Развитие ребенка на восьмом месяце жизни. Как помочь малышу развиваться. Что чувствует и как себя ведет
На восьмом месяце жизни активность малыша возрастает: он много двигается, хорошо ползает, уверенно пользуется ручками. Темпы роста уже замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7 до 9,5 килограмма, а иногда и больше. Рост в среднем от 68 до 73 см.
Физическое развитие на восьмом месяце
Физическая активность ребенка на восьмом месяце жизни возрастает: он уже уверенно сидит, однако, самостоятельно усесться из положения лежа ему пока не удается. Хорошо ползает – очень быстро и во всех возможных направлениях, может ползать с предметом в одной руке.
Поскольку в процессе ползания у малыша существенно укрепляются мышцы, то он будет делать частые попытки встать, при этом использует мебель для опоры, чтобы подняться в положение стоя. Самостоятельно стоит у опоры и ходит, держась за нее. Многие малыши уже могут ходить за ручку. Как только ребенок научится вставать, ему захочется проверить, что можно не только стоять на двух ногах, но и передвигать ножки вдоль опоры, топать ножками под музыку и пританцовывать.
Малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев, такой захват называется захват «пинцетом». На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.
Психическое развитие на восьмом месяце
Наступает период в жизни малыша, который можно назвать временем повышенного любопытства. К этому возрасту эмоциональные проявления ребенка становятся более заметными. Он уже может например, по просьбе взрослых «послать воздушный поцелуй» или может помахать «до свидания».
В течение последующих нескольких месяцев малыш научится оценивать настроение окружающих и подражать их поведению, а также сопереживать и выражать свое сочувствие. Например, видя кого-то плачущим, он может тоже заплакать.
Появились требования и желания - для их достижения ребенок может кричать и выгибаться назад, капризничает в присутствии взрослых «игра на зрителя». Теперь все чаще малыш пытается с вашей помощью заполучить какой-нибудь предмет, например, жестом дает понять, что хочет приблизиться к шкафу и потрогать стоящие там предметы, открыть дверцу шкафа и вынуть оттуда тарелку.
Понимает когда говоришь «смотри», при этом поворачивает голову, чтобы посмотреть. На вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся постоянно на своих местах.
Игры и игрушки на восьмом месяце
На восьмом месяце большой интерес у ребенка вызывают пирамидки с цветными кольцами разной величины. По размеру малыш их еще не умеет собирать, для него пока главное – процесс нанизывания колец на стержень. Взрослые в процессе игры могут объяснять малышу правильную последовательность сбора пирамидки.
Если малышу, который держит по игрушке в каждой руке, дают третью, то он одну бросает, чтобы взять ту, что дают.
Одной из любимых игр в возрасте восьми месяцев становится обследование и разбор содержимого ящиков, коробок, шкатулок и т.д. Может выполнять последовательно два-три действия: открывает ящик, вынимает содержимое, может положить обратно. Малыш вытряхивает все содержимое и медленно начинает перебирать, рассматривать, тянуть в рот, иногда собирать обратно. Для такой игры лучше подготовить специальные коробки с безопасными предметами.
Речь
Восьмой месяц развития – самое время сказать свои первые слова – самые любимые звуки, состоящие из двух слогов «мама», «баба», «папа». Продолжает громко и повторно произносит другие слоги (ай, хэ, аля, адять, баба), хотя соотнесения слогов с понятием еще нет. Малыш хорошо подражает услышанным звукам, долго и с готовностью что-то «рассказывает». Поэтому полезно, рассматривая вместе с малышом какой-то предмет или игрушку обговаривать все, что вы делаете. Например, когда вы рукой будете гладить игрушку – зайчика, произносите что-то вроде: «Вот зайчик, пушистый, с длинными ушками, покажи пальчиком ушки, хвостик, погладь зайку» и т.д.
Слух
В возрасте восьми месяцев у ребенка повышается чувствительность к музыкальным звукам - родители могут заметить раскачивание ребенка в такт музыки. Понаблюдайте, реагирует ли ребенок на свое имя и на знакомые ему звуки: телефонный звонок или звук работающего пылесоса.
Зрение
Зрение ребенка и наблюдательность уже настолько развиты, что он может определить новую вещь в комнате, при виде незнакомых предметов на личике появляется интерес или удивление. Он также может показать на то, что он хочет и проследить глазами, куда вы показываете. Умеет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Может фиксировать внимание на двух объектах одновременно.
Другие навыки и умения на восьмом месяце
Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот пьет, слегка придерживая чашку руками. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко.
Первые зубки
На восьмом месяце жизни у ребенка уже есть два зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). В этом возрасте, как правило, появляются еще два верхних центральных резца . Если у ребенка есть 4 зуба, можно переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную – можно дать кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, отварную морковь, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.
Осмотр малыша в поликлинике
Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 9 месяцев.
Поводы для беспокойства на восьмом месяце
Если к концу восьмого месяца малыш:
- не может короткое время стоять при поддержке за руки;
- не может удержать между указательным и большим пальцами мелкий предмет;
- не прислушивается к разговору взрослых.
В восемь месяцев ваш малыш уже не похож на пухленького младенца. Теперь он скорее напоминает «большого» ребенка. Продолжается его физическое, эмоциональное, социальное развитие. Разумеется, вас интересует, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.
Двигательные навыки карапуза
Малыш становится все активнее, уверенно идет его физическое развитие. Вот небольшой перечень того, что умеет ребенок, когда ему исполняется восемь месяцев:
- свободно переворачивается со спины на живот, с живота на спину в любую сторону;
- встает на четвереньки;
- ползает по-пластунски;
- умеет садиться и сидеть;
- из положения «стоя» падает на попу;
- большинство детей в этом возрасте ползают на четвереньках.
Также к этому возрасту ребенок приобретает следующие навыки:
- В восемь месяцев малыш ползает по всему дому, причем делает это довольно быстро.
- В восемь месяцев малыши встают у опоры, некоторые умеют передвигаться вдоль дивана или манежика приставным шагом. Подробнее о том, когда ребенок начинает ходить >>>
В этом возрасте проявите особую бдительность: так как в это время кроха цепляется за все, что попадается ему под руку. В этом возрасте детки часто хватаются за края скатерти и опрокидывают на себя все, что стоит на столе.
Проследите за тем, чтобы в зоне досягаемости малыша были только безопасные и хорошо закрепленные предметы, которые он может использовать в качестве опоры.
- В восемь месяцев идет развитие опорно-двигательной системы крохи. Позвоночник уже достаточно окреп, и малыш может самостоятельно сидеть с прямой спиной в течение примерно десяти минут. Если кроха еще не садится сам, присаживать его не рекомендуется; значит, его мышцы и косточки еще не готовы к этой позе. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
- Продолжается развитие мелкой моторики. В восемь месяцев малыш уже использует большой и указательный палец, чтобы захватывать мелкие предметы. Брать игрушки и перекладывать их из одной ёмкости в другую – это то, что должен делать ребенок, с седьмого по восьмой месяц очень важно уделить внимание развитию этого умения.
Важно! Следите, чтобы малыш не брал в рот небольшие детали, пусть во время занятий он постоянно будет под вашим присмотром.
Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени.
Также новые навыки могут сильно испортить сон ребенка. в 8 месяцев ребенок может начать долго укладываться на сон, засыпать со слезами, а ночью переворачиваться и ползти с закрытыми глазами. Будьте внимательны, чтобы ребенок не упал с кровати, если спите совместно с ребенком.
Могут появиться длительные зависания на груди, либо частые ночные пробуждения. Мамы пишут мне это такими словами, что «ребенок висит всю ночь на груди» или «он просыпается каждый час и чтобы заснуть ему вновь нужна грудь». Это утомляет и вы можете чувствовать себя не выспавшейся.
Самое время скорректировать сон ребенка по методикам интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
Уберите мелкие, острые предметы, поставьте заглушки на розетки, мягкие уголки на мебель, и ваша жизнь станет спокойнее и приятнее.
Физическое развитие недоношенного ребенка в восемь месяцев немного отстает от деток, произведенных на свет вовремя. Такие малыши встают на четвереньки, пробуют сидеть. В психическом плане торопыжки в этом возрасте почти не отличатся от детей, родившихся в срок.
Психика восьмимесячного малыша
Психическое развитие ребенка в восемь месяцев проходит через важный рубеж; иногда его даже называют кризисом. Своего пика достигает страх «отделения» от мамы. Малыш очень болезненно воспринимает даже недолгое расставание с вами.
подробнее о страхе расставания и почему ребенок не хочет слезать с ваших рук, смотрите в интернет-курсе «Мама, не уходи! » - как правильно расставаться с ребенком?
Ситуация усугубляется тем, что детки проявляют повышенную осторожность в общении с другими людьми: боятся незнакомцев; могут не согласиться идти на руки к папе.
Не стремитесь перебороть ребенка, или игнорировать его страх разделения. Это очень нужный возрастной этап.
Особенности развития и воспитания ребенка до года вы узнает из интернет-курса Мой Любимый Малыш >>>
Вы научитесь различать каприз от потребности, поймете, почему ребенок просится к вам на ручки, а также сможете высыпаться и успевать все по хозяйству. Этот курс - энциклопедия молодой мамы.
Особенности развития ребенка этого возраста состоят в том, что в восемь месяцев кроха стремится повторить все то, что делают родители. Используйте это время с пользой!
Вот список того, чему можно научить малыша, только лишь подавая ему пример:
- надевать и снимать шапочку (естественно, что это будут подражательные движения. О самостоятельном качественном одевании мы здесь не говорим);
- доносить ложку с едой до рта;
- пить из чашки. Если вам п.2 и 3 кажутся нереальными, значит вы еще не посмотрели интернет-курс Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку. Дети успешно обходятся без поильников и бутылочек, а начинают пить сразу из чашки;
- хлопать в ладоши;
- махать ручкой (приветствие и прощание);
- включать музыкальную игрушку.
- В восемь месяцев малыш хорошо понимает многие слова и реагирует на просьбы. При нормальном развитии психики ребенок может показать игрушку, о которой его спросили. «Где мяч?», «Где пирамидка?».
- Психомоторное развитие ребенка в восемь месяцев идет в тесной связке с физическим развитием руки, кистей и пальцев. Если малыш возьмет в каждую ручку по игрушке, а вы протянете ему третью, то он положит одну из тех, что держит в руках, и возьмет вашу.
- Малыш уверенно бросает различные предметы. В восемь месяцев одна из самых любимых игр – находясь в кроватке, выбрасывать оттуда игрушки. Карапуз внимательно следит, как летит игрушка и куда она упала. Причем взрослый обязательно должен вернуть игрушку обратно в кроватку.
Интересно! Эта игра – один из путей развития доверия крохи к окружающему миру. Малыш понимает, что куда бы ни упала игрушка, она вернется обратно. Через это занятие преодолевается страх расставаний и закладывается умение попросить помощи.
В восемь месяцев ребенку интересны самые разнообразные игры; если вам трудно сориентироваться, что кроха должен уметь, видео с подсказками для молодых родителей, которое мы для вас подготовили, исправит эти пробелы.
Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 8 месяцев:
Речевое развитие малыша: первые слова
В восемь месяцев ребенку уже легче дается анализ; соотносить свои действия и происходящие события – это то, что должны уметь и мальчики, и девочки. Возможно, именно сейчас дети порадуют родителей первым «словом».
- Малыш знает, как позвать своих родителей, и тянет «ма-ма-ма», когда голоден или устал, и «па-па-па», когда хочет пообщаться с папой. Если эти буквосочетания всегда обозначают у карапуза одно и то же, то примите поздравления!
- Малыш уже хорошо понимает многое из того, что говорят взрослые. Расширяйте его словарный запас: рассказывайте обо всем, что окружает кроху, комментируйте свои действия.
Хорошим подспорьем для родителей являются книжки с картинками. Опишите все, что малыш видит, можно даже придумывать по каждой из иллюстраций небольшую историю в несколько предложений.
- В этом возрасте для маленького человечка очень важна стабильность, поэтому он любит слушать одно и то же много раз подряд и каждый день. Не удивляйтесь, если карапуз будет постоянно указывать вам пальчиком на одну и ту же книжку, просто прочитайте ее еще раз, это действительно необходимо для него.
- Маленьким детям очень нравятся стихи. Они любят их за мелодичное звучание и ритм. Удобно выучить некоторые из них наизусть и читать малышу в машине или в очереди в поликлинику. Услышав привычные строчки, детки обычно успокаиваются.
Когда исполняется восемь месяцев ребенку, наступает непростое время: очень сильно расширяется список того, что должны уметь девочки и мальчики. Занимайтесь с малышом, дарите ему больше своего внимания, и вы получите огромное удовольствие от его успехов!
Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются возрастные «достижения» ребенка. Как же помочь малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?
В 7 месяцев ребенок научился ползать и, по сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела!
На восьмом месяце к ребенку придет умение самостоятельно, без вашей помощи, садиться . К концу восьмого месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры , держась за перила кроватки, манежа или опираясь на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за опору и делая первые самостоятельные шаги . К другим детям эти умения придут позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.
Возможность сидя и стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к овладению в скором будущем ходьбой.
Изменившиеся двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития (развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве . Так, например, малыш узнает свою игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас или в профиль. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком).
Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Восьмой месяц в этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и «обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диаметра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.).
Это важно, потому что, как утверждают ученые, представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами. Эмоциональный мир крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или огорчения малыша.
Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство «вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его эмоциями, учится «быть человеком». Участие взрослого в жизни ребенка трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать свою любовь к нему и заботу о нем.
К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в «деловом» общении (действиях с предметами и игрушками). Зная, что у ребенка восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания, инициативу, как бы «идти» ему навстречу.
В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать: «Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».
Продолжается развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом – в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы (звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом «вступить в перекличку». Все сказанное нами позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности, познавательной активности. Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка вперед.
Развитие и воспитание ребенка. 8-й месяц жизни
|
8 месяц беременности - это вторая неделя третьего триместра. А именно 29, 30, 31 и 32 недели. Начало самого трудного отрезка пути в физическом плане. Но не для всех. Некоторые мамочки говорят, что в последнем триместре буквально порхали, не ощущая практически никаких физических неудобств. Но это, конечно же, редкость.
Что ощущает мамочка на восьмом месяце беременности
1. Психологическое состояние.
Появляется множество страхов. Особенно они сильны у будущих мам, которые любят общаться в интернете и читать различные сообщества беременных в Сети. Неосознанно женщины начинают примерять на себя различные неприятные ситуации, чужие проблемы, и от этого страдают. Врачи советуют стараться не читать и не смотреть на то, что вызывает негативные эмоции. Читать медицинскую литературу и пытаться ставить себе диагнозы также не стоит. Иногда женщины у себя находят симптом какой-то патологии и абсолютно уверены, что у них она есть. На деле же это оказывается вариантом нормы или индивидуальной особенностью.
О чем еще беспокоятся будущие мамы? Первородящие думают о том, смогут ли они стать хорошими мамами, а кто-то о своем внешнем виде - смогут они вернуться в форму после родов, скинуть вес, будут ли растяжки. Приближаются роды. Это тоже очень пугает. Хотя, по статистике, большинство мам с приближением ПДР, наоборот, меньше боятся и хотят родить побыстрее.
Боятся, если живот слишком маленький, как им кажется. Сравнивать себя с другими беременными на том же сроке вряд ли стоит. Теоретически маленький живот может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития плода, но чаще является индивидуальной особенностью женщины, связанной с крепкой брюшной стенкой и высоким ростом. Главное, чтобы обхват живота и высота дна матки стабильно росли. А то, что визуально живот небольшой - не беда.
Но какие бы тревоги ни возникали, мамочки должны помнить, что беременность - это очень короткий временной промежуток. А после родов они будут очень скучать и по шевелениям малыша, и по той радости, которую они испытывали, зная, что скоро станут мамой, и даже по визитам в женскую консультацию.
2. Физические особенности.
а) Состояние волос на лице и теле. Обычно при беременности у женщин хорошо растут волосы на голове, становятся густыми и блестящими. А вот на лице и теле, напротив, практически перестают расти. Почти у всех будущих мам, депилирующих волосы над верхней губой, при беременности отпадает такая необходимость. Все это связано с гормоном эстроген, которого в избытке вырабатывается во время беременности. После родов его количество уменьшается, и вновь появляется необходимость в удалении лишних волос. Что же касается волос на голове, если их состояние плохое, наблюдается обильное выпадение, проблема, скорее всего, заключается в железодефиците.
б) Папилломы. Это доброкачественные новообразования, представляющие собой белесые наросты на коже. В большом количестве появляются у будущих мам, зараженных каким-либо типом вируса папилломы человека. А им заражено практически все население нашей планеты. Связано обильное появление папиллом с угнетенным состоянием иммунной системы.
Новообразования эти совершенно не опасны. Но не стоит их чем-либо прижигать, а тем более сдирать. Последнее наверняка приведет к инфицированию ранки и станет поводом к лечению у хирурга. После родов, в течение первых же месяцев, папилломы сами начнут усыхать и отпадать.
в) Кровянистые выделения из сосков. Довольно тревожный симптом, заставляющий женщин обращаться к онкологам. Теоретически, при самом плохом раскладе, такое бывает при злокачественных опухолях. Но к моменту, когда они начинают кровить, их уже легко прощупать в молочной железе.
Вне беременности кровь из сосков может быть симптомом внутрипротоковой папилломы. Она доброкачественная, но в 10% случаев может стать злокачественной.
Но у беременных, не имеющих ранее никаких проблем с грудью, это является вариантом нормы. Пытаться давить на соски не следует. Это только навредит.
г) Кровоточивость десен, носовые кровотечения. Все эти кровотечения связаны с разжижением крови будущих мам. Это необходимо для того, чтобы ребенок получал достаточно питания.
Что происходит с ребенком на протяжении 29-32 недель включительно и что смотрят на УЗИ
К концу восьмого лунного месяца беременности у малыша практически не остается на теле волосков лануго. Это является одним из признаков его хорошей подготовки к жизни вне утробы матери. Но, конечно же, в 32 недели рожденные дети еще недоношенные и требуют пребывания в кювезе. Хотя многие уже дышат самостоятельно.
Появились волосики на голове. У кого-то больше и длиннее, у кого-то меньше, это индивидуально. Цвет волос тоже разный. А вот что касается глаз, то у всех новорожденных он одинаковый, какой-то темно-серый, непонятный. И радужная оболочка имеет большие размеры. Цвет глаз изменится и станет окончательным ближе к 6 месяцам .
Практически все детки к этому сроку уже лежат вниз головой. Если же определяется тазовое предлежание, женщине советуют выполнять специальные упражнения, чтобы подтолкнуть плод к перевороту.
В 32 недели вес плода составляет около 2 кг. Малыш очень быстро набирает вес. К моменту рождения он будет весить в 1,5-2 раза больше чем сейчас. Это не относится к деткам из двойни и тройни, так как им мамины ресурсы приходится делить.
При проведении УЗИ врач особое внимание уделяет состоянию кровотока в артериях пуповины. Если он нарушен, возможно кислородное голодание у плода и задержка развития. В этом случае женщину обычно кладут в стационар для более глубокого обследования и наблюдения.
Также неблагоприятным признаком считается преждевременное созревание плаценты . Когда она в начале третьего триместра беременности уже имеет третью степень зрелости, это может быть признаком преждевременных родов в недалеком будущем или внутриутробной задержки развития плода. Но не всегда. Главное, чтобы состояние кровотока было в норме.
le="text-align: center;">
Масса и рост малыша
Средняя масса ребенка в возрасте 8 месяцев составляет примерно 8–9?кг. Мальчики обычно несколько крупнее девочек соответствующего возраста: их вес в среднем на 400–600 г больше. Рост малыша – примерно 70?см.
За месяц, прошедший с момента предыдущего измерения, кроха вырастает в среднем на 2?см и поправляется примерно на 550 г. В целом же с момента рождения общая прибавка веса к 8 месяцам жизни составляет 5,5?кг, а роста – 19?см.
Сон и бодрствование
Частота дневного сна у малышей такого возраста может варьировать; даже у одного и того же ребенка могут быть дни, когда он отступает от привычного режима. Большинству детей достаточно поспать днем 2 раза. В общей сложности дневной сон занимает 4–4,5 часа, ночью же малыш в среднем спит 9,5–10 часов. У большинства детей отмечается непрерывный ночной сон.
Питание крохи
На восьмом месяце жизни для малыша оптимален пятикратный прием пищи. Но нужно иметь в виду, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании, может в промежутках между основными приемами пищи получать дополнительно грудное молоко, прикладываясь к маминой груди. Иногда объем получаемого таким образом молока бывает довольно большим, и это нужно учитывать при оценке адекватности кормления ребенка.
Обычно каждый из приемов пищи грудничка заканчивается прикладыванием его к груди. Это абсолютно нормальная последовательность, так как изменение очередности может привести к меньшему аппетиту малыша при предложении ему блюд прикорма.
Некоторые дети еще нуждаются в ночных грудных кормлениях. Это абсолютно нормально и не требует принятия срочных мер по прекращению такой практики. Восьмой месяц жизни – еще не время для отлучения ребенка от груди, Ночные кормления способствуют более длительному сохранению лактации у мамы. Следует отметить, что, как правило, ночные прикладывания к груди в таком возрасте все же не бывают частыми, да и у одного и того же малыша может быть разная потребность в этих кормлениях – возможно, не каждую ночь ребенок требует грудь.
И «груднички», и «искусственники» иногда просыпаются ночью для того, чтобы попить. По реакции малыша мама понимает, что это действительно потребность в жидкости, а не в питании. Не стоит отказывать ребенку. Несколько глотков воды могут заменить кормление грудничка в ночное время. Независимо от вида вскармливания воду следует предлагать ребенку такого возраста в промежутках между приемами пищи и в дневное время.
У детей-«искусственников» основным молочным продуктом продолжают оставаться адаптированные смеси. Тем не менее, к концу восьмого месяца жизни рацион крохи довольно разнообразен. Так, малыш должен получать овощной и крупяной прикормы. Порции первого и второго прикормов не превышают 180 г. По окончании восьмого месяца могут быть введены кисломолочные продукты – кефир или йогурт с молочной кухни или из специального детского питания и творог в количестве до 40 г. При введении прикорма по-прежнему действует правило, согласно которому все новые продукты вводятся постепенно и не одновременно.
8 месяцев: что умеет ребенок
На восьмом месяце жизни ребенок умеет уже очень многое. Если до этого времени не было каких-либо задержек моторного развития, то кроха в этом возрасте способен самостоятельно садиться, подолгу ползать, вставать, держась на стенку кроватки или манежа. Малыш пока еще не может продвигаться вдоль стенки кроватки, но если придерживать его за ручки, то ребенок будет с явным удовольствием переступать ножками на месте.
Кроха знает свои игрушки и тянет ручки к знакомому предмету. Так, ребенок может, придерживаясь одной ручкой за край кроватки или манежа, другой попытаться дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Также он способен довольно проворно доползти, например, до яркой игрушки.
Испытывая желание подняться на ноги, младенец может ухватиться за небезопасные предметы – подставку для цветов, провод и т. д. Родителям следует об этом помнить. Как, впрочем, и о том, что инстинкт самосохранения у крохи пока еще плохо выражен. Так, например, малыш может упасть с края дивана или стула, на котором сидит, поэтому не следует оставлять его без внимания.
Кроха четко различает «своих» и «чужих», с последними он молчалив и застенчив. Уход мамы может превратиться для него в трагедию.
Ребенок такого возраста часто активно «эксплуатирует» членов семьи в своем желании заполучить недоступную для него вещь; звуками, движениями руки, головы он дает понять, что ему нужно, и побуждает взрослого, сидя у него на руках, подойти к шкафу, светильнику, полке и т. д.
Малыша привлекают игрушки, которые можно разобрать и затем снова сложить в единое целое. Особый интерес для крохи представляют различные коробочки и шкатулки, которые можно открыть и вынуть содержимое, а также другие емкости с крышками.
Учитывая присущее детям такого возраста «исследовательское» любопытство, в число развивающих пособий можно с успехом включить специальные детские книжки с «секретами». В настоящее время издаются интерактивные книги для грудничков, которые дети с удовольствием «читают» даже с еще младшего возраста.
Движения рук все более совершенствуются. Так, ребенок может «изобразить» игру в «ладушки» и в ответ на просьбу взрослого помахать ручкой на прощание.
Малыш произносит как отдельные слоги, так и набор разных по составу слогов. Они пока еще далеки от разборчивого произношения слов, и смысл практически невозможно угадать. Осознанное произношение названий предметов еще впереди. Тем не менее, у разговорчивых малышей лепетная речь очень разнообразна, и ее следует поощрять, разговаривая с ребенком.
Стул и мочеиспускания
В норме стул у ребенка этого возраста – ежедневный однократный. Вполне допустимы непостоянные эпизоды задержки стула на сутки или, наоборот, его учащение до 2–3 раз в день, что в подавляющем большинстве случаев связано с введением новых продуктов в рацион малыша.
Каких врачей нужно посетить
В 8 месяцев крохе предстоит пройти плановый осмотр педиатра. По индивидуальным показаниям могут быть назначены консультации «узких» специалистов.
Прививки
Плановых вакцинаций в возрасте 8 месяцев не проводят. Исключение составляют младенцы, прививающиеся по индивидуальному плану из-за смещения графика профилактических прививок.
Время прогулок
Как и в предыдущие месяцы, приветствуется как можно более длительное пребывание малыша на свежем воздухе в теплое время года. Так, дневной сон ребенка может совпадать с прогулкой. Кроме того, во время бодрствования младенцу тоже полезно бывать на улице: кроме свежего воздуха, он получит еще и массу ценных впечатлений, способствующих развитию крохи.
В ненастную погоду возможны прогулки на закрытой веранде. При температуре воздуха ниже -15°С пребывание на улице с ребенком не рекомендуется. Следует быть осторожными с прогулками и при ставшей такой привычной в последнее время летней жаре. Малышу противопоказано длительное нахождение под открытым солнцем во избежание ожогов и перегревания. Приемлемый вариант – прогулка под тентом, в беседке, в парке в кружевной тени деревьев. Обязателен головной убор – панамка или косыночка. Не стоит забывать и о воде, которую нужно периодически предлагать ребенку во время прогулки в жаркую погоду.