Психологические проблемы опекунства и усыновления. Воспитание приемного ребенка. Как справиться? Решение об усыновлении

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель.

Семья Елены Фортуны

— С какими проблемами сталкиваются приемные родители, взяв ребенка из детдома? В чем им прежде всего должно помогать государство, психологи и другие специалисты?

— По своему опыту и опыту очень многих семей, в которых появились приёмные дети, могу сказать: основные проблемы в этот период - психологические. Как ни готовься, а адаптация в том или ином виде будет все равно, как бы каждый из будущих родителей ни был готов отдать всю любовь и нежность новому ребенку. А найти психолога, который разбирался бы в такой специфической теме, и в столице не очень легко - специалистов наперечёт, и все они загружены.

В адаптации же бывают очень острые моменты, которые не терпят даже недели ожидания приёма у психолога, не говоря уж о более долгом сроке. В идеале - хорошо бы, чтобы к каждой семье был хотя бы в течение первого года после принятия ребёнка прикреплён специалист (или даже не один), которые «вел» бы её, знал бы хорошо историю ребёнка и текущую ситуацию.

Что касается помощи государства, хорошо было бы дать новым родителям больше возможностей для проведения качественного медицинского обследования, а также для устройства ребёнка в детский сад или школу.

По последнему пункту льготы есть, устройство в учреждения внеочередное, но на практике детям часто нужен не массовый садик или ближайшая школа по месту жительства, а особый подход - скажем, логопедический детсад, или класс с небольшим количеством учеников. Однако эти особенности никто никогда не учитывает, и часто ситуация оборачивается так, что маме приходится уходить с работы, чтобы сидеть с ребенком дома - то он в садике никак не адаптируется, то в школе требуют забрать ребёнка на домашнее обучение, потому что у него проблемы с поведением.

— Как вы оцениваете поведение приемных родителей, которые не усыновляют ребенка из материальных соображений, а оформляют его в приемную семью (чтобы получать пособие, чтобы сохранить ему жилье и так далее)?

Я не думаю, что кто-то из нас вправе давать оценки другим людям. Если наша семья выбрала усыновление - это наш выбор. Если другая семья выбрала опеку, обычную или возмездную - это ее выбор. Все мы руководствуемся интересами наших детей.

Скажем, мы не считаем, что наличие собственного жилья в 18 лет - это необходимое условие для счастливой жизни. Мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и дать им всё, чтобы они смогли в дальнейшем построить свою жизнь так, как они захотят. Наш старший сын в течение года был под опекой (мы привезли его из другого города, а спустя год собирались еще усыновлять - и объяснили ему, что оформим и его усыновление через год), и все это время подписывался только нашей фамилией, и очень боялся, что мы передумаем. Для него это было важно, хотя наше отношение, конечно, не поменялось от перемены формы устройства. Да и пособие не поменялось - в Москве ежемесячная выплата усыновителям равна сумме пособия на ребёнка, выделяемого при опеке.

О такой форме устройства, как возмездная опека (приёмная семья), мне кажется, нужно думать в том случае, когда речь идет о приёме в семью сразу нескольких детей, или ребёнка со сложными проблемами по здоровью - в этом случае один из родителей может уйти с работы и посвятить себя ребёнку.

Ну и еще не надо забывать, что любая форма опеки предполагает более глубокое вмешательство в дела семьи со стороны органов опеки и попечительства, чем усыновление, а также то, что по закону, если это не противоречит интересам ребенка, нужно поддерживать отношения с его биологическими родственниками. Так что форма устройства как таковая не является поводом для оценки поведения родителей, но меня коробит, когда ребёнка оформляют в приемную семью, а пытаются при этом получить преимущества усыновления - право на тайну, например.

— Насколько важна для приемных родителей Школа приемных родителей? Действительно ли стоит ее посещать? Или всему можно научиться в процессе общения с ребенком, уже взяв его?

— Школа приёмных родителей важна и нужна. При условии, что её ведут опытные, знающие специалисты. Когда я усыновляла первого ребенка, это случилось так быстро, что ШПР я пройти не успела. И потом очень об это жалела.

Конечно, защититься от всех будущих проблем она не поможет, но во многих ситуациях поможет найти объяснение как своим собственным реакциям на происходящее, так и необычному поведению ребенка.

Кроме того, если в школе хорошо раскрыта юридическая часть процесса - это облегчает многим будущим родителям все процедуры, связанные со сбором документов, поиском ребёнка и его «легализацией» после усыновления или установления опеки. А учиться в процессе общения с ребёнком всё равно придётся очень многому. Это ведь будет совершенно новая, незнакомая вселенная, которая принесет много открытий родителям.

— В каких ситуациях приемные родители чаще всего возвращают детей в детдома? Что это за люди? Есть ли в них что-то общее или истории могут быть совершенно разными?

Думаю, что в корне большинства ранних возвратов (когда ребенок успевает пожить в семье не больше года-полутора) лежит «разлад мечты с действительностью». Принятие ребёнка - это очень эмоциональное мероприятие, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения… А когда дома появляется реальный ребёнок - выясняется, что он совсем другой. Тот, намечтанный, уже стал своим и родным - а этот, реальный, пока чужой-чужой. Не лучше, не хуже - просто чужой. Готов ли человек принять чужого как своего? Не всегда. Эта чужеродность раздражает даже в том случае, если ни о каком возврате речи не идет. Но уж если у человека изначально есть в голове такая опция — «если что, можно вернуть обратно» — если он вообще допускает такую вероятность, то в особо тяжелые моменты адаптации такие мысли часто выглядят спасительными. Я никого не осуждаю - часто люди не справляются со взятыми на себя обязательствами, не рассчитывают свой ресурс или ноша оказывается тяжелее, чем предполагалось.

Но детей всегда жалко безумно. Потому что если в личном деле ребенка указано, что его уже вернула одна (или не одна) семья, то многие последующие кандидаты даже не пойдут с ним знакомиться.

Есть также случаи возвратов, когда выясняется, что ребенок был недообследован в учреждении и у него явное психиатрическое заболевание, делающее жизнь семьи небезопасной - но они все-таки не так распространены, как банальное «я больше не могу». Очень часто возвращают подростков - даже после 10-12 лет жизни в семье. Почему-то их родителям кажется, что именно из-за приёмности они такие невыносимые, что это «полезли гены» и так далее. Я, честно говоря, не понимаю. Для меня такой возврат равносилен тому, чтобы отдать в детдом собственного, рожденного и выращенного до подростка ребенка.

— Существует точка зрения, что приемные родители ощущают глубокое одиночество в своих проблемах и нередко возвращают детей только потому, что в критический момент эти проблемы было не с кем обсудить. Неужели их проблемы столь уникальны, что их не могут понять им подобные? Между приемными родителями мало пространства для диалога? Нет профессиональных психологов, к которым можно с этим пойти?

— Если есть пространство для диалога - то, как раз, проблемы приёмные родители обсуждают друг с другом открыто и охотно. Не боясь, что о них или их детях подумают что-то не то - как они часто боятся в повседневной жизни, особенно когда ребенок очень отличается от сверстников уровнем развития, поведением, привычками. Но вот пространства этого, пожалуй, не хватает. Когда живешь в большом городе и с хорошим интернетом, то этой проблемы не существует, ты легко находишь себе и виртуальных, и реальных «коллег».

А вот если ты один усыновитель на весь поселок, а ближайший психолог - в областном центре, и клуб родителей там же, а хорошего интернета нет ближе райцентра, то возможностей для общения не так много, как и доступа к специалистам. Когда мы создавали журнал, мы как раз и задумали его как некую площадку для общения родителей друг с другом и специалистами.

Они могут быть за тысячу километров друг от друга, но вот мы пишем, скажем, об адаптации - и уже прошедшие этот этап делятся своим опытом. Тогда у читателя, который только-только вступил на этот путь, возникает ощущение, что он не только побывал на консультации у хорошего психолога, который все по полочкам разложил (в роли психолога у нас его статья), но и пообщался, его успокоили, и он дочитал статью с мыслью, что «все справились и я справлюсь». При этом каждый читатель может присылать свои вопросы нашим специалистам - неважно, является ли он подписчиком или случайно взял журнал в опеке. А нас консультируют лучшие специалисты в нашей теме. Просто лучшие.

— Выпуская журнал, вы столкнулись с огромными трудностями: отсутствие спонсоров, окупаемости журнала, необходимость много работать, автомобильная авария… Почему в определенный момент вы не бросили все это?

— Потому что трудности были предсказуемы и мы были к ним в какой-то степени готовы. Плюс было большое вдохновение и желание сделать что-то, чего никто не делал. Журналы про усыновление были и есть, конечно - а вот именно семейного, теплого и качественного журнала, который интересно было бы читать не только усыновителям и опекунам, но и другим родителям, а также новоиспеченным бабушкам-дедушкам, учителям и воспитателям, а также психологам - не было. И нам с самого начала очень нравилось, каким он получается, как его принимают читатели, как ждут, как хранят его подшивки с самых первых номеров на полках с книгами, какие письма нам пишут. Как это можно бросить?

Трудности никуда не делись, журнал не окупается даже близко - хотя сейчас потихоньку прирастает платная подписка, случаются и небольшие пожертвования, до момента, когда можно на тему выживаемости успокоиться, еще далеко. Но вот есть внутреннее ощущение, что это - дело жизни, и что все идет правильно, потому что если бы было неправильно - мы бы и года не протянули, а тут уже три прошло.

Усталость накопилась, конечно. Но мыслей бросить - не было. Это как ребенка обратно в детдом вернуть…

  • Добавить в избранное 0

В новой семье;
- наследственность;
- здоровье ребенка.

Адаптация усыновленного ребенка в новой семье

Усыновляемый ребенок практически в любом возрасте имеет за плечами не самый радужный опыт. И даже если сразу окружить его максимальной заботой и любовью пережитые душевные травмы в первое время будут так или иначе, но проявляться. Это может быть беспокойство или расстройство сна, отсутствие аппетита, нестандартные реакции на то, что делают родители. На первом этапе ошибочно полагать, что тепло, забота, уютный дом и разнообразные игрушки сразу же изменят ребенка. У него часто возникают вопросы, почему его бросили, почему оставили, почему раньше никто не заботился о нем и не любил. К таким проблемам нужно подготовиться заранее и в случае необходимости оказать ребенку психологическую поддержку. Не нужно пугаться, если ребенок начинает замыкаться или, наоборот, выплескивать накопившиеся эмоции наружу.

Иногда ребенок может начать отвергать родителей, причем самыми разными способами: материться, плохо себя вести, придумывать проделки, вызывающие негативную реакцию со стороны взрослых. Эти проблемы разрешимы, главное правильно к ним подойти и в случае необходимости обратиться к психологу.

Часто возникает обратная ситуация. Ребенок, не получивший достаточного объема любви в прошлом, пытается восполнить этот пробел и очень сильно привязывается к тем, кто о нем заботится, это могут быть не только родители, а любой человек, проявляющий к ребенку внимание и заботу. В подобной ситуации у ребенка появляется несколько объектов обожания, но фактически это приводит к тому, что ребенок ни к кому не привязан по-настоящему. Он пассивен и доверчив, что является определенного рода проблемой для установления нормальных отношений и контактов с окружающими и в первую очередь с родителями.

В процессе воспитания случается такое, что родители, не находя контакта с ребенком, начинают винить не только себя, но и его в том, что он их не ценит, не пытается наладить отношения, вызывает конфликты и ссоры. Но в этом случае родители просто забывают, что подобное поведение это просто защита со стороны ребенка, чаще всего это зашита на подсознательном уровне на все то, что пережил малыш ранее. Не нужно в этом случае отказываться от ребенка (а такое часто встречается), нужно посоветоваться со специалистами и с их помощью разрешить все проблемы. При правильном подходе уже через короткий промежуток времени ребенок изменит поведение и будет не только счастлив сам, но и сделает счастливыми своих приемных родителей.

Наследственность

Многие приемные родители панически боятся наследственности, и это зачастую становится одной из проблем в воспитании. Боязнь наследственности появляется не просто так, а из-за многолетних утверждений, что яблоко от яблони не далеко падает, и ребенок алкоголика, наркомана, неблагополучного человека также не сможет стать хорошим и полноценным членом общества. Но подобное мнение – пережиток прошлого, генетики уже не раз доказывали, что наследственность хоть и влияет на развитие личности, но не является доминирующей. Только воспитание способно сформировать личность ребенка и только от него будет зависеть то, каким он вырастет.

Не нужно бояться наследственности, не нужно бояться того, что родители ребенка заложили в него что-то плохое. Нужно в первую очередь думать о том, как сделать так, чтобы ваш подход к воспитанию не спровоцировал негативных последствий.

Здоровье

Здоровье усыновленного ребенка пугает родителей не меньше, чем наследственность. Опасения оправданны, поскольку зачастую воспитание ребенка в детском доме не позволяет вплотную заняться его здоровьем, но это не должно пугать будущих родителей. Уровень развития медицины сейчас настолько высок, что все имеющиеся проблемы со здоровьем легко решаются. Да и болезни зачастую не настолько серьезны, чтобы себя ими запугивать. Тем более существует вероятность, что даже у самого здорового ребенка проблемы со здоровьем иногда проявляются с возрастом, но от подобной ситуации не застрахован абсолютно никто.

Если вы решились на очень серьезный и ответственный шаг, взвесьте все «за» и «против», чтобы не совершить ошибку и не причинить вреда ни ребенку, ни себе. Проблемы всегда будут, но при правильном подходе они будут разрешаться практически моментально. При воспитании приемного ребенка нужно обдумывать каждый шаг и поступок, поскольку только от вас будет зависеть то, каким вырастет ребенок, и как он будет относиться к вам и к окружающим. В большинстве случаев в приемных семьях счастливы и дети, и родители, и зачастую невозможно предположить, что ребенок неродной.

Видео по теме

Принимая к себе приемного ребенка, семья может столкнуться с различными сложностями в воспитании. Как вести себя с приемным ребенком?

Инструкция

Не стоит требовать от ребенка благодарности. Часто родители приемных детей ждут, что ребенок будет всячески выражать к ним это чувство, за то, что новые родители пригрели его и дали шанс на лучшее будущее. Дети всегда чувствуют благодарность к людям, которые приняли их в новую семью, но возможно, их просто никто не научил правильно показывать это, или вообще, выражать чувства. Поэтому время, воспитание, правильный подход обязательно все изменит.

Бывает, что приемный ребенок в новой семье чувствует себя потерянным, особенно если в семье есть еще дети. Он не может понять, каково его место в семье и что с ним будет происходить дальше. Такие дети часто плохо себя ведут. Родителям следует сразу обратить на это внимание и принять меры. Воспитание должно проходить так, чтоб у ребенка не возникало подобных чувств. Сделайте так, чтоб он сразу почувствовал себя полноправным членом семьи, любимым и нужным человеком. Если ребенку тяжело адаптироваться, можно обратиться к социальным работникам и психологам.

После того как ребенок переселился из , не стоит давать ему много свободы. Его воспитывали в довольно строгих условиях, поэтому это является нормой для него. Конечно, сразу хочется показать ребенку другую жизнь, окружить его заботой и любовью, чуть побаловать, но будьте осторожны, такое поведение родителей может привести к вседозволенности, ребенка станет тяжелей контролировать. Поэтому не бойтесь быть с ним строже. Только со временем, постепенно проявляйте к ребенку все больше и больше мягкости.

Дети из детдома могут принести с собой в новую семью плохие привычки. Например, умение нецензурно выражаться. Не стоит сразу кричать, наказывать, или выбивать плохие манеры. Постепенно, спокойно объясняйте и отучайте ребенка от употребления грубостей, на своем примере показывайте как правильно себя вести. Попав в другое окружение, дети способны быстро перевоспитываться.

Не стоит ждать, что ребенок быстро привяжется к вам эмоционально. Наберитесь терпения, возможно пройдет немало времени, пока эта связь возникнет. При хорошем правильном обращении, ребенок полюбит вас как родных родителей и весь труд, потраченное время, все переживания, будут полностью вознаграждены.

Совет 3: Какие трудности подстерегают приемных родителей

Семья, у которой не получается завести ребенка, рано или поздно задумывается об усыновлении. Но приемный ребенок – не игрушка и не подопытный для эксперимента. Собираясь взять ребенка из детского дома, будьте готовы к некоторым трудностям.

Камнем преткновения на начальном этапе усыновления зачастую становится сбор необходимых документов. Многие пары отказываются от своего решения о приемном ребенке, не желая тратить нервы на бумажную волокиту.


Запаситесь терпением и не переставайте думать о намеченной цели. Чтобы усыновить ребенка, вы должны подтвердить свою дееспособность как родитель: заполнить анкету, представить свидетельство о браке (предпочтение отдается семейной паре, нежели одиноким родителям), справки о наличии жилья, работы и стабильного заработка, отсутствии судимости и тяжелых заболеваний.


Одной из проблем может оказаться форма принятия ребенка в семью. Существуют две формы: опека и усыновление. Если официальных свидетельств об отсутствии родителей нет (постановление о лишении родительских прав, свидетельство о смерти), то забота о ребенке может быть временной – опекунство.


При наличии документов разрешено усыновление, то есть ребенок становится полноправным членом семьи. Иногда опека может перейти в усыновление, если появится официальная информация о несостоятельности или смерти настоящих родителей.


Основные трудности приходят в период, когда ребенок растет и развивается. Могут обнаружиться тяжелые болезни, которые невозможно было выявить на этапе младенчества. Подумайте, готовы ли вы будете тратить все силы и финансы в случае обнаружения проблем со здоровьем приемного ребенка.


Также у ребенка проявляется характер и свое мнение. Заметив дурные привычки приемного чада, родители в ужасе начинают думать: «Ах, он весь в свою мать-наркоманку!» и т.д. Однако любые привычки можно искоренить, если правильно ребенка воспитывать.


При усыновлении детей старше 2 лет могут возникнуть проблемы с адаптацией. Ребенок, насмотревшийся на насилие и скандалы в своей настоящей семье, может пугаться любого шороха, изменения голосовой интонации и т.д. Однако искренне любящие своих истинных родителей (какими бы те не были), дети порой не могут привыкнуть называть чужих людей «мамой» и «папой». Не требуйте безоговорочного признания вас родителями сразу же, на это может уйти несколько месяце или даже лет.


Помните, что повторный отказ и возвращение может нанести детской психике серьезную травму. Ваше терпение, любовь, забота и готовность к тяготам семейной жизни станут крепким фундаментом, на котором вы вместе построите счастливую семью.

Источники:

  • Оплата труда приемных родителей

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

В России немало семейных пар желает усыновить ребёнка. Но это не так просто сделать! Существует множество проблем, как законных, так и нет, которые предстоит решить будущим родителям, прежде чем решение об усыновлении будет принято в их пользу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятия

Усыновление – это форма устройства детей на воспитание в семью. Усыновление подразумевает установление родственных связей между ребёнком и родителями.

Усыновление – это юридический факт, который необходимо регистрировать должным образом.

Усыновлённому ребёнку:

  • меняется фамилия и отчество;
  • а также выдаётся новое свидетельство о рождении.

Усыновление – это важная форма обеспечения достойного воспитания детей, оставшихся, по тем или иным причинам, без попечения родителей.

Законодательство

Усыновлению посвящена целая глава в Семейном Кодексе –

Здесь подробно расписано:

  • кто может усыновить ребёнка;
  • какие дети могут быть усыновлены;
  • порядок изменения данных об усыновлённом ребёнке;
  • соблюдение тайны усыновления, а также ответственность, которая предусмотрена за разглашение этой тайны;
  • другие нормы и положения об усыновлении.
  1. Конкретно о тайне усыновления и об ответственности за её разглашение говорится в
  2. Если речь идёт об усыновлении иностранного ребёнка и о присвоении ему гражданство РФ, то нужно руководствоваться положениями
  3. Кроме этого, нужно руководствоваться положениями Международных конвенций и договоров.

    Все эти нормативные акты до сих пор имеют свою юридическую силу.

Порядок

Порядок усыновления указан в СК РФ и других нормативных актах.

Кто может быть

В этот перечень входит:

  • заявление с просьбой дать разрешение на усыновление;
  • автобиография обоих родителей;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья обоих родителей.

    Оно действительно в течение 3-ёх месяцев.

Это первоначальные документы. Как только будет получено разрешение, в процессе усыновления будущие родители должны будут подготовить ещё один пакет документов.

  • справка с места работы каждого будущего родителя с указанием должности и заработной платы;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости;
  • документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость, в том числе на жилое помещение, где будет проживать ребёнок;
  • семейные документы – свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей (если они есть), справка о составе семьи и прочее;
  • паспорта обоих родителей.

С некоторых документов необходимо снять копии.

Куда подавать

В первую очередь, необходимо подать заявление на разрешение быть усыновителями в органы опеки и попечительства по месту жительства будущих родителей.

В течение 15 дней после получения заявления, представители опеки обследуют жилое помещение и проверят условия жизни будущих родителей.

На основании осмотра они составляют акт. После этого, в течение 15 дней они готовят заключение о разрешении или запрете усыновления.

  1. Если органы опеки принимают отрицательное решение, то все документы, а также письменное обоснование отказа, возвращаются заявителям.
  2. Если же решение принимается в пользу заявителей, то они становятся на учёт.

    Только после этого их допускают к Банку данные на детей, которые остались без попечения родителей.

Выбрав себе ребёнка и ознакомившись с его медицинскими документами, будущие родители подают иск в суд на установление юридического факта усыновления.

Факт усыновления устанавливается в гражданском процессе. Пример заявления можно

Как принимают решение

В суд нужно подать заявление на усыновление. К нему необходимо приложить все документы, которые собирались для органов опеки.

Если усыновляемому ребёнку более 10 лет , то необходимо приложить его письменное согласие ().

Суд выносит решение на основании собранных документов, с учётом мнения ребёнка (если оно учитывает по закону) и представителя органа опеки и попечительства.

Права и обязанности

Права и обязанности усыновителей точно такие же, как и у родных родителей. Права и обязанности родителей перечислены в

К ним относятся:

  • обязанность дать своему ребёнку достойное воспитание и образование;
  • забота о здоровье ребёнка;
  • обязанность заботиться о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии;
  • родители имеют право выбора образовательного и медицинского учреждения для своего ребёнка;
  • родители обязаны защищать и представлять интересы своих детей в суде и других государственных органах.

Выплаты и льготы

В зависимости от возраста усыновлённого ребёнка, его родители имеют право на получение некоторых федеральных выплат:
1. Пособие по беременности и родам со дня усыновления и до истечения 70 дней. Если усыновляемых детей 2 и более, то до истечения 110 календарных дней.

Такое пособие выплачивается только при усыновлении ребёнка в возрасте до 3-ёх месяцев.

2. Единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. В 2019 году оно равно 14 497 рублей на одного ребёнка.

Оно состоит из базового пособия (8 000 рублей ) с учётом индексации в соответствии с

Если усыновлённым является ребёнок – инвалид, ребёнок, которому уже исполнилось 7 лет , или при усыновлении братьев и сестёр, размер такого пособия увеличивается до 110 775 рублей на каждого ребёнка.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, пока ему не исполнится 1,5 года.

Размер такого пособия равен 40% от оклада матери на дату усыновление.

4. Материнский капитал, при усыновлении второго или последующего ребёнка после 01. 01. 2007 года.

Регионы имеют право устанавливать дополнительные выплаты усыновителям.

Никаких льгот усыновители не имеют. В том случае, если в семье 3-ое и более детей (даже если не все являются усыновлёнными), такая семья признаётся многодетной и имеет все льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Усыновлённые дети имеют право на первоочередное устройство в дошкольное учреждение и право на посещение летних детских оздоровительных лагерей 1 раз в год.

Проблемы

Существует ряд проблем усыновления детей в России, которые приходится решать будущим родителям.

Социальные

Многие усыновители сталкиваются с такой проблемой, как недостаток социальных возможностей для усыновления.
То доход не такой высокий, то жилплощадь не большая.

Во многом быть или не быть родителями зависит именно от местных органов опеки и попечительства.

Правовые

Проблемы законодательства в усыновлении также существуют. В нашей стране институт усыновления не так развит в законном плане, как в других странах.

И хотя у нас существует множество федеральных законов и других нормативных актов об усыновлении, они, по сути, дублируют сами себя, давая волю недобросовестным чиновникам.

При отмене

Отмена усыновления возможна с «подачи» органов опеки и попечительства только в судебном порядке.

Если родители не справляются со своими новыми обязанностями, то суд вправе отменить усыновление и вернуть ребёнка в социальное учреждение.

При иностранном усыновлении

При усыновлении ребёнка, являющего гражданином другой страны, предусмотрен другой порядок, нежели при усыновлении российского ребёнка. Кроме смены имени и фамилии, ребёнку предстоит сменить гражданство на российское.

Взаимоотношения с ребенком

Проблемы адаптации детей в новой семье существуют всегда. К сожалению, наше государство не может обеспечить такие семьи постоянной психологической помощью.

По мнению усыновителей, психолог должен оказывать ребёнку (а иногда и родителям) помощь в первый год после усыновления.

Наследственность и здоровье

Нередко дети, оставшиеся без попечения родителей, это дети из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав по причине аморального поведения. Такие дети могут иметь плохую наследственность и, как следствие, проблемы со здоровьем в будущем.

Сколько времени занимает усыновление ребенка

Как показывает практика, усыновление занимает порядка 9 – 12 месяцев с первого обращения в органы опеки и попечительства.

Пути их решения

Можно несколько ускорить процесс, наняв для сбора документов адвоката или специалиста по семейным делам. Он же будет представлять интересы семейной пары в суде.

Не знаете, как правильно должно выглядеть заявление в суд об усыновлении? Читайте нашу статью:

Подробно о том, какие нужны документы для усыновления ребенка жены, написано

Вся информация о том, как усыновить ребёнка из дома малютки одинокой женщине, представлена

Вопросы

У будущих усыновителей существует множество вопросов.

Усыновителю более 40 лет

Как показывает судебная практика, у человека после 40 лет резко снижаются шансы на получение положительного ответа на усыновление.

И хотя современный человек к этому возрасту имеет стабильной материальное положение, а также недвижимость в собственности, представители органов опеки отказывают ему.

Одинокий родитель

У одинокого родителя шансы на усыновление также не велики.

Как взять в семью братьев и сестер

Проблема международного усыновления

В последнее время участились случаи усыновления российских детей иностранными гражданами. Доля международного усыновления составляет 40% от российского.

Сирот

Психологи уверены: трудное поведение приемного ребенка может быть своеобразным ответом на то, что происходит внутри семьи, в которую он пришел. И без изменений внутри семьи сложно бывает добиться изменений в поведении самих детей.

Что происходит с границами внутри семьи? Фото — cyberprzemoczstio.eu

Детский и семейный психолог, приглашенный специалист Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас») Джессика Франтова выделяет 4 причины того, почему ребенок ведет себя трудно. Своим мнением она поделилась с участниками конференции «Трудное поведение приемного ребенка: профилактика, причины, коррекция», организованной Благотворительным фондом помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас».

Джессика Франтова, психолог.

Границы внутри семьи

Большинство родителей очень любят говорить, что дети не соблюдают границ, не уважают родителей, делают что-то без спроса. Семейные психологи советуют родителям задать себе вопрос: «А что происходит с границами у вас внутри семьи?».

«Мы с вами выросли в той культуре, где границы в принципе не соблюдались. Для многих из нас возникает вопрос, о каких границах вообще идет речь? Закрываются ли у вас двери в комнату? Стучатся ли? Спрашивается ли разрешение, чтобы зайти в комнату к ребенку? Как вы друг к другу обращаетесь? Я часто встречаюсь с удивленным взглядом, когда задаю родителям эти вопросы», — говорит семейный и детский психолог Джессика Франтова.

Часто родители могут взять вещи ребенка без спроса, зайти к нему в комнату без спроса, считают, что у ребенка нет своего мнения, пока он не вырастет. «Самое обидное, что родители, когда такие вещи говорят, на самом деле этой подоплеки не имеют в виду. Они просто повторяют высказывания, к которым они привыкли. Не осознают того контекста, который лежит за этими фразами.

Ребенок находится в этой ситуации, а потом мы удивляемся, почему он не соблюдает чужие границы, например, ворует. Воровство – это тоже несоблюдение границ. Соответственно, работа с границами и их выстраиванием внутри семьи может очень благотворно отразиться на том, как ребенок будет вести себя в социуме, уважать чужие границы», — отмечает Джессика Франтова.

Слияние

Слияние – это когда взрослый очень-очень сильно внутри себя и своего эмоционального фона сливается с ребенком. Увидеть это довольно легко: взрослый говорит «мы» про себя и ребенка, который старше 1 года. «Мы спим», «мы едим», «мы сделали прививку», «мы поступили в вуз», «мы устроились на работу». Психологи призывают к тому, чтобы «мы» заканчивалось в один-полтора года.

В чем опасность слияния? Взрослый, вступающий в слияние с ребенком, ищет партнера для того, чтобы пережить свои трудности. И видит этого партнера в ребенке. Он сливается с проблемами ребенка, чтобы не решать свои собственные. И поэтому взрослый не заинтересован в том, чтобы ребенок стал решать свои проблемы.

«Так заложено, что каждая личность хочет быть собою, развиваться. А когда есть слияние, взрослый посылает сигнал ребенку: «Нет, ты не имеешь право уйти». Как ребенку вести себя в такой ситуации? Всеми силами протестовать и показывать «нет, я не ты, я другой». Часто «я другой» трансформируется в «я плохой», чтобы показать свое отличие, право быть самим собой», — говорит Джессика Франтова.

Взрослым нужно учиться переформулировать «мы» на «я» и «другой». И чаще задавать себе вопрос: «Мы – это кто?»

Иерархия

В семейной иерархии есть вышестоящие – родители и прародители (бабушки, дедушки), от которых мы получаем любовь, поддержку и заботу. Есть партнеры – братья, сестры, друзья, и есть нижестоящие – дети и животные, которым отдается любовь и забота.

В иерархии возможны нарушения: когда нижестоящие (дети) ставятся на место партнеров или когда они ставятся в ранг прародителей и родителей. То есть от них начинает ожидаться поддержка и помощь, которую они дать не могут в силу того, что маленькие и их место в системе другое.

«Когда ребенок оказывается в такой ситуации, когда он спасает своих родителей, утешает, помогает им, чувствует себя значимым, мы получаем трудного подростка. Потому что он уверен в том, что он главный в семье. Ему в семье дали хорошо понять, что он такой молодец, может спасти от одиночества и слез своих родителей. И когда пытаешься с ребенка эту корону снять, он безумно удивляется, что это его должны спасать. Приемные дети недополучили помощи вышестоящих. И без этого ресурса они должны еще что-то нам дать…Если ребенку дать понять, что его место в системе — это получать, а не отдавать, мы можем увидеть хорошие изменения в его поведении», — отмечает семейный и детский психолог Джессика Франтова.

Что делать взрослым, которые хотят требовать любви ребенка? Специалисты предлагают завести собаку и напоминают о том, что собака готова любить безусловно, примет вас какой вы есть. Второй способ – вспомнить, что каждому полагается два родителя, две бабушки и два дедушки. Не все они были ресурсом при жизни. Но в глубоком философском смысле каждый из них желает, чтобы мы были счастливы.

«В сложных жизненных ситуациях я рекомендую вспомнить, сколько людей над вами желает вам самого лучшего. Представьте их, поговорите с ними, послушайте их голоса в своем сердце, позвоните тем, кто жив, сходите к ним в гости», — рекомендует семейный психолог.

Семейные тайны

Если приемная семья имеет темы, про которые сложно говорить, страшно думать, будьте уверены, приемный ребенок их быстро вычислит, обращает внимание эксперт. Если в семье кто-то обманывает, то ребенок будет обманывать, если кто-то своровал, то ребенок тоже утащит.

«То, о чем нельзя говорить, так называемый семейный Волан-де-Морт обязательно вылезет. Если видим сложное поведение, спрашиваем себя и семью, где у нас было что-то похожее. Например, если была неотпущенная смерть, страшная потеря, то ребенок тоже может потеряться. Если есть тайна усыновления, тайны про кровную семью, то чем ближе ребенок к пубертату, тем больше он будет собою показывать все то, что скрыто и что неизвестно. Чем меньше тайн, тем лучше», — считает эксперт.

Уважаемые приемные родители, как вы относитесь к кровным папам и мамам, другим родственникам Вашего приемного ребенка (детей)?

Семья – это живая структура, обращают внимание специалисты. В новой семье ребенок проводит большую часть своей новой жизни. Соответственно, законы этой семьи, гласные и негласные, эмоции, которые циркулируют внутри семьи, семейные тайны – это то, под что ребенок неосознанно подстраивается для того чтобы выжить. В подростковом возрасте ребенок перестает себя сдерживать, хочет доказать всему миру, что знает, как правильно. Он хочет сделать самое лучшее для своих родителей, указав на их ошибки. Он делает так, как делали в отношении него всю жизнь: чтобы чему-то научить, показывали недостатки. В нашей культуре это довольно распространенный метод воспитания.

«Есть тема, что дети нам должны. Дети должны только одно – быть счастливыми. Это лучший показатель нашей работы», — резюмируют психологи.

  • Добавить в избранное 1