Развитие ребенка на восьмом месяце жизни. Как помочь малышу развиваться. Что чувствует и как себя ведет

На восьмом месяце жизни активность малыша возрастает: он много двигается, хорошо ползает, уверенно пользуется ручками. Темпы роста уже замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7 до 9,5 килограмма, а иногда и больше. Рост в среднем от 68 до 73 см.

Физическое развитие на восьмом месяце

Физическая активность ребенка на восьмом месяце жизни возрастает: он уже уверенно сидит, однако, самостоятельно усесться из положения лежа ему пока не удается. Хорошо ползает – очень быстро и во всех возможных направлениях, может ползать с предметом в одной руке.

Поскольку в процессе ползания у малыша существенно укрепляются мышцы, то он будет делать частые попытки встать, при этом использует мебель для опоры, чтобы подняться в положение стоя. Самостоятельно стоит у опоры и ходит, держась за нее. Многие малыши уже могут ходить за ручку. Как только ребенок научится вставать, ему захочется проверить, что можно не только стоять на двух ногах, но и передвигать ножки вдоль опоры, топать ножками под музыку и пританцовывать.

Малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев, такой захват называется захват «пинцетом». На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.

Психическое развитие на восьмом месяце

Наступает период в жизни малыша, который можно назвать временем повышенного любопытства. К этому возрасту эмоциональные проявления ребенка становятся более заметными. Он уже может например, по просьбе взрослых «послать воздушный поцелуй» или может помахать «до свидания».

В течение последующих нескольких месяцев малыш научится оценивать настроение окружающих и подражать их поведению, а также сопереживать и выражать свое сочувствие. Например, видя кого-то плачущим, он может тоже заплакать.

Появились требования и желания - для их достижения ребенок может кричать и выгибаться назад, капризничает в присутствии взрослых «игра на зрителя». Теперь все чаще малыш пытается с вашей помощью заполучить какой-нибудь предмет, например, жестом дает понять, что хочет приблизиться к шкафу и потрогать стоящие там предметы, открыть дверцу шкафа и вынуть оттуда тарелку.

Понимает когда говоришь «смотри», при этом поворачивает голову, чтобы посмотреть. На вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся постоянно на своих местах.

Игры и игрушки на восьмом месяце

На восьмом месяце большой интерес у ребенка вызывают пирамидки с цветными кольцами разной величины. По размеру малыш их еще не умеет собирать, для него пока главное – процесс нанизывания колец на стержень. Взрослые в процессе игры могут объяснять малышу правильную последовательность сбора пирамидки.

Если малышу, который держит по игрушке в каждой руке, дают третью, то он одну бросает, чтобы взять ту, что дают.

Одной из любимых игр в возрасте восьми месяцев становится обследование и разбор содержимого ящиков, коробок, шкатулок и т.д. Может выполнять последовательно два-три действия: открывает ящик, вынимает содержимое, может положить обратно. Малыш вытряхивает все содержимое и медленно начинает перебирать, рассматривать, тянуть в рот, иногда собирать обратно. Для такой игры лучше подготовить специальные коробки с безопасными предметами.

Речь

Восьмой месяц развития – самое время сказать свои первые слова – самые любимые звуки, состоящие из двух слогов «мама», «баба», «папа». Продолжает громко и повторно произносит другие слоги (ай, хэ, аля, адять, баба), хотя соотнесения слогов с понятием еще нет. Малыш хорошо подражает услышанным звукам, долго и с готовностью что-то «рассказывает». Поэтому полезно, рассматривая вместе с малышом какой-то предмет или игрушку обговаривать все, что вы делаете. Например, когда вы рукой будете гладить игрушку – зайчика, произносите что-то вроде: «Вот зайчик, пушистый, с длинными ушками, покажи пальчиком ушки, хвостик, погладь зайку» и т.д.

Слух

В возрасте восьми месяцев у ребенка повышается чувствительность к музыкальным звукам - родители могут заметить раскачивание ребенка в такт музыки. Понаблюдайте, реагирует ли ребенок на свое имя и на знакомые ему звуки: телефонный звонок или звук работающего пылесоса.

Зрение

Зрение ребенка и наблюдательность уже настолько развиты, что он может определить новую вещь в комнате, при виде незнакомых предметов на личике появляется интерес или удивление. Он также может показать на то, что он хочет и проследить глазами, куда вы показываете. Умеет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Может фиксировать внимание на двух объектах одновременно.

Другие навыки и умения на восьмом месяце

Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот пьет, слегка придерживая чашку руками. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко.

Первые зубки

На восьмом месяце жизни у ребенка уже есть два зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). В этом возрасте, как правило, появляются еще два верхних центральных резца . Если у ребенка есть 4 зуба, можно переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную – можно дать кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, отварную морковь, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 9 месяцев.

Поводы для беспокойства на восьмом месяце

Если к концу восьмого месяца малыш:

  • не может короткое время стоять при поддержке за руки;
  • не может удержать между указательным и большим пальцами мелкий предмет;
  • не прислушивается к разговору взрослых.

В восемь месяцев ваш малыш уже не похож на пухленького младенца. Теперь он скорее напоминает «большого» ребенка. Продолжается его физическое, эмоциональное, социальное развитие. Разумеется, вас интересует, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Двигательные навыки карапуза

Малыш становится все активнее, уверенно идет его физическое развитие. Вот небольшой перечень того, что умеет ребенок, когда ему исполняется восемь месяцев:

  1. свободно переворачивается со спины на живот, с живота на спину в любую сторону;
  2. встает на четвереньки;
  3. ползает по-пластунски;
  4. умеет садиться и сидеть;
  5. из положения «стоя» падает на попу;
  6. большинство детей в этом возрасте ползают на четвереньках.

Также к этому возрасту ребенок приобретает следующие навыки:

  • В восемь месяцев малыш ползает по всему дому, причем делает это довольно быстро.
  • В восемь месяцев малыши встают у опоры, некоторые умеют передвигаться вдоль дивана или манежика приставным шагом. Подробнее о том, когда ребенок начинает ходить >>>

В этом возрасте проявите особую бдительность: так как в это время кроха цепляется за все, что попадается ему под руку. В этом возрасте детки часто хватаются за края скатерти и опрокидывают на себя все, что стоит на столе.

Проследите за тем, чтобы в зоне досягаемости малыша были только безопасные и хорошо закрепленные предметы, которые он может использовать в качестве опоры.

  • В восемь месяцев идет развитие опорно-двигательной системы крохи. Позвоночник уже достаточно окреп, и малыш может самостоятельно сидеть с прямой спиной в течение примерно десяти минут. Если кроха еще не садится сам, присаживать его не рекомендуется; значит, его мышцы и косточки еще не готовы к этой позе. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • Продолжается развитие мелкой моторики. В восемь месяцев малыш уже использует большой и указательный палец, чтобы захватывать мелкие предметы. Брать игрушки и перекладывать их из одной ёмкости в другую – это то, что должен делать ребенок, с седьмого по восьмой месяц очень важно уделить внимание развитию этого умения.

Важно! Следите, чтобы малыш не брал в рот небольшие детали, пусть во время занятий он постоянно будет под вашим присмотром.

Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени.

Также новые навыки могут сильно испортить сон ребенка. в 8 месяцев ребенок может начать долго укладываться на сон, засыпать со слезами, а ночью переворачиваться и ползти с закрытыми глазами. Будьте внимательны, чтобы ребенок не упал с кровати, если спите совместно с ребенком.

Могут появиться длительные зависания на груди, либо частые ночные пробуждения. Мамы пишут мне это такими словами, что «ребенок висит всю ночь на груди» или «он просыпается каждый час и чтобы заснуть ему вновь нужна грудь». Это утомляет и вы можете чувствовать себя не выспавшейся.

Самое время скорректировать сон ребенка по методикам интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Уберите мелкие, острые предметы, поставьте заглушки на розетки, мягкие уголки на мебель, и ваша жизнь станет спокойнее и приятнее.

Физическое развитие недоношенного ребенка в восемь месяцев немного отстает от деток, произведенных на свет вовремя. Такие малыши встают на четвереньки, пробуют сидеть. В психическом плане торопыжки в этом возрасте почти не отличатся от детей, родившихся в срок.

Психика восьмимесячного малыша

Психическое развитие ребенка в восемь месяцев проходит через важный рубеж; иногда его даже называют кризисом. Своего пика достигает страх «отделения» от мамы. Малыш очень болезненно воспринимает даже недолгое расставание с вами.

подробнее о страхе расставания и почему ребенок не хочет слезать с ваших рук, смотрите в интернет-курсе «Мама, не уходи! » - как правильно расставаться с ребенком?

Ситуация усугубляется тем, что детки проявляют повышенную осторожность в общении с другими людьми: боятся незнакомцев; могут не согласиться идти на руки к папе.

Не стремитесь перебороть ребенка, или игнорировать его страх разделения. Это очень нужный возрастной этап.

Особенности развития и воспитания ребенка до года вы узнает из интернет-курса Мой Любимый Малыш >>>

Вы научитесь различать каприз от потребности, поймете, почему ребенок просится к вам на ручки, а также сможете высыпаться и успевать все по хозяйству. Этот курс - энциклопедия молодой мамы.

Особенности развития ребенка этого возраста состоят в том, что в восемь месяцев кроха стремится повторить все то, что делают родители. Используйте это время с пользой!

Вот список того, чему можно научить малыша, только лишь подавая ему пример:

  1. надевать и снимать шапочку (естественно, что это будут подражательные движения. О самостоятельном качественном одевании мы здесь не говорим);
  2. доносить ложку с едой до рта;
  3. пить из чашки. Если вам п.2 и 3 кажутся нереальными, значит вы еще не посмотрели интернет-курс Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку. Дети успешно обходятся без поильников и бутылочек, а начинают пить сразу из чашки;
  4. хлопать в ладоши;
  5. махать ручкой (приветствие и прощание);
  6. включать музыкальную игрушку.
  • В восемь месяцев малыш хорошо понимает многие слова и реагирует на просьбы. При нормальном развитии психики ребенок может показать игрушку, о которой его спросили. «Где мяч?», «Где пирамидка?».
  • Психомоторное развитие ребенка в восемь месяцев идет в тесной связке с физическим развитием руки, кистей и пальцев. Если малыш возьмет в каждую ручку по игрушке, а вы протянете ему третью, то он положит одну из тех, что держит в руках, и возьмет вашу.
  • Малыш уверенно бросает различные предметы. В восемь месяцев одна из самых любимых игр – находясь в кроватке, выбрасывать оттуда игрушки. Карапуз внимательно следит, как летит игрушка и куда она упала. Причем взрослый обязательно должен вернуть игрушку обратно в кроватку.

Интересно! Эта игра – один из путей развития доверия крохи к окружающему миру. Малыш понимает, что куда бы ни упала игрушка, она вернется обратно. Через это занятие преодолевается страх расставаний и закладывается умение попросить помощи.

В восемь месяцев ребенку интересны самые разнообразные игры; если вам трудно сориентироваться, что кроха должен уметь, видео с подсказками для молодых родителей, которое мы для вас подготовили, исправит эти пробелы.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 8 месяцев:

Речевое развитие малыша: первые слова

В восемь месяцев ребенку уже легче дается анализ; соотносить свои действия и происходящие события – это то, что должны уметь и мальчики, и девочки. Возможно, именно сейчас дети порадуют родителей первым «словом».

  1. Малыш знает, как позвать своих родителей, и тянет «ма-ма-ма», когда голоден или устал, и «па-па-па», когда хочет пообщаться с папой. Если эти буквосочетания всегда обозначают у карапуза одно и то же, то примите поздравления!
  2. Малыш уже хорошо понимает многое из того, что говорят взрослые. Расширяйте его словарный запас: рассказывайте обо всем, что окружает кроху, комментируйте свои действия.

Хорошим подспорьем для родителей являются книжки с картинками. Опишите все, что малыш видит, можно даже придумывать по каждой из иллюстраций небольшую историю в несколько предложений.

  1. В этом возрасте для маленького человечка очень важна стабильность, поэтому он любит слушать одно и то же много раз подряд и каждый день. Не удивляйтесь, если карапуз будет постоянно указывать вам пальчиком на одну и ту же книжку, просто прочитайте ее еще раз, это действительно необходимо для него.
  2. Маленьким детям очень нравятся стихи. Они любят их за мелодичное звучание и ритм. Удобно выучить некоторые из них наизусть и читать малышу в машине или в очереди в поликлинику. Услышав привычные строчки, детки обычно успокаиваются.

Когда исполняется восемь месяцев ребенку, наступает непростое время: очень сильно расширяется список того, что должны уметь девочки и мальчики. Занимайтесь с малышом, дарите ему больше своего внимания, и вы получите огромное удовольствие от его успехов!

Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются возрастные «достижения» ребенка. Как же помочь малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?

В 7 месяцев ребенок научился ползать и, по сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела!

На восьмом месяце к ребенку придет умение самостоятельно, без вашей помощи, садиться . К концу восьмого месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры , держась за перила кроватки, манежа или опираясь на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за опору и делая первые самостоятельные шаги . К другим детям эти умения придут позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.

Возможность сидя и стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к овладению в скором будущем ходьбой.

Изменившиеся двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития (развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве . Так, например, малыш узнает свою игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас или в профиль. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком).

Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Восьмой месяц в этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и «обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диа­метра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.).

Это важно, потому что, как утверждают ученые, представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами. Эмоциональный мир крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или огорчения малыша.

Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство «вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его эмоциями, учится «быть человеком». Участие взрослого в жизни ребенка трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать свою любовь к нему и заботу о нем.

К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в «деловом» общении (действиях с предметами и игрушками). Зная, что у ребенка восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания, инициативу, как бы «идти» ему навстречу.

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать: «Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».

Продолжается развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом – в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы (звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом «вступить в перекличку». Все сказанное нами позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности, познавательной активности. Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка вперед.

Развитие и воспитание ребенка. 8-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

Развитие общих движений и действий руки

Мини программа 8-го месяца

1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).

2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:

1) широко использовать образные игрушки (например, петушка, зайчика, куколку и др.), позволяющие имитировать поведение одушевленных существ («ходят», «смотрят», «издают звуки», «поют», «танцуют» и т.д.);

2) продолжать знакомить с дидактическими игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики перекатываются, кубики кладутся друг на друга) и т.д.

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым.

Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.

2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.

3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком.

1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.

2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.

3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.

4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении.

1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.

2. Совершенствовать локомоции : умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство.

1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)

2. Формировать подражание действиям взрослого (например, выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с игрушкой, откинув крышку, достать игрушку, закрыть коробку и т.д.).

3. Учить выполнять с помощью подражания два целенаправленных взаимосвязанных действия (например, приблизиться к мячу и толкнуть его).

4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.

5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки (например, петушка, собачки, куколки, уточки и т.д.).

6. Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см в высоту) различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.).

7. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).

2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях со взрослым (сотрудничестве).

3. В процессе ознакомительной игры давать ребенку образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.

4. В процессе «делового» контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.

5. Способствовать появлению у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым – простым совместным игровым действиям.

1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрприза и т.д.).

2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.

3. Использовать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком.

4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.

5. Широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги: «А-а-аля, э-м-м!»; закрытые слоги: «Дэ-дэ, би, бе-де-э, ба-ба-ба!» и др.).

1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания – двигательного акта, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).

2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.

3. Развивать у ребенка состояние «мышечной радости», обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.

4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 8-го месяца

Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок по-разному - с разных точек зрения – видит окружающее. Он обнаруживает «многоликость» вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно по-другому, если на них смотреть сверху или сбоку.

Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.

Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).

Примерные варианты занятий с дидактическими игрушками

Занятие 1.

Цель. Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ (например, Петрушку, матрешку, поросенка, попугая и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак, например, у зайчика – длинные ушки: «Это – зайка!» У поросенка – курносый носик-пятачок. «Хрю-хрю – это поросенок!».

Материал. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).

Ход занятия. Мама держит в руках игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим звуки инструментов или голос показываемого существа. Например, «Вот Хрюша. Хрю-хрю-хрю!». Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк.

В первой части занятия мама вызывает интерес к игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки. Если малыш делает попытку сесть, взрослый помогает ему.

Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками и т.д.

В третьей части занятия, как только действия малыша становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в коробку и внезапно появляется.

В четвертой части занятия взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, «идет» как бы за ним, поощряет его активность и инициативу.

В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например: «Сарафанчик с рюшечкой –

Это наша Хрюшечка!

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»

Желательно этот текст пропеть, а затем «протанцевать».

Занятие 2.

Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

Материал. Цветные шарики разного размера (диаметром до 7 см), круглая коробка (диаметром 20-45 см).

Ход занятия.

На одеяле или на плотном ковре перед малышом лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее действиями.

Во второй части занятия мама побуждает малютку повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему (ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д.

Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.

Варианты . На глазах у малыша мама сортирует шарики, например, по цвету: красные – в одну сторону, синие – в другую. Малыш их снова смешивает.

С целью развития тактильной чувствительности ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов или обтянутыми разнофактурными тканями.

Внимание! Действия с предметами и игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит, чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.

Занятие 3.

Цель. Расширять чувственный опыт при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из «кучи» игрушек, поманипулировать им, отложить в сторону).

Материал. Неокрашенные деревянные кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать строительный набор. Тележка (40х50см), на которой вперемешку лежат объемные геометрические фигуры.

Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка. Взрослый берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй. Стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша. Если дитя повторяет его действия, то игровой момент дополняется, например, звукоподражанием: «Тук-тук» (стук каблуков). Если возникает ситуация, при которой мама накладывает кубики на тележку, а малыш тут же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело накладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать.

В процессе ухода за ребенком взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - такие, как прием пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу («транслировать») свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок видит у нее в руках. Например: «Сейчас будем кушать. Где наша бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает наш мальчик. Смотрит Мишка, смотрит Зайка…

Нет, нет – это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.».

Мама подчеркивает свое совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата.

Мама выражает радость и удовлетворение действиями малыша. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь ее ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.).

Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком.

Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - «молодец», «умница», «хороший», «любимый».

Следует учитывать, что похвала воздействует более результативно, чем порицание, потому что именно похвала расширяет информационное поле общения взрослого с ребенком и его окружающей средой. Именно похвала создает радость «делового» общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации.

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна стремиться насыщать «деловое» общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д.

Внимание! С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на «перекличку» - двусторонний речевой контакт на основе подражания.

Малыш пока еще не понимает «взрослый» язык. Он умеет произносить только некоторые звуки. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и как малыш произносит.

Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка языку взрослый поначалу пользуется ресурсами «языка» малыша.

При произнесении звука мама стремится побудить ребенка к произнесению этого же звука, при этом малыш должен хорошо видеть ее лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит за движениями ее губ.

Примерный вариант речевого занятия

Структура занятия .

Вступительная часть .

Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Гладит малютку, интонирует, называя по имени: например, «В-о-о-лоденька», «В-о-лоденька? (с вопросительной интонацией)» и т.д.

Затем делается пауза (15-20 сек.).

Часть 1. «Перекличка».

Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.

Часть 2. Восприятие неречевых звуков - «озвученная игрушка».

Мама показывает какую-нибудь игрушку, например, поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка.

Пауза (15-20 сек).

Часть 3. Вторичный показ игрушки.

Игровые действия с нею. Звукоподражания.

Называние игрушки.

Часть 4. Повторение первой части занятия.

Заключительная часть.

Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке.

Ребенок, овладевший ползанием к 7 мес., на протяжении 8-го месяца научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.

1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и расширяет примерный комплекс гимнастических упражнений

На 8-ом месяце в гимнастический комплекс следует ввести упражнения присаживания.

Цель. Укрепить мышцы брюшного пресса, развить навык садиться.

Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.

Исходное положение:

возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук.

Выполнение:

слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте ребенка сесть. Повторить 2-3 раза.

Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.

Исходное положение:

положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой колени ребенка, а другой - придерживая малыша за руку, отведенную в сторону.

Выполнение:

подтягивая малыша за руку и приговаривая: «Садись, садись!», побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.

Овладев умением самостоятельно садиться, малыш вначале может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

Внимание! Ребенка нельзя сажать насильно, следует «идти» за его навыками, не форсируя их.

2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.

Примерный вариант занятия на развитие ползания

Цель. Учить ползать быстро и в разных направлениях.

Материал. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, металлофон, бубен, ложки, погремушки, неваляшки и т.д.). Салфетки.

Ход занятия. В разных сторонах комнаты и отведенного игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками.

Мама не показывает игрушку, но при этом звенит ею, раскачивая, например, неваляшку. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу.

В следующей части занятия мама привлекает внимание к предмету под другой салфеткой - например, колокольчику или бубну. Ситуация повторяется.

Старайтесь, чтобы в какую бы сторону ни направился малыш, в конце пути его ожидало то или иное достижение.

Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий «рисунок» выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д.

Показатели развития ребенка к концу 8-го месяца

1. Действует с игрушками в зависимости от их свойств (круглые – катает; кубические – кладет друг на друга и т.д.). Занимается долго и разнообразно:

1) выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпание шариков из коробки и т.д.);

2) кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя полое пространство;

3) открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д.;

4) перекладывает предметы из руки в руку;

5) производит действия с игрушками, действуя двумя руками;

6) катает предметы: толкание игрушки от себя, затем – следование за отталкиваемым предметом;

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).

3. В действиях с игрушками обнаруживается более развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью, более крупные – всей ладонью приемом накладывания сверху.

4. В моменты яркой заинтересованности способен заниматься игрушками от 3 до 5-6 мин.; в случае, если взрослый поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием – до 8-10 мин.

1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.

2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.

3. Активен в совместных играх со взрослым: «Прятки», «Здравствуй – до свидания!», «Ку-ку!», «Где петушок?» и т.д.

4. Эмоционально отзывчив на настроение взрослого. Способен эмоционально «заряжаться» от взрослого. Радуется веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.

5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет.

Понимание речи.

Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:

1) на вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте);

2) может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (примечание: вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу (5 сек.); ребенок на вопрос «где?» смотрит на названный предмет);

3) слыша свое имя, малыш поворачивается ко взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации, заданной взрослым;

4) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Прятки», «Ку-ку» и т.д.

Подготовительные этапы активной речи.

1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.

2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо.

Развитие общих движений.

1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения «лежа на боку», затем опирается на руку и садится.

2. Может из положения «сидя» и опираясь при этом на руку самостоятельно поменять положение тела - например, лечь на живот.

3. К концу 8-го месяца овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.

4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается, может стоять, держась за опору (1-1,5 мин). Затем опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

5. Может повторить вторичный подъем у опоры. Стоит на прямых широко расставленных ногах примерно 1 мин.

6. Делает попытки из положения «стоя» переступать боком, держась за барьер.

Развитие действий руки.

1. Действия руки начинают отличаться своим «рисунком»: рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.

2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого.

8 месяц беременности - это вторая неделя третьего триместра. А именно 29, 30, 31 и 32 недели. Начало самого трудного отрезка пути в физическом плане. Но не для всех. Некоторые мамочки говорят, что в последнем триместре буквально порхали, не ощущая практически никаких физических неудобств. Но это, конечно же, редкость.

Что ощущает мамочка на восьмом месяце беременности

1. Психологическое состояние.

Появляется множество страхов. Особенно они сильны у будущих мам, которые любят общаться в интернете и читать различные сообщества беременных в Сети. Неосознанно женщины начинают примерять на себя различные неприятные ситуации, чужие проблемы, и от этого страдают. Врачи советуют стараться не читать и не смотреть на то, что вызывает негативные эмоции. Читать медицинскую литературу и пытаться ставить себе диагнозы также не стоит. Иногда женщины у себя находят симптом какой-то патологии и абсолютно уверены, что у них она есть. На деле же это оказывается вариантом нормы или индивидуальной особенностью.

О чем еще беспокоятся будущие мамы? Первородящие думают о том, смогут ли они стать хорошими мамами, а кто-то о своем внешнем виде - смогут они вернуться в форму после родов, скинуть вес, будут ли растяжки. Приближаются роды. Это тоже очень пугает. Хотя, по статистике, большинство мам с приближением ПДР, наоборот, меньше боятся и хотят родить побыстрее.

Боятся, если живот слишком маленький, как им кажется. Сравнивать себя с другими беременными на том же сроке вряд ли стоит. Теоретически маленький живот может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития плода, но чаще является индивидуальной особенностью женщины, связанной с крепкой брюшной стенкой и высоким ростом. Главное, чтобы обхват живота и высота дна матки стабильно росли. А то, что визуально живот небольшой - не беда.

Но какие бы тревоги ни возникали, мамочки должны помнить, что беременность - это очень короткий временной промежуток. А после родов они будут очень скучать и по шевелениям малыша, и по той радости, которую они испытывали, зная, что скоро станут мамой, и даже по визитам в женскую консультацию.

2. Физические особенности.

а) Состояние волос на лице и теле. Обычно при беременности у женщин хорошо растут волосы на голове, становятся густыми и блестящими. А вот на лице и теле, напротив, практически перестают расти. Почти у всех будущих мам, депилирующих волосы над верхней губой, при беременности отпадает такая необходимость. Все это связано с гормоном эстроген, которого в избытке вырабатывается во время беременности. После родов его количество уменьшается, и вновь появляется необходимость в удалении лишних волос. Что же касается волос на голове, если их состояние плохое, наблюдается обильное выпадение, проблема, скорее всего, заключается в железодефиците.


б) Папилломы. Это доброкачественные новообразования, представляющие собой белесые наросты на коже. В большом количестве появляются у будущих мам, зараженных каким-либо типом вируса папилломы человека. А им заражено практически все население нашей планеты. Связано обильное появление папиллом с угнетенным состоянием иммунной системы.

Новообразования эти совершенно не опасны. Но не стоит их чем-либо прижигать, а тем более сдирать. Последнее наверняка приведет к инфицированию ранки и станет поводом к лечению у хирурга. После родов, в течение первых же месяцев, папилломы сами начнут усыхать и отпадать.

в) Кровянистые выделения из сосков. Довольно тревожный симптом, заставляющий женщин обращаться к онкологам. Теоретически, при самом плохом раскладе, такое бывает при злокачественных опухолях. Но к моменту, когда они начинают кровить, их уже легко прощупать в молочной железе.

Вне беременности кровь из сосков может быть симптомом внутрипротоковой папилломы. Она доброкачественная, но в 10% случаев может стать злокачественной.
Но у беременных, не имеющих ранее никаких проблем с грудью, это является вариантом нормы. Пытаться давить на соски не следует. Это только навредит.

г) Кровоточивость десен, носовые кровотечения. Все эти кровотечения связаны с разжижением крови будущих мам. Это необходимо для того, чтобы ребенок получал достаточно питания.



Что происходит с ребенком на протяжении 29-32 недель включительно и что смотрят на УЗИ

К концу восьмого лунного месяца беременности у малыша практически не остается на теле волосков лануго. Это является одним из признаков его хорошей подготовки к жизни вне утробы матери. Но, конечно же, в 32 недели рожденные дети еще недоношенные и требуют пребывания в кювезе. Хотя многие уже дышат самостоятельно.

Появились волосики на голове. У кого-то больше и длиннее, у кого-то меньше, это индивидуально. Цвет волос тоже разный. А вот что касается глаз, то у всех новорожденных он одинаковый, какой-то темно-серый, непонятный. И радужная оболочка имеет большие размеры. Цвет глаз изменится и станет окончательным ближе к 6 месяцам .
Практически все детки к этому сроку уже лежат вниз головой. Если же определяется тазовое предлежание, женщине советуют выполнять специальные упражнения, чтобы подтолкнуть плод к перевороту.

В 32 недели вес плода составляет около 2 кг. Малыш очень быстро набирает вес. К моменту рождения он будет весить в 1,5-2 раза больше чем сейчас. Это не относится к деткам из двойни и тройни, так как им мамины ресурсы приходится делить.

При проведении УЗИ врач особое внимание уделяет состоянию кровотока в артериях пуповины. Если он нарушен, возможно кислородное голодание у плода и задержка развития. В этом случае женщину обычно кладут в стационар для более глубокого обследования и наблюдения.

Также неблагоприятным признаком считается преждевременное созревание плаценты . Когда она в начале третьего триместра беременности уже имеет третью степень зрелости, это может быть признаком преждевременных родов в недалеком будущем или внутриутробной задержки развития плода. Но не всегда. Главное, чтобы состояние кровотока было в норме.

le="text-align: center;">

Масса и рост малыша

Средняя масса ребенка в возрасте 8 месяцев составляет примерно 8–9?кг. Мальчики обычно несколько крупнее девочек соответствующего возраста: их вес в среднем на 400–600 г больше. Рост малыша – примерно 70?см.

За месяц, прошедший с момента предыдущего измерения, кроха вырастает в среднем на 2?см и поправляется примерно на 550 г. В целом же с момента рождения общая прибавка веса к 8 месяцам жизни составляет 5,5?кг, а роста – 19?см.

Сон и бодрствование

Частота дневного сна у малышей такого возраста может варьировать; даже у одного и того же ребенка могут быть дни, когда он отступает от привычного режима. Большинству детей достаточно поспать днем 2 раза. В общей сложности дневной сон занимает 4–4,5 часа, ночью же малыш в среднем спит 9,5–10 часов. У большинства детей отмечается непрерывный ночной сон.

Питание крохи

На восьмом месяце жизни для малыша оптимален пятикратный прием пищи. Но нужно иметь в виду, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании, может в промежутках между основными приемами пищи получать дополнительно грудное молоко, прикладываясь к маминой груди. Иногда объем получаемого таким образом молока бывает довольно большим, и это нужно учитывать при оценке адекватности кормления ребенка.

Обычно каждый из приемов пищи грудничка заканчивается прикладыванием его к груди. Это абсолютно нормальная последовательность, так как изменение очередности может привести к меньшему аппетиту малыша при предложении ему блюд прикорма.

Некоторые дети еще нуждаются в ночных грудных кормлениях. Это абсолютно нормально и не требует принятия срочных мер по прекращению такой практики. Восьмой месяц жизни – еще не время для отлучения ребенка от груди, Ночные кормления способствуют более длительному сохранению лактации у мамы. Следует отметить, что, как правило, ночные прикладывания к груди в таком возрасте все же не бывают частыми, да и у одного и того же малыша может быть разная потребность в этих кормлениях – возможно, не каждую ночь ребенок требует грудь.

И «груднички», и «искусственники» иногда просыпаются ночью для того, чтобы попить. По реакции малыша мама понимает, что это действительно потребность в жидкости, а не в питании. Не стоит отказывать ребенку. Несколько глотков воды могут заменить кормление грудничка в ночное время. Независимо от вида вскармливания воду следует предлагать ребенку такого возраста в промежутках между приемами пищи и в дневное время.

У детей-«искусственников» основным молочным продуктом продолжают оставаться адаптированные смеси. Тем не менее, к концу восьмого месяца жизни рацион крохи довольно разнообразен. Так, малыш должен получать овощной и крупяной прикормы. Порции первого и второго прикормов не превышают 180 г. По окончании восьмого месяца могут быть введены кисломолочные продукты – кефир или йогурт с молочной кухни или из специального детского питания и творог в количестве до 40 г. При введении прикорма по-прежнему действует правило, согласно которому все новые продукты вводятся постепенно и не одновременно.

8 месяцев: что умеет ребенок

На восьмом месяце жизни ребенок умеет уже очень многое. Если до этого времени не было каких-либо задержек моторного развития, то кроха в этом возрасте способен самостоятельно садиться, подолгу ползать, вставать, держась на стенку кроватки или манежа. Малыш пока еще не может продвигаться вдоль стенки кроватки, но если придерживать его за ручки, то ребенок будет с явным удовольствием переступать ножками на месте.

Кроха знает свои игрушки и тянет ручки к знакомому предмету. Так, ребенок может, придерживаясь одной ручкой за край кроватки или манежа, другой попытаться дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Также он способен довольно проворно доползти, например, до яркой игрушки.

Испытывая желание подняться на ноги, младенец может ухватиться за небезопасные предметы – подставку для цветов, провод и т. д. Родителям следует об этом помнить. Как, впрочем, и о том, что инстинкт самосохранения у крохи пока еще плохо выражен. Так, например, малыш может упасть с края дивана или стула, на котором сидит, поэтому не следует оставлять его без внимания.

Кроха четко различает «своих» и «чужих», с последними он молчалив и застенчив. Уход мамы может превратиться для него в трагедию.

Ребенок такого возраста часто активно «эксплуатирует» членов семьи в своем желании заполучить недоступную для него вещь; звуками, движениями руки, головы он дает понять, что ему нужно, и побуждает взрослого, сидя у него на руках, подойти к шкафу, светильнику, полке и т. д.

Малыша привлекают игрушки, которые можно разобрать и затем снова сложить в единое целое. Особый интерес для крохи представляют различные коробочки и шкатулки, которые можно открыть и вынуть содержимое, а также другие емкости с крышками.

Учитывая присущее детям такого возраста «исследовательское» любопытство, в число развивающих пособий можно с успехом включить специальные детские книжки с «секретами». В настоящее время издаются интерактивные книги для грудничков, которые дети с удовольствием «читают» даже с еще младшего возраста.

Движения рук все более совершенствуются. Так, ребенок может «изобразить» игру в «ладушки» и в ответ на просьбу взрослого помахать ручкой на прощание.

Малыш произносит как отдельные слоги, так и набор разных по составу слогов. Они пока еще далеки от разборчивого произношения слов, и смысл практически невозможно угадать. Осознанное произношение названий предметов еще впереди. Тем не менее, у разговорчивых малышей лепетная речь очень разнообразна, и ее следует поощрять, разговаривая с ребенком.

Стул и мочеиспускания

В норме стул у ребенка этого возраста – ежедневный однократный. Вполне допустимы непостоянные эпизоды задержки стула на сутки или, наоборот, его учащение до 2–3 раз в день, что в подавляющем большинстве случаев связано с введением новых продуктов в рацион малыша.

Каких врачей нужно посетить

В 8 месяцев крохе предстоит пройти плановый осмотр педиатра. По индивидуальным показаниям могут быть назначены консультации «узких» специалистов.

Прививки

Плановых вакцинаций в возрасте 8 месяцев не проводят. Исключение составляют младенцы, прививающиеся по индивидуальному плану из-за смещения графика профилактических прививок.

Время прогулок

Как и в предыдущие месяцы, приветствуется как можно более длительное пребывание малыша на свежем воздухе в теплое время года. Так, дневной сон ребенка может совпадать с прогулкой. Кроме того, во время бодрствования младенцу тоже полезно бывать на улице: кроме свежего воздуха, он получит еще и массу ценных впечатлений, способствующих развитию крохи.

В ненастную погоду возможны прогулки на закрытой веранде. При температуре воздуха ниже -15°С пребывание на улице с ребенком не рекомендуется. Следует быть осторожными с прогулками и при ставшей такой привычной в последнее время летней жаре. Малышу противопоказано длительное нахождение под открытым солнцем во избежание ожогов и перегревания. Приемлемый вариант – прогулка под тентом, в беседке, в парке в кружевной тени деревьев. Обязателен головной убор – панамка или косыночка. Не стоит забывать и о воде, которую нужно периодически предлагать ребенку во время прогулки в жаркую погоду.