Проблема толерантности и путей ее формирования. §1.4. Возрастной аспект формирования толерантности

Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями.

В настоящее время дети склонны проявлять агрессию уже в самом раннем возрасте. Часто она проявляется по отношению к животным, растениям, ну и, конечно же, к сверстникам. Поэтому формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка.

Школа, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счёте определяет индивидуальное и коллективное поведение людей. В школе продолжается формирование толерантности. Именно учитель должен так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.

Толерантность нужно воспитывать с первых и до последних дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива.

Следовательно, формировать толерантность нужно на протяжении всей жизни.

Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности.

§2.1. Описание методов исследования.

Чтобы изучить реальный уровень толерантности школьников мы использовали Методику диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) и Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической - отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

0 - совсем неверно,

1 - верно в некоторой степени,

2 - верно в значительной степени,

3 - верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные люди.

20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

21. Я имею привычку поучать окружающих.

22. Невоспитанные люди возмущают меня.

23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать других.

24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

26. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

27. Жить в одной комнате с посторонним человеком для меня просто пытка.

28. Когда другой не соглашается в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

30. Меня раздражает, если другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

32. Меня часто упрекают в ворчливости.

33. Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

38. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым людям по совместной работе.

44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми.

45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.

Обработка результатов. По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале - 15, общее по всем шкалам - 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Любые религиозные течения имеют право на существование

Если друг предал, надо отомстить ему

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

Беспорядок меня очень раздражает

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов:

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

1 - полностью согласен

2 - согласен

3 - скорее согласен

4 - скорее не согласен

5 - не согласен

6 - абсолютно не согласен

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

I. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

II. Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам: До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

III. Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

Формирование толерантности у школьников.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности. Не все это могут понять и принять.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

В настоящие время пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами.

В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Проявлять толерантность – это, значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, она обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания .

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Норина А.И


«Формирование толерантности у подростков».
Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его

Глазах сложный духовный мир – радость,
горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй,

Как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека. В.А. Сухомлинский

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки.
Распространение нетерпимости – не только внутренняя проблема Казахстана. Это глобальная проблема. Она встала во весь рост именно в эпоху глобализации. Многие в этих условиях испытывают дискомфорт, с которым далеко не всегда умеют справиться. Одна из главных целей воспитания толерантности – научить преодолевать дискомфорт, формировать умение положительно реагировать на новое.
Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска активных механизмов воспитания в духе толерантности.
В последнее время в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным механизмом «терпимости». Основой толерантности является право на отличие. Известный российский исследователь А.П. Садохин, анализируя сущность понятия толерантность (от лат. tolerantia – терпение), выделяет такие ее признаки: уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность.

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. …

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В тоже время толерантность не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Можно рассматривать как социальную норму в которую входят следующие компоненты:
♦социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга.
♦признание равенства партнеров;
♦готовность другого принять таким каков от есть;
♦доверие, умение выслушать друг другого;
♦способность к сочувствию, сопереживанию
Другой подход к укреплению толерантности выражается в созданий условий, необходимых для укрепления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость реальную заинтересованность в культурных различиях, многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также конструктивно разрешать разногласия.
Толерантность –это условие нормального фукционирования гражданского общества и и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблеме культуры общения- одна из самых острых в школе, да и вообще в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым друг к другу, что очень непросто.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и отдельных его институтах. Не является исключением школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы толерантности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии-способность выживания человечества, условий гармоничных отношений в обществе.
В настоящее время молодое поколение воспитывается во многом под влиянием реальной жизни. Наблюдается разрушение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования. В формировании толерантности у детей особая роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Толерантной личности присущи многие качества, такие как: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие качества. Естественно, эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как любое социальное качество – врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция, и установки толерантного поведения формируются, стимулируются и корректируются, сначала окружающими нас взрослыми, а потом самим человеком. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций. Эти личностные особенности начинают развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей. Нравственное развитие ребенка, связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, по мнению Л.И. Божович, в период формировании у ребенка в дошкольном возрасте первых глубинных представлений о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека - его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно. Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе.
Основными показателями сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста являются: просоциальная направленность; успешная социальная адаптация; способность к активному творческому взаимодействию со средой.
Анализ психологической литературы по исследуемой теме показывает, что оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантных установок является подростковый возраст, когда происходит развитие психических процессов, формируется личность ребенка. Рассматриваемый возраст-этап развития подростка. Представляющий наиболее благоприятные возможностидля воспитательной деятельности по активному, целенаправленному формированию, изменению в нужном направлении его физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения. В возрасте13-15 лет происходит формирование мотивационно-ценностной и жизненной платформы, собственных взглядов и убеждений, умение оптимально реагировать замечания, справедливую и несправедливую критику, способность себе и окружающим говорить «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинство других, ответственности за свои поступки. Именно в подростковом возрасте обретаются пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Актуальность данной проблемы мы видим, прежде всего, в необходимости выявление наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

    формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

    формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

    развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

    развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

    формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

    профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

    гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

    включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

    реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный: Деятельностный:

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт,

индивидуальный подход.

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

признание права каждой личности
на свободу,
самоопределение, индивидуальность
и самовыражение;

В педагогической практике немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, дебатов, диспутов).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
В связи с этим педагог на предметных уроках, особенностях на классных часах, должен уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам проживающих в Казахстане.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе его терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Процесс формирования толерантности будет эффективным, если:
-- рассматривать формирование толерантности в качестве приоритетной задачи;
-- учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;
-- планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности;

использовать современные технологии (интерактивные методы обучения, практико- ориентированный, дифференцированный подходы).
Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В работе Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Ковальчук М.А выделяются следующие методы формирования толерантности.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения.
Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если удается сочетать требовательность и доброту.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.
В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают : развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие в сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.
Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых субъект внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Человек часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу приводятся убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Каждая дилемма должна иметь отношение к реальной жизни; быть, по возможности, простой для понимания; быть

незаконченной; включать два или более вопроса, наполненные нравственным содержанием; предлагать на выбор варианты ответов. Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Игры условно разделяются на три основные категории: оргдеятельностные, деловые, ролевые. Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. В ходе деловой игры используются дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии, человек отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности. Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.
Таким образом, перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими людьми.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знанияо происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, что бы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, экскурсии, просмотров кинофильмов и т.д.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников

Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом., снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными членами разновозрастного коллектива, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы членов коллектива, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной в наши дни, т. к резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение и стереотипы поведения.
Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
формирование культуры межнациональных и межличностных отношений, требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд должно осуществляться по формуле: «родители+дети+учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьезный и эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменение самого себя, своих стереотипов своего осознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь важно, не само по себе, а как путь не просто толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает к учащемуся в роли наставника.
Воспитание в духе «терпимости» должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В заключении своего выступления хочется сказать, что нам взрослым, необходимо подавать положительный пример своим детям и воспитанникам в отношении терпимости к другим людям. Лишь так мы добьемся результатов в стремлении к толерантному обществу.

Литература:

1.Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с. ISBN 978-5-87555-725-5
2.Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников
3.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// «Семья и школа».
4.Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование. 2001.№9. 2002№1
5. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
6. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
7. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

Оксана Горскина
Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

МБДОУ ЦРР Д/С № 25 «РОДНИЧОК»

Консультация

«Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста »

Составила : Горскина О. А.

Толерантность (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению .

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, групп, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, то есть толерантность .

В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие.

В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности , но и подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.

В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий , языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы.

Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях.

Люди, не обладающие толерантностью , проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениями, которых требуется от нас жизнь.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному :

В испанском язык оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Толерантность как основополагающий принцип морали : «Мы обречены на толерантность » . Определение толерантности можно сформулировать так : помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность .

1) формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самооценкой, неповторимой личности.

2) Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себе с ними, выделение сходства и различия.

3) Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.) .

4) Воспитание активной жизненной позиции на основе :

Осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

Осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решения; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

Углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

Интереса к жизни других людей;

- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

Определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила» , «закон» , «норм» , «требования» , «традиции» ).

Средства воспитания толерантного поведения :

Всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды , создание атмосфера добра и взаимопонимания;

Гармонизация отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребенок-школа-социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей ;

Культивирование ценностей другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

Концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

Использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

Взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;

Примеры великого братстве народов, подвигов во имя людей : воины и их последствия;

Организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра , а также проявления заботы о детях. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек» , а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности . Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую активность. Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение , принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит , большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности . Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение , соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, собственные функции.

Взрослый выделяет как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении , целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения .

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека» , и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение , анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Во второй младшей группе представлен тематический блок «Я и мои близкие» , обеспечивающий реализацию содержания воспитательного процесса в специально организованных видах деятельности посредством игровой формы организации деятельности взрослых и детей.

Тема 1. «Я и мои друзья» .

Тема 2. «Я доверяю другому»

Тема 3. «Мне нравится слушать тебя» .

Тема 4. «Играю с тобой» .

Тема 5. «Я люблю эту книгу (мультфильм, картинку и т. п.) ».

В средней группе содержание представлено тематическим блоком «Я и образ другого» , реализуемым посредствам традиционных , сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другим.

Тема 1. «Другой, такой как я» .

Тема 2. «Я и папа (мама) понимаем друг друга».

Тема 3. «Сочувствие другому» .

Тема 4. «Сочувствие другу» .

Тема 5. «Ценность - антиценность» .

Тема 6. «Мы играли и обнаружили…» .

В старшей группе содержание представлено тематическим блоком «В моей семье и в культуре других» , реализуемым посредством сценариев , сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений «оживленных» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми как их творчество и реально пережитых.

Тема 1. «Конфликт в семье» .

Тема 2. «Детская ссора» .

Тема 3. «Культурная традиция принятия гостей» .

Тема 4. «Добрый-злой в сказках различных народов» .

Тема 5. «Пойми другого» .

Тема 6. «Ты не такой как я (национальность) ».

Тема 7. «Принимаю тебя (куда, какого, как) ».

Источники :

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика.

Толерантность , С. Г. Ильинская

Толерантность . Введение в проблему, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра