Ребенок 7 месяцев развитие. Развивающие игры с крохой. Вызывает опасения, если

Когда малыш подрастает до 7 месяцев, кажется, время начинает лететь молниеносно. Дни проносятся за днями, и каждый из них наполнен новыми открытиями для вашего крохи и, конечно, вас. Лепет, постепенно переходящий в формирование уверенных звуков, полноценное общение с родителями и бесконечный поиск всего интересного в поле досягаемости: навыки ребенка в 7 месяцев доставляют много радости, но требуют и высокого внимания близких к его окружению.

Физиологическое развитие малыша

Кроха уже подрос настолько, что требует активных действий! Ранее совершавший первые попытки ползти, он начинает увереннее передвигаться по полу, отправляясь за тем, что его заинтересовало. Именно сейчас вам необходимо внимательно осмотреть свою квартиру (не только детскую комнату!) на предмет возможных опасностей. Все острое, режущее, колющее не должно находиться внизу в пределах досягаемости детских ручек. Учитывайте также, что, опираясь на диван или стол, малыш уже умеет подниматься на ножки и некоторое время стоять. Поэтому отправляйте все опасное повыше.

Многие взрослые считают, что развитие 7 месячного ребенка должно включать обязательное понимание слова «нельзя». Конечно, ему следует уделять внимание. Но слов «нельзя» в вашем лексиконе должно быть как можно меньше, лучше - не более трех. Если вы станете истошно кричать «не трогай», «нельзя» по поводу прикосновения крохи к любому предмету, смысл запрета утратится, а ребенок найдет возможность исследовать опасность без вашего присутствия.

Сон ребенка в 7 месяцев все также делится на периоды. Ночью кроха отдыхает 9-11 часов, днем же уложить его становится все сложнее. Если малыш не хочет спать, как раньше, 3 раза в день, не заставляйте его. Отсутствие капризов и хорошее настроение говорят о том, что крохе достаточно поспать дважды в день по 1,5-2 часа. Ночному отдыху нередко мешают режущиеся зубки. Если ребенку 7 месяцев и нет зубов, волноваться не стоит. Нормальным периодом для появления первого нижнего резца является возраст от 6 до .

Вес ребенка в 7 месяцев зависит от введения прикорма, который дает больше калорий, а, соответственно, и энергии малышу. Какими должны быть вес, окружность головы и рост ребенка в 7 месяцев, смотрите в этой таблице.

Основные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев? Перечень главных навыков велик.

  • Сидит и начинает ползти, уверенно стоит у опоры и передвигается, придерживаясь ручками. Однако случается, что ребенок в 7 месяцев не ползает, что вызывает страх и недоумение родителей. Не нужно переживать, если нет других оснований. Некоторые детки, перескочив период ползания, начинают сразу ходить. Но стимулировать ползание необходимо, так как оно важно для правильного развития мышечной системы. Также случается, что малышу 7 месяцев, но он не сидит. Такой сигнал уже тревожен и может свидетельствовать о нарушениях в развитии нервной системы. Обязательно обратитесь к врачу, который назначит вам массаж и физиологические процедуры. Их эффективность в этом возрасте очень высока.
  • Понимает смысл слов. Детки, с которыми активно общаются родители, знают названия окружающих предметов. Спросив, «где часы» или «где диван», вы получите ответ: кроха укажет на предмет.
  • Привязан к маме. Эмоциональное развитие малыша 7-8 месяцев демонстрирует высокую привязанность к маме или ухаживающему за ним человеку. При расставании кроха испытывает страх, волнуется, капризничает и плачет.
  • Пьет из чашки и кушает с ложки, что становится основой прикорма. Не хотите прекращать грудное кормление - никогда не прикармливайте малыша кашей из бутылки. Формируйте культуру еды с первых дней, говорите крохе об опрятности. Уже скоро он сам будет выражать недовольство, если окажется в испачканной одежде.

Развивающие игры и занятия

Среди навыков, что может ребенок в 7 месяцев, выделяется умение вкладывать небольшие предметы в крупные. Поддерживайте и развивайте его, для чего подойдут разнообразные пирамидки, матрешки, коробочки и игры-вкладыши. Уже пора создать безопасный детский уголок, расположив там коробку с игрушками, в которой кроха будет с удовольствием копаться. Включите в перечень игр кубики, которые идеально решают вопрос, чем занять ребенка семи месяцев. Пусть они будут разных размеров и цветов, а вы научите строить из них башенки. Хорошо, когда малыш берет кубики в обе ручки и стучит ими - это стимулирует развитие связей между полушариями мозга.

Самые простые развивающие игры для детей 7 месяцев - «Ладушки», «Сорока-сорока». Научите кроху называть части тела: «Где наши ручки?», «Где наш носик?»

Но самыми эффективными занятиями с ребенком 7 месяцев является общение с родителями: разговаривайте с ним, меняйте интонацию, говорите то тише, то громче. Так вы не только сформируете большой словарный запас и основы правильной речи малыша, но и создадите условия для доверительного общения с вами в будущем.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

За 7 месяцев в жизни любого человека может произойти очень многое, а уж в жизни маленького человечка и подавно: за это время он проходит путь, который не каждый взрослый может пройти за всю жизнь.


За 7 месяцев в жизни любого человека может произойти очень многое, а уж в жизни маленького человечка и подавно: за это время он проходит путь, который не каждый взрослый может пройти за всю жизнь.

Ещё бы: полгода назад это был абсолютно беспомощный младенец, а сегодня – почти "взрослый" человек, почти собеседник, а главное – настоящий исследователь окружающего мира. И к этому нужно быть готовыми.

Физиология и здоровье малыша



За этот месяц ребенок должен набрать около 600г. и вырасти еще на 2 см. таким образом, рост малыша в 7 месяцев должен быть примерно 68-71 см., а вес – от 7600 до 8100 г. Впрочем, если он растет или набирает вес медленнее, ничего страшного: дети-то разные бывают.

Но главным событием в жизни ребенка семи месяцев является появление первых зубов. Первыми обычно вылезают передние нижние резцы, за ними – верхние, следующими идут боковые резцы (сначала верхние, потом нижние), а дальше наступает черед клычков. Последними на свет появляются коренные зубки. Естественно, всё это доставляет малышу дискомфорт: дёсны чешутся, ребенок капризничает. Так что, в это время стоит позаботиться о предметах для жевания. Идеальный вариант – зубное кольцо с водой внутри. Охладите его и дайте ребенку: и боль снимет и переключит внимание ребенка с раздражённых дёсен.

Не пугайтесь, если зубы полезли чуть раньше или позже – опять-таки, у каждого свои особенности. И главное, чтобы вылезали они в правильном порядке. А еще стоит обратить внимание на то, что на свой первый, второй, третий и т.д. зуб ребенок будет пробовать всё, что попадается ему под руку. Так что, прячьте лекарства, бытовую химию и прочие потенциально опасные вещи подальше.

Кормление

Первые зубы дают возможность изменить диету ребенка. Конечно, если у вас еще не пропало молоко – кормите на здоровье. Но и новые блюда в рацион вводите. Наиболее весомым нововведением должно стать мясо, ведь до этого возраста детский пищеварительный тракт данный продукт не примет. Лучше всего начинать с чайной ложки нежирной телятины или индюшатины : сварите мясо, прокрутите его несколько раз на мясорубке и разведите бульоном (можно даже овощным). Если малышу не понравилось – подождите несколько дней и попробуйте дать другой сорт этого продукта. Если же новинка пришлась по вкусу – каждый день увеличивайте её количество на пол чайной ложки: до 4-5 ложек в день.

Также в рацион пора ввести крупяные каши, причём, начинать надо с рисовой и гречневой, изначально готовя их на воде, а потом разбавляя молоком. Чуть позже можно ввести овсянку и манную кашу. Сначала подойдёт грудное, а потом – любое другое. Только следите за реакцией ребенка – вдруг коровье или козье молоко вызовет у него аллергию.




В семь месяцев можно вводить в рацион творог, кефир, сухари, печенье и хлеб. Предложите ребенку корочку хлеба – пусть помусолит и почешет дёсны. В сутки семимесячный ребенок съедает около 1000г пищи, а кормить его надо 5 раз в день с интервалом по 4 часа, то есть, по 200г. пищи за один приём. Вечером дополнительно можно давать творог с молоком или фруктовым пюре. Кроме того, можно попробовать кормить его сидя – многие в этом возрасте уже сидят. Главное – не кормите его насильно – это с раннего возраста развивает привычку переедать, а значит, чревато проблемами с весом в будущем.

Сон и режим дня

Начиная с 6 месяцев дети спят 14-15 часов в сутки, причём, самый долгий сон может длиться около 7 часов. Если малыш спит дольше, вполне возможно, что он просыпается ненадолго, а потом снова засыпает самостоятельно. Это говорит о том, что высшая нервная деятельность малыша развивается правильно. Также ребенок должен спать пару раз днём : по полтора-два часа. Во сне семимесячный ребенок может раскрываться, так что одевайте его перед сном тепло и поддерживайте нормальную температуру в комнате – 21-22 градуса. Навыки сна регулируются только постоянным режимом дня.

Также режим дня нужен для развития навыков дисциплины. В этом возрасте распорядок дня мало отличается от распорядка месяц назад и зависит от того, когда ребенок спит и ест.

Обязательно гуляйте с ребенком днём. Прогулки совершаем два раза в день, и не менее двух часов каждая. Обычно малыш в это время спит, но может и любопытно разглядывать окружающий мир.




Не забываем про умывание утром и ванны вечером: в этом возрасте кроху уже можно купать ежедневно или через день, причём, во взрослой ванной. Не оставляйте его в ней одного и наливайте столько воды, чтобы он мог спокойно играть в ванне любимыми игрушками, причём сидя. Ребенок в 7 месяцев продолжает активно развиваться физически, так что, регулярно занимайтесь с ним гимнастикой и делайте массаж.

Что умеет малыш?

В этом возрасте ребенок уже может многое. Например, понимать смысл многих слов, твёрдо стоять и переступать у опоры, вкладывать небольшие предметы в более крупные, пить из чашки и кушать из ложки, переворачиваться со спинки на животик и обратно, запоминать процедуры по опрятности и даже «напоминать» маме, играть в «ладушки»…А вот самостоятельно садиться и ползать он только учится. В этом возрасте ребенок очень привязан к маме эмоционально и испытывает страх, когда с ней расстаётся.

Как проверить, правильно ли развивается ребенок?

1. Погремите сбоку погремушкой и посмотрите, перевернётся ли он со спинки на бок, может ли при повороте достать её.

2. Сидим за столом, кроху держим на коленках. Хватается ли он за край стола, удерживает ли его? Хлопает ли ручками по столу подражательно? Перекладывает на нём предметы, бросает их на пол?

3. Стоим у кроватки, и, не выказывая малышу внимание, избегаем встречи взглядом с ним. Старается ли он наладить контакт, лепечет, ловит мамин взгляд?

4. Прежде чем вступить в контакт с взрослым, дитя внимательно его рассматривает, после чего страх сменяется интересом.

5. Держим малыша на руках и переворачиваемся вокруг светящегося предмета или яркой игрушки. Следит ли он за ней взглядом, поворачивается ли за ярким предметом?

6. Положите его на животик и накройте голову пеленкой. Освобождается ли он от неё руками?

7. Он уже умеет показывать нос или глаза другого человека, а лепечет с простыми звукосочетаниями вроде «дай-дай»

8. Уверенно тянется к интересующему его предмету и радуется, получив его.

Чему его можно научить?

Малыш вступает в возраст великих исследований и открытий, так что, прежде чем учить его чему-то, старательно обследуйте квартиру на наличие опасных предметов, бытовой химии, мелких и острых предметов, источников электрического тока, громоздких и тяжёлых предметов. Кроме того, в 7 месяцев малыш уже понимает смысл слов «нельзя» и «можно», но слово «нельзя» можно употреблять не больше трёх раз в день. К тому же, постоянные замечания сделают его нервным, и если ему постоянно запрещают куда-то лезть, он непременно полезет туда в отсутствие родителей. Сейчас задача мамы – помочь ему освоиться в мире.



В этом возрасте важнее всего рассказывать ребенку обо всём: что делаете, чем его кормите, что надеваете, какие игрушки даёте ему поиграться, перечисляя все характеристики пищи или игрушки (тёплый, мягкий, круглый, твёрдый.)

Стимулируйте его двигательную активность, кладите и интересующие предметы игрушки подальше, да и игрушки должны быть разными по форме и фактуре: он же познаёт мир.

В какие игры играть с чудо-чадом? Развивающие! Подойдут жестовые забавы с шутками и прибаутками, но только не беспокойтесь, если он не повторяет за вами жесты: мелкая моторика ручек пока еще не развита и научится он этому только в год. Также можно и нужно играть в ладушки и обучающие музыкальные игры, собирать пирамидки, разыгрывать сценки с игрушками (например, кормить их или укладывать спать). Кстати, игрушки нужно предлагать малышу в коробке, чтобы он учился их доставать. Некоторые советуют приобрести для ребенка семи месяцев манеж. Можно, конечно, но главное, не запирать его в этом манеже на весь день. Как же он будет исследовать мир, стоя или сидя в четырёх стенах. Если ребенок в 7 месяцев выбрасывает игрушки из кроватки или того же манежа – он развивается правильно, а не хулиганит. В семь месяцев малышу уже можно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо: он уже в состоянии это понять.

Развитие речи

А это давно пора: он ведь уже различает своё имя, понимает, что его окликают…Если он занят, а вы его позовёте, малыш оторвётся от своих дел и повернётся посмотреть, кто же его позвал. Поэтому, когда играете с малышом, как можно чаще называйте его по имени, а на себя и родственников показывайте пальцем и говорите, как их зовут (мама, папа, бабушка, братик, Коля…). Обучение навыкам речи начинаются с ритмичных стишков-потешек. При этом делаем упор на те слоги, которые малышу удаются лучше всего.

Также вы можете заметить, что из речи ребенка пропали некоторые звуки, но при этом он подолгу и с большим удовольствием повторяет какие-то определенные звукосочетания. А еще ребёнок в 7 месяцев не без удовольствия слушает разговоры взрослых и спокойно себя ведет, когда мама и папа о чём-то разговаривают рядышком и иногда обращаются к нему.

А еще в этом возрасте дети копируют не только действия мамы, но и все её эмоции. Так что, радуемся и огорчаемся вместе с ним, если что-то не получилось, но после неудачи с игрушками или чем-либо другим, показывайте ему, «как надо правильно» – ведь ребенок учится подражая.

В семь месяцев у ребенка может появиться первая книжка: большая, с яркими картинками, возможно даже объёмными. Да, приучать малыша к чтению нужно уже с такого возраста. Читайте вместе, рассматривайте картинки, позволяйте ребенку трогать книжку, и не удивляйтесь, если и её он попробует на первый или второй зуб: процесс познания мира у всех происходит по-разному.

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

После полугода малыш становится еще более активным, он больше двигается и общается, заметно прибавляет в росте и весе. Рост и вес ребенка в 7 месяцев составляет 63-73 сантиметра и 6-10 кг соответственно. В этой статье мы рассмотрим особенности развития младенца в этом возрасте. И узнаем, что должен уметь ребенок в 7 месяцев.

Физическое и физиологическое развитие ребенка в 7 месяцев

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев обуславливает увеличение веса на 500-600 грамм и роста – на два сантиметра по сравнению с предыдущим месяцем. В таком возрасте еще больше укрепляются мышцы ребенка, что позволяет крохе уверенно сидеть, ползать и стоять, держась за опору.

У малыша уже полностью сформировались зрение и слух. Можно заметить изменение стула из-за введения новых продуктов в прикорм. Он становится более редким и густым с резким запахом. Кроме того, у многих деток начинают прорезываться первые зубы . Однако у некоторых они появляются только к году – в этом нет ничего страшного.

Таблица указывает на примерные физиологические показатели у детей в зависимости от пола:

Учитывайте, что это примерные показатели, и для каждого ребенка характерно индивидуальное физиологическое и умственное развитие. Отклонения от норм не свидетельствуют о каких-либо отклонениях. Если кроха хорошо кушает и спит, играет и пребывает в хорошем настроении, поводов для беспокойства нет. Подробное описание развития детей до года вы найдете в статье “Календарь развития ребенка” . А что умеет делать грудничок в возрасте семи месяцев, узнаем далее.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Легко переворачивается в каждую сторону;
  • Уверенно сидит с прямой спиной, некоторые детки уже могут сидеть самостоятельно без поддержки;
  • Делает первые шаги . Малыш может вставать и стоять около опоры, переступать ножками и шагать на месте, если поддержать кроху за ручки или под мышки;
  • Ползают на четвереньках взад и вперед, по-пластунски. Ни в коем случае не пропускайте ползание, так как это очень важный этап, который развивает координацию и подготавливает кроху к ходьбе;
  • Грудничок может немного кушать из ложки и пить из чашки;
  • Держит бутылочку и поднимает, если та упала;
  • Перекладывает игрушки из одной руки в другую, поворачивает предмет в руках;
  • Кидает и поднимает игрушки, стучит и трясет, разбирает и ломает различные предметы;
  • Показывает расположение глаз, носика, рта и ушей;
  • Поворачивает голову на звук;
  • Когда кроха научится сидеть, можно приучать его к горшку. Однако многие педиатры считают, что это не имеет смысла до 1,5-2 лет, пока малыш не научится контролировать процесс мочеиспускания и дефекации самостоятельно.

Режим дня ребенка в 7 месяцев

Дети на седьмом месяце спят около 15 часов в сутки, при этом на светлую часть суток приходится два-три дневных сна, которые в целом составляют пять часов. Пока малыш засыпает или спит, оставляйте небольшой звуковой фон. Иначе грудничок привыкнет к полной тишине и в дальнейшем будет просыпаться от малейшего звука.

Особое внимание уделите на развитие и питание ребенка. Рацион грудничка значительно расширяется, и прикорм пополняется новыми продуктами. Рацион малыша включает пять приемов пищи, при этом норма одного кормления составляет 200-250 мл еды. Если малыш еще на грудном вскармливании, прикладывайте кроху к груди семь-десять раз днем и не чаще четырех раз в ночное время.

В меню грудничков входят овощные и фруктовые пюре, соки и компоты, творог, кефир и натуральный йогурт, безмолочные каши. В таком возрасте можно начинать давать мясо, яичный желток и растительное масло, печенье. В качестве мясных блюд подходят говядина, курица, индейка и кролик. Подробная таблица прикорма семимесячного малыша представлена .

Каждое утро крохи начинают с гигиенических процедур. Ребенка умывают, очищают носик и ушки, расчесывают и чистят зубы или десна, при необходимости подстригают ногти. В первой половине дня делают массаж и гимнастику. Ежедневно выполняют водные процедуры, желательно за полчаса до сна. Кстати, ногти можно подстригать и вечером после ванны, когда они распаренные и легче поддаются процедуре. Некоторые родители предпочитают подстригать ногти грудничку ночью, когда тот спит. Во сне он спокоен и не дергается, что облегчает и упрощает процесс.

Эмоциональное и психическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие ребенка в 7 месяцев отличается тем, что малыш уже понимает запреты и строгую интонацию, слова “нет” и “нельзя”. Кроме того, он понимает смысл большинства слов и уже может легко указать на знакомые предметы. Детки в этом возрасте любят разглядывать себя в зеркале, интересуются частями тела и ощупывают их. Кроха различает родственников и не любит оставаться один. Он глубоко и эмоционально привязан к родным, особенно к маме. Ребенок хорошо различает интонации в голосе.

Грудничок любит слушать мелодичную музыку и начинает подпевать знакомым мелодиям. Кстати, вы можете заметить, что под медленные композиции малютка успокаивается и ведет себя тихо. А под веселую и бодрую музыку малыш веселится и даже слегка пританцовывает. При этом он боится громких и резких звуков, например, шума пылесоса, фена или вентилятора, неожиданного падения тяжелого предмета и т.д..

Младенец пытается подражать звукам, экспериментирует с интонацией, громкостью речи и высотой тона, общается лепетом. При этом лепет усложняется – в речи появляются новые слоги, он легко произносит “да”, “ма”, “па”, “ба” и так далее.

Занятия и игры для развития грудничка

Чтобы стимулировать интеллектуальное, психологическое и умственное развитие ребенка, используйте различные игры и занятия. Хорошо подходит перетягивание “каната” с применением яркого шарфа. В этом возрасте можно учить малыша хлопать в ладоши , давать легкие и понятные задания. Например, называть предметы, чтобы тот указал пальцем, просить открыть и закрыть коробку, взять ложку.

Отдельное внимание уделите развитию мелкой моторики. Для этого используйте игрушки с разными наполнителями или кнопочками, пальчиковые краски и другие предметы, которые можно пощупать, потрогать, понажимать и потянуть. Чтобы увеличить словарный запас крохи, постоянно рассказывайте, что вы делайте, показывайте и называйте картинки, показывайте фотографии родных и называйте имена.

В 7 месяцев ребенку выбирайте детские книжки с плотными и нервущимимся страницами, тогда он сможет самостоятельно их переворачивать. Такие малыши любят яркие картинки и иллюстрации, сказки, стишки и потешки. Не забывайте и о кубиках и пирамидках, погремушках и музыкальных игрушках. При купании можно использовать резиновые игрушки, которые могут плавать.

Если у крохи начали прорезываться зубки, приобретите специальные игрушки-прорезыватели. Они отвлекут и развлекут грудничка, при этом снизят боль и устранят воспаления десен. Обязательно поощряйте желание ребенка ползать. Показывайте игрушку и держите ее перед малышом так, чтобы он мог подползти к желаемому объекту.

Во время игры и ползания внимательно следите за малышами. В этих случаях для крохи очень опасны скатерти или покрывала, которые свисают со столов, кроватей, кресел или диванов. Пытаясь встать, ребенок будет пытаться схватиться за эти края. Кроме того, кроха может пытаться открыть ящики и тумбы. Поэтому постарайтесь обезопасить дом.

Проблемы, которые могут возникнуть

  • Страх перед чужими и посторонними людьми, в новой обстановке. В семь месяцев детки четко различают родных и знакомых людей от незнакомых. Поэтому могут негативно отреагировать на чужого человека или необычную обстановку, к которой он не привык. Поэтому при знакомстве с другими обязательно будьте рядом, возьмите младенца на руки и покажите, что вы рядом. Тогда он не испытает сильный стресс, вскоре освоится и поймет, что новая обстановка или незнакомец не опасны;
  • Отказывается кушать прикорм. Это частая проблема, с которой сталкиваются многие родители. В этом случае нельзя заставлять есть малыша насильно. Постарайтесь подобрать блюдо, которое понравится крохе, при этом обязательно сохраняйте грудное вскармливание. Кроме того, могут помочь методы педагогического прикорма ;
  • Нарушение сна. Из-за повышения физической активности ребенок начинает хуже засыпать и спать ночью. В этом случае важно выработать режим и повторять одни и те же действия каждый день. Разработайте перед сном определенные ритуалы, которые могут включать купание, чистку зубов, сказку на ночь. Подберите ребёнку красивую пижаму и постельное белье с любимыми персонажами. Ткани и материалы должны быть мягкими, гипоаллергенными и приятными к телу. Малышу должно быть комфортно спать. А одинаковые действие и ритуал настроят младенца на сон;
  • Боли и дискомфорт при прорезывании зубов. В этот период у малыша наблюдается обильное слюнотечение, припухание и покраснение десен, иногда нарушается стул и немного поднимается температура. Педиатр может порекомендовать жаропонижающие средства и охлаждающие или обезболивающие гели. Не забывайте и о применении прорезывателей. Как выбрать детский прорезыватель для зубов, смотрите по ссылке .

Не обязательно, что ребенок умеет делать все перечисленное. Однако родителям следует насторожиться, если кроха даже не предпринимает попыток переворачиваться или садиться, не проявляет эмоции, не реагирует и не откликается на звуки, не следит взглядом за передвигающимися предметами, не лопочет или не может выдержать свой вес в вертикальном положении. В этом случае рекомендуется обратиться к педиатру.