Самостоятельная игровая деятельность в подготовительной группе. Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе детского сада. День знаний. Тема: «Семейный отдых»

Михликова Лариса Сергеевна
Сторожева Юлия Павловна
воспитатели
Фомина Наталья Дмитриевна
учитель – логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Согласно ФГОС, современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, и развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами.

Педагогами давно доказан факт, что успешность школьного обучения определяется не наличием большого запаса знаний, а полученной в дошкольном детстве способностью самостоятельно извлекать из окружающей среды эти знания и аккумулировать их. Поэтому одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. При этом роль воспитателя остаётся основной. Он должен так организовать самостоятельную деятельность детей, чтобы у них зарождалась мотивация к нахождению ответов на возникающие вопросы, развивалась фантазия, любознательность .

Организуя самостоятельную деятельность в подготовительной группе детей с ТНР, мы учитывали возрастные особенности воспитанников, их интересы и пристрастия. В первую очередь, мы начали создавать предметно-развивающую среду, которая позволяла бы детям найти своё дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.

Дети, обладают умением добывать из спонтанной, а также специально созданной взрослыми развивающей среды знания и применять их в жизни. Именно это позволяет развивать и совершенствовать детскую любознательность, инициативность, самостоятельность .

Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют планировать свою деятельность. Поэтому дети длительное время проводят в центре науки и природы, где наблюдают и ухаживают за растениями, проводят элементарные опыты и эксперименты, занимаются поиском информацию по интересующей их теме, находят ответы опытным путём. При этом у них формируется навык монологической речи, так как они проговаривают свои действия. Поэтому мы в группе создали такой центр, где находиться различный познавательный материал, оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов. Вместе с детьми и родителями собрали коллекции тканей, бумаги, камней, пуговиц, семян и т.д.

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. Для этого в группе создан центр «Говори правильно», куда входят дидактические, настольно–печатные игры, пособия на автоматизацию звуков, картотеки артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие мелкой моторики рук, шнуровки, картинки по лексическим темам и многое другое.

Для развития речевого общения, литературной речи, знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей в группе есть библиотека, где собраны различные книги познавательного характера, сказки, рассказы, стихи.

Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, для её восстановления у детей нашей группы есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени, за ширмой, где постелен коврик, лежат мягкие подушки.

Здесь дети могут отдохнуть, позаниматься спокойной деятельностью (рассматриванием книг, спокойными играми и беседами).

Эта ширма многофункциональная, двухсторонняя, она легко передвигается, с помощь неё дети могут развивать мелкую моторику рук, классифицировать предметы, считать, показывать кукольные представления, здесь с детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления.

У нас в групповой комнате имеется подиум, он используется многофункционально: при организации нетрадиционных занятий, вечеров досуга, проведении сюжетно-ролевых игр, как сцена для исполнения детьми стихов и песен, для показа кукольных спектаклей и т.д. Там же находятся предметы ряженья: шляпы, юбки, короны, веера, платочки с кружевами и др. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и исполняют их роли. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. Всё это побуждает ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно обща­ются друг с другом и с взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Основу нашей группы составляют мальчики, поэтому они с неподдельным интересом и азартом играют в уголке «Безопасности». Он оснащён дорожными знаками, светофором, транспортными средствами, атрибутами к сюжетно – ролевым играм, макетом улицы, настольно – печатными играми. Всё это закрепляет правила дорожного движения, развивает диалогическую речь детей, умение общаться друг с другом.

Для развития художественно – творческих навыков созданы все необходимые условия. Все материалы для продуктивного творчества (краски, карандаши, бумага, мелки, гуашь, нетрадиционные материалы) расположены доступно и безопасно. Дети свободно ими пользуются и создают свои шедевры, по собственному замыслу в различных техниках. Также в уголке творчества имеются наглядные материалы по различным видам искусства, изделия народного декоративно–прикладного искусства. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком.

Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста - существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Значит, математика в детском саду должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной, у нас в группе создан уголок математики, где для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, настольно-печатные игры: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, ребусы, лабиринты.

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр.

При создании предметно–развивающей среды мы старались задействовать всё пространство группы. На стенах, расположили бизиборд для развития мелкой моторики рук и познавательной активности детей. Повесили металлическую доску, на которой дети могут выкладывать магнитные пазлы, которые мы приготовили самостоятельно, или выложить проезжую часть.

Создавая предметно–развивающую среду в группе, мы стремились пробудить у детей мотивацию к самостоятельной деятельности, любознательности, фантазию, творческий подход.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста/ О.В. Дыбина – М.: центр педагогического образования, 2008 – 39с
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет/ Н.В. Нищева «Детство-Пресс», 2009 – 28с

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»

Часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Показатели самостоятельности у старших дошкольников

Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них , желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Развитие самостоятельной деятельности у старших дошкольников

Для развития детской самостоятельности в дошкольных учреждениях успешно используют продуктивную деятельность.
Хочется в стихотворной форме сказать «Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют».
А теперь коротко рассмотрим средства развития самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Развитие детской самостоятельности в игре

Самостоятельность в игровой деятельности

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие детской самостоятельности через творческую деятельность

В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.

Творческая самостоятельность

В своих рисунках дети применяют приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое. Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать. В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки.

До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Труд и развитие детской самостоятельности

Что касается труда дошкольников в процессе развития самостоятельности, то хочется отметить следующее.

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Легче выполнять что-то разовое. Пока не пропал интерес к труду.

Когда няня в детском саду меняет постельное белье, она может попросить помощи у воспитанников. Дошкольники с удовольствием помогают взрослым. Девочки любят застилать простынки на кроватки и взбивать подушечки. Эти навыки позднее проявляются в том, что дети после дневного сна поправляют свои постельки.

Их и просить об этом не надо, они выполняют это самостоятельно.

Самостоятельность в труде

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Приемы обучения самостоятельности

Приучают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание.

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

1 votes, average: 5,00 out of 5)

Выполнил: Ведзижев А.Р.

Конспект самостоятельной деятельности детей подготовительной группы на занятиях по физической культуре «Спорт — это жизнь»

Цель: Всестороннее физическое развитие ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями посредством самостоятельной двигательной деятельности.

Образовательные: Обогащать знаний детей о видах спорта, здоровье, о путях его укреплении, сохранении, ответственного отношения.

Развивающие: Формировать двигательные навыки и физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, выработка компенсаторных навыков и качеств,

Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, содействовать правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности, коррекция осанки и плоскостопия.

Воспитательные: Воспитывать положительные черты характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, волевые качества (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формировать привычку к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

Доминирующая область: физическое развитие.

Тип: самостоятельная двигательная деятельность детей на занятиях по физической культуре.

Возраст детей: 6лет.

Форма организации: группа, спортивный зал.

Форма одежды: спортивная форма (трикотажная футболка с коротким рукавом, шорты, носки, чешки).

Предварительная работа: просмотр слайдов о спорте, рассматривание серии картин «Виды спорта», чтение энциклопедий для детей дошкольного возраста о спорте и ЗОЖ, беседа «Здоровый образ жизни».

Оборудование: мячи (3шт., гимнастическая скамейка (1шт., гимнастический мат (1шт., баскетбольное кольцо, туннель, наклонная доска, гимнастическая стенка, тренажеры: «степ», «бегущие по волнам», кегли (6шт, батут, карточки с аналогичным спортивным оборудованием.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура» - «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?

Дети: Физкультурой может заниматься каждый человек, а спортом нет.

Воспитатель: Физкультурой может заниматься и маленький и большой, молодой и старенький. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.

Что для этого необходимо делать?

Дети: Надо каждое утро делать зарядку и много двигаться, правильно питаться.

Воспитатель: А вы хотите стать такими, как спортсмены выносливыми, сильными, ловкими и быстрыми?

(Ответы детей).

Воспитатель: А теперь расскажите, какой вид спорта вам больше всего нравиться. Каким видом спорта вы хотели бы заниматься? Поехали бы вы на Олимпийские игры защищать честь России? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, будущих олимпийцев готовят в специальных центрах подготовки олимпийских чемпионов. Я предлагаю, вашей группе побывать в этом центре под названием «Олимпийская деревня». Но хочу вас предупредить, что без дружбы, взаимовыручки, упорства и настойчивости эта тренировка не сможет состояться. Чтобы стать чемпионом нужно много знать и уметь. Как вы думаете, какими качествами должен обладать кандидат в олимпийские резервы? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам придумать название вашей команды

и начать тренировку, но с одним условием - эту тренировку вы проведете самостоятельно.

Кто проведет разминку?

Кто из вас желает провести общеразвивающие упражнения?

(дети самостоятельно выдвигают кандидатуры, если много желающих детей, то ребенок выбирается считалкой).

Кто из вас сможет провести дыхательные упражнения?

(дети самостоятельно выдвигают кандидатуры, если много желающих детей, то ребенок выбирается считалкой).

(Дети самостоятельно приступают к занятию по предварительной договоренности, воспитатель определяет дозировку с помощью музыки, не вмешиваясь в процесс).

Воспитатель: Чтобы начать тренировку на спортивных снарядах, вам нужно по желанию выбрать нужный снаряд с помощью карточек на которых изображены эти снаряды, и подготовить их к занятию, а затем убрать на место. По желанию можно обменяться карточками и перейти на другой снаряд, меняться можно сколько хочется.

(Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать карточку по желанию, карточка подготовлена на каждого ребенка).

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня вы побывали в центре подготовки будущих олимпийцев, прошли все испытания. Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным? Я верю, что ваша команда готова стать настоящими спортсменами и я, хочу вручить вам грамоты «Юные спортсмены» и поблагодарить, что вы не испугались трудностей и все достойно выдержали.

Воспитатель: Что такое спорт.

Спорт - это жизнь. Это легкость движенья.

Спорт вызывает у всех уважение.

Спорт продвигает всех вверх и вперед.

Бодрость, здоровье он всем придает.

Все, кто активен и кто не ленится,

Могут со спортом легко подружиться.

Последний учебный год в детском саду является подготовительным к обучению в школе. Усложняются мыслительные процессы и формы деятельности детей: происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм, с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу и самостоятельность в умственном и практическом экспериментировании.

Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам - объяснение явления, правил игры, утешение);
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме

Самостоятельность - свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
  • Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.

Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

    Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

  • Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
  • Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
  • Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
  • Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики - здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).

Театрализованная сюжетно-ролевая игра - отличный вариант организации детского досуга

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

Вид самостоятельной деятельности Форма реализации в режимных моментах
Игровая Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребёнок воссоздаёт модель мира во всём его разнообразии. Воспитателю подготовительной группы не стоит приучать ребят к урочной форме занятий, желательно сохранить игровую форму получения новых знаний и развития способностей до конца обучения в детском саду.
Дети седьмого года жизни самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов, рассказов или бытовые ситуации при помощи игрушек. Игровая деятельность дошкольников часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «Библиотека», «Пешеходный переход», «В автобусе», «Продуктовый магазин», «Газетный киоск», «Банк», «Игра в детский сад или школу». В этих играх развивается способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях (формируются социальные компетенции).
Исследовательская Исследовательские способности у старших дошкольников находятся на достаточном уровне для проведения длительных и трудоёмких опытов, наблюдений. Ребёнок седьмого года жизни обозначает для себя проблемный вопрос, обдумывает гипотезы, умозрительно прогнозирует результат, занимается практическим экспериментированием и оценивает результат. Исследовательская деятельность старшего дошкольника максимальна близка по структуре научным исследованиям.
Художественная (в т. ч. художественно-речевая) Художественная деятельность заключается в создании образов при помощи творческих способностей. В поделках старших дошкольников появляется сюжет, ярко выражено отношение юного автора к изображаемому объекту или явлению. Техники продуктивного творчества, доступные детям 6–7 лет:
  • рисование карандашами, фломастерами, красками,
  • лепка,
  • конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
  • пластилинография.

Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей - театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок - тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.

Двигательная У старших дошкольников появляется дух соревновательности. Они самостоятельно организуют небольшие состязания на ловкость, выносливость, силу: «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Кто быстрее добежит до конца участка и обратно?», «Соревнование по прыжкам со скакалкой». Физическая активность реализуется также во время трудовой деятельности (расчистка дорожек от снега, вывоз листьев на тачке) и игр («Салки-ножки на весу», «Казаки-разбойники», «Классики» и др.).
Трудовая (в т. ч. самообслуживание) Когда дети видят, как работают взрослые: дворник убирает территорию детского сада, воспитатели следят за порядком на групповых участках, родители оказывают посильную помощь в ремонте помещения и облагораживания уличного пространства ДОУ, участвуют в субботниках и других трудовых акциях, тогда у них возникает стремление самостоятельно следить за чистотой в группе и на улице в меру своих возможностей. Воспитанники подготовительной группы содержат в надлежащем виде свой шкафчик, рабочее и спальное место, учатся исполнять обязанности дежурных, исправляют недочёты в собственном внешнем облике и готовы помочь младшим детям. Закрепляются навыки самообслуживания и в игре («Приведи куклу в порядок», «Разложи по местам»), с детьми 6–7 лет можно проводить игровые тренинги (например, «Салон красоты: учимся делать причёски»).

Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции

Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада

Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, - самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.

Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно

Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.

Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.

Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд

Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе

Тема по самообслуживанию Развивающие и воспитательные задачи Варианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников
«Дежурства»
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению обязанностей дежурного.
  • Закрепление навыка ставить вещи на свои места.
  • Закрепление навыка приводить в порядок неубранное место.
  • «Сегодня на занятии мы будем рисовать гуашью, пожалуйста, приготовь необходимые материалы».
  • «Проконтролируй, чтобы игрушки были убраны на свои место по окончании игры».
  • «Твоя задача - следить за чистотой обеденного стола».
  • «Покорми рыбок в живом уголке».
  • «Проверь увлажнённость почвы у кактусов, при необходимости полей».
  • «Проследи за правильностью сервировки столов».
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.»
  • Совершенствование навыка замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (поправлять причёску, одежду, своевременно чистить обувь).
  • Закрепление навыка заправлять постель, следить за чистотой и порядком на спальном месте.
  • Воспитание бережного отношения к вещам: предметам одежды и обуви, аксессуарам, рабочим инструментам (карандаши, кисти, инвентарь для работы на улице), игрушкам, книгам.
  • «Проверь, почему дверца твоего шкафчика не закрывается до конца».
  • «Посмотрись в зеркало и поправь причёску».
  • «Ребята, салфетки, которыми вы вытираете кисточки, необходимо постирать».
  • «Расставьте стульчики правильно: низкие - у окна, высокие - вдоль стены».
  • «Протри полку и расставь аккуратно книги».
«Правила личной гигиены»
  • Закрепление культурно-гигиенических навыков: пользование ванной и туалетной комнатами, умывальником, носовым платком.
  • Закрепление навыков ухода за зубами (алгоритм чистки зубов, использование зубной нити, зубочистки).
  • «Ребята, не забываем после прогулки тщательно мыть руки!».
  • «Воспользуйся, пожалуйста, носовым платком».
«Генеральная уборка»
  • Формирование умения распределять задания и поручения во время трудовой деятельности.
  • Воспитание дружеских отношений внутри коллектива.
  • «Уберёмся в спальне. Разбейтесь на 3 подгруппы. Первая будет ответственна за смену постельного белья, вторая протрёт подоконники и мебель, третья заправит кровати».
  • «Сделаем генеральную уборку в игровой зоне: плюшевые игрушки вытрясем на свежем воздухе, резиновые и пластмассовые помоем, аккуратно разложим по местам».
  • «Приведём в порядок уголок творчества. Мальчики разложат на свои места все материалы, девочки протрут рабочие места и полки».

Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства

График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей - это не рутина

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива - интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.

Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.

Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Вариант мотивирующего начала занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательных и эвристических бесед.
- Ребята, где хранится посуда у вас дома?
- На кухне: в посудных шкафах и на полках.
- Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку?
- Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д.
- Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке?
- Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи - своё место!
- Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места?
- Обувь - в обувницу, одежду - в платяной шкаф, книги и журналы - в книжный шкаф, письменные принадлежности - в ящики рабочего стола.
  • Дидактическая игра «Путаница: верни вещи на их места».
  • Сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин».
  • Самостоятельная трудовая деятельность по уборке шкафчика в раздевалке, приведения в порядок спального места (смена белья, заправка кровати).
Изучение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников).
  • Познавательно-исследовательская деятельность, направленная на расширение представлений о планетах Солнечной системы.
  • Продуктивное творчество: рисование на космическую тематику.
  • Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».
  • Подвижная игра «Космонавты».
Создание проблемной ситуации.
В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?».
  • Опытная деятельность в уголке исследований: при каких условиях металлические предметы тонут в воде, выявление плавучести в зависимости от объёма, веса, плотности объекта.
  • Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».
  • Подвижная игра «Кораблики».
  • Продуктивное творчество: создание корабликов из бросового и природного материала (скорлупки орехов, пенопласт).
Привлечение к игре.
Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила.
Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра.
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка».
  • Инсценировка сказки в уголке художественной деятельности (при помощи кукольного театра или инсценировки).
  • Продуктивное творчество: сюжетное рисование по мотивам сказки.
  • Подвижная игра «Поросята и волк».
  • Конструирование в игровой зоне: создание «построек», которые не смог бы сдуть волк из сказки.

Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета

Временной план занятия

Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Оргмомент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая работа Подведение итогов
«Ремонт книг» 1 минута Создание проблемной ситуации.
В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами.
4 минуты.
Проведение беседы о бережном отношении к книгам.
4 минуты.
Физкультминутка «Открывай скорее книжку!».
4 минуты.
Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки.
15 минут.
2 минуты.
«Большая стирка» 1 минута Включение в игровую ситуацию.
Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду.
4–5 минут.
Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную).
4 минуты.
Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка».
4 минуты.
Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке.
15 минут.
1 минута.

Стирка кукольной одежды - это выполнение трудового поручения в игровой форме

Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе

Автор Гордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край.
Название «Каждой вещи своё место»
Программное содержание
  • Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
Оборудование
  • Предметы быта и предметные картинки,
  • игрушка Домовёнка.
Ход НОД Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
  • О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
  • Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
  • Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
  • Где лежали чулки?
  • Где она нашла туфли?
  • Куда было заброшено платье?
  • Где она встретила ребят в детском саду?
  • Кто виноват, что Маша опоздала?

Беседа о порядке.
Воспитатель задаёт вопросы:

  • Кто следит за порядком в доме?
  • Как вы помогаете маме в этом?
  • Кто следит за порядком в группе?
  • Вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном - на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.
В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.
Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча).
Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана; в уголке изодеятельности - раскрасок).
В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит.
Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки.
В.: Домовёнок хочет с вами поиграть.
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:

  • Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
  • Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).

В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место.
Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи - своё место».
На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики.
Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь.

В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах

Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.

Видео: самостоятельная деятельность детей в ДОУ (познавательная, игровая, коммуникативная)

Видео: самостоятельная деятельность (пример занятости по центрам активностей)

Видео: сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»

Поделитесь с друзьями!

В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях.
Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими. В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования — различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.
Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В каждой возрастной группе в пределах литературно-художественной зоны или отдельно, если позволяют условия, устраивается уголок книги. Его обязательная деталь — полочка-витрина, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей. Помимо этого в свободном распоряжении детей должно иметься достаточное количество книг (в ящичке, в секретере или детском книжном шкафу-секции). Наряду с книгами должно быть несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками (по 8—10 в каждой) и несколько альбомов для свободного рассматривания детьми. В подготовительной к школе группе добавляется рубрика для детских журналов, газет (или оборудуется газетница).
Существуют разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Основные из них воспитатель намечает в еженедельном плане (рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Особенно разнообразны формы работы с книгой в подготовительной к школе группе. Комплексное использование этих форм показано в исследовании Р. И. Жуковской, наиболее подробно ею разработаны устройство детьми групповой библиотечки и организация игры «в библиотеку».
Один — два раза в год в этой группе устраивается выставка книг. Первую — в середине учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Нужно постараться, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Вторая выставка может быть тематической: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказ«и и т. д. Желательно приурочить ее к Всесоюзной неделе детской книги, проводимой в нашей стране в дни школьных весенних каникул. Наряду с вышесказанным педагог осуществляет большую работу текущего характера, которая не фиксируется в плане.
Во всех группах дети выполняют поручения такого рода: показывают новичку книги, рассказывают о них, смотрят с малышами знакомые им книги, рисунки, картинки (для старших детей).
Следует подчеркнуть необходимость контроля воспитателя за поведением ребят в уголке книги, а также индивидуальной работы с некоторыми детьми (можно использовать подбор книг по любимой ребенком тематике, поощрение интереса к книге или журналу и т. д.).
Инсценировка как игровая деятельность детей. Педагоги и методисты по родному языку (В. М. Федяевская, А. П. Усова) отмечают существенную разницу в инсценировке как театральном представлении, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировке как игровой деятельности (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр», «в кино»).
В театральном представлении, которое показывается детьми, возможны предварительное заучивание ролей, репетиция, болов широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.
Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т. е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.
Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).
Необходимое условие для самостоятельной театрализованной деятельности детей — правильная организация предметно-пространственной среды в группе и на участке.
Рекомендации к оформлению зоны для театрализованной деятельности даются в пособии «"Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1978, с. 174—178).
Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: «...как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д)». Характерная особенность такой деятельности — большие возможности для импровизации, свободное — по желанию — участие детей, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей.
Для того чтобы могла возникнуть театрализованная игра, необходимо многократно повторить произведение, вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняет воспитатель, активно помогая детям распределять роли, подсказывая реплику, очередной эпизод. Он показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например как можно передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, демонстрирует приемы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций на столе и т. п.
Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности речи персонажей и т. д.— это может нарушить ритм игры, ее непринужденность. Если такие игры проходят не вполне удачно, воспитатель может чаще использовать драматизацию как прием обучения на занятиях обдуманно объединяя детей для выполнения похожих ролей, массовых сцен, смелее выдвигая робких, заинтересовывая их введением новых красочных атрибутов и другими приемами.
Когда игра-драматизация проходит с участием воспитателя, он может более смело регулировать количество ее участников. В некоторых играх может быть занята вся группа. Такое массовое участие в игре рекомендует Р. И. Жуковская, отмечая, что, хотя участие в драматизации одновременно всей группы может быть кратковременным, воспитательная ценность игры от этого не снижается. Она предлагает следующие инсценировки для таких игр во второй младшей и средней группах: сказки «Волк и семеро козлят» (один ребенок исполняет роль волка, второй — козы, все остальные — козляток), стихотворения «Перчатки» С. Маршака (воспитатель читает от автора, ребенок исполняет роль кошки, вся группа — роли котят).
Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняются сюжет и язык произведения, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, особенно современных. Такая игра может содержать лишь элемент произведения, (имя героя, черты его характера, отдельный эпизод), а в целом развиваться произвольно по замыслу детей.
Игры на сюжеты художественных произведений имеют свода ценность — они воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений воспитатель может использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведения, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной игре.
Воспитателю нужно стараться приохотить к инсценировкам в играм каждого из детей, подбирая подходящие мотивы: подготовить самую главную роль в спектакле, выступить в параллельной старшей группе, где у тебя есть друзья, поучиться очень четко и нетленно говорить за волка, чтобы зрители-малыши сумели понять, какой это злой обманщик, а то в предыдущий раз они смеялись, когда появился волк, и т. д. Педагог постепенно привлекает к игра ребенка, который не решается выступить перед зрителями, усложняя его действия: сначала этот ребенок подает соответствующие фигурки, меняет декорации, поднимает и опускает занавес, затея выполняет несложные роли и т. д.
Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действенности художественного произведения.

Методическая работа с воспитателями


Работа с книгой требует разнообразного оборудования и наглядного материала, который в систематизированном виде должен иметься в педагогическом кабинете детского сада. В первую очередь необходимо наличие библиотеки детской художественной литературы с каталогом. Предусматриваются и комплекты раздаточного материала — одинаковые книги, разнообразные иллюстрации и открытки, рисунки детей по сюжетам детских книг. Воспитателю-методисту следует заботиться о своевременном ознакомлении педагогов с новинками детской литературы.
В педагогическом кабинете детского сада должны быть собраны сценарии для театральных представлений (для кукольного, теневого, настольного театров), материалы для тематических детских концертов, утренников. Все это упорядочит и облегчит работу воспитателя. Методисту детского сада необходимо установить связь с ближайшим книжным магазином, где продается детская художественная литература, советовать родителям, какие новые издания нужно приобрести, что читать детям дома.
В педкабинете следует организовать фонотеку и фильмотеку, которыми могли бы пользоваться все воспитатели. Если количество технических средств и театральных атрибутов недостаточно, руководитель детского учреждения составляет недельный график их использования разными группами.
Внимания методиста требуют вопросы техники безопасности при показе детям зрелищ (персональное ознакомление педагогов с соответствующими правилами и инструкциями, контроль и взаимопомощь, наглядная пропаганда правил).
Сравнительно новый вопрос, требующий внимания и помощи со стороны методиста,— организация в группах и на участках зон для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей и обеспечение подлинной активности и инициативы детей.
Каждый воспитатель должен владеть навыками выразительного чтения, уметь анализировать и оценивать исполнение свое и своих товарищей. Поэтому, помимо индивидуальных тренировок, педагогу полезно чтение в коллективе товарищей по работе, где он может проверить правильность собственного исполнения, учится анализировать чтение других. Для этого следует запланировать на весь год систематические консультации по выразительному чтению, посвященные подготовке программных художественных произведений.
Для участия в консультациях целесообразно объединять воспитателей одновозрастных или смежных групп, чтобы они могли проанализировать нужные им тексты. Проведение таких консультаций можно поручить воспитателю, хорошо владеющему навыками выразительного чтения.
Методисту полезно провести хронометраж чтения отдельных произведений и привлечь к этому педагогов. Это поможет реально планировать содержание предстоящих занятий, предвидеть длительность отдельных его частей.
Хорошо, когда в коллективе есть воспитатели, люоящие театральное искусство, умелые организаторы детских праздников. Показ и обобщение их опыта, привлечение к роли консультантов для своих коллег — забота руководителя.
Художественная самодеятельность воспитателей и детей — яркое средство педагогической пропаганды, показа достижений учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Методист помогает росту эстетической культуры педагогов. Он — организатор экскурсий на выставки книг, встреч детских писателей и художников-иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.
С целью формирования эстетических интересов педагогов воспитатель-методист устраивает посещение концертов чтецов, прослушивание пластинок, по возможности шире включает художественное чтение и рассказывание в программу детских утренников, вечеров самодеятельности сотрудников.