтрака, когда все дети уже в группе. В этом случае вам не придётся быть свидетелем слёз при расставании с родителями других детей. В этот день ребёнка не надо оставлять в саду надолго. Одного-полутора часов вполне достаточно. Если есть возможность, будьте в поле зрения малыша, то есть в группе, но при этом не пытайтесь подменять собой воспитателя - развлекать детей, читать им книжки, организовывать игру.

Возможность находиться родителю в группе зависит от позиции администрации детского сада. Этот вопрос лучше обсудить до того, как вы приведёте ребёнка в садик. Если у вас есть веские причины быть первое время с малышом, вы должны обсудить это с заведующей детского сада и воспитателем.

Если всё пройдёт нормально, - малыш был активен, лишь изредка бросал на вас взгляды, познакомился с другими детьми, - можно оставить ребёнка в группе на более продолжительное время (2-3 часа). Чтобы вам было спокойнее, оставьте воспитателю свои координаты, и он всегда сможет связаться с вами.

Постарайтесь не входить в группу, если ребёнок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоится, в этом случае у ребёнка не будет формироваться условный рефлекс, что стоит ему погромче закричать и мама сразу же появится.

Придумайте ритуал прощания-расставания. Его, кстати, можно использовать и дома, когда вы уходите по своим делам. Это могут быть какие-то смешные приятные действия - пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!» И обязательно придумайте ритуал приветствия. Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят ребёнку прогнозировать ситуацию. Мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!»

И ещё немного о расставании. Иногда в саду можно наблюдать такую картину - мама с грустным лицом прощается с малышом, крепко обнимая его, говорит: «Ну иди уже… Я буду по тебе скучать… Только не плачь». И тут оба начинают плакать. Наконец плачущего ребёнка отводят в группу, а мама выходит на улицу и долго смотрит на окна, если это первый этаж - машет ребёнку рукой, и прощание продолжается ещё минут пять. Потом мама что-то вспоминает, бежит в группу, вызывает ребёнка, и всё начинается сначала.

Малыши очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу. И наоборот - ваша тревога передаётся ребёнку, даже если реальной причины для неё нет. «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил Карлсон.

Первое время, около месяца, стоит оставлять ребёнка только до обеда. После прогулки он может вернуться вместе с детьми в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребёнок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе со всеми детьми, то оставляйте его. Если малыш ещё не готов оставаться, - не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить проблему.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя - это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придётся ходить каждый день.

Дети в саду, особенно первые дни, очень скучают по дому, по родным лицам. Принесите в группу маленький альбом с фотографиями, где вы сняты вместе с малышом. Когда ему взгрустнётся, он сможет посмотреть фотографии и поговорить с воспитателем о том, как было хорошо с вами и чем бы он занимался, если бы вы были рядом. Это может снять напряжение, и малыш успокоится.

Любимая игрушка тоже помогает пережить расставание.

Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы.

Когда забираете ребёнка из садика, не устраивайте ему допрос - что ел, как себя вёл, слушался ли воспитателя и т. п. Спросите, как прошёл день, что было интересного, что нового он узнал, какие чудеса сегодня творились в детском саду, как поживают его друзья. Прочитайте на стенде для родителей, какие были занятия и, задавая наводящие вопросы, поинтересуйтесь, что дети рисовали, читали или пели. Но это не должно превращаться в допрос-отчёт. Вопросы должны быть простыми. Малышу трудно в этом возрасте рассказать, какое было занятие и чем они занимались. Поэтому можете поиграть в игру: давай я угадаю, что вы сегодня в саду делали. Вы говорите, а ребёнок соглашается или нет.

Искренне радуйтесь успехам ребёнка. Хвалите рисунки и другие поделки, даже если вам кажется, что они не очень удались. Ищите как можно больше плюсов.

Хорошо после садика неспешно погулять, помолчать или поговорить о чём- нибудь. Расскажите про свой день и спросите, как прошёл день малыша.

Дети очень скучают по любимым родителям. Дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами. Пусть участвует в приготовлении ужина или, сидя рядом, раскрашивает картинки, или слушает детскую сказку…

В садике дети больше всего устают от общения. Поэтому вечером ребёнку хочется побыть одному или с мамой, в тишине, со своими любимыми игрушками. Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Не надо отправляться в гости или собирать у себя большие компании в этот период.

Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чём-нибудь.

Признаки успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;

Хороший аппетит;

Нормальное поведение. Дома ведёт себя обычно - не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п.;

Нормальное настроение. Легко просыпается утром;

Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации малыша:

- нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встаёт по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;

Нарушение аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;

Появление вялости, капризности;

Появление агрессивности, часто меняется настроение;

Ребёнок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду:

Слишком сильная зависимость ребёнка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребёнка в духе вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребёнка: астеничность, гиперактивность ит. п.;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня. Постарайтесь, чтобы начало посещения ребёнком детского сада не совпадало с переездом на новую квартиру, рождением второго малыша в семье и т. п.