Проект для детей старшего дошкольного возраста содержание. Проект для детей старшего дошкольного возраста "умные игры". В собранную фигуру должны входить все семь частей

ПРОЕКТ по экологии ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Лекарственные растения»

Актуальность: Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир. Поддержать ребенка в стремление к познанию, экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.

Проблема: Растения растут вокруг нас, узнать какое значение они имеют для человека. Расширить представление детей о полезных свойствах растений.

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о названии, внешнем виде и пользе лекарственных растений. Узнать, что означает слово «фитотерапия».

Вид проекта : познавательно - исследовательский

Проект рассчитан на детей 5-7лет

Срок реализации проекта: долгосрочный – пять месяцев (с апреля по август)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : Формирование представлений о мире растений, их ценности для здоровья человека. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы.

Задачи для воспитанников:

Расширить представления детей о многообразии лекарственных растений, их пользе, и применении.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности;

Формировать у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы;

Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе

Развивать связную речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.

Развивать любознательность, познавательный интерес к природе, интерес к исследовательской деятельности, эстетическое восприятие окружающего мир Развивать у детей воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Воспитывать у детей уважительное отношение к природе, бережное отношение к растениям

Задачи для педагогов

Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала). Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей

Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей). Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации. Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "лекарственные растения". Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Формы и содержание работы с детьми:

Игровая деятельность. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Досуговая деятельность Наблюдения. Этические, ситуативные беседы, составление описательных загадок, сказок. Рассматривание альбомов экологической тематики. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе. Изготовление поделок из природного материала. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

Формы и содержание работы с родителями:

Консультирование. Выставка информационного материала экологической тематики. Выставка детской художественной литературы экологической тематики. Совместная деятельность. Совместное творчество.

Этапы и сроки реализации проекта . Период выполнения: апрель 2016года –август 2016 года

1.этап Подготовительный

1.Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядных пособий, дидактического материала.3. Подбор художественной литературы для чтения.4. Составление перспективного плана практической деятельности.

5.Создание презентаций по теме.

2. этап Практический

План мероприятий по реализации проекта.

Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов,

сказок, рассказов о лекарственных растениях

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Собери из частей целое»,

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, внешним признакам, запаху.

Дидактическое упражнение «Душистые мешочки»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,

закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части есть у растения.

Сюжетно -ролевая игра «Аптека».

Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли

самостоятельно.

Словесные игры:

«Назови растение», «Опиши, я отгадаю».

1. Беседа «Что мы знаем о растениях»с презентацией.

Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку

лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,

познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Беседа « Что такое фитотерапия».

Цель: познакомит с понятием «фитотерапия» . Расширить активный словарь по теме. Развивать речь.

4.Непосредственно - образовательная деятельность

«Путешествие в царство растений »

Цели: знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растений

Смоленской области; с правилами сбора и хранения растений; умение

разумно использовать дары природы на благо людей.

Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,

приготовление травяных лекарственных напитков.

Игра – Квест: «В поисках цветика - семицветика»

2. Темы наблюдений на прогулке: «Подорожник», «Клевер», «Мать и мачеха», «Крапива», «Одуванчик» на территории детского сада. «Мята», «Душица» - на грядке, «Календула»- на клумбе.

Общие цели для исследовательской деятельности, в наблюдениях за растениями.

Цели: познакомить детей с растением, с его внешним видом, строением.

Исследовательская деятельность: рассмотреть листья, стебли, цветы, найти отличия от других растений. Познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы растению, для того чтобы оно росло. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Наблюдение за одуванчиками, растущими в тени и на солнечном месте.

Продуктивная деятельность

5.Художественно творческая деятельность

:«Одуванчик» объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков:

жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Календула», «Ромашка» - пластилинография.

Цель: учить детей предавать особенности растения в технике пластилинография.

«Ромашка» рисование красками.

Цель: учить детей передавать в рисунке цвет и форму соцветий растения.

«Клевер», «Подорожник"- рисование карандашами.

Раскрашивание: «Растения луга »; «Растения леса»

Развитие речи.

Беседа: «Растения вокруг нас», « Полезные растения», Фитотерапия»

Общение: « «Живая и неживая природа»; «Чем помочь природе».

Ситуация: « Ты увидел, как твой друг бросил фантик с конфеты на территории детского сада. Твои действия».

Чтение художественной литературы

К.Ушинский «Утренние лучи»;

И.Соколов «Рассказы о природе»;

В.Бианки «Расссказы о природе»;

Стихи поэтов, классиков о природе: «Времена года»;

М. Пришвин «Про птиц и зверей»;

А.С.Пушкин « Стихи детям»;

Н.Сладков « Лесные сказки»

Художественно-эстетическая деятельность

Прослушивание классического произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Музыкальное развлечение: «Едем в лес за чудесами».

Физкультурно-оздоровительная деятельность

«Витаминный чай»

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя с детьми по уходу за растениями в уголке природы;

Приведение в порядок огорода, растение мята(сбор,сушка)

Посадка цветочных растений на клумбах;(календула)

Полив растений.

Работа с родителями

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, составление папки - передвижки

«Рецепты « зеленой аптеки»», помощь детям в подборе информации.

Выставка творческих работ « Зеленая аптека»

Фотоколлаж «Природа и мы»

Консультации для родителей:«Эколог с пеленок»« Воспитание у детей правильного отношения к природе».

3.Этап.Заключительный .Подведение итогов

Список литературы

1..Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва«Просвещение» 2001.

2.Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

3.Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

4.Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы.

Развитие речи». Москва 2002

5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 20006. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.

Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Отчет о проведение проекта « Лекарственные растения»

В ходе работы над проектом были достигнуты следующие результаты: обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического

воспитания путем применения научных методов и приемов.

Собрали материал о лекарственных растениях нашего края.

Родителями совместно с детьми была оформлена картотека по лекарственным растениям Вяземского района Смоленской области. В период работы над проектом у детей обогатился словарный запас по теме (дети знают стихи, загадки о растениях).

Могут рассказать, чем они полезны, и как используются, как правильно собирать растения и сушить.

У детей развился познавательный интерес к растениям, исследовательской деятельности, экспериментированию.

Развито уважительное отношение к природе, ее значимости для людей.

Расширились знания: если к началу проекта дети знали 2-4 лекарственных растения, то к окончанию проекта 11. Дети не только научились называть растения на картинках, но и находить их в природе.

Зайцева Екатерина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ г.Москвы Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Комплексный экологический проект "Деревья" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тема: Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 30.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Комплексный

экологический

проект

«Деревья»

для детей среднего и старшего

Учитель-дефектолог Зайцева Е.А.

Апрель, 2016г.

Апрель, 2016г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «Деревья»

Дефектолог Зайцева Е.А.

Тема: «Прогулка в лес»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами деревьев, расширить кругозор по данной

Обогащение словаря;

Развитие лексико- грамматической стороны речи;

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование: куклы би-ба-бо(Буратино, дед-лесник), крупные картинки с деревьями

(ель, сосна, береза, дуб, рябина, яблоня, осина), картинки (листья и семена деревьев,

рост и развитее дерева, строение дерева, годичные кольца), сюжетная картинка про

мальчика-хулигана, игрушки-животные.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика.

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех

пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Это я, я, я!

« Буратино в лесу»

Педагог: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес, чтобы посмотреть на деревья.

В лесу много разных деревьев» Дети рассматривают елку, сосну, осину и т.д., называют

животных:

Под яблоней живет ежик.

За дубом спрятался кабан, а в дупле сидит белка.

Под елкой медведь берлогу построил.

Под осинкой зайчик ночует.

Под сосной волк логово устроил.

На рябине птички гнездо свили.

Под березой лисичка нору вырыла.

Вдруг появляется Буратино с топором и хочет срубить рябинку. А птички кричат:

« Чик- чирик! Ты что наше деревце губишь! Мы вообще-то сдесь живем и птенчиков

растим! И ягоды клюем! А ты что творишь?» Буратино: « Ладно, извините меня! Не

буду вашу рябину трогать, пойду другое дерево поищу»

Замахнулся Буратино на осину, а оттуда зайчик выпрыгнул: « Не надо мою осинку

губить! Я всегда под ней ночую! Она меня от волка и от лисы оберегает. Как только

волк или лиса подходит, осинка сразу своими листиками тревожно шуршит- меня

будит!» Потом Буратино к березе пошел, а из под нее лиса выскочила и говорит: « Ты

что, носатый, делаешь? У меня скоро лисята будут, а он мне дом ломает! Безобразие!»

яблоки! Ура!» Появляется ежик: « Фыр,фыр! Не губи мою яблоньку, я очень яблочки

люблю! А еще у меня здесь норка!» Пожалел Буратино ежа и пошел к дубу.А там белка

с кабаном как раскричались: «Не руби дуб! Мы его очень любим и жить без него не

сможем!» Потом Буратино подошел к елке, увидел что под ней медведь в берлоге спит

и поспешил уйти. « Ну все,- подумал Буратино,- сосну я точно срублю, а то мы с папой

Карло без дров останемся.» Только Буратино замахнулся, а из под сосны волк

выпрыгнул и зубами щелкает: « А ну, уходи отсюда! А то я тебя съем!» « Не съешь! Я

деревянный!»-отвечает Буратино. « Ах ты еще и деревянный! Тогда иди, выясни, из

какого дерева ты сделан,а потом топором размахивай!»- сказал волк.

Педагог спрашивает детей: « Дети, правда, из какого дерева может быть сделан

Буратино?» (Называние прилагательных-дубовый, сосновый,еловый, осиновый,

березовый)

Буратино и лесник

Педагог: Идет Буратино по тропинке, горько плачет. Навстречу ему лесник идет,

спрашивает: « Ты что, мальчик, плачешь? Может,обидел кто?» « Как же мне,дедушка, не

плакать?! Папа Карло мне дров велел нарубить, а звери и птицы мне не дают! Ругаются!»

« И не дадут!- отвечает лесник,- деревья и людям и животным нужны!»

Педагог предлагает детям предположить, что было бы, если,например не было бы

деревьев(показывает картинки)

ДУБ ЖЕЛУДЬ КАБАН

ЕЛЬ, СОСНА ШИШКИ БЕЛКИ

БЕРЕЗА, ОСИНА ГРИБЫ БЕЛКИ, ЕЖИ

ПТИЦЫ ГУСЕНИЦЫ ДЕРЕВЬЯ

Педагог предлагает детям объяснить данные цепочки (если исчезнут дубы- не будет

желудей и кабаны уйдут из леса и т.д.)

Рост и развитие деревьев.

Лесник рассказывает детям, как растет дерево. Дети сами рассказывают по картинкам,

отвечают на вопросы педагога.

СЕМЕЧКО РОСТОК САЖЕНЕЦ ДЕРЕВЦЕ ДЕРЕВО

СЕМЕЧКО ЕЛКИ РОСТОК ЕЛКИ САЖЕНЕЦ ЕЛЬ

Затем педагог с лесником рассказывают детям о строении дерева (корень, ствол, ветки,

листья) и о годичных кольцах.

Педагог: « Вот видите, ребята, как долго растет дерево! Сколько много лет ему может

быть! А Буратино хотел все срубить!»

Буратино: «А что же мне тогда делать? Где дрова то взять? Папа Карло мерзнет!»

Лесник: «Не беда! Дрова я тебе найду! В лесу есть засохшие деревья-их можно срубить. А

еще много веток и сучьев на земле валяется.»

5)Физкультминутка

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

6) Рассматривание семян деревьев.

Лесник предлагает детям рассмотреть семена дуба, клена, шишки сосны и елки.

Дети « шелушат» шишки, находят внутри них семена сосны и ели, сравнивают их.

Педагог также показывает детям картинки с изображением различных семян и

листьев, предлагает найти с какого дерева каой листочек упал.

Рассказ про мальчика- хулигана.

Педагог показывает детям сюжетную картинку (Мальчик в лесу ломает деревья,разоряет

птичие гнезда, стрелляет из рогатки, разбрасывает мусор, гоняет белок)

Лесник: « Прибежал как-то раз к нам в лес мальчик-хулиган. И смотрите, что он наделал!»

(дети перечисляют проделки мальчика)

Лесник: « Дети, разве можно так себя вести в лесу?

Дети вместе с педагогом осуждают мальчика.

Итог занятия.

Педагог и дети прощаются с Буратино и лесником, говорят им «до свидания!»

Педагог уточняет знания детей о деревьях, о том как надо вести себя в лесу и т.д.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДЕРЕВЬЯ -

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

1.Тема: «Деревья - наши верные друзья »

2.Тип проекта: проектно - исследовательский.

3.Характер проекта: творческо - исследовательский.

4.По характеру контактов: дети,дефектолог, воспитатель, родители.

5.По количеству участников: групповой

6.По продолжительности: краткосрочный (22.03.13 -27.04.13).

7. Предмет исследования: деревья на нашем участке.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического

сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и

бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются

возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию

положительных моральных качеств.

Цель проекта:

- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его

экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с

окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе

наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о деревьях;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства

построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые

знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения

реализовывать интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным

эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества

нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии,

образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы,

экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления

через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для

человека.

Занятия и другие виды работы с детьми в рамках

проекта «Деревья»

Виды работы

Краткое описание

Кто проводит

Занятие по ознакомлению

с окружающим миром

« Прогулка в лес»

Знакомство с разными видами

деревьев, рассмстривание семян,

листьев. Рассказ о значении деревьев

для людей и животных

Дефектолог

Занятие по развитию речи

Тема «Деревья»

Расширение словаря по данной теме,

усовершенствование лексико-

грамматического строя речи

Коллективная аппликация

Дети сначала вырезают из цветной

бумаги листочки и желуди, затем

наклеивают их на ветки дуба.

Воспитатель

Рисование « Осенние

Дети раскрашивают акварелью листья

деревьев(ребины, дуба,клена, липы)

Воспитатель

Лепка « Дары деревьев»

Дети лепят из пластелина яблоки,

груши, сливы.

Воспитатель

Экспериментирование

«Семена»

Проводится как часть занятия по озн. с

окружающим.Дети рассматривают

семена дуба, клена, березы, шелушат

Дефектолог

Экспериментирование

« Как распускаются

Долгосрочный эксперимент. Ветки

тополя, березы, липы ставятся в воду.

Дети вместе с педагогом наблюдают,

как у веток набухают почки,

появляются листья.

Дефектолог и

воспитатель.

Наблюдение за

сезонными изменениями

деревьев на прогулке.

Педагог обращает внимание детей на

деревья, на то как они меняются в

разные времена года.

Воспитатель

Хоровод « Во поле

березка стояла»

Дети водят хоровод вокруг березы под

Музыкальный

руководитель

Игра « Найди свое

деревце»

Дети под музыку сажают деревья,

затем разбегаются. Когда начинает

капать дождик,дети должны спрятаться

каждый под своим деревом.

Педагог по

физкультуре.

Спектакль « Как коза

избушку строила»

Педагог показывает детям спектакль о

том, как коза сбежала от старухи и

решила построить избушку в лесу под

Педагог по

театрализованной

деятельности.

Загадки о деревьях

Белые овечки бегают по свечке.

Ответ (Верба)

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ (Осина)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белёны, шапочки зелёны.

Ответ (Берёзы)

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Ответ (Берёза)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ (Ива)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Ответ (Дерево)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

Ответ (Лиственница)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.(Сосна)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Стихи о деревьях

Дерево

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Скольких птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

ЛИСТОПАД

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Он из жёлудя пророс,

А потом всё рос и рос,

Год за годом подрастал -

И могучим дубом стал!

Береза

От жары и от мороза

Не расплачется берёза,

Но задень её весной -

Слёзы потекут рекой!

Ель, сосна

У зелёной ёлки -

Короткие иголки.

У сосны - длинны

И тоже зелены!

Клен

Клён в рябину был влюблён,

Но стоял безмолвно он,

Как стояла и она,

Тоже в клёна влюблена!

Тополь

За окном, в разгаре лета,

Побелела вся земля.

Неужели снег? Нет, это –

Пух роняют тополя!

Липа

От простуды

И от гриппа

Дарит нам

Цветочки липа!

Ольха

Даже осенью она,

Как и летом зелена.

Так зелёную листву

И роняет на траву!

Кедр

Не боится кедр ветра,

Это тот боится кедра

И обходит его, чтоб

Не ударил больно лоб!

Елка

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета!

(Т. Волгина)

Сказки про деревья

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

М.Скребцова

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все

деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву

удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от

мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.

Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не

нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним

платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у

нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое. Как-то осенью стала

березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:

Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей

красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.

Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до

поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей

бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!

Пожалела осень ольху и говорит:

Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками.

Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-

Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я

ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна

влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы

выше, чем хранить эту влагу для всех.

Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев

да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под

земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом,

где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа.

Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через

несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель

из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей

обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где

ольха - там сена вороха."

Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:

Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

Что нового об ольхе вы узнали из этой сказки?

Какие еще деревья, подобно ольхе, свои листья зелеными сбрасывают?

Какие еще деревья морозов не боятся?

Почему с ольхой все деревья дружили?

Чем береза от ольхи отличается?

Как вы думаете, кому из них легче живется и почему?

Как люди используют уникальное свойство древесины ольхи?

В чем заключается внутренняя красота дерева?

Почему Матушка-природа решила помочь ольхе?

ХВОЙНЫЙ ЛЕС

СОЛНЕЧНОЕ ДЕРЕВО

М.Скребцова

Как-то раз загрустило солнышко, глядя с небес на хвойный лес:

Изо дня в день освещаю я его своими лучами, а лес все равно темный. Вот лиственные

леса свет мой хранить умеют. Пошлю-ка я свой лучик в хвойный лес. Пусть спросит у

деревьев, куда они мой свет прячут.

Послало солнышко свой самый светлый лучик в темный лес хвойный. Деревья его сразу

заметили и жадно к нему потянулись своими лапами.

Удивился лучик и спрашивает деревья: - Если вы свет любите, что же вы всегда темные?

Солнышко удивляется, куда вы свет его прячете?

Отвечают деревья лучику:

Мы храним свет солнышка в иголках - им зиму долгую зимовать, вот и копят они свет да

Лучик снова спрашивает:

Почему же ваша хвоя не светлеет от света солнечного, почему она темной остается?

Деревья отвечают лучику:

У нас только молодые иголочки светятся. Это в начале лета бывает, пока они могут

беззаботно жизни радоваться. Но мы их торопим, чтобы взрослели скорее, - зима суровая

ждать не станет. Вот они и стараются: свет солнышка впитывают, хвоинки свои в толстую

плотную кожицу закутывают да еще поверх нее, будто непромокаемым плащом, сизым

восковым налетом покрываются, чтобы не страшны им были морозы да ураганы. Поэтому

к середине лета они уже темнеют.

Лучик произнес с грустью:

Как жаль, что среди вас нет дерева, чья хвоя всегда светлой оставалась бы: и зимой и

летом. С этим деревом в лесу вашем сразу бы светлее стало.

Попрощался лучик с деревьями и к солнышку вернулся. Выслушало его солнышко и

Знаю я, лучик, что делать. Попрошу-ка я Мать-природу посадить в хвойном лесу семечко

солнечного дерева. Ты, лучик, будешь его растить да оберегать; от твоей заботы многое

зависит. Смотри, не ленись, а потом мне обо всем расскажешь.

Исполнила Мать-природа просьбу солнышка и посадила в хвойном лесу маленькое бурое

Скоро проросло семечко в деревце. Стало деревце расти не по дням, а по часам. Другие

деревья быстро обогнало. Лучик от него ни на минутку не отходил, и выросли у деревца

из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная,

бархатистая.

Радуется лучик:

Наконец-то, светлое деревце выросло.

Привязался лучик к деревцу, полюбил его, целыми днями ласкал да щекотал его. От этого

все деревце будто светилось.

На ночь лучик за гору уходил, а деревце засыпало сладко, обогретое за день любовью и

светом своего друга. Утром лучик снова к деревцу своему спешил.

Наступила осень. Хвоя деревца стала нежно-золотой.

Лучик сам себя не помнил от счастья:

Деревце мое с каждым днем все больше на солнышко похожим становится. Будет теперь

в хвойном лесу золотое пятнышко.

Но вдруг случилось страшное. Как-то утром прилетел лучик в лес, а деревце его голое

стоит. Посмотрел лучик на землю и увидел на ней солнечный коврик из золотых хвоинок.

Заплакал лучик:

Что же я наделал, проглядел деревце, не заметил, как заболело оно. Как я солнышку на

глаза покажусь?

А солнышко тут как тут. Улыбается лучику:

Не плачь, я все уже знаю. Когда Мать-природа по моей просьбе солнечное семечко в

землю посадила, она поведала мне его тайну. Это деревце необычное. Оно так солнышко

любит, что не может жить без него. Ночью, как только вы, лучики, прячетесь, деревце тоже

засыпает и замирает, даже расти перестает, в отличие от елей и сосен. Зимой же оно спит

крепким сном, поэтому и сбрасывает на зиму свои листья - хвою. Весной, лучик, ты снова

увидишь свое деревце в красивом и светлом наряде.

Лучик всполошился:

Как же наше деревце хрупкое зиму суровую переживет без хвои?

Отвечает солнышко:

Но у него же есть друг-лучик! С таким другом солнечному деревцу не страшна даже

лютая зима.

Так все и получилось, как солнышко пообещало. Столь хрупкое на вид деревце

безмятежно пережило лютую зиму и к весне вновь покрылось необыкновенно мягкой и

нежной хвоей. Лучик был счастлив.

Так появилась на земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где

растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за

тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

Что нового о жизни лиственницы вы узнали из этой сказки?

Напишите сказку о том, как хвойные деревья лиственницу королевой леса выбрали.

Почему лиственница так вынослива? Что придает ей силу бороться с холодом и стужей?

Как вы думаете, почему природа-мать просьбу солнышка исполнила?

Какие еще деревья на земле вы могли бы назвать солнечными и почему?

Нарисуйте лиственницу из сказки и лучик, ласкающий ее ветви.

Какие еще деревья или растения солнечный лучик вырастил? Напишите об этом сказку.

Напишите сказку о том, как лиственница с солнышком подружилась.

Почему ночью лиственница будто засыпает?

Напишите сказку об одной лиственнице, которой снились удивительные сны.

Какие удивительными свойствами наделила Матушка-природа другие деревья?

Ёлка

В одном лесу деревья научились говорить. Вот однажды дикая яблоня завела разговор:

Скоро зима настанет, выпадет снег, мои веточки будут покрыты толстым слоем снега, а

почки так и останутся живыми, летом я смогу угостить детей сладкими яблочками!

А Дуб ей отвечает:

Ты права, Яблоня. Мои ветви и сучья ни ветер, ни вьюга, ни буря не сломают.

Я тоже зиме радуюсь,- сказал Клён.- Мои семена окрепнут, а весной ветер их разнесёт по

А тут Яблонька спросила Ёлку:

Уважаемая Ёлка, а почему Вы молчите? Вам, наверное, есть, что сказать?

У меня тоже скоро радость случится, в этом году я поеду к детям на Новогодний

праздник!

Всё так и случилось. Ёлку увезли к детям на праздник, нарядили, а все вокруг неё пели,

танцевали, водили хороводы, читали стихи

Цветущие деревья

Росли в саду груша и вишня. Грушу звали – Фрут, а вишню – Чери. И они представляли,

что их сад растёт возле замка, и за ними ухаживает садовник. А на самом деле они были в

заброшенном саду, и уже 10 лет на них не было фруктов. Возле забора росла берёза.

Вот и говорит им берёза:

Всем нужен заботливый хозяин.

Однажды мимо проходила одна девочка. И увидела она Чери и Фрут. И решила за ними

ухаживать. Она каждый день заботливо их поливала, собирала жучков и даже

разговаривала с ними. И в один прекрасный день на Чери и Фрут появились фрукты.

Девочка собрала их и отнесла домой – маме и папе.

Так в любви и заботе цветут сады.

Дятел и два дерева

Летел дятел по лесу, искал себе дерево, чтобы на нем жить, жуков и червяков клевать. Вот

видит он два дерева: молодой клен и старый тополь. Подлетает он к клену и говорит:

Клен, клен, можно на тебе поселиться? Буду на тебе жить и от жуков и червяков тебя

Отвечает ему клен:

Не нужен ты мне, у меня из-за твоего стука все листья попадают. Иди лучше к тополю.

Полетел дятел к тополю и говорит:

Тополь, тополь, можно на тебе поселиться? Буду на тебе жить и от жуков и червяков тебя

спасать, не пожалеешь!

Отвечает ему старый тополь:

Живи, сколько хочешь, вместе веселее!

И поселился дятел на тополе. И живут они вместе до сих пор. А клен через пять лет весь

прогнил и развалился.

Сказка о деревьях

Далеко-далеко от города Москвы был лес, который непростой, а живой. Весь лес

разговаривал, и там жили друзья-деревья. В один прекрасный день начался спор.

Начал спор дуб, и стал он хвастаться так:

Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо

смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь

бурям, не гнусь перед грозою.

Но тут в спор вступил каштан:

А я очень красив цветом, моя большая крона покрывается белыми букетами, и люди

любуются мною.

Перестаньте спорить, все равно, я красивее всех, - крикнула высокая стройная ёлка. – У

меня вечнозелёные пушистые ветви, на Новый год меня украшают цветными шарами и

бусами, вокруг меня водят хороводы и поют песни. Все меня любят и восхищаются мною!

Дуб и каштан возмутились:

Твои иголки такие острые и колючие, что до тебя неприятно дотрагиваться.

Зато я всегда нарядная, а вся ваша красота осенью облетает. И у вас всю зиму унылый

Ни дубу, ни каштану нечем было ответить этой глупой ёлке. Их спор слушала стоявшая

неподалёку сосна.

Перестаньте спорить, – сказала сосна, – все деревья одинаково нужны людям, и чем нас

больше, тем лучше!

И все деревья согласились с сосной, а спор закончился - дружбой.

Сказка про дерево

Жило-было дерево. Именно не росло, а жило. У деревьев ведь все как у людей: рождение,

жизнь, смерть. Родилось оно в обычном лесу и сразу стало бороться за свою жизнь. Это

было легко, потому что жаркое солнце и сильный дождь не всегда были злыми и

жестокими. Дерево их очень любило и прощало им то, что они иногда делали ему больно,

терпело, когда они его наказывали, радовалось, когда отдавали свое тепло и нежность.

Нельзя сказать, что дереву было легко жить, но оно стойко выносило все невзгоды и

ловило моменты счастья, как маленькие дети ловят зеркалом солнце, что бы пустить

солнечного зайчика.

У дерева было много друзей, других деревьев, которые росли вокруг. Вместе они часто

играли с ветром, когда он был не занят. Это было очень весело: ветер смешно взъерошивал

им листья и они притворялись кораблями с большими парусами, мерно раскачиваясь на

воображаемых волнах. Но больше всего они любили, когда одновременно светило солнце

и шел дождь. Тогда они купались в искрящейся теплой воде, с наслаждением смывая

песок и пыль с листьев, блаженно подставляя под солнечный душ каждую веточку. Листья

начинали блестеть и празднично переливаться, и деревья красовались друг перед другом,

стараясь перещеголять соседа нарядом. Тогда они становились похожи на стайку молодых

девушек, которые приехали на бал и хвастают своими новыми кисейными платьями.

Надо сказать, что наше дерево было одним из самых красивых в лесу. Весной оно

расцветало белыми цветами и от него исходил тонкий сладковатый аромат. Летом ярко-

зеленая листва становилась пышной и густой и давала самую прохладную тень в лесу, а

осенью таких ярких чудесных платьев и сладких с кисловатым привкусом плодов не было

ни у кого в лесу.

Наверное, поэтому именно это дерево полюбила девушка из соседнего поселка. Она

приходила к нему каждый день и сидела часами, читая какую-нибудь книгу или просто

сидя и мечтая о чем-то своем. Или обнимала ствол и рассказывала о том, что произошло за

день. Она рассказывала про все свои радости, шептала про свои секреты. Она делила с

деревом все свои горести и тогда по стволу тонкими, непривычно солеными струйками

стекали слезы, теряясь в трещинках коры. Дерево жалело девушку и успокаивающе

шелестело листьями, стараясь усыпить ее грусть. Так они и жили. Дерево каждый день

жило в ожидании девушки. А она, освобождаясь от каждодневных скучных дней, сразу

бежала в лес, к любимому дереву.

Однажды весной, когда дерево чудесно расцвело и благоухало на зависть другим

деревьям, девушка прибежала в лес ранним утром, когда солнце еще не показалось из-за

пригорка, а в лесу стояла звенящая тишина. Было прохладно, сонное дерево стояло в росе,

но белые цветы уже почти раскрылись, готовясь встретить долгожданное солнце. Столь

неожиданный приход очень обрадовал дерево - радостно было встречать новый день с

любимым человеком. Но девушка не стала садиться под дерево и даже не обняла ствол,

здороваясь, как она это делала раньше.

Вместо этого она встала на цыпочки и стала обламывать ветки, покрытые цветами.

Дереву было очень больно, но оно не могло ни убежать, ни спрятаться. Девушка же

обломала все ветки, до которых смогла достать, и побежала домой. А покалеченное дерево

осталось стоять в еще тихом лесу. Поломанные ветки нестерпимо ныли, и боль отдавалась

в ствол. На земле валялись оборванные цветы. Но еще больнее было внутри, и дерево не

могло понять, что это болит.

Девушка приходила еще несколько раз, но дерево болезненно переносило ее приходы и

долго не могло уснуть по ночам.

Уже давно зажили ветки и обросли новыми листьями, а внутри по-прежнему что-то

саднило. Эта боль вонзилась глубоко и остро и не давала дереву забыть о том ужасном

утре. Теперь дерево не участвовало в общих веселых играх. Его больше не радовали

новые наряды, ему не нужно было ласковое солнце, оно хмурилось, когда ветер трепал

ему листья. Дереву нестерпимо было вспоминать об этом предательстве, оно уже не могло

себе представить, что еще когда-нибудь сможет жить так, как прежде.

Так прошло лето, осень, зима. Опять наступила весна. В этом году дерево встречало ее

грустно и уныло. Оно опять покрылось цветами, но теперь они были всего лишь еще

одним напоминанием перенесенных страданий, сломленных веток и боли, застрявшей

глубоко внутри.

Была середина весны, когда однажды днем дерево услышало приближающуюся песню.

Песня была грустная, но очень красивая. Звонкий детский голосок старательно выводил

сложную мелодию. Это была смешная девочка с торчащими светлыми косичками и

веснушчатым носиком. В ладошке она зажимала маленький букетик полевых цветов.

Девчушка увидела дерево и остановилась в изумлении, задрав голову и широко открыв

свои глазенки. Дерево грустно качнуло ветками. Девочка обошла его вокруг и уселась в

тенек, положив рядом букетик. Так она сидела долго, пела песни и любовалась деревом, а

ушла только под вечер.

На следующий день она пришла снова. Потом еще раз. И дерево не заметило, как девочка

стала прибегать к нему почти каждый день.

Дерево стало к ней привыкать и с каждым приходом девочки, с каждой новой песней

утихала боль, уходила тоска, унималась грусть. Постепенно дерево опять стало радоваться

новому дню, солнцу и дождю. А однажды девчушка обняла его ствол и сказала: "Дерево, я

тебя люблю и никогда не обижу". И дерево поверило. Поверило опять несмотря ни на что.

Поверило, потому что хотело поверить. И теперь каждый день дерево опять ожидало

прихода человека, который его любил.

Международная гимназия инновационного центра «Сколково»

ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

« Предметы, которые нас окружают, помогают нам организовать свой быт»

Дерябина Ю.Ю. воспитатель старшей группы

Москва 2018

Продолжительность проектной деятельности:

(3 часа)

Линии исследования:

1. Зачем человеку нужны предметы быта

2. Функция предметов быта зависит от назначения помещения

3. Современный человек выбирает стиль в интерьере

Ожидаемые результаты :

Ребенок узнает различные предметы быта, умеет их классифицировать (мебель, сантехника, бытовые приборы)

Осознает различное назначение предметов быта в зависимости от назначения помещения (кушетка в детской, кушетка в мед. кабинете, холодильник в квартире и столовой)

Умеет выделять признаки предметов, обобщать их и систематизировать

Узнает стили в интерьере, может выделить явные признаки того или иного стиля

Получает осознание о том, что человек подбирает обстановку дома, в соответствии с собственным вкусом

Предоценивание (30 мин.)

Исследование началось с провокации детей, когда пропали стулья перед завтраком.

Дети очень удивились и начали придумывать различные заменители.

Сели на подушки (низко) и т.д.

Вопросы воспитателя:

«Для чего нужны стулья?,

Без чего мы сможем обойтись?

Как вы думаете, как давно придумали стулья?

На чем сидели древние люди?

А какие предметы еще нам помогают?

Что такое быт?

На какие группы можно разделить предметы быта?

Как люди выбирают предметы быта?

В процессе данной беседы мы пришли к выводу, что дети хотели бы узнать:

Кто придумывает предметы быта?

Чем отличаются предметы быта в разных помещениях?

Какие разновидности мебели существуют?

Как люди подбирают мебель для помещения?

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОСТЕРА «ДОМ, В КОТОРОМ Я БУДУ ЖИТЬ» (40 мин.)

Предварительная работа : экскурсия по гимназии, рассматривание предметов быта с называнием их функции, внешнего вида, рассматривание картинок различных помещений (квартира, мед. кабинет, столовая, ресторан и т.д).

Цель : развивать умение детей классифицировать предметы мебели, выделять характерные признаки предметов и интерьеров, в зависимости от помещения и их функционального назначения. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Материалы: ватман, мольберт, картинки предметов быта для разных помещений.

Ход занятия :

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем придумывать дом, в котором вы хотели бы жить. С чего необходимо начать?"

Дети начали с того, что нужно определить сколько этажей будет в нем, какие помещения (Ответы детей: спальня, библиотека, мед. кабинет на первом этаже, столовая, кладовка, лестница). Несмотря на провокацию, в виде наличия картинки ресторана, дети сказали, что он должен быть в отдельном здании. Но обозначили, что на первом этаже будет мед. кабинет и начали приводить примеры, что у кого-то в доме стоматология.

Ульяна: "В спальне должна быть кровать. Кровати бывают разные двуспальная и детская..",

Федор: "Кушетка в мед. кабинете отличается от кушетки в комнате.. , но там должен быть компьютер"

Итог : Дети построили дом своей мечты, обозначили для каждого помещения свои предметы быта, постарались их подобрать в определенной цветовой гамме и еще долгое время дети дорисовывали и дополняли дом.




«Стили мебели» (40 мин.)

Предварительная работа : Сбор фото детских комнат, беседы на тему разные интерьеры.

Цель : подвести детей к тому, что для каждого помещения существуют свои предметы быта и они разные не только по функциям, но и по внешнему виду. Познакомить детей с разными стилями интерьеров.

Ход занятия :

Игровое упражнение «Четыре угла».

В группе в 4 углах весят картинки помещений, выполненных в стиле Барокко, Классицизм, Модерн и Хай-Тек.

Детям ставится задача найти фото своей комнаты и определить к какому стилю относится его комната или предмет интерьера.

Когда дети разошлись по углам, каждый отвечает на вопрос, почему ты считаешь, что именно туда относится твоя комната?

По каким признакам ты смог это определить (Дети отвечают цвет, украшения, формы самой мебели), воспитатель фиксирует на доске характерные для разных стилей особенности, названные детьми.

После выслушивания всех мнений детям показывают презентацию (см. приложение) и они определяют правильные ли выводы они сделали (см. вложение).

Закрепление полученных знаний: На следующем занятии детям предлагается выполнить задание:

«Проведи линию от картинки к названиям стилей…» (если дети не умеют читать, воспитатель озвучивает цифры)



Итог: Дети безошибочно справились с заданием и еще долгое время обсуждали свои комнаты, выясняли какой же стиль представлен в гимназии, многие говорили о том, что теперь хотят сделать свою комнату в стиле Хай-Тек, какие предметы они хотели бы дополнить в свою комнату. В дальнейшем дети выбрали это задание, как игру на асамблее, которая проводилась с детьми Подготовительной группы и они выполняли роль ведущих и направляли детей из других групп.

Итоговое оценивание (50 мин).

Цель : Определить достижения учащихся, оценка приобретенных в процессе исследования знаний, навыков и отношений.

Студентам предлагаются выполнить задание с помощью «Кругов Вена» и назвать общее и разное в комнатах (гостиная и кухня, гостиная и спальня, спальня и кухня).

Воспитатель фиксирует ответы детей.

Игорь: «В гостиной и спальне могут диван, телевизор, шкаф, стул….»

Мирослава: «В гостиной все сидят, когда пришли гости, значит нужен диван, кресло… А в спальне люди спят, поэтому там должна стоять кровать…»

Кирилл: «У меня на кухне стоит посуда и холодильник…а кресло и диван стоят в гостиной..»

Так же детьми самостоятельно дома и на других предметах, были изготовлен коллективный макет дома, в котором дети собственными руками подбирали и изготавливали мебель, предметы интерьера, обои в соответствии с назначением помещений, их цветовой гаммой и стилем.






САМООЦЕНИВАНИЕ

В конце исследования, проводилось оценивание детьми своей исследовательской деятельности.

Детям предложили выделить критерии и нарисовать человечка на той ступени, на которой находится студент в конце исследования.

1. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, самостоятельно делал выводы, справился со всеми заданиями без помощи взрослого.

2. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, делал выводы при помощи взрослого, справился со всеми заданиями

3. Студенту не очень понравилась тема, он делал выводы при помощи взрослого, справился не со всеми заданиями, так как было сложно.

Итог: Все дети нарисовали себя на второй или верхней ступени.

Итоги

Таким образом, в процессе данного исследования дети познакомились с различными предметами быта, их названиями, внешним видом, функциями, научились устанавливать взаимосвязи между предметами быта и материалом из которого он изготовлен (в мед. кабинете это материалы которые можно мыть, дезинфицировать), научились находить уникальные характеристики предметов, узнали их различные функции и осознали необходимость их создания.

А главное, что дети получили знания не в готовом виде, а в процессе исследовательской деятельности. У них развиваются мыслительные, коммуникативные, исследовательские навыки, дети учатся анализировать и делать выводы, воспитывается бережное отношение к окружающим предметам. Закладываются такие качества как любознательность, креативность, понимание ценности и красоты мира и людей, воспитывается эстетический вкус.

Готовый проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Участники проекта:

Творческая группа детей старшего дошкольного возраста МКДОУ № 48: Журвель Милана, Карагозова Алёна, Новиков Владимир

Руководитель:

Красильникова Татьяна Александровна, воспитатель МК ДОУ № 48.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Расширить представления о добыче соли.
  4. Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
  5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта :

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3 Заключительный этап.

  • — Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
  • — Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
  • — Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

— Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

— Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

— ИКТ- слайды

Список литературы

1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2 Интернет ресурс.

Скачать презентацию













Проект для старшего дошкольного возраста: «Космические дали»

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности. Для лучшего освоения детьми старшей группы познавательного развития была выбрана проектная методика. Занятия направлены не только на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, но и на воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.

Работа осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе, о солнечной системе, нашей планете Земля и стране Россия. Проект был разработан для детей старшей группы, где были предоставлены разные формы организации и интеграции образовательной деятельности.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса и любознательности воспитанников в процессе ознакомления с планетой Земля

Задачи проекта:

Формировать общие представление о солнечной системе, об уникальности Земли среди других планет

Развивать мышление, умение проводить сравнение (сравнивая планеты солнечной системы с планетой Земля- анализируя и делая вывод на этой основе).

Развивать у детей умение самостоятельно удовлетворять свою любознательность, наблюдательность на основе проделывания опытов;

Формировать первоначальные основы экологической культуры (понимать, что Земля – это общий дом для людей, животных, растений и нужно бережно относится к ней и ко всему живому).

Вид проекта : исследовательский, групповой

Сроки реализации -2 недели

Участники проекта «Именины Земли»: педагоги, воспитанники старшей группы, родители.

Приёмы и методы реализации проекта:

    Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

    Рассматривание картин, составление альбомов на тему «Космос», «Наша планета «Земля».

    Оформление выставок

    Самостоятельная продуктивная деятельность детей

    Просмотр презентаций на тему: «Планеты Солнечной системы»

    Составление коллажа «Где, чей дом»

    Вовлечение родителей в совместную деятельность

    Организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей

    Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа:

Подготовительный этап (2 неделя апреля):

Действия педагогов

Действия детей

Введение в игровую ситуацию

Вживаются в ситуацию

Формулировка проблемы

Осознают и личностно воспринимают проблему

Определение задач

Принимают проблемы проекта

Популяризация полученной раннее информации

Систематизируют информацию

Помощь в планировании деятельности

Планируют совместную и самостоятельную деятельность

Разработка конспектов образовательной деятельности и совместной деятельности детей, педагогов, родителей по проекту

Практический этап(2-3 неделя апреля)

    Оформление ментальной карты «Именины Земли»

    Оформление мотивационного стенда «Маршрутная карта»

    Нод: «Наша планета-Земля»

    презентации с тематикой- «Космос»

    Чтение научно-познавательной литературы по выбранной теме проекта «Именины Земли»

    Обогащение предметно-развивающей среды

    Подвесная выставка (совместное творчество родителей и детей - «Земля моя планета»

    Экспериментальная лаборатория

«Земля-живая планета»

    Коллаж «Животные нашей планеты»»

    Детские творческие работы- «Жители других планет» из пластилина и бросового материала

    Викторина «Земля-живая планета»

10.Художественное творчество педагог совместно с детьми - «Парад планет»

11.Просмотр презентаций на тему: «Наша планета-Земля.

12.Творческие работы детей на тему «Портрет моей планеты»

13.Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на космические темы, знакомство с глобусом

14.Беседы на темы: «Почему происходит смена дня и ночи, времён года?» «Куда прячется солнышко?» «Чем уникальна наша планета?»

15. Подготовка сказки -инсценировки: «Заповедник»

Продукты реализации проекта:

Выставка работ «Портрет моей планеты»

Акция «Береги нашу планету»

Лепбук «Планета Земля»

Огород «Земля - живая планета»

Итог проекта(презентация результатов): Праздник «Именины Земли» (со стихами, играми с приглашением гостей).

Список литературы:

    Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.

    Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.

    Бабаева Н.И. и др., «Детство», примерная программа дошкольного образования; С-пб, «Детство», 2015г.

    Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».

    Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)

    Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности».

    Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г

    Дитрих А.К и др. «Почемучка»,М: Педагогика-пресс, 1994г.

    «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

    «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова, из-во «Скрипторий», 2003.

    «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)

    Интернет- ресурсы:

http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 38458/

http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos

http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos

http://mults.spb.ru/mults/? id=1375

http://mults.spb.ru/mults/? id=230

Приложение

План работы в рамках проекта «Именины Земли» по образовательным областям

ПОЗНАНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    «Одуванчик» (интегрированное занятие: познавательное + развитие речи)

    «Глобус – модель Земли» (дать представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному)

    Опытническая деятельность «Свойства почвы»

    Д.и. «Вода, земля, суша»

    Рассматривание в энциклопедиях поверхности

    Земли« Земля космическое чудо» (моделирование процессов происходящих в природе)

    «Упражнение на развитие памяти «Чего не стало?» (цифры)

    Математические игры: «Числовые ракеты», «Создай марсианина» (Игровизор), «Человек в лесу», «Птички» (составление силуэта из геометрических фигур)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    «Дарьюшкины сказки» (способствовать формированию первоначальных основ экологической культуры на использовании персонажей известных русских народных сказок и других произведениях фольклора)

    ТРИЗ «Что бы было, если бы не было Земли…»

    «Дом, земля, планета» (формировать умение проводить звуковой анализ слов: подбор слов-заместителей, графическая запись слогов, модель звукового состава слова.

    П.и. «Посадим цветы», «Лунатики» (подготовка руки к письму)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Чтение П. Воронько «Лучше нет родного края»

    Чтение Ч.Айтматова «О чем говорит Земля?»

    Заучивание стихотворения В.Берестова «Ты, скажи мне реченька лесная… »

    Чтение В.Орлова «Дом под крышей голубой»

    Чтение отрывка из книги Шорыгиной «Экологические сказки» – «Земля-кормилица»

    Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова

    Пение «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

    Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской

    Рисование «Портрет моей планеты» Создание живописной композиции с изображением пейзажа: передача соотношения неба и земли, основных фактурных и цветовых характеристик, необходимых деталей.

    Лепка «Наш гость-лунатик»

    Синтез искусств «Образ Земли в творчестве художников»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

    «Планета Земля – наш общий дом» (интегрированное занятие: экология + развитие речи)

    Беседа «Человек – часть живой природы» (воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе)

    Уборка мусора на территории детского сада совместно с воспитателем

    Познавательная игра «Береги природу»

    Д.и. «Что будет, если…» (правила поведения в природе)

Сказка – инсценировка «Заповедник»

Наступила весна. Растаял снег, побежали ручейки. Вышел из берлоги медведь (медведь потягивается и идёт на поляну). Ой, ой я, кажется, лапу поранил (машет лапами и кричит)

На поляну сбежались звери: тигр, заяц с зайчонком, лиса с лисёнком.

Тигр: что случилось? медведь, ты чего ревёшь?

Медведь: я лапу поранил, смотрите, что на поляне (на поляне разбросан мусор, остатки костра, сломаны ветки)

Лиса (хватается лапами за голову) ой, ой, кто это намусорил?

Заяц: Ой, и я, кажется, лапу поранил (наступает на банку). А у меня зайчата маленькие, как они по такому лесу бегать будут (показывает на мусор)

Звери вместе: Что ж это в лесу происходит? Кто ж это в лесу намусорил?

Появляется лесовик: здравствуйте звери, что случилось?

Медведь: посмотри, Лесовик, кто-то в лесу намусорил

Тигр: как же мы в таком лесу жить будем?

Лесовик: это люди приходили, пикник устраивали мусор, разбросали, ветки сломали, костёр жгли, хорошо хоть лес не спалили

Тигр: Лесовик, сделай так, чтобы люди к нам в лес не ходили

Медведь: костры не жгли

Лиса: мусор не бросали

Заяц: ветки не ломали

Лесовик: это можно. Вокруг себя повернусь, земле матушке поклонюсь. Врата лесные на замок, получается заповедный уголок. С сегодняшнего дня, в лесу будут спокойно жить звери, а людям сюда – дорога закрыта!

МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки»

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Космические дали»

Разработал: Обыденнова Л.Ф., воспитатель