Организации взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета «Топ» - известия;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Ольга Попова
Взаимодействие детского сада и семьи

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников.

Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья ".И наш коллектив апсолютно согласен с этим высказыванием. Ведь для любого ребенка семья - целый мир , где он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт : убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но всё-таки, приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье .

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время стала очень актуальна. Изменившаяся современная семья - финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования- всё это заставляет искать новые формы взаимодействия . Но наша задача не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

У педагогов и родителей единые цели и задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи . Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй , а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для успешного сотрудничества с родителями мы стараемся придерживаться принципов взаимодействия :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом . Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Термин «взаимодействие » предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, ну и, конечно же, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь , взаимоуважение и взаимодоверие , знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду , также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада .

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей : переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду . Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей .

Формы работы с родителями

Презентация дошкольного учреждения

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Дни открытых дверей

Педагогический совет с участием родителей

Педагогические ситуации

Педагогические беседы с родителями

Тематические консультации

Собрание, круглый стол с родителями

Конференции с родителями

Общие собрания родителей, которые могут вкючать :

Элементы тренинга;

Мастер-классы;

Семинар-практикум;

Видеотренинг;

Видеопрезентацию;

Показ занятий на видеозаписи

Школа для родителей

Читательские конференции по книгам о воспитании

Тематические выставки

Информационные бюллетени

Тематические листовки

Настольная тематическая информация

Анкетирование

Самопрезентация педагога

Создание Портфолио воспитанника. Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов и т. д.

Совместные праздники, развлечения

Спортивные соревнования

Проекты

Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно, постоянно обращаемся к опыту детства , к жизни в семье : даже седой ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома» , «чему меня учила моя мать» , «что мне показывал отец» . Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребёнка к пониманию смысла слов.

«Годы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в то время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Поэтому родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации, а мы – педагоги, воспитатели - должны им в этом помочь

Мы считаем, что совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье , о детском саде , проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат наших совместных усилий – это новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Организация: МБДОУ №71 «Дельфин»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих изменений в системе дошкольного образования - закон «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с его реализацией, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Педагогам следует пересмотреть принцип взаимодействия с родителями для налаживания контактов, чтобы оказывать поддержку семье в воспитании ребенка. Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей: собрания, пункты консультирования, информационные стенды, родительские группы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Почему же данные методы неэффективны? Родители не откликаются, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимости участия? Причин много, но в большей степени родители просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. Пока у взрослого не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие. Что может служить основой для сближения людей? Только сам ребенок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принес ему день, воспитатель формирует понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом. Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть сам ребенок, а не образовательная программа .

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.

Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей :

    Создание единого образовательного пространства.

    Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.

    Формирование родительской ответственности.

    Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

    Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.

    Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:

Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.

Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:

    Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

    Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;

    Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;

    Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;

    Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.

Родители могут выступать:

    в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;

    в роли эксперта, консультанта или организатора;

Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

    установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

    искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;

    заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

    системный характер работы.

Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:

    ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;

    видят, как ребенок общается с другими;

    начинают больше понимать в детском развитии;

    получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

    обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми;

    знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;

    получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

    понять, как родители мотивируют своих детей;

    увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

    узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;

    получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.

Примером такого участия в нашем ДОУ может стать группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Вместе с мамой». Разработана и внедрена в образовательную деятельность группы кратковременного пребывания программа «Мамина школа» для родителей детей раннего возраста. Данная программа призвана помочь родителям научиться лучше понимать своих детей, вооружить их необходимыми знаниями о возрастных особенностях, развитии эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сферы ребенка, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ним, тем самым, создавая условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы: интеграция общественного и семейного воспитания, создание условий для диалога и совместной деятельности в системе ребенок- родитель- педагог в рамках образовательного учреждения. Необходимость в разработке данной программы обусловлено тем, что по результатам опроса, проведенного в ДОУ, значительная часть родителей, особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье, проявляют интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в понимании личностных и индивидуальных особенностей своего ребенка и установлении контактов с ним.

Данная форма предоставления услуг пользуется большим спросом у населения нашего города. Наблюдается увеличение контингента воспитанников в группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой». Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: нахождение малыша рядом с мамой в стенах образовательного учреждения и совместная их деятельность, увеличения спроса на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность, необходимость повышения уровня родительской культуры, родителей, дети которых не посещают детский сад, легкая степень адаптации при поступлении ребенка в массовый детский сад.

В настоящее время остро встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на субботниках, собраниях, праздниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детского сада, внести свой вклад в образовательную работу. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах, неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

«Открытость детского сада внутрь»- это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут с оснащением педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, это: общеобразовательная школа, музыкальная школа, библиотека и др. Так на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерты в детском саду, дети, сотрудники, родители вовлекаются в городские мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству и др. выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе города, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организована трансляция из детского сада. В День защитника Родины с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах. Ценность работы детского сада в микросоциуме – в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.

В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.

Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.

Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.

Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.

Литература:

    Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.

    Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.

    Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

Галина Щедрова
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте . Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности .

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи .

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия . Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях :

1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей , ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.

3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем :

1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является :

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом .

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей . Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему : «Социальный портрет семьи » . По результатам изучения анкет выяснилось следующее : если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи . Анализ рисунков воспитанников на тему : «Моя семья » , «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения , игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада .

Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д.

Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки) .

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление

интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой

ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между

педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях , апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери» . В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире» . Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было : развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости» .

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День рождения» в 2009-2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках. В. А. Сухомлинский сказал : «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я тебя знаю» (январь, 2009) . Здесь родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба» . А вот на открытом мероприятии на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от участия своих родителей на таком празднике.

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля» . Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи .

В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии недели «Специалист» . Родитель был вовлечен в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ» , «Елочка- зеленая иголочка» , «Щедрая- осень» , «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/ сада с семьями воспитанников . Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты : «Моя мама- самая любимая» ; «Мой папа- солдат» ; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско -родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях д/ сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения .

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/ сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Задачи работы детского сада с семьей

1. Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности;

2. Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4. Семья лишь объект воздействия;

5. Незнание жизни родителей

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства.

В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины - матери для участия в общественном производстве.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.

Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

Как воспитывают;

Чему учат;

Насколько успешно готовят к школе.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения - формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само - собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии будет достаточно полной.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.

В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему - то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи - это авторитет родителей.